8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Признаки неисправности клапана адсорбера


Адсорбер. Что это за фрукт и с чем его едят. — Daewoo Nexia, 1.6 л., 2011 года на DRIVE2

Навеяно записью в БЖ Привелегии и бонусы и перепиской с Babai116

C появлением автомобилей, соответствующих экологическому стандарту "Евро 3", перед автоконструкторами встала задача создать устройство, задерживающее углеводородные пары в целях исключить их проникновение в атмосферу.
Так в топливной системе многих машин, в том числе и отечественных, стал появляться адсорбер.

Что это такое, и как данная деталь работает?

Так вот, есть у нас такой фрукт, который живёт под левым передним крылом и кличут его Адсорбер

Чудо зверь собственной персоной


Каталожный номер 96180476Фильтр паров топлива

Слово "адсорбер" в переводе с английского означает "амортизировать", "поглощать".

Для чего же этот фрукт нужен?
Адсорбированиеэто процесс поглощения газов при помощи жидких либо твердых тел. В нашем случае основным элементом, который "впитывает" в себя пары в топливной системе, выступает уголь, которым наполнена часть данного устройства.

О конструкции.
Данная деталь состоит из нескольких конструктивных элементов:
— Передней трубки паропровода;
— Нескольких шлангов;
— Клапана продувки;
— Сепаратора паров и трубки слива топлива;
— Гравитационного клапана;
— Трубки адсорбера и клапана продувки;
— Адсорбера.

Принцип работы
Алгоритм действия у адсорбера следующий. Пары топлива (бензина), которые образуются в баке, по своим свойствам поднимаются вверх и из-за отсутствия какой-либо емкости у горловины сперва попадают в сепаратор. Здесь происходит процесс конденсации. То есть пары снова превращаются в жидкость и сливаются обратно в бак. Та часть, которая не успела преобразоваться из газообразного вещества в жидкое, попадает в сам адсорбер. Здесь эти излишки система поглощает при помощи активированного угля. Стоит отметить, что данный процесс происходит только при выключенном двигателе. В противном случае система будет открывать электромагнитный клапан продувки адсорбера, выполняя продувку. В таком случае все пары бензина, которые образовались в баке и не успели перейти в жидкое состояние, выдуваются по впускной трубе ДВС и сжигаются.

Благодаря такому принципу работы можно отметить парочку преимуществ использования адсорбера:
1. Атмосфера не загрязняется вредными испарениями.
2. Автомобиль будет поглощать меньшее количество топлива (пусть и менее чем на 1 процент, но все же факт остается фактом – без сгоревших паров бензина мотор потреблял бы больше горючего).

Признаки неисправности адсорбера
Свойство засоряться и приходить в негодность присуще и такой детали, как адсорбер. Кроме механических повреждений, неисправности данного устройства могут возникнуть и из-за естественного износа (загрязнения) поглощающего элемента.
Признаком неисправностей этой детали может послужить избыточное давление в баке. Происходит это по причине скопления большого количества паров, которым некуда деться из системы.
Проверить автомобиль на наличие этих образований достаточно просто – нужно лишь открыть крышку бензобака и прислушаться к ней. Если вы услышали характерное шипение, значит в емкости скопилось очень много вредных атмосфере паров.

Можно выяснить неисправность и другим образом.
К примеру, после прогревания двигателя до температуры более 60 градусов Цельсия, начинают существенно падать обороты автомобиля на холостом ходу. В движении машина может внезапно заглохнуть без видимых причин.

Если подобные симптомы наблюдаются и с Вашим автомобилем, обязательно проверьте адсорбер. Можно сделать так – отсоединить шланг, который идет от клапана к коллектору, и заглушить его на несколько дней. Если симптомы не исчезли, и машина по-прежнему выдает "выкрутасы" с оборотами, то, вероятнее всего, адсорбер засорился.
Конечно, с забитым устройством машина будет ехать, как и прежде, но у нее будет "плавающий" холостой ход. Однако стоит отметить, что если вовремя не устранить эту проблему или хотя бы не выпускать периодически из емкости данные образования, то на заправке крышка бака попросту может "выстрелить" из горловины, а возможно, даже не откроется. Но в любом случае каждый раз, подходя к крышке, опасаться за ее несанкционированный "выстрел" просто неразумно.

Как можно заменить адсорбер?
Поменять данную деталь можно в сервисном центре либо же самостоятельно. Но поскольку объем работ здесь не слишком велик и сложен (всего на замену адсорбера вы потратите 15-20 минут времени), установить это устройство вполне реально своими руками.

И в заключение данного ликбеза.
Адсорбер – что это за устройство? И так, мы выяснили, какую важность для автомобиля представляет данный фрукт, а также из каких конструктивных элементов он состоит. Адсорбер устроен таким образом, что напрямую связывается с катализатором. И пока машина прогревается, он собирает пары бензина в топливном баке, чтобы они не проникли в выпускной коллектор (проникновение испарений в холодный катализатор автомобиля нежелательно).
И если вы задаетесь вопросом о том, нужен автомобилю адсорбер или нет, то есть ответ: если у вас нет катализатора, то без данного устройства можно смело продолжать эксплуатировать автомобиль (конечно, при условии, что вы не будете задумываться об экологии и экологических нормах технического осмотра). Помните, что данная деталь представляет большую важность для легковых автомобилей с экологическим стандартом "Евро 3" и более. При отсутствии данного элемента концентрация вредных паров будет существенно увеличена, соответственно, авто снизит свой уровень экологичности с "Евро 3" на "Евро 1" или 2.

На авто, у которых экологический стандарт "Евро 2" и ниже стоит двухсторонний клапан, который служит для выравнивания давления в баке.

что такое клапан адсорбера и признаки неисправности

Система питания двигателя современного автомобиля является комплексом, который объединяет в себе целый ряд устройств и элементов. Среди них можно выделить основные детали  (например, топливный бак, топливные магистрали, топливный насос, форсунки и т.д.), а также вспомогательные системы. 

Среди вспомогательных элементов  отдельное место занимает адсорбер. Если коротко, данное решение позволяет улавливать пары топлива, что препятствует их попаданию в атмосферу. Данная система называется EVAP и должна в обязательном порядке устанавливаться на автомобили, которые соответствуют современным экологическим нормам и стандартам.

Что касается самого адсорбера, важным элементом в его устройстве является клапан продувки. Далее мы рассмотрим, что такое клапан адсорбера, для чего он нужен, как устроен и работает, а также какие признаки неисправности клапана адсорбера указывают на возможные неполадки.

Содержание статьи

Назначение и принцип работы клапана адсорбера

Как уже было сказано выше, адсорбер является основным элементом в системе улавливания топливных паров. При этом важную функцию также выполняет клапан адсорбера (иногда данные элементы ошибочно называют абсорбер и клапан абсорбера).

Обратите внимание, сегодня адсорберы ставятся на авто Евро-3 и выше, причем как иностранного, так и отечественного производства. Это значит, что даже в устройстве отечественного автомобиля есть подобное решение (например, клапан адсорбера ВАЗ, клапан адсорбера Калина или клапан адсорбера Приора). 

Сразу отметим, некоторые автовладельцы считают адсорбер обычным фильтром, который отвечает за экологию и никак не влияет на систему питания, работу двигателя автомобиля и т.д. На самом деле, это не так.

С одной стороны, адсорбер ВАЗ или иномарки можно считать второстепенным элементом, однако выход из строя такой системы может вывести из строя топливный насос, а также  оказывает влияние на работу ДВС автомобиля.

По этой причине необходимо периодически проверять клапан адсорбера. Также внимание данному элементу следует в случае появления определенных признаков неисправности и сбоев в работе мотора.

Давайте рассмотрим принцип работы клапана продувки адсорбера, неисправности клапана адсорбера, как проверить клапан продувки адсорбера и каким образом выполняется замена клапана абсорбера своими руками.

  • Итак, адсорбер ставится на бензиновые двигатели, а сам электромагнитный клапан продувки адсорбера является частью системы улавливания паров топлива. Чтобы понять назначение и принцип работы клапана, необходимо сначала изучить, как работает система улавливания паров горючего EVAP.

В общих чертах, адсорбер — емкость, которая заполнена адсорбентом (на деле, используется активированный уголь). Данная емкость соединяется с топливным баком при помощи трубок. Так вот, клапан адсорбера стоит между впускным коллектором и адсорбером, основной его функцией является вентиляция (продувка адсорбера).

Дело в том, что продувка необходима по причине того, что пары бензина в баке не полностью улавливаются сепаратором и затем конденсируются для повторного слива в бак. Часть топливных, которые не уловил сепаратор, по паропроводу проникает в адсорбер.

Когда пары в адсорбере накапливаются, они подаются во впускной коллектор при запуске ДВС. При этом улавливание паров происходит только тогда, когда двигатель заглушен.  Если же мотор работает, ЭБУ периодически открывает клапан продувки адсорбера для подачи воздуха в целях вентиляции.

Получается, пары выпускаются при помощи срабатывания клапана, конденсат паров топлива смешивается с воздухом и высасываются из адсорбера. Далее смесь попадает в двигатель и сгорает в цилиндрах.

Фактически, клапан адсорбера перенаправляет конденсат паров топлива в двигатель. Само собой, если возникают неисправности клапана, работа системы нарушается. При этом неполадки также отражаются на стабильности работы самого силового агрегата.

Клапан адсорбера: неисправности, диагностика и ремонт

Вполне очевидно, что на любой машине с адсорбером (адсорбер Приора, Калина или иномарка), клапан адсорбера при выходе из строя может повлиять на работу ДВС. Другими словами, как на отечественной бюджетной модели (например, клапан продувки адсорбера Калина), так и на автомобиле высокого класса указанный элемент в ряде случаев является причиной сбоев в работе двигателя. 

На деле, неполадки клапана продувки могут вывести из строя бензонасос. Также, если вентиляция адсорбера нарушена, топливо может скапливаться во впускном коллекторе, нарушается смесеобразование, силовая установка не выдает полной мощности и т.д. Часто проявляются проблемы при запуске холодного ДВС, возрастает нагрузка на стартер при попытках завести двигатель.

Основные признаки неисправности клапана адсорбера:

  • на холостом ходу двигатель работает не стабильно;
  • плавают обороты на ХХ;
  • пропала мощность двигателя;
  • увеличен расход топлива;
  • при работе ДВС клапан адсорбера не издает звуков;
  • при откручивании крышки бензобака слышно шипение;
  • возле авто и в салоне пахнет бензином;

Появление таких признаков вполне может быть вызвано и другим причинами, однако часто это говорит о нарушенной вентиляции адсорбера. Именно по этим причинам специалисты рекомендуют выполнять регулярную проверку клапана адсорбера.

Для того, чтобы проверить клапан адсорбера, на многих авто достаточно компьютерной диагностики. Также бывает не лишней и ручная проверка. Как правило, коды ошибок в памяти ЭБУ укажут на проблемы по части электрики (например, ошибка обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера).

Механическая проверка нужна в том случае, когда во время работы мотора на холостом ходу или  «на холодную» слышно, что щелкает клапан адсорбера. При появлении посторонних звуков на ХХ можно резко нажать на педаль газа.

Если щелчки по характеру звука не меняются, тогда высока вероятность, что эти звуки издает клапан адсорбера. Так вот, если клапан адсорбера стучит, для начала можно попробовать почистить его регулировочный винт, после чего закрутить данный винт.

Далее следует выполнить регулировку клапана абсорбера. Чтобы отрегулировать клапан адсорбера, винт для регулировки  проворачивают на 0.5 оборота. При этом нужно учитывать, что если затянуть винт сильно, ЭБУ может принять это за неисправность и загорится ошибка. 

Однако если регулировка клапана адсорбера выполнена правильно, данный клапан практически без стука. Главное, учитывать индивидуальные особенности того или иного клапана на конкретной модели автомобиля.

Как заменить клапан адсорбера

Прежде всего, если на машине не работает вентиляция абсорбера, необходим ремонт. Независимо от того, на каком автомобиле произошла поломка (иномарка, Лада Приора или Калина), адсорбер и его клапан должны работать нормально. В противном случае все рассмотренные выше проблемы проявятся в большей или меньшей степени.  

При этом отметим, что замена клапана адсорбера своими руками  в большинстве случаев вполне возможна в условиях обычного гаража. Это значит, что не всегда в обязательном порядке необходимо ехать на сервис.

  • Первое, если рассматривать сам клапан адсорбера, цена на данное устройство обычно не высокая;
  • Второе, изучив устройство конкретного авто, необходимо определить, где стоит клапан продувки адсорбера.
  • Как правило, для замены клапана нужно иметь пару отверток «крест».
Замена выполняется достаточно просто. Главное, подобрать такой клапан для установки, чтобы его маркировка была точно такой же, как и на том клапане, который ранее стоял на машине. После приобретения нужного клапана, достаточно снять клеммы с АКБ, отсоединить от клапана «фишку» с проводами, выкрутить крепления клапана.

Затем потребуется убрать штуцеры под защелкой, а также выполнить отсоединение шлангов. После можно вынуть клапан и его кронштейн из адсорбера. Теперь можно установить новый клапан и осуществить обратную сборку. На этом замену можно считать завершенной.

Единственное, на некоторых авто еще может потребоваться сбросить ошибку в памяти ЭБУ. Кстати, сделать это можно при помощи простого решения типа ELM327 или другого диагностического оборудования. 

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что адсорбер и клапан адсорбера выполняют важные функции. Более того, неисправности системы могут оказать серьезное влияние на работу двигателя.  Как правило, рассмотренные выше признаки и симптомы неполадок клапана зачастую указывают на необходимость проведения углубленной диагностики. При этом часто виновником оказывается именно система вентиляции паров топлива.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое адсорбер. Из этой статьи вы узнаете о том, для чего необходимо данное устройство, какие функции оно выполнят, а также какие признаки и симптомы указывают на то, что адсорбер неисправен, необходима его проверка, обслуживание или замена. По этой причине опытные специалисты рекомендуют регулярно выполнять как компьютерную диагностику автомобиля, так и периодически осуществлять механические проверки (оценка работы клапана, качество работы двигателя в разных режимах и т.п.). Такой подход позволяет избежать неожиданных поломок, а также заметно увеличить общий ресурс ДВС, КПП, других узлов, агрегатов и систем автомобиля.

Лада 4x4 3D Фиола › Бортжурнал › Чем опасен неисправный клапан адсорбера и бестолковый колхоз. Учитесь на ошибках идиота!

Надоел мне бачек адсорбера в моторном отсеке, к тому же захотел еще и ресивер поставить к недавно установленному "Агрессору" (но о нем возможно позже). Раньше просматривал отчеты драйвовчан svnikolaj и z0l0t0v90 запомнился мне фильтр классика вставленный в шланг, но почему — то не с одним, а с двумя шлангами. Эксперименты начались. Отключил провод от клапана адсорбера, все без изменений, возможно в "мозгах" уже все отключил предыдущий хозяин. Отсоединил шланг, что идет на ресивер, подскочили холостые. Соединяю со шлангом, что с бака. Холостые выравнялись. Но диаметр шлангов разный. "УРА! Эврика! Блин, вот для чего топливный фильтр ребята ставят!" проскочила мысль в голове идиота. По пути с работы заезжаю в магазин, покупаю фильтр и сразу ставлю. Вот так:
НЕ ПОВТОРЯТЬ!

Полный размер

ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ!


Завел. Мотор, как часики. Еду еду домой. Слышу удары сзади снизу. Не пойму, что отваливается. Остановился. Посмотрел, все крепко держится. Двиг работал минут 10-15. Обнаружил, что погас недавно зажегшийся "жадный глаз" — контрольная лампа топлива и стрелка уровня на нуле. "Б.я! дык это — ж бак всосало!" Остановился. Разъединил и вернул все обратно.
"Поздно пить боржоми…" "Приплыли!" Завтра ДР "УАЗбуки" и участие в спринте, надо к ним готовиться. Утром в бак заправили только 15л, обычно при горящем глазе вливал не меньше 30ти. Это была суббота, а воскренье вместо замены радиатора на ШНиве, пришлось разбираться с баком.
Чтобы убедиться можно ли выправить бак, я еще в лагере попробовал его накачать. Услышал стук выправлявшихся стенок, но после того, как открутил пробку они "стукнули" обратно.
Воскресенье процесс.
Снимаю сидение, крышку и вижу, что бак вдавлен внутрь.

Полный размер

Но это сверху, непонятно, что там снизу.
Подсоединяю "Агрессора" и начинаю накачивать.

Полный размер

Бак расправляется пытаясь принять шарообразную форму. Простукиваю места бывших изгибов киянкой. Стравливаю, затем повторяю накачку, но до разумных пределов. Бак конечно не стал таким как был, но его объём явно восстановился.

Полный размер

Стравил давление с топливной системы

Полный размер


Отключил массу от АКБ. И извлек модуль бензонасоса из бака.
Вот, что увидел

Полный размер


Кронштейн погнут, карболитовая панель и реостат указателя уровня топлива сломаны. Какими я словами сам себя только не называл, слышал только барбос. Хорошо, что жены к внукам уезжала, а то выставила бы счет за ненормативный лексикон.
Посмотрел внимательно и решил, что "жадный глаз" можно еще спасти, а вот стрелка замрет навсегда.
Зачищаю контакт на керамике и припаиваю к нему провод от лампочки аварийного уровня.

Полный размер


Все поломанное убираю и закрепляю оставшееся скобкой из полоски оцинковки.

Полный размер


Ура вроде держится!

Полный размер

А дальше пошла затяжная порнуха в извращенной форме. Точнее я сам себе её создал, жена то уехала.)))
Не буду излагать подробности, но ввиду того, что кронштейн бензонасоса согнулся, "жадный глаз" то не хотел загораться то наоборот не выключался. Несколько раз я устанавливал насос на место и вынимал. Сливал и наливал бензин. Ощупывал рукой внутренности бензобака в поисках во что упирается поплавок. До тех пор пока не выправил сам кронштейн.
Вот и жена вернулась и нас "застукала".
Ну вроде все сделал. Все на месте. Насос, патрубки, крышка и заднее сидение в баке порядка 10 литров. "жадный глаз" горит.
Штуцер на ресивере закрыт гламурным колпачком.

Полный размер

Еду заправляться. В бак залили 35 литров. Глаз погас. УРА емкость бака восстановлена, а может и на пару литров больше стала.
Чуть не забыл, эта серая наглая тварь от стыда упаковался в коробку. Ну, чтоб не видеть всей этой е.ли.

Полный размер

В назидание потомкам и самому себе: смотри внимательно "колхоз" и не спеши "колхозить"!
Всем удачи!
Спасибо, что зашли

тема имеет продолжение здесь о баке , а здесь о клапанах

Лада Приора Седан Кварц › Бортжурнал › Решение плавающих оборотов и провалов на низах — замена клапана продувки адсорбера

Приветствую! Описываю много и подробно, но тем, у кого проблема с оборотами стоит прочитать и учесть мой опыт!
С первых дней владения своей машиной я боролся с плавающими оборотами. По рекомендациям форумских "экспертов" менял и РХХ, и ДПДЗ, хорошо хоть что на ДМРВ и лямбду не разогнался. Проверял катушки, менял свечи. Катушки исправны, да и свечи ничего, непонятно, в чем дело.
А тем не менее обороты продолжают плавать, машина прыгать на низах и иногда глохнуть с нейтрали. Недавно осмотрел схему улавливания паров бензина и меня осенило. Ошибка, связанная с клапаном продувки адсорбера, на которую я не обращал внимания, и становится причиной моих бед. Мало ли того, что мой клапан постоянно открыт, так как его заклинило, это я знаю давно и как-то было все равно. Но! Схема такая- пары с бака идут на адсорбер, в нём самом три выхода -на бак, на клапан и "на воздух". Последний находится посередине.

Так выглядит адсорбер, находится справа от радиатора. Воздушный сосок находится посерединке. Он самый толстый.

Далее шланги идут на клапан и, внимание! В дроссельный узел. Если клапан неисправен, то идёт подсос лишнего воздуха в дроссель. Как раз-таки с того самого "воздушного" разъема адсорбера воздух через неисправный клапан попадает в дроссельный узел. И, как следствие, мы получаем потерю мощности на низах и неустойчивую работу двигателя.
Для того чтобы убедиться в этом, я, пока гонял машину на холостых при промывке двигателя, заткнул пальцем этот самый "воздушный разъем" на адсорбере. Чувствуется, воздух он посасывает. Показалось, машина лучше заработала, палец оторвал- он резко шикнул. Точно сосет.
Обороты плавают обычно на горячую, когда обороты с прогревочного режима опускаются. И правда, началось. Этого я и ждал. Машина хрюкает-хрюкает, я — тык палец в адсорбер и, к моей радости, машина сразу выравнивается и работает ровно. Палец убираю- звук резкого всасывания воздуха и снова плавание. Да и на слух можно уловить легкое шипение воздуха у адсорбера.
Поэтому, прежде чем ринуться менять кучу датчиков- проверьте клапан, заткните воздушный сосок на адсорбере. А клапан меняется легко.
Однако есть один нюанс. Клапан очень быстро забивается грязью с этого самого адсорбера и приходит в негодность. Чтобы этого избежать, между адсорбером и клапаном устанавливается обычный карбюраторный топливный фильтр. Это вполне решает проблему. За такую идею большое спасибо моему знакомому Диме Silvers
Поэтому смело приобретаю клапан и провожу нужный кастом:

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Итог понравился. Ведь я поехал кататься. К такому нужно привыкнуть. Машина потрясно подхватывает на низах, очень бодро набирает. Легким нажатием педали получаю приятный разгон! А самое интересное- полностью пропали рывки, провалы, и перестали плавать обороты.

Ремонт и Доработка» на DRIVE2

Статья носит познавательный характер, и, возможно, содержит ошибки, рекомендуется автолюбителям с плохим представлением об адсорбере.
Статья написана относительно простыми слова для лучшего восприятия

1) Что такое адсорбер

Часто путают аДсорбер или аБсорбер — правильно "аДсорбер"…
Контейнер с активированным углем, чаще всего выглядит как бочонок (цилиндр) с подводящими и отводящими шлангами

Начнем с определений:

Сорбция (от лат. sorbeo — поглощаю) — поглощение твёрдым телом либо жидкостью различных веществ из окружающей среды.
Адсорбция — накопление чего либо на поверхности сорбента.
Адсорбер (от лат. ad — на, при и sorbeo — поглощаю) — аппарат для поглощения поверхностным слоем твердого тела, называемого адсорбентом (активированным углём), растворенных или газообразных веществ (паров топлива), не сопровождающееся химической реакцией
Система улавливания паров бензина (EVAP — Evaporative Emission Control) предназначена для предотвращения утечки паров бензина в атмосферу.

2) Зачем он нужен?

Пары бензина, образующиеся в баке, поднимаются вверх, и через отверстие у горловины бака попадают сначала в сепаратор. Там они конденсируются и сливаются обратно в бак. Та их часть, которая не успевает превратиться в конденсат, через гравитационный клапан по паропроводу, попадают уже непосредственно в адсорбер, где и поглощаются активированным углем. Это происходит тогда, когда двигатель не работает. С помощью электромагнитного клапана идёт переключение режимов работы системы улавливания паров бензина . При выключенном двигателе адсорбер сообщается с атмосферой (пары бензина попадают в адсорбер из бензобака) где происходит их поглощение. При пуске двигателя контроллер системы впрыска подаёт управляющие импульсы на клапан, в результате чего происходит продувка сорбента. Пары бензина высасываются в ресивер и дожигаются в камере сгорания.

3) Евро-2 и Россия-83
Возникает вопрос почему на автомобилях с нормой Россия-83 нет адсорбера, а на автомобилях с нормами Евро-2 и выше он есть?

Сравним два автомобиля — ВАЗ 21083 и ВАЗ Приора, а именно систему питания:
ВАЗ 21083:

Через дренажный шланг(15) бак связан с сепаратором(19), улавливающим пары бензина. Конденсат из сепаратора сливается обратно в бак. Сепаратор сообщается с атмосферой через двухходовой клапан(21), препятствующий чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична.

Т.е. при повышении или понижении давления в топливном баке пары бензина выбрасываются в атмосферу.

ВАЗ Приора:

Пары топлива, попавшие по трубке из бака в сепаратор(16), частично конденсируются в нем. Конденсат из сепаратора через трубку сливается обратно в бак. В верхней части сепаратора установлен гравитационный клапан, предотвращающий вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля. Пары топлива через гравитационный клапан сепаратора и соединенную с ним трубку накапливаются в адсорбере(1) при незаведенном двигателе. При заведенном двигателе и др. необходимых условия клапан(14) сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом — и происходит продувка сорбента: пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся через дроссельный узел во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя.

Т.е. Пары топлива накапливаются в адсорбере, во время работы двигателя продуваются клапаном и попадают в рессивер, а после в сам двигатель на догорание.

Нормами Евро-2 запрещен контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина должны собираться (адсорбироваться) и при продувке посылаться в цилиндры на дожиг. Нормами Россия-83 контакт вентиляции бензобака с атмосферой не был запрещен.

4) Плюсы и минусы адсорбера:

+ атмосфера не загрязняется лишними, вредными испарениями;
+ небольшая экономия топлива, пары бензина не испаряются, а сгорают в работе двигателя.
+ отсутсвие стойкого запаха бензина (спорно)
— занимает место в подкапотном простанстве
— неустойчивая работа двигателя на холостом ходу при неисправном адсорбере
— стоимость адсорбера

5) Почему некоторые автолюбители убирают адсорбер

Некоторые автолюбители убирают рабочий адсорбер с фразами: "мне он не нравится, выкину его", "от него машина медленнее стала", "расход с ним больше", "бестолковая вещь" — на деле рабочий адсорбер не влияет на динамику, расход скорее сократится — вообщем вещь полезная.
Другие убирает адсорбер когда он приходит в негодность, замену не делают из-за высокой стоимости адсорбера.

Убирается он просто: на шланг от сепаратора одевают фильтр тонкой очистки (пр. от карб. 2108), в таком случаем пары бензина уходят в атмосферу. Шланг от клапана перекрывают. Программу управления двигателя корректируют, иначе появится ошибка двигателя.

6) Адсорберы в иномарках (фото):

Mercedes

BMW

Volkswagen

КПА или клапан продувки адсорбера — Сообщество «Лада Приора (Lada Priora Club)» на DRIVE2

Всем привет!
Последнее время часто всплывают темы о стуке кпа, поэтому решил немного пописАть о нем.

Электромагнитный клапан продувки адсорбера установлен на пластмассовой крышке двигателя справа.
При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с дроссельным узлом. Контроллер, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера после того как двигатель проработает заданный период времени с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру (управляющий датчик концентрации кислорода должен быть прогрет до необходимой температуры).
Клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом — и происходит продувка сорбента: пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся через дроссельный узел во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов контроллера и тем интенсивнее продувка.
Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ездовых качеств автомобиля.

1 — адсорбер; 2 — трубка подвода топлива к топливной рампе; 3 — тройник; 4 — топливный бак; 5 — топливный модуль; 6 — штуцер подвода паров топлива из бака к сепаратору; 7 — шланг наливной трубы; 8 — наливная труба; 9 — вентиляционная трубка; 10 — шланг вентиляционной трубки; 11 — трубка подвода топлива к тройнику; 12 — топливный фильтр; 13 — трубка подвода топлива к фильтру; 14 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 15 — впускной трубопровод; 16 — сепаратор; 17 — дроссельный узел; 18 — воздушный фильтр; 19 — топливная рампа с форсунками


Самостоятельный роемонт КПА, отсюда.

Схема работы адсорбера — Mazda 6, 2.0 л., 2006 года на DRIVE2

Решил освежить знания по работе адсорбера.

Адсорбер — такая кастрюля закрытая, наполенная активированным углем.
Назначение — собирать пары бензина из бака (не выпуская их наружу), а потом — сжигать их в двигателе. Делается все по замкнутому циклу.

Находится — в моторном отсеке — справа (по ходу) на моторном щите, круглый вертикальный цилиндр с трубками.

Теория.
Бензин хорошо испаряется, и степень наполнения парами зависит от заправки бака.

Активированный уголь внутри адсорбера накапливает пары бензина во время стоянки авто. При запуске двигателя, по специально запрограммированному алгоритму, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, блок управления на электромагнитный клапан продувки адсорбера (№3 в предыдущем посте) посылает электрический импульс – и происходит "продувка" адсорбера с направлением паров бензина во впускной коллектор двигателя.

Адсорбер внешне похож на большой топливный фильтр. У него три патрубка:
“TANK” – подключение к линии топливного бака.
“AIR” – подвод атмосферного воздуха в адсорбер для создания перепада давления при продувке.
Третий патрубок подключается к линии электромагнитного клапана продувки адсорбера для направления паров бензина на дожиг во впускной коллектор.

Проблемы.
Адсорбер, как и любой другой фильтр, со временем засоряется. При этом, нарушается свободный проход топливных паров, и скапливаясь в баке, раздувая его, придавая причудливые формы. В критических случаях, может произойти повреждение бака. Обычно, о засорении адсорбера, говорит продолжительный "пшик" выходящих паров во время открытия заливной горловины бака. На практике, сам адсорбер редко выходит со строя – обычно все неисправности системы вентиляции связаны с электромагнитным клапаном продувки ( EVAP-solenoid ) или повреждением шлангов системы вентиляции/адсорбера.

Если EVAP-клапан потерял герметичность, то пары бензина будут обогащать рабочую смесь на холостых оборотах, вызывая неустойчивую работу вплоть до остановки. Богатая смесь провоцирует загрязнение электродов свечей зажигания, что сказывается на приёмистости. Если EVAP-клапан "завис" в постоянно открытом положении, то бак автомобиля может сплющить с последующим разрушительным воздействием на бензонасос и датчик уровня.
Надрыв шлангов системы вентиляции окажет доступ несанкционированного расходомером воздуха, из-за чего автомобиль может спонтанно потерять динамику.
Блок управления хорошо видит повреждение электромагнитного клапана продувки адсорбера ( EVAP-клапан ), и в оперативной памяти самодиагностики существует целый список ошибок по нарушению работы системы вентиляции бака и улавливания паров.
Сам адсорбер не является электрической деталью, и его состояние блок управление двигателя не в силах контролировать. Поэтому, в некоторых случаях, когда поломки появляются не на постоянной основе, а в результате опроса сканером присутствуют ошибки в виде "превышение предела адаптации" или "регулирование смеси выходит за допустимые границы" — то можно сделать предположение о повреждении самого адсорбера. Достаточно заглушить трубку-шланг от впускного коллектора до EVAP-клапана, и покататься, чтобы убедиться в окончательном исчезновении спонтанных дефектов.
Необходимо учитывать важное: давление паров бензина оказывают прямое воздействие на производительность бензонасоса. Если при заправке полного бака, ваш автомобиль вдруг заглох или его работа резко сменилась на крайне неустойчивую – откройте крышку бензобака и повторите запуск двигателя. Положительный результат также будет свидетельствовать на проблемный адсорбер.
Адсорбер можно заменить, но также в некоторых случаях он поддаётся ремонту ( очистка фильтра подвода атмосферного воздуха в адсорбер )

Про железки.

От бака — идут две трубки. Одна — подача бензина к рампе, вторая — к адсорберу.
Поскольку клапан давления — в бензонасосе, то нет и линии обратки.
На двух схемах — показал подключения — для понимания.

UPD
Решил поразбираться
Посмотрел у себя на машине. Выяснил следующее.
1.Воздушный шланг длинный вниз — действительно открытый. Втыкается в наконечник но открыт для воздуха. Наконечник просто держит конец шланга шоб не болтался (у тебя вероятно — соскочил, но на работу не влияет. Наконечник — вставлен в подрамник.
2. Клапан подключен через тройник на воздушном шланге. — работает на "всос" (обратный клапан).
Вопрос — НАФИГА ставить клапан если есть трубка которая просто сообщается с атмосферой?..
Пока могу предположить так. Эта воздушная трубка — нужна для двух вещей — чтобы входил воздух при продувке. И чтобы входил воздух -в бак — при постепенном уменьшении топлива. Но входит не уличный а через адсорбер.
И возможно — иногда надо чтоб выходили излишки воздуха из бака. Получается — для ВХОДА воздуха — работает и трубка и клапан, а для выпуска — только трубка… Может на разнице сопротивления воздуху на вход и на выход…японские нанотехнологии…мать их…

Трубки — от бака под капот.

Подключение адсорбера и бензотрубка.

Бензо — рампа. Обратки нет, клапана обратки — нет. Всё в баке

Подключение адсорбера — у бака (воздух).

Подключение к баку. Схема. Как подключаются трубки — к самому баку — не очень понятно.

UPD
Дополнительно -много полезных объяснений на туже тему. Сохраню. mazda3.ru/board/topic/824…nie-v-benzobake/?p=316473

UPD
Разбирался в Трёшке — со схемой работы адсорбера
Отключил адсорбер, решил проблему.

Богатая смесь и адсорбер. Ремонт продувка адсорбера. — KIA Cerato, 1.6 л., 2008 года на DRIVE2

Всем привет!
Задолбала меня периодически выскакивающих ошибка 0172 богатая смесь, в OBD в отложенных сидит иногда ДжекиЧан CheckEngine.
Вообщем поехал на диагностику в Техцентр Под Мостом. Диагност при мне нашёл управляющий "-" на разъёме клапана адсорбера воткнул туда иголку, подключил комп и при подаче "-" с аккумулятора на разъём (иголку) клапана адсорбера при заведённом двигателе показал что датчики кислорода уходят в богатую смесь. Далее со словами меняй адсорбер отпустил меня. После не долгой беседы посоветовал поставить тройник перед клапаном адсорбера иногда говорит помогает.
Не долго думая поехал в гараж продул адсорбер со всех сторон так сказать ну и поставил тройник. Долгосрочная смесь поползла вверх раньше была -20% -23% поднялась до -14,2%. Вроде как есть какие то движения, но меня это не устроило.
Полез снимать адсорбер. Открутил 2 гайки на 14 которые крепят бензобак. Бензобак с одной стороны лёг на выхлоп с другой стороны подложил заранее брус 15х15 +3см фанеры. Разъём бензонасоса скидывал(хотя не обязательно как мне кажется) топливо провод не трогал. Сначала головкой на 10 открутил фильтр адсорбера с сняв хомуты вытащил его. Адсорбер крепится 2 саморезами сверху, после того как отпустил бак доступ увеличился и я смог подлезть трещоткой с битой Ph3 до этих саморезов предварительно почистив их от грязи гвоздиком для лучшей посадки биты. Отсоединил хомуты и вытащил адсорбер.

Полный размер

Разобрал адсорбер

После по шву задней части адсорбера канцелярским ножом и молотком прошёлся по кругу на глубину около 2-3мм., потом отвёрткой вскрыл адсорбер.

Полный размер

Прожигаем уголь адсорбера

Вытащил уголь и горелкой на профиле так сказать прокалил его помешивая, точнее поджигал, первые две партии горели остальные почти нет.

Полный размер

Объём угля в адсорбере Киа Церато )

НО это не помогло похоже, так как по дороге домой при убранном тройнике долгосрочная подстройка поползла в минус.
Вопрос к знатокам может ли адсорбер так сильно влиять на смесь? И прав ли диагност, ведь пары бензина в баке есть в любом случае и кислородник будет уходить в богатую смесь даже на нормально работающем двигателе если также открыть клапан адсорбера. Да и так сказать для инфы катализатор удалён, хотя это вряд ли влияет на смесеобразование.

Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 120 000 км

P0171 — Накрылся электромагнитный клапан адсорбера — Opel Astra, 1.4 л., 2011 года на DRIVE2

Случилась печалька, на остановке перед светофором вылез "чекэнджайн". Через Torque прочел код ошибки — P0171, что значит обедненная смесь. Также видно, что на холостом ходу LTFT +20…+30%, максимум до +34%, а STFT при этом ~ -5…-10. Погуглив, быстро понял, что одной из наиболее вероятных причин этого может быть выход из строя электромагнитного клапана продувки адсорбера. Симптомами этого являются "чекэнджайн" — P0171, клацанье под капотом, разреженное давление в бензобаке вплоть до щелчков обратного выпрямления стенок бензобака после остановки. При этом не должно быть свиста на мембранном клапане, который на клапанной крышке под декоративной накладкой мотора, пропадающего при зажатии пальцем щели этого клапана (другая частая причина P0171).
Казалось бы — купил сломавшуюся детальку и заменил… Но и тут есть нюансы.
Во-первых, хотелось убедиться, что вышел из строя этот электромагнитный клапан адсорбера, а не что-нибудь другое. Например, подсос воздуха где-нибудь в шлангах или фитингах. Ес-но, для этого надо снять и проверить, как бы ничего сложного нет. Однако в книжке "Opel Astra J — пошаговый ремонт в фотографиях" (электронный вариант доступен по ссылке www.opelastraj.ru/snyatie…a-produvki-adsorbera.html ) говорится, что клапан без питания должен продуваться в одну сторону, с питанием — в обе. На самом деле это не так. Исправный клапан без питания не продувается в обе стороны.
Во-вторых, разобрать эту конструкцию не так-то просто. С левой стороны есть секрет, двойной замок — зеленую скобу снимаем, после чего можно надавить на белую скобу с торца, и тогда её "ножки" дадут достать клапан.
В-третьих, конструкция из двух клапанов условно неразборная, на термоусадочной трубке. Помимо клапана надо докупить бензиноустойчивую резиновую трубку 10мм диаметром и пару хороших хомутов из нержавейки. Хомуты нужны хорошие, т.к. диаметры фитингов большого электромагнитного клапана и рядом находящегося маленького клапана не совпадают, даже если не зачищать старую термоусадочную трубку. Альтернатива — покупать 2 клапана в сборе, но тут ценник зашкаливает.

Что получилось:

По деньгам:
General Motors 55566387 Клапан электромагнитный — 2760р
Gates 4324-10054 Трубка бензиноустойчивая — 222р (за метр, реально надо ~6…7см)
Хомуты из нержавейки 10-22мм — 35р (за пару)

PS Можно было бы сэкономить, и заказать электромагнитный клапан от УАЗ-Патриот — всё равно сажать на хомуты пришлось.

UPD!
Прикупил самозатягивающихся хомутиков и инструмент и сделал всё по феншую:

Цена вопроса: 3 000 ₽ Пробег: 74 000 км

Skoda Fabia Пока очень радует › Бортжурнал › Клапан абсорбера возможная причина незавода в жаркую погоду

Благодаря Андрею К. нашел статью вот в кратце пути решения проблем и возможная диагностика.
Ну что, господа, прощай зима, здравствуй, лето! Забываем про стартеры валео, вспоминаем про незавод в жаркую погоду! Или шкода-геморой форева.
Итак, второй день на дворе +20С. Вчера моя завелась только с третьего раза. Сегодня со второго (первый раз крутил стартер долго — даже не схватывала).
Что бы здесь кто не говорил — это не бензин — 100%. В то что всю осень, весну и зиму заливают хороший бензин, а с приходом лета — на всех заправках начинают лить плохой, причем только в фабии — я не верю. Машина нормально заводится с полоборота утром, а также в любое время дня и ночи, при условии, что небыло длительного стояния на жаре. Ну да дело знакомое, я бы не стал городить очередной пост если бы не одно НО…

Этой зимой случилось как-то мне разбираться с системой улавливания топливных паров (были подозрения на недостаточную вентиляцию бака). Дык вот. Под действием тепла топливные пары, скапливающиеся в баке, вытесняются в абсорбер (болванку с угольным фильтром), которая имеет два выхода — один через уголь в атмосферу, другой — через клапан абсорбера во впускной канал двигателя.

Нормальная работа этого устройства:

При отключенном двигателе клапан этот закрыт, воздух с топливными парами проходит сквозь угольный фильтр и выходит в атмосферу, пары бензина при этом накапливаются в угле. Затем двигатель заводится. Спустя какое-то время (или по достижении определенных оборотов — зависит от программы управления) клапан этот открывается, и двигатель начинает просасывать воздух через абсорбер, проветривая его, забирая пары бензина из активированного угля, а также остатки паров из топливного бака.

Ненормальная работа этого устройства может проявляться так:

1-я причина. Клапан не герметичен, а трубка соединяющая абсорбер с атмосферой — засорилась (явление частое, учитывая, что сам абсорбер находится в колесной арке). Тогда в жару пары бензина (а их в полупустом баке может образоваться очень много) травятся через клапан во впускной коллектор, забивая его и переобогощая смесь в первые секунды запуска (пока весь впускной коллектор не прокачается). Этим объясняются — незавод с первого / второго раза, учащение случаев незавода с неполным баком, учащение случаев незавода с бензином, имеющим низкую температуру кипения.

Ненормальная работа этого устройства может проявляться и так:

2-я причина. Клапан герметичен, а трубка соединяющая абсорбер с атмосферой — засорилась. Тогда после стояния на жаре пары бензина будут накапливаться в топливном баке, повышая давление в нем (при откручивании крышки бензобака после стоянки на жаре в этом случае будет слышен пшшшш). При запуске, пока клапан закрыт все происходит нормально. Машина заводится и работает какое-то время до тех пор, пока электроника не подумает, что двигатель уже достаточно устойчиво работает и пора бы уже приоткрыть клапан абсорбера. И в момент открытия клапана абсорбера пары под давлением устремляются из бензобака в воздушный канал, забивая его и переобогащая смесь. Двигатель глохнет, но будучи заведенным повторно работает как ни в чем не бывало (давление в бензобаке сброшено, все нормализовалось).

Адсорбер. Менять нельзя убирать? И что внутри! — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2008 года на DRIVE2

Сам адсорбер практически не выходит из строя.
В 99% случаев это отломилась трубочка на адсорбере в мороз у шнивы!

Полный размер

отломился штуцер на адсорбере нивы

При снятии крышки с движка в мороз очень легко повредить (отломить) этот штуцер.

Очень многие советуют "не ставить адсорбер, а просто заглушить магистраль".

Но не все так просто!

принцип действия адсорбера


Два шланга. Один к бензобаку, другой к движку.
В бензобаке при перепаде температур на улице создается избыточное давление (и тогда пары "сбрасываются" в адсорбер) или создается вакуум "и тогда воздух поступает в бензобак через адсорбер).

А когда заводится движок, то клапан на втором шланге открывается и лишние пары дожигаются в камере сгорания.
Соединять эти трубки напрямую нельзя!
Куда будет сбрасываться давление? А когда клапан открыт, то что будет всасывать движок с бензобака? о_О

Можно клапан адсобера убрать, шланг на движок заглушить болтом с хомутом. Но тогда надо прошивку менять (клапан убирать из прошивки). А на шланг из бензобака фильтр топливный от классики поставить. Чтоб габость в бензобак не затягивало.
Но разве не легче будет просто поменять адсорбер?!

У меня теперь вот такой:

Полный размер

Новый адсорбер

Код адсорбера 21103-1164010.
Но у меня клапан отдельно. Бывает что адсорбер прямо с клапаном.

--------------------------------------
Всегда было интересно. А что внутри адсорбера?

А там угольный фильтр. В визе прессованой крошки. Не рассыпчатый. А прямо цилиндр.

Полный размер


Полный размер

что внутри адсорбера

Ну и вот еще пильнул на половинки.

Полный размер

Итак: через адсорбер бензобак дышит! Не мешайте дышать.

Кстати, кто знает: клапан продувки адсорбера отрывается на какое-то определенное время? Или работает пока движок заведен?


Смотрите также