8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Сцепление маз однодисковое лепестковое устройство установка


регулировка, однодисковое лепестковое устройство установка, 236, ЯМЗ, 238, как прокачать, замена, корзина, как поставить диски, сборка, установка, двухдисковое, как ставится диск

Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы трансмиссии. Оно передает тяговое усилие на маховик мотора ЯМЗ.

Устройство и принципы работы

Конструкция сцепного механизма включает в себя такие элементы, как:

  • маховик;
  • гидравлический усилитель руля;
  • накладки;
  • пружинное устройство, прижимающее диск к корпусу маховика;
  • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
  • муфта нажимного типа;
  • вал педали сцепного устройства;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
  • выжимной подшипник;
  • защитный кожух;
  • ведущий вал трансмиссии.

Принцип работы:

  1. Когда водитель нажимает на педаль, начинает проворачиваться вал.
  2. Между вилкой и муфтой нажимного типа образуется зазор.
  3. Муфта вместе с подшипником начинает перемещаться, из-за чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо рукоятки.
  4. Рукоятка отводит нажимной диск от ведомого диска.
  5. Пружинный механизм сжимается, из-за чего диск смещается к маховику силового агрегата.
  6. Шлицы ведомого диска перемещаются к шлицам первичного вала КПП.

Как проводится ремонт

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
  2. Сцепление ведет или не полностью выключается. Такая неисправность может быть вызвана неверно отрегулированной длиной штока цилиндра, недостаточным уровнем давления воздуха в пневматической системе, нарушением герметичности манжета поршневой части, выходом из строя оттяжных рычагов. Следует заново отрегулировать длину штока, осмотреть пневматическую систему и при необходимости устранить негерметичность, промыть цилиндры, заменить все поврежденные и износившиеся детали.
  3. Педаль не возвращается в первоначальное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

Как заменить

Замена сцепления выполняется в несколько этапов:

  • демонтаж;
  • разбор;
  • сборка;
  • установка.

Как снять

Для того чтобы демонтировать механизм сцепного устройства, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму.
  2. Демонтировать аккумуляторную батарею.
  3. Снять воздушный фильтрующий элемент.
  4. Убрать брызговики мотора, которые находятся в нижней и боковой части отсека силового агрегата.
  5. Демонтировать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Убрать привод передних ведущих колес.
  7. Слить масляную жидкость.
  8. Отсоединить датчик скорости при помощи отвертки.
  9. Снять выключатель заднего хода.
  10. Убрать держатель моторного жгута.
  11. Открутить крепежные болты и снять картер стартера.
  12. Отсоединить от кронштейна коробки передач опоры двигателя.
  13. Сдвинуть сцепление назад.
  14. Демонтировать первичный вал механизма.
  15. Открутить крепежные болты с кожуха сцепного механизма. Болты отворачивают по очереди, в 2-3 приема.
  16. Демонтировать нажимной диск вместе с кожухом.

Сборка

Этапы сборки механизма сцепления:

  1. Собрать ведомый диск. Для этого необходимо прикрепить к пластичному пружинному устройству фрикционные накладки.
  2. Собрать нажимной диск. Нужно смазать ролики специальной жидкостью, заложить их в отверстие оттяжных рукояток, вставить рычаг в паз, который находится на диске нажимного типа, установить палец. Присоединить к рычагам опорные вилки и зашплинтовать.
  3. Собрать нажимной диск с кожухом. Это необходимо делать под прессом, который сможет сжать пружины и вкрутить болты в опорные вилки. Под пресс кладут диск ведомого типа, сверху — нажимной диск. На специальные выступы устанавливают теплоизолирующие шайбы и сами пружинные механизмы. Прижимают кожух при помощи пресса и закручивают крепежные болты.
  4. Установка дисков в картер сцепного механизма.

Порядок действий во время установки сцепления:

  1. Установить диск ведомого типа так, чтобы удлиненный конец ступицы был направлен в сторону маховика.
  2. Установить ведущий дисковый элемент со штоками.
  3. Установить второй ведомый диск, у которого удлиненный конец ступицы будет направлен в сторону коробки передач.
  4. Установить нажимной диск.
  5. Присоединить к конструкции разрезанные регулировочные кольца.
  6. Установить упорные планки, закрепить их при помощи кожуха.
  7. Установить механизм сцепления на маховик, проверить зазор между упорными кольцами и шайбами, включив механизм сцепления.

Как поставить диски

Многих водителей интересует, как устанавливается диск сцепления на МАЗе.

Для того чтобы поставить диски сцепления, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал.
  2. Демонтировать с колес тормозной барабан и колодки.
  3. При помощи гаечного ключа открутить крепежные элементы с полуосей и вытянуть их.
  4. Открутить винты, регулирующие положение фланца карданного вала и редуктора.
  5. Отключить контакты проводов датчика, который отвечает за включение фар заднего хода.
  6. При помощи гаечного ключа на 12 открутить крепежные винты с защитного кожуха механизма сцепления.
  7. Демонтировать кожух.
  8. При помощи небольшого лома отодвинуть корпус коробки передач от силового агрегата.
  9. Убрать корзину с маховика.
  10. Зафиксировать маховик.
  11. Снять поврежденные дисковые элементы и заменить их на новые. Ведомый диск сцепления должен быть направлен в сторону КПП, а нажимной ставится так, чтобы ступица была направлена в сторону мотора.
  12. Собрать сцепной механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

Обслуживание

Техническое обслуживание данного механизма выполняется следующим образом:

  1. Проводят внешний осмотр педали, при необходимости регулируют ее свободный ход.
  2. Прокачивают гидравлический привод.
  3. Проводят диагностику крепежных элементов картера, при необходимости затягивают гайки.
  4. Проводят внешний осмотр оттяжного пружинного устройства, смазывают подшипники и гидравлическую муфту.
  5. Проверяют работоспособность выключателя сцепления и втулки валика.
  6. Осматривают на износ и наличие повреждений вилки и педали сцепного механизма.
  7. Проверяют работу механизма путем переключения передач транспортного средства на месте и во время разгона.
  8. Устраняют неправильно выставленные промежутки между опорными кольцами и шайбами.
  9. Устраняют негерметичность системы и смазывают все цилиндрические элементы специальной жидкостью.
  10. Проверяют зазор между штоками и поршневой частью главного цилиндрического устройства.

Как провести регулировку

Действия при регулировке сцепления МАЗ:

  1. Отрегулировать свободный ход педали. Для этого нужно поставить ногу на педаль и выжать газ до упора. Если требуется, то уменьшить или увеличить ход данного устройства.
  2. Отпустить педаль и измерить расстояние до нижней отметки сцепного механизма.
  3. Наибольшая амплитуда хода не должна превышать 16 см.
  4. Затянуть все крепежные элементы.
  5. Измерить свободный ход педали.

После того как водитель отрегулировал сцепной механизм, необходимо выполнить регулировку корзины сцепления МАЗ:

  1. Установите транспорт на специальную платформу.
  2. Открутите крепежные болты, которые соединяют коробку передач и кузов автомобиля.
  3. Демонтируйте коробку передач.
  4. Открутите винты диска нажимного типа и демонтируйте его.
  5. Проведите осмотр корзины и замените поврежденные и износившиеся детали.
  6. Отрегулируйте расположение лапок.
  7. При помощи регулировочной рукоятки установите лапки в положения, которые показаны в руководстве пользователя по ремонту МАЗа.
  8. Затяните все крепежные винты до упора.
  9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.

Как прокачать сцепление на МАЗе

Прокачка сцепления необходима, когда плохо переключаются передачи или в гидравлическую систему попал воздух.

Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидравлического привода рабочей жидкостью до отметки 1-1,5 см. Удалить с клапанов цилиндра выпускного типа все загрязнения, снять защитный кожух, убрать колпак с верхней части главного цилиндра и надеть на нее специальный шланг для прокачки.

Постепенно необходимо опускать свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидравлический привод, слегка надавливая на педаль сцепного механизма. Между нажатиями должен быть интервал 1-2 секунды. Всего необходимо сделать 4 надавливания.

При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время необходимо отвернуть клапан на пол-оборота. Во время 2, 3 и 4 — прокачиваются все механизмы системы. Когда пропадут пузырьки, нужно прекратить нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снижается на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

Устройство и монтаж сцепления ЯМЗ-238

Технические параметры сцепления ЯМЗ-238

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. - 920

Масса вращающихся частей, кг - 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 - 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм - 42х34х6

Сцепления ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

Кожух 16 (рис. 1) сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 – на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Сцепление ЯМЗ-236 имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238 – двадцать пружин. Под пружины со сторон нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18.

Нажимной и средний ведущий диски сцепления ЯМЗ-238 связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков.

В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления ЯМЗ-238 производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5.

Рабочий ход муфты выключения сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»).

Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками сцепления ЯМЗ-238 и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин 3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления ЯМЗ-238 нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск 21.

Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-238 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.


Рис.1 - Сцепление ЯМЗ-238

1 – шток; 2 – кольцо; 3 – тарельчатая пружина; 4 – планка; 5 –оттяжной рычаг; 6 – вилка оттяжного рычага; 7 – регулировочная гайка; 8 – распорная пластина: 9 – стопорная пластина; 10 – петля пружины оттяжного рычага; 11 – муфта выключения сцепления с подшипником; 12 – шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 – вал вилки выключения сцепления; 16 – кожух сцепления; 17 – нажимная пружина; 18 – термоизолирующая прокладка; 19 – нажимной диск; 20 – маховик; 21 – ведомые диски; 22 – средний ведущий диск; 23 – отжимная пружина; D – минимальный ход выжимной муфты

Установка сцепления ЯМЗ-238

Если двигатель автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, на который предусматривается установка сцепления ЯМЗ-238, подвергался разборке со снятием маховика, картера маховика или проведена их замена, то перед установкой сцепления и коробки передач на двигатель необходимо проверить расположение посадочных и установочных поверхностей на картере маховика и маховике, относительно оси коленчатого вала.

Кроме того на установочных поверхностях не должно быть забоин, следов коррозии, грязи, масла и т.п.

На поверхности трения маховика допускаются незначительные прижоги с сеткой микротрещин, равномерный износ не более 0,4 мм и износ в виде 2-х кольцевых канавок глубиной не более 0,25 мм.

На картере маховика биения торца и выточки 515 мм под установку картера сцепления ЯМЗ-238 не должны превышать 0,5 мм.

На маховике биение выточки 475 мм под установку кожуха сцепления ЯМЗ-238 и поверхности трения на диаметре 420..430 мм не должно превышать 0,3 мм.

Перед установкой сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 проверить состояние переднего подшипника первичного вала установленного в выточку коленчатого вала – внутреннее кольцо подшипника должно вращаться без заеданий, радиальный зазор должен быть не более 0,05 мм, полость коленчатого вала и подшипника должна быть заполнена смазкой, рекомендуется использовать смазку Шрус-4.

Установку сцепления ЯМЗ-238 на двигатель необходимо производить в следующем порядке:

Вставить оправку в подшипник находящийся в коленчатом вале.

Установить ведомый диск сцепления ЯМЗ-238 на оправку таким образом, чтобы расположение удлиненной части ступицы было от двигателя.

Ввернуть в резьбовые отверстия маховика две установочные шпильки и установить на них корзину сцепления ЯМЗ-238 (для облегчения установки и предотвращения обрыва резьбы рекомендуется предварительно установить монтажные шайбы под головки болтов крепления нажимного диска).

Завернуть от руки 10 болтов крепления кожуха к маховику с предварительно установленными шайбами; вывернуть установочные шпильки и завернуть на их места два болта крепления кожуха.

Произвести затяжку болтов крепления кожуха сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101.

Одновременно, при затягивании болтов, обеспечить вручную радиальное перемещение оправки в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что обеспечит лучшее центрирование ведомого диска и последующее удаление оправки с двигателя.

Затяжку болтов производить равномерно, при этом следить, чтобы не было значительных перекосов кожуха и посадочный бурт кожуха зашел в выточку на маховике, окончательный момент затяжки болтов должен быть в пределах 60..70 Нм (6..7кгс/м).

Удалить монтажные шайбы из-под головок болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-238 к кожуху, если они использовались.

Сцентрировать упорное кольцо запорного устройства с помощью оправки, выполненной в виде втулки. Данная оправка одевается на оправку, служащую для центрирования ведомого диска, и заводиться в упорное кольцо.

Удалить оправки с двигателя.

Правильная регулировка сцепления МАЗ | Automotiv5

Внешне сцепление выглядит как два диска. Это специальные механизмы, которые известны как устройства фрикционного типа. На периферии механизма устанавливаются специальные пружины. Монтируется механизм в чугунный картер. Неправильная работа сцепления повышает потенциальный риск попадания в дорожно-транспортное происшествие, а заодно усложняет управление транспортным средством.

Хотя технически механизм выглядит сложным, самостоятельная калибровка доступна даже новичку. При необходимости можно своими силами изучить работу механизма и научиться правильно решать возникшие неполадки со сцеплением. Впрочем, даже опытные водители постоянно узнают что-то новое о своем железном коне. Поэтому инструкцию будет интересно прочитать как профессионалам, так и любителям.

Элементы механизма

Механизм состоит из множество взаимно дополняющих друг друга элементов. Только совместная работа этих механизмов гарантирует правильную работу транспортного средства. Механизм состоит из:

  • Рычага отжимного. Вероятно, главный механизм всего сцепления.
  • Пружины, служащей для передачи энергии.
  • Вилки. Еще один значимый механизм.
  • Крепежных механизмов. Также в перечень входят кольца или муфты.
  • Маховика и ступицы.

При этом, каждый механизм может быть или ведомым или ведущим. Вторые по праву можно назвать главными. Среди них особое положение занимают диски трансмиссии.

Все составные части механизма спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать максимальный уровень прочности. Материал обязательно проходит все уровни проверки. В основном, используется чугун.

Главная задача потребителя — выбрать подходящие запчасти. Стабильно высокие нагрузки служат серьезной угрозой для каждого механизм.

Принцип действия

Диск соединяется с маховиком благодаря специальным шипам, которые именно для этого и предназначены. Механизм передает момент кручения от узла и маховику к блину, который выполнен из стали. В соответствии с законами физики, появляется сила трения.

Инженерная мысль работала над компенсацией перегрева пружины, который неизменно появляется в ходе долгой пробуксовки грузовика. Решение нашлось изящное — использовать небольшой кусок картона под пружиной. Картон обязательно должен быть прессованным.

Механизмы диска изначально фиксируются на валу с помощью шлиц. Сам диск при этом не может использоваться как взаимозаменяемый механизм.

Когда грузовик движется, закономерным образом появляются колебания. Они направляются от вала мотора. Трансмиссия — чувствительный к колебаниям механизм автомобиля. Поэтому она может выйти из строя. Для уменьшения колебаний конструкция оборудована особым гасителем. Он снижает опасность колебаний, которая появляется во время использования МАЗа.

Особенности механизма

Рассмотрим действительно качественный насос гидроусилителя. Производитель придал запчасти высокую прочность, использовал прочные материалы. Но механизм нуждается в постоянной диагностике. В противном случае можно вовремя не разглядеть грозящие опасности.

Клапаны, а также тяги механизма начинают работать в необходимой последовательности после друг друга. Усилительный цилиндр при этом обеспечивает нормальную работу всего механизма. Опытный пользователь может проверить состояние механизма самостоятельно. Однако, новичку лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

Все когда-то происходит в первый раз. Новичок может самостоятельно проверить техническое состояние аппарата. Но сначала рекомендуется внимательно познакомиться с тем, как работает оборудование.

Отрадно, что в конструкциях МАЗа выявление проблемы не всегда становится поводом для приобретения новых механизмов. Некоторые неполадки решаются простой калибровкой системы.

Настройка бывает двух видов:

  • Калибровка свободного хода педали.
  • Настройка зазора около кольца и крышки клапана.

Неполадки механизма

У современных грузовых автомобилей МАЗ нечасто возникают неполадки. Тем более, что производитель предлагает рынку разнообразный модельный ряд транспортных средств. В том числе, автобусы, которые соответствуют самым высоким потребительским ожиданиям.

Автолюбители, которые долгое время использовали один и тот же модельный ряд транспортных средств выявили некоторые закономерности в области технического состояния автомобилей и возникающих проблем.

Например, износ фрикционных накладок. Появляются в результате чрезмерных перегрузок в конкретном блоке. Сломанные или изношенные механизмы оперативно заменяются на новые. Допускается локальная замена самих накладок, либо глобальная смена остальных элементов механизма. Накладки следует менять и в том случае, если они чрезмерно пропитываются маслом, либо иной жидкостью.

Муфта может нуждаться в дополнительной настройке. В этом случае обычно требуется и калибровка педали. Если у нажимного диска появился какой бы то ни было изъян, механизм меняется. Откалибровать механизм в транспортном средстве указанного производителя невозможно.

Слишком высокое смещение или неподвижность среднего диска свидетельствует о необходимости настроить затяжки конкретных винтов. Таким образом восстанавливаются те настройки, которые должны быть для эффективной работы требуемого механизма.

Особенности калибровки

Правильно настраивать расстояние между подшипником и кольцом следует с помощью муфты. Если речь идет о двухдисковом сцеплении, то дополнительная настройка вряд ли сможет решить возникшие проблемы. Однако, их может решить наладка привода. Если после нажатия педали она возвращается в исходное положение слишком долго, это значит, что зазор следует увеличить.

Для правильной калибровки соблюдайте приложенную к механизму инструкцию по эксплуатации. Повреждение особого резиноармированного клапана в обязательном порядке потребует замены запчасти. Слабое натяжение спирали свидетельствует о необходимости сдвинуть держатель по тяге.

Эффективная высокопроизводительная очистка совместно с выравниванием тяг решает множество проблем. Превышение температуры сверх необходимого уровня может стать серьезной проблемой. Однако, она решается если вовремя проводить смазку движущихся частей. Также смазка станет решением проблемы застопоривания поршня.

Пневматические усилители и ПГУ также могут сломаться в автомобилях марки МАЗ. Если водитель выявил проблему с ПГУ, обязательно надо обратиться на станцию технического обслуживания автомобиля. На ней мастера проведут замену механизма. Основная причина неисправности — нарушение герметичности, которое влечет за собой протекание воздуха через небольшие отверстие. Также причиной может стать протекание жидкостей.

Лучше всего заменить сломавшийся механизм. Посмотрите на маркировку и купите механизм. Затем изъян исправляется продувкой или качественной очисткой магистрали.

Не каждая неисправность может быть устранена профессиональной калибровкой. В ряде случаев потребуется замена испорченного механизма. Более того: порой конкретный механизм не может быть отремонтирована. В этом случае полностью меняется весь механизм устройства.

Некоторые запчасти бывает непросто найти на рынке. Это побуждает внимательнее относиться к подбору механизмов. Выбирайте запчасти от проверенных поставщиков. Некачественные механизмы станут дополнительной причиной серьезной поломки.

Регулировка

Требуемый диапазон передаточных значений не может быть создан исключительно двигателем автомобиля. Именно по этой причине инженеры стали работать над созданием способа одновременной работы моторов с КПП. Созданный механизм повысил эксплуатационные характеристики транспортного средства.

Перед инженерами стояла дополнительная задача, связанная с обеспечением действительно плавного хода шестеренок редуктора. Проблема в изменениях при высоких нагрузках. Именно в это время звенья вращаются с максимальной скоростью. В итоге рынок увидел механизм, который способен на небольшой промежуток времени отключать двигатель и трансмиссию.

Трансмиссия заслуживает отдельного разговора. Это передающее звено, а не зависимое. Непосредственная передача происходит в результате трения, а не использования шестеренок. Поэтому эффективность механизма зависит от множества дополнительных факторов: снижение мощности, незначительные дефекты конструкции и т. п.

Перед инженерами стоял целый ворох технических задач:

  • Эффективность соединения мотора с коробкой переключения передач.
  • Возможность интеллектуальной работы механизма в зависимости от движения транспортного средства.
  • Защита от возможных неполадок составных механизмов силовой установки. При этом, должна быть полная гарантия безопасности остальных механизмов системы.
  • Использование изначальных параметров, которые были заданы Минским Автомобильным Заводом.

Инженеры нашли изящное решение проблемы: лепестковый механизм становится прижато крепкими пружинами. Оно, в свою очередь, монтируется на маховик и шлицы от первичного вала. Не остались забыты рабочие плоскости конструкции. Они получили специальные дополнительные накладки. Конструкция невероятно сложная, в которое используется множество демпферов.

Ряд проблем оказалось решить еще проще. Например, сменой способа сборки оборудования и использования дополнительных устройств переключения механизма. К сожалению, за все хорошее приходится платить. Известные проблемы оказались решены, но это потребовало использовать дополнительные запчасти, а сборщикам пришлось значительно повысить точность сборки.

Не забыт вопрос контроля. На заводе любые допуски оперативно корректируются на аппаратном уровне. Однако, во время непосредственной эксплуатации грузового автомобиля неизбежны определенные повреждения. Чтобы их исправить, существует множество инструкций и рекомендаций для новичков и опытных водителей.

Сборка механизма

Для сборки нажимного комплекта обязательно надо применять специальный ручной пресс, который находится в заранее приспособленное для этого помещении. Собирается механизм на специальной подставке. Ее параметры соответствуют расстоянию от нижней плоскости кожуха до верхнего корпуса. Максимально допустимое отклонение составляет всего 0.1 миллиметра.

В центре механизма располагается оправка. Чтобы она стояла максимально прочно, используются специальные закрепляющие болты. Таким образом регулируется контрольное значение, которое равняется 64 мм., а максимальное отклонение равняется 0.5 мм.

Упорные сухари располагаются в самой оправке. При этом, они легко перемещаются в зависимости от потребностей пользователя. Устанавливается комплект в проектное положение таким образом, что сухари соединяются с лапками оттяжек. После этого можно придать требуемое положение. Оно определяется рукояткой механизма.

Если необходимо не просто собрать механизм, но и провести дополнительную калибровку, следует последовательно выполнить ряд действий:

  • Поставить дисковый аппарат рабочей стороной вниз . После этого следует зафиксировать механизм установленным способом.
  • Зафиксировать подшипник в оттяжных рычагах. Всего предполагается использовать максимум двадцать иголок. Не забудьте дополнительно нанести смазку для упрощения установки иголок.
  • Установить вилки и оси.
  • Установить рычаги в соответствующие пазы и оси.
  • Установить на собранный механизм вилки от упорного кольца.
  • Установить оси специальными шайбами. Заранее позаботьтесь о том, чтобы появилась средняя часть на перемычке от фартука.
  • Установите петли на пружины.
  • Добавьте пружины на бобышки. Не забудьте использовать шайбы для термоизоляции.

Дополнительная информация о сборке

Монтаж трансмиссионного кожуха заслуживает отдельного разговора. Нормальная ситуация, когда стаканчики легко проникают в спирали, а хвостики — в отверстия. Для правильной работы кожух поджимается на прессе и фиксируется болтами. После проведения процедуры кожух вынимается, а на хвостики крепятся оправки гайками. Теперь осталось просто зафиксировать механизм дополнительным болтом.

Обязательно следите за тем, чтобы компрессорный ремень находился в нормальном состоянии. Недооценка этого фактора приведет к серьезной опасности в случае поломки.

Затем регулировочными гайками настраивается положение рукояток. Деталь грузовика должна быть на уровне с упорными сухарями, а они находятся заподлицо с наружной поверхностью. Таким образом можно создать зазор между кольцом и рабочей поверхностью.

Затем на гайки ставятся специальные пластины со стопорными планками. После этого достаточно защититься от возможного люфта конструкции. Для этого болты затягиваются установленным способом. Чтобы завершить процесс следует сделать отгибку усиков от планок.

Удары торца к лепестковому диску имеют свои пределы и составляют 0.4 мм., при радиусе 45 мм. В противном случае могут испортиться фрикционные накладки. К тому же, некоторые механизмы системы могут обгореть, что послужит дополнительным фактором риска.

Калибровка трансмиссии

Главная функция трансмиссии — грамотная передача крутящего момента. Для грамотного осмотра механизмов мастер учитывает особенности их эксплуатации. Вряд ли можно со знанием дела откалибровать трансмиссию, если не знать как именно она работает. В то же время, допускается возможность осмотра даже неспециалистом для выявления возможных неполадок с оборудованием.

Конструкция МАЗов подразумевает наличие сухого одно- или двухдискового механизма, который использует фрикционный метод работы. На периферии механизмов такого типа ставятся цилиндрические пружины. При этом, сам механизм устанавливается в чугунный картер.

Основная задача механизма состоит в том, чтобы временно разъединить коленчатый вал мотора с КПП. С другой стороны, во время движения необходимо правильно и постепенно соединить конструкцию. Это также задача описываемого механизма.

Обязательно надо наблюдать за уровнем затяжки у болтов в конструкции соединения. Специалистами определяется подходящее соединение в диапазоне от 8 до 10 кГм. Обязательно затягивать следует не спеша, сохраняя плавность работы и перекрестную последовательность. Не забудьте в конце отогнуть усики, а также смазать нужные механизмы для более продолжительной и эффективной работы. В частности, обязательно покрываются маслом привод и подшипники.

Дополнительная информация о правилах смазки находится в соответствующей карте, которой располагает каждый владелец автомобилей производства Минского Автомобильного Завода.

Калибровка сцепления для грузовых автомобилей

Если владелец автомобиля настраивает сцепление, можно позаботиться о следующих мероприятиях:

  • Выявление имеющегося отхода среднего диска. Показатель важен, поскольку у грузовиков МАЗ это ведущий диск и отвечает за то, чтобы всегда оставался подходящий уровень зазора после окончания работы механизма.
  • Калибровка существующего пространства между боковиной от клапана и гайкой, которую используют для наладки.
  • Настройка конкретной педали с тем, чтобы придать ей дополнительную плавность и устойчивость при эксплуатации.

Настройку можно делать стандартным набором инструментов, который включает в себя штангенциркуль, линейку и сами ключи.

Этапы настройки

Каждая наладка начинается с осмотра места сопряжения. Задача состоит в том, чтобы опознать уровень отхода поверхности среднего блина. Информация помогает гарантировать зазор нужного размера. Впрочем, дополнительно механику придется замерить свободное пространство между соединением крышки с фиксирующей гайкой. Только после этого начинается непосредственная калибровка педали.

Затем механик определяет для себя тип демонтажа нужной запчасти. Перед тем, как перейти к непосредственному демонтажу надо ликвидировать крышки люков от картеров. Также потребуется включить трансмиссию, выставив нейтралку для эффективной работы с имеющимся оборудованием. Затем потребуется повернуть маховик силового аппарата и установить наладочные винты в пространство ведущего звена. Обязательно доведите поворот до максимального упора.

Вращайте блок, а затем снимите винты регулировки максимум на один оборот. Зафиксируйте механизм в таком положении с помощью контргаек. Не стоит прилагать чрезмерное количество усилий. Лучше придерживать рукой винт чтобы не допустить смещение промежутка. В противном случае повышается вероятность того, что всю работу придется делать заново.

Не забудьте сделать контрольный замер имеющегося пространства меду гайкой и крышкой. Проконтролируйте чтобы имеющийся промежуток находился в диапазоне допустимых значений. В противном случае, придется переделывать. Для автомобилей конструкции марки МАЗ такой диапазон составляет от 3.3 до 3.7 мм. Обязательно надо осматривать механизм во время каждой плановой проверки общего состояния механизма.

Затем можно налаживать ход педали сцепления на автомобиле. Чтобы правильно откорректировать, позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении была линейка. С ее помощью меряется промежуток хода после того, как воздух покинет пневматическую систему. Свободный ход нельзя оставлять на откуп случайности. Вместо этого зафиксируйте параметр в значении 34 мм. Допустимый теоретический предел составляет 43 мм.

Свободный ход настраивается отсоединением рукоятки привода и вилки штока. В тот же момент обязательно передвигается поршень механизма. Вместо середины он устанавливается внизу. Нижний край в этом случае поворачивается до тех пор, пока механик не почувствует допустимый предел движения. Убедитесь в правильном расположении сквозных дырок, которые присутствуют на вилке: они смещаются на 50% от своего размера. Если механик не хочет проблем с последующим ходом движения, никаких отклонений он не допустит.

Теперь остается только соединить рукоятки со своими частями при обязательной проверки расстояния между отверстиями. Это легко сделать, если просто прокрутить имеющийся механизм. Проблемы могут возникнуть, если механик столкнулся с изношенным оборудованием, которое утратило свои высокие потребительские свойства. Например, фрикционная накладка, которая оказалась изношенной, неизбежно вызывает смещение двуплечного рычага на один шлиц. При этом, обязательно контролируется направление — против движения стрелки на чаха.

Настройка педального узла

В стандартной конструкции грузовиков МАЗ присутствует классический сухой тип трансмиссии, который разработан инженерами одноименного предприятия. Здесь же устанавливается механизм из двух дисков, которое также разрабатывалось инженерами автомобильного предприятия. У продукции МАЗа, фактически, только одна особенность, которая существенно отличает изделия от всех других конкурентов — расположение пружин на периферии. Существуют и других отличия, но они не меняют принципа функционирования механизма.

Назначение трансмиссии — транспортировка крутящего момента другим механизмам автомобиля. Чтобы обеспечить успешную передачу, средний и нажимной блин оборудованы специальными контактами. Они монтируются на той же плоскости, на которой находятся главные пружины. Венец маховика обеспечивает движение точки по поверхности оси, при этом отсутствуют любые преграды для этого перемещения.

Каждой запчасти производитель придает собственный эксплуатационный запас прочности, который надо соблюдать во избежание любых дополнительных проблем. Узнайте текущие эксплуатационные характеристики своего механизма в прилагающейся к ней инструкции.

Конструкционные особенности механизма

Сцепление — невероятно сложный механизм. Чтобы его в полной мере описать, необходимо рассказать обо всех механизмах этой системы:

  • Маховик с картером. Вероятно, самая важная составная часть сцепления, благодаря которой оно и работает.
  • Шток. Невозможно недооценить важность механизма.
  • Пружинный нажим. Также сюда следует добавить специальную пружинную составляющую, без которой не будет работать механизм.
  • Диски. Также учитывается весь перечень этих механизмов. В частности, ведущий и ведомый.
  • Рукоятка, которая невозможна без корпуса.
  • Муфта с полагающимися ей подшипниками, другие крепежные элементы.
  • Планка упора.
  • ПГУ Минского Автомобильного Завода.
  • Шайбы для теплоизоляции или герметизации.
  • Вилка. Последний по списку, но вовсе не по важности элемент сцепления.

Нажимные пружины имеют двойственный характер монтажа. С одной стороны они монтируются в узловой корпус, но с другой крепятся в нажимной блин. Шайбы для теплоизоляции — обязательный элемент при установке указанного механизма. Никаких исключений не бывает.

При отключенной трансмиссии пространства закрываются используемыми спиралями. Это необходимо для более стабильной и качественной работы механизма.

Экономия и эксплуатация механизмов, которые уже успели отработать свой эксплуатационный срок способна привести к поломке всего оборудования и необходимости делать полный капитальный ремонт автомобиля. Поэтому такой подход недопустим.

Периодичность обслуживания механизма

Не обязательно менять детали грузовика, если они по каким-то причинам выходят из строя. Случается, что достаточно просто поменять положение точки. Тем более, что инструкция содержит нужные рекомендации, выполнение которых неизбежно должно содействовать тому, чтобы грузовик работал действительно долго и без проблем.

Блин может перенестись ближе к маховику в том случае, если в автомобиле износилась накладка. Разрезные кольца тоже не остаются на месте и перемещаются вслед за другими деталями механизма. Они движутся ближе к корпусу. Теоретически, наладка способна возвратить детали на исходное состояние, что позволит в еще большей степени продлить эксплуатационные показатели механизма.

Правила настройки механизма

Настройка транспортного средства требует времени на выполнение указанных мероприятий. Прежде всего, следует отсоединить картер с люковой крышки. Таким образом, механик получает свободный доступ к среднему звену, который необходим для грамотного выполнения работы.

Затем следует последовательно выполнить ряд действий:

  • Деактивировать систему сцепления.
  • Монтировать рычаг коробки передач на нейтралку.
  • Модуль силовой установки следует повернуть чтобы упростить работу с механизмом.
  • Контргайки следует снять.
  • Винты установить на средний диск.

Затем следует продолжать вращение блока. Не забудьте придерживать винт чтобы обеспечивать нужный зазор. Затем следует установить винты обратно и сохранить вновь созданный зазор между отдельными частями механизма. Используйте затяжки чтобы работа не пропала даром.

Прокачка аппарата

Чтобы прокачать механизм, следует обязательно заполнить гидроприводной бачок специальной жидкостью. Впрочем, в ряде случаев допускается в качестве наполнителя применять самую обыкновенную традиционную воду. Заполнять следует не спеша и не торопиться. Необходимо получить уровень наполнения приблизительно в полтора сантиметра.

Не забудьте обязательно прочистить выпускной клапан, поскольку он нередко оказывается загрязнен. Для этого обязательно снимается колпачок, после чего монтируется резиновый шланг для выполнения указанной процедуры.

Затем возьмите литровую банку и заполните жидкостью. Не обязательно заливать ее всю без остатка. Можно ограничиться половиной. Затем достаточно установить в нее шланг и надавливать на педаль небольшими короткими движениями. Всю процедуру можно повторить пять раз, после чего задача будет считаться выполненной.

Обязательно делайте все в точном соответствии с инструкцией. Если механик решит пренебречь каким-то пунктом рекомендации, вероятно, что желаемый результат не будет достигнут. В то же время, правильная реализация поставленной цели способна многократно повысить общую эффективность мотора.

Настраиваем привод выключения

Помимо зазора, калибруется также свободный ход, который напрямую связан с педалью. Согласно рекомендациям производителя, данная система нуждается в регулярном плановом осмотре. При этом, периодичность должна быть не чаще одного раза через плановое техническое обслуживание.

Производитель определил максимальный уровень свободного пространства, который равняется 0.35 сантиметра. Перед тем, как переходить к непосредственной настройке, необходимо ослабить контргайку. Проверьте существующий зазор с помощью линейки с учетом существования допустимого отклонения от стандартных значений в 0.02 сантиметра.

Для настройки свободного хода сделайте:

  • Отсоединение вилки.
  • Отведите рукоятку до того момента, пока она не будет полностью установлено в специальное место за плечом.

Иногда для настройки потребуется подвинуть рычаг на один шлиц.

Часто возникающие поломки

Профессиональные ремонтники замечают популярные проблемы, которые возникают у владельцев транспортных средств.

Прежде всего, это пробуксовка сцепления. Чаще всего появляется из-за того, что у педали недостаточный уровень свободного хода. Однако, может возникать и по другим причинам. Например, из-за износа накладок. Для устранения неполадки достаточно просто провести регулировку системы. Дополнительно следует озаботиться тем, чтобы содержать механизм в максимальной чистоте.

Если у автомобиля МАЗ наблюдается неполное прекращение работы трансмиссии, причина может быть в неправильно установленном штоке. Также причина может быть в маленьком воздушном давлении или недостаточной герметичности. Достаточно правильно установить шток, а заодно позаботиться о том, чтобы конструкция была максимально герметичной.

Также иногда педаль не полностью возвращается в исходное состояние. Для этого следует настроить свободное пространство между крышкой и кольцом. Также следует поменять изношенные запчасти и установить вместо них новые.

Замена

Иногда механизм оказывается непригодным к ремонту. Чтобы исправить недочеты, последовательно выполните ряд действий:

  • Разборка механизма. Просто разберите общую систему на составные элементы.
  • Разборка узла. То же самое, что в предыдущем пункте.
  • Сборка механизма в исходное состояние.
  • Монтаж аппарата.

Демонтаж механизма

Перед разборкой установите транспортное средство на смотровую яму. Затем следует отсоединить и удалить аккумулятор и воздушный фильтр. Затем следует отсоединить имеющиеся брызговики, после чего последовательно выполнить действия:

  • Избавиться от поперечины.
  • Удалить привод.
  • Удалить масло.
  • Отключить датчики скорости. Можно это сделать с помощью самых простых инструментов.
  • Демонтировать выключатель хода.
  • Освободить автомобиль от крепежа жгута.
  • Освободить картер и удалить его.
  • Восстановить положение трансмиссии.
  • Удалить вал.
  • Удалить нажимной круг, предварительно освободив кожух от дополнительных болтов для крепления.

Сборка механизма

Прежде всего, следует правильно собрать ведомый диск. Это можно сделать сразу после того, как накладки будут подключены к конкретному пружинному механизму. Затем следует нанести смазку на ролики, подшипники, остальные подобные элементы конструкции и уложить их в специально приготовленное место на нажимном блоке.

Собирать механизм можно только с помощью специального пресса. Только это механизм позволяет вкрутить болты с достаточной силой благодаря сдавливанию пружин. Затем под пресс подкладываются ведомый и главный элементы. Установите шайбы, после чего кожух обязательно прижимается прессом. Остальные детали устанавливаются стандартным способом.

Установка

Конец ступицы обязательно должен быть установлен по направлению к маховику. Затем:

  • Установите главный блин со штоками.
  • Монтируйте ведомый механизм установленным способом.
  • Установите нажимной блин. Обязательный и очень важный этап сборки всей системы.
  • Установите кольца по отношению к креплению.
  • Монтаж упорных планок и крепление благодаря кожуху.
  • Установка модуля на маховик.

Обязательно удостоверьтесь в том, что свободное пространство правильно выставлено.

Монтаж блинов

Чтобы монтаж прошел по правилам, обязательно сделайте:

  • Выключение карданного вала автомобиля.
  • Удалите барабан и колодки.
  • Очистите конструкцию от дополнительных крепежей. Чаще всего для этого достаточно стандартного гаечного ключа.
  • Очистите любые провода, связанные с подачей электроэнергии к фонарям.
  • Удалите кожух.
  • Сдвиньте корпус коробки передач в направлении к обратной силовой установке.
  • Установите запчасти вместо тех деталей, у которых истек эксплуатационный срок.
  • Восстановите аппарат, выполняя указанные действия задом наперед.

Обслуживание аппарата

Обслуживание начинается с того, что механик глазами осматривает педаль на предмет возможных изъянов. При отсутствии таковых следует перейти к следующей задаче — установке свободного хода.

Затем следует прокачать привод уже известным читателю способом.

После этого достаточно осмотреть глазами оттяжки и крепежи. При необходимости, на ряд механизмов наносится масло. Когда все выполнено, можно осмотреть вилки и проверить не износились ли они.

Проблемы с зазорами обязательно компенсируются проведением калибровочных работ. Также устраняются другие возможные неполадки. Например, отсутствие герметичности.

Запчасти

Заменяются детали преимущественно на станциях технического обслуживания. Рекомендуется довериться опытным специалистам, которые гарантированно сделают качественную замену износившихся деталей.

Также удостоверьтесь, что у механиков есть соответствующие сертификаты качества.

Сцепление маз однодисковое лепестковое устройство установка. Ремонт сцепления маз

МАЗ, какие узлы включает в себя данный элемент. Сегодня «АвтоРесурс» подробно расскажет, как делать ремонт сцепления МАЗ. Практические советы, фото замены сцепления МАЗ помогут в ремонте современного грузовика.

Ремонт сцепления МАЗ – с чего начать?

Регулировка сцепления МАЗ намного сложнее ремонта элемента. Нюансы регулировки мы затронем в следующих статьях. А сейчас изучим, как делается замена сцепления маз. Прежде чем приступать к ремонту запчасти маз, советуем подумать о причинах поломки. Сцепление маз может выйти из строя и из-за поломки ведомого диска, и из-за износа подшипников, пружин и сальников. Как следствие, вы можете заметить, что грузовик:

  • Делает резкие рывки при заводе.
  • Издает шум при нажатой педали и запах горелого.
  • Имеет несоответствие разгона и оборота.

Еще одна причина поломки сцепления маз – переключать передачи очень сложно. Устранить данные симптомы износа может регулировка сцепления маз. Самое первое, что делаем – это проверяем ПГУ. Понажимайте на педаль сцепления. Обратите внимание на шток ПГУ. Если у данного элемента есть ход, т е он постепенно выдавливает вилку с выжимным – запчасть исправна и не требует замены. Ремонт сцепления маз имеет несколько этапов. После проверки ПГУ смотрим на кожух сцепления. В идеале он не должен содержать подтеков масла. В некоторых случаях, сцепление может «буксовать» и из-за излишка масла. Смотрим, устраняем причины. Если автомобиль даже после удаления масла и проверки ПГУ работает неисправно – делаем ремонт сцепления маз дальше.
Замена сцепления маз – снимаем КПП Поломка рассматриваемого элемента возможна по причине выхода из строя диска сцепления, корзины и подшипника (выжимного). Иногда диски заливаются маслом. Однако понять, почему буксует сцепление, почему тугое сцепление, вы сможете только после разбора КПП. Поэтому снимаем коробку передач и продолжаем ремонт сцепления маз. Рекомендую попутно заменить несколько запчастей маз, которые, в принципе, не влияют на поломку сцепления.

Дело в том, что в большинстве случаев элементы имеют значительные следы износа, что со временем приведет к поломке. Тем более, если вы делаете ремонт сцепления маз, значит, коробка не снималась как минимум год. Поэтому расходник кое-какой действительно придется заменить. Замена сцепления маз чаще всего включает и покупку нового:

  • Диска сцепления.
  • Шланг выжимного подшипника.
  • Выжимной подшипник.
  • Сальник первичного вала КПП.
  • Пружина подшипника.
  • Прокладки под масляный насос и вал.

Только после покупки новых деталей рекомендую делать ремонт сцепления маз. Заменяем сцепление самосвала Для начала поднимаем кузов. Не забудьте зафиксировать его в данном положении. Так замена сцепления не причинит вам вреда. В общем, соблюдайте элементарную технику безопасности. После постепенно сливаем масло с коробки передач. О

Сцепление МАЗ - однодисковой с центральной конической пружиной. устройство, конструкция, схема и принцип работы

В отличие от сцепления с диафрагменной пружиной однодисковое сцепление с центральной конической пружиной позволяет передавать большой крутящий момент благодаря установке между нажимным диском и пружиной специального рычажного механизма, увеличивающего давление пружины.

Конструкция такого сцепления проще, чем с периферийными пружинами, и имеет меньший осевой размер. Равномерность нагрузки на нажимной диск обеспечивается веерообразными упругими рычагами, передающими усилие пружины на нажимной диск.

Сцепления с центральной конической пружиной применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности

Устройство

На схеме 1 показано сцепление грузового автомобиля МАЗ. Сцепление однодисковое, фрикционное, сухое, с центральной конической пружиной и с механическим приводом. Коническая пружина 5, имеющая поперечное сечение витка прямоугольной формы, в сжатом состоянии расположена между подвижной втулкой 6 и опорным фланцем 3. Пружина не касается нажимного диска, поэтому при работе меньше нагревается и дольше сохраняет свою упругость.

Схема 1 – Однодисковое сцепление с конической пружиной грузового автомобиля МАЗ

1 – нажимной диск; 2 – регулировочная прокладка; 3 – фланец; 4 – рычаг; 5 – коническая пружина; 6 – втулка; 7 – муфта; 8 – кожух; 9 – пружина; 10 – ведомый диск; 11 – маховик; 12 - обойма

Фланец 3 установлен в кожухе 8, закрепленном на маховике 11 двигателя. На внутреннем конце втулки 6 закреплена обойма 12, в которой находятся шаровые опоры нажимных рычагов 4. Нажимные рычаги выполнены в форме диска, разрезанного на отдельные секторы в виде лопастей вентилятора для охлаждения сцепления. Наружные концы рычагов 4 находятся между кольцевыми выступами опорного фланца 3 и нажимного диска 1, что обеспечивает перемещение нажимного 1 и ведомого 10 дисков и прижатие ведомого диска к маховику двигателя. Упругие нажимные рычаги обеспечивают плавность включения и выключение сцепления.

Давление конической пружины регулируется прокладками 2, установленными между кожухом 8 и опорным фланцем 3. Нажимной диск имеет прямоугольные выступы, которые входят в продольные пазы кожуха. Это обеспечивает передачу крутящего момента от маховика на нажимной диск и перемещение нажимного диска в осевом направлении. Сцепление размещено в картере, прикрепленном болтами к блоку цилиндров двигателя.

При включенном сцеплении ведомый диск 10 зажат между нажимным диском 1 и маховиком 11 под действием конической пружины 5 и нажимных рычагов 4. Сцепление передает крутящий момент.

При выключении сцепления муфта 7 с выжимным подшипником перемещается к маховику и давит на подвижную втулку 6. Втулка сжимает пружину 5 и перемещает внутренние концы рычагов 4 к маховику. При этом наружные концы рычагов перемещаются в сторону от маховика, их давление на нажимной диск 1 прекращается. Нажимной диск отводится от маховика оттяжными пружинами 9, освобождая ведомый диск 10. Сцепление выключается, крутящий момент через него не передается.

устройство, как прокачать сцепление, принцип работы, регулировка, прокачка, видео, однодисковым, инструкция, правильно, Зубренок, Вабко, 5336, 4370, 5440, 5551, 5516

Узел ПГУ на МАЗ предназначен для уменьшения усилия, необходимого для выключения сцепления. На машинах встречаются агрегаты собственной разработки, а также импортные изделия Wabco. Например, ПГУ Вабко 9700514370 (для МАЗ 5516, 5336, 437041 (Зубренок), 5551) или ПГУ Волчанского АЗ 11.1602410-40 (подходит для МАЗ-5440). Принцип действия устройств одинаковый.

Устройство и принцип работы

Пневмогидравлические усилители (ПГУ) выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся местом расположения магистралей и конструкцией рабочего штока и защитного чехла.

В устройство ПГУ входят следующие детали:

  • гидравлический цилиндр, установленный под педалью сцепления, совместно с поршнем и обратной пружиной;
  • пневматическая часть, включающая в себя поршень, общий для пневматики и гидравлики, шток и возвратную пружину;
  • контролирующий механизм, оборудованный диафрагмой с выпускным клапаном и пружиной обратного хода;
  • клапанный механизм (для впуска и выпуска) с общим штоком и упругий элемент для возврата деталей в нейтральное положение;
  • индикаторный шток износа накладок.

Для устранения зазоров в конструкции имеются поджимные пружины. В соединениях с вилкой управления сцеплением люфты отсутствуют, что позволяет отслеживать степень износа фрикционных накладок. По мере уменьшения толщины материала происходит утапливание поршня в глубину корпуса усилителя. Поршень воздействует на специальный индикатор, информирующий водителя об остаточном ресурсе сцепления. Замена ведомого диска или накладок требуется при достижении индикаторным стержнем длины 23 мм.

Усилитель сцепления оснащен штуцером для подключения к штатной пневматической системе грузового автомобиля. Нормальная работа узла возможна при давлении в воздушных магистралях не менее 8 кгс/см². Для крепления ПГУ к раме грузовика имеются 4 отверстия под шпильки М8.

Принцип работы устройства:

  1. При нажатии на педаль сцепления происходит передача усилия на поршень гидравлического цилиндра. Одновременно нагрузка подается на поршневую группу следящего штока.
  2. Следящее устройство автоматически начинает изменять положение поршня в пневматической силовой секции. Поршень воздействует на управляющий клапан следящего устройства, открывая подачу воздуха в полость пневматического цилиндра.
  3. Давление газа обеспечивает силовое воздействие на вилку управления сцеплением через отдельный шток. Следящий контур обеспечивает автоматическую корректировку давления в зависимости от усилия нажатия ногой на педаль сцепления.
  4. После отпускания педали происходит сброс давления жидкости, а затем закрытие клапана подачи воздуха. Поршень пневматической секции уходит в исходную позицию.

Неисправности

К неисправностям ПГУ на грузовиках МАЗ относят следующее:

  1. Заедание привода из-за набухания уплотнительных манжет.
  2. Поздняя реакция исполнительного механизма по причине густой жидкости или заедания поршня следящего компонента привода.
  3. Увеличение усилия на педали. Причиной неисправности может стать выход из строя впускного клапана для сжатого воздуха. При сильном разбухании уплотнительных элементов заклинивает следящий механизм, что вызывает снижение эффективности устройства.
  4. Сцепление выключается не до конца. Дефект возникает из-за неправильной регулировки свободного хода.
  5. Падение уровня жидкости в бачке из-за трещин или затвердевания уплотнительной манжеты.

Обслуживание

Чтобы система сцепления (однодискового или двухдискового) грузовика МАЗ работала исправно, необходимо проводить техническое обслуживание не только основного механизма, но и вспомогательного — пневматического усилителя. Обслуживание узла включает в себя работы:

  • сначала следует осмотреть ПГУ для выявления внешних повреждений, которые могут вызывать утечку жидкости или воздуха;
  • затяните все фиксирующие болты;
  • слейте конденсат из пневмоусилителя;
  • также обязательна настройка свободного хода толкателя и муфты выжимного подшипника;
  • прокачать ПГУ и в бак системы долить тормозную жидкость до нужного уровня (не смешивайте жидкости разных марок).

Как заменить

Замена ПГУ МАЗ предусматривает установку новых шлангов и магистралей. Все узлы должны иметь внутренний диаметр не менее 8 мм.

Процедура замены состоит из шагов:

  1. Отсоединить магистрали от старого узла и открутить точки крепления.
  2. Демонтировать узел с автомобиля.
  3. Установить на штатное место новый агрегат, произвести замену поврежденных магистралей.
  4. Затянуть точки крепления с необходимым моментом. Изношенные или ржавые метизные изделия рекомендуется заменить новыми.
  5. После установки ПГУ требуется проверить перекос рабочих штоков, который не должен превышать 3 мм.

Как отрегулировать

Под регулировкой подразумевается изменение свободного хода муфты отключения сцепления. Проверка зазора выполняется смещением рычага вилки от сферической поверхности гайки толкателя усилителя. Операция проводится вручную, для уменьшения усилия требуется демонтировать пружину рычага. Нормальным является ход в пределах 5-6 мм (замеренный на радиусе 90 мм). Если измеренное значение находится в пределах 3 мм, то его следует довести до нормы вращением сферической гайки.

После регулировки требуется проверить полный ход толкателя, который должен составлять не менее 25 мм. Тест производится путем полного утапливания педали сцепления.

При меньших значениях усилитель не обеспечивает полного разведения дисков сцепления.

Дополнительно настраивается свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра. Величина зависит от зазора между поршнем и толкателем. Нормальным считается ход 6-12 мм, измеренный по средней части педали. Настройка зазора между поршнем и толкателем выполняется поворотом эксцентрикового пальца. Регулировка выполняется при полностью отпущенной педали сцепления (до контакта об резиновый упор). Палец вращается до момента получения требуемого свободного хода. Затем затягивается гайка на регуляторе и устанавливается страховочный шплинт.

Как прокачать

Прокачать правильно ПГУ можно двумя способами. Первый – при помощи самодельного нагнетателя. Прокачка ПГУ на МАЗе производится следующим образом:

  1. Изготовить самодельный нагнетательный прибор из пластиковой бутылки емкостью 0,5-1,0 л. В крышке и донной части сверлятся отверстия, в которые затем устанавливаются ниппели от бескамерных шин.
  2. Из детали, смонтированной в донце емкости, требуется удалить золотниковый клапан.
  3. Заполнить бутылку свежей тормозной жидкостью на 60-70%. При заливке следует закрыть отверстие в клапане.
  4. Соединить емкость шлангом со штуцером, установленным на усилителе. Для подключения используется клапан без золотника. Перед установкой магистрали требуется снять защитный элемент и ослабить штуцер, повернув на 1-2 оборота.
  5. Подать сжатый воздух в бутылку через клапан, установленный в крышке. Источником газа может служить компрессор с пистолетом для подкачки шин. Установленный на узле манометр позволяет контролировать давление в емкости, которое должно находиться в пределах 3-4 кгс/см².
  6. Под воздействием давления воздуха жидкость поступает в полости усилителя и вытесняет имеющийся внутри воздух.
  7. Процедура продолжается до момента исчезновения пузырьков воздуха в расширительном бачке.
  8. После заполнения магистралей необходимо закрутить штуцер и довести уровень жидкости в бачке до требуемого значения. Нормальным считается уровень, расположенный на 10-15 мм ниже кромки заливной горловины.

Допускается обратная методика прокачки, когда жидкость подается под давлением в бачок. Заливка продолжается до момента прекращения выхода пузырьков газа из штуцера (предварительно открученного на 1-2 оборота). После заправки клапан затягивается и закрывается сверху защитным резиновым элементом.

Со вторым методом подробно можно ознакомиться, посмотрев видео ниже, а инструкция прокачки довольна проста:

  1. Ослабить шток и заполнить бак рабочей жидкостью.
  2. Открутить прокачной штуцер и подождать 10-15 минут, чтобы жидкость слилась самотеком. Подставьте под струю ведро или таз.
  3. Отвести шток от рычага, и вдавить его с силой до упора. Жидкость будет активно течь из отверстия.
  4. Не допуская выхода штока, закрутить штуцер.
  5. Отпустить штуцер для его возвращения в исходное положение.
  6. Заполнить бак тормозной жидкостью.

После прокачки сцепления ПГУ рекомендуется проверить состояние штоков, которые не должны иметь деформации. Дополнительно проверяется положение датчика износа тормозных накладок, стержень которого не должен выступать за пределы корпуса пневматического цилиндра более чем на 23 мм.

После этого требуется проверить работу усилителя на грузовике с работающим двигателем. При наличии давления в пневматической системе автомобиля необходимо утопить педаль до упора и проконтролировать легкость переключения скоростей. Передачи должны переключаться легко и без постороннего шума. При установке коробки с делителем требуется проверить работу привода узла. В случае некорректного функционирования необходимо отрегулировать положение управляющего кронштейна.

Каким методом прокачки пневмогидравлического усилителя сцепления пользуетесь?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
  • одним из описанных в статье 0%, 0 голосов

    0 голосов

    0 голосов - 0% из всех голосов

  • своим, уникальным 0%, 0 голосов

    0 голосов

    0 голосов - 0% из всех голосов

Всего голосов: 0

17.04.2020

×

Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать


Смотрите также