8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Сход развал как отрегулировать


Honda Vigor + Inspire › Бортжурнал › Регулировка схода передних колес подручными средствами (инструкция)

Спрашивали — отвечаем. :)

Сперва немного о диагностике.

Неверно настроенный сход обычно выражается в отличном от нормального нейтральном положении руля, и/или легких бросках машины влево-вправо при движении без изменения положения руля, в том числе в зависимости от несущественных неровностей дороги, что приводит к постоянной потребности дергать руль влево-вправо. При этом необходимо отличать люфт рулевого управления от сбитого схода — люфт диагностируется легким покачиванием руля (плюс-минус пара градусов) и наблюдением за колесами на стоячей машине.

Неверно настроенный развал приводит к неравномерному износу протектора (изнутри сильнее, чем снаружи, или наоборот) и проблемам с управляемостью в сложных дорожных условиях.

Потребность в избирательной регулировке схода передних колес (без развала) может возникнуть в результате работ с подвеской, повлекших разборку соединения рулевых тяг с наконечниками, и как следствие — неизбежное нарушение его регулировки. Если сход сбился в результате работ с рычагами (напр. замена верхнего или нижнего рычага, замена сайлентблоков), скорее всего у вас также есть потребность в регулировке развала. Регулировать его самостоятельно я пока не научился, и в данном руководстве о нем ничего нет. :)

Для проведения регулировки нужно выбрать ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием (асфальт/бетон), она должна быть достаточно освещена, не должно быть проблем со снятием колес. Перед машиной должно быть свободное место порядка 10 метров.

Итак, как уже стало ясно, сход передних колес регулируется соединением рулевой тяги и наконечника. Но перед всеми работами необходимо убедиться в том, что
1. отсутствует люфт рулевого управления,
2. все колеса накачаны с одинаковым давлением,
3. нейтральное положение руля соответствует центральному положению рулевой рейки.

Остановлюсь подробнее на пункте 3. Это утверждение означает, что углы, на которые вы можете выкрутить руль влево и вправо, должны совпадать. Обычно они составляют примерно по полтора оборота в каждую сторону. Если несовпадение существенно (различие в 45 градусов и более), надо снять руль и поставить его так, чтобы углы примерно совпадали. Не забудьте также повернуть элементы рулевой колонки, которые надо выставлять в соответствие с нейтральным положением руля. Например, таким элементом является деталь, выключающая поворотник при возврате руля — подробнее см. часть руководства про сборку ближе к концу.

Итак, теперь мы готовы к самому главному — собственно регулировке. Вот картинка с руководства, на которой нарисовано соединение, с которым мы будем работать:

А вот как оно выглядит в жизни.
Строго не судите, фотографировал на скорую руку, чистить было некогда. :)

Увеличьте фото, чтобы рассмотреть

Расшифровка по фотографии:
1. палец шаровой опоры рулевой тяги, имеет шестигранник для поворота ключом,
2. контргайка,
3. торец рулевого наконечника, имеет шестигранник для удерживания при закручивании/откручивании гайки.

Для работы, если я правильно помню, нам потребуются два ключа на 19 и один на 14.

С каждым колесом нужно выполнить действия:
1. снять колесо, очистить соединение и резьбу пальца от грязи,
2. открутить гайку, удерживая вторым ключом наконечник,
3. отвести гайку дальше от наконечника, удерживая вторым ключом палец тяги,
4. установить колесо.

Выкрутите руль в крайнее положение и посмотрите на это соединение. Запомните положение шестигранника на пальце тяги (который на 14), в дальнейшем его придется крутить вслепую. :)

Затем нужно установить руль в нейтральное положение, и не забывать перед каждым последующим действием контролировать, чтобы он оставался там.

Отойдите от машины вперед на 5-10 метров и встаньте в точку, являющуюся продолжением наружных плоскостей колес, присядьте, и посмотрите на них. Вот на что нужно обратить внимание.

Увеличьте фото, чтобы рассмотреть

Вертикальными красными линиями отмечены "выпуклости" резины. Если смотреть вдоль горизонтальной красной прямой, совмещая переднее и заднее колесо, то при идеально настроенном сходе все 4 "выпуклости", отмеченные на рисунке черточками, должны совместиться. Если вам плохо их видно, можно сделать пометки мелом. Если они не совмещаются у переднего колеса, просуньте руку с задней его стороны и прокрутите ключом палец тяги в соответствующую сторону. Перед следующим "замером" не забудьте проверить положение руля. Повторяйте регулировку, пока не удастся достичь полного совмещения.

Если же "выпуклости" не совмещаются у заднего колеса, требуется регулировка схода задних колес. Как это делать, я пока не знаю. =)

Описанную процедуру нужно повторить для каждой стороны — левой и правой. Вот так выглядит отрегулированный сход (тоже немножко сбоку):

Увеличьте фото, чтобы рассмотреть

После этого нужно поочередно снять передние колеса, и, удерживая неподвижно ключом палец тяги, закрутить контргайку и затянуть ее, удерживая ключом наконечник.

Вуаля, регулировка закончена. :) Казалось бы — метод крайне грубый. Но при должной сноровке можно выдержать точность в половину и даже четверть градуса — а это величина более чем достаточная даже при регулировке на стенде.

Регулировка развала-схождения колес. Как самому отрегулировать развал-схождение. Стенд для регулировки развала-схождения колес

Сегодня на любых СТО предлагается регулировка развала-схождения колес. Однако автовладельцам можно провести эту процедуру самостоятельно. Так они научатся лучше понимать и чувствовать свой автомобиль.

В СТО или самостоятельно?

Автомеханики в один голос утверждают, что выполнить настройку сход-развала самостоятельно необычайно сложно. На самом деле это не так. Также не стоит слишком доверять специалистам из СТО, которые заявляют, что эти параметры в автомобиле нарушены. В автосервисах предлагают установить автомобиль на стенд для регулировки развала-схождения колес и, основываясь на показаниях этого аппарата, выполнить профессиональную настройку. В этом случае не стоит полагаться на профессионализм. Сейчас действительно квалифицированных специалистов становится все меньше и меньше. Но все-таки есть мастера, которые качественно могут сделать эту работу.

Они без помощи стендов могут выполнить точную диагностику параметров сход-развала, поставить верный диагноз о различных нарушениях геометрических характеристик и выполнить ремонт. Но автолюбители со стажем предпочитают выполнять эти операции собственными руками. Так можно получить более точный результат. И пусть способы, с помощью которых делается регулировка развала-схождения колес, уже изрядно устарели, но все-таки они есть и показывают достаточно точные результаты.

Развал

Под этим параметром нужно понимать разницу между расстояниями от некоторых условных точек. Это угол, который составляется по вертикали и в плоскости вращения колеса. Если данный угол развала в минусе, то верхняя точка на колесе направлена внутрь, в колесную арку. Если в плюсе, тогда наоборот - наружу. Для того чтобы корректно отрегулировать этот параметр, следует придерживаться строгих условий. Важно, чтобы в покрышках было оптимальное давление. Ровные колесные диски – это тоже залог правильных углов. Для настройки требуется, чтобы руль имел нормальный люфт или свободный ход. Прежде чем начинать диагностику, нужно удостовериться в том, что все основные шарниры и узлы в системе подвески были полностью исправны и не изношены. Регулируют развал посредством уменьшения или увеличения количества проставок. Они расположены между эксцентриком стойки и осью нижнего рычага. Сейчас можно отыскать в продаже специальные регулировочные пластины для настройки развала. Они подходят для колес заднеприводных машин отечественного производства.

Схождение

Это параметр направления машины и плоскости вращения ведущего колеса. Часто можно услышать от профессиональных механиков о сумме угла схождения колес на одной оси. Есть автомобили, где выполняется регулировка развала-схождения колес на каждой из осей. Верно выставленный параметр на ведущих колесах – это один из самых важных факторов, которым определяется устойчивость машины. Схождение выясняется суммой разностей между кромкой колесных ободьев в заднем и переднем положении. Замеры делают по центру высоты диска между одинаковыми точками на ободах.

Если данные не соответствуют нормальным, тогда необходимо выставлять углы схождения. К точной настройке можно перейти лишь после проверки надежности крепления рычагов и поворотной стойки. Это соединение должно быть максимально надежным. Также диагностируются шаровые, установленные на рулевых тягах. Для хорошего результата дополнительно следует убедиться в надежности крепежа сошки и маятникового механизма. Важно помнить, что после любых ремонтов в ходовой части автомобиля требуется регулировка развала-схождения колес. Это делается с помощью изменения длины боковых рулевых тяг.

Кастер

Это угол, который проходит между вертикалью и проекцией оси поворота для конкретного колеса и продольной плоскостью авто. За счет наклона в продольной части, машина выравнивается на скорости. То есть она сама выходит из поворота, если отпустить рулевое колесо. Каким бы угол поворота ни был, транспортное средство самостоятельно возвратится в положение прямолинейного движения. Естественно, так машина будет себя вести, если регулировка углов развала-схождения колес выполнена верно. Такое же поведение можно наблюдать при правильно настроенном кастере. На обычных автомобилях данный угол составляет более 6 градусов. Спортсмены-автогонщики настраивают этот параметр немного выше. Это и сделает машину более устойчивой. Также повысит стремление автомобиля двигаться прямолинейно.

Для чего делают развал-схождение?

Регулировка эта придает машине большую устойчивость. Улучшается управляемость. Также правильные углы снижают вероятность заноса. И еще: если все углы выставлены верно, тогда покрышки будут не так интенсивно изнашиваться, и снизится расход топлива.

Когда нужны регулировки?

Настройка необходима, если при движении машину постоянно уводит в одну или другую сторону из прямолинейного движения. Также о необходимости настройки говорит изношенность покрышки только с одной стороны или неравномерный износ. Если это заднеприводный автомобиль, дополнительно проверяют, требуется ли регулировка развала схождения задних колес. При визуальной диагностике протектора на передней оси рекомендуется тщательно проверить состояние желоба. Важны его края. Когда кромки желоба одинаковые, то это хороший знак и причин беспокоиться нет. Если один из краев желоба заостренный, а другой нормальный, значит, проблема есть.

Однако это важно только при спокойной манере вождения. Регулировка также необходима, если есть определенные трудности при выполнении некоторых маневров.

Настройка сход-развала своими руками: способы

Существует несколько методов, которые подходят для установки углов сход-развала. К примеру, можно воспользоваться лазерным указателем. Существует и проверенный метод с телескопической линейкой и отвесом. Такая регулировка развала-схождения колес своими руками проведется, может, и не очень точно, однако все эти инструменты есть у каждого.

Перед началом работы

Прежде чем начать работу, необходимо проверить некоторые моменты.

Следует убедиться, что на каждой оси установлены идентичные шины. Диски должны быть максимально ровными. Дополнительно руль устанавливают в прямолинейное положение, а затем проверяют количество оборотов вправо и влево. Для того чтобы регулировка дала результат, вся подвеска должна быть исправной. И наконец – давление в шинах. Оно должно соответствовать установкам производителя.

Приступаем к работе: развал

Если выполняется регулировка развала-схождения передних колес, то их устанавливают в прямом направлении. Далее в верхней и нижней точке делают отметки. Затем к крылу прикладывают отвес и измеряют расстояние между шнуром и ободом.

Машину нужно откатить вперед так, чтобы колесо сместилось на 90 градусов, и далее нужно выполнить те же замеры. Для работ необходимо демонтировать колесо. Также выкручивают болты, которые соединяют амортизатор с поворотным кулаком. Затем двигают кулак на расстояние, полученное в результате измерений. Вот и все – угол отрегулирован. Теперь следует все собрать обратно и выполнить замеры снова. Норма развала колес для переднеприводного авто составляет -1/+1 мм. В случае с заднеприводными - +1/+3 мм.

Настройка схождения

Условия такие же, как и в случае с предыдущей регулировкой. Что касается необходимого инструмента, то понадобится мел и телескопическая линейка. Теперь пометки нужно делать не снаружи, а внутри колеса, практически вплотную к колесным дискам. Затем линейка прикладывается двумя концами к меткам. Далее указатель совмещается с нулем на шкале линейки и фиксируется. После автомобиль прокатывают чуть вперед до момента, пока линейка не сместится назад.

Измерения покажут, насколько необходимо настраивать рулевые тяги. Если цифры между колесами стали меньше, то тяги укорачивают. Если разница увеличилась, значит, они удлиняются. Для регулировки длины тяг имеется специальная муфта.

Регулировка в СТО: цены

Делать развал-схождение своими руками на ВАЗ-2106 – это обычная процедура. Но в случае с современными автомобилями зарубежных производителей, особенно это касается люксовых моделей, лучше всего обращаться к профессионалам. Именно так рекомендуют поступать производители. Точность на стенде будет очень высокой. Например, в Москве во многих СТО делают развал-схождение. Цена для легковых авто составляет от 1500 до 2000 р. Если это внедорожник и бизнес-класс, тогда стоимость составит от 2000 до 2500 р.

Грузовым автомобилям эту процедуру проведут по стоимости от 2200 до 2500 р. Таким образом, если есть хоть небольшой опыт, лучше регулировать самостоятельно развал-схождение. Цена за услугу, может, и небольшая, но при необходимости частых настроек это может вылиться во вполне круглую сумму.

Заключение

Итак, мы выяснили, как самостоятельно произвести процедуру регулировки развала-схождения колес автомобиля. Настройку можно произвести при минимальном наборе инструментов. Эти знания будут не лишними для любого автомобилиста.

Сход развал(3) Схождение колес. — DRIVE2

1997 год. Подходит ко мне английский инженер и задает вопрос, о том, чем мы измеряем установку колес. Я показываю на стенку, где висит новый оптический прибор для сход развала, показываю поворотные площадки, место где установить эти площадки. Инженер морщится и уходит. Зовет переводчицу и что-то ей объясняет. Я подхожу к ним, и она мне говорит, что ему нужны нитки… Инженеру Продрайва, нужны нитки для сход-развала.
Я знал про это, вытащил со склада рейки с просверленными отверстиями для лески, леску с пружинками. Инженер заулыбался.
Регулировка схождения, самая хлопотная процедура в регулировках установки колес.
Эта процедура потребует изготовления приспособлений. Приспособления довольно простые, две рейки из любой трубы с просверленными отверстиями под "верёвку". "Веревкой" может быть леска, нитка, самое удобное "резинка шляпная". Если применять леску, то для её натяжки на концах надо иметь пружинки или растягиваемую резинку.
Шляпная резинка, хорошо растягивается и не требует дополнительных элементов.
Дальше смотрим фото.

Сквер, прямоугольник, а скорее параллелограмм который надо создать вокруг автомобиля на уровне осей колес. Впереди и сзади устанавливаются (вешаются) две планки с просверленными отверстиями. Отверстия проще сверлить с одной установки, скрепить обе трубы и просверлить обе трубы с концов. Расстояние между отверстиями на принципиально, но должно быть одинаковым. На картинке расстояние между веревками 2000 мм. Веревки нужно установить от центра колеса, по осям, на одинаковом расстоянии. Обычно это делается двумя механиками, которые громко произносят показания обычной линейки, двигая рейку вправо, влево пока показания по осям не совпадут. (показания линеек в желтом прямоугольнике). После установки сквера, сравниваем показания линеек по передней и задней кромке диска, с каждой стороны и вычисляем схождение.

Испанский механик прикладывает к диску шлифованную плитку, чтобы измерить расстояние от середины колеса до веревки. Другой механик с правой стороны делает тоже самое.

Рейки приклеили скотчем прямо к автомобилю. Видимо для этой модели не нашлось специальных кронштейнов.

Специальное крепление рейки для Рено Клио.

Хороший вариант. Парни предложили купить за три тысячи евро.

Для быстрой тарировки такого прибора тоже понадобятся наши веревочки.

Может быть и такой прибор.

Дефектовка кривой подвески по распечатке со сход-развала. — DRIVE2

После серьёзных ударов в колесо (ДТП, бордюры, ямы.) часто можно заметить, что колесо в которое пришелся удар, встало в неестественное положение (заметно изменился развал колеса, или появилось заметное продольное смещение колеса – колесо заметно сдвинулось в арке крыла назад или вперёд, или произошло поперечное смещение колеса – колесо заметно выдвинулось из арки крыла наружу или задвинулось в арку).
В таких случаях, обычно обращаются к кузовщикам, к ходовикам или на сход-развал (для устранения или хотя бы для диагностики неисправностей). Но редко наверное можно попасть в контору, где есть чёткая отработанная система рациональной диагностики таких случаев (что реально деформировалось – кузов или какие то детали подвески).
Обычно клиенту предлагают заменить всю подвеску с этой стороны (куда пришелся удар), на всякий случай. Рихтовщики делают свою работу по выравниванию кузова (с разной точностью контроля геометрии контрольных точек) (большинство рихтовщиков не имеют никаких измерительных систем, кроме рулетки и отдают приоритет зазорам внешних панелей кузова и прочей визуальной красоте автомобиля)). Потом наконец везут тачку на сход-развал и там развальщик говорит, что машина получилась таки кривая и сход-развалом эту кривизну не исправишь.
Где то в этой (выше-описанной) технологической цепочке явно есть слабое место.
По-умному, должно всё происходить так:
— детали ходовки конечно не помешает заменить, при малейшем сомнении в их геометрии (хотя тут можно экономить, проявив смекалку).
— кузов и подрамник нужно проверить на геометрию контрольных точек (проверить соответствие координат контрольных точек данного кузова, координатам указанным в специальных картах кузова – карты существуют по всем автомобилям) (если нет карт контрольных точек, то нужно хотя бы сверить геометрию на битой стороне кузова с геометрией не битой стороны) Есть различные способы проверки геометрии контрольных точек кузова: от рулетки с нитками, уровнями, отвесами, строительными нивелирами и другими подручными средствами, вплоть до компьютерного 3D диагностического стенда.

Если рихтовщики восстановят геометрию контрольных точек, подвеска будет собрана из заведомо стандартных деталей, то и углы в подвеске получатся стандартными на сход-развале.
Но далеко не всем автолюбителям везёт получить такую грамотную услугу на практике. У автолюбителей велик запрос на то чтобы выяснить простыми способами: что именно привело к нарушению положения колёс автомобиля (что именно погнулось). Именно про это и хочу сейчас рассказать.
Самый лучший вариант – обратиться за проверкой УУК (углов установки колёс) на компьютерный стенд сход-развала с замкнутым контуром. Только нужно поставить условие, чтобы развальщик измерил и отразил в распечатке максимальное количество углов и линейных параметров, которые стенд способен измерить.

Как минимум, там должен быть вот такой список УУК:
1)схождение на передней (Front Toe) и задней (Rear Toe).
2)развалы всех четырёх колёс (Camber).
3)продольный наклон оси поворота, наклон шкворня (Caster) правого и левого передних колёс
4)поперечный наклон оси поворота правого и левого передних колёс (SAI, KPI).
5)включенный (приведённый, присоединённый, дополнительный поперечный.) (Include Angle) угол для правого и левого передних колёс
6)угол движения ( угол осевой нагрузки, скрещивание осей.) (Trust Angle).
7)поперечное смещение осей (у стендов Hunter, эта функция называется «Углы симметрии»)
8)продольное смещение колёс передней оси (Sat Back) (обычно даётся в угловых величинах).
9)обратное схождение в повороте (проверка Аккермана) (разность углов поворота при повороте колёс на 20°) (Toe-Out On Thruns).
11)Отклонение оси кузова от оси шасси (очень редкая функция у стендов сход-развала). У некоторых стендов Hunter это функция «body angle». Легко измеряется простыми натуральными измерениями в моём видео «Сход-развал лучше компьютера».

Рассматривая эти УУК, по конкретному автомобилю, можно много что сказать о геометрии шасси этого автомобиля.

Вот схема подвески Макферсон, когда развал нормальный (близок к нулю) и всё там ровно.

Например, у вас нарушен развал колеса (измерения подтверждают, что развал выходит за рамки допустимого)
В чём может быть причина этого косяка?
Смотрите на «поперечный наклон» (№4 в списке УУК) справа и слева. Если поперечные наклоны разные по сторонам (и разница эта соответствует по величине и по знаку разнице развалов по сторонам)

Полный размер

то это может означать что деформирован кузов, подрамник или рычаги подвески: либо поперечно сместилась точка верхнего крепления подвески на кузове (точка крепления опоры стойки Макферсон или крепление оси верхнего рычага), либо поперечно сместилась точка крепления нижнего рычага на кузове, либо поперечно деформировался подрамник, либо погнулись рычаги подвески.
По «поперечному смещению осей» (№7 в списке УУК) можно определить, какой конец оси поворота сместился – верхний или нижний.
Длину рычагов (в поперечном направлении) можно измерить дополнительно.
Можно измерить расстояние между стаканами кузова (под капотом)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если поперечные наклоны одинаковые по сторонам, а развалы разные, то смотрите на «включенный угол» (№5 в списке УУК). Если включенные углы разные по сторонам, а поперечные наклоны одинаковые по сторонам, то разница развалов наверняка из за погнутой стойки Макферсон и (или) погнутого кулака (цапфы) или даже палец шаровой опоры может быть погнут. Тогда отпадают подозрения на деформацию кузова, рычагов и подрамника.
Иногда можно вычислить кривой шток на амортизаторной стойке Макферсон по изменению развала колеса при вращении освобождённого штока стойки (хотя, стойка с кривым штоком наверняка будет заклинивать в работе и потечёт)).

Или например, у вас обнаружилось продольное смещение колёс оси с независимой подвеской. Люди часто обнаруживают такой дефект визуально, наблюдая разные зазоры спереди и сзади, между колесом и аркой крыла кузова (зазоры эти принято измерять «в пальцах»))

Продольное смещение колёс обычно бывает назад по ходу движения автомобиля, поэтому рассмотрим этот вариант.

В чём может быть причина такого косяка?
Когда идёт речь о передней оси, смотрите кастеры (№3 в списке УУК), по сторонам. Если кастеры разные по величине (или даже по знаку)), то с той стороны где имеем продольное смещение колеса назад, там обычно и кастер меньше.

Полный размер

Это значит что верхняя точка оси поворота (стакан с опорой стойки или верхний рычаг) не сместились, а сместилась нижняя точка оси поворота (шаровая опора) назад. Возможно что погнулся нижний рычаг подвески (или растяжка на Ладе), или погнулся подрамник или даже погнулся лонжерон кузова (или вырвало «Краба» и погнуло «Телевизор» на Ладе)

Если кастеры одинаковые по сторонам, а продольное смещение переднего колеса присутствует, то это означает, что сместились продольно и верхняя точка оси поворота (стакан кузова или верхний рычаг или место крепления верхнего рычага на кузове) и нижняя точка оси поворота (нижняя шаровая опора с нижним рычагом, подрамником, лонжероном).

Полный размер

Это значит что кузов однозначно кривой. Хотя, это вряд ли сильно отразится на управляемости авто.
--------------------------------------------------------------------------------------
Конечно же, диагностика продольного смещения колёс в колёсных арках пальцами – это не является точными измерениями (крыло может быть приварено к кузову криво, кузов может быть развёрнут относительно шасси). Некоторые измеряют расстояние между центрами передних и задних колёс по сторонам (сравнивают правую и левую стороны) для определения продольного смещения. Однако и тут могут быть неточности (например, из за смещения задней оси).

Полный размер

Угол Sat Back, измеренный стендом сход-развала, тоже наверняка не показывает реальное смещение, а привязан к линии движения шасси (т.е зависит например от схождения задних колёс).
Поэтому конечно лучше измерять геометрию шасси (кузова) с помощью системы, которая изначально измеряет все размеры от одной заданной продольной оси – базы.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Но продолжим наш анализ, когда измерительной системы нет.
Например, вы заметили, что передние управляемые колёса (или одно из колёс) как то неестественно «загребают» и проскальзывают, в пятне контакта, при движении в повороте.
В чём может быть причина такого косяка:

Полный размер

Тут нужно обратить внимание на обратное схождение в повороте (№10 в списке УУК). Этот угол указывает нам на то как работает правило Аккермана в данной рулевой трапеции.
И если мы видим нарушение с какой то стороны, то это наверняка означает, что с этой стороны погнута сошка кулака (куда присоединяется рулевая тяга).
Ну и конечно же сильное нарушение схождения колёс (№1 в списке УУК) на передней оси тоже приведёт к нарушению Аккермана и будут наблюдаться проскальзывания колёс в повороте.

Полный размер


Смотрите также