8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

В каком году выпустили первую ниву


Биография Нивы по годам — DRIVE2

Я думаю, для истинных ценителей будет интересна эта информация. Рассмотрим подробно по годам.

1970 год, лето. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин предложил создать автомобиль, подобный «Жигулям», но повышенной проходимости.
1972 год. Создан первый опытный образец Э-2121, назван испытателями «Крокодилом».
1973 год. Автомобиль приобрел имя «Нива».
1974 год. Госиспытания: пробег по Предуралью и Уралу (4000 км), по Средней Азии (13 000 км), экзамен на Дмитровском полигоне и на грунтовых дорогах (16 000 км).
1975 год, 31 июля. Подписан приказ Минавтопрома о постановке на производство новой модели – автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
1976 год, январь. С конвейера сошли первые 50 автомобилей, собранные по «обходной технологии» к XXV съезду КПСС.
1977 год, 5 апреля. Начался серийный выпуск автомобилей «Нива».
1978 год, сентябрь. Дебют «Нивы» в автоспорте – на чемпионате СССР по автокроссу.
1980–1981 годы. «Нива» – серебряный призер чемпионата Союза по автокроссу, золотой призер в ралли-рейдах «Тунис–Париж» и «Алжир».
1982 год. Серебряный призер в ралли-рейде «Париж–Дакар», первое место в ралли-рейдах «Алжир» и «Ралли фараонов».
1983 год. «Нива» – победитель чемпионата Союза по автокроссу. «Серебро» «Дакара», первые места в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов».
1984 год. Победа в ралли «Алжир», а на «Ралли фараонов» весь пьедестал принадлежал «Ниве».
1985 год. Создание экспериментальной военной модификации – автомобиля-амфибии «Река».
1986 год. Победа в «Вин-сафари» в Австралии.
1993 год. Начало производства модели ВАЗ-21213 «Тайга».
1994 год. Участие в научно-спортивно-технической экспедиции «Транс-Гималаи-96» (15 000 км) по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии.
1996 год. Начало производства длиннобазовой пятидверной «Нивы» – ВАЗ-2131 «Кедр».
1999 год. Экспедиция «Тибет-99», взята высота в Гималаях – 5726 метров над уровнем моря, покорение горы Эверест – 5200 метров.
1999 год, апрель. Покорение Северного полюса на автомобиле «МАРШ-1922».
2001 год, 27 июня. Подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия СП «Джи Эм-АВТОВАЗ» по производству легковых автомобилей. В качестве объекта производства избрана модель «ЛАДА НИВА-2123».
2002 год, 23 сентября. С конвейера СП сошел первый автомобиль Chrevrolet Niva.
2005 год. Намеченное прекращение производства «Нивы» не состоялось.
2006 год. АВТОВАЗ изготовил более 30 тысяч трехдверных и свыше 11 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год. Запланировано увеличение производства почти 40 тысяч трехдверных и 5 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год, 7 января. Стартовал автопробег «Русский прорыв». Общая протяженность – свыше 20 тысяч километров по маршруту Москва–Париж–Дакар–Джибути. В нем принимали участие два автомобиля на базе LADA 4×4: модификация «скорая помощь», пикап LADA 2329 и Chevrolet Niva.
2009 год, август. Начало выпуска модернизированной Нивы. Удалось улучшить ходовые качества, выше комфорт, надежность, унифицированы некоторые узлы и детали с «Шевроле-Нива».

Сегодня легендарный внедорожник продолжает пользоваться спросом, как на российском, так и на зарубежном рынках. Так, в объеме поставок АВТОВАЗа в Германию, где LADA сегодня занимает третье место по темпам роста продаж среди иностранных брендов, доля вазовских внедорожников составляет более 50% и это радует. Радует то, что через 35 лет своего производства, машина до сих пор актуальна и востребована даже за рубежом. Честь и хвала тем людям, которые стояли у истоков ее создания!

Запись опубликована автором nikolay в рубрике Интересные факты из биографии Нивы, История создания. ros-niva.ru/avtobiografiya-nivyi/#more-741

20 невероятных фактов о любимой Ладе 4x4 (она же Нива) — журнал За рулем

Как машину тестировал Брежнев, почему на ней был мальтийский крест, при чем тут Чебурашка и почему шведам угрожали выбить за Ниву зубы.

Материалы по теме

  • Говорят, в 1986 году японцы из Suzuki подарили одному из создателей Нивы Петру Прусову рекламный проспект Suzuki Escudo (Vitara) с дарственной надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Скорее всего, это байка: конструктивно машины все-таки разные: японская — рамная, русская — с несущим кузовом. Но ВАЗ-2121 Ниву (Lada 4x4) можно действительно считать одним из предков современных кроссоверов, а также внедорожников малого класса.

Петр Михайлович Прусов, ведущий конструктор проекта 2121.

Петр Михайлович Прусов, ведущий конструктор проекта 2121.

  • Петр Михайлович рассказывал, что в названии «Нива» зашифрованы имена его детей (Натальи и Ирины) и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Вадима и Андрея). Хотя для большинства это название имеет другое значение — плодородное поле. Прежде чем дать автомобилю имя, вазовцы изучали значение слова и его благозвучие на разных языках.

По второй версии, название «Нива» придумал дизайнер автомобиля Валерий Павлович Семушкин.

По второй версии, название «Нива» придумал дизайнер автомобиля Валерий Павлович Семушкин.

  • Первый прототип ВАЗ-Э2121 носил неофициальное название «Крокодил Гена» и был мало похож на привычную нам Ниву. Скорее он смахивал на Renault Rodeo (1970) и Citroen Mehari (1968). Последний вы можете знать по серии фильмов о жандарме из Сан-Тропе с Луи де Фюнесом. «Нивский» прототип также имел открытый тентованный кузов.

Один из «крокодилов» Э2121 на испытаниях.

Один из «крокодилов» Э2121 на испытаниях.

  • Почему «Крокодил Гена»? Наверное, потому, что второй экспериментальный образец автомобиля был ярко-зеленым, и потому, что в то же время завод создавал экспериментальную малолитражку Э1101, прозванную «Чебурашкой». В том же 1971 году «Союзмультфильм» выпустил одноименный мультик Романа Качанова. Если сравнить изображения машины и персонажа мультика, можно сказать, с некоторым прищуром, что по глазам/фарам — похожи.

Известный всем сейчас облик Нива получила только в 1973 году благодаря 33-летнему дизайнеру Семушкину.

Известный всем сейчас облик Нива получила только в 1973 году благодаря 33-летнему дизайнеру Семушкину.

Материалы по теме

  • Еще одним «крестным» Нивы стал генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, страстный автомобилист, владевший, по разным оценкам, коллекцией из 49 или даже 68 автомобилей. После показа ходовых образцов генеральному директору завода Виктору Полякову, а затем министру автомобильной промышленности Александру Тарасову будущую Ниву отправили на показ Брежневу.
  • По воспоминаниям Семушкина, генсек двадцать минут неизвестно где катался, к ужасу охранников, на экспериментальной машине, потом вылез из нее, хлопнул ладонью по крыше и сказал: «Делайте автомобиль!»
  • Кстати, этот образец, классического для модели ярко-желтого цвета, был единственным с шильдиками «Нива» и вазовской символикой. Остальные «закамуфлировали» шильдиками с большой латинской F и табличками free way.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

«Русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу»
Австрийский автожурнал Austromotor, 1978 год.

5 апреля 1977 года, 42 года назад, на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля ВАЗ-2121, более известного под маркой «Нива». Этот, пожалуй, самый известный как в России, так и за рубежом внедорожник поистине олицетворяет целую эпоху отечественного автомобилестроения. И в наши дни автомобиль под маркой LADA-4x4 продолжает стоять на конвейере. Сегодня, отдавая дань «Ниве», мы расскажем об основных вехах в истории самого удачного коммерческого гражданского внедорожника, когда-либо созданного в нашей стране.

Рождение «сельского лимузина»

Советский Союз был страной, в которой огромные пространства, сельские поселения и грунтовые дороги занимали весомую часть огромного государства. Инициатива о создании автомобиля для тружеников колхозов и совхозов была одобрена. Но практически сразу оценили возможности нового авто и геологи, и нефтяники, и другие советские труженики и первопроходцы постоянно исследовавшие и осваивавшие всё новые части нашей необъятной Родины. Зачастую они были вынуждены использовать как основное средство передвижения военные внедорожники. Но ГАЗ-69 «Козел» и УАЗ-469 армейского образца были весьма аскетичными машинами. Более того, в них постоянно нуждалась мощная и многочисленная Советская армия, а значит, гражданским конторам они поставлялись по остаточному принципу и были в дефиците. 


Эксперементальный ВАЗ-Э2121 «Крокодил». Источник: https://www.zr.ru

История «Нивы» начинается в 1970 году. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин был опытным и тонким экономистом и видел, что народному хозяйству страны требуется гражданский, достаточно комфортный, но в тоже время проходимый автомобиль. Он дает задание на разработку такой машины группам конструкторов трех заводов: АЗЛК, ВАЗ, ИЖ. Все три завода имели шансы создать отличный автомобиль. Но конкурс безоговорочно выиграл ВАЗ. Объясняется это тем, что московский завод был очень загружен производством «Москвичей», и его решили не тревожить выпуском новой модели. ИЖмаш же был очень плотно занят в оборонной сфере, и военные не спешили отдавать свои мощности под непонятные им проекты. Молодой конструкторский коллектив молодого тогда завода в Тольятти получил карт-бланш на доводку и постановку на производство новой модели внедорожника.

Еще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это аббревиатура! Название дали в честь его детей – Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева –Вадима и Андрея. Так это на самом деле или просто красивая легенда, неизвестно.

Первые «Нивы»

Специально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент «легковой» и «внедорожной» программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» – Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.


Источник: https://www.zr.ru

Большую роль в судьбе автомобиля сыграл Петр Михайлович Прусов – его главный конструктор. Он всеми силами отстаивал известный нам сейчас облик автомобиля. Дело в том, что многие критики и государственные чиновники хотели максимально упростить и удешевить конструкцию автомобиля. Первые прототипы, получившие название «крокодил», выглядели совсем уж неказисто и мало чем отличались от сурового армейского собрата УАЗика. Прусов смог дойти до самого Косыгина и отстоять свой проект несущего закрытого кузова, который и придал «Ниве» неповторимый и запоминающийся внешний вид.

Нужно сказать, что испытания автомобилей-прототипов проходили очень строго, в обстановке секретности, даже несмотря на то, что автомобиль был гражданским. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили. Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат». Испытания в условиях Средней Азии подошли к концу в 1973 году, когда «Нива» и приобрела ставший классическим облик. Все последующие изменения коснулись лишь внешних элементов машины.


Источник: https://www.zr.ru

Серийная «Нива»

31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» – первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.


Источник: https://www.zr.ru

Проект тольяттинцев стал настолько удачным и легким в производстве не только из-за в целом отличных конструкторских решений, но и потому, что во многих узлах и агрегатах «Ниву» унифицировали с уже производящимися на ВАЗе легковыми автомобилями -2101, -2103 и -2106, знакомыми каждому из нас. От седана полноприводник унаследовал элементы внешнего декора, фонари, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель с рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.


Источник: https://www.zr.ru

Всего за годы производства всех модификаций и видов «Нивы» выпущено свыше 2,5 млн машин, и их производство продолжается. «Нива» поставляется на экспорт в более чем 100 стран. Автомобиль имеет десятки модификаций – от обычных и семейных пятидверных вариантов до проходимой «скорой», спортивного, раллийного вариантов. История «Нивы» не заканчивается, и сейчас концерн «АвтоВАЗ», продолжает улучшать и совершенствовать современную «Ниву», задумывается о новой итерпретации прославленного внедорожника.


Современная «Нива». Источник: https://www.pinterest.ru

Обложка: https://www.pinterest.ru

Как создавалась легенда: история «Нивы»

В апреле нынешнего года Lada 4X4 отмечает свой юбилей: вот уже 40 лет модель, периодически модернизируясь, стоит на конвейере. Отдавая дань уважения к этому легендарному автомобилю, давайте вспомним основные вехи его истории

Началось все в далеком уже 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» задачу по созданию комфортабельного внедорожника для жителей сельской местности.

Так ВАЗ-2121 менялся в процессе отработки конструкции и совершенствования дизайна

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121увидел свет в 1971 году. Причем его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли за сорок лет. По сути, это было шасси с простейшим оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля — внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом 1,6 литра, достаточно ли надежна коробка,  требуется ли машине блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей секретности, а на вопросы интересующихся заводчане отвечали, что испытывают новый румынский внедорожник.

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес. А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным. В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля. По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники. Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

Помимо продажи на родине, «Нива» активно продвигалась и на зарубежных рынках. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный внедорожник приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира. Импортеры активно переоборудовали автомобиль, делая из него пикапы, кабриолеты, стилизуя его по моде. Помимо этого, сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране. Кстати, японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы», подарили в 1986 году Петру Прусову рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году Нива своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров, в том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса, а уже в следующем году забралась в Гималаи на высоту 7260 метров. Побывала она и на Фудзияме. О надежности машины говорит и то, что серийный  автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. Немало на счету «Нивы» и спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.

В 2001 году история ВАЗ-2121 как «Нивы» завершилась. Обладателем исключительной лицензии на товарный знак «Нива» стало СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». Но история самого автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.

1998. «Нива» побывала и в Антарктиде (1990 г.), и на Северном полюсе (1998 г.), не раз покоряла своим ходом вершины и одерживала победы в ралли марафонах

1999. В 1999 г. «Нива» поднялась на высоту 5726 м в горах Тибета. До нее на такую высоту колесная техника своим ходом не поднималась

Импортеры всячески рекламировали ВАЗ-2121 в своей периодике, помимо этого некоторые из них позволяли себе адаптировать машину под свои рынки сбыта путем доработок

ВОТ УЖЕ 40 ЛЕТ LADA 4X4 СТОИТ НА КОНВЕЙЕРЕ ВОЛЖСКОГО АВТОГИГАНТА. МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНА СОВСЕМ НЕ МЕНЯЛАСЬ. ЧТО Ж, НАДЕЕМСЯ РАЗУВЕРИТЬ ВАС В ЭТОМ. ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МЫ ПРИВЕДЕМ ЛИШЬ САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЕСЛИ ЖЕ ГОВОРИТЬ О МЕЛКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ, ТО ЕЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ БЫЛО СТОЛЬКО, ЧТО ХВАТИЛО БЫ НЕ НА ОДНУ СТАТЬЮ.

5 АПРЕЛЯ 1977

Сборка первого серийного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

1980

Начало производства экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем. Автомобиль производился ограниченными партиями, прежде всего для английского рынка. Также машины поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку.

1985

Завершены государственные испытания плавающей модификации «Нивы» — ВАЗ-2122 (проект «Река»). Госкомиссия рекомендовала автомобиль к постановке на производство. Автомобиль позиционировался как армейский внедорожник для командира роты, но в открытом документообороте завода проходил как «автомобиль для рыболовов и охотников».

1990

Начало производства модификации с двигателем 21214 с центральным впрыском топлива. Внесение большинства изменений в конструкцию двигателя связано с переходом на систему впрыска, введением элементов, обеспечивающих выполнение экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительной доработки элементов двигателя.

1993

Начало производства модификации ВАЗ-21213 с двигателем 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. В частности, увеличилась третья дверь, что существенно снизило погрузочную высоту. Также автомобиль обзавелся новой светотехникой.

1995

Начало выпуска модификации ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Она мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в комплектацию входили иные бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.

1995

Начато производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.

1996

Начато производство удлиненной на 300 мм трехдверной модификации ВАЗ212180 «Фора» фирмой ПСА «БРОНТО».

1997

Начато производство пикапов ВАЗ-2329 на базе ВАЗ-2131 в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. Грузоподъемность автомобиля составляет 4 человека и 350 кг груза.

2011

Запуск в серию модификации ВАЗ-21214 с ABS и BAS. Автомобиль частично унифицирован с Niva-Chevrolet. В частности, на него было установлено новое сцепление компании Valeo. В результате ресурс этого узла увеличился вдвое, а сам автомобиль стал менее подвержен вибрации из-за усиленной демпферной пружины и увеличенного диска.

2013

В соответствии с законодательством на все автомобили Lada 4х4 внедрены дневные ходовые огни в надфарниках. Внедрены катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию кузова до 6 лет.

2014

В промежуточном вале карданная крестовина заменена ШРУСом, что снизило вибрации, исходящие от трансмиссии, и существенно улучшило комфорт автомобиля. Введен новый вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности — с 8 до 9 дюймов, применен новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64. Следствием модернизации стала надежность и долговечность тормозной системы, увеличился пробег до смены тормозных колодок. Увеличена размерность амортизаторов, проведена оптимизация длины и характеристик демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески со 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования автомобиля, увеличить ресурс амортизаторов.

2014

Начато производство комплектации ВАЗ-21214 «Урбан» с измененным внешним видом (бамперы, решетка радиатора), электропакетом, системой кондиционирования воздуха и электроподогревом сидений. Увеличена длина щеток стеклоочистителя с 330 до 410 мм (расширена зона очистки лобового стекла). Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (повышена эффективность омывателя).

2016

Осуществлен переход на нормы токсичности Евро-5+, введен модернизированный ступичный узел с нерегулируемыми подшипниками. В базовой комплектации автомобили оборудуются электростеклоподъемниками и ABS. Внесены изменения в конструкцию переднего моста: его отсоединили от двигателя и установили на передней подвеске. Это решение привело к снижению вибраций, что позволяет при необходимости установить на автомобиль другой (новый) силовой агрегат.

LADA 4x4: 40 лет достижений

Хочу получать самые интересные статьи

40 лет «Ниве». История создания. | Автомобиль как искусство

Советский и российский автопром, к великому сожалению, нельзя назвать законодателем в мире автомобильного стиля, технологий и моды. По большей части, наши заводы догоняли своих западных коллег, в лучшем случае – были с ними на одной ступени развития. Однако как минимум один громкий успех с последовавшим признанием и славой по всему миру СССР на свой счет может записать. Речь идет о тольяттинском внедорожнике ВАЗ-2121 «Нива». Появившись на конвейере ровно 40 лет назад, в апреле 1977 года, он стал родоначальником класса комфортабельных «гражданских» полноприводников.

История началась, когда ВАЗ еще не выпустил даже первые товарные «копейки». В кругах высшей власти СССР задумались о том, что стране нужен современный автомобиль для села: с комфортом легковушки и проходимостью армейского внедорожника. Летом 1970 года председатель Совета министров страны Алексей Косыгин дал поручение о разработке трем заводам: АЗЛК, Ижмашу и ВАЗу. Ни о какой рыночной конкуренции в Союзе речь, понятное дело, даже не шла. Победителем должен был оказаться один проект, которому резолюция высокой комиссии открывала дорогу на конвейер.

Выиграли тольяттинцы со своей «Нивой». Злые языки предпочитали говорить об имевшемся в верхах «лобби» молодого завода. Однако разумнее объяснить выбор сугубо технической стороной дела. Вазовцы предложили принципиально новую, современную конструкцию, которая в то же время использовала узлы уже освоенных моделей «Жигулей». Машины АЗЛК и Ижмаша были архаичнее и являлись производными от аскетичных внедорожников, хотя задание подразумевало, что в качестве исходника нужно было взять легковушку. Кроме того, оба завода не имели достаточных ресурсов для освоения новинки: московский - из-за высокой загрузки, ижевский - из-за отсутствия интереса со стороны Министерства обороны, своего «начальства».

Впрочем, на первых порах и «Нива» выглядела далеко не так, как ее знают во всем мире. В середине 1971 года в Тольятти построили два прототипа ВАЗ-Э2121. Они представляли собой простейший кузов в стиле классических армейских полноприводников с откидным ветровым стеклом и мягким верхом. Один из них был окрашен в зеленый цвет, за что и получил ласковое прозвище «крокодил». Любопытной была тестируемая схема трансмиссии. В ней можно было отключать передний или задний мост. То есть автомобиль мог быть передне-, задне- или полноприводным по выбору водителя. Забегая вперед, скажем, что в серию такая разработка не пошла из-за сложности.

Интересно, что уже на начальном этапе работы над проектом его окружили плотной завесой секретности, хотя результатом должен был стать отнюдь не военный автомобиль. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили. Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат».

Петру Михайловичу Прусову стоило больших трудов убедить высоких чиновников в выборе именно закрытого несущего кузова. Многие, несмотря на формулировку задания, все еще настаивали на постройке облагороженного армейского вездехода, а не «полноприводных «Жигулей». Не менее важную роль в судьбе модели сыграл дизайнер Валерий Семушкин. Он нарисовал «Ниву», какой мы все ее знаем.

Знакомые очертания машина приобретает в 1973 году, и до встречи с конвейером изменения носят больше косметический характер. В частности, круглые раздельные передние «надфарники» и указатели поворота в итоге объединили в единый блок; несколько итераций, постепенно увеличиваясь в размерах, претерпели бамперы; задние фонари круглые на первом этапе, позже заменили на детали от ВАЗ-2103, а в окончательном варианте – на ВАЗ-2106. Последнее объясняется просто: на стадии прототипов внедорожника «трешка» уже выпускалась (с 1972 года), а «шестерка» оказалась на конвейере только в 1976-м, то есть всего за год до освоения «Нивы».

С «шестеркой» ВАЗ-2121 роднят не только задние фонари. От седана полноприводник унаследовал иные элементы внешнего декора, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.

Еще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это… аббревиатура! Дескать, название дали в честь его детей, Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева, Вадима и Андрея. Так это на самом деле, или же это просто красивая легенда, неизвестно.

Специально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент легковой и внедорожной программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» - Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.

31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» - первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.

Lada 4x4 — все самые главные изменения — журнал За рулем

На днях появилась информация об очередной модернизации Лады 4х4. Масштаб предлагаемых доработок ничтожен — скорее речь идет об исправлении багов. Не верите? Тогда вспомним все ключевые изменения модели, которые действительно улучшили характеристики машины.

Материалы по теме

Волжский автомобильный завод приступил к производству Нивы (ВАЗ-2121) в 1977 году. Машина имела весьма оригинальную конструкцию. Небольшой трехдверный жесткий несущий кузов, постоянный полный привод и массовое применение стандартных агрегатов заднеприводного семейства ВАЗ.

Использовались узлы от флагмана легкового семейства того времени — ВАЗ-2106. От него Ниве достался двигатель рабочим объемом 1,6 л и мощностью 80 л.с. со всем навесным оборудованием, 4-ступенчатая коробка передач, задние фонари и даже элементы комбинации приборов. Получившийся компактный и юркий вездеход пользовался высоким спросом не только в нашей стране, но и очень хорошо продавался за рубежом. Модель выпускалась полтора десятка лет без серьезных модернизаций. Недаром те времена называли застоем.

Ниву самой первой генерации проще всего отличить по высокой задней полке с «шестерочными» фонарями.

Ниву самой первой генерации проще всего отличить по высокой задней полке с «шестерочными» фонарями.

С такой передней панелью и рулем от ВАЗ-2106 увидела свет первая Нива.

С такой передней панелью и рулем от ВАЗ-2106 увидела свет первая Нива.

Новое имя для Нивы

Не все помнят, но самые первые, значительно модернизированные Нивы, выпущенные в 1993 году, даже получили имя собственное — Тайга. Однако имя не прижилось. Зато на автомобиль с новым заводским индексом ВАЗ-21213 начали устанавливать двигатель с увеличенным до 1,7 л рабочим объемом. В систему питания внедрили карбюратор «Солекс».

Карбюраторный двигатель 21213 считался довольно надежным и неприхотливым.

Карбюраторный двигатель 21213 считался довольно надежным и неприхотливым.

А еще на обновленную Ниву стали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач. Значительной переделке подвергли заднюю часть кузова. Снизили погрузочную высоту до уровня пола багажного отделения и, соответственно сделали выше третью дверь. По бокам от дверного проема установили специально разработанные задние фонари.

Модернизированный вариант ВАЗ-21213: новые передняя панель и руль.

Модернизированный вариант ВАЗ-21213: новые передняя панель и руль.


Новые фонари значительно осовременили машину.

Новые фонари значительно осовременили машину.


Топливные игры

Нива, пожалуй, единственный автомобиль из всей вазовской продукции, который примерил на себя практически все возможные системы питания двигателя. Помимо карбюраторов двух семейств — «Озон» и «Солекс», были еще и две разные системы впрыска топлива. Машины с моновпрыском поставлялись на экспорт, а моторы с распределенным впрыском начиная с 2002 года предн

Avtostarevchik › Блог › Неизданное/Мучительно долгий путь к конвейеру второго поколения «Нивы», или история знаменитой ВАЗ-2123 (часть I — конструкция шасси)

В марте 1978 года Ведущим конструктором по автомобилю ВАЗ-2121 был назначен В. Холод, которым вскоре был составлен план проектных и экспериментальных работ, затрагивавших изменение основных параметров «Нивы». Данный проект в соответствии с действовавшей классификацией получил обозначение «2123». В апреле 1978 года на имя главного конструктора Г.Мирзоева из Управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) Минавтопрома, была направлена аналитическая справка НАМИ. В которой среди прочего, был дан анализ конструкции и причин появления дефектов, предложены первоочередные меры по устранению дефектов и конструктивных недостатков «Нивы». Наверняка в какой-то степени эта справка послужила одним из толчков к началу работ по модернизации «Нивы», которая была намечена на начало 80-ых годов ХХ века. 
В рамках работ по модернизации «Нивы», было решено изготовить ходовой макет с увеличенной на 150мм. колесной базой, по отношению к ВАЗ-2121, распределив это увеличение частью на улучшение посадки задних пассажиров, а также увеличение объёма бензобака, частью на увеличение длины багажника. Изменением промежуточного карданного вала и крепления раздаточной коробки, надеялись снизить вибрацию трансмиссии.
В течение февраля-марта 1979 года, были выполнены необходимые проектные работы, выданы конструкторские задания на доработку кузова и карданной передачи, а также в Центр стиля на доработку интерьера. 
 Для сохранения на ходовом макете кронштейнов крепления штанг задней подвески, была выбрана сложная схема реза несущего кузова «Нивы» - разрез был проведен не вертикально за дверями, а по сложной ступенчатой схеме. Рубка стандартного кузова, была начата 12 февраля 1979 года и к лету этого же года ходовой макет был готов.

Полный размер

ВАЗ-2121Л, представлял собой стандартную «Ниву» ВАЗ-2121, оборудованную подмоторным щитом, имитирующим контур нижней части передка будущего ВАЗ-2123 в соответствии с предлагавшейся первоначально компоновкой силового агрегата с подрамником и новой передней подвеской.


Уже 25 июня 1979 года, вышла техническая справка ТС-2084, по результатам замеров параметров автомобиля ВАЗ-2121У (удлинённого — так макет назывался у испытателей), проведённых в отделе доводки кузовов УГК. Автомобиль заметно отличался от обычных «нив» 15-сантиметровой глухой вставкой за дверями. Основной задачей этого образца, было разобраться, насколько «Ниве» необходимо увеличение базы и как эти дополнительные 150мм. наилучшим образом перераспределить в объёме салона.
Задание на испытание такого макета, было выдано в начале 1987 года. При этом испытатели вначале сочли проведение испытаний этого автомобиля нецелесообразным, поскольку уменьшение дорожного просвета под щитом относительно базового ВАЗ-2121, было слишком большим. Тем не менее, ВАЗ-2121Л был выпущен на испытания с апреля 1987 года.

Полный размер

1987 год, проект 2123. прототип-2121Л (лыжа) с имитацией одного из вариантов компоновки моторного отсека.


Сперва прототип оценили на снегу, а затем, летом, и на песке.

Все испытания прототипа 2121Л, проводились в сравнении со стандартной Нивой

По результатам испытаний, было установлено, что установка щита (предлагаемая компоновка будущего ВАЗ-2123) уменьшает дорожный просвет, что приводит к увеличению площади контакта днища автомобиля с гребнем колеи. Кроме того, при застревании в некоторых условиях несколько увеличивается усилие эвакуации автомобиля ВАЗ-2121Л. В остальном параметры проходимости остались на уровне ВАЗ-2121.

Испытания прототипа 2121Л показали, что замечания есть только по глубокой колее и по усилию эвакуации в некоторых условиях. Отпечаток лыжи на снегу на вфото, отмечен белой стрелкой. В остальном проходимость осталась на уровне 2121.


Так же в 1978 году, вскоре после начала серийного выпуска «Нивы», в УГК был составлен рабочий план проектных и экспериментальных работ, затрагивавших изменение ее основных параметров. Данный проект был направлен на устранение некоторых врожденных недостатков конструкции, такие как :отсутствие широкой гаммы модификаций, неоптимальный компромисс размеров автомобиля, маленький объём багажника, неудачная посадка водителя, плохая экономичность, повышенный уровень шума, низкая надёжность трансмиссии.
Так в соответствии с действовавшей классификацией, будущий автомобиль получил обозначение — «2123». Кроме того, в 1980 году были начаты работы по модернизации «Нивы», которые велись параллельно с проектом «2123», однако работы и по тому, и по другому направлению из-за отсутствия должного финансирования и загруженности людских ресурсов заданиями по семейству ВАЗ-2108, постоянно приостанавливались.
В 1982 году, Заместителем министра автомобильной промышленности СССР Н.Потаповым, была утверждена «Схема развития автомобильной промышленности на период до 2000 года». В соответствии с которой, ВАЗу намечалось организовать производство нового автомобиля малого класса ВАЗ–2123 с годовым выпуском 65000 штук в 1995 году и увеличением объема производства до 200000 штук, к 2000 году. На основании этого документа, было выпущено указание технического директора АВТОВАЗа М.Фаршатова, от 19 июня 1982 года о начале работ по этой теме.
В 1983 году, П.Прусовым был подготовлен «График разработки автомобилей в XI и XII пятилетках», где впервые в плане работ УГК, официально появилась тема «Семейство автомобилей малого класса 4x4». Согласно этому графику, в 1984 году должны быть подготовлены технические предложения по автомобилю. На октябрь 1984 года намечался техсовет УГК, а на 1985 год планировалась разработка технического задания, разработка эскизного проекта и утверждение техзадания на уровне завода. По существовавшему в то время порядку техзадание необходимо было представить на рассмотрение в министерство. На 1986, год планировалось изготовление опытных образцов. Однако из-за того, что вся группа полноприводных автомобилей отдела общей компоновки (ООК), в то время вплотную занималась проектом ВАЗ-2122 и свободных людей попросту не было, сроки работ над проектом неоднократно переносились.
В конце 1984 года, ведущим конструктором по теме «2123» был назначен Ю.Овчинников. В апреле 1985 года в ООК было проведено первое совещание, по рассмотрению проекта концепции «2123» — «легковой автомобиль с постоянным приводом на все колёса, повышенной проходимости, способный двигаться по бездорожью, обладающий увеличенным внутренним пространством и с конструкцией кузова, допускающей создание модификаций».
К октябрю 1985 года, был подготовлен первый вариант техзадания на автомобиль «2123», который и был рассмотрен на ноябрьском техсовете ООК. На нем была одобрена концепция автомобилей семейства «2123» и кроме того, были даны конкретные рекомендации по доработке техзадания и дальнейшим действиям. Этот вариант техзадания, предусматривал создание автомобиля с каркасным кузовом. Впрочем, дело ограничилось примерным предварительным расчетом силовой структуры каркаса (согласно протокола техсовета), поскольку довольно быстро стало ясно, что для производства автомобилей такой конструкции требуются новые технологические решения: по сварке каркаса из легированных сталей и новая же технология сборки, кроме того, стоимость пластмасс, которые бы могли использоваться для создания кузовных панелей, была высока. Наконец, в случае перехода на модульную конструкцию с широким применением пластмасс, необходимо было проводить полную реорганизацию действующего производства, отказавшись от постепенного вытеснения старой технологии, что неминуемо влекло за собой огромные затраты.
2 июня 1986 года, был проведён техсовет комплекса шасси, по концепции узлов шасси «2123». Среди прочего, рассматривался вопрос о возможной унификации ВАЗ-2123 с переднеприводными автомобилями ВАЗ по поперечному силовому агрегату. Для поиска оптимальной конструкции, компоновщикам пришлось прорабатывать оба варианта – как продольное, так и поперечное размещение двигателя. Первые работы по проработке поперечного расположения двигателя были начаты в ООК в апреле 1986 года. По воспоминаниям Юрия Овчинникова, результаты графической проработки выявили несколько значительных недостатков поперечной схемы (исходя из имевшихся в распоряжении рабочей группы размеров двигателя, коробки передач, колёс и с учетом требований по обеспечению необходимого клиренса) — автомобиль получался слишком широким, с колеёй, увеличенной на 100 мм по сравнению с продольной схемой трансмиссии. Увеличивался также передний свес автомобиля. Результатом этого могло стать снижение свойств проходимости по сравнению с автомобилем продольной компоновки. Все попытки что-то улучшить компоновочными методами, привели к математическому обоснованию выводов, полученных в эскизной графической проработке. В октябре 1986 года, на очередном техсовете было определено, что более предпочтительной является продольная компоновка силового агрегата, для автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2123, что и определило дальнейший ход работ по проекту.
Первоначально планировалось разработать и изготовить три серии ходовым макетов на базе кузовов ВАЗ-2121. В первой серии из двух автомобилей, предполагалось применить переднюю подвеску типа McPherson с доработанным рулевым механизмом ВАЗ-2121. Применить новую размерность к


Смотрите также