8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки


Тема 13.3. Проезд перекрестков. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог - Учебник

Если движением на регулируемом перекрестке «заведуют» светофоры и регулировщики, то на нерегулируемом пересечении дорог водителям приходится самостоятельно решать, кто проедет первым. Не из головы, конечно. Ведь теме проезда перекрестков посвящена целая глава в ПДД.

Чтобы перекресток считался неравнозначным, перед ним должны быть установлены знаки приоритета.

Если вы подъехали к нерегулируемому перекрестку неравнозначных дорог со стороны второстепенной дороги, уступите дорогу всем, кто въезжает на пересечение с главной, независимо от того, куда они потом повернут.

Итак, сначала разъезжаются водители главной дороги. Разъезжаются они с учетом правила «помеха справа», то есть если траектории движения машин, которые находятся на главной дороге, не пересекаются, то они едут одновременно. Если же их траектории пересекаются, уступает водитель, у которого есть помеха справа. Только после этого разъезжаются водители второстепенной дороги (также по принципу «помеха справа»).

Водители второстепенной дороги стоят и дисциплинированно ждут, пока не разъедутся водители главной дороги. Для «второстепенных» не важно, как это будет происходить. Будут ли «главные» продолжать движение по главной дороге или будут поворачивать на второстепенную – от этого их приоритет не заканчивается.

Положение рассматривается с момента старта на перекрестке. Если водитель перед въездом на пересечение находится на главной дороге, то его приоритет по отношению к водителям второстепенной дороги не прекращается, пока он не освободит перекресток.

А вот трамвай на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог пропускать придется не всегда.

Рельсовое транспортное средство имеет приоритет только перед теми, кто въезжает с второстепенной или с равнозначной с трамваем дороги.

Если же трамвай находится на второстепенной дороге, он теряет свое преимущество по отношению к водителям главной дороги. Ведь трамвай имеет приоритет только при равных условиях.

Отдельно стоит упомянуть про перекрестки с круговым движением.

При въезде на такой перекресток принцип «помехи справа» не работает. И если нет никаких знаков приоритета, то круг по умолчанию – главная дорога. А значит, придется уступить тем, кто уже кружится.

Иногда главная дорога на перекрестке меняет свое направление.

Об этом может свидетельствовать знак «Направление главной дороги» (указан стрелкой на фото).

Порядок разъезда на перекрестке остается прежним.

Вначале разъезжаются водители главной дороги по принципу «помехи справа». Затем пересечение покидают водители второстепенной дороги. При разъезде они также должны руководствоваться «правилом правой руки». Аналогично разъезжаются между собой и водители трамваев. Но при равных условиях рельсовое транспортное средство автомобилисту придется пропустить.

Чтобы понять, в какой последовательности транспортные средства должны проезжать нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог, давайте решим несколько экзаменационных задач.

Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?

1. Трамваям А и Б.
2. Трамваю А и легковому автомобилю.
3. Только трамваю А.
4. Никому.

Первый вопрос, который необходимо задать: кто находится на главной дороге? Именно эти водители обладают преимуществом при проезде.

В данном случае на главной дороге находимся мы, синий автомобиль и трамвай А. Вначале разъезжаются эти транспортные средства.

При равных условиях, трамвай А имеет преимущество по отношению к другим участникам дорожного движения, поэтому он проедет первым, а мы должны ему уступить.

Трамвай Б, который находится на второстепенной дороге, как помеха не рассматривается. А синий автомобиль по отношению к нам находится слева, значит ему мы не уступаем.

Верный ответ – 3.

Поскольку в решении задач участвует множество факторов, можно что-то упустить. Поэтому предлагаем вам действовать по определенному алгоритму при решении задач проезда неравнозначных перекрестков.

1. Кто на главной дороге?
2. Есть ли помеха справа?
3. Выводим ответ.

Потренируемся.

Кому Вы должны уступить дорогу при движении прямо?

1. Легковому автомобилю и мотоциклу.
2. Только легковому автомобилю.
3. Никому.

Работаем по схеме, приведенной выше.
1. Определяем, кто находится на главной дороге? Смотрим на знак «Направление главной дороги»  . На главной дороге – мы и водитель легкового автомобиля. Поскольку грузовик и мотоцикл находятся на второстепенной дороге по отношению к нам, уступать мы им не обязаны.
2. Следующий вопрос: есть ли у нас помеха справа? Водитель легковушки находится справа от нас, а значит он – «помеха справа».
3. Выводим ответ: уступаем только водителю легкового автомобиля. Правильный ответ – 2.

Задача решена. Мы ничего не упустили.

Разберем еще один пример.

При движении прямо Вы обязаны уступить дорогу:

1. Только легковому автомобилю.
2. Автобусу и легковому автомобилю.
3. Всем транспортным средствам.

1. Кто на главной дороге? Смотрим на знак «Направление главной дороги» . На главной дороге автобус и легковой автомобиль. Поскольку мы находимся на второстепенной дороге, а они – на главной, мы им уступаем. Обоим.
2. Есть ли помеха справа? Теперь смотрим, кто находится с нами на второстепенной дороге? Мотоцикл. Он по отношению к нам – слева. Поэтому мы ему не уступаем.
3. Выводим ответ: уступаем только автобусу и легковому автомобилю. Правильный вариант – 2.

При решении задачи мы все учли.

Есть в экзаменационном тестировании серия задач, которые вызывают некоторые сложности у кандидатов в водители из-за своей неочевидности.

Например, вот эта:

Вы намерены повернуть направо. Можете ли Вы приступить к повороту?

1. Можете.
2. Можете, когда убедитесь, что при этом не будут созданы помехи грузовому автомобилю.
3. Не можете.

Водитель грузового автомобиля едет по другой полосе, мы с ним не пересекаемся. И хочется ответить, что можем. Но не все так просто.

Грузовик едет по главной дороге, и он может перестроиться на правую полосу прямо на перекрестке. В этот момент он не обязан учитывать водителя, который находится на второстепенной дороге. Если мы начнем движение, то в этом случае произойдет ДТП. Кто будет виноват? Исходя из требований знака «Уступите дорогу»  – мы… Поэтому правильный ответ в данном случае будет – 2. Мы должны убедиться, что не создадим помех водителям главной дороги. Упор здесь делается на знак «Уступите дорогу» .

Аналогично нужно отвечать и на следующую задачу.

Можете ли Вы в данной ситуации приступить к повороту налево?

1. Можете.
2. Можете, только убедившись в том, что не создадите помех встречному автомобилю, выполняющему поворот налево.
3. Не можете.

Грузовик, который находится на главной дороге, тоже делает левый поворот. Если бы разъезд происходил на равнозначном перекрестке, то оба водителя разъехались бы одновременно, не пересекая центр перекрестка. Но перед нами стоит знак «Уступите дорогу» . Исходя из требований знака, мы должны убедиться, что не создадим помех грузовику.

Возможно, грузовик едет с прицепом. Поскольку при повороте прицеп смещается к центру радиуса поворота, водителям с прицепом рекомендуется делать радиус поворота больше. И, естественно, в этой ситуации наши траектории пересекутся. Произойдет ДТП. Кто будет виноват? Исходя из требований знака «Уступите дорогу» – мы. Так что верный ответ в этой и подобных задачах всегда – 2 (сначала надо убедиться, что мы не создаем помех).

Ну и напоследок заметим то, что на дороге часто бывает недостаточная видимость.

Если вы не видите дальше собственного капота и не можете определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаков приоритета нет, то считайте, что вы находитесь на второстепенной дороге.

А значит уступайте дорогу другим транспортным средствам и будьте предельно осторожны.

Проезд перекрестков

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

+ 13

Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участок перекрестка, обозначенного разметкой 1.26 , если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

+ 2

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

+ 12

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

+ 11

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

+ 5

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

+ 9

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии 1.12 (знаки 6.16 ), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

+ 3

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

+ 2

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

+ 35

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

+ 18

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

+ 54

При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

+ 3

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

+ 9

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

+ 1

Конспект занятия по ПДД "Перекрёстки"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»

г.Иркутск

Конспект урока

«Перекрёстки»

Автор:

педагог дополнительного образования

Пуляевская Наталья Петровна

2016 год

Цель: дать понятие о перекрестках, их видах, сформировать четкое представление о том, как переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Дать понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее назначении; научить пользоваться знаками и разметкой в различных дорожных ситуациях.

Интеллектуальная разминка

  1. Как ты думаешь, что такое перекресток?

  2. Приходится ли тебе переходить перекрестки по дороге в школу?

Новый материал

Перекресток – это пересечение, примыкание или разветвление дорог. Выезды с прилегающих территорий (например, со двора) перекрестками не считаются.

В зависимости от числа пересекающихся дорог различают следующие виды перекрестков:

ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ

крестообразный

Т-образный

У-образный

С организацией кругового движения

Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью. В нашем городе примером площади является сквер им. Кирова. Переходить площадь можно только в специально отведенных местах.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Границами перекрестка являются воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные начала закруглений проезжей части.

Территория перекрестка — это место наиболее интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, пересечение их путей.

Регулируемые – это те, на которых очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

В зависимости от интенсивности и плотности транспортных потоков, на перекрестках могут устанавливаться светофоры и знаки приоритета. Так при интенсивном движении в обоих направлениях целесообразно применение светофорной сигнализации. При этом транспортные потоки будут равномерно разгружаться с перекрестка в обоих направлениях. При значительно меньших потоках устанавливают знаки приоритета. При этом в направлениях, где поток автомобилей больше - устанавливают знаки главной дороги. Увидев перекресток без светофоров и знаков приоритета, можно заметить, что и поток транспортных средств незначительный по всем направлениям.

Под нерегулируемым пешеходным переходом подразумевается переход, необорудованный светофорной сигнализацией, но обозначенный дорожным знаком «Пешеходный переход» или разметкой «зебра». При желтом мигающем сигнале светофора, знаках приоритета, а так же при отсутствии и тех и других - перекресток НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ. Нерегулируемые в свою очередь подразделяются на перекрестки равнозначных и неравнозначных дорог.

Улица или переулок, которые соединяют параллельные улицы, называются проездом. Проезд служит для пропуска транспортного потока при ограниченной пропускной способности центральных проездных частей магистральных улиц.

Внутриквартальный проезд — разновидность городской автомобильной дороги, обеспечивающая местную транспортную связь внутри кварталов, микрорайонов и с улицами местного значения, а также с магистральными улицами.

Правила перехода регулируемого перекрестка:

  1. Остановиться на краю тротуара.
    2. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги.
    3. Дождаться зеленого сигнала светофора.
    4. Дождаться полной остановки всех машин.
    5. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
    6. Совершить переход, контролируя движение машин с обеих сторон.
    7. Пропустить машины со спец. сигналами.

С апреля 2015 года в силу вступили поправки в ПДД о правилах перехода перекрестков. Если раньше переход осуществлялся только под прямым углом, то сейчас разрешено переходить дорогу по диагонали. В скором времени перекрестки оборудуют диагональными светофорами и нанесут специальную разметку.

Переход нерегулируемого перекрёстка гораздо опаснее. Давайте составим правила перехода:

  1. Остановиться на краю тротуара.
    2. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
    3. Если нет машин, совершить переход, контролируя движение машин с обеих сторон.
    4. Следить за поворотом транспорта.

5. Пропустить машины со спец. сигналами.

Так же необходимо знать правила поворота автомобилей:
– если автомобиль поворачивает налево, на левом борту мигает лампочка;
– если автомобиль поворачивает направо, на правом борту мигает лампочка.

Проезд перекрестков автомобилями.

При приближении к перекрестку каждый водитель должен решить, какой перед ним перекресток: регулируемый или нерегулируемый.

Регулируемый перекресток - перекресток, на котором движение координируется светофором или регулировщиком.

При проезде таких перекрестков следует придерживаться следующих правил:

1.    При равном праве на движение трамвай имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами.

2.    Независимо от сигналов светофора все водители обязаны уступать дорогу транспортным средствам, подающим специальные сигналы («скорая медицинская помощь», пожарные и другие автомобили, оборудованные проблесковыми маячками синего или красного света), а также любым транспортным средствам, сопровождаемым машинами ГИБДД.

3.    Независимо от сигнала светофора уступите дорогу транспортным средствам, уезжающим с перекрестка.

4. При включенной зеленой стрелке в дополнительной секции светофора пропустите транспортные средства, движущиеся с других направлений.

Напомним шесть случаев запрещения движения при разрешающем зеленом сигнале светофора:

-    жесты регулировщика противоречат сигналу светофора,

-    на перекрестке установлен временный запрещающий знак «Въезд запрещен»,

-    на перекрестке образовался затор, по пересекаемой дороге движется спецтранспорт,

-    организованная транспортная колонна, при необходимости пропустить пешеходов, не покинувших перекресток,

-    пропустить прогулочные шествия или демонстрации.

Нерегулируемый перекресток может быть с неравнозначными и с равнозначными дорогами. Перекресток неравнозначных дорог определяется либо знаками приоритета, либо по покрытию. Если перед перекрестком стоит знак «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то вы находитесь на второстепенной дороге и должны уступать дорогу транспортным средствам, которые находятся на главной дороге.

Точно также вы должны поступать, когда выезжаете на перекресток с грунтовой дороги на дорогу с покрытием. При этом тип покрытия не имеет значения (щебенка, гравий, асфальт, бревна и т.д.). Равнозначными дорогами являются дороги, имеющие покрытие или не имеющие его, а также дороги, на пересечении которых установлены знаки «Пересечение равнозначных дорог».

На таких дорогах действует правило «помехи справа»: водитель, имеющий помеху справа, уступает, за исключением водителя трамвая, который независимо от направления движения на таком перекрестке обладает преимуществом.

Давайте вспомним два правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог:
1.Увидел помеху (транспортное средство) приближающиеся справа (с правой руки) - уступи дорогу (не создавай помех) Увидел слева-имеешь преимущество, проезжай первым.
2.При повороте налево, выезжая на перекресток, пропусти транспортные средства движущиеся навстречу в прямом направлении или поворачивающие направо.

Несколько слов о движении в «жилых зонах».

На территории, обозначенной знаками «жилая зона» и «конец жилой зоны», движение транспортных средств носит, как правило, эпизодический, локальный характер, а движение пешеходов имеет преобладающее значение. Поэтому водители должны уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части. Нужно помнить, что в жилой зоне скорость движения транспортного средства не должна превышать 20 км/ч.

В жилой зоне запрещается:

-    сквозное движение;

-    учебная езда;

-    стоянка с работающим двигателем;

-    стоянка грузовых автомобилей с максимально разрешенной массой более 3,5 т вне выделенных и обозначенных знаками и разметкой мест. При выезде из жилой зоны водитель должен уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

Задание

«Найди ошибки на рисунке».

А) Отметь галочкой, кто из ребят нарушает правила дорожного движения. Как нужно поступать правильно?

Б) Какую ошибку допустил мальчик, ожидая на пешеходном переходе зеленый сигнал светофора?

«Объясни». Водитель является неотъемлемой частью дорожного движения. Представьте себя в роли водителя и прокомментируйте, какой тип перекрёстка изображен и как нужно вести себя водителю в предложенных ситуациях.

«Соотнеси». Соотнесите движение водителя на картинке с её описанием (работа в группах). Правила и картинки перепутаны.

Проезд перекрестка - поворот направо. Если поворачиваете направо на дорогу с многополосным движением, то не нужно ждать пока слева никого не будет. Можно, конечно, аккуратно, начинать движение.

При поворотах направо, особенно на дороге с одной полосой в каждом направлении, надо смотреть не только влево, но и вправо. Там именно в этот момент может совершаться обгон.


На узкой дороге при повороте направо, если видите, что автомобиль слева будет поворачивать также направо (у него должен быть включен поворотник и он должен снижать скорость), выполняйте маневр одновременно с ним или первым. Даже если за ним едут другие автомобили, они будут тормозить, и вы осуществите поворот без проблем. В случаях, когда дорога, на которой находитесь, очень узкая это сделать не только можно, но и очень желательно.

Схемы проезда перекрестков при повороте налево. При поворотах помните п. 8.6 ПДД «При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части». Поэтому если вы поворачиваете налево на широкую дорогу, а встречная машина направо, не нужно ждать пока она проедет. Вы можете (конечно, аккуратно) выполнять этот маневр одновременно. Даже если вас не пропустят, вы будете находиться в таком месте, откуда сразу после ее проезда повернете, не помешав другим водителям.

«Обсудим?».

А) Обсудите в группах, какие дороги изображены на рисунках. Объясните, почему вы так считаете.

Примеры равнозначных дорог
рис. а

рис. в

Ответ: Рис. а - все дороги равнозначные.
Рис. в - дороги 1-2-главные (равнозначные), 3-4-второстепенные (равнозначные).
рис. с
рис. d

Рис.с - дороги 1-2-разрешено движение на зеленый сигнал светофора, 3-4-запрещено движение на красный сигнал светофора.

Рис.d - дороги 1-2-регулировщик запрещает движение, 3-4-разрешает.

Б) Обсудите в группах и прокомментируйте, какие примеры проезда перекрестка изображены на рисунках


1 - Водитель а (в-помеха слева, с с-траектория движения не пересекается).
2 - Водитель в (а-помеха справа,c-помеха слева)
3 - Водитель с (последним после проезда в-помеха справа)
Здесь надо заметить, что пересекаются только траектории двух автомобилей из трех.


При одновременном пересечении траектории движения трех или четырех автомобилей - задача не решается. Водители будут разъезжаться по взаимной договоренности.
Водитель а-помеха справа (с)
Водитель в-при повороте налево обязан пропустить (а)
Водитель с-помеха справа (в)

На таком перекрестке водители обязаны руководствоваться знаками приоритета. Первыми проедут водители а и в - главная дорога, затем c и d -второстепенная. Знаки приоритета действуют на весь перекресток, независимо от направления движения на нем.


Если на перекрестке главная дорога меняет свое направление, знаки приоритета применяются с табличкой. Первыми проезжают водители, находящиеся на главных дорогах (между собой по помехам), затем на второстепенных - то же по помехам. При развороте водитель автомобиля а проедет вторым, т.к. у него автомобиль в окажется справа.

Урок "Проезд нерегулируемых перекрестков"

Тема: «Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево. Развороты для движения в обратном направлении»

План занятия производственного обучения вождению

Тема программы: Вождение в условиях дорожного движения.

Тема занятия: Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных

и неравнозначных дорог в прямом направлении, с

поворотом направо, налево. Развороты для движения

в обратном направлении.

Тип занятия: Закрепление сложных умений.

Цель урока его воспитательные развивающие задачи:

К концу урока обучающийся должен уметь:

  • Осуществлять движение на нерегулируемых перекрёстках равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении.

  • Осуществлять движение на нерегулируемых перекрёстках равнозначных и неравнозначных дорог с поворотами направо, налево.

  • Осуществлять движение на нерегулируемых перекрёстках равнозначных и неравнозначных дорог с разворотом для движения в обратном направлении.

Требования к качеству обученности: К0,9.

Материально-дидактическое оснащение:

Оборудование: Учебный автомобиль.

Дидактические материалы: - маршрутная карта;

- тестовое задание;

- оценочный лист.

Технологическая карта урока

п/п

Структурный элемент урока

К

Время, мин.

Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока

Примечание

1

Организационный момент

1

Проверить готовность обучающегося к учебному занятию: наличие удобной одежды, убедиться в отсутствии алкогольного опьянения, утомления и других симптомов, ставящих под угрозу безопасность движения.

Наличие удобной одежды, отсутствие состояния опьянения, утомления

2

Вводный инструктаж

2.1

Подготовительный этап

3

Совместно с обучающимся провести ежедневный осмотр Т.С. Контролировать правильность действий, названия терминов.

Обучающийся, заняв место водителя, настраивает зеркала заднего вида и сиденье, пристегивается ремнями безопасности.

Обучающийся проводит осмотр Т.С. с озвучиванием действий.

См. приложение № 1.

2.2

Сообщение темы и цели урока.

2

Сообщить тему и цель занятия. Привлечь к формулированию цели обучающегося.

Подчеркнуть, что нерегулируемые перекрестки – это места повышенной опасности на дорогах, поэтому так важно, проезжая их, быть очень внимательным, следить за занаками и другими транспортными средствами, а также за пешеходами, быть особо бдительным и осторожным.

Ответить на имеющиеся вопросы обучающегося.

2.3

Актуализация опорных знаний и умений

6

Предложить обучающемуся продемонстрировать ранее приобретенные умения для освоения нового материала:

Занятие нужной полосы для выполнения маневра «Проезд нерегулируемых перекрёстков»;

Движение в потоке;

Оценка дорожной ситуации

Проанализировать правильность выполнения действий, в случае необходимости провести их коррекцию.

Провести тестирование по правилам проезда нерегулируемых перекрёстков и выполнения разворотов для движения в обратном направлении.

Проанализировать маршрутную карту, дать обучающемуся возможность выявить проблемные участки, спрогнозировать свое поведение на данном участке.

Приложение № 2-тестовые задания

Маршрутная карта приложение № 3

2.4

Объяснение, показ новых трудовых приемов, операций.

10

Осуществить показ проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении. В три приёма:

-в рабочем темпе

-в замедленном темпе

-в рабочем темпе.

После первого показа спросить обучающегося о том, на что он обратил внимание при выполнении маневра мастером п/о.

После последнего показа обсудить с обучающимся особенности выполнения маневра.

Выяснить готовность обучающегося к выполнению пробных упражнений. В случае необходимости повторить выполнение маневра.

Перед

выполнением

упражнения

см. приложение

№4 Содержание занятия.

2.5

Выполнение обучающимся пробных упражнений, анализ правильности его действий

20

Обучающий делает несколько

пробных упражнений под контролем мастера.

Проанализировав вместе с учеником правильность выполнения упражнения, дать необходимые пояснения, для улучшения качества действий.

В случае необходимости повторить показ выполнения упражнения.

2.6

Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с поворотом направо и налево

10

Осуществить показ проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с поворотом направо и налево.

Обсудить с обучающимся особенности выполнения маневра.

Выяснить готовность обучающегося к выполнению пробных упражнений.

2.7

Выполнение пробных упражнений «Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с поворотом направо и налево» обучающимся. Анализ правильности выполнения действий и их коррекция. Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с поворотом направо и налево.

15

Обучающий делает несколько

пробных движений под контролем мастера. Проанализировав вместе с учеником правильность выполнения упражнения, дать необходимые пояснения, для улучшения качества действий. В случае необходимости повторить показ выполнения упражнения.

2.8

Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с разворотом для движения в обратном направлении

10

Осуществить показ проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с разворотом для движения в обратном направлении.

Обсудить с обучающимся особенности выполнения маневра.

Выяснить готовность обучающегося к выполнению пробных упражнений.

2.9

Выполнение пробных упражнений обучающимся. Анализ правильности выполнения действий и их коррекция. Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с разворотом для движения в обратном направлении.

10

Обучающий делает несколько

пробных движений под контролем мастера. Проанализировав вместе с учеником правильность выполнения упражнения, дать необходимые пояснения, для улучшения качества действий. В случае необходимости повторить показ выполнения упражнения. Перед выполнением последнего упражнения предупредить, что следующее упражнение он будет выполнять самостоятельно. Отмечать достижения в первую

очередь, а потом ошибки.

3

Самостоятельная работа обучающегося при выполнении практического задания и текущий инструктаж мастера. «Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево. Развороты для движения в обратном направлении»

20

Обучающийся выполняет комплексное упражнение самостоятельно.

Мастер контролирует правильность выполнения .

-Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении.

-Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с поворотом направо и налево.

-Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог с разворотом для движения в обратном направлении.

После каждого упражнения, предложить самостоятельно проанализировать правильность выполнения действий. Если допущены ошибки, помочь найти правильное решение. Подчеркнуть, на что нужно обратить внимание.

Обучающийся анализирует правильность своих действий с помощью ведомости учёта.

Предложить обучающимся мысленно повторить последовательность действий при выполнение упражнения:

«Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении , с поворотом направо, налево. Развороты для движения в обратном направлении»

Мастер отмечает достижения обучающегося, при этом предлагает обучающемуся найти допущенные неточности в своих действиях.

4

4.1

4.2

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов занятия.

Задание к следующему занятию.

5

3

2

Предложить проанализировать достигнута ли цель урока.

Поставить отметку.

Выдать домашнее задание следующего урока.

Задание:

1.Выучить правила проезда перекрестков, регулируемых светофором.

2. Мысленно повторить последовательность действий при выполнение упражнения:

«Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении , с поворотом направо, налево. Развороты для движения в обратном направлении»

Оценочная ведомость 1 и 2 приложения № 5,6

Приложение № 1

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1. Внешний осмотр транспортного средства.

2. Проверка электрооборудования.

3. Проверка уровня эксплуатационных жидкостей.

4. Проверка наличия шанцевого инструмент.

- проверка давления в шинах колес.

- проверка состояния щеток стеклоочистителей.

-проверка работоспособности внешних и внутренних световых и электроприборов.

-аккумуляторная батарея, тормозная жидкость, охлаждающая жидкость, моторное масло, жидкость стеклоомывателя.

-медицинская аптечка , знак аварийной остановки, огнетушитель, домкрат, баллонный ключ.

Приложение № 2

Ответьте на вопросы

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Определите очередность проезда перекрестка

Приложение № 3

Приложение № 4

Содержание занятия.

Методика объяснения и показ новых трудовых приемов, операций

  1. В рабочем темпе:

Мастер садится за руль учебного автомобиля и в рабочем темпе показывает и одновременно рассказывает приемы действия при выполнении упражнений:

а) проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог:

- начинаем движение, двигаемся по маршруту до нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, заблаговременно занимаем нужную полосу, оцениваем дорожную обстановку;

-при повороте направо, проезжаем перекресток, уступив дорогу пешеходам переходящим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем;

- при движении прямо, смотрим направо, если там есть транспортные средства, уступаем им дорогу, затем продолжаем движение;

- при повороте налево или развороте, уступаем дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, выезжаем на перекресток, уступаем дорогу встречным транспортным средствам и заканчиваем проезд через перекресток, уступив дорогу пешеходам;

б) проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог:

- продолжаем движение по маршруту до нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, смотрим на знаки приоритета, контролируя дорожную обстановку;

- проезжаем перекресток в намеченном направлении, руководствуясь знаками приоритета и правилами проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.

- если есть участники движения, которые пользуются преимуществом, необходимо уступить им дорогу, снизив скорость, при необходимости остановиться.

  1. В замедленном темпе с озвучиванием действий:

Мастер, находясь за рулем учебного автомобиля, замедленно показывает и озвучивает все действия, необходимые для выполнения упражнений:

а) проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог:

- начинаем движение, двигаемся по маршруту до нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, заблаговременно занимаем нужную полосу, оцениваем дорожную обстановку;

-при повороте направо, проезжаем перекресток, уступив дорогу пешеходам переходящим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем;

- при движении прямо, смотрим направо, если там есть транспортные средства, уступаем им дорогу, затем продолжаем движение;

- при повороте налево или развороте, уступаем дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, выезжаем на перекресток, уступаем дорогу встречным транспортным средствам и заканчиваем проезд через перекресток, уступив дорогу пешеходам;

б) проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог:

- продолжаем движение по маршруту до нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, смотрим на знаки приоритета, контролируя дорожную обстановку;

- проезжаем перекресток в намеченном направлении, руководствуясь знаками приоритета и правилами проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.

- если есть участники движения, которые пользуются преимуществом, необходимо уступить им дорогу, снизив скорость, при необходимости остановиться.

  1. В рабочем темпе:

Для закрепления материала мастер еще раз в быстром темпе показывает и озвучивает действия при выполнении упражнений:

а) проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог:

- начинаем движение, двигаемся по маршруту до нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, заблаговременно занимаем нужную полосу, оцениваем дорожную обстановку;

-при повороте направо, проезжаем перекресток, уступив дорогу пешеходам переходящим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем;

- при движении прямо, смотрим направо, если там есть транспортные средства, уступаем им дорогу, затем продолжаем движение;

- при повороте налево или развороте, уступаем дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, выезжаем на перекресток, уступаем дорогу встречным транспортным средствам и заканчиваем проезд через перекресток, уступив дорогу пешеходам;

б) проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог:

- продолжаем движение по маршруту до нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

- подъезжая к перекрестку, смотрим на знаки приоритета, контролируя дорожную обстановку;

- проезжаем перекресток в намеченном направлении, руководствуясь знаками приоритета и правилами проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.

- если есть участники движения, которые пользуются преимуществом, необходимо уступить им дорогу, снизив скорость, при необходимости остановиться.

Приложение № 5

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ 1

)

Проезд нерегулируемых пешеходных переходов

1

Анализ дорожной ситуации

2

Умение ориентироваться в нестандартной дорожной обстановке

3

Умение пользоваться средствами регулирования дорожного движения

4

Правильный выбор скорости движения

5

Включение указателя поворота

6

Обеспечение плавности движения

Итого: (мах кол-во баллов -12)

ВСЕГО: (мах кол. баллов -22)

Критерии оценки:

20-22 баллов - отлично

17-19 баллов – хорошо

14-16 балл - удовлетворительно

Приложение № 6

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ 2

Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств

Итого: (мах кол-во баллов-4)

Проезд пешеходных переходов | AVTONAUKA.RU

О том, как проехать через пешеходный переход, ранее уже обсуждалось в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков. Материал в них изложен достаточно подробно. Но, тем не менее, перекрестки могут быть самой разной конфигурации, и наличие или отсутствие на них дорожных атрибутов, могут, порой ввести в заблуждение даже опытного водителя.

Очень редко, но все же встречаются Т- образные перекрестки, где организация проезда обустроена так, что с первого раза и не поймешь, как его проехать, не нарушив Правила. Речь пойдет о нерегулируемых Т- образных перекрестках, на одной из дорог которых имеются регулируемые пешеходные переходы.

Перед водителем предстает неоднозначная картина. Подъезжая к перекрестку со стороны светофора, он видит регулируемый перекресток. И о том, как его проехать, вопросов не возникает. А подъехав к этому же перекрестку со стороны боковой дороги, водитель вместо светофора видит дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».

Уступив дорогу тем, кто едет по главной дороге, и по всем правилам заехав на перекресток, на выезде с этого перекрестка водитель «упирается» в светофор, на котором, как всегда, не вовремя, загорается красный сигнал. Как поступить в этот момент: остановиться или ехать дальше? Будет ли считаться нарушением выезд с перекрестка на красный сигнал светофора в этом случае?

Во многих спорных случаях самым точным ответом всегда считался ответ представителя ГИБДД  по данному конкретному случаю. Но все дело в том, что случаи могут быть похожи, но происходят они в разных дорожных ситуациях. Причем, они происходят на внешне похожих перекрестках, но с разной организацией проезда на них. Вот и получается, что в одном случае действие разрешено, а в другом случае оно попадает под запрет.

Ниже рассмотрим несколько ситуаций и попробуем разобраться, как правильно проезжать через регулируемые пешеходные переходы на нерегулируемом перекрестке.

Возьмем случай, упомянутый ранее в комментариях к статье Проезд регулируемых перекрестков. Перед вами Т-образный перекресток, на одной из дорог которого организованы регулируемые пешеходные переходы. Транспортный светофор регулирует поток машин, а для пешеходов установлен пешеходный светофор.

Рассмотрим сначала проезд такого перекрестка по главной дороге, т.е. под светофор (условно – перекладина буквы Т). Что видит водитель, когда он подъезжает к этому перекрестку по главной дороге?

В первую очередь, он видит светофор, на котором, предположим, горит красный сигнал, и знак 5.19.1 «Пешеходный переход». Каковы будут его действия? Ответ: водитель, согласно пункту 6.13 ПДД, должен остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или на линии светофора. Для пешеходов в этот момент горит зеленый сигнал, и они могут переходить дорогу. В этой ситуации дорожная обстановка водителю понятна.

 

Идем далее. Предположим, что водитель по этой дороге заехал на перекресток на свой зеленый сигнал или на свой мигающий зеленый, и когда приблизился ко второму светофору, на втором уже загорелся красный. Как ему поступить в этом случае – завершить проезд перекрестка, или остановиться у светофора?

Ответ на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если перед светофором есть стоп-линия (знак 6.16 «Стоп»), то остановка обязательна! Если Стоп-линии нет, то можно завершить проезд перекрестка, уступив дорогу пешеходам.

Но имейте в виду, что для пешеходов в этот момент горит зеленый, разрешающий сигнал, и они имеют полное право на движение через переход. Если вы попытаетесь «протиснуться» через пешеходов, а какой-то пешеход, например, захочет сыграть на этом, и вдруг бросится к вам под колеса, то виновны будете вы.

Поэтому, если вы не уверены, что проезд в данном случае не будет противоречить ПДД, остановитесь на красный сигнал перед переходом, и дождитесь своего зеленого.

Точно так нужно поступать, если вам предстоит проехать через такой перекресток с боковой дороги, т.е. из-под знака 2.4 «Уступите дорогу». Светофора перед перекрестком нет, и когда движение на прямой дороге интенсивное, то заехать на перекресток для поворота направо или налево удается лишь тогда, когда на боковых светофорах загорится красный сигнал – на главной дороге поток машин останавливается и появляется возможность въехать на перекресток с второстепенной. Пешеходы, если таковые есть, начинают переходить дорогу на свой, разрешающий, сигнал.

Заехав на перекресток (или для поворота направо, или налево, не имеет значения), водитель опять-таки, «упирается» в «свой» красный сигнал светофора на выезде с перекрестка. На въезде никакого светофора не было, т.е. по факту, перекресток является нерегулируемым, а выезд с него, оказывается, уже регулируется светофором. Как поступить в этом случае: ехать дальше или остановиться и ждать зеленого сигнала?

Давайте посмотрим на эту ситуацию с двух сторон: согласно ПДД и с точки зрения безопасности движения.

Согласно п.13.7 ПДД, водитель «… должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…». Но в отличие от первого случая (проезд по прямой дороге под светофор), здесь происходит въезд именно на нерегулируемый перекресток, а в пункте 13.7 об этом ничего не сказано. В общем, разобраться в подобных тонкостях под силу лишь юристам, но ведь, далеко не всякий водитель – юрист. Поэтому, давайте смотреть на ситуацию глазами обычного водителя.

Идеальной подсказкой в этом случае было бы наличие Стоп-линии (знак 6.16 «Стоп») у светофоров. Если перед светофором есть Стоп-линия, то остановка строго обязательна! и ни у кого не возникало бы вопросов в плане «нужно или не нужно останавливаться». Но часто оказывается так, что таблички «Стоп» у светофоров отсутствуют, и здесь кроется «подвох».

 

Можно долго рассуждать и спорить о том, как правильно поступить в этом случае, ехать дальше, пропустив пешеходов, или остановиться и ждать зеленый сигнал, но наша задача не уличить водителя в нарушении, а проехать перекресток так, чтобы избежать ДТП и разногласий с инспектором.

Светофор регулирует пешеходный переход, а пешеход может появиться на переходе в любой момент, и, увидев свой, разрешающий сигнал светофора, он может броситься через дорогу, надеясь быстро пересечь проезжую часть. Если путь поворачивающей машины и пешехода в этот момент пересечется, то виновен будет водитель, со всеми вытекающими последствиями.

К тому же, светофор — есть светофор, он не зря там установлен. После поворота из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» нужно в любом случае, независимо от наличия Стоп-линии, остановиться у светофора и ждать, пока загорится зеленый сигнал. Ждать, независимо от того, есть пешеходы, или их нет. Загорелся зеленый сигнал – поехали дальше.

Возьмем  еще один перекресток, не столь большой, как рассмотренный выше, но ситуация почти такая же: выезд с второстепенной дороги из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» упирается в светофор, который регулирует и транспортный поток, и движение пешеходов. Этот перекресток взят из дорожной сети города Комсомольск-на-Амуре.

Проезжать его нужно также, как было рассмотрено выше: повернул направо с второстепенной дороги – остановился перед переходом на красный – дождался зеленого сигнала – продолжил движение. И ни у кого не возникнет вопросов: ни у вас к пешеходам, ни у инспектора к вам.

Теперь представим, что светофоры на рассматриваемых перекрестках выключились, т.е. они не работают вообще или работают в режиме желтого мигающего сигнала. В этом случае пешеходные переходы обретают статус нерегулируемых переходов, как и сам перекресток, и водитель обязан руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и нерегулируемых пешеходных переходов. Т.е., независимо от направления своего движения, водитель обязан остановиться и пропустить пешехода, ступившего на пешеходный переход для перехода дороги.

Правила не совершенны. Есть случаи, когда водителю удается отстоять свою правоту и оспорить назначенный штраф за проезд через пешеходный переход на красный сигнал в свою пользу. Но не у всякого хватит терпения и времени разбираться в подобных вопросах. Ведь, главное на дороге, это, все-таки, не искусство избегать штрафов, а безопасное движение. Т.е. вождение автомобиля так, чтобы была возможность избежать ДТП. А ценой ДТП может быть чье-то здоровье или чья-то жизнь.

Так что, проезжая подобные пешеходные переходы, будьте очень внимательны.


Смотрите также