8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Омыватели стекол автомобиля


Омыватель лобового стекла для автомобиля ➦ что выбрать?

Омыватель лобового стекла  — химическое средство, принцип действия которого заключается в создании защитной пленки, которая предотвращает прилипание к стеклу посторонних предметов, тем самым улучшая видимость водителю и повышая безопасность движения даже при неблагоприятных погодных условиях.

Омыватель лобового стекла: технические и эксплуатационные характеристики жидкости

Современный омыватель лобового стекла отмечен рядом положительных качеств:

  • Прозрачность стекла и видимость улучшаются уже после первых движений дворников;
  • Удобство использования омывателей лобового стекла: средство просто заливается в емкость, после чего туда же добавляют воды и система готова к эксплуатации;
  • Полимерное покрытие восстанавливается всякий раз, когда водитель включает систему омывания стекол;
  • Если средство, выпущенное в виде концентрата, разбавлено правильно, покрытие долгое время не изнашивается;
  • Антифриз, входящий в состав зимних омывателей лобового стекла, не дает ему замерзать и покрываться ледяной пленкой;
  • Следы от насекомых удаляются путем нескольких движений дворников;
  • Уменьшается шум, исходящий от работы дворников, и увеличивается срок их службы за счет сокращения изнашиваемости.

Из чего состоит омыватель лобового стекла

Высокие моющие качества омывателям придают ПАВы, поверхностно-активные вещества, которые растворяют грязь, жир, отложения сажевого и масляного происхождения. Эти составы настолько активны, что добиться идеально чистой поверхности удается 1 или 2%-ым раствором.

Некоторые производители насыщают жидкости разного вида добавками, например, в состав омывателей для лобового стекла компании добавляют средства, способствующие преломлению солнечных лучей.

Пропускная способность раствора в таком случае существенно повышается и удается добиться более четкого и чистого изображения. В непогоду, когда дворникам приходится работать особенно интенсивно, пленка может сохраняться до 2-х недель.

Омыватель лобового стекла Омыватель лобового стекла

Качественный омыватель лобового стекла в своем составе имеет всевозможные ароматические вещества. Эффективные красители и отдушки сводят к минимуму распространение в салоне спиртового запаха, который неизбежен во время применения омывателей. Их второе предназначение – исключение употребления средства внутрь.

Важной составляющей защитной жидкости является вода. Чтобы получить раствор самого высокого качества, лучше разбавлять товарный концентрат дистиллированной водой. Чуть меньшими полезными свойствами обладает вода, добытая в артезианских скважинах, в которой практически отсутствуют минеральные соли.

Не допускается использование воды из-под крана или из открытого источника!

В состав качественного средства также добавляют:

  • Нейтрализующие вещества, которые не позволяют окисляться самому раствору;
  • Антикоррозийные ингибиторы.

Омыватели для лобового стекла нейтральны к лакокрасочным покрытиям кузова и к автомобильной резине. Разложение средств происходит биологическим путем, они безопасны для человека и окружающей среды.

Какой бывает омыватель лобового стекла

Известно, что омыватели лобового стекла классифицируют по признаку сезонности применения: они бывают для летнего и зимнего использования. Различаются они главным образом уровнем концентрации растворителя, то есть спирта. Это свойство обуславливает температуру замерзания омывателей. Таким образом, летние варианты имеют меньшую концентрацию, поэтому быстрее замерзают.

Есть третий вид составов – всесезонный омыватель лобового стекла, в основе которого лежит тот же принцип содержания спирта. Если хотите самостоятельно приготовить омыватель лобового стекла, выдержать пропорциональное соотношение воды и продукта, рекомендованное производителем. На этикетке обычно указывают пропорции от 1 к 100 и до 1 к 1. Необходимо помнить, что при перенасыщении раствора водой, он становится менее эффективным.

Какой спирт содержит омыватель лобового стекла

Современные средства для защиты автомобильных стекол выпускают на основе следующих видов спиртовых соединений:

  • Метиловый спирт: самый дешевый вариант. Омыватель характеризуется невысокой стоимостью и низкой температурой замерзания. В России данный вид запрещен по причине опасности для здоровья;
  • Этиловый спирт: омыватель на его основе имеет запах обычной русской водки. Стоят эти средства не дешево, порой цена жидкости превышает стоимость самого горячительного напитка;
  • ИПС, или изопропиловый спирт: из него изготавливают самый востребованный вид омывателей лобового стекла, поскольку здесь наблюдается оптимальное соотношения цены и качества. Средство успешно продается на территории России. Единственным негативным моментом здесь выступает неприятный и довольно резкий запах, с которым не могут справиться иногда даже сильно концентрированные ароматизаторы.

Когда лучше заменить летний омыватель лобового стекла на зимний

Водитель, пекущийся о «здоровье» своего «железного коня», не будет экономить на приобретении необходимых запчастей и средств. В итоге такая экономия может привести к незапланированным тратам, и немалым.

Как только наступают первые зимние дни, в автомобиле необходимо поменять всю жидкость на незамерзающую, в том числе омыватель лобового стекла.

Чтобы не иметь возможности столкнуться с проблемой замерзшего раствора в бачке, лучше, если замена произойдет, когда температура на улице опустится до + 8 0, не более.

Не стоит откладывать процесс в долгий ящик, выполните все приготовления одновременно, когда меняете шины и закупаете другие средства ухода в зимний период. В дальнейшем вам не придется выискивать время, чтобы подобрать зимнюю экипировку для автомобиля.

Совет от профессионала: многие россияне, проживающие в средней полосе РФ, приобретают омыватель лобового стекла, в инструкции которого указана температура замерзания – 300. Как показывает практика, это перебор. В таких случаях можно обойтись средствами, температура замерзания которых не менее 200 С.

Стеклоомывающая жидкость Eco Premium-25°ССтеклоомывающая жидкость Eco Premium-25°С

Омыватель лобового стекла: рекомендации к выбору

Мы уже говорили, что экономия на качестве омывателей лобового стекла подчиняется известной фразе о том, что «скупой платит дважды». Случается, однако, что цена изделия зависит не только от уровня его исполнения. На стоимость оказывают влияние и всемирная известность бренда, наличие дополнительных добавок, способствующие улучшению очищающих свойств, и тот же запах.

Не стоит покупать омыватели лобового стекла с испорченной упаковкой и этикеткой: качественный продукт обладает преимуществами во всем, и не может быть упакован в дешевый пластик.

Смотрите, чтобы на ней были указаны данные производителя, дата выпуска и срок годности товара. Если вы увидели внутри неоднородный состав или плавающий на дне осадок – перед вами дешевый суррогат. Оставьте его продавцу.

Задав себе вопрос: сколько стоит омыватель лобового стекла?- вы ответите автоматически и на другой важный вопрос: каков его запах. Здесь внимательным и осторожным нужно быть всем, особенно аллергикам и людям со сверхчувствительным обонянием.

Чтобы наслаждаться в салоне вкусными ароматами, придется раскошелиться. Если нет разницы, в окружении каких запахов путешествовать – можно и сэкономить. Компания GOODHIM при производстве автохимии придерживается принципа: качество при разумной цене.

Омыватель стекла автомобиля. Виды, свойства, характеристики, устройство

Впереди зима, поэтому самое время задуматься об омывателе стёкол автомобиля. Вообще небольшое устройство, о котором в хорошую погоду мы попросту забываем, напоминает о себе зимой – в слякоть или в межсезонье, когда после дождей на дорогах грязь. В эти периоды роль омывателя лобового стекла сложно переоценить, ведь он превращается в одно из ключевых устройств, обеспечивающих безопасность движения. При этом не следует забывать об омывателях заднего стекла и фар, если, конечно, автомобиль ими оснащён.

 

Виды и принцип действия омывателя стёкол

 

В большинстве автомобилей устанавливаются так называемые струйные устройства, которые обеспечивают попадание струи жидкости на стекло под большим давлением и определённым углом.

Конструктивно любой струйный омыватель состоит из насоса роторного типа, который обеспечивает давление в системе порядка 0.2-0.5 МПа, бачка для жидкости, форсунок, соединительных шлангов и блока управления. При включении насос нагнетает давление и жидкость из бачка по шлангам, которые, как правило, фактически представляют собой обычные пластиковые трубки, подаётся на форсунки и далее через них – на очищаемую поверхность. Форсунки стеклоомывателей бывают струйными и веерными. Первые оснащаются всего двумя соплами, через которые жидкость подаётся в виде струи. Веерные жиклёры представляют собой несколько сопл, объединённых в один блок. Они более эффективны, потому что разбрызгивают очиститель веером, захватывая и увлажняя сразу большую поверхность лобового стекла. К тому же в отличие от струйных в их конструкции имеется обратный клапан, который способствует быстрому созданию необходимого давления.

Как видно, конструкция и принцип работы омывателя стёкол просты и весь уход сводится к поддержанию всех элементов в рабочем состоянии. А это значит, что следует содержать систему в чистоте и заливать в бачок исключительно жидкости, не оставляющие осадок, который может привести к закупориванию трубок и форсунок.

Кроме струйных выпускаются также щёточные устройства, которые используются в системах очистки фар со стеклянным покрытием. Можно встретить также комбинированные варианты. Названия видов говорят сами за себя. Что касается конкретно омывателей фар, то в последнее время можно видеть современные автомобили с автоматическими системами. Они, конечно, «умные», более экономичные, но подходят больше для езды по европейским автобанам. На наших «родных» дорогах, которые, мягко говоря, далеки от совершенства, их лучше не использовать. Причины мы все хорошо знаем...

 

Основные неисправности в работе омывателя стёкол

 

Выход из строя этого устройства, да ещё и в самое неподходящее время всегда доставляет множество хлопот.

Основными причинами могут быть следующие.

Засор. Чаще всего причиной, почему не работает омыватель лобового стекла, является банальный засор форсунки, отложения на внутренних стенках трубок, препятствующие свободному проходу жидкости, а в зимнее время – лёд на форсунках, в трубках или в бачке. Лечение – следует промыть всю систему и лучше после тщательного мытья её продуть. Зимой, если замёрла система, следует поставить авто в тёплый гараж или на парковку. Как вариант – загнать автомобиль на СТО и прогреть феном.

Если промерзание произошло в таком месте, где тёплые парковки недоступны, можно попытаться прогреть систему теплом от работающего двигателя. Как правило, форсунки и шланги отогреваются уже через несколько минут. Если этого не произошло, используются специальные жидкости-незамерзайки. Вывод прост спецжидкости лучше всегда держать в багажнике. А вот прилагать механические усилия или тем более лить кипяток, как это рекомендуют некоторые «советчики», категорически нельзя. Ведь грубая физическая сила никогда не была помощником, а кипяток и мороз – вообще вещи несовместимые, как для омывателя и ЛКП капота, так и для других узлов и агрегатов авто.

Повреждённый шланг. Нередко случаются повреждения шлангов – разрывы, трещины, свищи. Всё это, естественно, приводит к разгерметизации системы. Как следствие, жидкость к форсункам перестаёт поступать.

Для устранения проблемы повреждённые шланги заменяются. Иногда шланг может отсоединиться со своего места во время тряски или перегнуться. В этих случаях необходимо выявить критическое место подсоединить шланг, принять меры к его закреплению или просто выровнять перегнувшийся.

Отсутствие питания. Так называемых «электрических неисправностей» может быть несколько. Самые простые и устранимые без обращения в автосервис – перегорание предохранителя или окисление клемм насоса. Остальные проблемы решаются диагностикой неисправности, починкой или заменой элементов.

Замена омывателя или его узлов при наличии достаточных практических навыков и простой системы, как, например, у омывателя стекла ВАЗ 2107 можно провести самостоятельно. В случаях отсутствия опыта ремонтных работ или при наличии сложной схемы, лучше не рисковать и обратиться к профессионалам.

В качестве профилактических мер, особенно в те периоды, когда устройство должно работать особо активно, лучше перед каждым выездом проверять его работоспособность. При неработающем омывателе лучше от поездки воздержаться до устранения неисправности.

Особое внимание жидкости для омывателя! Лучше использовать специальные составы.

Зимой в обязательном порядке нужно заливать в бачок незамерзающие жидкости. Причём во избежание неприятностей специалисты советуют приобретать продукцию только известных производителей, реальные характеристики которой полностью соответствуют заявленным требованиям.

Изготавливаем незамерзайку сами — журнал За рулем

Незамерзающую жидкость для автомобиля легко сделать в домашних условиях. Но имеет ли это смысл? Разберем все за и против.

Заправляем бачок омывателя

Если бы не этикетка, наша незамерзайка домашнего производства была бы неотличима от продающейся повсеместно.

Если бы не этикетка, наша незамерзайка домашнего производства была бы неотличима от продающейся повсеместно.

Материалы по теме

Сделать что-то своими руками всегда соблазнительно. И особенно — когда мало денег (тешит возможность сэкономить). Незамерзайка — не дефицит, по крайней мере в Центральном регионе страны, и стоит недорого, но все-таки по Сети гуляют рецепты ее домашнего приготовления. В порядке эксперимента мы решили воспользоваться одним из них.

На идею навела банка с незамерзающей жидкостью, купленная одним из наших авторов в Самарской области. На этикетке типографского изготовления в качестве места производства значилась… квартира 116 в одном из многоквартирных домов города Тольятти. Так и представляется, как ее там бодяжат в ванной.

Вторая причина этого эксперимента — недавние морозы, превратившие в лед даже те незамерзайки, которые, по уверениям продавцов, выдерживают до —30°С. И несмотря на то, что мы знаем, как справиться с такой напастью, хочется избежать проблем, нежели преодолевать их. Поэтому попытаемся сделать действительно незамерзающую незамерзайку.

ингредиенты

Все ингредиенты на столе. Можно приступать к эксперименту.

Все ингредиенты на столе. Можно приступать к эксперименту.

В состав любой незамерзайки входят спирт (чем его больше, тем ниже точка замерзания), вода, ПАВ (поверхностно-активные вещества), отдушка и краситель. Элементарно! Самый дорогой спирт — этиловый, этанол. Он применяется в медицине, его можно пить. Незамерзайки, которые мы покупаем, делаются, в основном, на основе недорогого изопропилового спирта, изопропанола, получаемого гидрированием ацетона или гидратацией пропилена. Пить его нежелательно. Метиловый спирт, метанол, из которого незамерзайки делают за рубежом, отлично моет, но в России уже 10 лет под запретом. Почему? Некоторые личности пытались его пить с печальным итогом.

изготовления незамерзажющей жидкости

Отливаем из банки с водой 2 литра. Для точности используем мерную ем

Омыватель лобового стекла. Устройство и принцип работы

В сухую погоду, когда без опрыскивания жидкостью щетки стеклоочистителя бессильны в борьбе с загрязнениями лобового стекла, важную роль играет омыватель.

История создания омывателя лобового стекла

Омыватели впервые появляются на автомобилях во второй половине 20 века. В России первый омыватель появился на машине Горьковского автомобильного завода. Сначала омыватель получил ГАЗ-М72 «Победа». Следом, омыватель был установлен на легендарную 21-ую «Волгу».

Изначально омыватель лобового стекла был механическим. Для того, чтобы «выпустить» воду, нужно было подергать ручку, установленную на передней панели. Далее насос перекочевал под ноги водителя и приводился небольшой педалькой, которая находилась левее других.

Механический насос уступил место электрическому. Теперь, чтобы «высвободить» воду на лобовое стекло, не надо было топтать педаль или дергать ручку. Электрический насос активировался либо подрулевым переключателем, либо клавишей торпедо. Позже инженеры совместили включение омывателя с автоматическим включением щеток стеклоочистителя.

Вместе с насосом менялись со временем и форсунки (жиклерки) омывателя лобового стекла. В середине прошлого века форсунка, как правило, была одна и устанавливалась на рамке лобового стекла сверху, а вода подавалась только наполовину лобового стекла со стороны водителя.

Далее форсунки переместились вниз, и их стали устанавливать либо на капоте, либо на планке под лобовым стеклом. Омывающая жидкость подавалась и на водительскую, и на пассажирскую сторону лобового стекла.

Часто форсунки фиксировали и на поводки щёток стеклоочистителя. Но эта операция вдальнейшем портила внешний вид машины, поэтому решение устанавливать форсунки на поводки щеток прижилось лишь на грузовиках и автобусах.

Устройство и принцип работы омывателя лобового стекла

В состав омывателя лобового стекла входит: бачок, электронасос, трубки, форсунка, переключатель. Бычок устанавливают, в основном, под капотом автомобиля. Его объем меняется в зависимости от модели, но, в среднем, он составляет от 2, 5 до 5 литров. В корпус бачка омывателя встроен электронасос. К нему присоединяется трубка, которая идет на форсунки.

Для подачи омывающей жидкости водителю достаточно потянуть на себя подрулевой переключатель, активизирующий насос, и жидкость под давлением разбрызгивается на лобовое стекло. Помимо этого, на большом количестве автомобилей автоматически включаются щетки стеклоочистителя на несколько взмахов.

Как правило, на автомобилях используются струйные форсунки омывателя лобового стекла. Выходит так, что жидкость подается в виде струи. Но, прогресс дошел и до того, что на сегодняшний день на современных автомобиля все чаще начали встречаться веерные форсунки омывателя. Они разбрызгивают омывающую жидкость не точечно, а равномерно, что отличает их от струйных. Таким образом, лобовое стекло очищается лучше и эффективнее, жидкость расходуется экономичней. Кроме того, для стран с холодным климатом многие производители укомплектовывают свои модели форсунками омывателя с подогревом.

Бачок омывателя лобового стекла располагается, в основном, под капотом автомобиля. Крышка имеет овальную форму, что очень удобно, окрашена в желтый цвет, чтобы он выделялся и его невозможно было ни с чем перепутать, например, с маслозаливной горловиной двигателя. На многих современных автомобилях установлен датчик омывающей жидкости.

В теплую погоду в качестве омывающей жидкости можно использовать обычную воду. Если автомобиль используется на трассе, то в воду можно добавить небольшое количество моющего средства, чтобы лучше удалять остатки насекомых.

Зимой в бачок омывателя необходимо заливать незамерзающую жидкость.

Автолюбители часто сталкиваются с проблемой засорения форсунок омывателя. Чтобы их прочистить, нужно вооружиться тонкой проволочкой. Ее нужно вставить в выходное отверстие засоренной форсунки и прочистить. Однако, если этот способ не поможет, то придется снимать жиклер.

В дальнейшем, чтобы избежать подобных проблем при заливке омывающей жидкости, плотно закрывайте крышку, следите, чтобы в бачок не попадала грязь.

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Виды жидкостей для омывателя стекол и особенности их применения! — DRIVE2

Незамерзающую жидкость для заправки омывателя надо выбирать с умом. Мы не будем говорить о том, что «дешево» означает «плохо», это понятно и так. Каждый, кто хочет сэкономить, может нарваться на подделку, и получить в результате замерзшее лобовое стекло. Если бачок омывателя заполнен водой, то выехать из гаража на такой машине можно только летом. При температуре ниже 0 C вода замерзнет, а замерзая, она увеличивается в объеме. Последнее обстоятельство чревато поломкой определенного числа деталей, но, похоже, об этом знают не все.
Ясно, что к зиме автомобиль надо правильно подготовить. И тогда, будут не страшны любые перепады температуры. Но как не ошибиться при выборе незамерзающей жидкости? Для начала, перечислим все разновидности этого расходного материала.

Виды незамерзающих жидкостей

В качестве жидкости для омывателя идеально подошел бы этиловый спирт (этанол), то есть вещество, в пропорции 4 к 6 с водой составляющее «Водку». Проблема одна: использовать этанол в таких целях будет слишком дорого. Поэтому, применяют заменители этанола, прежде всего это биоэтанол (обычно смешанный с ПАВ) ну и метиловый спирт. Последнее вещество, то есть метанол, лучше не использовать. Метиловый спирт – сильный яд, воздействующий на организм даже без употребления вещества внутрь.
Жидкости на основе биоэтанола можно считать идеальным вариантом, подходящим для авто любой марки и любой ценовой категории. Только вот стоимость химической основы, то есть самого биоэтанола, все еще достаточно высока. Поэтому, придумали делать незамерзающую жидкость из еще одного вещества – изопропилового спирта. Смесь, в состав которой входит изопропанол, можно сразу распознать по едкому запаху наподобие ацетона. Изготовители, конечно, стараются добавлять отдушки и ароматизаторы, но это меняет ситуацию не сильно.

Что в результате окажется лучше?

Изопропанол аналогично метанолу может вызвать отравление. Но у этого вещества есть «положительное» свойство – сильный запах. Что является своеобразным «ограничивающим фактором». Если в бачок омывателя залит метанол, эксплуатировать авто можно, разве что, плотно закрыв все окна и двери.

При температуре −25 Гр. Цельсия замерзают:

35-процентный раствор метанола с водой

40-процентный раствор этилового спирта

45-процентный раствор изопропанола

принцип работы, неисправности и способы их устранения

Омыватель ветрового стекла – вещь неоценимая. Достоинства этой системы лучше всего проявляются в слякотную погоду поздней осенью и ранней весной. Однако и летом без омывайки жизнь мёдом не покажется. Особенно в случаях, когда возникает необходимость отправиться в путь на дальнее расстояние, большая часть которого пройдёт по сельской местности.

С помощью жидкости омывателя с ветрового стекла удаляются разбившиеся о него насекомые. Обычно в момент столкновения они превращаются в мокрые цветные пятнышки, на которых непроизвольно фокусируется взгляд водителя, отвлекая его от контроля за дорожной обстановкой. Поэтому важно следить за тем, чтобы система стеклоомывателя работала исправно.

Омыватель всегда работает в паре с дворниками. Если они старые и уже не прилегают к поверхности стекла плотно, ожидаемого эффекта и качественной чистки не получится. Поэтому необходимо ежегодно менять щётки очистителя на новые. Многое зависит и от качества залитой в бачок жидкости. Некоторые из них слишком водянистые и не могут справиться с грязью надлежащим образом.

Некоторые автомобилисты считают нецелесообразным покупать «омывайку», предпочитая вместо неё использовать обычную воду. Однако, благодаря тому, что ранее в бачке уже плескались «химикаты», может произойти реакция, в результате которой залитая вода протухнет. В таком случае водителю обеспечен дискомфорт, поскольку при активации системы стеклоомывателя он будет вдыхать малоприятный запах.

Принцип работы самой системы основан на циркуляции жидкости по специальным трубкам-шлангам к соплам, через которые под давлением она попадает на ветровое стекло. Мало кто знает о том, что струю можно отрегулировать вручную, направив потоки воды ниже или выше. Делается это с помощью булавки, которая вставляется непосредственно в сопло, после чего и производится настройка.

Бывает, что после активации системы стеклоомывателя подачи жидкости на стекло не происходит. Причин тому может быть несколько. Чаще всего в сопла попала грязь, препятствующая выходу воды. Устранить засор можно с помощью всё той же булавки, которой прочищают оба сопла. Заменой для булавки может послужить гитарная струна, способная проникнуть в систему намного глубже.

Однако, не всегда причиной отсутствия подачи жидкости стеклоомывателя является засор. Возможно, что возникла более серьёзная проблема. Например, мог перегореть предохранитель, отвечающий за работу системы, однако в таком случае обычно перестают работать и дворники. Устраняется проблема заменой предохранителя.

Кроме того, отсутствие подачи жидкости может быть вызвано выходом из строя насоса, обеспечивающего работоспособность системы. Понять это довольно просто. При активации стеклоомывателя можно услышать характерный для работы моторчика гул, отдалённо напоминающий работу «зума» фотоаппарата. Отсутствие звука будет явным свидетельством поломки насоса. Впрочем, ломается он постепенно: сначала струя становится заметно слабее, после чего иссякает совсем.

Насос стеклоомывателя обычно располагается в нижней части бачка, предназначенного для жидкости системы. Добраться до него можно подняв машину на домкрат, однако намного удобнее делать это на яме. Снимается насос просто: сначала отсоединяют подключённые к нему провода, после чего извлекается само устройство. Назад всё возвращается в обратной последовательности.

Не забывайте о необходимости использования в системе стеклоомывания соответствующей сезону жидкости. Перед наступлением холодов потрудитесь избавиться от остатков летней водицы. В противном случае, она неизбежно замёрзнет, благодаря чему система надолго выйдет из строя. При полном заливе жидкости в момент резкого понижения температуры может расколоться сам бачок, замена которого стоит больших денег.

KIA Ceed SW Premium › Бортжурнал › Концентрированные жидкости для омывания лобового стекла автомобиля (удаление следов насекомых)

За лето попробовал 2 средства:
1. MANNOL 5022 Scheiben-Reiniger 250 мл. (арт. 2239) (Германия) -117 р.
MANNOL Scheiben-Reiniger Konzentrat 1:100 – высокоэффективное чистящее средство с приятным цитрусовым запахом, которое предназначено для применения в бачках омывателя ветрового стекла автомобилей в летнее время. Быстро удаляет сильные загрязнения ветрового стекла, такие как масло, силиконовые отложения и следы насекомых. В течение секунды обеспечивает прозрачность стекла, повышая тем самым безопасность движения. Химически нейтрален по отношению к резине, лаку, пластмассе и плексигласу. Этот продукт не содержит фосфатов и биологически нейтрален. Содержимого дозирующей камеры 50 мл достаточно для 5 литров раствора.

MANNOL

2. LAVR Glass Washer Anti Fly Concentrate Green 330 мл. (арт. Ln1221) (Россия) — 89 р.
LAVR Glass Washer Anti Fly Concentrate — концентрированная жидкость для омывания лобового стекла автомобиля. Быстро и эффективно удаляет загрязнения с лобового стекла любые загрязнения, в том числе и следы насекомых. Не оставляет разводов после высыхания. Предохраняет систему омывания стекол от коррозии. Уникальный высококонцентрированный состав. Добавить средство в бачок стеклоомывателя из расчета 1 часть средства на 40 частей воды.

LAVR

Средства использовал на дальняках, заливал в бочек омывателя по горло (4,5 л).
На 5 л. раствора ушло концентрата: MANNOL — 50 мл, 1-го флакона концентрата хватит на 25 л.; LAVR — 125 мл, 1-го флакона концентрата хватит 13 л.
Оба средства зарекомендовали себя отлично, мух и всякую живность отмывают отлично.
Если смотреть с экономической точки зрения, то MANNOL покупать выгоднее, плюсом еще является то, что во флаконе встроен дозатор, хотя на флаконе LAVR нанесены риски.
За лето средство не все израсходовал, останется на следующий год.
Всем добра!

Цена вопроса: 206 ₽ Пробег: 19 000 км

4 эффективных рецепта стеклоомывающей жидкости

Как сделать эффективную жидкость для стеклоомывателя

Готовы ли вы к осенним дождям? Возможно, вы считаете, что предусмотрели абсолютно все в контрольном списке необходимых приготовлений вашего авто к сезону дождей, но, как показывает практика, очень многие водители забывают о жидкости для стеклоомывателя!

Стеклоомыватель и «дворники» действуют в тандеме, чтобы обеспечить вам оптимальный уровень видимости, когда природа решает обрушить гнев небес на вашу машину и направить прямо на ее лобовое стекло грязь, воду, мусор и насекомых которые летят со всех сторон.

Даже если вы забыли своевременно приобрести жидкость для очистки стекол, и природа застала вас врасплох, не беспокойтесь! Перед вами – варианты того, как можно выйти из положения, заполнив резервуар для омывающей стекла жидкости тем, что наверняка есть у вас дома. Это довольно удобно, к тому же, позволит вам сэкономить немного денег!

Какая вода для этого подходит? Очень просто: дистиллированная. Никаких исключений здесь быть не может! Прежде, чем мы перейдем к составам домашних аналогов покупной жидкости для очистки стекол, очень важно, чтобы вы запомнили: использовать следует только самую чистую форму воды! Я не могу не обратить внимание на тот факт, что заливать в резервуар для омывателя обычную водопроводную воду очень вредно. Почему? Дело в том, что в составе водопроводной воды присутствуют минералы, способные закупорить трубки или форсунки, распыляющие жидкость на лобовое стекло.

Теперь, когда вода для нас – уже пройденный этап, пришло время обратиться к созданию оптимального решения для очистки стекол.

Вариант 1. Очиститель окон + дистиллированная вода

Возьмите емкость, вмещающую примерно 3,5 литра жидкости и на ¾ заполните его дистиллированной водой. Затем добавьте туда одну часть очистителя для оконных стекол, и как следует перемешайте. Состав, который у вас получился, прекрасно подходит для избавления от неприятных следов древесной смолы и дорожной грязи, которые остаются на лобовом стекле. Не забудьте, что хранить жидкость нужно в прохладном темном месте, где до него не смогут добраться дети.

Вариант 2. Жидкость для мытья посуды + дистиллированная вода

Возьмите такую же емкость, ¾ ее заполните дистиллированной водой и добавьте туда несколько капель жидкости для мытья посуды. После этого хорошо встряхните емкость. Постарайтесь не переусердствовать с количеством средства для мытья посуды, так как при ее переизбытке получится слишком много пены – это плохо отразится на видимости во время езды на автомобиле. Состав прекрасно подходит для того, чтобы обезжиривать лобовое стекло.

Вариант 3. Жидкость для мытья посуды + очиститель окон + дистиллированная вода

Два средства должны сработать лучше, чем одно. Если вы стремитесь к максимальному эффекту, попробуйте добавить в воду оба компонента!

Вариант 4. Изопропиловый спирт или уксус

Также есть смесь, в состав которой входит изопропиловый спирт. Он действует, как антифриз – в теплых странах это неактуально, а вот тем, кто живет в более суровом климате, данная добавка может очень пригодиться. В качестве альтернативы спирту можно использовать белый уксус, но, как показывает опыт, его неприятный запах – это серьезный повод чтобы отказаться от его использования.

Вы можете купить экологически чистые концентрированные средства, в составе которых нет метанола, которые перед использованием нужно разбавить дистиллированной водой. Если вам не хочется самим этим заниматься, приобретайте уже готовые жидкости, которые следует просто влить в резервуар. В любом случае, в обязательном порядке соблюдайте инструкции, указанные на этикетках, особенно в случае с концентратами. Также изучите, что по этому поводу говорится в руководстве по вашему автомобилю.

Это важно. Довольно распространена такая практика, что наши лобовые стекла протирают сотрудники заправок, когда мы приезжаем туда, чтобы залить в бак бензин. К сожалению, на большинстве заправок используются агрессивные моющие средства, которые растворяют в водопроводной воде. Она стекает на форсунки и в результате может забить их. Теперь вы вооружены необходимой информацией и знаете, что сможете хорошо позаботиться о своем автомобиле самостоятельно.

Очистители и омыватели стекол автомобилей и автомобильных фар.


Стеклоочистители и стеклоомыватели




Назначение стеклоочистителей

Автомобили эксплуатируются в разных климатических, дорожных и метеорологических условиях, при этом для обеспечения безопасности движения и комфортных условий для водителя необходимо обеспечить безупречную видимость дорожной обстановки.
Основными факторами, снижающими обзорность и видимость водителю, являются загрязнение либо увлажнение (например, атмосферными осадками) лобового, заднего и боковых стекол, при этом уменьшение видимости через лобовое стекло является наиболее опасным с точки зрения безопасности движения.
Существенно ухудшает видимость в темное время суток загрязнение стекол фар.

Исходя из изложенного выше, стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. Фароочистители, устанавливаемые в последнее время на многих легковых автомобилях, предназначены для очистки стекол фар от загрязнений.

***

Щетки стеклоочистителей

Очистка стекол осуществляется специальными обрезиненными щетками, плотно прижимаемыми к стеклу рабочей поверхностью и совершающими колебательные движения по поверхности стекла.
Количество щеток стеклоочистителей лобового стекла зависит от его размеров и формы; на большинстве автомобилей используется две щетки – со стороны водителя и со стороны пассажира, но встречаются и автомобили, у которых лобовое стекло оснащено тремя щетками стеклоочистителя.

Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков (чем зачастую «грешат» вакуумные и пневматические приводы) с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу.

Применение на современных автомобилях сфероидального остекленения кузова и стекол фар сложной пространственной формы усложняет работу щеток стеклоочистителя, поскольку трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекла. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают силу пружин, прижимающих их к стеклу. Гибкость щеток обеспечивается увеличением числа коромысел (сочленений) держателя и применения профиля щетки оптимальной формы.

***

Типы привода стеклоочистителей

Основное конструктивное различие используемых на автомобилях стеклоочистителей заключается в типе привода их щеток, который может быть механическим (ручным), электрическим, вакуумным или пневматическим.
В настоящее время наиболее широко используется электрический привод стеклоочистителей, стабильно работающий в любых условиях (в том числе и при неработающем двигателе).

Механические (ручные) стеклоочистители, которыми оснащались многие автомобили до середины прошлого века, в настоящее время практически не используются. Они наиболее просты по конструкции, но неудобны в использовании, к тому же отвлекают водителя от наблюдения за дорожной обстановкой.

Стеклоочистители с вакуумным приводом для своей работы используют разрежение, образуемое во впускном тракте системы питания двигателя (так же, как и вакуумные усилители тормозов). Существенными недостатками таких стеклоочистителей является невозможность их использования при неработающем двигателе, а также зависимость их работы от величины разрежения во впускном тракте. Тем не менее, стеклоочистители с вакуумным приводом изредка используются на некоторых типах автомобилей.

Пневматический привод стеклоочистителей иногда применяется на грузовых автомобилях, оснащенных пневмосетью. Такие стеклоочистители использовались, например, на первых моделях автомобилей марки «КамАЗ», однако из-за недостаточной стабильности и надежности работы пневмоклапанной системы управления впоследствии их сменили стеклоочистители с электрическим приводом.
Пневматический тип привода стеклоочистителей в настоящее время встречается на некоторых грузовых автомобилях.

***

Устройство и работа электрических стеклоочистителей

Кинематическое и конструктивное решение механизма стеклоочистителя лобового и заднего стекла достаточно простое. Электрический стеклоочиститель (рис. 1) состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток.

Рис. 1. Принципиальная схема стеклоочистителя: 1 - рычаги и щетки; 2 - кривошип; 3 - электродвигатель; 4 - редуктор; 5 - переключатель режима работы Рис. 2. Моторедуктор 47.3730 стеклоочистителя заднего стекла: 1 - зубчатое колесо; 2 - червяк; 3 - выходной вал; 4 - корпус редуктора; 5, 7 - зубчатые сектора; 6 - серьга; 8 - корпус электродвигателя; 9 - постоянный магнит; 10 - якорь

Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает щеткам качательное движение.

На некоторых автомобилях (в частности – на автобусах с большой площадью лобового стекла) щетки стеклоочистителей совершают не качательные, а плоскопараллельные перемещения благодаря особой схеме рычажного привода. Это позволяет щеткам очищать от загрязнений и влаги бόльшую поверхность лобовых стекол, но несколько усложняет конструкцию привода.

В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнее положение при выключении моторедуктора, и биметаллический предохранитель, защищающий цепь от перегрузок.

Концевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когда его шток попадает в углубление на выходном зубчатом колесе. Многие моторедукторы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма, у которых вращение якоря двигателя преобразуется в колебательное движение с помощью рычажного механизма щетки.

Различные климатические условия и скоростные режимы автомобиля обуславливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Очевидно, что при сильном дожде или при движении автомобиля с большой скоростью даже при незначительных осадках стеклоочистители должны работать производительнее. Поэтому современные стеклоочистители имеют устройства, позволяющие адаптировать скорость перемещения щеток с интенсивностью загрязнения или увлажнения стекла. Как правило, такие устройства являются электронными.

Следует отметить, что моторедукторы применяются не только в стеклоочистителях разных типов – они используются в электроприводе стеклоподъемников и блокировки дверных замков, а также в некоторых других приводных устройствах.

***

Очистители фар

Очистители стекол фар бывают щеточные и струйные.

Щеточные фароочистители по принципу действия аналогичны стеклоочистителям лобового и заднего стекла автомобиля.
Для привода щеток фароочистителей используются моторедукторы, обеспечивающие необходимый угол поворота щеток. Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60˚, прямоугольной - 45˚.
Моторедуктор 221.3730 очистителя фар представлен на рис. 3.
Малогабаритные редукторы, применяемые в фароочистителях, не имеют червячного механизма. Выходной вал редуктора, параллельный валу двигателя, получает колебательные движения от многоступенчатого редуктора и двухзвенного кривошипно-шатунного механизма, состоящего из шатуна 11 и поводка 9.
У стеклоочистителей прямоугольных фар моторедуктор имеет однозвенный кривошипный механизм, состоящий из шатуна и закрепленного на боковой поверхности пальца, входящего в прорезь шатуна.

Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи отбиваются от стекла фары и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением (до 0,3 МПа).
Преимуществами такой очистки является высокая эффективность и надежность в работе, возможность очистки фар любой конфигурации. Однако для эффективной работы фароочистителей струйного типа необходим мощный электронасос высокого давления и сравнительно большое количество воды для омывания фарных стекол.

***



Омыватели стекол

При движении автомобиля по сырой дороге стекло водителя забрасывается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя сами не способны очистить стекло от грязи, лишь размазывая ее. И уж тем более щетки не способны очистить стекло от подсохшей грязи.
Для удаления свежей и засохшей грязи в дополнение к стеклоочистителям устанавливаются омыватели стекла, с помощью которых грязь увлажняется и после этого легко удаляется щетками стеклоочистителей.

Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой или специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах, и насоса, приводимого в движение механическим способом (вручную или ногой), либо от электродвигателем. При работе омывателя переднее (или заднее) стекло смачивается струйками воды из форсунок, устанавливаемых около стеклоочистителей, или на рычагах, либо непосредственно на щетках.

В системах омывателей стекол кузова и фар наиболее широко используются мотонасосы, которые представляют собой соединение в одну общую конструкцию электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис. 3 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной очистки фар автомобиля.

Рис. 3. Моторедуктор 221.3730 очистителя фар: 1 - корпус; 2 - щетки; 3 - подшипник; 4 - коллектор; 5 - якорь; 6 - постоянный магнит; 7 - ведомая шестерня; 8 - ведущая шестерня второй ступени редуктора; 9 - поводок; 10 - выходной вал; 11 - шатун; 12 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 13 - шток; 14 - выключатель Рис. 4. Мотонасос 2002.3730: 1 - крыльчатка; 2 - насос фароомывателя; 3 - якорь

Крыльчатка 1 центробежного насоса 2, закрепленная на валу якоря 3 электродвигателя, выполнена из пластмассы. Внутренняя полость электродвигателя защищена от попадания влаги резиновой манжетой.
Режим работы мотонасосов – кратковременный.

Мотонасосы используются не только в системах очистки стекол. Их применяют в системах перекачки жидкости (например, топлива), в системах обогрева кузова и т. п.
В таблице 1 приведены основные параметры некоторых мотонасосов, применяемых на отечественных автомобилях.

Таблица 1. Параметры мотонасосов

Мотонасос

Назначение

Напряжение, В

Потребляемый ток, А

Перепад давления, МПа

Применяемость

2002.3730

Струйная фароочистка

12

40

0,3

Автомобиль ГАЗ-3102 с двигателейм ЗМЗ-402

9602.3730

Струйная фароочистка

12

40

0,38

Автомобиль ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406

274.3730

Омыватель стекол

12

3

0,16

Автомобили марки «ВАЗ», ГАЗ-3102

99.3730

Омыватель стекол

12

3

0,11

Автомобили ГАЗ-3778

351.3730

Обогреватель салона

12

37

0,015

Автомобили ГАЗ-33023, 2705

75.3730

Электробензонасос

12

65

3,9

Автомобиль РАФ-22038

***

Электродвигатели приводов


Главная страница


Дистанционное образование

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Промывание системы стеклоомывателя — Peugeot 206, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Я раньше пару раз заикался про чистку омывателя лобового стекла на своей машине, теперь рассказываю подробности,

Начать надо с того, что на Пыжах 206 с 2003 года ставят очень хитрые брызгалки (жиклёры) на омывателях лобового стекла: старые льют на стекло две струйки, а новые распыляют воду равномерно в некотором секторе, что позволяет мыть стекло намного эффективнее, экономнее и быстрее.

Наглядная демонстрация: слева 'веерная' форсунка, справа — обычная

Это, конечно, хорошо – но засоряются эти брызгалки тоже очень и очень запросто. В принципе, если следить за тем, что льётся в бачок омывателя, то можно ездить долго и счастливо; но вот мне не повезло и туда натрусилось некоторое количество мелкого мусора. Брызгалки начали забиваться, что в условиях грязной городской зимы было очень и очень неудобно. В первый раз я попросил поправить это на СТО (естественно, я туда не ездил только за этим – по-моему, ТО-20тык делал) где брызгалки сняли и продули сжатым воздухом. Помогло где-то на неделю-две. Можно, конечно, менять брызгалки (цена им гривень 20-30) – но с такими темпами выхода из строя…

Кстати, мужики с шиномонтажек, к которым я приставал на предмет продуть забитые брызгалки сжатым воздухом, говорили, что у них всего 2-3 атмосферы и этого попросту не хватит: нужно 5-6 атмосфер, такое обычно есть у тех, кто занимается покраской. До вторых, в итоге, я так и не доехал. Впрочем, это даёт нам представление о необходимом для продувания давлении: никакой пылесос, ни напор воды из-под крана этого не осилит, не говоря уж про «дунуть ротом» ;)

Пришлось изучать конструкцию самостоятельно. Вот она:

Сами брызгалки 7 представляют собой цельнолитые пластмассовые детали сложной формы: снизу у них защёлка, которой они крепятся на капоте, плюс патрубок, куда надевается трубка омывателя, сверху – хитрой формы выходной канал, который отвечает за формирование конуса брызг. Вот этот-то канал хитрой формы и забивается мусором в первую очередь. Снимаются брызгалки элементарно просто: трубки сидят на трении на тройнике 9, откуда их легко снять (особенно легко на горячем двигателе: пластик расширяется и становится мягче, температура в подкапотном пространстве немаленькая). Потом снизу капота прижимаешь защёлку брызгалки и она вынимается сверху капота. Патрубок самой брызгалки более толстый, потому снять с него трубку на улице (при обычной температуре) мне не удавалось: помогало только отогревание в струе горячей воды, уже дома. Когда трубки сняты с брызгалок, нужно иглой или булавкой пройтись по каналам и достать из них весь мусор. Это удобно делать под струёй воды, которая помогает вымывать мусор; но забивший канал кусочек, как правило, сидит настолько плотно, что достаётся только иглой. Сами трубки полупрозрачные (всю грязь в них легко видно) и гладкие — потому легко промываются струёй воды. Проверить результат достаточно просто: под напором брызгалка должна давать ровный конус брызг. Нелишним будет напомнить, что компоненты жидкостей для омывания стекла, особенно зимние, весьма и весьма ядовиты – потому «дуть ротом» можно, но надо соблюдать разумные предосторожности.

Такую процедуру за зиму-весну я проделывал с десяток раз – всё никак мусор не уходил из бачка. Возил даже с собой штук пять булавок, чтобы прошуровывать брызгалки на дороге, если уж вдруг сломалось, а ехать надо (по-моему, картонка с булавками до сих пор валяется в бардачке). Появилась ещё одна проблема: концы трубок растянулись и начали соскакивать с тройника 9 от давления системы омывания, особенно при горячем двигателе. Выглядит как полный отказ обоих форсунок омывателя после 1-2 брызганий; лечится в меру просто: обжиманием концов трубок на тройнике при помощи тонкой медной проволоки. Думал даже подобрать себе специальные зажимы под диаметр, т.к. всё равно периодически приходилось снимать-одевать… Но этот балаган меня таки достал окончательно, и я решился промыть всю систему капитально, начиная от бачка.

Бачок 1 отлит из пластмассы такой хитрой формы, что он занимает полость в правом углу переднего бампера, а мотор-насос омывателя 6 спрятан в нише внутри бачка. Начало трубки омывателя, соответственно, тоже где-то там. Как туда подобраться даже близко – не знаю, потому придумал способ туда не лазить вовсе ;) Снял трубку от бачка до тройника 9, вынул её из креплений капота аж до того места, где она уходит внутрь крыла – получился кусок примерно полметра, который удобно было сунуть в ведро, поставленное рядом с машиной. Дальше заливаем полный бачок воды, закрываем капот и поднимаем щётки (т.к. машина сильно умная: после включения омывателя она машет щётками автоматически) и прокачиваем всю воду через систему. Заливаем опять полный бачок, ещё раз прокачиваем. Нужно учитывать две тонкости: у мотор-насоса есть защита от перегрева, потому если крутить его долго без перерыва, он отрубается, надо сделать перерыв секунд 10-15; ну и крутить его в холостую тоже ни разу не желательно – благо, по звуку сразу слышно, что бачок пуст. Через три-четыре бачка я успокоился, тройник, трубки и брызгалки промыл как обычно, и… Уже месяца три даже не вспоминаю про брызгалки вообще. И зажимы на трубки уже не нужны: закрутил раз проволокой, и фиг с ним, раскручивать пока не нужно.

Раз уж зашёл разговор на эту тему: летом лью воду с шампунем Liqui Molly (который банально дешевле рекомендуемого Пыжами Sonax, с другой стороны – ещё не совсем фигня), одной бутылочки (на 150 литров, что ли) хватило на два сезона. На зиму концентрат той же Liqui Molly, из 6-литровой канистры за первую зиму ушло 4 литра. Омывателя фар у меня нету, при его наличии, говорят, жидкость уходит в разы быстрее ;)
Вода льётся простая из-под крана, никаких плясок с дистиллятом. Под левым передним сиденьем катается 3-литровая бутылка из-под Моршанской с технической водой: этого как раз хватает, чтобы залить полный бачок омывателя (чуть больше двух литров) или смыть-протереть все стёкла по кругу (мочалка с резиновым скребком всегда в багажнике).

(оригинал)

Подогрев жидкости омывателя стекла. — Лада 2106, 1.3 л., 1990 года на DRIVE2

Всем привет. Не большая и не сложная, но полезная, как я считаю, доработка системы омывателя лобового стекла. После замены бачка на более вместительный (5.8л), установки двух насосов Прамо(2.5атм) и установки реле стекло-очистителя Энергомаш с выбором паузы, работа всей системы впринципе нравиться и со стоковой конечно не сравнится, ни в удобстве, ни в качестве очистки стекла, очищает великолепно. Но совершенству нет предела)). Решил добавить подогрев омывающей жидкости,

так как тёплое/гарячее всегда лучше отмывает, что особо актуально в холодное время года. Вариантов подогрева существует много видов, я решил не усложнять и сделать по проще. Для этого была куплена прозрачная трубка, внутренним диаметром 5мм, в количестве 8м. Если насос один делите на два. Также сразу купил два клапана с обратки 08, надоела задержка, между использованиями жидкость стекает. Старая разводка была снята, после насосов установлены обратные клапана,

затем по тёплому патрубку расширительного бачка трубки проложил к горизонтальному патрубку радиатора

и сделал накрутку вокруг него в количестве 10-11витков.

В начале спирали и в конце трубку прихватил хомутами к патрубку, чтобы не раскручивалась со временем. Дальше как обычно проложил под утеплителем капота и через фильтры, от насосов Прамо,

подсоединил к форсункам, оставшуюся лишнюю трубку обрезал см 20. На зимний период, накрученную спираль обвернул утеплителем для труб, получилась своеобразная грелка.

Результат отличный, жидкость хорошо нагревается и утеплитель тоже помогает держать тепло. Напор немного упал, но помоему, сейчас как раз нормально, от Прамовских насосов раньше до багажника всё мокрое было), сейчас брызги до пол крыши)) больше не к чему. Если насос обычный 1.5 атм, можно меньше витков делать, 5-7 думаю будет достаточно, чтобы насос потянул. Утеплитель летом можно снимать. Стекло отмывается гораздо лучше, убирается наледь, копеечная доработка, а польза хорошая.


Смотрите также