Ремень ГРМ – одна из деталей конструкции автомобиля, подверженная повышенному износу. Для поддержания двигателя в нормальном рабочем состоянии требуется своевременная проверка состояния и замена ремня. Несвоевременное обслуживание чревато выходом из строя других составляющих мотора. Поломка может привести к необходимости произведения дорогостоящего капремонта двигателя с заменой большого количества деталей.
Деталь отвечает за работу газораспределительной системы. Ремень объединяет в одну цепь коленчатый и распределительный валы, обеспечивая движение автомобиля. При вращении распредвала в блок цилиндров впрыскивается топливовоздушная смесь. После её сгорания образованные газы выпускаются в выводящую систему. Если оборвался ремень ГРМ, нарушается цикличность работы силового агрегата.
В большинстве случаев при такой поломке мотор попросту перестаёт функционировать. При этом показатели датчиков и диагностических систем не изменяются, но двигатель не заводится. В запущенных случаях возможно появление стука в процессе работы мотора, что свидетельствует об износе ремня. Когда он обрывается, обычно раздаётся достаточно громкий хлопок.
Устранение неисправности следует начинать с визуального осмотра детали. Если есть подозрения на разрыв, не следует пытаться повторно запустить мотор. Это может привести к деформации клапанов и другим повреждениям.
Ремень может разорваться по следующим причинам:
Если ремень оборвался, авто следует прекратить эксплуатировать до замены. Без этой детали двигатель работает неправильно или вовсе не заводится. Попытки дальнейшей эксплуатации без замены могут привести к таким последствиям:
Самая опасная ситуация – удары поршней по клапанам. При обрыве ремня движение поршней в блоке цилиндров продолжается. Если клапаны оказались опущенными для впрыска или выпуска отработанных газов, они могут «встретиться» с поршнями, что приводит к деформации и разрушению обеих деталей. Сильный удар может повредить головку, стенки цилиндра и шатуны коленчатых валов.
После ударов поршней по клапанамДля оценки степени повреждения необходимо демонтировать ГБЦ. Если клапана повреждены, их придётся обязательно менять. Однако диагностику желательно производить на СТО с применением специализированного оборудования. Невооружённым взглядом не всегда удаётся заметить дефект.
Ремонт двигателя может оказаться очень затратным. Стоимость работ и запчастей зависит от степени повреждения. Поэтому такую поломку лучше предотвратить, нежели затем устранять её последствия. Своевременное обслуживание автомобиля – ключевое условие беспроблемной эксплуатации. Каждые 60 тыс. км следует менять ремень, даже если визуально он ещё в достаточно хорошем состоянии.
Следующая профилактическая мера – проверка и регулировка силы натяжения. В процессе обслуживания нужно проверять состояние каждого ролика, помпы и других деталей, в работе которых задействован ремень ГРМ. Неравномерная натяжка и провисание – основные признаки неисправности.
Следует периодически проверять состояние сальников. При их чрезмерном износе масло начинает попадать на ремень, вследствие чего процесс его износа значительно ускоряется. На поверхности двигателя не должно быть пятен масла. Если масло капает на асфальт, это также свидетельствует о неисправности сальников.
В случае других поломок автомобиля, не рекомендуется пытаться завести его «с толкача». Это приводит к сильным рывкам и неравномерной нагрузке на ремень, из-за чего его срок службы заметно снижается. Однако даже при своевременной диагностике и правильной эксплуатации нет 100%-й гарантии, что ремень не порвётся в движении. Поэтому желательно всегда иметь хотя бы минимальный набор инструментов и запасной ремень для замены.
Многие автовладельцы наслышаны про такую неисправность двигателя, как обрыв ремня ГРМ. Эта тема является своего рода страшилкой для начинающих автовладельцев, и рождает вокруг себя много слухов, порой не соотносящихся с реальностью.
Газораспределительный механизм двигателя приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Изначально для этой цели применялись цепи, и зубчатые ремни, которые начали массово применяться около двадцати лет назад, вызывали недоверие у автовладельцев.
Несомненными преимуществами ременного привода перед цепным, является его простая конструкция, небольшая масса и малая шумность. Однако не лишен он и недостатков, главный из которых – сравнительно небольшой ресурс ремня ГРМ.
Последствия обрыва ремня ГРМ целиком зависят от конструкции силового агрегата. Чтобы представить себе, что произойдет в этот момент, нужно обратиться к механике работы двигателя внутреннего сгорания.
В работающем двигателе поршни непрерывно движутся из одной мертвой точки в другую. Во время такта впуска поршень движется вниз, и открывается впускной клапан, во время такта выпуска открывается выпускной клапан, поршень при этом движется вверх. В тот момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, все клапана должны быть закрыты.
Если происходит обрыв ремня ГРМ, распредвал перестает вращаться, и клапана останавливаются в одном положении. Коленвал при этом продолжает вращаться по инерции, и поршни устремляются навстречу открытым клапанам.
В некоторых двигателях, например, 8-клапанном ВАЗ-2111, поршни имеют специальные выточки, чтобы в случае обрыва избежать контакта с клапанами. В этом случае никаких последствий не будет, за исключением того, что добраться своим ходом до гаража или мастерской автомобиль не сможет.
Если ремень оборвался на холостых оборотах, загибаются, как правило, только несколько клапанов, если автомобиль двигался на передаче, и обороты были высокими – скорее всего, под замену пойдет весь комплект.
Мастера в автосервисах, как правило, справедливо советуют в любом случае менять весь комплект клапанов.
Чем выше обороты коленвала в момент обрыва, тем тяжелее последствия. Помимо загиба клапанов, могут лопнуть их направляющие втулки, что в свою очередь грозит ремонтом или заменой головки блока цилиндров или самого блока. Кроме этого, от удара могут разрушиться поршни.
Известны даже случаи, когда обрыв происходил на высокой скорости, и от удара загибались все клапана, головка блока получала повреждения, «несовместимые с жизнью», лопались направляющие втулки, а их осколки насквозь прошивали поршни. Ремонт таких моторов обходится чрезвычайно дорого. Согласно статистике, чаще такие повреждения получают двухвальные (DOHC) двигатели японских производителей.
Однако, в сравнении с дизелями, последствия обрыва ремня ГРМ для бензиновых моторов, довольно легкие. Из-за специфики конструкции, клапаны почти не имеют свободного хода, когда поршень находится в ВМТ. В результате обрыва разрушения принимают характер домино:
При обрыве на высоких оборотах также возможно разрушение поршней и повреждение блока цилиндров.
Наиболее распространенные причины обрыва связаны с беспечностью автовладельца. Главная среди них – несвоевременная замена изношенного ремня. Как правило, автопроизводители устанавливают интервалы между его заменами в 60 тысяч километров (реальный ресурс качественного ремня превышает интервал замены на 5-10 тысяч км). Если в первый раз его меняют на плановом ТО, то в дальнейшем автовладельцы нередко забывают об этом.
Устанавливая вместо оригинальной запчасти недорогой аналог китайского производства, следует быть готовым к тому, что он оборвется задолго до того, как «отходит» свои 60 тыс. Такая экономия грозит куда большими затратами, поэтому приобретать желательно либо штатные запчасти, либо качественные аналоги, которые подчас стоят дороже.
Кроме того, ремень приходит в негодность из-за систематического попадания грязи и масла, поэтому следует следить за состоянием защитного кожуха и обращать внимание на появление течей масла из двигателя. Инородный предмет, попавший между ремнем и шестерней, также способен привести либо к обрыву, либо к срезанию его зубьев.
Помимо этих, наиболее часто встречающихся, могут быть и другие причины обрыва ремня ГРМ, такие как заклинивание, либо самопроизвольное отпускание натяжного ролика, клин помпы, а также заклинивание распределительного или коленчатого вала. К обрыву могут привести резкие нагрузки на ремень, например, если машина часто заводится «с толкача».
Основные признаки обрыва ремня ГРМ следующие:
Установить точно, действительно ли оборвался ремень, можно лишь заглянув под капот. Скорее всего, налицо будет сам разорванный ремень и его поврежденный кожух.
Друзья, немного о неприятном событии в жизни любого двигателя с вторичного рынка, обрыв ГРМ и его последствия.
Нужно обратиться к физике и механике. Последствия обрыва напрямую зависят от конструкции двигателя. По сути, чем проще устройство двигателя, тем выше вероятность ничего не повредить при обрыве. В случае, если на двигателе в положении верхней мёртвой точки (DVN) поршень клапана в открытом положении не достаёт до днища поршня, то можно считать, что это везение – в случае обрыва придётся менять только сам ремень. Но не всегда удаётся отделаться «лёгким испугом». Сейчас современные многоклапанные двигатели направлены на повышение мощности и в них нету достаточно глубоких выборок под тарелки клапанов. В результате, в случае обрыва ремня ГРМ распределительные валы сразу же останавливаются в том положении, в котором произошёл обрыв.
Коленчатый вал же, раскрученный маховиком, ещё вращается по инерции и встречается с поршнем. Самое лучшее, что может произойти в результате – это загиб клапанов. В этом случае необходим демонтаж головки блока. Если обрыв произошёл на холостых оборотах, то скорее всего потребуется замена 3-4 клапанов, а если на передаче, то скорее всего всех.
Однако механики с опытом рекомендуют в любом случае менять полностью весь комплект. Также могут лопнуть направляющие втулки – это грозит ремонтом или заменой блока цилиндров. В редких случаях даже от удара головками клапанов разрушается поршень. Также есть случаи, когда при обрыве ремня на высокой скорости загибаются все 16 клапанов, втулки полопались и из-за сильных повреждений головки пришлось её заменить, а поршни насквозь пробиваются осколками.
Ремонт такого мотора обойдётся очень дорого. По статистике двигателей, которые склонны получать подобные повреждения при обрыве ремня, лидируют DOHC, о в основном от японских производителей (Nissan, Mazda, Toyota, Subaru и т.д.).
Но самые серьёзные последствия разрыва ремня ГРМ у дизельных двигателей. Из-за специфической конструкции, в положении верхней мёртвой точки клапаны почти не имеют ход, поэтому происходит разрушение целой цепочки деталей сразу: распределительный вал и его подшипники, толкатели и деформация шатунов. А обрыв на высокой частоте вращение двигателя грозит даже ремонтом блока цилиндров.
Причины обрыва и когда менять ремень ГРМ
Причин обрыва ГРМ существует огромное множество, но остановится лучше на самых основных:
естественный износ, или «старость» ремня, а также его изначально плохое качество
систематическое попадание грязи и масла
попадание различных инородных предметов под зубья
заклинивание помпы
самопроизвольное отпускание или заклинивание натягивающего ролика
заклинивание распределительного вала
заклинивание коленчатого вала
Профилактика обрыва ГРМ
Чтобы избежать обрыва, необходимо постоянно следить за состоянием ремня, прослушивать работу двигателя и при самом малом шуме со стороны ремня ГРМ глушить двигатель и выяснять причину шума, если необходимо – производить своевременную замену. Не нужно переезжать отведённый ресурс. Главное помнить, что лучше заменить ремень несколько раз, чем потом ремонтировать его.
Не заводские, в среднем, необходимо менять каждый 50-60 тысяч километров пробега. Исключение составляют брендовые ремни высокого качества, но всё равно не стоит слепо доверять производителю. Он должен обязательно быть равномерно натянут: не «пищать» от слишком сильного натяжения и не провисать на отдельных участках.
Многие считают, что он «приработается», но следует помнить, что это всё байки – корд имеет лимит на растяжение и рано или поздно порвётся. Если он уже несколько раз подтягивался, но он не перестают слабеть и растягиваться – лучше сразу же его поменять. Нужно обращать внимание на аварийную лампу давления масла – если она сигнализирует, что есть явные неполадки.
Также нужно следить за сальниками, чтобы они не пропускали масло – если масло попадает в ГРМ – это самое начало проблемы. Не стоит очень часто заводить автомобиль «с толкача» — он очень не любит такие рывки. Часто он рвётся на 20 – 30 тысячах пробега именно из-за того, что автомобиль заводили именно таким образом.
Главное – это помнить, что никогда не бывает гарантии, что где-нибудь в далёком пути не придётся менять ГРМ. Лучше сделать всё вовремя, а для себя понять, как менять ремень ГРМ в условиях отсутствия под рукой необходимых приспособлений и помощника. Также будет полезно иметь в машине комплект необходимых инструментов на случай непредвиденных ситуаций.
Некоторые автомобили, такие как Subaru, оснащены двигателями специальной конструкции, а это означает, что если ремень ГРМ порвался во время движения, нет повреждений внутренних частей двигателя у этих автомобилей. Другие автомобили не имеют такого рода двигателя и обрыв ремня ГРМ чреват просто огромными финансовыми вложениями в ремонт мотора, либо вообще его заменой, как «повезет».
Согласно большинству механиков, все повреждения, которые будут иметь место, происходят в момент разрыва ремня ГРМ. Попытка запустить двигатель снова не приведет к дальнейшему повреждению (так как там уже и так все что могло сломаться, оборваться и погнуться уже сделало это).
Ремень ГРМ крайне важен для синхронизации всех внутренних частей мотора. Во время обрыва вы можете услышать грохот треск и удары, а можете и ничего не услышать, зависит от конструктивных особенностей двигателя, может просто погнуть клапана, а могут произойти и глобальнейшие повреждения.
Большинство ремней ГРМ необходимо менять между 80-100К (я лично меняю на 60 000 – 65 000 километрах пробега, лучше переплачу за ремень и утяжелители – так как меняю всё в сборе, но буду спокоен за свой мотор). Стоимость такой замены разная для разных авто, к примеру, для моего Хендай Санта Фе это стоит 150-200$ – это работа плюс детали. Сами части, возможно, стоят 50-80 долларов, но сделать это самостоятельно можно, только если вы знаете, что делаете у вас есть полное понимание процесса опыт и необходимый инструмент, так как ошибка при установке ремня ГРМ может вам обойтись ценою в замену двигателя.
Когда ГРМ оборвало, это может быть мучительным событием, в зависимости от того, когда это происходит и что происходит вокруг. Когда мой ГРМ сломался, находясь на шоссе со скоростью 60 миль в час, это была просто мгновенная потеря мощности, но без предупреждений, без шума, без сигнальных ламп на приборной панели. Это было в 2006 году на VW TDI.
Я потерял тягу на подъеме в крутую гору, Я старался не паниковать, когда начал с трехрядного движения плавно перестраиваться в крайне левую сторону чтоб остановиться – учитывайте что это все было на крутом подъёме и я шел в правом ряду в трехрядном движении, авто при обрыве ремня скорость теряло практически мгновенно, так что два раза чуть меня не стукнули сзади и несколько раз избежал столкновений при перестройке в правый ряд.
Так как ударов и звуков разрушения двигателя не было или я просто не услышал из за плотного потока движения, я подумал, что перестал качать топливный насос, тот что находится в баке.
Закончилось всё это вызовом эвакуатора и перевозкой авто на станцию тех обслуживания автомобиле к мастерам, у которых я всегда обслуживал и обслуживаю свой автомобиль. Кстати эвакуатор удовольствие очень дорогое, в среднем 100км перевозки авто = 100$, но цена зависит очень сильно от того в какой стране и регионе вы поломались.
В моем случае часть ремня за 40 долларов сломалась, оставила меня в затруднительном положении, вызвала цепную реакцию проблем и обойдется мне как минимум в 2000 долларов за устранения повреждений в двигателе, это сказали предварительно при условии, что, если только погнуло клапана. Если ущерб будет более серьезным, мы говорим о восстановленном двигателе: около 3500 долларов с учетом работы.
Хуже всего то, что здесь нет ни предупреждения, ни звука. Единственное руководство – ваш пробег с момента последней замены ремня ГРМ, поэтому советую очень пристально следить за своим пробегом и вовремя менять все расходники автомобиля как написано в инструкции к нему от завода производителя, поверьте вы не умнее разработчиков и наэкономите если выкатывает больше на расходниках чем это положено, последствия такого риска могут быть очень печально и по финансовым затратам в сотню раз превысит расходы чем стоимость своевременно замененных комплектующих автомобиля.
Если вас интересует что конкретно что происходит при обрыве ремня грм то ниже расположен далеко не полный список к чему это обычно приводит
Некоторые ремни на самом деле могут идти до 110 000км, другие выходят из строя при 25 000км.
Потому теперь максимум до замены ремня я проезжаю 65 000км, напишите было ли что-то подобное у вас и на каком пробеге вы производите замену ремней газораспределительного механизма на вашей машине.
А вот посмотрите этот ролик если все же надумали менять ремень самостоятельно, чтоб оценить сложность и технологичность работы
Почему гнет клапана при обрыве ГРМ?
Известно, что работа клапанного механизма происходит следующим образом: в момент достижения поршнем верхней мертвой точки происходит закрытие обоих клапанов в камере сгорания – в ней создается определенное давление. Обрыв ремня приводит к тому, что клапана не успевают своевременно закрыться перед приходом поршня. Таким образом, возникает их встреча – столкновение, которое непосредственно приводит к тому, что клапан гнется. Ранее, для того, чтобы предотвратить подобную проблему, на старых двигателях производились специальные проточки под клапана. На двигателях нового поколения также встречаются похожие выемки, но предназначаются они лишь для того, чтобы избежать в процессе работы двигателя деформации клапанов и при возникновении обрыва ремня они абсолютно не спасают.
С физической точки зрения с момент обрыва ремня ГРМ происходит моментальная остановка распредвалов, под действием возвратных пружин, которые тормозят его кулачки. Коленвал в этот момент инерционно продолжает вращательное движение (не зависимо от того, была включена передача или же нет, низкие были обороты или же высокие, маховик продолжает его крутить). То есть поршни продолжают работать, а это означает – бить по открытым на данный момент клапанам. Довольно редко, но случается, когда клапана повреждают и сам поршень.
Причины обрыва ремня ГРМ:
изнашивание ремня как такового или же его низкое качество (шестерни валов имеют острые края или попадание масла из сальников).
клинит коленвал.
клинит помпа (самое распространенное явление).
клинят несколько или один распредвал (например, из-за прихода в негодность одного из них – однако, тут последствия немного иные).
откручивается натягивающий ролик или клинят ролики.
обрыв ремня ГРМ гнет клапана при обрыве ГРМ
Современные двигатели, к сожалению, на фоне большей, в сравнении с их предшественниками, мощности имеют намного меньшую живучесть. Если рассматривать причину, опираясь на клапана, данная проблема возникает вследствие малого расстояния между ними и поршнем. То есть, если в момент прихода поршня клапан приоткрыт, то моментально происходит его загиб.
Как узнать гнет ли клапана?
В этом вопросе вам не поможет ни визуальный осмотр, ни цифры, приведенныеы таблицах. Даже если у вас в руках есть информация от производителя о повреждениях в случае обрыва ремня, не известно, насколько она является достоверной.
При желании проверить наличие вероятности загиба поршнем клапанов при обрыве ремня ГРМ необходимо снять ремень, выставить первый поршень в ВМТ, провернуть на 720 градусов распредвал.
Если все прошло хорошо и он не уперся, можно продолжать проверку – переходить на второй поршень. Если и тут все нормально, то возможный обрыв ремня не приведет к негативным последствиям для двигателя вашего автомобиля.
Во избежание данной проблемы (загиб клапанов при обрыве) необходимо постоянно держать под контролем состояние и натяжение ремня ГРМ. При появлении малейшего незнакомого шума при работе, сразу же необходимо стараться выяснить причину его возникновения, необходимо наблюдать за состоянием роликов и помпы.
Автор Автомеханик На чтение 6 мин. Опубликовано
Ремень газораспределительного механизма предназначен для передачи крутящего момента от коленвала к распределительному валу, многие современные автомобильные двигатели оснащаются двумя распредвалами. Установка валов требует точности: если будут нарушены фазы газораспределения, мотор перестанет нормально работать, а в некоторых случаях совсем не запустится, к тому могут выйти из строя различные детали ДВС. Поэтому допускать, чтобы порвался ремень ГРМ, нельзя, особенно это касается 16-клапанных двигателей (DOHS). Замену деталей системы газораспределения необходимо проводить в установленные заводом-изготовителем сроки, нарушать регламент здесь недопустимо.
Все детали в автомобиле имеют свой определенный ресурс, и даже если они очень качественные, рано или поздно изнашиваются и подлежат замене. То же самое можно сказать и о частях ГРМ, а так как нарушения в газораспределении чревато крупными неприятностями, следует регулярно проводить диагностику и обслуживание:
Бензиновые двигатели с ременной передачей в газораспределительном механизме имеют различную конструкцию, у каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Хотя 8-клапанные моторы менее совершенны, зато при возникновении проблем в ГРМ они страдают не так серьезно, как движки, у которых 16 клапанов.
Если на ходу порвался ремень на 8-клапанном двигателе (SOHC), автомобиль становится обездвиженным, приходится производить замену ремешка и роликов. Неприятно, но получается не так накладно, как на моторах DOHS, где при ударе клапанов о поршни выходят из строя многие детали. Хотя следует заметить, что и на некоторых моделях SOHC клапана «встречаются» с поршнями, в этом случае ремонт ДВС становится накладным.
Для каждой модели автомобиля заводом-изготовителем устанавливается свой регламент, например, на таких машинах, как ВАЗ-2112 или 2110 рекомендуется производить замену ремня ГРМ после 45-60 тыс. км пробега. Но здесь многое зависит от качества запчастей, известны случаи, когда ремень на Ладе Приоре рвался даже после пяти тысяч километров пробега, нередко ремешок «умирает» после 30000 км пройденного пути.
Последствия обрыва бывают очень нерадостными, особенно, если машина двигалась на большой скорости. В стандартной ситуации при нарушении фаз газораспределения на моторе DOHS:
В самых худших вариантах происходит обрыв тарелок клапанов, куски металла разлетаются по всем цилиндрам, страдают седла головки блока. Здесь уже приходится растачивать блок, менять ГБЦ, по сути, проводить полный капремонт.
На автомобилях Дэу Нексия устанавливаются как 8-ми, так и 16-клапанные двигатели, на моторах A15SMS (8-кл.) и G15MF более раннего выпуска загиба клапанов не происходит ни при каких обстоятельствах, поэтому владельцы этих машин могут быть спокойны. За состоянием ремня ГРМ ДВС F16D3 (16-кл.), а также двигателя A15MF нужно следить пристально, на этих движках клапана сталкиваются с поршнями, о последствиях такой «неприятности» уже сказано выше.
На таких популярных автомобилях Рено, как Логан, в основном устанавливаются бензиновые моторы 1,4 и 1,6 L, это модели:
К сожалению, при нарушении фаз ГРМ клапана задевают по поршням на всех ДВС, французские разработчики не предусмотрели специальных выемок на днищах поршней. Замену ремня газораспределительного механизма Renault Logan рекомендуется производить через каждые 60 тыс. км пробега, чтобы избежать возможных неприятностей, не стоит дожидаться указанного срока, лучше выполнить работу немного раньше, допустим, после прохождения 50 т. км. При диагностике нужно обращать внимание не только на ремень, но и на натяжной ролик, нередко он является причиной поломки. Если ролик заклинит, ремешок моментально нагреется и от высокой температуры лопнет.
Переднеприводные машины ВАЗ выпускаются с 1985 года, первой моделью стала ВАЗ-2108. На автомобилях сначала устанавливались восьмиклапанные движки 1,1 и 1,3 L, и хотя днища поршней не были ровными, обрыв ремня ГРМ не сулил ничего хорошего, загиб клапанов происходил неизбежно. Позднее «восьмерки» и «девятки» получили полуторалитровый ДВС ВАЗ-21083, здесь за газораспределительный механизм автовладельцы могли быть спокойны: если обрывался ремень, производилась лишь замена его и натяжного ролика, и машина опять могла эксплуатироваться.
Также не доставляет больших проблем обрыв ремня на моторах SOHC ВАЗ-11183, что нельзя сказать про более усовершенствованную версию 87-сильного ДВС 11186.
Первые двигатели DOHC производства АвтоВАЗ появились в 2001 году, полуторалитровый движок получил распределенный впрыск топлива. Хотя мотор выгодно отличался от всех предшественников высокими динамическими характеристиками и повышенной мощностью, у него был один очень большой недостаток – загиб клапанов при обрыве ремня газораспределительного механизма. Позже (в 2004 году) конструкторы исправили этот недочет, на следующей модели ДВС 21124 1,6 L в поршнях уже были проточки, позволяющие клапанам не задевать поршни.
Движок 21126, явившийся следующей разработкой «16-клапанников», словно «забыл» все заслуги предшественника, он снова стал «опасным». Есть непроверенные сведения, что с 2013 года модель была усовершенствована, но вряд ли стоит дожидаться «встречи» клапанов с поршнями, чтобы проверить эту информацию. Еще можно не бояться за двигатель 1,8 L 21128, на всех остальных моторах DOHC вазовского производства не стоит доводить ремень ГРМ и ролики до критического состояния – это может запросто закончится крупным ремонтом.
Чтобы с движком проблем было меньше, следует своевременно проводить техобслуживание, с необходимой периодичностью производить замену деталей ГРМ. Хотя даже бережное отношение и уход за автомобилем Лада не гарантирует, что обрыва ремня не произойдет – качество запчастей ВАЗ пока еще не на высоком уровне. Есть несколько способов, которые позволяют избежать загибания клапанов:
Второй способ из перечисленных вряд ли целесообразен, так как после добавления прокладки мотор будет дефорсирован, упадет мощность. Старые поршни растачивать – дело сомнительное, сколько они еще прослужат, неизвестно, да и от токаря требуются очень высокая квалификация. Самый лучший вариант – установить новые «безвтыковые» поршни, и лучше, если эта операция будет проведена во время капитального ремонта.
В списке достоинств можно перечислить уменьшенный шум, масса и довольно простая конструкция. Среди недостатков необходимо отметить только один, главный небольшой срок службы. ГРМ ремни изнашиваются и обрываются, и вам только остается их менять. Кроме того может происходить стесывание зубчиков.
Последствия обрыва ремня ГРМ?
Они во многом определяются типом установленного двигателя, чем он проще, тем лучше. Если на автомобиле установлен 16-ти клапанный агрегат, и оборвался ГРМ ремень, есть только два варианта. Если разрыв ремня произошел при включенной передаче, вам придется менять все головки (они загибаются когда рвется ГРМ). Если обрыв ремня произошел на холостых оборотах, придется произвести замену только двух или четырех головок.
Причины обрыва ГРМ ремня
Из-за чего же загибаются клапаны? Для этого надо рассмотреть обрыв ремня подробнее. В момент, когда ремень рвется сразу же мгновенно останавливается распредвал, в положении, котором он располагался когда произошел обрыв ремня. Затем начинает действовать коленвал. Им продожается движение передаваемое от маховика, и здесь встречается поршень с клапанами. Это приводит к загибу головок. К сожалению редко обходиться одним лишь загибом головок, могут еще лопнуть направляющие втулки.
Мы выяснили как происходит обрыв ремня и к каким последствиям это приводит, теперь надо узнать причину приводящую к обрыву ремня? Самая основная причина обрыва ремня это его износ. Кроме того причиной обрыва может служить попадание под зубчики ремня грязи, масла и прочего.
Как не допустить обрыва ремня?
Во-первых, надо постоянно контролировать состояние ремня, если имеются даже малейшие шумы, надо сразу же осмотреть ремень. Кроме того нельзя допускать провисания ремня, надо следить за сальниками и избегать запуска автомобиля с толчка.
Даже при соблюдении всех советов, нельзя застраховаться от обрыва ремня, поэтому перед тем как отправляться в дорогу, надо обязательно положить запасной ремень, которые не займет много места.
Каждый автовладелец, который хорошо осведомлён в устройстве своего транспортного средства, знает о назначении ремня ГРМ и о том, где он располагается и что случится, если произойдёт его обрыв. Бытует такое мнение, что оборванный ремень газораспределительного механизма на обычных восьмиклапанных двигателях не грозит ничем, кроме его замены либо замены цепи ГРМ, а в шестнадцатиклапанниках практически в любом из случаев нужен будет неизбежный ремонт.
Ещё приблизительно лет двадцать назад в двигателях внутреннего сгорания применялся, в основном, цепной привод механизма газораспределения либо зубчатый ремень, который встречался лишь на некоторых моделях и вызывал скептические эмоции в головах потенциальных покупателей. Но спустя несколько лет, он укоренился как постоянный атрибут каждого автомобиля, что выходил с конвейера. Ременной привод менее шумный, имеет небольшую массу и достаточно простую конструкцию. Но всё же он обладает основным недостатком – низкой долговечностью. Ремни газораспределительного механизма рвутся достаточно часто.
Также ещё одним достаточно неприятным моментом является свист, возникающий при длительной эксплуатации, а также сползание ремня ГРМ. В свою очередь, цепь служит гораздо дольше в отличие от зубчатого ремня, срок службы которого, как правило, не превышает 50-60 тысяч километров пробега, а его натяжка очень часто приводит к тому, что его зубцы слизываются или перекашиваются, вследствие чего мотор работает нестабильно либо не заводится вовсе, что ведёт к неизбежному обрыву. Но что же происходит во время обрыва ремня ГРМ?
Давайте обратимся к механике и физике. Последствия обрыва ремня ГРМ зависят напрямую от конструктивных особенностей автомобиля. Значит, чем проще устройство силового агрегата, тем больше возрастает вероятность того, что при обрыве ничего не повредится. Если, в случае нахождения двигателя в верхней мёртвой точке (DVN), поршневой клапан в открытом положении не в состоянии достать до днища, то можно считать, что Вам повезло и, в случае обрыва ремня ГРМ, придётся менять только его. Но мелочами отделаться получится не всегда.
В нынешнее время многоклапанные двигатели производятся с направлением в сторону повышения мощности, и они лишены достаточно глубоких выборок под тарелки клапанов. В результате, если ремень газораспределительного механизма обрывается, распределительные валы сразу же прекращают своё вращение и замирают в том положении, в котором и произошёл обрыв.
Раскрученный маховиком коленчатый вал продолжает вращаться по инерции и встречается с поршнем. Лучшее, что может произойти в результате этого, – загиб клапанов. В данном случае, проводится демонтаж головки блока цилиндров. Если ремень оборвался на холостых оборотах, то, вероятно, нужно будет заменить три-четыре клапана, если же на передаче, тогда, скорее всего, все.
Опытные же механики рекомендуют менять весь комплект клапанов полностью. Могут лопнуть также и направляющие втулки, а это грозит срочным ремонтом либо заменой всего блока цилиндров. В достаточно редких случаях может произойти разрушение поршня даже от удара о него головок клапанов. Бывают порой случаи, когда ремень обрывается на высокой скорости, и в результате этого загибаются все шестнадцать клапанов, лопаются втулки, а из-за сильных повреждений придётся заменить головки, а поршни пробиваются осколками.
Ремонт таких повреждений двигателя выльется Вам крайне дорого. По статистике двигателей, которые склонны получать подобные повреждения при обрыве ремня, лидируют DOHC, в основном от японских производителей (Nissan, Mazda, Toyota, Subaru и т.д.).
Но наиболее серьёзные последствия обрыва ремня механизма газораспределения именно у дизельных двигателей. Их специфическая конструкция влияет на то, что в положении верхней мёртвой точки клапаны почти не имеют ход, поэтому происходит разрушение целой цепочки деталей сразу: распределительный вал и его подшипники, толкатели и деформация шатунов. А обрыв ремня на высокой частоте вращения двигателя грозит даже ремонтом блока цилиндров.
Причин, по которым происходит обрыв ремня ГРМ, существует очень много, но лучше рассмотреть самые основные:
- естественный износ ремня, либо его «старость», а также его изначально низкое качество;
- постоянное попадание грязи и масла;
- попадание под зубья различных инородных предметов;
- заклинивание помпы;
- самопроизвольное отпускание либо заклинивание ролика натяжения;
- заклинивание распредвала;
- заклинивание коленвала.
Во избежание обрыва ремня ГРМ, нужно постоянно следить за ним, прослушивать работу силового агрегата, а при возникновении малейшего шума со стороны ремня механизма газораспределения, следует глушить двигатель и выяснять причину шума, и если нужно, производить немедленную его замену. Не стоит переходить за отведённый производителем ресурс. Главное помнить одно: лучше произвести замену ремня ГРМ несколько раз, чем потом ремонтировать весь двигатель.
Ремни требуют замены, как правило, каждые 60 тысяч километров пробега. Исключением являются только высококачественные брендовые ремни, но всё же не стоит слепо доверяться производителям. Ремень ГРМ обязательно должен быть натянут равномерно, чтобы не пищать от сильного натяжения и не провисать на отдельных участках.
Кто-то считает, что он со временем приработается, но помните, что всё это сказки. У ремня присутствует свой лимит на растяжение и, рано или поздно, он всё равно порвётся. Если Вы уже несколько раз подтягивали ремень ГРМ, а он не перестаёт слабеть и растягиваться, следовательно, лучше сразу произвести его замену. Обращайте внимание на аварийную лампу давления масла. В том случае, если она начинает сигнализировать, значит имеются явные неполадки.
Также следует наблюдать за сальниками, чтобы они не пропускали масло. Если же масло начало попадать в ГРМ – это ознаменование начала проблемы. Частый запуск автомобиля «с толкача» также пагубно влияет на ремень ГРМ, ведь он очень не любит такие рывки. По этой самой причине, он обрывается, не отработав еще свой лимит даже наполовину.
Главное – помните об одном: никто Вам не предоставит гарантии того, что где-то далеко-далеко не придётся производить замену ремня ГРМ. Лучше сделать всё своевременно и набраться всех необходимых знаний по смене ремня ГРМ в отсутствие специальных приспособлений и помощника. Очень полезным будет наличие в Вашем автомобиле комплекта необходимого инструментария на случай форс-мажорных ситуаций.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Сегодня проснулся, как никогда выспался и надо было ехать в г.Брянск по работе, забирать заказ на металлопрофиль. Ну вот выехал из дома поехал по быстрее думаю за 40 минут доеду(мне тут до брянска 67км), ладно лечу так 130-140, и перед выездом на киевское шоссе вспоминаю что я забыл деньги дома, думаю "бля, вертача-неудача", ну ладно что делать, лечу снова домой хватаю деньги и снова еду на брянск. Ладно еду так как обычно 120 и тут меня обгоняют солярис и мондео, ну я как то пристроился за ними и шел как на привязи. Потом мне надоело ехать за ними и начал я обгонять их, вот форда обогнал и стал в ряд, потом выхожу на обгон соляриса, а он гад упирается, я еще газу и он жмет, ну я воткнул 4передачу 160 и все таки я его обощел еле-еле. Ну вот доехали к повороту на киевское шоссе я первый повернул и начал разгоняться, смотрю тот же солярис стал на полосу тормежения и хотел меня обогнать(хотел наверно доказать что солярис едет), ну я собственно давлю тапок все передачи отсечки, хендай все сзади и все пытается догнать, ну дошли мы с ним до скорости 170 и он начал медленно отставать ну я думаю всё, хорош гоняться и прям в один момент у меня пропала тяга двигателя, я на газ а машина ноль эмоций, стрелки все замерли в одном положении, а потом двигатель заглох и я начал оттормаживаться и встал в карман. После еще пол часа искал связь( бегал по киевке как хрен знает кто), после дозвонился бате и у меня сел телефон. После батя на шкоде приехал, машину я на киевке кинул, успел я в брянск, а на обратном пути на веревку и домой ее дотянули. Батя сказал что когда тянул меня и не почувствовал что я на буксире. По трассе еще купил себе ремень. Купил какой то Contibelt написанно германия., а до этого стоял Bosh., у меня он прошел тысячи 3км. Люди не покупайте ремни Бош. У меня у другана на десятке 16клапанной 2 раза Bosh рвался, у него вот после 5тыс.км. и многие говорят что эти ремни подделки.
вот что стало с ремнем после 3тыс.км пробега…
Цена вопроса: 350 ₽ Пробег: 83 458 км