Для чего нужно рассчитывать нормативный расход топлива? Все мы знает средний расход топлива своего автомобиля. Эта величина устанавливается заводом изготовителем. Но, к сожалению, часто бывает, что мы эксплуатирует свой автомобиль в условиях далеких от идеальных. И в таком случае действительный расход топлива будет отличаться от расхода топлива, установленного заводом изготовителем.
Особенно это важно, когда мы используем свой автомобиль для работы. В нашем онлайн калькуляторе нормативного расхода топлива мы учли рекомендации Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р
Модель автомобиля*Модель автомобиля
Над уровнем моря, мРабота в горной местности при высоте над уровнем моря
Численность населенияРабота в населенных пунктах с численностью населения
Регион РоссииРегион России
ГородГородЗимний период: {{form.town.monthes}}
Наличие более 1 остановки на 1 км пробега
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%. Нестандартные грузы Срок эксплуатации Специальные автомобилиРабота специальных автомобилей Работа специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.
Чрезвычайные ситуации Кондиционер, климат-контроль Простой автомобиля РасчётQдоп = 0,01 * Hs * D * T = 0,01 * {{calc.hs | number:2}} * {{calc.ddop}} * {{calc.t}} = {{calc.qdop | number:2}} лит.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0,01 * D) + Qдоп = 0,01 * {{calc.hs | number:2}} * {{calc.s}} * (1+0,01 * {{calc.d}}) + {{calc.qdop | number:2}} = {{calc.q | number:2}} лит.
Сохраните результат!
Сохраните результат нормативного расчета у себя в избранном, отправьте на email или поделитесь в социальных сетях.
{{calc.mess}}
Калькулятор ниже пытается выполнять расчет расхода топлива в соответствии с методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
Калькулятор создан по запросу Калькулятор расчет норм расхода топлива для легкового транспорта., благодаря пользователю Любови, любезно заполнившей справочник Легковые автомобили отечественные и стран СНГ.
Понятно, лучше всего прочитать указанные методические рекомендации (в интернете везде есть), но для ленивых изложу вкратце суть дела. Рекомендации нужны для оценки расхода топлива при работе автотранспорта. Для каждой модели автотранспорта есть базовая норма, выраженная в литрах на 100 километров, приведенная в рекомендациях (см. справочник Легковые автомобили отечественные и стран СНГ).
Но жизнь, как известно, вносит свои коррективы. Вот эти-то коррективы и пытаются учесть методические рекомендации. В соответствии с ними нормативное значение расхода топлива должно вычисляться по формуле
,
где Qн — нормативное значение расхода топлива, л
Нs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км
S — пробег автомобиля, км
D — коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %
Поправочный коэффициент это сумма всех применимых в данный момент коэффициентов. Например, при работе автотранспорта в зимнее время в зависимости от климатического района норма может повыситься от 3 до 20%. Смотри Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов. Тоже самое при эксплуатации машины в условиях высокогорья, в условиях большого города, ну и так далее. Идея, я думаю, ясна.
Для неочевидных параметров всплывает подсказка, если на текст параметра навести мышку, например, такая подсказка есть по параметру «Работа на дорогах общего пользования со сложным планом».
Коэффициенты из рекомендаций берутся максимальные, ну и используются только те, которые, по моему разумению, можно применить к автомобилям. Так что замечания и предложения приветствуются.
Работа автотранспорта в зимнее время
Работа в горной местностименее 300мот 300 до 800м (нижнегорье)от 801 до 2000м (среднегорье)от 2001 до 3000м (высокогорье)свыше 3000м (высокогорье)На дорогах со сложным планомне учитыватьдороги I, II и III категорийдороги IV и V категорийРабота автотранспорта на дорогах общего пользования со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500)
Население городане учитыватьдо 100 тыс. человек при наличии регулируемых перекрестков, светофоров и других знаков дорожного движенияот 100 до 250 тыс. человекот 250 тыс. до 1 млн. человекот 1 до 3 млн. человексвыше 3 млн. человекЧастые технологические остановкинетдаРабота автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются)
Срок эксплуатациине учитыватьболее 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. кмболее 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. кмЧрезвычайные условияне учитыватьдороги I, II и III категорийдороги IV и V категорийПри работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях
Использование кондиционеранетдаИспользование кондиционера или установки "климат-контроль" при движении
Точность вычисленияЗнаков после запятой: 1
Базовая норма, л/100км
Нормативное значение расхода топлива, л
Поправочный коэффициент, %
Зимний период для указанного региона
save Сохранить extension Виджет
ВАЗ-1111 «Ока» |
6,5 |
Б |
ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) |
5,6 |
Б |
ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) |
8,0 |
Б |
ВАЗ-2104 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) |
9,1 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2105, -21051, -21053 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21061 |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) |
8,6 |
Б |
ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 |
8,0 |
Б |
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) |
8,4 |
Б |
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,6 |
Б |
ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,9 |
Б |
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
10,7 |
Б |
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
12,5 |
Б |
ВАЗ-2121, -21211 |
12,0 |
Б |
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,1 |
Б |
ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) |
10,9 |
Б |
ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
11,9 |
Б |
ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,3 |
Б |
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) |
10,5 |
Б |
ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) |
11,3 |
Б |
ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) |
12,4 |
Б |
ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,4 |
Б |
ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-13 |
20,0 |
Б |
ГАЗ-14 |
22,0 |
Б |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 |
13,0 |
Б |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-02, -24-04 |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-07 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-17, -24-25 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) |
11,2 |
Б |
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) |
12,5 |
Б |
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) |
12,0 |
Б |
ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) |
13,8 |
Б |
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) |
13,9 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) |
13,1 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 - 4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 - 4L-2,445-90-4М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) |
13,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) |
12,2 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) |
11,4 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) |
12,1 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,6 |
Б |
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ЗАЗ-1102 |
7,0 |
Б |
ЗИЛ-114 |
24,0 |
Б |
ЗИЛ-117 |
23,0 |
Б |
ЗИЛ-4104 |
26,0 |
Б |
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) |
26,5 |
Б |
ИЖ-2125, -21251, -2126 |
10,0 |
Б |
ЛуАЗ-1302 |
11 |
Б |
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) |
10,0 |
Б |
Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) |
8,6 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) |
9,4 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) |
9,6 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) |
8,5 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) |
9,0 |
Б |
Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) |
8,8 |
Б |
Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) |
8,9 |
Б |
Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) |
10,2 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) |
15,1 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) |
16,7 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) |
15,8 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) |
15,6 |
Б |
УАЗ-31517 (HR 492 НТА фирмы «VМ»-4L-2,393-100-4М) |
11,0 |
Д |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) |
14,5 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,9 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) |
14,9 |
Б |
УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) |
13,8 |
Б |
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) |
16,6 |
Б |
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) |
16,5 |
Б |
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) |
15,3 |
Б |
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) |
13,2 |
Д |
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) |
16,0 |
Б |
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) |
13,7 |
Б |
УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет нормы расхода топлива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Данные рекомендации составлены на основании распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций о нормах расхода ГСМ (горче-смазочных материалов)". А также дополнений в распоряжениях Минтранса РФ от 14 мая 2014 N НА-50-р и Минтранса РФ от 14 июля 2015 N НА-80-р. Детальная информация о расходе топлива по моделям автотранспорта представлена в приложениях распоряжений.
Методические рекомендации нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте с учетом поправок на 2015-2016 годы.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ. А также для планирования потребности предприятий в обеспечении нефт
Ситуация
Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.
В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.
Пробег автомобиля составил:
1) по городам:
— Минск — 5 км;
— Жодино — 3 км;
— Могилев — 8 км;
2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):
— Минск — Жодино — 70 км;
— Жодино — Могилев — 169 км;
— Могилев — Минск — 199 км.
Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям <*>:
Основание | Увеличение нормы, % | Уменьшение нормы, % |
Наличие кондиционера | 7,00 | |
Перемещение по загородным дорогам | 15,00 | |
Эксплуатация в городах с населением: | ||
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел.; | 5,00 | |
— от 300 тыс. до 1 млн.чел.; | 10,00 | |
— от 1 до 3 млн.чел. | 15,00 |
Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.
Линейная норма расхода топлива
На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км <*>.
Повышение (понижение) линейной нормы
К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям <*>. Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя <*>.
В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля <*>:
1) в городах с численностью:
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;
— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;
— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;
— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.
По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:
— в Минске — 1982444 чел.;
— в Могилеве — 381353 чел.;
— в Жодино — 64559 чел.
В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:
— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;
— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.
При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;
2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.
В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% <*>. Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.
Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% <*>.
При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <*>.
Расчет нормируемого расхода топлива
Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:
где
Рнорм — нормируемый расход, л;
Нлин — линейная норма расхода топлива, л;
Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;
ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.
Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».
Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.
Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации:
Рнорм | Пояснения |
(9,8 x 0,01) | 9,8 л — линейная норма расхода топлива |
x | |
(5 x (1 + 0,15 + 0,07)) | Пробег по Минску |
+ | |
(3 x (1 + 0,07)) | Пробег по Жодино |
+ | |
(8 x (1 + 0,1 + 0,07)) | Пробег по Могилеву |
+ | |
((70 + 169 + 199) x (1 — 0,15 + 0,07)) | Пробег по загородным дорогам |
= | |
41,32 | Расход топлива по норме, л |