8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения статья


Ст 12.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями на 2019

1. Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Особая его опасность заключается в том, что под воздействием алкоголя снижается внимание, возрастает время реакции, ухудшается координация движений. К таким же последствиям приводит наркотическое или иное опьянение. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.) (п. 2.7), запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Также запрещается передавать управление лицам, находящимся в аналогичном состоянии.

2. С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в двух самостоятельных действиях: управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

3. Под управлением транспортным средством понимается непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспортного средства. Лицо, управляющее транспортным средством, считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует.

Обязательным признаком рассматриваемых правонарушений является то, что водитель находится в состоянии опьянения. Для наличия состава данного правонарушения важно установление факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством. В соответствии со ст. 27.12 Кодекса освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов и медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (см. комментарий к ст. 27.12). За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования установлена административная ответственность (ст. 12.26).

4. Для состава ч. 2 комментируемой статьи характерны самоустранение водителя, который управлял или должен был управлять транспортным средством, и передача им управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление, право на управление транспортным средством, важен сам факт нахождения этого лица в состоянии опьянения.

Обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, является удостоверение факта того, что водитель, управляющий транспортным средством, не имеет право управления транспортными средствами либо лишен права управления транспортными средствами (см. комментарий к ст. 12.7).

Комментируемая статья предусматривает ответственность за квалифицированный состав рассматриваемого административного правонарушения. Квалифицирующий признак ч. 4 ст. 12.8 Кодекса - повторное совершение действий, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, т.е. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом следует учитывать, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (см. комментарий к ст. 4.6).

5. Субъектом данного административного правонарушения может быть только водитель транспортного средства, вне зависимости от того, является ли он собственником данного транспортного средства или нет. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, влечет предусмотренную ст. 12.32 Кодекса административную ответственность должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

6. С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, характеризуется умышленной виной.

7. Порядок отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения определяется ст. 27.12 настоящего Кодекса, принятым во исполнение норм Кодекса Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.), а также приказами Минздравсоцразвития России и МВД России. В частности, в целях реализации норм КоАП РФ Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 утверждены форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Административная ответственность для пьяных водителей по статьям 12.26 и 12.8 КоАП РФ

– Добрый день. Уточните, какое наказание будет грозить в 2020 году для нетрезвых водителей: административное наказание или уголовная ответственность? По каким статьям могут привлечь к ответственности и можно ли отделаться простым штрафом? Будут ли ужесточать наказание для пьяных водителей в текущем году или внесение изменений в 2020 году не ожидается?

– Большое число аварий происходит сегодня по вине нетрезвых водителей, которые не могут адекватно оценивать ситуацию на дороге: их внимание рассеивается, а реакция становится заторможенной. Именно по этой причине ответственность за управление автомобиля в нетрезвом виде установлена достаточно серьезная.

Содержание статьиПоказать



Административная ответственность за вождение в нетрезвом виде

Административное наказание для водителей, которые сели за руль в нетрезвом виде, наступает по нормам ст. 12.8 Кодекса об административной ответственности (КоАП). Данная статья не менялась с 2018 года и по состоянию на начало 2020 года сохраняет свое прежнее содержание. В 2018 году законодательно было скорректировано примечание к ст. 12.18 КоАП – степень опьянения теперь допускается оценить на основании анализа крови водителя, а не только по выдыхаемому им воздуху.

Последнее ужесточение санкций за езду в нетрезвом виде отмечалось в 2013 году. Ранее наказание было условным: судья мог назначить сутки административного ареста, а затем провинившегося водителя отпускали домой. К лишению прав и аресту в 2013 году добавили и крупный штраф в 30 тыс. р. Сроки ареста так же поменяли: теперь они не могли продлиться менее 10 суток.

В 2020 году продолжают действовать прежние административные меры пресечения для нетрезвых водителей. Нормы статьи 12.8 КоАП предусматривают наказание:

  1. По ч. 1 ст. 12.8 КоАП – для водителей, которые впервые сели за руль нетрезвыми. Данный проступок грозит наказанием в виде штрафа 30 тыс. р. с лишением прав. Сроки лишения прав составят 1,5-2 года.
  2. По ч. 2 ст. 12.18 КоАП – наказание наступает для автовладельцев, которые передали управление авто пьяному лицу. Ответственность для них будет аналогична той, которая указана в ч. 1.
  3. По ч. 3 ст. 12.18 КоАП предусмотрено наказание за вождение в состоянии опьянения при условии отсутствия водительских прав. Сроки административного ареста для такого водителя составят 10-15 суток. По понятным причинам лишение прав в данном случае не предусмотрено.

Ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде начинается при превышении значения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе – 0,16 мг алкоголя на литр воздуха. Максимально допустимая концентрация алкоголя в крови составляет 0,35 промилле. Если алкотестер показал пограничное значение (около 0,17-0,18 мг/л), то необходимо дополнительно пройти анализ крови. В случае если анализ покажет результат ниже 0,35 промилле, инспектор спишет первый анализ на неточность прибора, и водитель не будет привлечен к ответственности.

Отдельное наказание установлено за управление велосипедом в нетрезвом виде. Штраф за это составляет 1-1,5 тыс. р. А за управление скутером или мопедом штраф будет аналогичен тому, который действует при управлении авто в пьяном виде.

Это далеко не все меры ответственности для пьяных водителей: в 2020 году ужесточение наказания предусмотрено при попадании в ДТП с пострадавшими, или если водитель скрылся с места ДТП.

Не стоит забывать, что, помимо штрафа, вождение в нетрезвом виде создаст и другие дополнительные расходы. Так, водителю предстоит вносить средства за хранение авто на штрафстоянке, оплачивать услуги по транспортировке ТС на эвакуаторе (если у него не окажется знакомых, которые смогут доставить авто в нужное им место).

Административная ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования

На основании ст. 12.26 КоАП для водителей наступает ответственность за отказ от прохождения медосвидетельствования. По нормам ч. 1 ст. 12.26 КоАП предусмотрены штрафные санкции в размере 30 тыс. р. и лишение водительских прав на 1,5-2 года.

По ч. 2 ст. 12.26 КоАП установлено наказание для водителей, которые отказались от медицинского освидетельствования при отсутствии права управления транспортным средством. За указанный поступок может быть назначен арест на 10-15 суток.

Штрафные санкции без ареста накладываются в исключительных случаях: для беременных, инвалидов 1-2 группы, несовершеннолетних, матерей с малолетними детьми, служащих со специальными званиями.

Как происходит привлечение к ответственности

Поводом к возбуждению административного дела по указанной статье является наличие достаточных данных у сотрудников ГИБДД, указывающих на нахождение водителя в состоянии опьянения. При обнаружении следующих признаков сотрудник ГИБДД может направить водителя на прохождение освидетельствования:

  1. Наличие резкого запаха изо рта, который указывает на потребление спиртного.
  2. Покраснение лица.
  3. Нарушение речи: манера говорить медленно или путано.
  4. Шаткая и неустойчивая походка.
  5. Определенные странности в поведении.

Отказаться водитель может, но на условии привлечения его к административной ответственности.

По результатам отказа водителя от освидетельствования инспекторы составляют протокол, в котором прописывают место и время совершения преступления. В качестве основания для привлечения к ответственности сотрудники указывают на отказ от прохождения освидетельствования. Это приравнивается к нахождению водителя в нетрезвом виде.

По указанной причине водителю, который не употреблял спиртное, целесообразно пройти освидетельствование и потратить на это 1-2 часа, чем предстоящие 2 года ходить пешком без права управления авто.

Согласно изменениям в КоАП от 2019 года, при привлечении лица к административной ответственности должны присутствовать понятые, или необходимо применение видеозаписи. Возможен один из двух вариантов: или запись, или понятые.

При подготовке протокола сотрудник ГИБДД обязан установить личность обвиняемого и внести в протокол соответствующую пометку при отказе водителя представиться. После этого копия протокола, составленная в присутствии понятых, передается в адрес водителя. Медицинская экспертиза может быть проведена только в официальных учреждениях, имеющих лицензию на эту деятельность.  Освидетельствование проводится:

  1. Психиатрами-наркологами.
  2. Специалистами, прошедшими специальное обучение по профилю.
  3. Фельдшерами (при отсутствии нужных специалистов в сельских местностях и небольших населенных пунктах).

Акт прохождения освидетельствования составляется в трех экземплярах, один – для нарушителя, второй – для инспектора, третий – для врача.

Процедура лишения водительских прав

Лишить водителя прав может только судебная инстанция. ГИБДД такими полномочиями не наделены. В компетенцию сотрудника ГИБДД входит только ограничение прав управления транспортным средством на период нахождения водителя в нетрезвом виде.

Официальное лишение водительских прав происходит только по результатам судебного разбирательства с предъявлением доказательств нахождения водителя в состоянии опьянения на момент задержания.

Судебное заседание может проводиться и в том случае, если водитель не явится на него, но тогда автовладелец лишается возможности доказать невиновность.

Уголовная ответственность

До 2014 года даже за повторное управление ТС в состоянии опьянения водителю грозило административное наказание. Но с 2014 года были внедрены уголовные меры ответственности.

Повторное управление авто в нетрезвом виде может повлечь уголовную ответственность по ст. 264.1 УК. Наказание может предполагать штраф в размере 200-300 тыс. р. (или в виде доходов осужденного за 1-2 года) и лишение свободы на срок до 2 лет. Также по указанной статье водителю может грозить 480 часов обязательных работ или принудительные работы на срок до 2 лет.

Уголовная ответственность наступает только для тех водителей, которые ранее были лишены прав или привлекались к иной административной ответственности за вождение в нетрезвом виде или отказ от прохождения медосвидетельствования. Если, например, они были лишены прав за выезд на встречную полосу, то нормы ст. 264.1 УК не применяются.

Если участником ДТП стал нетрезвый водитель, и в результате случившегося был причинен тяжкий вред здоровью или смерть лица или нескольких лиц, то автовладельцу грозит: лишение свободы до 4 лет при причинении тяжкого вреда, до 7 лет – при смерти 1 человека, до 9 лет – при смерти 2 и более лиц.

При причинении легкого вреда наступит только административная ответственность в виде штрафа в 30 тыс. р. и лишения прав до 2 лет.

Многие водители неточно интерпретируют положения законодательства в той части, когда административное наказание можно считать погашенным, и что именно в данном случае понимается под повторным правонарушением. Некоторые автомобилисты получают права после лишения и считают, что ответственность погашена. Но по нормам законодательства лицо считается привлеченным ранее к ответственности за вождение в нетрезвом виде после года с момента окончания исполнения постановления. Например, если водителю назначено наказание в виде штрафа, то исполнение будет считаться оконченным на следующий день за уплатой штрафа. Еще в течение 365 дней после указанной даты продолжит длиться наказание. То есть в интересах водителя заплатить штраф как можно быстрее.

В случае лишения водительских прав наказание начнет действовать на следующий день после обретения постановлением законной силы. Эта дата указывается в постановлении суда. Секретарь суда должен проставить специальный штамп с датой отсчета. После вынесения решения суда у автовладельца будет три дня на то, чтобы сдать свои права в ГИБДД. Если в указанный срок водитель не явится, то действие срока лишения прав приостанавливается. Оно возобновится после того, как права окажутся у правоохранителей. Поэтому удержание прав сверх срока невыгодно водителю.

Как заплатить штраф ГИБДД

С 2016 года при погашении штрафов в ГИБДД гражданин может воспользоваться правом на оформление скидки в 50%. Для этого необходимо уложиться в отведенные сроки для оплаты: 20 дней после вынесения постановления о наказании. Но при уплате штрафа за вождение в нетрезвом виде скидки не действуют (как, например, за проезд на красный свет или за выезд на встречную полосу).

Отсчет сроков для уплаты штрафа за вождение в нетрезвом виде ведется с того дня, когда истекут сроки для обжалования правонарушения (10 дней с момента получения решения). Сроки установлены, как 60 дней. Таким образом, водителю дается 70 дней для перечисления штрафа.

Если у водителя возникли финансовые затруднения, и на текущий момент он не имеет возможности оперативно заплатить штраф, то он может попросить в судебной инстанции отсрочку или рассрочку в исполнении обязательств. Отсрочка предоставляется на период до месяца, рассрочка – до 3 месяцев.

При подаче заявления водителю предстоит подтвердить свой тяжелый материальный статус.

Способы оплаты

Заплатить штраф водитель может с использованием терминалов, через интернет-банк или в кассе любого банка. Перечисление штрафа обычно сопровождается комиссионными в размере 1%.

В 2020 году можно воспользоваться таким вариантами для погашения штрафных санкций через интернет: на официальном сайте ГИБДД, с использованием портала Госуслуг, с помощью электронных кошельков.

Последствия неуплаты

Когда владелец пропустил отведенные сроки для оплаты штрафа, то взысканием будут заниматься судебные приставы. Они могут использовать для взыскания штрафа все предусмотренные законодательством инструменты, в частности, накладывать арест на счета и карты.

Дополнительно допускается применение дополнительных санкций к должникам: привлечение к обязательным работам до 50 часов, наложение запрета на выезд за пределы РФ, административный арест на период до 15 дней.

Таким образом, управление транспортным средством в нетрезвом виде в 2020 году грозит строгими мерами наказания для водителя. Вождение в состоянии алкогольного опьянения преследуется по нормам Административного и Уголовного кодексов, в частности, по ст. 12.8, 12.26 КоАП и ст. 264.1 УК.  В качестве инструментов для наказания за вождение в нетрезвом виде могут выступать:

  1. Назначение штрафных санкций в установленном размере.
  2. Лишение водительских прав.
  3. Привлечение к обязательным и принудительным работам.
  4. Административный арест.
  5. Реальное лишение свободы.

Первичное управление автомобилем в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования грозят водителю штрафом в размере 30 тыс. р. Дополнительно водителя лишают прав.

Эксперт в сфере права и финансов

Вождение в состоянии алкогольного опьянения — Википедия

Тестирование на алкоголь в Германии

Вождение в состоянии алкогольного опьянения (вождение в пьяном виде, вождение в нетрезвом виде, пьяное вождение, пьянство за рулём) — управление транспортным средством с наличием уровня алкоголя в крови, превышающего допустимые нормы по законодательству государства.

Является серьёзным правонарушением в большинстве стран мира. Наказание отличается от страны к стране, в некоторых странах оно может также зависеть от степени превышения нормы алкоголя в крови, стажа или возраста водителя, и даже типа транспортного средства, которым тот управляет (например, пьяный водитель автобуса будет наказан значительно строже, чем пьяный водитель простого легкового автомобиля). Также наказание значительно более строгое, если в результате вождения в нетрезвом виде есть пострадавшие. Наказание может состоять из штрафа в сочетании с тюремным заключением (как, например, во Франции).

Во многих странах управление лодкой, самолётом, езда на лошади и велосипеде также запрещены в состоянии алкогольного опьянения.

Первый водитель в мире, который был оштрафован за пьяное вождение, — лондонский таксист Джордж Смит 10 сентября 1897 года. Его оштрафовали на 25 шиллингов, что составляет 71 фунт и 33 пенса в ценах 2005 года[1].

Алкоголь является основной причиной тяжёлых дорожных аварий. По статистике, за 2008—2010 гг. в России доля нетрезвых водителей составляет от 4 до 14 % в год, при этом доля погибших в авариях с участием пьяного водителя составляет от 8,5 до 15 %[2]. По данным NHTSA (США), в 2018 году 21 % мужчин и 14 % женщин, попавших в смертельную аварию, были пьяны на 0,8 ‰ и выше, и пьяные в США дают около трети дорожных смертей[3].

Многие страны стремятся снизить количество аварий, ужесточая наказания и поощряя водителей отказаться от алкоголя перед поездкой. В США получила распространение роль «трезвый водитель» — один по жребию не пьёт и подвозит остальных.

Отношение вероятности ДТП и уровня алкоголя в крови (грамм на 100 мл крови).[4]

Современные тесты измеряют количество алкоголя в крови на определённый объём крови. В Европе он обычно измеряется в мг алкоголя на 100 мл крови.

Венская Международная конвенция о дорожном движении 1968 года требует, чтобы в законодательстве каждой страны-участницы была чётко указана предельно допустимая концентрация алкоголя в крови водителя, но не более 0,8 промилле.

В СССР и России[править | править код]

В СССР запрещалось управлять автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, причём концентрация алкоголя в крови не была единственным решающим фактором. Заключение о состоянии алкогольного опьянения врач-нарколог составлял на основании нескольких факторов: признаки опьянения и факт содержания алкоголя в крови (выдыхаемом воздухе). Пьян водитель или нет, в каждом конкретном случае определял медэксперт, исходя из состояния водителя. При отсутствии признаков опьянения человек признавался трезвым, даже несмотря на ненулевое содержание алкоголя.

В 1967 году соответствии с Методическими указаниями Минздрава и с критериями, предложенными В. И. Прозоровским, И. С. Карандаевым и А. Ф. Рубцовым, для практической экспертной работы рекомендована следующая ориентировочная схема для определения степени выраженности алкогольной интоксикации:

  • отсутствие влияния алкоголя — до 0,5 промилле
  • лёгкая степень опьянения — 0,5—1,5 промилле
  • средняя степень опьянения — 1,5—2,0 промилле
  • сильная степень опьянения — 2,0—3,0 промилле
  • тяжёлое отравление — 3,0—5,0 промилле (при концентрации алкоголя в крови свыше 3 промилле может наступить смерть)
  • смертельное отравление — более 5,0 промилле

Фактически в большинстве случаев ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения наступала при концентрации алкоголя в крови выше 0,5—0,8 промилле, в зависимости от особенностей организма каждого конкретного водителя. Впрочем, в некоторых случаях эксперты-наркологи находили признаки опьянения и при гораздо меньших концентрациях.

В России до 1 июля 2008 года придерживались сложившейся советской системы. С 1 июля 2008 года была установлена максимально допустимая концентрация этилового спирта в крови водителя в 0,3 промилле[5], что фактически являлось снижением максимально допустимой концентрации алкоголя в крови как минимум в 0,2 промилле. В августе 2010 года максимально допустимая концентрация опять была снижена вплоть до полного запрещения наличия этилового спирта в крови водителя. По состоянию на 2012 год максимально допустимая концентрация алкоголя в крови составляет 0 промилле; Конституционный суд признал этот запрет правомерным в 2011 году[6]. Вопрос об обратном поднятии планки до 0,35 промилле положительно решён, закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года.[7][8]

В США[править | править код]

В США было произведено 1 467 300 задержаний в 1996 году за управление автомобилем под влиянием алкоголя.[9]

В 1997 году 513.200 водителей в США попали в тюремные камеры.[10] Каждый штат определяет свою предельно допустимую норму для водителей старше 21 года, моложе 21 года и водителей коммерческих перевозок. Для водителей старше 21 года во всех штатах установлена норма в 0,8 промилле. Некоторые штаты запрещают водителям моложе 21 года и водителям коммерческих перевозок наличие алкоголя вообще, а некоторые допускают норму, обычно существенно ниже, чем для водителей старше 21 года. Проверка проводится алкотестером, анализом крови или мочи. Офицер может задержать водителя, даже если содержание алкоголя не превышает норму, но водитель имеет явные признаки опьянения или не может адекватно управлять автомобилем.

Наказание отличается от штата к штату, но во всех штатах первое или второе задержание ещё считает относительно лёгким преступление (misdemeanor) и обычно наказываются штрафом или тюремным заключением на срок до 10 суток, то третье и последующие уже считаются тяжкими (felony) и могут повлечь за собой тюремное заключение на несколько месяцев или даже лет, нередко с конфискацией автомобиля и последующего запрета на регистрацию, а также длительное лишение прав. Список наказаний достаточно разнообразен, это может быть (в разных сочетаниях): штраф, обязательное прохождение курсов, лишение прав, запрет на вождение с любым содержанием алкоголя (как на срок, так и пожизненно), обязательная установка алкозамка, тюремное заключение (может быть заменено на домашний арест или общественные работы). Наказание заметно увеличивается, если в машине есть несовершеннолетние дети, концентрация алкоголя значительно превышает норму или есть пострадавшие.

Например, пьяным в штате Нью-Йорк считается водитель, в крови которого обнаружено:

  • 0,8 промилле и выше;
  • 0,2 промилле и выше для водителей моложе 21 года;
  • 0,4 промилле для водителей коммерческого транспорта.

Если водитель отказывается от теста на содержание алкоголя, то автоматически лишается права вождения на 1 год и штраф на первый раз $500, а на второй раз — $750.

Первый арест в пьяном виде: штраф от $500 до $1000 и/или до 1 года тюрьмы, водительское удостоверение могут забрать на срок от 6 месяцев.

Второй арест в пьяном виде в течение 10 лет с момента первого: штраф от $1000 до $5000 и минимум 10 дней тюрьмы плюс 60 дней общественных работ. По решению судьи тюремный срок может быть продлён на любой период вплоть до 7 лет. Лишают прав на срок от 1 года, а после восстановления прав в машину за счёт водителя устанавливается алкозамок.

За третий арест в пьяном виде: штраф от $2000 до $10000, минимум 10 дней в тюрьме, по решению суда — до 7 лет. Прав лишают на срок от 1 года. Устанавливается алкозамок.

Если в машине с пьяным водителем находился ребёнок до 15 лет, то водитель может получить тюремный срок до 4 лет и штраф $5000. Такой водитель ставится на учёт в ювенальной полиции.[источник не указан 2322 дня]

В Германии[править | править код]

В Германии максимально допустимая ненаказуемая концентрация алкоголя в крови водителя составляет 0,29 промилле.

0,3—0,49 промилле сами по себе не являются основанием для наказания. Если водитель демонстрирует «неадекватный» стиль вождения или совершил ДТП, зафиксированное на видеокамеру — 6 месяцев лишения прав, 7 пунктов штрафных баллов в единой базе данных во Фленсбурге.

0,5—1,09 промилле — 1 месяц лишения прав, 500 евро штраф, 4 балла в базе.

1,1 и выше — первый раз лишение прав на 6 месяцев, штраф в тысячи или десятки тысяч евро. Повторно — уголовное наказание.[11]

Для водителей, чей стаж насчитывает меньше 2 лет или чей возраст не превышает 21 года, допустимый уровень алкоголя в крови 0,00 промилле. Штраф 250 евро.

Пока водитель лишён прав, он обязан ежемесячно сдавать кровь на анализ. Когда срок лишения заканчивается, водитель получает свои права обратно, только пройдя специальное медико-психологическое обследование, «тест на идиотизм» (нем. Idiotentest)[12].

  1. ↑ First drunk driving arrest
  2. ↑ Статистика ДТП Россия
  3. ↑ https://www.nhtsa.gov/risky-driving/drunk-driving
  4. ↑ Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе // Всемирная организация здравоохранения, 2004, стр 47 «Рис. 5.2. Взаимоотношение между уровнем алкоголя в крови (УАК) и риском попадания в ДТП относительно нулевого УАК». Исходные данные:
    • Compton RP et al. Crash risk of alcohol impaired driving. In: Mayhew DR, Dussault C, eds. Proceedings of the 16th International Conference on Alcohol, Drugs and Traffic Safety, Montreal, August 2002. Quebec, SociOtО de l’assurance automobile du QuObec, 2002:39-44 (Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 декабря 2012. Архивировано 24 сентября 2015 года., accessed 1 February 2004).
    • Borkenstein RF et al. The role of the drinking driver in traffic accidents. Bloomington, IN, Department of Police Administration, Indiana University, 1964.
    • Allsop RE. Alcohol and road accidents: a discussion of the Grand Rapids study. Harmondsworth, Road Research Laboratory, 1966 (RRL Report No. 6).
    • Moskowitz H et al. Methodological issues in epidemiological studies of alcohol crash risk. In: Mayhew DR, Dussault C, eds. Proceedings of the 16th International Conference on Alcohol, Drugs and Traffic Safety, Montreal, August 2002. Quebec, SociOtО de l’assurance automobile du QuObec, 2002:45-50 (Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 декабря 2012. Архивировано 24 сентября 2015 года., accessed 1 February 2004).
  5. ↑ Выпить за рулем? Пожалуйста! — Известия
  6. ↑ Определение КС РФ N 736-O-O Буранов И. Промилле проверили на соответствие Конституции Коммерсант 06.07.2011.
  7. ↑ Новости 24 июля — Большой город
  8. ↑ «Сухой закон» в России: как вводили и отменяли, 2.07.2013
  9. ↑ Four in Ten Criminal Offenders Report Alcohol as a Factor in Violence: But Alcohol-Related Deaths and Consumption in Decline Архивная копия от 18 января 2011 на Wayback Machine, April 5, 1998, United States Bureau of Justice Statistics
  10. ↑ DWI Offenders under Correctional Supervision Архивная копия от 11 августа 2011 на Wayback Machine, June 1999, United States Bureau of Justice Statistics
  11. ↑ Промилле без политики | Эксперты «За рулем»
  12. ↑ Допустим, едете вы пьяный за рулем… Архивная копия от 13 октября 2012 на Wayback Machine, mn.ru, 27 сентября 2012

Усилена ответственность за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (Судья Специализированного межрайонного административного суда г. Нур-Султан Байбулатова А.С.)

Усилена ответственность за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии

 

Судья Специализированного межрайонного

административного суда г. Нур-Султан

Байбулатова А.С.

 

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева приняты меры по ужесточению наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

27 декабря 2019 года за № 292-VІ Президентом страны подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» [1].

Указанный Закон направлен на реализацию поручений Главы государства об усилении ответственности за изнасилование, браконьерство, скотокрадство, распространение наркотиков, посягательства на жизнь инспектора по охране растительного и животного мира, егерской службы, вождение в нетрезвом виде, а также ряд иных опасных правонарушений. Также в Законе предусмотрены нормы, направленные на создание правовых условий для функционирования организаций по оказанию содействия в усыновлении, отмену обязательной регистрации иностранцев и дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального и административного законодательства по итогам мониторинга практики его применения.

Ранее в Казахстане легкой степенью опьянения считались обнаружение в крови 0,5 промилле алкоголя. В Кодексе Республики Казахстан об административном правонарушении указаны четыре формы наказания за вождение в состоянии алкогольного опьянения:

1 форма - лишение прав:

- на 3 года, если водитель был в состоянии алкоголя, не совершил ДТП;

- на четыре года, если действия нетрезвого автомобилиста привели к аварии;

- на пять лет, если при этих обстоятельствах пострадали люди, другие транспортные средства.

2 форма - Арест и лишение прав:

- 15 суток и шесть лет без прав получат те, кто в течение 12 месяцев после предыдущего правонарушения был задержан в состоянии опьянения;

- 30 суток и 10 лет, если попался нетрезвым за рулем в третий раз.

3 форма - Арест на 20 суток, если водитель управлял в пьяном виде и при этом уже был лишен прав.

Штраф:

- беременным женщинам;

- матерям, которые воспитывают детей до 14 лет;

- инвалидам 1 и 2 групп;

- несовершеннолетним;

- женщинам старше 58 лет и мужчинам после 63 лет.

За отказ от медицинского освидетельствования водителя лишали прав на три года.

Соответствующий закон, ужесточающий наказание для виновников совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения с начала 2020 года вступил в действие.

Теперь, согласно ч.1 ст.608 новой редакции КоАП РК, Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения,

- влекут административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет [2].

Тоже самое действие, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью в силу ч.3 ст.608 КоАП РК, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества,

- влекут административный арест на двадцать суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.

Согласно диспозиций старой редакции ст.608 КоАП РК деяние, предусмотренное ч.1 той же статьи предусмотрело лишь лишение водительских прав на 3 года, а ч.3 указанной статьи суды только лишали водительские права сроком на 5 лет.

Водители, которые совершали рецидивное деяние, будут наказаны еще строже. Согласно ч.3-1 ст.608 КоАП РК, автолюбители которые сели за руль «под градусом» после первого нарушения в течение года после истечения срока административного взыскания, судам предстоит подвергать правонарушителей к административному аресту на 25 суток и лишать водительских прав на 8 лет, вместо шести лет лишения прав и отправления правонарушителей к отбыванию административного ареста на 15 суток. А тем водителям, которые допустили причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, законодатель предусмотрел наложение административного ареста на двадцать пять суток и лишение права управления транспортным средством сроком на девять лет, вместо административного ареста на 15 суток и лишения водительских прав на 6 лет.

Новеллой для всех граждан стало именно ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде, которое внесли в состав уголовного проступка. Теперь в Уголовном кодексе Республики Казахстан для любителей езды «под градусом» предусмотрена отдельная статья 345-1 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения» [3].

В соответствии с ч.1 ст.345-1 УК РК, если водитель в нетрезвом состоянии совершит ДТП, в котором другие участники получат травмы средней тяжести, он будет вынужден заплатить штраф в размере до одной тысячи месячного расчетного показателя (далее - МРП), либо привлечен к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничат свободу на срок до одного года, либо будет отправлен место лишения свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

В случае совершения водителем аварии, которая повлекла за собой причинение тяжкого вреда другим участникам, ему предстоит оплатить штраф в размере до 3000 МРП, либо отбывать наказание путем привлечения к исправительным работам в том же размере, либо выполнять общественные работы на срок до 1200 часов, либо ограничить свободу на срок до 3 лет, либо грозит лишение свободы до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

В ч.3 данной статьи предусмотрена ответственность за езду водителя в нетрезвом виде повлекшее по неосторожности смерть человека, теперь виновник может быть приговорен к ограничению свободы на срок до 7 лет, либо к лишению свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет.

А деяния указанные в ч.4 ст.345-1 УК РК, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, нарушитель лишается свободы на срок от 7 до 10 лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В новом законе ужесточение наказания за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений предусмотрено на железнодорожном, воздушном, морском, речном и маломерном судне, которое предусмотрено в ст.358 УК РК.

В первую очередь ужесточение наказания направлено для тех правонарушителей, которые не сдерживаются от искушений сесть за руль будучи нетрезвыми. Фактически деяние совершенное в нетрезвом состоянии, повлекшие причинение среднего и тяжкого вреда здоровью приравняли к группе «умышленного уголовного проступка».

Если прибегнуть к статистике озвученной официальными представителями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются более 30 тысяч случаев нахождения нетрезвых водителей за рулем автомобиля. В результате ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения более 1000 граждан получили ранения и погибли.

Считаю, что ужесточение наказания за совершение водителем ДТП будучи пьяным является «справедливым», направленным на обеспечение безопасности граждан на дорогах, сохранения здоровью жизни населения.

Принятый законопроект в значительной мере способствует профилактике аварий на дорогах и повлияет на водителей, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии.

 

Источники использованной литературы:

 

1. ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» https://online.zakon.kz/document/?doc_id=39975530#pos=1071;-54

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2020 г.) https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#pos=8727;-35

3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252#pos=4916;-96

 


Смотрите также