8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Пожарные машины россии


Современные пожарные автомобили

Многие знают популярное выражение: «Герой-спасатель всегда рядом!». Речь идёт о тех ребятах, которые сохраняют жизнь, имущество, спасают объекты – о пожарных. Когда красные автомобили, тревожно завывая сиренами, мчатся по проспектам или трассам, это всегда вызывает некоторый шок. Ведь где-то пылает дом или здание, горит участок леса или поле, а то беда случилась с попавшим в аварию автомобилем. Не редко можно увидеть пожарную спецтехнику, предназначенную для тушения особо серьёзных пожаров, возникающих на крупных промышленных и транспортных объектах. Итак, какие новинки автотехники появились в пожарном деле? Какие модели пожарных авто наиболее распространены?

  Общая характеристика пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль – не просто техническое средство, это боевая машина, которая должна соответствовать ряду требований – иметь надёжное шасси, быть укомплектованной насосом, лестницей, цистерной и соответствующим набором средств для тушения пожара – пена, газ, вода, порошок. Поэтому инновации достаточно редко появляются в конструкции существующих автомобилей. К примеру, выпущенная в 80-х годах лестница Magirus, отличающаяся "низкой" кабиной, считается до сих пор передовым устройством в пожаротушении.

Для тушения пожаров в населённых пунктах используются несколько типов автомобилей, характеристики которых зависят от степени возникновения пожара, особенностей горящего здания, а также степени развития противопожарной системы водоснабжения. Более сложные типы автомобилей используются при тушении пожаров на промышленных объектах.

 Пожарные автомобили для тушения огня водой

Наиболее простыми моделями являются автомобили первой помощи, предназначенных для тушения небольших пожаров в населённых пунктах. Они доставляют команду, вооружение, инструменты и средства, необходимые для пожаротушения.

Автоцистерна (АЦ) доставляет к месту пожара воду и пенные средства, иногда и боевой расчёт. Классифицируют такие автомобили, как автоцистерны аварийно-спасательные, лесные и сельские. Современные пожарные автоцистерны включают в себя достаточно большой арсенал противопожарного оборудования и по праву считаются самыми востребованными и распространенными. Как правило первыми на пожар прибывают именно эти автомобили, так как имея определенный запас воды можно без задержек на поиски источников водоснабжения подать ствол первой помощи, это особенно важно ведь на пожаре дорога каждая секунда. В народе бытует мнение, что пожарные приезжают на пожар без воды - это не правда! Повышенный расход пожарных стволов способствует быстрому использованию имеющегося запаса воды автоцистерны, буквально в течении 10 минут, отсюда и рождаются различные "байки".

Автонасосы (АН) используют в местах, где развита инфраструктура водного снабжения (имеются вблизи источника пожара гидранты, водоёмы). Непосредственно после прибытия на место автонасос устанавливают на источник воды, после чего пожарная команда прокладывает рукава и производит тушение пожара. Для локализации возгорания нефтепродуктов автонасос оборудован пенобаком с увеличенным объёмом, поэтому его удобно использовать для подачи к очагу пожара воздушно-механической пены.

Пожарный насосно-рукавный автомобиль (АНР) выполняет несколько задач. Он доставляет к месту пожара личный состав, пожарно-техническое оборудование (рукава). Во время тушения пожара АНР может подавать как воду так и воздушно-механическую пену в зону возгорания. На сегодняшний день не получил широкого распространения и встречается достаточно редко. Автомобиль имеет сходство с автонасосом, поскольку производится его установка на источник водоснабжения.

 Пожарная техника для работы на высотных зданиях

Автолестница (АЛ), в современном мире многоэтажного строительства, является одной из самых незаменимых разновидностей пожарной техники. Наличие лестницы с гидравлическим или электрогидравлическим приводом позволяет поднимать личный состав на значительную высоту, спасать людей, подавать огнетушащие средства, перемещая груз при сдвинутых коленах аналогично действию подъёмного крана. На инновационных моделях установлен насос-повыситель, усиливающий мощность подачи струи.

Большей возможностью маневрирования, в сравнении с АЛ, имеют автоподъёмники. Они также осуществляют доставку боевого расчёта, огнетушащих средств на высоту, перемещают грузы, а также проводят эвакуацию людей. Недостатком моделей является отсутствие возможности непрерывной удаления людей с места пожара, но последние модели телескопических подъёмников оснащены лестницами. Всего есть три типа моделей автоподъёмников – АПК (коленчатые), АПТ (телескопические) и комбинированные АПКТ.

 Специальная техника

Пожарным спецназом назвали боевой расчёт, который выезжает на автомобилях газодымозащитной службы (АГДЗС). На этих автомобилях проводят спасательные работы в условиях повышенной задымлённости, при недостаточной видимости, в тёмное время суток. Они предназначены для удаления дыма, освещения места пожара.

Аварийно-спасательные автомобили АСА разделяются на 5 категорий: лёгкие, средние, тяжёлые, первой помощи и с краном. Они проводят аварийно-спасательные работы, а также оказывают помощь другим подразделениям.

Аэродромный автомобиль

Элитой пожарной техники является аэродромный автомобиль. Эта изумительная машина сочетает в себе лучшие характеристики вездехода и пожарного автомобиля с комбинированными свойствами. Высокая скорость, проходимость и возможность использования средств для огнетушения на ходу отличает автомобили данного класса. Они оснащены мощным двигателем и инновационной трансмиссией. Наиболее популярным является автомобиль фирмы MAN, на борту которого есть 13,5 т воды, более 800 л пенного огнетушителя в сжиженном состоянии, а «пушка», выбрасывающая средство для тушения, работает на дистанции 100 м. Устройство быстрого пуска позволяет водителю запустить стартер ещё до того, как он прыгнет в кабину. Правда, и цена такого чуда техники колеблется в пределах полумиллиона долларов.

Конкурентами этой модели являются модели Rosenbauer Panther и Ziegler Z8. Но все же наиболее приемлемыми в ценовой политике стали мощные и простые автомобили вроде Buffalo, монтаж которых осуществляется на армейском шасси MAN.

Техника для тушения пожара на технических объектах

На объектах, где производится добыча, переработка и хранение горючих веществ, для тушения пожаров применяются автомобили воздушно-пенного тушения. АВ доставляют боевой расчёт, пенообразователь и необходимое оборудование для локализации и тушения пожара. Также АВ используются в городах для тушения очень больших пожаров.

В случае возникновения пожара на предприятиях по переработке нефти, химических объектах, электростанциях обычно используются автомобили порошкового тушения АП. АП эффективно гасят огонь в результате воспламенения газов, нефтепродуктов, химических реактивов и электрического оборудования.

Как видно из этого перечня, современная техника в пожарном деле отличается разнообразием, что гарантирует максимально эффективное тушение огня. Надёжность автомобилей и разнообразие их оснащения дают возможность выбирать различные типы машин в зависимости вида вооружения и способов использования.

первые пожарные машины в России

15.07.2019

В наше время пожарным автомобилем никого не удивишь – это привычная техника, которую достаточно часто можно увидеть на улице. Тем временем, пожарные автомобильные службы существовали не всегда, потому многим будет интересно узнать, когда появились и как выглядели старинные пожарные машины.

Пожарная охрана в Царской России

Считается, что первая пожарная охрана была создана в России еще в XVI веке. В 1472 году Москва, что было нормальным явлением для любого города тех времен, в который раз пережила сильный пожар, причем спасать столицу пришлось буквально всем – в противопожарных мероприятиях участвовала и царская дружина, и лично Великий князь Иван III во ее главе. Государь, видимо, не прятался за спины подчиненных, поскольку и сам получил ожоги. Произошедшее потрясло его, и он решил, что такого впредь случаться не должно. Своим указом он всего лишь заставил соблюдать определенные меры пожарной безопасности в Москве, а вот в 1504 году здесь же появилась и первая пожарно-сторожевая охрана.

При этом о каком-либо профессионализме не могло быть и речи – службу несли обыкновенные граждане, которых призывали попеременно, по одному человеку от десяти домов. В результате они приносили не так много пользы непосредственно при тушении, зато могли обнаружить возгорание на ранних этапах и срочно поднять тревогу. В роли того, что сегодня назвали бы частями, выступали так называемые «рогатки» – особые заставы, располагавшиеся в концах главных улиц. Работали они круглосуточно.

Учитывая «профессионализм» тогдашних пожарных, их работа не слишком спасала, потому на протяжении нескольких веков основная работа по предотвращению пожаров выполнялась не столько специальными людьми, сколько указами. В разные годы упор делался на сокращение строительства из древесины, запрет топить печи и бани в летнее время, а также зажигать свечи и так далее. Во многом работа «огнищан», как тогда называли служивых, заключалась не столько в гашении пожаров, сколько в контроле за соблюдением этих предписаний.

В случае возгорания для гашения крупномасштабного пожара привлекались все доступные гражданские, а с 1550 года этим по призванию занимались еще и военные подразделения. При этом еще в XVI веке тактика борьбы с огнем сильно отличалась от современной – горящие здания по возможности просто разбирались, а соседнюю застройку могли как снести заранее, дабы остановить распространение огня, так и использовать специальные щиты для ее укрытия от огня. Такой щит для стен состоял из мокрых войлочных и брезентовых полотен, крыши же пытались защитить мокрыми кожами.

Лишь в 1804 году император Александр снял с горожан пожарную повинность, создав первую постоянную, то есть профессиональную пожарную бригаду, а вскоре начали строить каланчи для обзора города с высоты. Впрочем, первые пожарные машины в России появились намного позже, а пока профессионалы прибывали на место происшествия на конных обозах. Единственным большим плюсом было то, что к середине позапрошлого века власти уже уделяли большое внимание комплектации служивых, потому полицмейстер лично отбирал на конезаводах лучших лошадей для своих подчиненных.

Первый пожарный автомобиль на Руси

Разные источники дают разные первые пожарные автомобили в России, потому все из них заслуживают определенного рассмотрения.

Так, первая пожарная машина в России была сконструирована еще в 1863 году, но есть одно серьезное «но»: это была именно машина, а не автомобиль. Произвел ее машиностроительный завод Густава Листа, суть же парового механизма заключалась в том, что он, имея двигатель мощностью в 24 лошадиных силы, подавал воду под напором, позволяя заменить тяжелый труд по гашению пожаров водой из ведер. При этом речь все еще шла о конных экипажах, так что появившиеся в Москве сто пятьдесят лет назад пожарные депо не должны вводить в заблуждение – фактически они были конюшнями.

Если же рассматривать первый пожарный автомобиль в России, то таковым обычно называют агрегат, выпущенный в 1904 году компанией «Фрезе и К°». Мощность его двигателя была весьма скромной по нынешним меркам – всего 8 лошадиных сил, а основной функцией была доставка на место пожарной команды численностью в десять человек. Из собственно пожарного оборудования конструкция предполагала наличие двух лестниц, колонки гидранта и специального рукава в 80 саженей. Из-за того, что модель не предполагала собственного резервуара с водой, первенство именно этого автомобиля оспаривается.

Так, в Петербурге в том же 1904 году общество «Г.А. Леснер» выпустило конкурирующий автомобиль, который не имел лестниц, зато был оборудован и насосом, и цистерной, а еще позволял везти четырнадцать человек вместо десяти. Поставщиком шасси для этой модели выступила сама компания «Даймлер». Именно леснеровский автомобиль в 1908 году стал первым пожарным автомобилем для Москвы, ведь в дореволюционные времена большинство инноваций сначала испытывались в тогдашней столице – Петербурге. Стоит заметить, что к этому моменту пожарные службы уже использовали и проблесковый маячок, и прообраз сирены. Все это было придумано еще в 1890-ых годах московским обер-полицмейстером Власовским, но выглядело, по сегодняшним меркам, диковато: вместо современного маячка были пылающие керосиновые факелы, звук же издавался верховыми горнистами при помощи сигнальных рожков.

Пожарные автомобили в СССР

Из вышеописанного может сложиться впечатление, что серийное производство пожарных автомобилей было налажено еще до революции, но на самом деле описанные модели были огромной диковинкой и выпускались чуть ли не в единственном экземпляре. Срок их службы был непродолжительным из-за производства в тестовом режиме, а Первая мировая и Гражданская войны сказались на их состоянии еще негативнее, потому после революции огромная страна осталась всего-то с десятком работоспособных пожарных автомобилей.

Как итог, с начала 20-ых годов прошлого века стали появляться самодельные пожарные автомобили – благо, в те времена законодательство не было таким строгим, и позволяло народным умельцам самостоятельно клепать полезную технику. В большинстве случаев служебная машина переделывалась из старого грузовика, способного утащить на себе и экипаж, и бочку с водой. Впрочем, новые власти быстро поняли необходимость серийного выпуска таких авто, и в 1926-1932 годах в разных городах начался стабильный выпуск подобной техники.

В советской пожарной истории стоит выделить пять наиболее знаменательных автомобилей:

  • АМО-Ф-15. Этот автомобиль был универсальным – в разных модификациях он использовался и как скорая помощь, и как микроавтобус, и как пожарный автомобиль. Знаменит он хотя бы тем, что это первый советский автонасос с грузоподъемность 1,5 т и мощностью двигателя 30 кВт. Его насос подавал до 940 л воды ежеминутно, хотя сама машина, рассчитанная на экипаж из 8 человек, несла всего 350 л. Автомобиль разработал АМО на базе итальянского аналога и начал выпускать в 1924 году, но пожарная версия появилась лишь два года спустя и сначала выпускалась в Ленинграде на заводе «Промет» и в Москве на заводе №6.

  • ЗИС-11. Первое время пожарные машины фактически были переоборудованными грузовиками, и лишь в 1934 году начали производить модель на собственном шасси, которую иначе называли еще ПМЗ-1 – «пожарной машиной ЗИС». До 1941 года было выпущено более 3 тысяч экземпляров. Подача воды осуществлялась сразу через четыре ствола, за счет чего небольшой пожар можно было погасить усилиями одного экипажа, насчитывавшего вплоть до 16 человек.

  • АЦ-40(375н)Ц1А. Выпускалась в 60-ых годах прошлого века на базе шасси от ЗИЛ и была настоящим образцом «тяжелой артиллерии» – при запасе воды в 2000-2300 л воды у тогдашних коллег этот зверь возил за собой 4000 л воды и 180 л пенообразователя. Выдавая 40 л/с, этот агрегат подавал струю на расстояние до 100 м.

  • АЦ-40 (131) модель 137. Самая узнаваемая советская пожарная машина, выпускавшаяся с 1970 по 1984 годы на Прилукском заводе противопожарного оборудования. В России и многих других постсоветских странах эксплуатируется до сих пор, в крайнем случае будучи переставленной с оригинального шасси ЗИЛ-131 на зарубежные аналоги. При цистерне в 2,4 т автомобиль получился очень резвым и юрким, благодаря чему годится для любой, даже труднодоступной местности.

  • АА-60(543) мод.160. Самая новая в списке советских легенд – выпущенная в 1973 году аэродромная машина, впечатляющая за счет своих потрясающих размеров. Построенная на шасси МАЗ-543, она несла на себе 11 т воды и еще 800 л пенообразователя, а насос с подачей 60 л/с был создан специально для этого авто. В отрасли аэродромных пожарных автомобилей модели сменялись довольно часто, но эта запомнилась любителям соответствующей тематики огромной цистерной – «потомки» обычно использовали уже смесь воды и порошка, потому имели меньший объем.

Пожарные автомобили в России

В 1991 году СССР распался, и перед Россией встал вопрос о полноценном налаживании производства спецтехники на уменьшенной территории и при меньшем количестве соответствующих предприятий. Первые собственно российские модели начали появляться в 1993 году, и к сегодняшнему дню отечественные пожарные снабжаются только транспортом российского производства. Среди нынешних моделей можно выделить несколько, приобретших определенную узнаваемость в широких кругах.

  • АЦ-2,5-40. Автомобиль сконструирован на базе ЗИЛ-4334, который разрабатывался еще в советские времена, и в пожарном исполнении был призван заменить хотя бы тот же АЦ-40 (131) модель 137. Автомобиль выпускался в Москве в 1994-2013 годах в разных модификациях и имеет грузоподъемность в 3750 кг.

  • АЦ-1,0-4/400 (5301), мод. ПМ-542Д. Еще один пожарный автомобиль на базе ЗИЛ, теперь уже 5301, но выпускающийся в Торжке на заводе ОАО «Пожтехника». Это авто относится к классу легких – с собой оно несет всего 1 т воды и 90 л пенообразователя, но за счет небольшого размера имеет повышенную проходимость. В отличие от многих других современных автомобилей, ориентируется не только на собственные силы, но и на пожарные гидранты.

  • АКП-50 (6540). Как и большинство современной российской техники такого рода, производится в Торжке, но на базе не ЗИЛа, а КАМАЗ-6540. Это один из наиболее распространенных современных автоподъемников, способный поднимать люльку на высоту до 50 м, чего достаточно для достижения верхних этажей большинства современных многоэтажных зданий.

  • ААТС 5-40-200-50. Аэродромная модель, сменившая на посту легендарный АА-60(543) мод.160 и его более поздних последователей. Цистерна для воды здесь значительно скромнее – 5 т воды против 11 т у знаменитого предка, зато в конструкции также предусмотрены два стокилограммовых резервуара для порошка и трехсотлитровая емкость для пенообразователя.

  • АНР-60-800. Насосно-рукавный автомобиль на шасси ЗИЛ-433112, предназначенный для тушения огня на сравнительно небольшом расстоянии и предполагающий довольно большой по нынешним меркам экипаж из семи человек. Цистерны для воды у этой модели нет, зато присутствует пятисотлитровая емкость для пенообразователя и большой запас различных инструментов, включая огнетушители, багоры, топоры, лопаты и ломы, а также 800 метров запасных рукавов.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

История советских и российских пожарных автомобилей


Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер: он не переставая бьет в начищенную до блеска корабельную рынду... Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.


Пожарный автомобиль Леснер

В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль, оснащенный девятисильным одноцилиндровым двигателем французской фирмы «Де Дион». В автомобиле было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня машина была приобретена Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействована на тушении пожара. Как и следовало ожидать, автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей. Так началась эра «красных железных коней»: автомобиль заступил на службу в пожарную охрану.

Пионеры российской автомобильной промышленности — фирмы «Фрезе и К0». «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства. Выпускать пожарные машины было не только коммерчески выгодно, это была своего рода промо-акция: автомобильных гонок в России не устраивали, а пожарные машины — яркие, громкие и быстрые — были прекрасной «рекламой на колесах». Однако отечественные автостроители уже тогда проигрывали иностранным конкурентам в производительности и, следовательно, в себестоимости продукции. В царской России выгоднее было импортировать автомобили, нежели строить самим. Поэтому вакантные места «на службе царю и отечеству» занимали в основном машины французских и германских марок.


Руссо-Балт Д24-40

Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был кардинально изменить ситуацию. История самой первой пожарной линейки РБВЗ во многом показательна. Автомобиль «Русско-Балтийский тип Д24-40» был представлен на выставке машин в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Из столицы он отправился обратно на свою «малую родину» — в Ригу, в распоряжение Петровского добровольного пожарного общества. С началом Первой мировой войны автомобили были мобилизованы, и первую «пожарку» переоборудовали в мобильный медпункт. С красным крестом на борту она была отправлена на передовую, до которой от Риги было рукой подать. На фронте ее следы теряются. Забегая вперед, отметим, что спустя 65 лет команда следопытов-энтузиастов восстановила из оригинальных деталей той эпохи алый пожарный автомобиль Д24-40: он получил прописку в Рижском музее автомобилей.


Руссо-Балт Д24-40

Две революции и гражданская война не добавили стране новых транспортных средств. В 1918 году по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины, нехватка которых в городе ощущалась крайне остро. После переноса столицы из Петрограда в Москву тем более надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами. В результате к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади.


Пожарная линейка производства «Автопромторга» на шасси грузовика ярославского завода Я-3

В 1925 году был создан завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты.


Пожарный АМО-Ф15

В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Машины были оборудованы коловратными насосами, способными ежесекундно подавать в рукава до 20 литров воды. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на длиннобазном шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.


Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА

Специализированные пожарные автомобили назывались незатейливо — ПМЗ и ПМГ, что расшифровывалось как «пожарная машина ЗИС» и «пожарная машина ГАЗ». В зависимости от установленного на автомобиле оборудования ему присваивался порядковый индекс. Так, ПМЗ-1 и ПМГ-1 представляли собой линейки, ПМЗ-2 и ПМЗ-З — автонасосы с цистернами. Автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащи-ты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили. С началом Великой Отечественной войны именно ПМЗ и ПМГ встали на защиту советских городов.


Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63

После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны ответственности» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились и спецмашины повышенной проходимости на шасси ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, аэродромные «пожарники» на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков.


Пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-130

И все же самыми известными и массовыми стали многочисленные варианты пожарных автомобилей на базе ЗИЛ-130, которые бессменно несут свою вахту вот уже скоро полвека. Их основными производителями были Прилукский и Торжокский заводы противопожарного оборудования.

Модельный ряд пожарных автомобилей, производившихся в Советском Союзе, был столь разнообразным, что в нем нашлось место даже агитационным автобусам на шасси КАвЗ-651, предназначенным для проведения разъяснительной работы среди населения: считалось, что это повышает эффективность действий противопожарной службы в масштабе всей страны. В «корме» такого автобуса размещался раскладной киноэкран с боковыми шорами, позволявшими крутить фильмы на улице даже в светлое время суток. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.


АЦ-2 - Еще один очень популярный советский пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ 131. Вместе с небольшой цистерной сразу же устанавливается на водоисточник: от АЦ-2 прокладывается магистральный рукав для подпитки АЦ-1. При серьезных пожарах АЦ-2 сразу же может подать воду или пену из стационарного лафетного ствола, тем самым предотвратив распространение огня, и уже затем может быть установлена на водоисточник.


Автоцистерна АЦ-1 на шасси ГАЗ-33081 "Садко". Устанавливается как можно ближе к горящему объекту: от автоцистерны подают первый ствол. АЦ-1 также служит для доставки личного состава, огнетушащих средств (вода, пенообразователь, порошок), пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента.


Автолестница АЛ. Предназначена для подъема на высоту личного состава и огнетушащих средств, эвакуации людей, перемещения грузов по принципу подъемного крана (при сдвинутых коленах). Имеет в основном гидравлический или электрогидравлический привод.
#пожарный #грузовик #зил130 #зил #зил131 #амо #леснер #ссср

Необычные советские и российские пожарные машины | Екабу.ру

10 декабря 1926 года ленинградский завод "Промет" выпустил первую серию советских пожарных машин - АМО-Ф-15. К этой знаменательной дате Novate.ru подготовил обзор самых интересных и необычных пожарных машин, созданных на территории Советского Союза и России.

АМО-Ф-15

Первая советская пожарная машина АМО-Ф-15

Первый советский автонасос массового производства был построен на базе грузовика АМО-Ф-15. Именно с этой модели началась история отечественных пожарных машин. Автомобиль оснащался двигателем, мощностью 35 л.с.. Его бак вмещал около 350 литров воды, который он опустошал примерно за пол-минуты. Машины изготавливались вплоть до 1929 года. Из 308 построенных машин остались "в живых" только две.

ГАЗ-АА ПМГ-1

Пожарный автомобиль ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА

В конце 1932 года была выпущена пожарная машина ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Она оснащалась 50-сильным двигателем, позволяющим развивать скорость до 70 км/ч с полной нагрузкой. Автомобиль сразу полюбился пожарным за быстроту и плавность хода, а также гораздо более простые условия эксплуатации, по сравнению с АМО.

ЛГПО

Пожарный автомобиль с электрическим прожектором

Первый пожарный автомобиль с электрическим прожектором для тушения в темное время суток появился в 1929 году. Машина на базе ЯЗ, а позже - на базе ЗИС-8 оснащалась генератором и несколькими прожекторами, которые пожарные использовали для нахождения очагов возгорания.

ЗИЛ-157 ПМЗ-27

Послевоенные годы: пожарный ЗИЛ-157

После окончания Великой Отечественной войны, советские инженеры позаимствовали многие элементы конструкции у зарубежных машин. Модель ЗИЛ-157 отличалась крайне высокой проходимостью и удобством, благодаря двойной отапливаемой кабине для пожарного расчета. Существовало несколько модификаций машины для тушения пожаров разной сложности. Несколько моделей ПМЗ-27 и поныне находятся в полностью рабочем состоянии.

Аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ 7310

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60

Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310) был разработан в 1973 году. Машина на базе МАЗ-7310 оснащается цистерной на 11 тысяч литров воды и 800 литров порошка. Огромная база и, как следствие, грузоподъемность, позволяет оборудовать пожарный автомобиль всем необходимым оборудованием для аварийно-спасательных работ на аэродромах и местах крушения воздушных судов.

Концепт пожарного автомобиля на шасси ЗИЛ-130

Концепт пожарной автоцистерны вагонного типа

Пожарная автоцистерна вагонного типа была разработана в 80-е годы. Испытания подтвердили эффективность и надежность машины, однако дальше дело так и не продвинулось - средств на дальнейшую разработку и запуск машин в серию попросту не было.

Пожарная машина пенного тушения АТ-С

Пожарная машина на базе артиллерийского тягача (посередине)

Создание пожарной машины на базе артиллерийского тягача позволило достичь высокого уровня проходимости и грузоподъемности. Многие водители отмечали превосходное управление и высокую скорость на любой местности, однако жаловались на некоторые неудобства в техническом обслуживании.

ГПМ-54

Бронированный пожарный танк ГПМ-54

ГПМ-54 предназначен для тушения самых сложных пожаров в экстремальных условиях. Благодаря своей броне, машина способна защитить экипаж в самом центре очага, что дает ряд преимуществ перед обычными пожарными автомобилями. Такие машины зачастую используются для работы на горящих складах боеприпасов или в ветхих зданиях.

Гюрза

Уникальный пожарный комплекс «Гюрза»

Пожарный комплекс Гюрза почти не имеет аналогов в мире: помимо баков с водой и пеной, он оснащается емкостью с абразивным материалом, который, смешиваясь с водой, под высоким давлением способен буквально разрезать стены. Эта технология позволяет аккуратно разрушать здания и избавляться от обломков, чтобы быстро добраться до очага возгорания.

ПСА-Ч-20

«Двуглавый» спасательный автомобиль ПСА-Ч-20

Пожарно-спасательный автомобиль Ч-20 не оборудован инструментами для тушения, однако позволяет быстро и эффективно извлекать людей из-под завалов. Его преимущество состоит в том, что ему не надо разворачиваться - достаточно передать управление на другую кабину. Особенно полезным этот автомобиль будет при работах в узких тоннелях.

Какая российская пожарная машина лучше всех борется с пожарами?

Некоторые российские пожарные машины были когда-то настоящими боевыми танками. Однако вместо того, чтобы развязывать огонь, им приходится его тушить.

10 ФОТО

1. Первая российская пожарная машина, разработанная Петром Фрезе. Однако только один экземпляр увидел свет и появился на улицах Санкт-Петербурга в 1904 году.

 

2. Лучшей пожарной машиной дореволюционной России был Д-24/40, разработанный Руссо-Балт, ведущим автопроизводителем страны. Во время Первой мировой войны их превратили в санитарные машины и отправили на передовую.

 

3. В первые годы после революции пожарные в Советском Союзе находились в глубоком кризисе. На всю огромную страну было только десяток пожарных машин. Более того, не было заводов, производящих противопожарную технику.

 

4. Тем не менее Советское руководство приступило к решению этой проблемы, и в 1926 году появилась первая советская пожарная машина для восьми пожарных. Он был основан на первом советском грузовике АМО-Ф-15.

 

5. Потом модели, основанные на грузовиках ЯГ-4 и ЯГ-10 могли перевозить в четыре раза больше воды, чем АМО-Ф-15, а экипаж состоял всего из четырех пожарных.

 

6. В В 1934 году Советский Союз разработал свою первую оригинальную пожарную машину ЗиС-11, которая не была основана на других гражданских моделях, и была специально предназначена для ношения противопожарного оборудования. Советские пожарные обожали эту модель за сильный двигатель, обеспечивающий эффективную работу. Одна машина с экипажем из 12 человек может самостоятельно справиться со средним пожаром.

 

7. В В 1950–1960-х годах Советский Союз начал выпускать различные виды специализированной пожарной техники, например, пожарную машину аэропорта для тушения горящих самолетов или разведывательные машины для пересечения радиоактивной и сильно загрязненной территории.

 

8. Надежный АС-40 (130) -63Б, на базе ЗиЛ-130, стал самой популярной советской пожарной машиной в стране. Символ советской пожарной службы, он стал самой массовопроизводимой пожарной машиной в СССР (более 1000 экземпляров).

 

8. Надежный АС-40 (130) -63Б, на базе ЗиЛ-130, стал самой популярной советской пожарной машиной в стране. Символ советской пожарной службы, он стал самой массовопроизводимой пожарной машиной в СССР (более 1000 экземпляров).

 

10. В 1950-е годы помимо традиционных пожарных машин в России использовались специальные пожарные машины на базе боевых танков и бронетранспортеров. Одна из последних моделей этих специальных пожарных машин основана на танке Т-80. Его бронированная кабина защищает пожарных от осколков на случай, если автомобиль будет размещен на складе горящих и взрывающихся боеприпасов.

Архивы Каталог производителей - Пожарные машины (ПожМашина)

Пожарная техникаООО НПО «ПожСпецМаш»

0

О компании Научно-производственное объединение “Пожспецмаш” было основано в 2000 году и является одним из крупнейших производителей пожарной и специальной

Пожарная техникаООО «Приоритет»

0

О компании ООО «Приоритет» Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» — эффективное предприятие по производству и реализации автомобилей

Противопожарное оборудованиеСоболевский завод

0

О компании Соболевский завод — динамично развивающееся предприятие, основным направлением хозяйственной деятельности которого является разработка и производство

Противопожарное оборудование

0

О Компании «Каланча» — ведущая российско торгово-производственная компания, оборудованием которой оснащены более 15 000 предприятий России и стран

BAI — Brescia Antincendi InternationalИталия

0

BAI — одна из крупнейших Итальянских компаний, производящих весь спектр пожарных машин для борьбы с огнем и спасения людей. Ассортимент продукции

Пожарная техника

0

ЗАО «СТ-Авто» с успехом работает на российском рынке автомобильной техники уже более 15 лет. Наша компания является как производителем, так и

ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения»Противопожарное оборудование

0

ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» одно из ведущих предприятий по производству противопожарной техники и оборудования с богатой историей

СпецАвтоТехникаПожарная техника

0

О заводе Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» основан в 1998г. в крупнейшем промышленном центреуральского региона  — г. Екатеринбурге.

ООО «ЗАВОД «ПОЖСПЕЦМАШ»Пожарная техника

0

Общество с ограниченной ответственностью «Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения «ПОЖСПЕЦМАШ» является ведущим производителем

Испания

0

ITURRI Group является лидером в разработке и производстве современного аварийно-спасательного автотранспорта. ITURRI Group имеет 2 завода, один в Утрера

ООО «Завод пожарной техники «Пожавто»Пожарная техника

0

Основная сфера деятельности предприятия —  производство и продажа пожарных автомобилей и пожарной спецтехники на шасси автомобилей УРАЛ, КАМАЗ, ГАЗ

DreamcatcheR › Блог › 58. Пятьдесят оттенков красного. Пожарные автомобили на Олдтаймер-Галерее 2018.

Именно так, в шутливой форме, окрестил 27-ю по счету Олдтаймер-Галерею сам Илья Сорокин на открытии выставки. В первый же день мероприятия мне посчастливилось побывать там. Мои впечатления остались положительными. Несколько факторов повлияли на это. Во-первых, ранее я ни разу не присутствовал на ОГИС, во-вторых, в родном Санкт-Петербурге подобных ежегодных мероприятий не проводится.

Ранее я читал отчёты о прошлогодних выставках в Сокольниках и неизменно видел отзывы о стоимости билетов. У меня очень сильное недоумение на этот счёт. Как в анекдоте про ежиков – колется, но всё равно продолжаем. Кроме того, билеты на треть дешевле можно было купить на сайте мероприятия, не понимаю по каким причинам этой возможностью не воспользоваться в XXI веке.

Перейдём к самим экспонатам. Краткий обзор основных «шоу-стопперов» я уже выкладывал неделю назад, а теперь, хоть выставка уже и завершена, пройдёмся по основной теме мероприятия – пожарной технике. Напомню, что обилие красных автомобилей связано с тем, что в 2018 году отмечается столетний юбилей пожарной охраны СССР.

АЦП-20(63) 19М

Полный размер

АЦП-20(63) 19М

Пожарная автоцистерна АЦП-20(63)19М предназначалась для доставки боевого расчёта и запаса огнетушащих веществ к месту пожара. Явилась дальнейшей модернизацией пожарной автоцистерны ПМГ-19 и выпускалась серийно Варгашинским заводом противопожарного оборудования с 1963 года.
Буква «П» в обозначении автоцистерны указывает на используемое в её конструкции шасси повышенной проходимости.
Со временем от этого обозначения отказались. Автомобиль предназначался для тушения пожаров в сельской местности и на сельскохозяйственных предприятиях. Боевой расчёт пять человек. Ёмкость цистерны для воды — 950 л, бака для пенообразователя 105 л. Пожарный насос ПН-20/1 производительностью 20 л/с.
Серийный выпуск автоцистерны АЦП-20(63)19М прекращён в 1968 году в связи с освоением Варгашинским заводом противопожарного оборудования модели АЦ-30(53А)106. За пять лет выпуска завод изготовил 5710 автоцистерн этой марки. До наших дней сохранилось достаточно много таких автомобилей, отдельные экземпляры установлены как памятники, например, в Москве на улице Бориса Галушкина у фасада Академии государственной противопожарной службы МЧС.

Автонасос на шасси АМО-4

Полный размер

АМО-4, автонасос

Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литро в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался "бак первой помощи" с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клали лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, с левой — пожарная колонка.

Полный размер

АМО-4, автонасос

Полный размер

АМО-4, автонасос

International Harvester B120

Полный размер

International Harvester B120

Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.
Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году был списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.

Пожарный автонасос ПМЗ-18

Полный размер

Автонасос ПМЗ-18

Пожарный автонасос ПМЗ-18 выпускался серийно с 1955 года Прилукским заводом противопожарного оборудования. Проектные чертежи для него были разработаны Особым конструкторским бюро № 8. ПМЗ-18 был наиболее распространённым пожарным автонасосом в эпоху, предшествующую массовому поступлению на вооружение огнеборцев пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130.
Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемой «первой помощи» объёмом в 465 л.
Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 33 рукава диаметром 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.
Представленный на выставке пожарный автонасос ПМЗ-18 был обнаружен любителями отечественной техники в одном из колхозов Московской области. Летом 2007 года он был восстановлен специалистами Службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». Автонасос был восстановлен в том состоянии, в котором был получен на реставрацию, то есть с сохранением всех особенностей, внесённых в его конструкцию при поступлении в колхоз. В его кузове в дополнение к имеющемуся баку первой помощи был установлен водяной бак ёмкостью свыше 1000 л, необходимый для вывоза запаса воды на тушение пожара в сельской местности. Отсюда, учитывая суммарную ёмкость водяных баков, название восстановленного автомобиля «АЦ-2», присвоенное ему произвольно. Кроме того, напорные патрубки пожарного насоса ПН-30 из-за неправильной его сборки выведены в заднюю часть кузова (у серийного автомобиля они выводились на борта кузова).
Не смотря на эти перечисленные недостатки, автомобиль представляет собой большую историческую ценность, являясь единственным сохранившимся экземпляром пожарного автонасоса ПМЗ-18 на территории постсоветского пространства.

Пожарная автолестница АЛ-30

Полный размер

Пожарная автолестница АЛ-30

Пожарные автолестницы АЛ-30(131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1970 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю.А. Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Она является самым массовым выпускаемым промышленностью специальным пожарным автомобилем. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.
С 1970 года выпускалась модель Л21, имеющая гидравлический привод и конструкцию комплекта колен, сохранившуюся со старых моделей на шасси ЗИЛ-157. Особенностью этой конструкции были так называемые «замыкатели», разгружавшие колена лестницы в выдвинутом положении на определённой высоте. Наиболее очевидным внешним отличием этих автолестниц от последующих моделей является своеобразный «светофор» (транспорант световой указательной сигнализации), установленный на четвёртом колене автолестницы. Автолестница поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении. Выпуск модели прекращён в 1983 году в связи с необходимостью модернизации автолестницы под требования нового ГОСТа.
В 1971 году на базе Л21 была выпущена единственная автолестница АЛ-30(131) модели Л22, отличительной особенностью которой была люлька оператора, подвешенная к первому колену. Автомобиль серийно не вып

Архивы Россия - Пожарные машины (ПожМашина)

Пожарная техникаООО НПО «ПожСпецМаш»

0

О компании Научно-производственное объединение “Пожспецмаш” было основано в 2000 году и является одним из крупнейших производителей пожарной и специальной

Пожарная техникаООО «Приоритет»

0

О компании ООО «Приоритет» Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» — эффективное предприятие по производству и реализации автомобилей

Противопожарное оборудованиеСоболевский завод

0

О компании Соболевский завод — динамично развивающееся предприятие, основным направлением хозяйственной деятельности которого является разработка и производство

Противопожарное оборудование

0

О Компании «Каланча» — ведущая российско торгово-производственная компания, оборудованием которой оснащены более 15 000 предприятий России и стран

Пожарная техника

0

ЗАО «СТ-Авто» с успехом работает на российском рынке автомобильной техники уже более 15 лет. Наша компания является как производителем, так и

ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения»Противопожарное оборудование

0

ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» одно из ведущих предприятий по производству противопожарной техники и оборудования с богатой историей

СпецАвтоТехникаПожарная техника

0

О заводе Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» основан в 1998г. в крупнейшем промышленном центреуральского региона  — г. Екатеринбурге.

ООО «Завод пожарной техники «Пожавто»Пожарная техника

0

Основная сфера деятельности предприятия —  производство и продажа пожарных автомобилей и пожарной спецтехники на шасси автомобилей УРАЛ, КАМАЗ, ГАЗ

Автомобиль пожарный многофункциональный - Пожарная техника

Наименование параметра

Единица

измерения

Значение

1

2

3

1 Показатели назначения

1.1 Базовое шасси

КАМАЗ–43118-15

1.2 Тип шасси

полноприводное

1.3 Колесная формула

6х6

1.4 Тип двигателя

Дизельный с турбонаддувом

1.5 Мощность двигателя

кВт (л.с.)

191 (260)

1.6 Полная масса автомобиля, не более

кг

20750

1.7 Распределение полной массы

1.7.1 Нагрузка на колеса управляемой (передней) оси АПМ в боевой готовности, не более

кг

5550

1.7.2 Нагрузка на колеса средней и задней оси АПМ в боевой готовности, не более

кг

15200

1.7.3 Распределение нагрузки на колеса правого и левого бортов

%

50´50

1.7.4 Допускаемое отклонение распределения

нагрузки на колеса правого и левого бортов от полной массы, не более

%

(кг)

±1

(± 207,5)

1.8 Максимальная скорость, не менее

км/ч

90

1.9 Угол свеса

град

1.9.1 Передний

град

32

1.9.2 Задний

град

16

1.10 Наибольший преодолеваемый подъем,

не менее

%

28

1.11 Наименьший радиус поворота

м

11,5

1.12 Угол поперечной устойчивости, не менее

градус

30

1.13 Число мест для боевого расчета

(включая водителя)

человек

6

1.13.1 В кабине водителя

человек

3

1.13.2 В кузове

человек

3

1.14 Вместимость емкостей для воды, не менее

л

3000

1.15 Параметры насосных установок

1.15.1 Напор насоса НЦПВ- 4/400 при номинальном режиме, не менее

МПа

(кгс/см2)

4,0

(40,0)

1.15.2 Подача насоса НЦПВ- 4/400 при номинальном режиме, не менее

л/с

(л/мин)

4,0

(240)

1.15.3 Напор насоса 1.1ПТ-5/10,0-Д1-А3-М3-У2 при номинальном режиме, не менее

МПа

(кгс/см2)

10,0

(100,0)

1.15.4 Подача насоса 1.1ПТ-5/10,0-Д1-А3-М3-У2 при номинальном режиме, не менее

л/с

(л/мин)

1,38

(83,33)

1.16 Время заполнения водой емкостей из открытого водоисточника, не более

с

(минут)

600-1200

(10-20)

1.17 Параметры погружного насоса для забора воды из удаленного открытого водоисточника

1.17.1 Максимальный напор, не менее

м

27

1.17.2 Максимальная подача при напоре 10 м, не менее

л/с

(л/мин)

5,0

(300)

1.18 Минимальный уровень откачки воды из мелководного открытого водоисточника, не менее

мм

15

1.19 Марка погружного насоса

«ГНОМ 16-16»

1.20 Параметры УПТАВ

1.20.1 Максимальная мощность дизельной горелки, не менее

МВт

2,3

1.20.2 Топливо,

объем топливного бака, не менее

Марка

л

Дизельное

ГОСТ 305-82

500

1.20.3 Производительность при температуре воды 165 °С, не менее

л/с

(л/мин)

2,0

(120)

1.20.4 Напор на выходном патрубке при температуре воды 165 °С, не менее/не более

МПа

(кгс/см2)

3,0/4,0

(30/40)

1.20.5 Производительность при температуре воды не более 115 °С, не менее

л/с

(л/мин)

4,0

(240)

1.20.6 Напор на выходном патрубке при темпе-ратуре воды не более 115 °С, не менее/не более

МПа

(кгс/см2)

1,6/4,0

(16/40)

1.20.7 Производительность при температуре воды 300 ºС, не менее

л/с

(л/мин)

1,38

(83,33)

1.20.8 Давление на выходном патрубке при температуре воды 300 ºС, не менее

МПа

(кгс/см2)

10,0

(100)

1.21 Параметры электрогенератора

1.21.1 Тип генератора

серия

SJ

1.21.2 Система возбуждения

бесщеточная

1.21.3 Номинальное напряжение

В

400

1.21.4 Номинальная частота

Гц

50

1.21.5 Частота вращения

об/мин

1500

1.21.6 Номинальная мощность, не менее

кВт

100

1.21.7 Масса, не более

кг

310

1.22 Параметры осветительной мачты

1.22.1 Тип привода

Ручной механический

1.22.2 Высота выдвижения от уровня земли, не менее

м

7

1.22.3 Количество и мощность прожекторов на выдвижной мачте

штук/Вт

2/(500+500)

1.22.4 Количество выносных мачт

штук

2

1.22.5 Количество и мощность прожекторов на выносной мачте

штук/Вт

2/(500+500)

1.22.6 Количество и длина кабелей для подключения внешних потребителей

штук/м

2/50

2 Показатели надежности

2.1 Гамма-процентная (γ = 80%) наработка до отказа, не менее

час

1500

2.2 Гамма-процентный (γ = 80%) ресурс до первого капитального ремонта, не менее

час

1500

2.3 Срок службы

лет

10

3 Показатели экономного использования топлива*

3.1 Расход топлива на привод электрогенератора при работе на стационаре в номинальном режиме работы УПТАВ или при подаче электроэнергии внешним потребителям, не более

л/мин

(л/час)

0,75

(45)

3.2 Расход топлива на работу УПТАВ в номинальном режиме (расход воды 2 л/с, температура воды 165 °С, давление на выходе 3,0 МПа), не более

л/мин

(л/час)

2,25

(135)

3.3 Расход топлива на работу УПТАВ в режиме получения горячей воды (расход воды 4 л/с, температура воды 115 °С, давление на выходе 1,0 МПа), не более

л/мин

(л/час)

2

(120)

4 Эргономические показатели

4.1 Усилие на органах управления, не более

Н

(кгс)

150

(15)

4.2 Уровень звука в кабине боевого расчета при движении АПМ, не более

дБА

84

4.3 Внешний уровень звука при движении АПМ, не более

дБА

86

4.4 Температура воздуха в кабине боевого расчета, не менее

°С

15

Полный привод в пожарной охране СССР и РФ

Во всем мире пожарные машины на полноприводных шасси — малочисленная экзотика. Обычно их можно встретить лишь в удаленных от цивилизации местах. В единственной стране в мире, СССР, таких машин было много. Все без исключения массовые полноприводные грузовики примеряли на себя роль пожарных. Страны СНГ унаследовали эту традицию.

Нигде больше не увидеть огромный капотный внедорожный монстр, наподобие нашего «Урала», в центре мегаполиса. А его еще будет сопровождать пара КАМАЗов, и все – с полным приводом. Исторических причин тому несколько:

Основная – в качестве наших дорог, и в городах тоже. Часто ко многим потенциальным объектам тушения нет нормальных подъездных путей и по сей день.
Вторая – в СССР противопожарная служба относилась к силовому ведомству, МВД. Читай, это была почти армия, которой полноприводная техника роднее и ближе.
Третья — получить фонды на такие шасси силовики могли быстрее, чем на "народнохозяйственные". Автозаводы армейские заказы обязаны были всегда ставить вперед и выполнять без срывов графика.
Четвертая - нередко у конструкторов пожарной техники и вариантов выбора-то почти не было. Нужные по параметрам шасси были только полноприводными.

Так и сложилась ситуация, абсолютно привычная нам, но совершенно необычная для всего остального мира. Какие же внедорожные отечественные шасси использовала и использует сейчас пожарная охрана?

01. Как ни странно, юркий УАЗик-«буханка» в СССР использовался в основном в качестве штабного (читай - пассажирского) пожарного автомобиля. Оборудование для пожаротушения на него стали ставить уже только после распада СССР, но такие машины единичны и по сей день. А вот в качестве штабного "батончик" до сих пор популярен и есть почти везде.

02. Продукция Горьковского автозавода все годы, с начала и до сих пор обязательно примеряла красный мундир. И полноприводные модели – не исключение. Самым распространенным был ГАЗ-66, знаменитая «шишига». Типов и видов «пожарок» на ней базировалось не очень много, зато тираж был приличным. В сельской местности они активно используются до сих пор.

03. Все же каноническими пожарками были капотные модели — на шасси ГАЗ-63. Внук "шестьдесят третьего" — ГАЗ-3308 Садко выпускается до сих пор. Вот здесь вариантов надстроек с десяток постсоветских производителей наплодили больше сотни. На этой установили «body» от иконы американской пожарной техники, American la France. Ожидаем, что через некоторое время эти ГАЗоны сменит новейшее поколение Next.

Чего уж говорить про самую популярную марку для пожарной советской техники – ЗИЛ. Их, в том числе и полноприводных, всегда было большинство в пожарном строю. Начиная с ЗИС-151, затем ЗИЛ-157, и бессмертный 131-ый были в любом поселке-городке-городе СССР.

04. Весомый вклад уже после развала СССР в обеспечение пожарной охраны полноприводными ЗИЛами внес уральский сын ЗИЛа - УАМЗ (после реорганизации АМУР). Его клоны ЗИЛов были очень дешевыми, потому пожарок на шасси из Новоуральска строили много. АМУР почил в бозе раньше самого ЗИЛа, но еще долго и АМУРы и ЗИЛы, ввиду изначальной массовости, будут служить в службе спасения 01.

05. Самым большим и мощным внедорожным грузовиком советской пож-охраны был, конечно, сугубо военный МАЗ-7310. Главная его роль – дежурство на аэродромах. 99,99% этих красных монстров обеспечивали авиационную безопасность. Но были у него и другие профессии – этот, например, использовался для тушения штабелей древесины на крупном лесоскладе в Сибири.

07. Традиции тяжелых полноприводных спецМАЗов после развала СССР не были забыты. На нескольких тяжелых шасси МЗКТ построили аэродромные пожарные машины. Их, в отличие от распространенных предшественников, по пальцам пересчитать, но они существуют.

07. В СССР были единичные машины на базе капотных МАЗ-502 и лесовозов МАЗ-509. Сейчас современные полноприводные МАЗы по понятным причинам (политика госзаказов и защита рынка) редко встречаются в России. В родной для них Беларуси, понятно, иное дело. Но единичные экземпляры в РФ попадают, как этот МАЗ-5434Х3.

08. Главный современный пожарный внедорожный грузовик России — КАМАЗ. Для внедорожных используются все колесные формулы: 4х4, 6х6, 8х8. Производителей пожнадстроек для КАМАЗов - десятки, вариантов — сотни. На КАМАЗах строят даже бронированные цистерны для охраны складов боеприпасов.

09. Странно, но кроме очень редкого и сверхэкзотического, но все же серийного, пожарного автомобиля-катера ПАК-40, на «лаптежниках» КрАЗ-255 советская промышленность не выпускала других пожарных машин. Но это не беда, – их периодически КрАЗ-255 «призывали» на службу местные гарнизоны и собственными силами строили пожтехнику. Пример — этот ярославский "лаптежник"-255. Независимая Украина полноприводные пожарные КрАЗы для своего МЧС стала строить промышленным способом уже после СССР.

10. А что насчет пожарных автомобилей на шасси Брянского автозавода? Серийных не было, но единичные "на местах" строились. Вот и этот монстр создан в единственном экземпляре, на военном шасси БАЗ-6950 8х8.

11. Характерный пример российской городской пожарки – капотный, длиннющий и высокий Урал. Одно удовольствие управлять им во дворах, правда? И ведь подобные АЦ есть в каждом нашем крупном городе.

12. Следующее поколение, Урал Next, должно сменить их. Эту машину еще в 2016 году впервые представила «Чайка-Сервис». Но до массового замещения поколений еще лет десять, не меньше.

В общем, встретив в своем городе полноприводный пожарный автомобиль, знайте, что это для нас привычное зрелище, а любой иностранец сильно удивился бы.

История пожарных машин

Главная → Статьи → История


До XVII века "пожарной охраны" как таковой не было. Не существовала никакая система борьбы с огнем, люди боролись сами по себе. С увеличением городов увеличивался и ущерб, причиняемый пожарами. Назрела необходимость создания специальной службы, которая была бы ответственна за их тушение, и разрабатывание методики и техники, которые бы в совокупности эффективно помогали людям бороться с огнем. Основной задачей, стоявшей тогда перед изобретателями, была разработка устройства с механизмом подачи воды.

Вскоре появились насосы – основной атрибут пожарных подразделений по всему миру. Дальность водяной струи первых насосов не превышала 6 м, что очевидно было не вполне эффективно. Более того, такие устройства не были способны подавать воду из иных источников, кроме специальной перевозимой бочки. В связи с этим, для обслуживания одного такого механизма требовалось до 50 человек.

Для транспортировки бочек и труб, использовались повозки различной комплектации. После распространения паромобилей стали использовать пароконные повозки, на которых монтировалась большая бочка, ящик с инвентарем, а также находились места, предназначенные для пожарной команды. Повозки были усилены большими колесами и специальными рессорами. Сперва они делались полностью из дерева, а потом стали дополняться металлическими элементами, что безусловно повышало прочность и перевозимую полезную массу.

На рубеже XIX и ХХ веков в окраске стали преобладать красные цвета, которые до сих пор являются самым ярким опознавательным знаком в оформлении современных пожарных автомобилей. Первые пожарные автомобили имели как конную тягу, так и элеткротягой. Аккумуляторы могли питать электродвигатель, а при необходимости и насос. Резервуар для воды был на несколько сотен литров, имелась катушка, на которую наматывался рукав, лестница и прочий инвентарь. Также были предусмотрены места и для пожарной команды. Аккумуляторной батареи весом 600 кг, хватало энергии на перемещение на 60 км со скоростью 20 км/ч.

Первый пожарный автомобиль был назван "Паровой слон" и был сконструирован в 1859 г. и, как можно догадаться из названия, он был на паровом ходу. В России первый пожарный автомобиль появился 10 июня 1904 г. в Петербурге.

Он имел одноцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. и был предназначен для транспортировки пожарной команды из 10 человек. На машине имелись две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. Привод задний, момент силы передавался посредством цепной передачи. Скорость этого автомобиля составляла 15 км/ч. Рядом с местом командира находилась небольшая аптечка для оказания первой помощи. В тот же день, когда машина была принята пожарными, она сразу же приняла участиве в тушении пожара. Она прибыла к очагу возгорания на 12 минут быстрее, чем в среднем то же расстояние преодолевал конный обоз и тем самым доказал свою практичность.

В советское время первым пожарным автомобилем носил название «Подствольный». Появился на свет он в 1926 году. Он был оснащен насосом на 1200л/мин и его экипаж состоял из 8 пожарных

На современном этапе пожарная техника поражает воображение своим многообразием – автонасосы, автолестницы и подъемники , автоцистерны, автомобили газодымозащитной службы насосно-рукавные автомобили, автомобили специального тушения различной конструкции и компоновки. С целью удешевления производства используется модульная система компоновки, т.е на одно шасси устанавливаются различные кузовы. Одной из основных машин пожарного расчета являются автонасосы и автоцистерны. Они имеют всё необходимое для автономного тушения пожара.

Автоцистерна представляет собой резервуар с водой, бак для пенообразователя. При необходимости в дополнительном количестве воды, используется автонасос, который может подавать воду из пожарным гидрантов или различных водоемов.

В настояшее время в связи с тенденциями к урбанизации и возвышению этажности городской инфраструктуры, всё более актуальными становятся выдвижные лестницы. Существуют экземпляры лестниц, способных подняться на высоту в 110 м – для такой лестницы доступны этажи вплоть 40-го. Однако, такие уникальные лестницы единичные, в связи с этим пожарная безопасность высотных зданий является довольно сложной и проблемной задачей.

Статью прислал: gambon


Смотрите также