8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Тест масла моторные


Моторное масло SW-30 — экспертиза четырех образцов — журнал За рулем

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

SONY DSC

Материалы по теме

Материалы по теме

Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.

7Y1A8936

Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают — стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.

table-01

Материалы по теме

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS

Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости — динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.

Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).

Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.

table-02

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.

Производители современных масел ориентиру

Независимый тест моторных масел 5W-40

С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.

С одной стороны, это европейская практика — когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.

Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.

Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.

Какие масла проверяли

Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.

Как проводился эксперимент

Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.

Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.

Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:

Проверка моторного масла

Физико-химические испытания

По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.

Нормы согласно европейской классификации АСЕА:

Для категории А3/В4:

Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.

Для категории С3:

Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.

Стендовые испытания

Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим — предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.

Коррозионность масел

* — отсутствие коррозионности до 5 г/м2.

Индукционный период осадкообразования

В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.

Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам — у Xado.

Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5°C

Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.

Класс ACEA C3

1.Liqui Moly
2.Nanoprotec
3.Aral
4.Castrol
5.ZIC

Класс A3/B4

1.Elf
2.Shell
3.Kroon-Oil
4.Mobil
5.Xado

Результаты проверки моторного масла

Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое — хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:

  • Вязкость (реологические характеристики)
  • Смазывающие свойства
  • Антиокислительные
  • Антикоррозионные
  • Моющее-диспергирующие
  • Энергосбережение (экономия топлива)

Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.

Результаты исследований моторного масла

Какое моторное масло самое лучшее?

Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.

Институт потребительских экспертиз

Масло VIII. Затмение. Тест моторных масел и результаты.: bmwservice — LiveJournal

Желтый ободок - самая легкая фракция результата перегонки - ее вязкость единицы сСт. Это почти что "масляная вода".

Отдельный пример - гидравлическое масло с малым содержанием присадок.

Можно рассмотреть мундштук трубки-холодильника, "прокачавший" через себя десятки масляных проб - его отложения полностью аналогичны по типу тому, что вы видите под крышками своих автомобилей, если они надежно изолированы от масляного потока и им не омываются.

Сезон 2019 (updates/обновление)

Основано на реальных событиях:





Скоро будет дополнено... / To be updated soon...






















































































Первый сезон 2012, без сортировки / Season 2012, unsorted:


Castrol EDGE SAE 0W40 A3/B4 FST

BMW ORIGINAL SAE 0W40 QUALITY LONGLIFE LL-01

BMW ORIGINAL SAE 0W30 QUALITY LONGLIFE LL-01FE

BMW ORIGINAL SAE 5W30 QUALITY LONGLIFE LL-04

ENI AGIP i-Sint SAE 5W40

HAVOLINE Synthetic SAE 5W40

Valvoline SYNPower SAE 5W30

ENEOS GRAN-TOURING SAE 5W40

BP VISCO 7000 SAE 0W40

LIQUI MOLY SYNTHOIL ENERGY SAE 0W40

CASTROL MAGNATEC SAE 5W30 A1 "For Ford Engines"

Mercedes Benz Original 229.5

Mobil 1 SAE 0W40 USA

Mobil 1 NEW LIFE SAE 0W40

Mobil 1 SAE 0W30 USA

Mobil Super 3000 X1 SAE 5W40

MOTUL SPECIFIC LL-04

PETRO-CANADA SYNTHETIC SAE 5W40

BP VISCO 5000 SAE 5W40

ЛУКОЙЛ СТАНДАРТ SAE 10W40

BARDAHL XTC C60 SAE 5W40

LIQUI MOLY MOLYGEN SAE 5W50

KIXX NEO SAE 0W30

PENTOSIN PENTO SUPER SAE 5W30

CASTROL EDGE SAE 5W30 USA

CASTROL EDGE PROFESSIONAL SAE 0W30 0E

SHELL HELIX ULTRA SAE 5W40

CASTROL EDGE PROFESSIONAL SAE 5W30 0E

BMW ORIGINAL SAE 0W40 LL-04

ARAL HIGH TRONIC SAE 5W40

XENUM WRX 7,5W40

Тест моторных масел на морозостойкость. Часть 2.3. — DRIVE2

Всем привет!

Публикую завершающую часть низкотемпературного теста моторных масел, предыдущие части:
Часть 1
Часть 2.1
Часть 2.2

Итак, образцы были заморожены до минус 40 гр.С. При такой температуре они пролежали почти сутки. Результаты моих наблюдений в подписях к фото.

1. Это очень холодно!

2. Первыми проверил масла 0W-40. Загустели, но эксплуатировать можно, текучесть сохранилась. Вязкость у всех образцов примерно одинаковая, кроме отработки.

3. Отработка Mobil 0W-40 загустела сильнее свежих масел, но держится молодцом, мотор не пострадает.

4. Castrol 0W-40 сохранил хорошую текучесть.

5. BP Visco 7000, произведенный в 2010 г, тоже не застыл.

6. BP Visco 7000, произведенный в 2014 г, имеет точно такую же текучесть, т.е. синтетическое масло за 5 лет полностью сохранило свои вязкостные свойства.

7. На салфетке отработка Mobil 0W-40 растекается не сразу.

8. Разница в текучести отработки и свежего масла очевидна.

9. При опрокидывании все масла 0W40 сразу же растеклись.

10. А вот масла 5W-40 при опрокидывании растекаются куда менее охотно…

11. И зубочистки в маслах 5W-40 дольше не падают.

12. Масло 5W-40 заметно больше загустело, чем 0W-40.

13. Больше всех загустели масла Neste и S7, а вот Liqi Moly 5W-40 с дисульфидом молибдена загустело не больше остальных масел 5W-40.

14. Масло Mannol Molibden Benzin 10W-40 загустело очень сильно, при переворачивании баночки не вытекает.

15. Масло Mannol Molibden Benzin 10W-40 при минус 40 гр.С превратилось в густую субстанцию.

16. Масло Mannol Molibden Benzin 10W-40 можно наворачивать слоями на зубочистку, и оно не стекает.

Итак, тест при температуре минус 40 гр.С завершен, подведем итоги.

1. Все рассмотренные масла подтвердили мои выводы, сделанные в самом первом тесте (Часть 1).
2. В небольших концентрациях дисульфид молибдена никак не влияет на низкотемпературную вязкость масла, это подтвердили результаты Liqi Moly Molygen 5W-40, а вот масло Mannol Molibden Benzin 10W-40 с высоким содержанием дисульфида молибдена загустело заметно сильнее своих одноклассников Mobil 10W-40 и ZIC 10W-40 из первого теста. Дисульфид молибдена снижает трение, поэтому правильное применение таких масел продлевает ресурс двигателя. Mannol 10W-40 можно смело применять с поздней весны по раннюю осень (апрель-октябрь), т.е. при плюсовых температурах, а вот Liqi Moly 5W-40 можно уже применять при морозах до минус 15-20 гр.С.
3. Новичок французского производства S7 из Ашана вполне работоспособен, но его дешевизна по отношению к другим маслам той же группы все же проявляется — пахнет отработкой, чуть сильнее густеет. Но в целом нормальное масло.
4. Судя по результатам, все протестированные масла подлинные. Тем более, что я покупал их не в одной торговой точке, а в совершенно разных местах, включая Интернет и магазины в разных городах по пути моего обычного рабочего маршрута следования (Череповец, Ярославль, Иваново, Владимир, Нижний Новгород). То есть, по результатам двух тестов 15-ти образцов различных масел, я не нарвался на подделку, что очень обнадеживает. Очень надеюсь, что наш рынок масел стал цивилизованным. Если не покупать масла у торгашей вдоль дороги, то с большой долей вероятности купленное масло будет фирменным.
5. Отработка Mobil 0W-40 после пробега 13 ткм в зимних условиях (более жестких, чем летние) показала неплохие результаты в части морозостойкости, за этот пробег она стала лишь немного гуще свежих масел. То есть все основания полагать, что современные синтетические масла спокойно выхаживают 15 ткм без существенной потери низкотемпературных свойств. На подходе тест отработки масла Mannol 5W-40, залитого осенью в мой Chery Tiggo 5, затем проверим отработку Neste 5W-40, залитую после зимы в KIA Sorento.

Вот такие наблюдения. Через некоторое время аналогично протестирую несколько видов трансмиссионных масел группы GL-5, обычно используются в гипоидных передачах редукторов внедорожников, а также пару гидравлических жидкостей для автоматических коробок и гидроусилителей.

Всем спасибо, надеюсь, мои опыты были для вас интересны, до связи!

Дата: 2015-03-24

Добавлено: Наш коллега alexmen75 протестировал также и масла Motul, которые не вошли в мой тест, см. результаты его теста здесь.

Тесты масел на машинке трения. Правда или ложь.

Самый популярный вид развода потребителей на новейшие «суперформулы» моторных масел или присадок – работа двигателя без масла и со снятым поддоном картера. А может ли двигатель работать без масла? Как показывают реальные испытания журнала «За Рулем» и некоторых известных блоггеров – может, и никакого волшебства здесь нет. Обычный, без специальной подготовки или обработки чудо-составами двигатель классических Жигулей проходил по трассе не напрягаясь порядка 40 км без масла. Так что не следует восхищенно открывать рот у стенда очередных волшебников на автовыставке, увидев висящий на подъемнике автомобиль со снятым картером. Тем более, что тут в ход идут уже откровенно нечистые уловки, типа закладки твердых смазок или использование композитных самосмазывающихся вкладышей и периодическая подпитка работающего мотора небольшими порциями масла непосредственно через маслоприемник. На просьбу прокатиться на таком автомобиле всегда следовал отказ.

Набрал обороты и активно используется другой, уже не законный, метод публичного сравнения антизадирных свойств масла, «своего» и конкурентного, при помощи машин трения. Причем, используют самую простую машинку, похожую по принципу работы на машину трения Тимкена, предназначенную для оценки свойств «трансмиссионки».  На рисунке представлена схема машины трения Тимкена в том виде, в котором была задумана. Испытания каждого образца на износ идут при постоянно увеличиваемой нагрузке и длятся 10 минут. Оценка смазочного материала происходит по возникновению задира между роликом 2 и пластиной 1. Это довольно точный прибор.


А теперь сравните оригинал с ярмарочными поделками, На фото: 

Конечно, знающие люди меня поправят, на фото не машинка Тимкена, а машина SAE, используемая для тестирования масел, работающих при высоких давлениях (трансмиссионных) и консистентных смазок. Но тестирующие упорно называют её машинкой Тимкена и используют для «моторки». И тут, ВНИМАНИЕ: машина должна работать с нагрузкой на рычаг в 15 кг в течение 2— 6 час. Кольцо и блок (трущиеся детали) взвешивают до испытания и после него. Общая потеря веса в миллиграммах, является мерой износа. Не писк, не заклинивание ролика, не показания амперметра, а взвешивание.  Кто-нибудь видел такую демонстрацию на выставке или в интернете?

В качестве образцов для тестирования неизменно выступает одна баночка масла малоизвестного бренда и две-три канистры самых известных марок масла с неизвестным содержимым. Баночка малоизвестного бренда неизменно выигрывает…  И зачем существуют самые современные методики и лаборатории по разработке и тестированию моторного масла? Тут и на пальцах все ясно! Покупаем – заливаем.

Еще одна методика тестирования не для выставок, а для недалеких и небогатых блоггеров, которые не могут потратиться на услуги специализированных лабораторий, а хайпа хочется! Тест «прожарка». Для кликабельной публикации достаточно несколько образцов масла, столько же химических стаканов или колб и электроплитка. Да, фотоаппарат тоже нужен, а термометр не обязателен. Берем порцию масла, греем несколько минут, часов, суток, кто сколько выдержит. Результат фотографируется, выкладывается и сопровождается выводами. Вот тут-то и разгуливается фантазия автора.

Аналогичным образом строятся многочисленные тесты на низкотемпературные свойства моторных масел. Оказывается, чтобы сделать исчерпывающие выводы, тестерам достаточно просто низких температур. И совершенно не нужны имитаторы холодного пуска, криостатные камеры и прочая дорогущая аппаратура.

А как надо испытывать моторные масла? 


Существуют специально разработанные и регламентированные методы лабораторных испытаний, причем в Европе, в США и Японии, в России используются в основном одни и те же стандарты DOT, DIN, ISO, ASTM. В каждой стране существуют как независимые лаборатории, так и лаборатории самих производителей смазочных материалов, а также сертифицирующие организации. Самый важный для потребителей вопрос об антиизносных свойствах масел, решается путем испытаний на SRV- машине трения, которая практически полностью имитирует работу масла в реальном двигателе. Кстати, именно эта машина фигурирует в современном российском ГОСТе 33252-2015. Более того, этот тест обязателен при разработке любого товарного масла, его результаты обязательно должны укладываться в требования производителей автомобилей и являются основанием для получения как допуска, так и международных спецификаций масла. Наличия подходящей международной спецификации и\или допуска производителя авто достаточно для правильного выбора масла к конкретному автомобилю.

Выводы: не следует доверять тестам на самопальных машинках трения. Условия трения в двигателе совершенно не отвечают условиям теста, предназначенного для трансмиссионных масел. Естественно, что самые лучшие результаты покажут густые минеральные масла для мостов, типа нигрола, совершенно неприменимые в современных ДВС. Естественно, что купившие с этой точки зрения лучший продукт будут радоваться недолго. Дело в том, что современные двигатели в большинстве сопрягаемых деталей и пар трения реализуют гидродинамический режим трения (даже в цилиндро-поршневой группе), поэтому противозадирные свойства присадок, оцениваемые самопальной машиной трения, являются маловажным, а более востребована способность масла к реализации гидродинамического режима, когда поверхности деталей надежно разделены слоем масла и контакт металл\металл не происходит. Профессиональное лабораторное оборудование комплексно оценивает работу масла в двигателе и этому оборудованию нет разумной альтернативы. Остальные доморощенные и ярморочные тесты служат только для обогащения недобросовестных продавцов.   

Доп. Материалы:

http://www.oilchoice.ru/viewtopic.php?t=1000

https://www.oil-club.ru/forum/topic/22557-testy-masel-na-ruchnoy-mashinke-treniya/


Тест моторных масел 0W-40 — выбираем лучшее всесезонное масло — журнал За рулем

Неладное творится в природе: то слишком жарко, то чересчур холодно. Подберем моторное масло, наиболее приспособленное к экстремальным изменениям температуры?

0

Нас капризами погоды не удивишь. А вот как помочь машине приспособиться к непредсказуемой погоде? В той же Москве зимой может быть и минус тридцать пять, и плюс пять. А летом да на солнцепеке — аж за сорок! Какое же масло подобрать, чтобы не вздрагивать от метеопрогноза, а каждый зимний пуск вредил бы мотору как можно меньше? Рецепт, кажется, есть: на прилавках стоят канистры с маслами 0W-40.

Очень заманчиво! Гуру уверяют: чем меньше первая циферка, тем легче на морозе пустить мотор. Но тут же вспоминаешь, что современное масло служит подолгу, выхаживая больше 15 тыс. км. Не буду же я его менять только потому, что зима сменилась летом или наоборот! Но понравится ли мотору работать летом на масле, которое подбирали под холодную зиму? Вот и проверим. Итак, экспертиза моторных масел для экстремального климата!

Имена участников громкие: Motul X-max, Castrol EDGE, Mobil 1 New Life и Liqui Moly Synthoil Energy. Все масла дорогущие, группы качества — по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.

ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛА

Что будем проверять? Надо поймать все параметры, влияющие на работу мотора и в жуткий холод, и когда вокруг пекло. Для этого пришлось модифицировать нашу методику ресурсных испытаний.

Предельные температуры холодного пуска будут определяться температурой застывания и условной температурой проворачиваемости коленчатого вала. Косвенно на последнюю влияет индекс вязкости. Сравнительные затраты мощности стартера при холодном пуске позволяют оценить момент механических потерь двигателя.

Чтобы мотор пускался легче, масло должно быть менее вязким. Но ведь от вязкости зависят и скорость износа, и потери на трение (ЗР, 2008, № 3). Поэтому важно знать, что принесут «нулевки» при столь же экстремальных плюсовых температурах: мы искусственно поднимем температуру масла в поддоне, специально подогрев его. Для этого врежем в масляную магистраль форсунки, омывающие поршни. Контрольные замеры температуры показали, что она увеличилась на 15…20 °С.

Это еще не всё! И холод, и жара увеличивают темп образования отложений. Мороз способствует росту низкотемпературных отложений в масляных каналах, а высокая температура повышает уровень загрязнения камеры сгорания, в том числе самой опасной разновидности — лаков, осаждающихся на боковых поверхностях поршней и на направляющих втулках клапанов. Они мешают нормально работать кольцам и способны привести к зависанию клапанов, что одинаково неприятно. Уровень этих отложений мы тоже проверим в ходе длительного ресурсного теста.

Чтобы было с чем сравнивать «великих», к участию в тесте допустили обычную полусинтетику 10W-40 слабенького класса качества SJ. Результаты — в таблицах, смотрите и сравнивайте. Отметим, что для измерения физико-химических параметров мы брали не свежие масла из канистр, а проработавшие заданное время на стенде.

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПУСКОВЫЕ СВОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

ЗИМОЙ

Все «нулевки», как и ожидалось, показали очень неплохие низкотемпературные свойства. Но что интересно: два основных параметра, которые характеризуют условия пуска на морозе, — температура застывания и условная температура проворачиваемости коленвала как бы в противофазе! Смотрите сами: рекордная температура застывания обнаружилась у Castrol EDGE: аж за —52 °С, но у него же и самая высокая условная температура проворачиваемости: «всего» —25 °С! А у Liqui Moly картина противоположная: первый показатель хуже, чем у остальных, а вот второй — лучше. Пожалуй, самые сбалансированные — Motul 8100 X-max и Mobil 1. И температура замерзания у них неплохая: —48 °С, и температура проворачиваемости достаточно низкая: —29…- 28 °С. Для средних российских широт и даже для Севера это оптимально. Кстати, индекс вязкости у этих масел самый высокий: 190. Ну а Motul 8100 X-max отличился еще и самой низкой мощностью, которая требовалась стартеру для раскрутки до пусковых оборотов.

Смотрим таблицу низкотемпературных отложений: они будут расти зимой в первую очередь. Здесь, как и для любой грязи, работает принцип «меньше пачкай — чище убирай». Количество загрязнений определяется составом базового масла, а качество их отмывки — структурой и объемом пакета присадок. Тут лучше других смотрится Motul 8100 X-max.

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТЕМП ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОКО- И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

ЛЕТОМ

На базовой минералке износы в жарких условиях оказались вполне ощутимыми: мотору явно пришлось тяжело. Мэтры же отработали куда лучше: это хорошо видно по величинам износов поршневых колец и вкладышей подшипников. Параметры мощности и расхода топлива, периодически замеряемые в ходе испытаний, также подтвердили наблюдения. Лучшие результаты показали масла с наиболее высоким индексом вязкости — Motul 8100 X-max и Mobil 1. При равноценной вязкости на морозе такие масла имеют более близкую к оптимально-универсальной высокотемпературную вязкость, что обеспечивает стабильное формирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали Castrol EDGE и все тот же Motul 8100 X-max.

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА

К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!

Итак, можно сказать, что даже новый ледниковый период не помешает нам пустить мотор. Если, конечно, туда залита синтетика класса 0W-40. И менять ее перед летней жарой тоже незачем: с этим маслом мотор чувствует себя уверенно даже при перегреве.

Но, понятное дело, подбор хорошего масла — это лишь полдела. О свечах, аккумуляторе и разумной прокладке между рулем и сиденьем при смене сезона забывать тоже не следует.

ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТОРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Тест моторных масел — Toyota Ipsum, 2.4 л., 2001 года на DRIVE2

Каждый раз перед заменой масла в двигателе перед многими встает вопрос о том, какое масло залить. Многие используют одну излюбленную марку масла и не готовы переходить на другое. В сети Интернет целое множество сайтов, на которых приведены результаты тестов моторных масел. Причем сайты могут быть как любительские, так и сайты авторитетных изданий.
Я из тех людей, которые выбирают "свою" марку масла и сидят на ней до победного. Так, будучи владельцем Ниссана, я 4 года подряд использовал масло Motul 5w30 (сначала Eco-nergy, затем X-Cess) и тоже был уверен в его "крутости". В принципе, состояние внутренностей двигателя свидетельствовали этому: никаких отложений и нагара, более того, двигатель значительно очистился от отложений после предыдущего масла другой марки (название в конце статьи), запуск зимой проходил без каких-либо проблем, масло не сильно горело и т.д.
На Ипсуме я решил попробовать другое масло. Проглядев несколько сайтов с тестами, выявил для себя "среднего лидера", который постоянно фигурировал в топе. Это Shell Helix HX-8. Вроде бы тоже хорошее масло: внутри мотора чисто, две зимы пережили на ура.
Но вот я опять наткнулся на один замечательный сайт, на котором приведен каталог масел с результатами теста с их прожаркой. Результаты всех ширпотребных масел, мягко говоря, не впечатляющие:(
В каталоге нет конкретно моего HX-8, но общая картина о маслах Shell Helix мне примерно ясна.


Сравнивая с результатом теста масла Toyota, мне очень захотелось лить именно его:)) Хоть результат у него и не идеальный, но гораздо лучше.

Для тех, кто хочет узнать масла, идеально прошедшие тесты, выбирайте пункт "Чистый результат"-->"Да". И тут я удивился, когда увидел среди "идеалов" Castrol EDGE, который, собственно, и засрал мне движок в ниссане:(
В общем, вот: alexey-bass.github.io/bmwservice-oils/
Проверьте свое масло:)

Экспресс тест состояния моторного масла. Капельная проба. — DRIVE2

В последние годы, среди "масляных профессионалов", распространилась капельная проба.
Придумывают различные иллюстрации и даже околонаучные расчеты. Выглядит это вот так:

Полный размер

Или шедевр инженерной мысли, какие-то совершенно бредовые расчеты не понятно чего и к чему

Полный размер

Хотя к реальности они имеют мало отношения. Польза капельной пробы лишь в том, что делая ее:
1. Делаете замер уровня масла и при это вовремя заметите угар и не допустите голодания.
2. Во время увидите резко и неожиданно умершее масло, что будет хорошо видно на пробе.
Каждые 1000км стоит делать капельную пробу чтобы вовремя заметить резкие изменения свойств.
Какие-то промежуточные состояния масла на капельной пробе оценить почти НЕВОЗМОЖНО.
Можно лишь увидеть как выглядит свежее, живое масло, как оно насыщается продуктами сгорания.
И я надеюсь, вы никогда не увидите как выглядит убитое масло, из которого вываливается грязь.
Например вот это масло требует СРОЧНОЙ замены, пока двигатель еще жив и не застучал.

Полный размер

Постепенно, на конкретном двигателе вы конечно сможете ПРИМЕРНО оценивать состояние.
Но у каждого двигателя картина капельной пробы на разном пробеге будет совершенно различной.
Поэтому не получится натянуть капельную пробу на какие-то расчеты и околонаучные теории…

Моторное масло — какое выбрать? — журнал За рулем

Производитель рекомендует масло 0W-20, но на сервисе заливают более густое, с индексом 5W-40. Может ли это негативно сказаться на здоровье мотора?

Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя. Мощность, момент, экономичность, ресурс — всё это рассчитывается разработчиками мотора под определенную вязкость масла. Ее классифицируют по системе SAE (англ. society of automotive engineers — сообщество автомобильных инженеров). Эта классификация оговаривает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС. Но чтобы понять, какое масло выбрать, нужно для начала вспомнить, что скрывают «масляные» обозначения.

Обозначения и скрытый смысл

Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W‑40, 5W‑40 и 10W‑40.

Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W‑40, 5W‑40 и 10W‑40.

Они весьма условны. Первая цифра говорит о минимальной температуре, на которую рассчитано масло. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до —35 ºС, а прокачиваемость масла — аж до —40 ºС. Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.

Материалы по теме

Число после дефиса отвечает за высокие температуры: оно говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС. К примеру, для «двадцатки» производитель обещает вилку от 5,6 до 9,3 сСт, а для «сороковки» — от 12,6 до 16,3 сСт. Кроме того, это же число характеризует минимальную вязкость при 150 ºС.

Какая вязкость лучше?

На морозе всё понятно: с чересчур вязким маслом стартер не провернет мотор, а насос не сможет прокачать масло. И чем меньше первое число в обозначении, тем меньше износ двигателя при пуске. На работу прогретого мотора этот параметр не влияет.

При высоких температурах картина сложнее. Казалось бы, чем больше вязкость, тем лучше. Но это не так. Если зальете в мотор обычной легковушки «шестидесятку», вовсе для него не предназначенную, то, скорее всего, не только потеряете мощность, а еще и угробите двигатель. Но почему? Ведь вязкое масло должно лучше защищать детали от износа. Чем выше вязкость, тем толще слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами и, соответственно, ниже интенсивность износа.

Материалы по теме

Однако есть и другая сторона медали, связанная с низкой теплопроводностью масла. Ведь чем толще масляный слой, тем хуже тепло отводится от поршня, который при этом начинает перегреваться и расширяться. Растет и трение — так и до заклинивания ­недалеко.

Заметим, что второе число «работает» не только при трехзначных температурах, но и во время прогрева двигателя. Чем выше вязкость, тем больше потерь на трение. А вязкость зависит от температуры. Мы проводили исследования на эту тему (ЗР, № 3, 2008). И обнаружили, что при комнатной температуре разница по вязкости между «тридцаткой» и «пятидесяткой» почти двойная. А потому и расход топлива на более вязком масле во время прогрева будет выше.

Теперь главный вопрос: какое масло нужно именно моему мотору? К сожалению, современные исследования показали, что при выборе подходящего масла для определенного двигателя одного лишь соответствия SAE недостаточно. Нужна более точная «настройка», зависящая как от конструкции мотора, так и от условий его эксплуатации и степени износа.

Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере.

Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере.


Вопросы и ответы про моторные масла — журнал За рулем

Ниже мы собрали все наиболее часто возникающие при выборе автомобильных моторных масел вопросы, на которые подготовили свои ответы.

20140909_oelcheck_1

Материалы по теме

Так что лить-то? Если одной фразой?

Одной фразой? Очень просто: только моторные масла тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем мотора, а не масла!

А выбрать-то что? Пожиже? Погуще? И что от этого меняется в жизни и самочувствии мотора?

Расхожий ответ известен: мол, чем больше вязкость масла, тем толще масляные пленки образуются в парах трения, тем лучше они защищают от износа. Но надо учитывать не только износ. Дело в том, что и мощность мотора, и расход масла на угар, и даже, как это не парадоксально, температуры его деталей, а значит, и общая надежность двигателя, зависят от вязкости масла. Но в первую очередь — расход топлива! Наука под сложным и малопонятным названием «трибология» утверждает, что существует очень забавная зависимость мощности мотора и его расхода топлива от толщины масляного слоя. А значит, и от вязкости моторного масла. Есть определенная, оптимальная толщина масляного слоя, при котором потери на трении будут минимальными. Иными словами, как более тонкая, так и более толстая пленка приведут к снижению мощности мотора и росту расхода топлива. Следовательно, эффективная мощность мотора и его экономичность при оптимальной толщине пленки будут максимальными. И оптимальная толщина слоя масла — своя для каждого режима. Более того, она зависит от конструкции и реального состояния мотора.

А что за буковки такие SM, SN? Группа качества?

Да, именно она. Вместе с классификацией масла по SAE, характеризующей его вязкость, эти буквенные комбинации определяют применимость масла к конкретному мотору. Наиболее распространенной зарубежной классификацией эксплуатационных свойств считается классификация API, связывающая свойства масел с условиями работы двигателей. В марку масла входит индекс, состоящий из двух букв, первая из которых определяет тип двигателя: S (Service Station) — бензиновые двигатели и C (Commercial) — дизельные двигатели; вторая (A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, M) определяет уровень эксплуатационных свойств. Обозначение может быть дробным, тогда масло с точки зрения применения универсально — для бензиновых и дизельных двигателей.

На сегодня лучшие масла — SN: они способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть, если в инструкции к автомобилю разрешено масло SL, то SN ему явно не повредит. Эта группа имеет определенные плюсы. Это и лучшая защита мотора от износов, и меньший уровень отложений в моторе, и более длительный срок службы. Вот только не просите назвать конкретную цифру, через какой пробег надо менять масла одного и другого класса. Это сугубо индивидуальный параметр, который зависит и от марки двигателя, и от его технического состояния, и качества используемого топлива, и от стиля езды. Но по оценкам хорошие масла группы Sn дадут своим предшественникам процентов 30–40 форы по ресурсу. Это в среднем.

Материалы по теме

А насколько «синтетика» лучше «минералки»? И лучше ли?

Скажем так: существенно лучше! Недостаток у «синтетики» только один — цена! А все остальное — это преимущества.

Во-первых, «минералки» выше SJ практически не поднимаются. Со всеми вытекающими отсюда следствиями — энергосбережение, повышенные противоизносные и антизадирные функции, улучшенная моющая способность.

Во-вторых, это стабильность и предсказуемость поведения за длительный срок его использования в моторе. Всесезонные «минералки» включают в свой состав большой процент загущающих присадок, формирующих их вязкостные свойства. А они сравнительно нестабильны, любят разлагаться, окисляться и вообще портиться. «Синтетики» в этом случае ведут себя намного лучше. Их вязкость «собирается» уже на уровне базовой основы, а вязкостные присадки лишь слегка ее корректируют. Понятно, что их в составе «синтетики» значительно меньше, нежели в «минералке», отсюда и больший срок службы первой.

Отметим, также, что «синтетики» обладают большим индексом вязкости. Иными словами, разница между значением кинематической вязкости при высоких и низких температурах меньше. Это существенно облегчает условия пуска двигателя при низких температурах.

Можно ли смешивать моторные масла при доливе?

Сложный вопрос. Теоретически, чтобы получить сертификацию по API, все масла проходят тест на совместимость с определенным набором наиболее известных масел. И если выявляется фактор их несовместимости, то такое масло просто не получает соответствующего сертификата. Да и в мире существует не такое уж большое количество базовых основ и пакетов присадок. Поэтому получить конфликт их интересов в двигателе при смешении удается довольно редко.

Но на практике рискуешь своим, родным мотором! Поэтому правильный ответ такой: теоретически если масла сертифицированы по одинаковым классам API и имеют одинаковую базовую основу, то их можно мешать без проблем. Но на практике, когда потребитель ничего не знает ни о базовой основе, ни о чем другом, все-таки лучше этого не делать.

Но! Если добавить в мотор заведомо современное фирменное масло, то, скорее всего, за короткий пробег ничего страшного с ним не случится. А при первой возможности постарайтесь сменить все масло.

Как часто лучше менять масло?

Некоторые фирмы вообще заявляют, что их масло, дескать, не требует замены — с каким купил, с таким и продал. Но все это — опасный маркетинговый ход. Да, порой масло может жить очень долго. Но для этого нужны «тепличные» условия для работы двигателя. Он должен быть изначально новым, но уже качественно обкатанным — это чтобы давление картерных газов было небольшим. А также чтобы он был чистым, без следов старого, уже совсем отработавшего масла. Кроме того, чтобы он эксплуатировался пост

Любой тест моторных масел не сможет выявить абсолютного победителя во всех номинациях

Всю армию автомобилистов сводит с ума один вопрос: какое же моторное масло лучше всего подойдёт к их помощникам на колёсах. С этой целью интернет-издания ежегодно собирают и систематизируют всю информацию, посвящённую этому важному вопросу. Только скрупулёзный тест популярных моторных масел, длящийся сутками, сможет определить лучшее синтетическое моторное масло.

Такие авторитетные ресурсы, как журнал «За рулём», имеют даже свои испытательные стенды, в которых работают реальные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), наматывая тысячи километров с тем или иным испытываемым продуктом. Газета «Авторевю» пошла ещё дальше, протестировав на восьми одинаковых хэтчбеках Форд Фокус восемь масел от разных производителей.

Радужные ожидания и холодный душ реальности

Многие автовладельцы новых автомобилей хорошо знают термин Long Life (долгая жизнь), которым бравируют многие производители автомобильных масел. Они означают удлинённый интервал между заменами, предполагающий до 30 тысяч километров пробега на синтетическом лубриканте вместо 10-15 тыс. Есть довольно большой процент автолюбителей, слепо следующих этим убеждениям. Но они не задумываются о том, при каких условиях такой пробег возможен и возможен ли вообще.

Специалисты предупреждают о том, что в российских условиях эксплуатации смазывающие материалы быстро теряют защитные качества. Кроме того, измерять проездом интервал «от замены до замены» не совсем корректно, поскольку не учитывается простой автомобилей в пробках крупных городов. Ведь всё это время мотор работают на холостом ходу вместе с моторным маслом.

Если плановое техобслуживание авто во время гарантии производится через 10-20 тысяч км проезда, процедуру замены смазки надо делать в два раза чаще – через 7-10 тысяч км. Масло моторное категории Long Life также следует менять чаще. Укороченный интервал лучше выдерживать и после окончания гарантии, если вы хотите надолго сохранить двигатель в отличном состоянии.

На работоспособность моторных жидкостей влияют два фактора – качество топлива и режимы эксплуатации. Кроме того, каждый смазочный материал имеет свои особенности состава. Поэтому степень ухудшения состояния у каждого моторного масла отличается. Результаты тестирования покажут, как это происходит.

Зависимость свойств от ресурса использования

Были протестированы лучшие моторные масла вязкости 5w40 на синтетической основе, которые в 2013-2016 годы были наиболее известны и популярны на российском рынке. В качестве эталонного лубриканта использовано минеральное смазочное вещество вязкости 10W-40 и категории SG классификатора API. Очевидно, что свежие составы положительным образом повлияли на работу двигателя. Сравнительный тест масел на уменьшение расхода топлива и повышение КПД движка относительно эталона для всех смазок дал положительные результаты. У Castrol и ZIC существенно сократилось потребление, а применение Elf и Total добавило мощности мотору.

И вот все смазки прошли тестирование на соответствие ресурсу, «пробежав» на одном и том же силовом агрегате по 15 000 км. На протяжении эксплуатации каждое моторное масло 5w40 изменяет свой состав, теряя уровень щелочного числа с одновременным повышением кислотного. На диаграмме (рис. 1) видно, что защитные качества ослабли, но в разной степени. Тем не менее ни один из тестируемых продуктов по физико-химическому составу не вышел за рамки допусков. Наилучшую стабильность свойств показал ZIC XQ. Продукты Shell, Mobil также демонстрируют хорошие результаты. А вот вязкость масляных составов Esso и BP увеличилась настолько, что мотор заметно прибавил в потреблении топлива. Масло Esso вообще вышло за пределы допусков стандарта SAE по высокотемпературной вязкости, равной 40.

Расход и противоизносные характеристики

Сравнение расхода синтетических масел на угар показало довольно интересные результаты. Каждый лубрикант по мере своей эксплуатации расходуется на угар. Часть масляной плёнки на стенках цилиндров не снимается маслосъёмными кольцами поршней. Таким образом, попадая в камеры сгорания, масляный состав понемногу сгорает. После «забега» на дистанцию 15 тысяч км снова ZIC показал наилучший результат, угорев всего на 0,6 литра. Total Quartz и BP оказались по этому показателю наихудшими, угорев на 1,5 и 1,4 литра (рис. 2).

Высокотемпературные лаковые отложения лучше всего видны на стенках поршней. По ним и оценивалось качество моющих и нейтрализующих добавок в каждом из анализируемых продуктов. Наихудшую оценку, а это наивысший балл, эксперты выставили масляным смесям ВР Visco и Castrol Magnatec вязкости 5W-40 (см. рис.2). Корейский ZIC приятно продолжил удивлять специалистов, вновь оказавшись лидером теста. Оценка выставлялась так: если отложения отсутствуют, масло получает 0 баллов. Если ими покрыт весь поршень – значит, некачественный продукт получает 6 баллов. Как видно, после работы всех автомасел, включая аутсайдеров, поршни оказались в удовлетворительном состоянии.

В каждом синтетическом смазывающем материале есть пакет присадок, обеспечивающий ему улучшение основных защитных свойств. Противоизносным добавкам отводится особая роль, ведь от их эффективной работы зависит долговечность работы силового агрегата без капитального ремонта. В ходе эксперимента особое внимание уделялось вкладышам подшипников коленвала и кольцам поршней как подвергающимся наибольшему износу. Их тщательно взвешивали до пробега и после него, сравнивая результаты. Кроме того, синтетические моторные масла исследовались на содержание в их составе продуктов износа. При этом тестировании лубрикантов наилучшие показатели оказались у Shell, Castrol и ZIC. Причём данные взвешивания и анализа составов отработавших смазок совпали.

Подытоживая анализ проведённых испытаний, можно уверенно сказать, что не каждая синтетика, полусинтетика или минералка выдерживает предписанный ей ресурс использования. Косвенно подтверждается, что замену масла лучше выполнять чаще, чем предписано автопроизводителями. Исключение можно сделать только для новых авто, причём эксплуатируемых в тёплое время года. Рейтинг синтетических моторных масел 5W40, по результатам тестирования, до сих пор подтверждают большие объёмы их продаж на российском рынке.

Подготовка к параллельным испытаниям

В предыдущих испытаниях применялись только два доработанных мотора производства ВАЗ. Тесты 8 моторных масел 5w30 параллельно проводились на 8 новых автомобилях Форд с одинаковыми 16-клапанными атмосферными двигателями Duratec объёмом 1,6 литра, 100 л. с. Пробег составил 10 тысяч километров.

Были использованы по 2 канистры каждого масла 5w30, тестируемого в этом заезде. По одной было залито после обкатки каждого мотора, остальные оставлены на долив по мере пробега. Для сравнения было приобретено два полусинтетических продукта – Mobil Super FE Special и Total Quartz 9000 Future. Оба имеют нужные допуски Ford. Кроме них, выбор пал ещё на 5 синтетик:

  • Castrol Magnatec А1;
  • Motul 8100 Eco-nergy;
  • Газпромнефть G-Energy F Synth EC;
  • Shell Helix Ultra Extra;
  • ZIC XQ LS.
Три первых из списка также имеют официальные одобрения от Форд. Шелл и Зик, хотя и не могут похвастаться такими допусками, имеют не менее престижные от БМВ и Мерседес, а также принадлежат к группе машинных масел Low SAPS. Это значит, что уровень сульфатной золы, серы и фосфора в их составах минимален. Замыкает список хорошее синтетическое масло от ТНК – Magnum Professional F.

Для начала были проверены физико-химические составы всех лубрикантов. Хотя динамическая вязкость у них имела разброс до 20%, все они попали в допуск SAE. Присадочные пакеты у смазок также отличались. Большая часть (Mobil, Motul, Total, Castrol и ТНК) имели мощные моющие и нейтрализующие добавки. Об этом говорит высокое содержание кальция (> 2000 мг/кг). Противоизносные характеристики также на хорошем уровне, потому что фосфора и цинка было > 1000 мг/кг.

А вот смазка Shell имела более низкий уровень фосфора – 1350 мг/кг. Но это – нормальный показатель для малозольных моторных масел. Кроме того, в составах Mobil и Castrol был обнаружен молибден. Как известно, его соединения играют роль модификаторов трения. Очевидно, что в списке представлены разные по свойствам продукты.

Как проводилось тестирование

Все автомобили проезжали в одинаковых зимних погодных условиях на одной и той же трассе. Держали скорость 130 км/ч., была включена 3-я передача, обороты двигателей – 6000. То есть жёсткие предельные нагрузки. Каждый мотор отработал в таком режиме около 100 часов. Ещё 55 часов – на холостом ходу, прогреваясь. Почти сразу же после начала заездов определился аутсайдер по низкотемпературной вязкости. Им оказалась смазка Castrol Magnatec. Она начинала загустевать уже при -20°С, остальные участники чувствовали себя нормально. Так что Кастрол этой модификации не соответствует «зимней» вязкости 5W. Тем не менее мотор с ним запускался даже при -27°С, но немного дольше других.

Что касается расхода масел на угар, здесь хуже всего дела пошли у полусинтетического Mobil. За ним вплотную шёл полусинтетик Total. Итого за 10 000 км пришлось долить 2 литра Мобила и 1,8 л Тотала. Лучше всех показал себя продукт ТНК – израсходован всего 1 литр. За ним Shell – 1,3 и ZIC – 1,4 литра. Действительно, условия для смазок были очень жёсткими. Для моторных масел 2015 год по рейтингу мало что изменил. То есть полусинтетике с синтетическими продуктами тягаться тяжело. Выигрывают только в одном – более низкой стоимости.

Что касается моющих свойств, все лубриканты показали очень хорошие результаты. И хотя щелочное число у масел Low SAPS было гораздо ниже, понижалось оно дольше, чем у полнозольников. Поэтому моторы хорошо промывались все 10 тысяч км, о чём говорит рис. 4. Испытания по высокотемпературной вязкости с честью выдержали все. Ни у одной из смазок она не ушла за пределы допуска. В этом отношении полусинтетики приятно удивили, так как специалисты предсказывали для них плохой результат. С износостойкостью у всех тоже хорошо – в анализах составов не было обнаружено хрома, которым покрыты кольца поршней.

Выводы

Какое масло лучше из протестированных 5w30? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Каждый продукт показал себя хорошо в каком-то одном аспекте и не очень – в другом. Кроме того, по ходу тестирования все машины заправляли одинаковым качественным бензином. В реальности, к сожалению, всё по-другому: сегодня залит хороший бензин, завтра – плохой. Как оказалось, по соотношению цена – качество лидером стала полусинтетика Mobil Super FE Special. Продукт не намного хуже, чем Motul 8100 Eco-nergy, который стоит вдвое дороже.

Рейтинг моторных масел – относителен. С уверенностью можно сказать одно – престижные масла Low SAPS, Shell Helix Ultra Extra и ZIC XQ LS с отличными свойствами можно использовать только с бензином, имеющим низкое содержание серы (Euro 3 и выше). Некачественное топливо очень быстро их испортит. Наилучший вариант для наших регионов – полнозольники с высоким щелочным числом. Это – синтетики Castrol Magnatec А1, Motul 8100 Eco-nergy, ТНК Magnum Professional F, полусинтетика Mobil Super FE Special.


Смотрите также