8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Подключение вентилятора охлаждения через реле и датчик


Лада 2108 "Разведчица 086 СССР" › Бортжурнал › Подключение реле вентилятора охлаждения после установки радиатора с вентилятором.

Всем пятничный привет, сегодня аж пятница 13 Ноября 2015. Вот в этот день давайте и расскажем об установке радиатора охлаждения с вентилятором, но больше всего поговорим о подключении выносного 4х контактного реле, так как прошлым хозяином родной монтажный блок (чя) 17.3722 (1988-1998) был заменен на 2114-3722010-18 (с 1998). Для начало были установлены предварительно отмытые резинки рамки радиатора где проходит основная проводка. И поставлены назад 2 больших нижних резинки с клеймом 89г (в новом комплекте идут 2 маленьких).

Втулка и защитная резинка с левой стороны

Втулка и защитная резинка с правой стороны

После этого устанавливаем радиатор с прикрученным вентилятором. Подготавливаем еще одну большую резинку и крепежную пластину. С первого раза поставить не получилось, в итоге радиатор встал на место после ослабления крепежа рамки вентилятора, в таком положении был затянута крепежная пластина, а после рамка вентилятора к радиатору.

Верхняя резнка

Закрепили

Вот он родной на месте.

Установлен целый радиатор охлаждения

А вот теперь предстоит разобраться, что же сделано с проводкой. Ужасная реализация подключения реле вентилятора. Все давно придумано и можно собрать аккуратно, но изолента это же быстро она творит чудеса. Давайте сделаем все по нашим семейным традициям. 4х контактное реле и колодка были куплены еще при замене ремня грм. Для начало заменим клеммы на 2х контактной фишки подключаемой к вентилятору охлаждения. Предварительно прозваниваем провода удостовериться, что они целые. Померив, что проводов для подключения хватает, отрезаем то, что было варварски испорчено и ставим новые клеммы (мама 6,3).

Новые клеммы

Теперь предстоит сделать новую схему подключения выносного реле, в этом помогал 4epenallika. Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков (чя) родного который должен быть на авто 17.3722 (1988-1998) и его заменителя 2114-3722010-18 (с 1998). На бумаге схематично уже накидали схему по которой будет реализовано подключение.

Работаем

По нашей схеме, мы использовали стандартное подключение, не чего не придумывали, в монтажном блоке 2114-3722010-18 (с 1998) пользовались стандартными колодками подключения. Для лучшей наглядности потратил время и изобразил понятную схему подключения выносного 4х контактного реле.

Иллюстрированная схема подключения

А теперь постараюсь расписать более подробно или запутать. Выносное реле будет установлено на одну из шпилек крепления комутатора, чтобы провода подключения были не такие длинные. Начнем с провода подключения вентилятора Ш5-5, вытаскиваем его из колодки (разъем на нем мама 6,3, а на реле папа 6,3 переделывать не надо) и выводим в моторный отсек проверяя на сколько хватит длины. Провод будет присоединен к выводу 87 на реле. В колодку Ш5-5 по месту делаем новый провод, обжимая с двух сторон мамы 6,3 и выводим его туда же, он будет подключен к выводу 30 на реле. Колодку Ш5 подключаем обратно в монтажный блок, который имеет обозначение Х5 (2114-3722010-18). В этой цепи Ш5-5 – Х5 присутствует стандартный предохранитель F5 — 20А (старое обозначение для блока 8 — 16А), который отвечает за электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты).

Подключения Ш5-5

Провод от датчика включения вентилятора Ш6-9 (бело-черный) вытаскиваем из колодки так как в монтажном блоке 2114-3722010-18 вообще отсутствует контакт для подключения. В колодке применены маленькие разъемы (мама 2,8) поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький (папа 2,8) на другом (мама 6,3) используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам. Этот провод будет подключен к выводу 86 на реле. Колодку Ш6 подключаем обратно в монтажный блок который имеет обозначение Х6 (2114-3722010-18).

Подключения Ш6-9

По стандартной схеме ЧЯ 17.3722 находим, что контакт реле 85 запитан от предохранителя 4 – 16А через замок зажигания. В новом ЧЯ 2114-3722010-18 имеется тот же предохранитель F7 – 30А от замка зажигания. Который отвечает за реле обмотки включения электровентилятора системы охлаждения. В колодке Ш7 имеется провод Ш7-2 моторедуктора фар в моем комплектации провод отсутствует поэтому новым проводом на одном конце маленькая мама 2,8 а на другом мама 6,3 подключаемся к колодке Ш7-2, а другим к выводу 85 на реле. Если у вас имеются моторедукторы фар и провод, то просто подключаемся к нему.

Новый провод в Ш7-2

Ш7-2

Вот такие дополнительные провода получились для подключения выносного реле, с применением разъемов и колодок подключения.

Вот такие провода понадобились

4 провода для подключения выносного реле. Выведены возле пластиковой заглушки закрывающая все провода. В специальную колодку для реле вставляем провода в соответствии со схемой. На провода решил одеть изоляцию. Колодку подключаем к реле, которое закреплено на шпильке коммутатора.

4 провода выведены для подключения реле вентилятора

Реле закреплено, колодка подключена

Установ

Лада 2101 ☭ La Bella › Бортжурнал › Радиатор 2106 с электро вентилятором (Часть 2, подключение)

После установки нового радиатора с электровентилятором нужно было его подключить.

Теперь же поговорим о том, как подключить все это хозяйство к электросети нашего автомобиля.

Была выбрана самая правильная (на взгляд автора) схема подключения электрического вентилятора охлаждения двигателя, через реле, предохранитель, а так же, в качестве приятного дополнения, в салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот "тюнинг" не является обязательным, но будет очень приятным дополнением.

И так — поехали! Ниже приведена схема соединений:

Вроде всё понятно. Сразу скажем, что на контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2.5мм. Это очень важно! Иначе тонкий провод не выдержит и просто сгорит.

Вот так я разместил у себя реле, на правой стойке под капотом, по ближе к аккумулятору:

Вот фото установленного в радиатор датчика:

Общий вид:

Расстояние от двигателя, нельзя что бы было впритык. А то при резком торможении вентилятор войдёт в радиатор =)

Кнопка в торпеде, справа, по началу я использовал стандартную клавишу от печки


В дальнейшем заменил её на тумблер с модным колпачком, когда закрыт — работает автоматом, от датчика. ( тумблер с зелёным колпачком, 3 позиционный, продаётся как тумблер печки вроде )

Вроде всё. радуемся электрическому вентилятору. После установки надо всё протестировать, прогреть машину, включить подсос, посмотреть вовремя ли включается вентилятор и так далее.

А теперь еще несколько замечаний и дополнений от соклубников:
1) Советую обратить внимание — придётся заменить 3 болта на помпе (насосе охлаждающей жидкости). Которыми крепилась старая крыльчатка. Старые очень длинные и могут задевать о кожух вентилятора, если поставить покороче, то всё будет ок.
Я их просто укоротил болгаркой — два года — полет нормальный (прим. ред.)
2) В общем про предохранители — по хорошему надо защищать все плюсовые цепи, но тянуть к блоку предохранителей провода не обязательно — в продаже имеются надежные "предохранительные" колодки, скрепляющиеся между собой.
3) Так же вот полезная ссылка по поводу электрических подключений, там есть схемы посложнее с разноцветной индикацией, а так же еще немного полезной информации, которая не помешает.

Позже я перенёс предохранитель в колодку под капот, да бы убрать чутка проводов и освободить место в блоке предохранителей.

постоянный адрес статьи www.vaz2101.spb.ru/articl…ventilyatorom_p2_connect/
автор — я =)

Audi 80 2.0 моно › Бортжурнал › Установка и подключение датчика включения вентилятора, после остановки двигателя.

Полный размер

Комплект для установки реле 272 и термодатчика.

Всем привет. Попросили меня выложить запись, о подключения термодатчика включения вентилятора, после остановки двигателя. Раз просили, нужно написать, показать, что, куда, подсоединять. Многие наверное спросят и скажут, что он на двигателе АБТ не нужен. Может и да, может и нет. Решать Вам, ставить или нет. С завода он не ставился, ставились на двигателях АВК. АСЕ. и на других двигателях. Почему я его поставил на свой двигатель. Всё очень просто, для охлаждения радиатора и для охлаждения двигателя. Представим такую картину. Мы заглушили двигатель в тот момент, когда должен включится основной датчик радиатора ОЖ. Так как двигатель горячий и тосол тоже, а холодного нету, он начинает расширять систему. Тем самым избыточное давление в системе, что может разорвать патрубки или просочится тосол и получится воздушная пробка. Которую мы сможем не увидеть при дальнейшей езде. Что может привезти к перегреву двигателя. И вы даже не почуствуете, когда вы перегрели свой двигатель. Вы скажете что за давлением следит крышка растительного бачка. Не всегда крышка сможет уберечь от такого. Чтоб такое не случилось, я и поставил термодатчик. Тем самым он охлаждает основной радиатор и заодно двигатель. В основном он нужен в летнее время, когда на улице стоит жара. С двигателем у меня все нормально. Так же вся система работает исправно, можна и без него ездить, но лучше подстраховаться. Что я и сделал.
И так, что нам для этого нужно:
1- колодка для реле 272.
2- термо датчик с креплением.
3- реле 272.
4- вентилятор на две скорости.
5- клеммы 5 шт. (1 клемма для вентилятора, 2 клеммы для термо датчика, 1 клемма для блока предохранителей и одна для минуса.).
6- провода на 2.5 кв. и 0.5 кв.
Также нам понадобиться схема включения термодатчика. Здесь я выложил две схемы, с одним и с двумя вентиляторами. Разницы никакой, подключения одинаковое.

Полный размер

Схема с одним вентилятором.

Полный размер

Схема с двумя вентиляторами. Двигатель АВК.

Так же блок предохранителей, чтоб было видно, что куда вставляется.

Блок предохранителей. Внизу разъем — K. для колодки к реле 272. Верху с права одиночная клемма — P30as. от колодки.

Для начало собираем проводку в колодке, для реле 272. и для термодатчика и для вентилятора.

Полный размер

Родная колодка к реле 272.


Соединение проводов к колодке. На самой колодке есть номера.
1- отсутствует.
2 — Красно — желтой полоской, идет на блок предохранителей, на клеммы — 30as.
3 — Сине — красной полоской идет на основной датчик ОЖ вентилятора.
4 — отсутствует.
5 — Коричнево — зеленой полоской, идет на термодатчик.
6 — Коричневый минус.
7 — отсутствует.
8 — Красно — синий полоску, идет на вентилятор.
9 — отсутствует.

Полный размер

Соединил провода.

Полный размер

Тоже самое.

Когда все собрали, идем ставить её. Снимаем полку под ногами и находим блок предохранителей. Вставляем нашу колодку к разьему — К. И одинарный провод к клемме — P30as.

Полный размер

Соединив провод красно-желтой полоской в клеммы — P30as.

Полный размер

Вот наш разъем — К, под колодку для реле 272.

Полный размер

Подсоединяем колодку к разьему — К.

Теперь смотрим на эту кучу проводов и находим зеленый штекер от датчика радиатора ОЖ включения вентилятора. Чтоб проверить работает вентилятор или нет. Для этого с датчика на радиаторе снимается штекер и соединяем контакты вместе. Включаем зажигание. Вентилятор заработал, расоединяем зелёный штекер, вентилятор отключается.

Полный размер

Проводка под блоком предохранителем.

Полный размер

Вот этот зеленый штекер, от датчика основного радиатора ОЖ.


От колодки реле 272, провод синий — с красной полоской, подключаем к такому же проводу, что на зеленом штекере, который идет на датчик к радиатору ОЖ. На фото видна этот провод в зеленом разьеме. Он уже подключен.
Массу от колодки я подсоединил вот сюда. Где все массовые провода соединяются.

Как подключить реле включения вентилятора

В целях экономии средств и упрощения конструкции на автомобилях используется упрощенная схема включения вентилятора системы охлаждения. В схему входит электродвигатель вентилятора, предохранитель, датчик температуры и соединительные провода. Электродвигатель подключается к массе, а также к плюсу аккумулятора через предохранитель. В разрыв провода массы включен датчик температуры.

Такая схема хороша своей простотой, не нужно использовать дорогостоящие элементы, а количество проводов минимально. Но есть и минусы у нее. Например, датчик температуры, выполняющий роль выключателя, пропускает через себя большой ток, что сказывается на его сроке службы. И еще минус – это резкое включение двигателя. Нагрузка на двигатель резко возрастает до максимального значения, а это негативно сказывается на состоянии электродвигателя.

Применение простого реле слегка усложнит схему, но избавит датчик температуры от наличия большого тока. Ток большой величины будет протекать через контакты реле. Дешевле и проще заменить реле, нежели датчик температуры для включения электровентилятора. Для проведения модернизации потребуется провод и реле с кронштейном для крепления к кузову.

Отсоедините датчик температуры, а провода, которые были на нем, нужно подключить к нормально разомкнутой паре контактов нашего реле. Половина дела сделана, силовая часть готова. Теперь управление. Один вывод датчика температуры соединяем с массой, а вот второй подключаем к катушке реле.

Со второго вывода катушки нужно протянуть провод к плюсовому выводу аккумулятора. Желательно, чтобы подключение производилось через предохранитель, величина тока срабатывания которого может быть и 1 Ампер. Катушка потребляет ток небольшой величины, поэтому самое страшное, что может произойти – это короткое замыкание в проводке. Впоследствии можете параллельно датчику температуры подключить кнопку принудительного включения, которую установите в салоне автомобиля.

Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. Суть та же, только нет подвижных контактов, их функции выполняют электроны и дырки в кристалле полупроводника. Но не забывайте про охлаждение тиристоров и транзисторов, устанавливайте радиаторы, которые способны будут обеспечить необходимую теплоотдачу.

Плавный пуск двигателя – это весьма полезная функция для управления двигателем. Такое нововведение обеспечит постепенное увеличение нагрузки на электродвигатель. Осуществляется такая затея путем применения ШИМ-модуляции. Но вместе со всеми новшествами можно использовать в системе охлаждения второй датчик температуры, у которого температура срабатывания градусов на 5 меньше, чем у основного.

Если при срабатывании основного датчика вентилятор включается на полную мощность, то при срабатывании второго датчика его обороты должны быть вдвое меньше. Для этого при подключении придется использовать резистор. Прекрасно подойдет тот, который установлен на вентиляторе печки. Это позволит не доводить температуру в системе до экстремального значения.

ШИМ-контроллер вентилятора охлаждения двигателя ВАЗ(прототип) — DRIVE2

Эта статья — 2 часть и логическое продолжение опыта разработки доступного адаптивного контроллера для охлаждения электровентилятора ВАЗ. (1 часть читаем по ссылке здесь)
Первый опыт был направлен, прежде всего, на то, что бы понять и оценить собственные возможности в разработке микроконтроллерного устройства для решения наболевшей у всех темы перегрева либо же надоедливого щелканья и гула под капотом.

Почти 10 месячный период эксплуатации самодельного контроллера на моей «десятке» показал просто отличные результаты: стрелка показателя ОЖ при любой температуре и дорожной обстановке (пробки, жара, дальняки в 600 и более км и т.д.), практически никогда не отклонялась от отметки в 90 градусов, что способствовало постоянной ровной работе двигателя и бортовой сети. После этого было решено продолжить разработку уже более качественного и функционального прототипа устройства, которое можно было бы адаптировать под другие авто, а так же вручную настраивать поддерживаемую температуру ОЖ.

В алгоритм работы нового контроллера лег всё тот же принцип, как и в первой версии: с помощью дополнительного датчика ОЖ читались пороговые значение температуры, при которых вентилятор плавно стартовал, разгоняясь при повышении и замедляясь при понижении температуры, и по достижении максимального порога температуры раскручивался на полную мощность (как при штатной сработке реле). Но теперь значения датчика температуры не «жестко» вписывались в прошивку, а появилась возможность множество раз программировать эти значения «на ходу» с помощью внешней кнопки, и светодиода, отображающего процессы настройки и режимы работы контроллера. При первом нажатии на кнопку, действующие температурные показания датчика записываются как пороговое значение запуска вентилятора, а по нажатию во второй раз – записывается порог максимальных оборотов. Значения остаются в энергонезависимой памяти микроконтроллера и при отключении питания данные сохраняются. Теперь можно калибровать любые значения температуры, даже обратные(для датчиков с положительным/отрицательным температурным коэффициентом), и использовать почти любые резистивные датчики. Такой подход поможет более четко регулировать температуру ОЖ как в теплый, так и в холодный сезоны.

Подключение к бортовой сети осталось прежним: контроллер с дополнительным датчиком включается параллельно штатной схеме, и никак не влияет на срабатывание реле электровентилятора ОЖ. («подключил и забыл»). Но нужно учитывать, что данный девайс будет работать только на авто, где вентилятор коммутируется «массой» а не «плюсом»! (тоесть подключен постоянный +12В по штатной схеме, а реле подключет массу). ВАЗ2110 в нашем случае – идеальный кандидат. Ну а так – вольтметр в помощь))

Полный размер

Теперь схему можно запитать от любых +12В «зажигания», например от «+12В форсунок», так как в прошивке реализована задержка включения в 4 секунды, для того, что бы успеть завести горячий двигатель, не давая сразу запуститься вентилятору и нагрузить бортсеть при включении зажигания.

Схему и готовую печатную плату я решил разработать и оставить в общем доступе на облачном сервисе для проектировки электронных схем (ссылка на проект)

Сначала плата была изготовлена «по-старинке» вручную, но после успешного запуска и отладки прототипа, решил заказать в Китае пробную партию фабричных плат, в результате получилось очень даже неплохо!

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Микроконтроллер в схеме использовался как и прежде – ATTiny85, запрограммированный в среде Arduino IDE, но для удобства повторения в архиве прикреплены hex-файлы, а так же программа для записи прошивки avrdudeprog33 и драйвера для USBAsp-программатора. Не забываем так же что силовой транзистор VT1 нуждается в охлаждении и должен быть закреплен к радиатору (или плоской алюминиевой пластине) через изоляционную, силиконовую или слюдяную проставку (избегая контакта с кузовом автомобиля). Крыльчатку вентилятора ОЖ категорически рекомендую поменять на 8-лопастную, но если всё ещё стоит 4 лепестка, в прикрепленном архиве будут 2 hex-файла прошивки, в одном реализована частота ШИМ-сигнала в 50Гц (это для 8-лопасной крыльчатки), а в другом — ШИМ в 100Гц (для 4-лопасной).

Полный видеогайд по прошивке и настройке контроллера:

Как автор девайса, я прекрасно понимаю, что многим будет достаточно сложно полностью повторить такое устройство, поэтому, как говориться «для народа», прилагается простая и легко-повторяемая схема на Arduino Nano:

Полный размер

Скетч для ардуино так же прикреплен в архиве. Как прошивать адрдуино, в интернете — миллион видео. Подключайте правильно по схеме, соблюдая рекомендации, пропаяйте качественно все контакты, не забудьте об охлаждении транзистора, и всё будет стабильно работать!

Скачать все материалы для повторения девайса можно здесь! Себестоимость устройства: около 12 у.е.

Всем добра и удачи)

Последние статьи по этой теме:
— В преддверие большой сборки… И тесты схемы с N-полевиками для блока с управлением по "плюсу"
— Нагрузочный стенд и "краш-тест" блоков управления вентиляторами
— Универсальные блоки управления электровентилятором охлаждения двигателя. "ACBn/+"
— ШИМ-контроллер для штатных блоков управления вентилятора охлаждения двигателя — ACBpwm
— Универсальный блок управл


Смотрите также