8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Почему в машине хрипят динамики


Почему хрипят динамики в машине

Вроде бы все как всегда, включили автомагнитолу  и тут слышите, что хрипит динамик или даже сразу все. Причин почему хрипят динамики в машине, много и если Вы решили разобраться в этом, то давайте попробуем. 

Но сначала хочу сказать сразу, если вы только, что купили динамики и при установке на машину и прибавив громкость услышали , что они хрипят — это значит, усилитель магнитофона значительно превышает по мощности динамики. Мощность современной магнитолы составляет в основном  45 — 55 Вт.

Для начала надо проанализировать как проявился этот дефект, здесь имеет значение все:

  • Хрипит 1 динамик;
  • Все;
  • Дефект проявился резко;
  • Захрипели сперва тихо, а со временем сильнее и сильнее;
  • Хрипение появляется на минимальной громкости;
  • Хрипят на максимальной громкости.

Основными причинами появления искажений в динамиках — это прослушивание музыки на максимальной громкости,  влага и пыль.  Но давайте по порядку.

Рассмотрим сначала, в чем может быть причина и в завершении статьи,  диагностику и ремонт неисправности.

Один динамик

Здесь виноват может как сам магнитофон, динамик и провода ведущие к нему. Усилитель современной магнитолы состоит в основном из 4 независимых усилителей (ранние модели содержат 2 и совсем старые 1 усилитель), поэтому вполне возможно , что хрипит один динамик, а остальные работают нормально. Проверить это можно подключив другой заведомо исправный динамик. Если динамик хрипит, то проблема в магнитоле или проводах.

При монтаже акустической системы или в процессе эксплуатации автомобиля, возможно повреждение проводов на колонки, что в последствии может привести к коррозии места повреждения и потере контакта, и как следствие возникают искажения.

Так же неисправен  может быть и сам динамик, что бы проверить это нужно заменить его на исправный.

Все одновременно

Если  хрипят все динамики в машине, то маловероятно, что все они сразу вышли из строя. Хотя и такой вариант возможен, например при эксплуатации их на максимальной мощности в течении достаточно длительного времени. В таком режиме происходит перегрев катушек и они отваливаются от каркаса.

Если  дефект проявился резко, то в этом может быть виновата магнитола, при длительной работе на максимуме громкости может выйти из строя усилитель.

При покупке автомобильной АС будьте внимательны, на рынках и в авто магазинах достаточно контрафакта.  Лучше купить динамики известной марки, чем потом мучится.

Важно знать, что в большинстве случаев на корпус авто динамиков наносится цифра максимальной пиковой мощности (мощность выдерживаемая кратковременно), обычно указывают 300 — 350 Вт. Реальная (номинальная, долговременная) мощность такого  автомобильного динамика меньше мощности усилителя в магнитофоне.

Одновременно могут начать хрипеть динамики в машине, из-за нехватки напряжения.  Определить это можно по тому как немного гаснет табло магнитолы при увеличении громкости. В этом случае надо проверить все контакты проводов питания магнитофона.

Проявление искажений на минимуме громкости

Другой вопрос, почему хрипит динамик в машине при минимуме громкости. Здесь чаще всего виноваты сами колонки, причина обычно в обрыве гибких проводов идущих от клемм  до катушки и обламываются они обычно у самой пайки. Выявить это можно касаясь проводов, при этом хрипение должно пропадать.

Решить проблему можно удалив обломанную часть и припаяв заново к клемме.  Другой способ устранить хрип, подпаять провода к высокочастотным динамикам снизу. Провода будут подключены неподвижно, один только минус, они будут видны.

Искажения на максимуме громкости

Если хрип появляется на максимальной громкости, то причин здесь много: сам магнитофон, акустическая система, питание магнитофона.

Если звук искажен в одном динамике, то нужно попробовать его заменить и посмотреть результат. Если хрипят все динамики в машине, подумайте и проверьте не подвергались ли они воздействию влаги (от нее рвется диффузор, теряет упругость подвес, если он бумажный ), не могла ли попасть пыль под катушку, через оторванный пылезащитный колпачок, нормально ли напряжение. Необходимо так же учитывать такой фактор как старость АС.

Некоторые проверки конечно вы сможете сделать сами, но все таки лучше обратится к кому-нибудь кто имеет навыки по работе с электроникой. Надеюсь эта статья прояснила для вас почему хрипят динамики в автомобиле и что делать в этом случае.

Устранение хрипов динамиков и многое другое. — Volkswagen Bora, 1.6 л., 2000 года на DRIVE2

Всем привет! Хочу осветить вопрос, с которым сталкивается практически каждый автолюбитель, связан он с автозвуком, а именно, -"Хрипы динамиков". И так, столкнулся я с тем, что один из динамиков моей акустики начал противно хрипеть! Решил вопрос не откладывать в долгий ящик и действовать! Демонтировал динамики из машины.

Полный размер

Вот он, на фото видно, я отпаял провода идущие к дудке.

Немного о причинах того, почему они начинают хрипеть. Динамики моего типа не имеют защитного пыльника, ввиду этого, в магнитный зазор очень быстро попадает пыль, песчинки и прочее … Зазор забивается и при движении диффузора, этот мусор начинает его шкрябать, итог печальный, — повреждение витков катушки и выход из строя динамика. Мой вам совет, — захрипел динамик сразу отключайте его и несите в ремонт или ремонтируйте сами! Динамики конечно еще могут хрипеть из-за перегрева витков катушки, витки расслаиваются итог тот же, — динамик хрипит… Тут уже требуется более сложный ремонт, отклеивание резинового подвеса, центрирующей шайбы, подклейка витков катушки или перематывание динамика… и обратная сборка и центровка динамика… Но, у меня динамики не подвергались перегрузкам, т.к. общая мощность усилителя 600 ватт, а динамиков 800 ватт, соответственно, спалить или перегреть их сложно. Поэтому было принято решение почистить динамики от пыли и грязи а дальше действовать по обстоятельствам. Да, к стати, принял решение демонтировать дудки и сделать чисто НЧ динамик!

Полный размер

Под наклейкой виден болт, он крепит дудку к динамику, откручиваем болты и демонтируем дудки.

Полный размер

Демонтировали, для наглядности болт оставил.

Полный размер

Пациент готов к чистке!


Берем хороший пылесос и удаляем по возможности пыль из магнитного зазора.
После продолжаем…

Полный размер

Берем изоленту и делаем вот такую приспособу.

Полный размер

Приподнимая подвес вверх, вставляем эту приспособу в магнитный зазор и начинаем вылавливать все то, что накопилось в магнитном зазоре.

У меня подвес динамика позволял настолько его поднять, что катушка выходила из магнитного зазора, что давало возможность чистить более эффективно…

Полный размер

Вот результат.

Полный размер

И еще результат, и таких полосок я потратил штук 30.


По окончании чистки, динамики перестали хрипеть полностью. Дальше я решил поискать пыльники для динамиков, и поискав в интернете нашел кипу объявлений о продаже комплектующих к динамикам, один из продавцов предложил заводские Питерские пыльники, около 8 долларов за пару. Я недолго думая их купил и привез домой. Диффузор у меня пластиковый, а пыльник бумажный, поэтому решил клеить двухкомпонентной эпоксидной смолой, в шприцах продается, быстро сохнет…

Полный размер

Вот результат, смотрится неплохо на мой взгляд.

Полный размер


В общем вот так, теперь пылью эти динамики забьются нескоро, и звучать будут на 5 баллов еще долго. Немного позже приспособлю отдельные мидбасы с возможностью регулировки отдельно. Но это все как-нибудь в следующий раз, всем успеха!
Небольшое дополнение, в процессе понял, что клеить пыльники лучше 88 клеем.

Почему хрипят динамики в авто?

Рано или поздно любой автовладелец может столкнуться с вопросом замены штатных динамиков акустической системы автомобиля. Могут появиться посторонние призвуки (часто говорят что "динамик хрипит"), повышенные искажения звука, а иногда динамик вообще перестает играть.

Нужно ли бежать к нам в магазин и покупать новую акустику? Конечно нужно, но сначала лучше самостоятельно продиагностировать проблему и разобраться с причиной.

Содержание:

Как мы уже говорили, есть несколько типичных неисправностей у динамиков. Для того чтобы лучше разобраться с причинами этих неисправностей, необходимо понимать что такое динамик и как он устроен.

Конструкция автомобильного динамика

На картинке изображена схема типичного коаксиального автомобильного динамика:

Коаксиальные динамики (те, у которых по центру басового диффузора расположена пищалка) распространены больше всего. Если динамик является частью компонентной системы с выносным твитером то его конструкция будет точно такой же, но без стойки твитера и без самого твитера. На месте этих компонентов будет пылезащитный колпачек.

Если очень упрощенно то работает динамик следующим образом. На звуковую катушку, жестко прикрепленную к диффузору подается переменный ток определенной частоты, что заставляет катушку двигаться в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Диффузор, закрепленный на подвесе толкает воздушную массу, создавая колебания воздуха той же частоты что и подведенный переменный ток. В итоге мы слышим звук. Центрирующая шайба прикреплена к катушке и обеспечивает линейное перемещение катушки и диффузора (без перекосов). Звуковая катушка движется в магнитном зазоре. Вот в общем-то все.

Теперь, когда мы знаем как работает динамик и названия основных составляющих его частей мы можем со знанием дела перейти к основным неисправностям динамиков.

Динамик издает посторонний звук

Самая распространенная причина того что люди задумываются о замене динамиков это то что старые динамики однажды начинают издавать посторонние звуки, не имеющие с музыкой ничего общего. Чаще всего это проявляется на низких частотах (где ход диффузора динамика самый большой), однако бывает что посторонние шумы слышны даже на самой маленькой громкости. В народе говорят что "динамик рипит", "хрипит" на самом деле характер такого звука может быть очень разный и идти от разных причин. Разберем самые распространенные.


1. Мусор в магнитном зазоре.

Это касается только динамиков с коаксиальной конструкцией (как на схеме в разделе Конструкция динамика), и эти динамики как раз являются самыми распространенными в автомобилях. Проверить, является ли попавший в магнитный зазор динамика мусор источником посторонних призвуков очень просто: нужно аккуратно пальцами с двух сторон (чтобы не допустить перекоса) понажимать на диффузор динамика. Если при перемещении диффузора ощущается механическое сопротивление, как будто что то мешает свободному ходу диффузора то скорее всего в зазор между стойкой твитера и диффузором насыпался мусор, потом он проваливается в магнитный зазор, в котором ходит катушка и трется там об катушку, издавая все эти звуки.

Если у вас именно такие симптомы, то возможно два варианта развития событий - один более а другой менее пессимистичный. Более тяжелый случай - это когда у вас в магнитном зазоре металлическая стружка. Такое часто бывает - купил динамик, распиливал под него полку а динамик лежал рядом, в зазор насыпалась стружка и ура - новый динамик хрипит. Проблема металлической стружки в том что она магнитная, и поэтому достать её из магнитного зазора очень трудно или невозможно без полной разборки динамика. Можно попытаться чем-то тонким аккуратно достать стружку из магнитного зазора или хотя бы поставить её там так чтобы она ни за что не задевала. В общем, удачи в этом деле.

Более легкий случай это когда мусор не металлический и соответственно немагнитный. Такой мусор можно попытаться просто вытряхнуть. Второй способ - перевернуть динамик вверх магнитом и дать ему какое-то время поработать в таком положении. Вибрация и гравитация рано или поздно сделают свое дело.


2. Порванный подвес.

Подвес диффузора является важнейшей и самой нагруженной частью динамика (см. Конструкция динамика). Естественно, что он выходит из строя чаще всего. Качественные динамики изготавливают с подвесом из бутилкаучука ("резиновый подвес") - они наиболее износостойкие, более простые динамики имеют подвес из вспененного полимера ("пены"), такие могут прослужить лишь несколько лет, особенно на солнце.

На фотографии которую я стащил в интернете у штатного бумажного динамика когда-то был как раз такой подвес из "пены", который от времени высыпался и от него практически ничего не осталось.

Если вы добрались до своего динамика и увидели такую картину то вопросов об источнике постороннего звука думаю не останется. Однако не всегда динамики эксплуатируются до такого "мертвого" состояния как на фото — посторонние призвуки появляются гораздо раньше, когда на подвесе появляются первые трещинки. Они могут появиться не только на подвесах из "пены" но и на "надежных" резиновых подвесах - последние обычно трескаются по кругу в месте присоединения к диффузору.

Что делать?

Подвес конечно можно поменять, однако для этого нужно иметь новый подвес, который не всегда просто будет найти, нужно будет поменять подвес сразу на двух динамиках (левом и правом) чтобы они обладали одинаковыми характеристиками, ну и не стоит забывать что динамики никогда больше не будут обладать теми же характеристиками что были заложены в них с завода, так как подвес влияет на все ключевые параметры динамика. Единственный вариант когда приемлем ремонт это когда трещина на подвесе только-только появилась и ее можно заклеить (а потом продать машину с этими динамиками), все равно нормально и долго работать это не будет. Так что в данном случае переходим в категорию акустика и выбираем новые динамики.


3. Подвес отклеился от корзины.

Подвес может также отклеиться от корзины, причем даже у почти нового динамика. Конечно же, это связано с нарушением технологии сборки динамика, или попросту говоря - был плохой клей. На моей памяти встречались очень недешевые динамики знаменитого европейского бренда, у которых отклеивалось всё - подвесы, диффузоры твитеров, причем только в дорогих сериях... Не будем показывать пальцами что это был за бренд.

Если динамик гарантийный то отдавайте его по гарантии. Если уже нет, то подвес довольно просто приклеить, нужно лишь правильно выбрать клей, который хорошо приклеит ваш материал подвеса к корзине. На практике существуют специальные клеи для таких случаев, однако я думаю что вы без труда найдете что-то подходящее в строительном супермаркете.


4. Трещина в центрирующей шайбе.

Центрирующая шайба (см. Конструкция динамика) это также очень важный и нагруженный элемент динамика. Она обеспечивает линейность перемещения конструкции диффузор-катушка и может разрушаться так же как и подвес. Кстати, так же как и подвес центрирующая шайба может отклеится от корзины (реже от катушки). В таких случаях динамик также будет издавать неприятные звуки, однако простым взглядом на динамик со стороны диффузора выяснить ничего не удастся, придется динамик снять, перевернуть и исследовать центрирующую шайбу на предмет повреждений.

В случае если вы нашли причину хрипа динамика в треснувшей центрирующей шайбе, то мы рекомендуем также менять динамик целиком. Центрирующую шайбу можно заменить но это еще более трудоемкий процесс чем замена подвеса и в большинстве случаев делать это нецелесообразно. Так что тогда вам тоже сюда: http://caraudio.in.ua/category/koaksialnaja-akusti...





5. Проблемы со звуковой катушкой.

Часто в результате неправильной эксплуатации (подача слишком большой мощности, работа динамика с клиппингом) звуковая катушка может деформироваться или слететь с каркаса.

На фото как раз такая звуковая катушка, поврежденная скорее всего из-за перегрева динамика от работы на высокой мощности или клиппинга. Намотанный на основу провод сгорел и слетел с основы. Понятно, что такой динамик работать никак не сможет - скорее всего он заклинил. Однако если все не так ужасно и слетело всего пару витков то динамик может продолжать пытаться издавать звуки но призвуки при этом будут совершенно невыносимые.

Во всех подобных случаях требуется перемотка динамика, это процедура которую чаще всего выполняют в сервисных центрах которые занимаются динамиками. Для перемотки катушки требуется полная разборка динамика, затем грамотная сборка важной частью которой является правильное центрирование. Опять же, если хрипящий динамик является дорогостоящим то есть смысл заниматься перемоткой катушки. Обычно это делают у сабвуферов. Надо помнить, что при перемотке практически неизбежно технические параметры динамика будут нарушены, поэтому если вы перематываете не сабвуфер а один из пары фронтальных динамиков например то приготовьтесь к тому что после перемотки динамики будут звучать по-разному.


6. Другие причины хрипа динамика.

Осмотрите динамик на предмет других механических повреждений. Про дырки в диффузоре говорить не будем - это понятно любому, встречаются такие экзотические источники хрипов динамика как стучащие о диффузор тоководы:

Это редкий случай но бывает и такое - при большом ходе диффузора тоководы стучат по задней поверхности диффузора и издают противный звук.

Также бывают отклеившиеся пылезащитные колпачки. Пылезащитный колпачок закрывает на мидбасовом динамике или сабвуфере то место где у нас на схеме стоит стойка с твитером. Если он отклеится то треск будет впечатляющий.

Динамик вообще не издает звук

Что делать если динамик вообще не издает звук? В первую очередь проверьте все соединения проводов, подходящих к динамику. В первую очередь именно из-за некачественного соединения на клеммах динамиков или в других разъемных соединениях пропадает звук.

Если вы на 100% уверены что ток доходит до динамика но он все равно не издает ни звука то проверьте сам динамик. У некачественных динамиков, обычно китайского производства встречаются такие "детские" проблемы как обрыв соединения токовода с катушкой. Возьмите мультиметр и измерьте сопротивление динамика. Оно должно быть в районе 4 Ом (бывает 3 или даже 2 у сабвуферов). Если мультиметра под рукой нет то вы можете взять обычную 1.5В батарейку и подать напряжение на динамик. Целый динамик выдвинет диффузор в зависимости от того как вы подключите батарейку - если с правильной полярностью то диффузор выдвинется вперед, если с обратной полярностью то назад. Таким образом вы если не проверите полностью динамик то поймете что звуковая катушка цела.


Если вы находитесь в Киеве и вам требуется диагностика или замена автомобильных динамиков, обращайтесь к нам в студию автозвука Электросила!

Почему хрипят колонки. Причины и способы устранения хрипов в динамиках

Ничто так не омрачает автолюбителя в дороге или меломана при прослушивании любимых треков, как внезапное появление хрипов в аудиосистеме. При этом зачастую бывает достаточно нелегко определить причину того, почему хрипят колонки в совсем новой акустике.

Причины

Появиться хрипы в колонках могут фактически на любом промежуточном этапе обработки сигнала. Главной задачей в таком случае становится выявление источника сбоев в работе акустической системы, нахождение проблемного места, из-за которого хрипят колонки. Что делать при успешном определении сбойного узла — будет зависеть от причины поломки и характера повреждения.

В большинстве случаев колонки начинают хрипеть из-за усилителя. Хрип тогда является всего лишь слышимыми нелинейными искажениями. Возникают эти искажения из-за недостаточного смещения усилительного элемента при его введении в линейный режим, в котором работает микросхема усилителя.

Без специальных знаний в электронных микросхемах и навыков работы с паяльником устранить проблему самостоятельно в данной ситуации проблематично, а потому следует отнести хрипящую колонку в сервисный центр.

Хрипение и шипение динамиков

Часто с ситуацией, когда хрипит динамик или сразу вся акустическая система, сталкиваются автомобилисты. Большинство жалоб поступает сразу же после установки новых колонок или магнитолы в автомобиле. Иногда проблема решается самым простым способом.

Дело в том, что некоторые воспринимают шипение динамиков аудиосистемы как хрип. Они наблюдают, крутя в машине ручку магнитолы, что при увеличении громкости колонки хрипят, хотя в действительности они издают сильное шипение. Если его слышно из всех подключенных динамиков, то причина, скорее всего, в плохо совместимых колонках и магнитоле. Обычно такое происходит при слишком большой мощности усилителя относительно акустической системы.

Соответствие мощности акустики и усилителя

Стоит отметить, что средняя автомагнитола выдает 45-55 Вт мощности. Автомобильные колонки имеют мощность около 20-40 Вт или больше. Как правило, производители на коробках и магазины в карточках товара предпочитают указывать пиковую мощность акустики или RMS-ватты. Для получения реального значения заявленное нужно поделить примерно на 10. То есть типовые 300-ваттные колонки выдают в реальности около 30 Вт номинальной громкости. Все это относится и к бытовым компьютерным колонкам.

Диагностика хрипящих колонок

Следует предварительно проанализировать ситуации, в которых слышны посторонние шумы, призвуки и хрипы. Только после этого можно понять, почему хрипят колонки или отдельные динамики. Для начала надо ответить на два основных вопроса для локализации неисправности:

  1. Хрипит один динамик или все сразу?
  2. На максимальной или минимальной громкости лучше всего слышны хрипы?

Хрипение в одном динамике или всех колонках

Одновременный хрип всех динамиков связан либо с неправильным подбором усилителя (описано выше), либо проблема кроется в плохом контакте, некачественных проводах или износившемся разъеме на магнитоле. Последнее возможно, когда все динамики подключаются через один вход. Также не исключен одновременный выход из строя всех колонок, однако это маловероятно.

Если только один динамик хрипит, то стоит проверить контакты на коррозию и разъем на магнитоле. Аналогично тестируется провод и качество контакта с разъемом. Быстрым способом проверить динамик является подключение вместо него заведомо исправного. Если при этом хрипы пропали — старый динамик придется менять или ремонтировать.

Хрипы на минимуме или максимуме громкости

Причина того, почему хрипит колонка на минимальной громкости, почти всегда кроется в самом динамике. Нередко провода от клеммы к катушке по ходу использования отламываются или перетираются. Из-за плохого контакта возникает хрипение, устранить которое можно только пайкой новых проводков. Важно учесть, что они должны быть точно такими же по сечению.

На максимальной громкости большинство проблем возникает на выходе усилителя звука. Искажения в виде хрипов появляются при большой нагрузке. Усилитель с ней не может справиться из-за пробитого конденсатора, который необходимо заменить на новый. Другой причиной может послужить попадание влаги в подвес динамика. Замена подвеса, растянувшегося от влаги, также допустима. Третьей причиной хрипов на высоких уровнях громкости принято считать грязь в динамике. Для починки необходимо снять подвес и диффузор, а после аккуратно продуть динамик компрессором.

Это лишь самые основные причины того, почему хрипят колонки. Если указанные манипуляции не приводят к положительному эффекту, то динамикам не обойтись без профессионального осмотра в сервисном центре.

Volkswagen Passat Variant Chromoscope™ Тырртырович › Бортжурнал › Почему начинают хрипеть / "пердеть" штатные динамики Blaupunkt в авто

Полный размер

Ликбез

Только я имплантировал с разборки родной правый передний динамик, начавший надоедливо хрипеть, как такой же фортель выкинул и левый гад ((.
Ну купить еще раз не проблема, но покоя не давала мысль разобраться с вопросом — почему все таки это происходит и можно ли что-то с этим сделать в дальнейшем (понять / предотвратить)?!

В итоге решил принести в жертву один из штатных передних динамиков Пассата Б6, а именно,
старый добрый Блаупункт, с кодом 3C0035545 на борту, еще дорестайловый бумажный 4-х Омник, вот такой:

штатный B6

Поначалу удалось решить проблему вот таким колхозным методом (я бы даже сказал методом тыка в определенную область):

Полный размер

невероятно, но это работает некоторое время! ))

Но, примерно через пару месяцев он начал пердеть хрипеть снова…
Отвинчиваем его от основания, отпаиваем провода, кладем на операционный стол.
Готовим спирт, растворитель и инструменты. Одеваем белый халат, маску, перчатки и берем в руки скальпель, замачиваем колпак диффузора (спирт не взял — больно хороший герметик у немчуры, взял 646), ждем и режем, режем, режем :D

Полный размер

магнит собака сильный

Под колпаком видно сильно смещенную / зажатую катушку динамика:

Полный размер

Полный размер

бумагу аж вспучило от трения )

Собственно тут была слабая надежда на то, что оторвало провода крепления от разъема к катушке,
пришлось вскрывать и внешний круг крепления (резиновый диффузор с краю), НО

Полный размер

провода держатся намертво

а катушка не выходит и даже не шевелится…
И тут я обратил внимание на то, что керн магнита находится не по центру динамика!

Полный размер

на лицо смещение магнита к одной из сторон


если взяться рукой за сам магнит сзади, то его можно было провернуть на 180 градусов! Черт, кагтаг?!
По идее этого не должно быть физически, что наталкивает на мысль о том, что магнит не закреплен снаружи ничем, кроме силы своего притяжения… Некоторым усилием руки и мысли, выдавливаем магнит наружу и вуаля, вот она истинная причина недуга всех штатных динамиков (имхо / кмк конечно):

Полный размер

все проржавело насквозь

для тех кто не до конца понял — влага в дверях (перепады температуры / дожди / точка росы и т.п),
со временем разъедают клей на котором держится магнит динамика. Плюс еще динамические нагрузки в авто создают дополнительное усилие на отрыв и вот результат…
Для знакомых с радиотехникой добавлю — таки да — обрыв катушки, но по-моему он уже является следствием механических процессов смещения литосферных пород репродуктора ;)
И да — ржавчина везде — там где ее быть в норме не должно…
Причем ее там столько, что я не поверил глазам — ватзефак откуды?!

Полный размер

время к металлу нещадно…

p.s. Вот сижу и думаю — попробовать заморочиться запаять провод на катушке обратно и приклеить магнит (на БФ-2) — чисто из принципа, даже ради любопытства больше — получится полностью восстановить динамик или нет?! Или пойти тупо на разбор и взять совсем не красивые, но более свежие динамики от B7, с кодом 3C8035454? … Вопрос технического интереса и времени больше… А так купить всегда проще конечно, но формально пациент скорей жив же — почему бы не попробовать его реанимировать ;)
И да — не надо писать в комментах, что штатный звук гуано — по мне для этой модели он очень даже не плох за свои деньги и особенно учитывая отсутствие нормально усилителя в системе…

Полный размер

Полный размер

Полный размер

KIA Rio ♫♫♫Белый_сумраК♫♫♫ › Бортжурнал › Проблема решена! Всем кто борется с фоном динамиков на заведенном двигателе и треском от колонок при заводе двигателя!

Добрый день друзья!
Спешу поделиться нужной для многих информацией! так как сам много мучился!

ниже в записи я подробно расписывал, что при заведенном двигатели — сильный очень фон от колонок, которые играют от усилителя, и ОГромный громкий треск от колонок- когда заводишь двигатель!

ЗАПИСЬ О ТОМ _ КАК ФОНЯТ КОЛОНКИ от УСИЛИТЕЛЯ!

Мы с другом решили исключить возможные неполадки, и проверить усилитель на неисправность!
Подключили для этого к усилителю как источник звука не ГУ Pioner, а обычный мобильный телефон с разъемом AUX, и Одной парой линейных выходов (раздвоенный кабель — тюльпаны мама и папа) и включили питание, завели двигатель и т.д. Т.е. получается управление было через телефон!
НИКАКИХ ТРЕСКОВ ПРИ ЗАВОДЕ, НИКАКОГО ФОНА ОТ КОЛОНОК ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ОБОРОТВ НЕ СТАЛО _ ЗНАЧИТ ВСЯ ПРИЧИНА НЕ В МЕЖБЛОКАХ, НЕ В КОЛОНКАХ, НЕ В УСИЛИТЕЛЕ, НИ В СИЛОВЫХ ПРОВОДАХ — ТАК КАК ПРИ ПРОКЛАДКЕ КАБЕЛЯ — Я 100 РАЗ ПЕРЕСТРАХОВАЛСЯ И ВСЕ ПО ПРАВИЛАМ РАЗЛОЖИЛ — аааааа! В САМОЙ МАГНИТОЛЕ PIONER 80! и как я понял — с нее дается неправильная и неравномерная подача питания и чего то другого — вследствие чего треск и фон!

Друг до кучи проверил межблоки и силовые провода на пробои и тд — все в норме.

СЕГОДНЯ ЗАЕХАЛ К ДРУГУ В МАГАЗИН АВТОЗВУКА — И ВЗЯЛ НА ПРОБУ У НЕГО ШУМОПОДАВИТЕЛЬ дешевый Mystery MAD-GL — воткнул в разрыв межблоков перед усилителем — и фон вообще почти пропал — вообще не стало слышно (еле еле) и треск при заводе совсем пропал!

вот такую хрень дешевую!

вот так он выглядит)

кому то не помогают шумоподавители — мне помог сразу — и я в этом убедился!

подключал прям в усилитель и в шумоподавитель сами межблоки от ГУ

Для начала я хочу сделать попробовать магнитолу, так как на пионерах линейники часто горят и какие то там предохранители, резисторы, конденсаторы и тд — я в этом не сильно силен, и времени нет разбирать самому — отдам другу — он радиотехник)) СДелает))

в предыдущей записи много советов дельных давали — и что все идет с ГОЛОВЫ — так оно и есть))
ЗАПИСЬ О ТОМ _ КАК ФОНЯТ КОЛОНКИ от УСИЛИТЕЛЯ!

ЧТО КАСАЕТСЯ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПРОВОДКИ И УКЛАДКИ — ВРЯДЛИ МНЕ ЭТО ГРОЗИТ — ТАК КАК Я УКЛАДЫВАЛ ПРОВОДА ВСЕ НА СОВЕСТЬ И ПО ПРАВИЛАМ!

ссылки ниже — чтобы было видно — как я укладывал всю проводку — не уровень соревнований конечно — зато полная безопасность и тд!

Укладка акустических проводов, межблоков, и т.д. Часть 1.)
Укладка силовых проводов)) Часть 2. Финал.

все в электрогофрах и змейке)

у меня даже до дверей акустические провода идут в гофрах!

ТАК ЧТО ДРУЗЬЯ МОИ — ЛИНЕЙНЫЕ ШУМОПОДАВИТЕЛИ — ОЧЕНЬ КРУТАЯ ВЕЩЬ — КОГДА СДАЮТ НЕРВЫ ОТ ТРЕСКОВ И ШУМОВ!
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ БРАТЬ НЕ МИСТЕРИ, А ДРУГИЕ ДОРОГИЕ ШУМОПОДАВИТЕЛИ?!
а то как т омистери — вообще в машине ни к месту — когда вся аппаратура и кабеля не из дешевых стоят!

типа КИкса

ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ЛЮДИ САМИ ДЕЛАЛИ ШУМОПОДАВИТЕЛЬ!
а по хорошему надо разбираться в проблемах — которые бывает очень нервируют, особенно когда причину неисправности никак установить не удается!

Что делать, когда "хрипит" динамик? — Volkswagen Golf, 1.6 liter, 1985 year on DRIVE2

Всем привет. Уже давно заметил, что хрипит один из динамиков. Со временем хрип только усиливался. Обычно это происходит когда в полость, где располагается катушка динамика попадает пыль и мелкие частицы. Если хрип несильный, то можно продуть мощным компрессором, что я и сделал. Съездил на шинку, хорошенько продул оба динамика. Одному это помогло, а вот второму нет. Он очень сильно хрипел, видимо попал какой то крупный мусор или осколок магнита. Было решено забирать динамик.

до

Первым делом нужно отклеить диффузор и подвес от корпуса. Но сначала нужно отпаять провода от корпуса и снять среднечастотный и высокочастотный динамик.Пропитываем растворителем (я использовал уайт-спирит), ждем 10 минут и аккуратно поддеваем ножом и отклеиваем сначала диффузор(сверху), потом подвес (снизу, обычно оранжевый).

Корпус с магнитом

Катушка с повреждениями, видимо какая то твердая частица процарапала лак на катушке

После этого осматривает полость, где находилась катушка. Обычно там много мусора (намагниченные частицы), его нужно обязательно убрать. Можно продуть мощным компрессором или достать частицы при помощи неметаллических инструментов. Потому нужно отчистить корпус от остатков строго клея и материала подвеса. Далее осматриваем сам подвес с катушкой. Иногда катушка бывает порвана и при проверки тестером катушка "не звонится". В таком случае стоит перематывать катушку, либо если повезет то соединить разорванный кусок провода. В моем случае, был поврежден изолирующий лак. Для его восстановления я использовал Цапон лак, который продается в любом радиомагазине.

Цапон лак

Далее вырезаем из пластиковой бутылки кусок нужно размера, который вставляем во внутреннюю часть катушки ( она нужна для центровки). Промазываем обе части клеем, я использовал клей 88. Соединяем две части, обратите внимание, что нужно расположить выводы катушки прямо напротив клемм на корпусе. Ставим диффузор, пластиковую болванку нужно утопить внутри полости, чтобы отцентрировать динамик. После этого расглаживаем склеенные поверхности, проверяемым правильность расположения двух частей относительно друг друга. Подвес должен быть в нейтрально положении, то есть не выпучен вверх и не вдавлен вниз. Оставляем динамик сохнуть.

мажем клеем.

Катушка с куском бутылки внутри

оставляем динамик на сутки для высыхания клея

После высыхания собираем динамик, припаиваем ВЧ и СЧ динамики и при необходимости восстнавливаем клеммы( у меня постоянно ломается минусовая клемма).
Результатом остался доволен, динамик не "хрипит " и не "пердит". Не стоит выкидывать такие динамики, нужно всего лишь немного полечить их. Для меня это 4-ый оживленный динамик. Всем хорошего звука!

что делать, если начали хрипеть новые колонки на большой громкости, на басах или через усилитель?

Хрипение колонок во время прослушивания музыки и других аудиофайлов создает существенный дискомфорт для пользователя. Для того чтобы устранить возникшие неполадки, необходимо изначально разобраться в причинах их возникновения.

Причины

Перед тем как нести колонки в сервис, или пытаться самостоятельно решить проблему, нужно выяснить причины сбоя. Колонки чаще всего хрипят по следующим причинам:

  • механическое повреждение самих динамиков или проводов, через которые осуществляется их подключение;
  • неполадки в работе микросхем и электроники;
  • попадание во внутреннюю часть устройств влаги или каких-то посторонних предметов;
  • износ динамиков.

Еще одна потенциальная причина — несоответствие подключаемой аппаратуры.

Характер хрипов

Наиболее часто на хрипы во время работы жалуются обладатели колонок некачественного производства. При этом помехи возникают только на большой громкости.

Чтобы попытаться выяснить истинную причину появления дефекта, рекомендуется определить характер хрипов:

  1. временные помехи – хрипение появляется непосредственно после включения, а через некоторое время исчезает или является постоянным;
  2. симметричность – колонки хрипят вместе или только какая-то одна из них;
  3. зависимость от громкости – хрипят на высокой, на низкой или при регулировке;
  4. присутствие хрипов в том случае, если рядом с колонками находится телефон.

А также следует обратить внимание на технику, с которой идет воспроизведение аудиофайлов. Возможно, причина не в колонках. Так, если на музыкальном центре подключенные колонки хрипят, а на компьютере – нет, то неполадки возникают именно на первой аудиотехнике.

Важный момент! Если начали хрипеть новые колонки, то их можно отправить на бесплатную диагностику, обратившись к продавцу.

Что делать?

Определившись с причиной возникновения хрипов, следует попытаться самостоятельно устранить их. Действия зависят от характера поломки.

  1. Если колонки хрипят непосредственно после включения, следует проверить провода, соединяющие их с усилителем и другой аппаратурой. Возможно, штекеры воткнуты в разъемы не до конца. А также нужно проверить провода на наличие перекрученных фрагментов.
  2. Когда хрипят обе колонки, то, вероятно, причина в технике (компьютер, ресивер, музыкальный центр). Выход из строя одновременно обеих колонок — это большая редкость. Выяснить ситуацию очень просто — достаточно подключить колонки к другому источнику.
  3. Если хрипят колонки на минимальной или на полной громкости, то проверку лучше начать с тихого звучания. Если в этом случае слышен хрип, то проблему можно устранить, заново соединив провода с динамиками. Возможно, они повреждены или просто были плохо подключены. В случае повреждения проводов можно попробовать починить их при помощи изоленты. Когда неполадки слышны на высокой громкости или на басах, то это тоже можно попытаться исправить. Первое, что нужно сделать — протереть динамики от пыли, а также проверить на наличие во внутренней части посторонних предметов. Если причина кроется в поломке конденсатора или электроники, то без специальных знаний не обойтись. Потребуется помощь мастера.

Это основные проблемы, из-за которых могут возникать хрипы в колонках. С некоторыми из них можно справиться в домашних условиях, а другие требуют сервисного ремонта.

Иногда причина неприятных звуков кроется вовсе не в поломке динамиков, а в том, что рядом с ними находится мобильный телефон или другое подобное устройство. Примечательно, что неприятный звук издают только те колонки, внутри которых находится усилитель. Это происходит потому, что мобильный телефон излучает электромагнитное поле. Проводник, оказавшийся в непосредственной близости от устройства, начинает преобразовывать его в импульсы электричества. Сам по себе импульс довольно слабый, но он способен увеличиться в несколько раз, если телефон лежит в нескольких сантиметрах от колонок. Из-за этого колонки начинают издавать неприятный звенящий звук, который то пропадает, то снова возобновляется. Часто такие хрипы издают bluetooth-колонки.

Решить эту проблему очень просто — нужно лишь убрать мобильный телефон от колонок. Неприятные звуки устранятся самостоятельно.

Меры профилактики

Если хрипят новые колонки, то их лучше незамедлительно вернуть продавцу для диагностики или замены. Но если изначально аксессуар работает хорошо, то во избежание потенциальных проблем, следует соблюдать меры профилактики. Они несложные.

  1. Нужно регулярно протирать пыль с динамиков. Делать это лучше не реже одного раза в неделю. При этом не следует сильно мочить салфетку, поскольку лишняя влага может попасть на динамики, что также спровоцирует поломку.
  2. Подключать колонки к аудиоустройству следует аккуратно, избегая резких движений.
  3. Не следует допускать сгибания проводов под острым углом, механического воздействия на них (например, придавливание ножкой стола), а также перекручивания. Все это способствует уменьшению износоустойчивости.
  4. Не стоит ставить на них какие-то тяжелые предметы, например, горшки с цветами.

Следует понимать, что любые колонки с течением времени изнашиваются.

    Особенно быстро это происходит, когда пользователь регулярно слушает музыку на высокой громкости. Именно поэтому если предполагается интенсивное использование динамиков, то на них не следует экономить. Лучше выбрать более дорогую, но качественную модель. А когда поломка в виде хрипов все-таки появляется, следует выяснить причины, исключая их одну за другой, а потом принять решение о самостоятельном ремонте или обращении в сервис.

    О том, какие существуют причины хрипения колонок, смотрите в следующем видео.

    Причины свиста в динамиках! — Сообщество «Автозвук» на DRIVE2

    1. Магнитола
    1.1. Достань магнитолу из торпедо (фон может пропасть уже при выносе ГУ из "шахты")
    1.2. Если Pioneer — попробуй тонким проводом замкнуть корпус ГУ и внешнюю "юбку" RCA-разъема. Если фон пропадет — неси ГУ в сервис (менять сгоревший предохранитель линейных выходов). И больше не "перетыкай" межблоки при включенном ГУ\усилителе. Кстати, такое возможно и при кратковременном КЗ выходов усилителя.
    1.3. Проверь надежность подключения DIN-разъема (и вообще всех разъемов ГУ)
    1.4. Попробуй отключить антенну
    1.5. Проложи любым подходящим проводом плюс и минус на ГУ с аккумулятора напрямую
    1.6. Фонить и трещать на увеличении и уменьшении громкости, может от плохого контакта питания (и плюсового и массы)
    2. Усилитель(и)
    2.1. Попробуй поменять местоположение усилителя (лучше всего вытащить его за пределы салона). Например, EOS 4100 в багажнике ловил очень сильный фон от бензонасоса\его проводки. Перенос на другую сторону багажника полностью убрал фон. Для проверки даже провода оставлял на старом месте — фона все равно нет.
    2.2. Попробуй выкрутить гейн "в ноль" — фон остается? Становится тише или нет?
    2.3. Корпус усилка с массой кузова соприкасается? Так нельзя, переделывай.
    2.4. Отключи провод ГУ-REMOTE от усилителя и вместо него кинь "+12В" любым подходящим проводом.
    2.5 Экран межблоков (хвостики)
    2.5.1 При наличии одного хвостика в межблоке(тоненькая такая жилка), он должен быть замкнут на массу ГУ (не усилителя!)
    2.5.2 Хвостики экрана (не земля!), идущие из межблочных кабелей заминусуй в места минусов всех усилителей.
    2.6. Если немного шатается RCA-разъем усилителя — возможно плохой контакт, необходима пропайки разъемов изнутри усилителя
    3. Межблочные кабели
    3.1. В первую очередь — перепроложить другие межблоки по воздуху, лучше вне салона машины.
    3.2. Если нет возможности — отключить их от ГУ и усилителя и прозванивать на предмет обрыва\плохого контакта\КЗ с кузовом.
    Потом менять положение, слушать фон и перекладывать.
    4. Кроссоверы
    4.1. Попробовать переместить кроссоверы в другое место (лучше перемещать и слушать изменения в фоне).
    5. Динамики и акустические провода
    5.1. Прозвонить каждый провод на предмет замыкания с массой кузова.
    6. Доп.оборудование
    6.1. Наводки бывают от ксенона, парктроников и прочего доп.оборудования
    7. Питание системы в целом
    7.1. Все земли должны быть сведены в одну точку, иначе будет земляная петля. Прокинь массу ГУ к массе усилителей.
    7.2. Устрани контакт ВСЕХ! компонентов( без исключения!) системы с кузовом авто, то бишь с МАССОЙ.
    7.3. Подтяни клеммы на АКБ
    7.4. Попробуй временно заменить АКБ
    7.5. Попробуй временно заменить свечи и высоковольтные провода

    8 января 2013 в 20:11 Метки: свист, свист от генератора, свист в динамиках

    5 причин почему динамики в автомобиле могут начать хрипеть

    Атмосфера в салоне машины очень сильно зависит от того, как работает акустика. Для многих качество звука играет особое значение. Но иногда динамики выходят из строя, и многие водители жалуются на качество их звука.
    Ниже вы увидите основные причины, почему динамики могут начать хрипеть.

    Неправильный выбор мощности

    Если автомобиль приобретен на вторичном рынке, и все громкоговорители хрипят в нем на большой громкости, проблема может быть скрыта в неправильно выбранной мощности. Когда магнитола издает более мощный сигнал, чем динамик может получить в максимально возможной степени, во время их работы из всех громкоговорителей доносится шум.

    Именно поэтому, прежде чем покупать новое радио или динамики для машины, крайне важно не забыть посмотреть на показатели их мощности. Почти все современные автомобильные радиоприемники работают примерно на 55 Вт. В то же время, только высококачественные динамики могут выдержать такую мощность. Необходимо сравнить мощность радио с номинальными показателями мощности динамиков.

    Проблемы с радио выходом

    В машине на недорогих радиоприемниках все динамики могут подключаться к одному выходу. Если такое радиоустройство установлено в автомобиле, а динамики во время работы хрипят (даже при не самой высокой мощности), следует проверить состояние выхода. Проверьте есть ли коррозия и какие-либо дефекты, возможно причина в этом. Будет полезно «зацепить» цепь от выхода радио до динамиков.

    Отключение динамика

    Если в машине неисправны все динамики, то вполне вероятно причиной стало долгое прослушивание музыки на большой громкости.
    Из-за этого катушки могли перегреться. Чаще всего они фиксируются клеем, а из-за высокой температуры он имеет свойство плавиться, из-за чего от динамика катушки просто отпадают. Это приводит к хрипам при использовании автомобильных динамиков. В такой ситуации их нужно будет заменить.

    Проблема с проводами

    Если вся проблема в одном динамике, то можно заявить о его поломке. Чаще всего эту неисправность можно объяснить тем, что провода, объединяющие катушку и клемму, были повреждены. Возможно они просто изношены или сломаны, в любом случае именно из-за этого звук будет хриплым.

    Усилитель превысил мощность динамиков

    Иногда происходит одновременный выход из строя всех динамиков. Допустим, если вы слушали определённое время музыку на большой громкости, то динамик может сломаться.

    Из-за этого его катушка будет перегрета, при этом она потеряет свои свойства и будет полностью неисправна! Это может случиться, когда усилитель будет сильно превышать возможности динамиков автомобиля.

    Рано или поздно любой владелец автомобиля может столкнуться с проблемой замены штатных динамиков автомобильной акустической системы. Со звуком динамика могут быть серьезные неполадки. В такой ситуации сначала лучше самостоятельно диагностировать проблему и разобраться с ее причиной.

    Звук, которого быть не должно: что делать, если хрипят колонки

    Определить причину шума и устранить его иногда можно даже своими силами, не прибегая к помощи мастера. Мы расскажем о том, почему могут хрипеть колонки, и что с этим делать.

    Почему хрипит

    Нетипичные звуки из колонок могут звучать по следующим причинам:

    • Повредился динамик или провода, которыми он соединяется с платой.
    • Нарушилась работа микросхем или произошел сбой программного обеспечения.
    • В динамик попала вода, пыль или другие посторонние вещества.
    • Колонка банально не совместима с техникой, к которой вы ее подключаете.
    • Колонке не подходит усилитель.
    • Износились динамики.

    Если вы не обливали колонку водой, на ней нет видимых повреждений или вмятин, то определить причину хрипов может быть непросто. Если у техники еще есть гарантия от производителя, то стоит отнести ее в сервисный центр, потому что после попыток самостоятельного ремонта в сервисе колонку не примут.

    Кроме того, причиной хрипов и дребезжания может быть низкое качество колонки. Если у модели небольшой диапазон воспроизводимых звуков, а вы пытаетесь послушать через нее сложные симфонические мелодии с обилием очень низких и очень высоких частот, то хрип просто неизбежен. Поэтому всегда сопоставляйте диапазон работы колонки с диапазоном оборудования, которое вы к ней подключаете. Особенно это актуально для музыкальных инструментов, например, электрогитар или синтезаторов.

    Для музыкантов и звукорежиссеров очень важно проверять соответствие усилителя колонке. Есть два важных параметра – выходная мощность сигнала и сопротивление нагрузке. Если у усилителя они будут выше, чем у колонки, то она точно будет искажать звук, и эта проблема решается либо заменой колонки, либо покупкой другого усилителя.

    А почему шипит

    Иногда колонки могут издавать не хрипы во время воспроизведения звука, а равномерное фоновое шипение просто во включенном состоянии.

    Это значит, что:

    • Износился динамик. Тут поможет только его замена или замена всей колонки.
    • Плохая защита кабеля. Из-за этого возникают электропомехи, которые и выражаются в виде характерного гула. Помогает замена кабеля или новая обмотка.
    • Расшатанный разъем для подключения колонок. Здесь решение – замена разъема. Тоже самое происходит при износившемся штекере.

    Гул также может вызывать лежащий на колонке телефон или даже радиобрелок от ключей. Уберите технику, и проблема решится. Гудение при выключенном звуке, но поднятой выше 50% громкости колонок – признак низкого качества аппаратуры.

    Диагностика по звуку

    Можно более-менее точно определить причину хрипа из колонок по их поведению. Например, если хрип слышен только тогда, когда возле колонки лежит телефон, радиоприемник или другое устройство, активно принимающее и испускающее радиоволны, то, скорее всего, помехи создает именно оно. И стоит вам убрать технику от колонки – хрип исчезнет.

    Если хрипит только одна колонка из пары, то проблема в динамике, а вот если обе, то проблема, с большой долей вероятности, в устройстве, к которому вы подключаете звуковыводящую технику. Для проверки стоит подключить колонки к другому устройству. Хрип не исчез – проблема таки в колонках, исчез – в родном устройстве. Еще одна причина хрипа двух колонок сразу – неправильная калибровка. Попробуйте зайти в настройки звука на устройстве и вручную изменить диапазон, частоту и другие параметры.

    Если шум и хрипы слышны даже на невысокой громкости, то дело, возможно, в проводах – они отходят от динамиков или где-то переломались. Есть паяльник и необходимые навыки, а колонку не жалко и испортить? Смело раскручивайте корпус и проверяйте провода. Возможно, пара минут несложной работы решит проблему, и не придется идти в сервис.

    Хрипы на большой громкости? Возможно, в динамик набилась пыль, и его просто стоит почистить. Это решается элементарно – разобрать колонку и почистить динамик. То же самое может помочь, если в динамик попала вода, но контакты и микросхемы еще не успели проржаветь или окислиться. Тогда колонку нужно очень тщательно высушить, отключив предварительно от сети и оборудования.

    Если колонка хрипит на очень высоких или очень низких частотах, значит она просто не способна воспроизводить их. Тут ничего не поделаешь, нужно или не пытаться слушать басы на такой технике, или менять колонки.

    Еще одна частая проблема и источник хрипа, если речь идет о колонках, подключенных к компьютеру, это драйвера. Проверьте, есть ли они вообще, обновлены ли до актуальной версии. Узнать все это очень просто, если зайти в настройки звукового оборудования. Некоторые модели колонок нуждаются в специальном фирменном программном обеспечении, без которого они не будут работать так, как надо.

    Как не допустить хрипов

    Если колонки изначально не хрипят и вы не хотите, чтобы это началось, то стоит следить за их состоянием. Протирайте с динамиков пыль, не допускайте попадания на них жидкости, не ставьте колонки так, чтобы их провода сгибались под острым углом, правильно подключайте технику.

    Помните, со временем изнашиваются любые колонки, даже самые качественные. Особенно, если вы их активно используете, часто слушаете громкую музыку с широким диапазоном частот. Поэтому изначально не стоит экономить на технике, чтобы через пару лет не пришлось ее менять.

    Как видите, большинство причин хрипения или гудения колонок относительно просто устраняется своими силами. Ну и универсальная профилактика большинства проблем со звуком – качественное звуковое оборудование от проверенного производителя.

    Выбрать колонки, а также сравнить цены удобно на Price.ua.

     

    Читайте также


    Смотрите также