Для определения КБМ Вы должны ввести фамилию, имя, отчество и дату рождения собственника транспортного средства, данные документа, удостоверяющего его личность, либо фамилию, имя, отчество и дату рождения лица, допущенного к управлению транспортным средством, и данные о его водительском удостоверении.
Нажимая на кнопку "Поиск", если Вы даёте своё согласие на обработку персональных данных. Персональные данные, введенные Вами в следующей форме, будут использованы исключительно для работы сервиса определения КБМ, не будут передаваться куда-либо ещё и будут уничтожены сразу после окончания сеанса.
Для определения коэффициента КБМ необходимо ввести корректные реквизиты
Собственник транспортного средства
Договор ограничен количеством водителей, допущенных к управлению транспортным средством
Внимание! Определить КБМ возможно только для водителей – граждан РФ
Внимание! Определить КБМ возможно только для собственников – граждан РФ
Внимание! Определить КБМ возможно только для юридических лиц – резидентов РФ
Транспортное средство*
Введите VIN или государственный регистрационный знак транспортного средства
Проверка КБМ по базе РСА позволяет автовладельцу определить свой индивидуальный класс, влияющий на величину бонуса-малуса. С 2015г. указом Правительства введена система поощрения безаварийной езды при приобретении страховки ОСАГО — коэффициент бонус-малус, сокращённо, КБМ.
Содержание статьи
Обязанности по отслеживанию и фиксированию страховой истории каждого водителя возложены на Союз автостраховщиков РФ (РСА). Данная организация ведёт статистику страховых случаев с каждым шофёром, и в соответствии с этим присваивает ему определённый класс КБМ. Проверить свой КБМ водитель сможет несколькими способами, наиболее доступный из которых — узнать интересующие его данные на официальном сайте РСА, где представлена информационная база автовладельцев.
Владелец автотранспортного средства может определить личный КБМ в онлайн режиме, заполнив электронную форму на портале РСА. Данный сервис абсолютно бесплатный, и проверка займёт буквально пару минут. Для этого потребуется войти на сайт Союза, находящийся по электронному адресу: autoins.ru. Затем переходя по разделам «ОСАГО» — «Расчёт стоимости» — «Проверка КБМ». В открывшемся подразделе заполняем представленную электронную форму, и получаем данные из базы АИСа (автоматической идентификационной системы).
В запрос потребуется ввести:
После ввода этой информации, пользователь получает сведения о своём классе согласно базе АИС РСА.
Отечественными автостраховщиками предоставляется возможность приобретения полиса ОСАГО без ограничения количества водителей. Такой вариант идеально подходит для предприятий, осуществляющих пассажирские или грузовые перевозки. Нет никакого ограничения на число шофёров, допускаемых до управления определённым автомобилем. Можно, при необходимости, в любой момент производить замену, не производя корректировок в полис «автогражданки».
Правда, для получения сведений по КБМ автовладельцу придётся предоставить ряд дополнительных данных:
Полис автострахования для юрлиц всегда оформляется без ограничений. Поэтому «пробить» КБМ юридического лица можно, зная данные владельца автотранспорта и его автомобиля. В соответствующем разделе на сайте выбираем в графе «Собственник» — «Юрлицо», и заполнить появившуюся электронную форму.
Для этого потребуется внести такие данные:
Для получения сведений, во сколько обойдётся автовладельцу ОСАГО в будущем году, при заполнении электронного бланка следует проставить корректную дату. Для этого, при заполнении пункта «Дата расчета» следует указать год, число и месяц окончания действия имеющегося на руках страхового полиса, и прибавить к этой дате ещё один день. В итоге автовладелец получит информацию о стоимости полиса ОСАГО для него в будущем году, если за оставшееся время он не совершит по своей вине никаких ДТП.
Чтобы получить корректную информацию из базы данных РСА, потребуется правильно заполнить электронную форму. Особое внимание следует уделить выбору категории автовладельца — является ли он частным лицом, или некоей организацией. Также необходимо правильно указать в подразделе тип договора ОСАГО — обычный или без ограничений. Далее от пользователя потребуется всего лишь внести нужные сведения в соответствующие электронные поля.
Класс КБМ, присваиваемый каждому автоводителю, величина отнюдь не постоянная. Он может меняться в сторону понижения, либо повышаться. При понижении класса цена автострахования возрастает. За каждый год аккуратного вождения рейтинг автовладельца повышается на один пункт. Согласно действующей таблице КБМ, это даёт шофёру право на 5% бонус.
Но иногда бывает, что класс в рейтинге КБМ понижается безо всякой видимой причины. Водитель за истёкший год не стал виновником ни одной аварии, но его рейтинг почему-то стал ниже.
Причин бывает обычно две:
Исправить ситуацию можно обратившись к своему автостраховщику, либо непосредственно в РСА при помощи официального сайта. Рассмотрение заявки может занять срок до 30 календарных дней. После восстановления КБМ, водитель вправе потребовать от страховщика провести перерасчёт.
Класс КБМ прямо влияет на стоимость полиса ОСАГО: чем он выше (ваш класс, а не коэффициент), тем в меньшую сумму обойдётся страховка. Поэтому перед приобретением полиса всегда рекомендуется рассчитать собственный КБМ на онлайн-портале РСА или на нашем сайте. Это позволит выявить невольные или преднамеренные ошибки страховщиков фирмы при расчете «автогражданки».
Страховая история автомобилистов ведётся с 1.01.2015г. С этого времени вступило в силу соответствующее постановление правительства, и была создана единая страховая база всех водителей. Страховая история КБМ содержит сведения обо всех ДТП, виновником которых явился данный гражданин. Здесь же можно отследить изменение личного рейтинга в классификации КБМ в течение истёкших четырёх лет.
Чтобы проверить личную историю КБМ, потребуется зайти на онлайн-портал Союза автостраховщиков, и ввести свои идентификационные сведения. В результате пользователь сможет получить, наряду с актуальными данными о своём классе на настоящий момент, информацию о личной страховой истории в базе АИС РСО. Таким образом, сайт РСО — незаменимый инструмент получения различной информации для всех автовладельцев нашей страны.
Под коэффициентом бонус-малус (КБМ) понимается показатель, которые обозначает уровень дисциплинированности водителя транспортного средства. Он используется страховыми компаниями для того, чтобы рассчитать стоимость оформления полиса ОСАГО. КБМ был введен в 2003-м году, причем принцип его определения и механизм предоставления скидок при заключении со страховщиком договора несколько раз менялся.
В результате нередко возникает путаница, устранить которую может использование для проверки коэффициента только надежных ресурсов и баз данных. К их числу относится официальный сайт РСА, то есть Российского союза автостраховщиков, ведущего реестр страховых полисов, исчерпывающая информация о которых собирается в АИС РСА (автоматизированной информационной системе).;
Для того, чтобы проверить КБМ ОСАГО по единой базе РСА в режиме онлайн, необходимо ввести сведения о владельце транспортного средства, к числу которых относятся:
•ФИО собственника;
•дата его рождения;
•реквизиты водительского удостоверения;
•дата формируемого запроса в РСА. В данном случае следует указывать день, следующий за окончанием срока действия текущего полиса ОСАГО.
После введения указанной информации во все формы ввода, следует поставить галочку о согласии с установленными на сайте правилами обработки и предоставления данных, а затем нажать на кнопку «Проверить». В течение нескольких секунд интересующие пользователя данные будут выведены на экран, после чего их можно использовать при расчете цены полиса. Важно отметить, что услуга проверки предоставляется бесплатно.
Нередко возникает ситуация, когда определить КБМ не удается и сервис проверки выдает ошибку. Причин подобного развития событий может быть несколько:
•ошибка со стороны автостраховщика, передавшего в РСА неверные данные;
•изменения в документах владельца транспортного средства или водителя;
•сбой в работе АИС РСА;
•заключение владельцем автомобиля нескольких страховых договоров или использование нелегального полиса страхования, например, без прохождения техосмотра.
В случае ошибки со стороны страховой компании собственник авто может обратиться с жалобой в контролирующий орган – Центробанк РФ или непосредственно в РСА.
Проверить свой КБМ можно на сайте https://roskbm.ru
Проверка осуществляется абсолютно бесплано, можно проверить и на сайте РСА, но он жутко лагает. По сути источник один и тот же, просто этот сервис работает быстрее. Рассказываю как произвести проверку.
Полную инструкцию можно прочитать у них на сайте. https://roskbm.ru/kak-uznat-kbm
1.Проверяете КБМ бесплатно путем заполнения формы.
2. Заказываете коррекцию вашей скидки за безаварийное вождение.
3.Оплачиваете услугу по ссылке, которая приходит Вам на e-mail.
4.Восстановление вашей скидки КБМ занимает как правило 1-3 дня, проверить в РСА актуальную скидку КБМ вы можете на нашем сервисе, а так же на любом другом понравившемся, в случае отрицательного результата проверки денежные средства возвращаются (два случая на 100 восстановлений)
№ заявки
Дата
Имя
№ удостоверения
Статус заявки
Коэфицент КБМ До
Коэфицент КБМ после
Р-17065
02.03.2020
Гончаров С. В.
**** ***938
КБМ понижен
1
0.75
К-00190
22.02.2020
Гараев М. Т.
**** ***511
КБМ понижен
0.95
0.55
О-68628
17.01.2020
Подтяжкина Н. С.
**** ***753
Возврат средств
1
1
Р-04661
15.01.2020
Батчаев О. О.
**** ***879
Возврат средств
0.85
0.8
Т-70117
14.01.2020
Сермус А. Н.
**** ***014
КБМ понижен
1
0.5
А-43063
11.01.2020
Воронцов В. В.
**** ***402
Возврат средств
0.75
0.75
К-08037
07.01.2020
Климовская Т. В.
**** ***358
КБМ понижен
0.75
0.5
Х-81680
01.01.2020
Алешков А. А.
**** ***275
Возврат средств
0.9
0.85
Е-29764
31.12.2019
Климовский С. В.
**** ***652
КБМ понижен
0.75
0.5
А-22295
28.12.2019
Кузнецова Е. И.
**** ***299
Возврат средств
0.9
0.9
Т-46005
28.12.2019
Мельников А. В.
**** ***822
КБМ понижен
1
0.5
С-38778
26.12.2019
Кордупов Д. Е.
**** ***978
КБМ понижен
0.95
0.55
Х-80026
25.12.2019
Косарев П. А.
**** ***990
КБМ понижен
0.8
0.5
К-64324
25.12.2019
Горланов А. Е.
**** ***289
Возврат средств
0.95
0.95
С-18711
25.12.2019
Черниченко П. Г.
**** ***034
КБМ понижен
1
0.8
С-47542
25.12.2019
Иванчик В. Л.
**** ***046
Возврат средств
0.8
0.8
К-64337
25.12.2019
Гранкин В. М.
**** ***054
КБМ понижен
1
0.5
Е-10538
25.12.2019
Воронцов Н. В.
**** ***248
КБМ понижен
1
0.5
К-90801
25.12.2019
Воронцова Т. В.
**** ***856
КБМ понижен
1
0.5
У-18963
25.12.2019
Кобец С. С.
**** ***433
Возврат средств
0.75
0.75
У-57370
24.12.2019
Порубаев Р. А.
**** ***313
КБМ понижен
1
0.5
Т-19006
24.12.2019
Порубаева Н. Е.
**** ***186
КБМ понижен
0.75
0.5
Е-58786
24.12.2019
Красавин Н. В.
**** ***375
КБМ понижен
0.95
0.8
С-60430
24.12.2019
Кузнецов И. И.
**** ***610
Возврат средств
0.8
0.8
А-05450
23.12.2019
Мельников А. В.
**** ***822
Возврат средств
1
1
Е-08069
23.12.2019
Коршиков В. М.
**** ***941
КБМ понижен
0.8
0.5
А-21118
23.12.2019
Данильянц А. А.
**** ***745
КБМ понижен
1
0.8
О-79030
23.12.2019
Подтяжкин Д. А.
**** ***047
КБМ понижен
1
0.7
Т-17046
22.12.2019
Головань в. с.
**** ***982
КБМ понижен
0.9
0.7
А-01451
22.12.2019
Наполов С. С.
**** ***028
КБМ понижен
1
0.5
Х-05117
22.12.2019
Кузьмин В. И.
**** ***121
КБМ понижен
1
0.8
В-09631
22.12.2019
Ющенко А. И.
**** ***693
КБМ понижен
0.75
0.5
Н-06531
20.12.2019
Подтяжкин Д. А.
**** ***047
КБМ понижен
0.9
0.5
Х-78814
20.12.2019
Джапаридзе П. В.
**** ***799
КБМ понижен
1.4
0.95
Х-70773
20.12.2019
Пронченко М. М.
**** ***462
КБМ понижен
1
0.9
Х-07395
19.12.2019
Алексеева Т. К.
**** ***546
КБМ понижен
1
0.5
Е-18681
17.12.2019
Раздабарина И. В.
**** ***360
КБМ понижен
1
0.5
А-83007
17.12.2019
Терехов А. А.
**** ***504
Возврат средств
1
1
К-07915
17.12.2019
Швецов А. С.
**** ***185
Возврат средств
1.55
1.55
О-93950
17.12.2019
Алексеева Г. В.
**** ***307
КБМ понижен
1
0.5
Т-88851
16.12.2019
Воробьев И. В.
**** ***279
Возврат средств
0.8
0.75
Н-71644
16.12.2019
Евгений В. Д.
**** ***891
Возврат средств
0.95
0.95
Х-69169
15.12.2019
Артеев И. Н.
**** ***005
Возврат средств
0.7
0.7
Р-40068
13.12.2019
Епифанов М. С.
**** ***687
КБМ понижен
0.85
0.5
М-58272
12.12.2019
Буданова, Д. В.
**** ***625
Возврат средств
0.9
0.9
С-31240
12.12.2019
Карлов А. А.
**** ***665
Возврат средств
1
1
Т-27767
12.12.2019
Ташбулатов А. З.
**** ***278
КБМ понижен
1
0.85
У-03508
12.12.2019
Епифанов С. М.
**** ***443
КБМ понижен
1
0.5
К-10330
12.12.2019
Ильин Е. В.
**** ***312
Возврат средств
0.95
0.95
У-06005
09.12.2019
Наумова О. Е.
**** ***730
КБМ понижен
0.8
0.5
С помощью формы на сайте Союза Автостраховщиков вы можете проверить ваш КБМ (коэффициент бонус-малус) по базе АИС РСА. Я рекомендую проверять именно по ней, а не по разным неофициальным доступам, потому что она даёт максимально полную информацию. В частности, эта проверка сообщает откуда взялось текущее значение Кбм – какая именно страховая и по какому номеру полиса насчитала такое значение (номеру полиса в свою очередь можно проверить тут).
Запрос происходит напрямую в базу данных Российского Союза Автостраховщиков на указанную дату (её можно выбрать). Это важно, т. к. во-первых при оформлении нового полиса в страховой КбМ будут смотреть на дату начала нового полиса, т.е. он меняется на следующий день после окончания текущего полиса. Во-вторых, если вы вписаны в несколько полисов ОСАГО, то при оформлении новой страховки смотрят коэффициент по последнему окончившемуся полису. Из-за этого в разные дни может быть разное значение, учтите это. Подробнее о ситуации “скачаущего Кбм” читайте на форуме.
Информация в базе РСА иногда может быть неправильной, то есть коэффициент Кбм (он же – “скидка” за безаварийную езду) может быть больше, чем вам положен. Это происходит чаще всего тогда, когда ваша предыдущая страховая компания внесла неправильный Кбс в базу при оформлении вашего последнего полиса.
“Класс” и “Кбм” водителя – это почти одно и тоже. То есть сейчас по классу можно однозначно определить Кбм, и наоборот.
Проверить свой Кбм можно по таблице ниже. Стартовый класс = 3.
Класс на начало срока страхования | Коэффициент (КБМ) | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев Проще говоря – при попадании в ДТП по вашей вине на следующий год ваш класс изменится на: | ||||
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 страховые выплаты | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Пример (как посчитать свой Кбм по таблице):
Допустим вы застраховались в прошлом году 10.11.2017. В течение этого года страхования у вас есть определенный класс и Кбм (он не меняется в период страхования и до 10.11.2018 будет показываться при проверке Кбм ОСАГО онлайн). Например, у вас сейчас – класс 7 и коэффициент 0,8. Вы хотите узнать какой будет Кбм на следующий год. Для этого:
Коэффициент бонус-малус (КБМ) — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).
№ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||||
0 страховых возмещений за период КБМ | 1 страховое возмещение за период КБМ | 2 страховых возмещения за период КБМ | 3 страховых возмещения за период КБМ | Более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||||
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | ||
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | ||
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | ||
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | ||
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | ||
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | ||
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | ||
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | ||
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | ||
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | ||
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | ||
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | ||
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | ||
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | ||
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально и влияет на стоимость договора ОСАГО. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».
Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): перейти на сайт РСА.
Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного КБМ в будущем.
В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.
Написать заявление на внесение изменений можно в любом офисе ПАО СК «Росгосстрах». Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через Личный кабинет клиента.
С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год — 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора.
Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. КБМ присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается КБМ = 1.
При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается КБМ = 1.
Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
При заключении нового договора ОСАГО, КБМ будет равным КБМ, который был определен на 1 апреля текущего года.
Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП.
Не влияет на КБМ.
1
Вы получите
кассовый чек
2
На почту и смс
уведомление об оплате
и номер заявки
3
Адрес страницы
для отслеживания
статуса заявки
Возврат происходит автоматически как только вы получите уведомление о том, что КБМ не снижен. Так же вы получите чек возврата
КБМ (коэффициент Бонус-Малус) - коэффициент безаварийного вождения, от которого зависит стоимость полиса ОСАГО. В зависимости от страхового стажа и совершенных ДТП коэффициент может быть понижающим и повышающим.
Проверка КБМ осуществляется на основании запроса в РСА (российский союз автостраховщиков)
Для договоров с ограничением списка водителей, допущенных к управлению авто, КБМ применяется согласно таблице представленной ниже на этой странице. На текущий момент КБМ изменяется один раз в год и устанавливается на период с 1 апреля текущего года по 31 марта следующего года. Для всех договоров, заключенных в этот промежуток времени должен применяться единый КБМ. При этом КБМ все еще можно восстановить, если на данный момент времени он рассчитан несправедливо.
Для договоров без ограничений с 1 апреля 2019 года согласно указанию ЦБ всегда применяется КБМ = 1. Ранее КБМ применяется исходя из данных собственника транспортного средства.
Если у Вас как у собственника был применен КБМ = 0,5, а как у водителя сейчас применен завышенный КБМ (КБМ собственника и КБМ водителя - разные вещи), то вы можете восстановить свой КБМ водителя до прежнего состояния, то есть до 0,5.
Также вы можете проверить полную историю КБМ, воспользовавшись формой по этой ссылке.
Ваш текущий КБМ |
Кол-во ДТП по вашей вине | ||||
---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | > 4 | |
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Для учета КБМ с 1 января 2013 года действует автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков (сокращённо - АИС РСА), которая содержит все сведения о полисах обязательного страхования, страховых событиях, автомобилях, и их владельцах.
С момента введения данной системы страховые компании при продаже полисов ОСАГО обязаны проверять КБМ по базе данных РСА, а также вносить в эту базу полные сведения о страхователе и его транспортном средстве.
АИС РСА содержит информацию о договорах, заключённых с 01.01.2011 по настоящее время. Однако в базе имеются пробелы. Те страховщики, у которых ЦБ отозвал лицензию (в 2011-2012 годах рынок страхования покинуло около 25 страховых компаний) не передали в единую базу сведения о договорах, заключенных у них. Таким образом, у РСА не было возможности учесть эти данные. Ряду водителей пришлось начинать накапливать свою скидку заново, так как при отсутствии информации в АИС РСА, при расчёте будет применяться КБМ равный единице.
КБМ — коэффициент бонус-малус — представляет собой систему тарифных коэффициентов, которая применяется для изменения размера страховой премии, то есть суммы, которую страхователь платит страховой компании за приобретаемую им страховку ОСАГО.
Применение данного коэффициента призвано поощрить водителей, которые безаварийно управляют транспортным средством, а также финансово наказать тех, кто является виновником дорожно-транспортных происшествий. То есть, для тех, кто участвует в дорожном движении и при этом не становится участником ДТП, стоимость полиса ОСАГО оказывается ниже. Для тех, кто становится причиной возникновения ДТП, цена страховки повышается.
Разобраться в том, каким может быть данный коэффициент, позволяет таблица КБМ. Она включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент), а также класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Итак, первый столбец — это класс страхования (страхователя), который присваивается каждому конкретному водителю. Если Вы являетесь начинающим водителем, то Вы относитесь к третьему классу, для которого коэффициент равен единице.
В дальнейшем такой класс может быть повышен или понижен. Максимальный — 13, минимальный — М. Общее число — 15 классов (М и от 0 до 13). Определение класса осуществляется один раз в год по итогам прошедшего года. Дата определения — 1 апреля (за период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего).
Если за прошедший период Вы не становились виновником ДТП, то есть страховщиком не осуществлялось страховое возмещение, Ваш класс повышается на единицу. То есть для начинающего водителя за один год безаварийной езды, класс страхования становится равным 4, а КБМ составит 0,95. Из этого следует, что стоимость полиса ОСАГО станет ниже, а именно сократится на 5%.
За каждый последующий год безаварийной езды стоимость ОСАГО оказывается уменьшенной ещё на 5% процентов. Наименьшей цена страховки окажется для водителей с 13 классом страхования. Такой водитель может рассчитывать на максимально возможное уменьшение полиса — в 50%.
Самой высокой стоимость полиса окажется для водителя с классом страхования М. Для него цена будет увеличенной на 145%, а КБМ окажется равным 2,45.
То, как повышается класс страхования, вопросов не вызывает. Однако возможно не только повышение, но и понижение. О том, как изменится Ваш класс страхователя, если Вы окажетесь участником ДТП и произойдут страховые возмещения, информирует таблица КБМ. С её помощью можно самостоятельно определить новый класс страхования.
Для этого в первом столбце необходимо выбрать текущее значение (для начинающих водителей — 3, для остальных в зависимости от безаварийности езды за прошедшие периоды). В соседнем столбце указывается значение коэффициента бонус-малуса, которое может находиться в пределах от 05 до 2,45. Далее следует выбрать количество страховых случаев, которые произошли на протяжении срока страхования (одного года). Здесь следует принимать во внимание только те из них, которые произошли по вине данного водителя.
На пересечении строки с классом страхования и столбца с количеством страховых случаев отображается значение на следующий год. Например, для водителя с классом 3 за год безаварийной езды оно увеличивается до 4. Если за срок страхования (год) была осуществлена одна страховая выплата, класс такого водителя становится равным 1, при количестве страховых случаев от 2 и более, водителю присваивается класс М.
Следует отметить, что чем выше класс страхователя, тем большее количество страховых случаев должно быть осуществлено для такого водителя, чтобы его класс оказался минимальным. Так, для водителя с классом 13, который является максимальным, необходимо на протяжении года (периода страхования) стать виновником 4-х дорожно-транспортных происшествий. Если же такой водитель станет виновником одного ДТП, то его класс уменьшится до 7, двух — до 3, а трёх — до 1.
Таким образом, таблица является достаточно наглядной и позволяет без особых трудностей самостоятельно определить, каким станет коэффициент бонус-малус на следующий период страхования. Также не составит труда отыскать такую таблицу на просторах Интернета. При необходимости она может быть сохранена на Ваше устройство (стационарное или мобильное) или распечатана, чтобы обратиться к ней можно было в любое удобное для себя время.
Страховые компании в свою очередь проверяют КБМ конкретного водителя по базе АИС РСА. Далее проверяется наличие и количество страховых ситуаций, которые произошли за год страхования по вине данного водителя. После этого ему присваивается новый класс на следующий период страхования.
Для определения коэффициента на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков потребуется указать требуемые корректные реквизиты. К числу таковых относится дата заключения договора или дополнительного соглашения, выбрать которую можно в предложенном здесь же календаре. Также потребуется указать тип собственника. Это может быть юридическое или физическое лицо. В последнем случае также понадобится выбрать пункт, касающийся того, ограничен ли договор количеством водителей, допущенных к управлению транспортным средством. После заполнения всей необходимой информации достаточно нажать на кнопку «Применить» и ознакомиться с результатом.
Необходимо отметить, что с 1 июля 2014 года база АИС РСА была определена в качестве единственного источника получения сведений, касающихся предыдущего периода страхования. Именно тогда она стала использоваться для осуществления расчёта правильного КБМ. Эта информационная система содержит данные о договорах ОСАГО, которые были заключены с 1 января 2011 года.
Сегодня каждая страховая компания обязана передавать сведения о заключённом договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в АИС РСА не позднее чем в течение одного рабочего дня от даты заключения соответствующего договора. Вносить, а также изменять данные в такой базе могут только страховые компании, которые имеют право на осуществление деятельности по заключению договоров ОСАГО. При этом Российский союз автостраховщиков вносить какие-либо изменения в АИС не имеет права.
Рассчитать коэффициент бонус-малус помогает не только таблица, но и калькулятор КБМ, отыскать который можно, например, на веб-ресурсе Сравни ру. Для того чтобы произвести необходимый расчёт, следует указать следующие данные: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, а также дату запроса (указывается дата следующая после окончания действующего полиса ОСАГО).
Если расчёт осуществляется для ситуации «Без ограничений», следует отметить соответствующий пункт, после чего указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, VIN и дату запроса. Для расчёта стоимости необходимо согласиться с правилами предоставления информации, ознакомиться с которыми можно по представленной здесь же ссылке.
Как только все данные указаны, остаётся нажать на кнопку «Проверить» и ознакомиться с представленной информацией.
Коэффициент бонус-малус оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Однако следует отметить, что такой полис может быть как с ограниченным списком водителей, так и без ограничений.
Так, если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. В этом случае коэффициент присваивается каждому из водителей, которые указаны в договоре. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.
При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.
В том случае когда осуществляется заключение нового договора после досрочного расторжения предыдущего, КБМ окажется равным тому значению, которое было определено на 1 апреля текущего года.
Важно понимать, что изменение значения КБМ, рассчитать которое позволяет соответствующая таблица, в случае дорожно-транспортного происшествия происходит только для виновника ДТП. Если же Вы стали пострадавшей стороной в произошедшей аварии, это никак не повлияет на Ваш коэффициент бонус-малус.
Если происходит перерыв в страховании на один год и более, это никак не влияет на КБМ. Также не влияет на значение коэффициента смена страховой компании, то есть данный показатель не зависит от того, в какой из страховых компаний Вы осуществляете заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Получить полное представление о том, как формируется стоимость ОСАГО, позволяет Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности факторам, влияющем на стоимость посвящена статья 9 данного закона. Это «Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов».
В целом страховые тарифы по ОСАГО регулируются не страховыми компаниями, с которыми заключается договор, а Банком России (до 2015 года они устанавливались Правительством РФ) и состоят из базовых ставок и коэффициентов. Одним из последних является и КБМ. Страховые премии, то есть плата, которую страхователь вносит страховщику, рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения ТС, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда в случае их использования, а также на потенциальный размер такого вреда.
В то же время коэффициенты зависят от территории, на которой осуществляется преимущественное использование транспортного средства. Такая территория определяется исходя из места жительства собственника ТС, которое указанно в паспорте транспортного средства, свидетельстве о его регистрации либо в паспорте гражданина. Это актуально для автомобиля, который принадлежит физическому лицу. В том случае когда ТС принадлежит юридическому лицу, его филиалу или представительству, территория определяется по месту нахождения такого лица, которое указывается в учредительном документе.
Также коэффициенты устанавливаются в зависимости от технических характеристик ТС, а именно наличия в договоре условия, которым предусмотрена возможность управления транспортным средством с прицепом к нему. Имеет значение и сезонное использование автомобиля, а также иные существенно влияющие на величину страхового риска обстоятельства.
Здесь же представлена информация о КБМ, значение которого зависит от наличия или отсутствия страхового возмещения, которое было произведено страховщиком в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования автогражданской ответственности. О том, как наличие таких возмещений оказывает влияние на значение коэффициента бонус-малус, информирует таблица КБМ.
Таким образом, коэффициент бонус-малус представляет собой коэффициент страховых тарифов, который зависит от наличия либо отсутствия страхового возмещения, осуществлённого страховщиком в предшествующий период. В качестве такого периода рассматривается один год — с 1 апреля предыдущего до 31 марта включительно следующего года.
КБМ призван поощрять тех водителей, которые не являются виновниками ДТП, снижая стоимость полиса ОСАГО вплоть до 50%. В то же время водители, которые часто становятся виновниками ДТП, повышают для себя стоимость полиса вплоть до плюс 145%.
Ознакомиться со всеми классами страхования и размером коэффициента для каждого из них позволяет таблица КБМ. С её помощью также можно узнать коэффициент на следующий год, в чём помогают столбцы, в которых отображаются данные, касающиеся наличия страховых выплат. Благодаря им можно узнать класс, который окажется присвоенным при наличии или отсутствии страховых случаев, которые произошли в период действия предыдущих договоров ОСАГО.
Беспокоиться о возможном повышении полиса должны только те водители, по вине которых происходят аварии. Если же Вы являетесь пострадавшей стороной в дорожно-транспортном происшествии, это никак не повлияет на изменение КБМ.
При необходимости также можно воспользоваться калькулятором КБМ, который позволит рассчитать соответствующий показатель на основании указанных данных о собственнике авто. Также на помощь приходит АИС РСА — автоматизированная информационная система, данные в которую поступают непосредственно от страховых компаний, с которыми заключаются договоры ОСАГО или дополнительные соглашения.
Помочь разобраться в формировании стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности призвано российское законодательство, в частности Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Главное, что необходимо знать о КБМ, это то, что чем внимательнее и безопаснее Вы ведёте себя на дороге, тем меньшая вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие и тем дешевле оказывается ОСАГО, которое относится к числу обязательных документов, которые должны быть у лица, управляющего транспортным средством.