8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Превышение скорости на 20 км


Штраф за превышение на 20 км/ч — это массовое заблуждение!

Оказывается, ненаказуемое превышение скорости в России составляет вовсе не 20 км/ч, как принято считать, а больше. Дело в том, что у любых, даже самых высокоточных приборов существует погрешность измерений. Она учитывается и при вынесении наказаний за превышение скорости. ЗР объясняет, можно ли благодаря этой погрешности смягчить наказание или вовсе его избежать.

Материалы по теме

В «письмах счастья» за все нарушения содержатся фотографии, доказывающие факт проступка. Когда речь идет об автобусной полосе, разметке или сигналах светофора, все понятно. Но штрафам за превышение скорости приходится верить «на слово»: результат измерений сертифицированного и прошедшего поверку радара или камеры считается точным по умолчанию.

Для начала вспомним КоАП. Во всех пунктах статьи 12.9 диапазоны начинаются со слова «свыше». Таким образом, за превышение ровно на 20 км/ч штраф не предусмотрен. За пренебрежение разрешенным лимитом ровно на 40 км/ч штраф последует по пункту за превышение на 21–40 км/ч, так как следующий пункт карает начиная с «лишнего» 41 км/ч.

Материалы по теме

Без погрешности, даже минимальной, не работает ни один прибор. Есть она и у комплексов, измеряющих скорость. Их производители обычно заявляют точность 1–2 км/ч или 1–2%. Таким образом, при лимите 60 км/ч штраф за движение на скорости 81 км/ч не пришлют: это может быть погрешность радара. При измерении прибором, который обеспечивает точность до одного километра в час, минимально в постановлении может значиться 82 км/ч.

Если у радара не просрочена поверка, оспорить его «приговор» не удастся. Контраргументы в виде GPS-трека или записи видеорегистратора тоже не помогут. Они не считаются сертифицированными измерителями скорости. Иными словами, с юридической точки зрения полицейский радар — единственно точное устройство, которому можно верить. Все карты на стороне властей, и возможностей для оспаривания «писем счастья» за превышение скорости на данный момент не существует. Даже если действительно имела место неточность радара. Единственный вариант — если прибор «глюкнул» настолько, что в постановлении появилась очевидно несуразная скорость. Например, заметно превышающая максимально возможную для вашей машины.

Верховный суд запретил штрафы за превышение средней скорости — новости в Т—Ж

Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.

Антон Дыбов

эксперт по праву

В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.

Источник:
Постановление ВС от 7.10.2019 № 36-АД19-3

От редакции

Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч, за которое пока не наказывают.

С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.

Как устроена процедура штрафов с камер

По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».

Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.

Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:

  1. За нарушения только штрафуют, причем по нижней границе «вилки». Например, штраф за превышение скорости на 41—60 км/ч — от 1000 до 1500 Р. Если это зафиксирует камера, возьмут 1000 Р.
  2. Если устройство запечатлело проступок, за который лишают прав, то вместо этого будет штраф 5000 Р.
  3. Протокол не составляют — сразу заочно оформляют постановление о назначении штрафа.
  4. Штраф выписывают собственнику — человеку, на которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы не платить, он должен отдельно доказать, что не был за рулем в момент съемки.

Как проверить и оплатить штрафы ГИБДД

Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.

Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?

Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.

Во-первых, в КоАП нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.

Во-вторых, КоАП ранжирует наказания в зависимости от величины превышения. Если водитель после фиксации его первой камерой какое-то время стоял и потом понесся с превышением на 60 км/ч, штрафовать его надо именно за это. А не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 30 км/ч.

В-третьих, на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. И получится, что его оштрафуют без вины.

В-четвертых, при вычислении средней скорости невозможно установить конкретное место проступка. А значит, нельзя и четко определить подразделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф. Что нарушает право собственника на защиту.

Избранные статьи для автомобилистов

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей

Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?

К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.

Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:

  1. Вам пришло «письмо счастья», вы его не обжаловали, через 10 дней штраф вступил в силу, но вы его так и не заплатили. Увы, долг не спишут.
  2. Все как в первом варианте, но штраф вы заплатили. Деньги не вернут.
  3. Вы получили постановление о штрафе с камеры, и с этого момента еще не прошло 10 дней. Вот тут решение ВС должно помочь — сошлитесь на него при обжаловании штрафа.

Как обжаловать штраф, в Т—Ж подробно разбирали в отдельной статье.

Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости

Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых, к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых, родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р.

Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.

А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16, а устройство № 2 — в 9:37:50, то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч, иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.

Что делать? 29.01.19

Я получил два штрафа за одно нарушение ПДД. Как их оспорить?

Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.

Штрафы за превышение скорости на 1 км/ч: слухи или... пробный шар?

Грядет возврат штрафа за превышение скорости на 20 км/ч — разбираемся, что к чему.

«Ты ведь знаешь разницу между новостью и сплетней, надеюсь? Новость сообщает тебе о том, что люди делали. А сплетня говорит, какое удовольствие они от этого получали».

Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам»

По всем СМИ прокатились сообщения о том, что столичные власти предложили вернуть штраф за превышение скорости на величину до 20 км/ч. Слухи?

Пока что — слухи. Хотя я назвал бы это пробным шаром. Когда-то такие шары запускали в воздух для испытания условий предстоящего полета. Мол, поглядим, чего получится, а затем примем решение, лететь или ну его...

Материалы по теме

Впрочем, реакция на такой шар вполне предсказуема. Средний российский водитель сегодня искренне полагает, что официально разрешенная скорость — это циферки на дорожном знаке плюс бонус в 20 км/ч. Дескать, власти поняли, что жить надо по понятиям, а не по закону, вот и дали холопам поблажку на 20 км/ч. А когда у тебя отнимают поблажку, то тебе от этого всегда плохо. И ты невольно делаешь вывод: власти, мол, совсем зажрались… Теперь поток штрафов тут же вырастет на ровном месте — если, конечно, автомобилисты вдруг не начнут избавляться от своих автомобилей. А они не начнут.

Платить штрафы всегда неприятно: в этом году пару раз сам нарывался… Однако же упомянутый бонус в 20 км/ч, который всем нам так нравится, был с самого начала введен неправильно — и вот почему.

Всякий измерительный прибор имеет погрешность — это факт. Поэтому в давние-предавние времена, когда у гаишников в СССР еще только появлялись радары, пошла волна массового недовольства. Дескать, ну как меня можно наказывать за какие-то 62 км/ч при разрешенных 60, когда я честно старался держать стрелку спидометра в нужном месте! Может быть, это ваш радар подвирает: ведь идеальных приборов нет в природе!

Тогда, насколько мне известно, было принято негласное, но мудрое решение. Радары гаишников настраивали на команду «Фас» с определенным запасом: скажем, при знаке «60» тебя тормозили, начиная с 72 км/ч. Грубо говоря, накинули по десятку процентов на погрешность обоих приборов — спидометра и радара. Но при этом никто не заявлял участникам движения про какие-то «поблажки», потому что никаких поблажек и не было. Было грамотное использование имеющейся техники и заслуженное наказание за реальное нарушение закона. И уж если тебя все-таки «тормознули», то — за дело.

Сегодня наверху кого-то из законотворцев постоянно колбасит. Вспомним хотя бы безграмотный подход к определению степени опьянения и дурацкие «нулевые промилле», отмененные совсем недавно (да и надолго ли?). Господа начальники, да не бывает в природе нулей — всегда есть некий «плюс-минус»! Но этот самый «плюс-минус» — вовсе не подачка с барского стола алкашам и гонщикам: это грамотный технический подход к определению степени виновности.

Материалы по теме

К сожалению, и упомянутый порог в 20 км/ч был преподнесен публике не под тем соусом. Это должна быть не «лицензия на убийство», как у агента 007, а простая техническая предосторожность, помогающая избежать наказания вследствие неточности измерительных приборов. И она вовсе не разрешает ездить быстрее, чем предписывает знак. Но начальники, собирающиеся завесить мегаполисы знаками «40», сами этого не понимают. И уже открыто говорят о том, что грядущие «40» — это, мол, и есть нынешние «60» с учетом нашего бонуса. А это в корне неправильно.

Короче говоря, я считаю, что если поставлена цель снизить где-то разрешенную скорость движения, то делать это следует только одним способом: вешать соответствующие дорожные знаки, а не кивать на какие-то «бонусы». Иначе получается, что мы, мол, для вида вешаем знак, но ты не обращай на него внимания. А это порождает пренебрежение к закону в целом.

Так надо ли сохранять порог превышения, ниже которого наказывать нельзя? М

Скорость в городе разрешат превышать не на 20, а только на 10 километров в час

На нештрафуемые 20 км/час (разрешенное превышение скорости) покушались уже не раз. Депутаты грозятся внести поправки в Правила дорожного движения, но пока ищут поддержки экспертов. ГИБДД от идеи открестилась, а вот Центр организации дорожного движения (ЦОДД) поддержал.

- В отличие от большинства развитых стран мира Россия до сих пор не последовала рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и не снизила скорость в черте города до 50 км/час, - рассказал «КП» руководитель ЦОДД Михаил Кизлык. - Между тем именно такая скорость гарантирует, что при столкновении пешехода и автомобиля у первого будет возможность выжить, а вероятность летального исхода составит 20% (по данным ВОЗ). А при нынешних нормах, позволяющих с учетом нештрафуемого порога превышения скорости разгоняться в городах до 80 км/час, риск летального исхода для пешехода достигает 60%. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/час, а с нештрафуемым порогом - все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить.

Речь не идет о едином скоростном режиме для всех участков улично-дорожной сети. Если параметры улицы (отсутствие наземных пешеходных переходов, наличие отбойников, ширина полос) позволяют обеспечить безопасное движение на высокой скорости, то можно и нужно ее поднимать. Например, Северо-Восточная хорда, где в прошлом году ЦОДД совместно с ГИБДД изменили скорость с 60 до 80 км/час, ведь СВХ задумывалась как скоростная магистраль исключительно для автомобилей. Другое дело - это городские улицы, где пересекаются разные участники дорожного движения. Они изначально планируются по иным стандартам и должны быть такими, чтобы водитель не мог разогнаться до опасных скоростей. Мы активно меняем улицы города: делаем островки безопасности, сужаем полосы и, конечно, устанавливаем безопасный для всех скоростной режим.

«Это повлияет только на количество штрафов»

Леонид АНТОНОВ, лидер общественного движения «Автомобилисты Москвы»:

- Даже ГИБДД эту идею не поддерживает, что уж там говорить про автомобилистов. Мы - против. Во-первых, еще год назад ЦОДД снизил скорость движения почти на всех улицах в центре. Там понатыкали сотни знаков «40 км/час». Это решило проблему аварийности? Да. Так зачем же сейчас еще и нештрафуемый порог снижать? Город проектировался для скорости автомобилей 60 км/час. Абсурдно этого не признавать. Во-вторых, у приборов есть погрешность, они допускают ошибки. Запас в 20 нештрафуемых километров защищает от этих ошибок.

Петр ШКУМАТОВ, лидер общественного движения «Синие ведерки»:

- Страховые компании установили, что водители, которые получают в среднем 5 штрафов в год, попадают в аварии гораздо реже, чем те, кто не получает штрафов вообще. Это зазеркалье, перевернутый мир, абсурд, когда люди, имеющие наказания, оказываются более аккуратными водителями, чем те, кто наказаний не имеет. Уменьшение защитного порога до 10 км/час приведет к кратному увеличению числа штрафов. Вместо 20 миллионов штрафов водители будут получать до 100 миллионов штрафов, что является абсолютным мировым рекордом.

«Тише едешь, дальше будешь»

Ольга ПРОНИНА, автомобилист с 23-летним стажем:

- Давно пора бороться с этими гонками на дорогах. Водители на автомате ко всем знакам прибавляют 20 км в час. В итоге по городу едут не 60, а 80. Нашим людям нельзя давать свободу. Снижение порога точно никому не навредит: тише едешь - дальше будешь!

Александр ХОХЛОВ, лидер общественного движения «Москва без ДТП»:

- Культура вождения такова, что большинство водителей всегда едут на 20 км быстрее, чем предписывает дорожный знак. При этом водители, которые не превышают, стали настоящими изгоями. Еду по знаку, а мне сигналят попутные машины. Это мой выбор - ехать без превышения, и другим тоже советую. Снижение порога поддерживаю, уверен, это и культуру вождения улучшит, и количество аварий сократит.


Смотрите также