8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Октановое число бензина


Barik-CZ › Блог › Химия топлива . Октановое число и как его повысить на турбированых двигателях. Часть 5

Пришла пора ответить на вопрос, почему осыпаются перегородки на поршнях, поднимает головку блока и, якобы, “ ПЕРЕГРЕВАЮТСЯ ” моторы ЕЖ 257.

Обещал в предыдущем посте перейти от теории к практике, но когда начал писать опять понял, что без дополнительной теории не смогу обойтись. Вообще, часто стал слышать, читать в комментариях, что все это теория, а главное практика. По мне, так без фундамента нельзя построить дом.
ОСНОВЫ ДЕТОНАЦИИ
Детонация делится на два типа:
— Knocking (also called knock, detonation, spark knock, pinging or pinking, детонационное сгорание). Этот тип детонации происходит после зажигания смеси с помощью искры, spark knock. Очень кратко об этом типе.
Звучание слова, описывающего этот тип детонации похоже на звук, производимый двигателем при неконтролируемом воспламенении смеси в удаленных от свечи зажигания местах камеры сгорания. Обычно это происходит когда давление и/или температура в КС становится слишком большой, из-за чего смесь самовоспламеняется еще до того, как фронт пламени достигнет этих участков.
Так выглядит нормальный процесс воспламенения смеси

Так выглядит Нок

— Pre ignition – преждевременное зажигание (ПЗ) или non spark knock, зажигание без искры. Его еще часто называют дизелин, т.е работает как дизель . ПЗ делится на два подтипа.
1. калильное зажигание (КЗ), оно происходит при соприкосновении смеси с раскаленными до 700 – 800 градусов участками КС. Обычно это места в районе острых краев, выпускных клапанов, на свечах зажигания или раскаленного нагара (carbon)
2. self ignition, самовоспламенение (СЗ). Данный подтип детонации (зажигания) происходит на такте сжатия. При сжатии температура смеси сильно возрастает и при достижении температуры самовоспламенения (ТСВ) смесь сама, без помощи искры воспламеняется. Для бензина АИ98 — ТСВ равняется 280 градусам С.
Преждевременное зажигание ПЗ – страшная вещь. Во-первых, мотор его не слышит, оно не издает звук (Knock), но дело свое делает. Так же оно является причиной мегадетонации, когда трескаются и прогорают поршня.
Так же детонация и ПЗ по разному разрушают мотор.


Здесь очень хорошо видно, что именно ПЗ является причиной разрушения перегородок в поршнях.
Вывод – проблема моторов ЕЖ257 в России (у нас такой проблемы на стоке не встречается) заключается в преждевременном зажигании, а не детонация. Давайте разбираться, в чем же причина. Ответ простой – не соответствующий бензин данному мотору.
Субару моторы рассчитаны на 98 бензин (да не только субару, в основном все турбированные двигатели). Мы уже рассмотрели, что такое октановое число. Однако у топлив есть и другие очень важные показатели, а именно температура самовоспламенения (ТСВ) и скорость горения. В данном случае нас интересует ТСВ. Для АИ98 она равняется 280 — градусов, а для 95 – 260 градусов. Кажется разница не очень большая, но, к сожалению, это не так.
Вообще, все дальнейшие рассуждения следует рассматривать как мои личные умозаключения, основанные на изучении термодинамических и химических процессов в ДВС. Помните, я упоминал об условной, критически допустимой при расчетах температуре 596 К или 323 градуса Цельсия? Но здесь, на первый взгляд, несоответствие – ТСВ 280 градусов, а допустимая другая. Как же так? Все не так уж сложно.
Основной составной частью бензина является углеводород C8h25. Если мы рассчитаем вызванное парообразованием понижение температуры (законы термодинамики!), оно составит при АФР 12.2/1 — 25 градусов. Х – 25 = Y критическая температура для АИ98. Но это не все, смотрим на график

Если Вы помните, мы рассчитывали температуру при условии полного сжатия, т.е. до верхней мертвой точки (ВМТ). Но зажигание, обычно, производят чуть раньше. На графике момент зажигания показан точкой А. В этот момент времени и компрессия меньше, и температура. Точка B – момент возгорания, а промежуток АB – задержка.
Давайте посмотрим более внимательно на задержку АB

Где SIT – self ignition temperature (температура самовозгорания ТСВ), в нашем случае 280 градусов. При расчетах мы должны учитывать, что зажигание может быть и при нулевом опережении. Из графика видно, что если мы не достигли ТСВ, так его и не будет. При небольшом превышении ТСВ задержка достаточно большая. Чем выше температура в сравнении с ТСВ, тем короче задержка. Таким образом мы и пришли от 323 градусов к 280.
Так что же получится, если залить бензин, пусть даже и 98, но с ТСВ 260 градусов? Кстати температура 280 градусов соответствует европейскому Shell V power.
Следующий график необходимо изучить очень внимательно, там и есть ответ

Pre ignition point — точка самовозгорания, которая наступает при достижении ТСВ ( 260 градусов), Normal ignition point – нормальное зажигание (при 280 градусах). Это самовозгорание не слышно датчику детонации, да в этот момент оно и не страшно. Смесь чуть раньше зажглась, с учетом задержки в момент подачи искры смесь уже горит и начинает расширятся, происходит сдвиг максимального давления ближе к ВМТ, тем самым повышается давление и температура. Это схоже с тем, что происходит при небольшом увеличении угла опережения зажигания. Но это на первый взгляд. Температура и давление повышается, на следующем цикле задержка уменьшается и происходит сдвиг еще больше в сторону ВМТ, и так далее. Повышается температура в КС, как следствие может появится еще и калильное зажигание. В свою очередь, это приведет к еще большему давлению и температуре. А датчик детонации не реагирует, т.к. он не слышит детонации, она еще не наступила. Однако давление уже настолько сильное, что приводит к выдавливанию прокладки, увеличению нагрузки на коленвал и вкладыши, а в итоге к тихому разрушению перегородок в поршнях.
Ну это так, в общих чертах. Надеюсь понятно?
Может возникнуть вопрос, а почему мозги не делают корректировку? Ответ простой – все калибровки сделаны из расчета на ТСВ 280 градусов. Информацию о температуре мозги получают с датчика, установленного на впуске. Информацию о реальной ТСВ мозгам взять неоткуда, соответственно и нет адекватной коррекции по бусту. А так как преждевременное зажигание пока не переросло в knock, нет издающей звук детонации, нет и коррекции по зажиганию. Машина рассчитана на 98 бензин с ТСВ 280 градусов, вот и все.
Я не стал расписывать причину подъема головы. Здесь все должно быть уже понятно, так же как и то, что проблема вовсе не в системе охлаждения. Для примера, у нас здесь на нормальном бензине 2.5 литровый СТИ с мощностью за 400 сил, со стоковой системой охлаждения ездит целый день на треке, при бешеных нагрузках. И все в порядке. Нет не все – масло надо охлаждать, это факт.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОКТАН?

Известны три основных принципа в производстве высокооктановых топлив путем их химизации. Первый — использование добавок на базе ароматических углеводородов. Пример — монометиланилин (ММА), имеющий октановое число 280. Один процент добавки такого состава повышает октановое число базового бензина на 1-2 единицы. Основной недостаток — повышение токсичности отработавших газов и уровня органических отложений в камере сгорания. Второй — использование высокооктановых компонентов на базе спиртов или эфиров. Наиболее распространенное — метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Это кислородсодержащие вещества, и добавка их к базовому топливу повышает полноту сгорания, снижает токсичность отработавших газов. Основные недостатки — сравнительно низкое октановое число (110-120), поэтому требуется большой процент добавки -до 15%, а это существенно снижает общую теплотворную способность товарного топлива. Кроме того, у таких топлив повышенная агрессивность к резинам и пластикам. Третий — использование металлсодержащих антидетонаторов на базе свинца, железа, никеля, марганца и других металлов. Основное преимущество этих присадок -очень высокая «работоспособность»: тетраэтилсвинец имеет эффективность в 600 раз большую, чем бензол, а ферроцен — в 450-500 раз. Основные недостатки — плохая выносимость из камеры сгорания, а также резкий рост канцерогенной опасности отработавших газов.
К сожалению в Росси не жалуют способ повышения октана с использованием метанола Ch4OH и этанола C2H5OH. Эти спирты прекрасно растворяются в бензине, имеют неплохие октановые числа смешения, но растворимы и в воде. А поскольку в товарных бензинах всегда есть вода, то спирт будет переходить в водную фазу и с ней отслаиваться. В резервуарах при хранении он окажется внизу. Чтобы этого не происходило требуется добавка гомогенизатора, например изобутилового спирта C4H9OH, а это уже дороже. С МТБЭ этой проблемы нет, он растворим только в бензине.
ферроцен — находка для нефтяников: он столь же дешев (особенно китайский!), сколь и эффективен. Если следовать разрешенным нормам, то одного килограмма этого оранжево-коричневого порошка стоимостью в десяток условных единиц хватает для изготовления 50 тонн (!) высокооктанового бензина. Сказка, а не порошок… Но вот беда: он порождает множество отложений в камере сгорания и выпускной системе. Железо, которое является основой этого металлоорганического соединения, гореть почем

6 удивительных фактов и 2 мифа про 95-й бензин — журнал За рулем

Как это часто бывает, самые привычные атрибуты автомобильной жизни кажутся настолько обыденными, что уже не вызывают никакого интереса. А между тем и про 95-й можно вспомнить много интересного.

Материалы по теме

Если АИ-92 — самый народный бензин в современной России, то АИ-95 — самый массовый. На нем ездят Аркана и Ларгус, Лексус и Инфинити, Вольво и Кашкай. Реально его можно заливать в двигатель практически любого современного автомобиля, кроме уж самых-самых форсированных моторов, поджатых по давлению в конце такта сжатия.

Согласно данным «Автостата», сегодня примерно половина автолюбителей России использует 95-й бензин. И этот процент может вырасти за счет того, что доля 92-го бензина будет постоянно снижаться.

При СССР

  • Согласно ГОСТ 2084–67, в СССР было пять видов бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. При этом 95-го бензина не было вообще. Однако же, согласно ОСТ 38-01-9-71, в стране производился автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95! Позднее вместо него незаметно и появился АИ-95.

    Материалы по теме

  • Следующий стандарт, ГОСТ 2084–77, уже не упоминал А-66, но 95-го в нем опять-таки не было. Зато в ОСТ 38019–75 появился АИ-95! Любопытно, что АИ-95 был единственным бензином, на который стандарт не устанавливал требование к цвету! 
  • В СССР бензины «Экстра» первоначально продавали только по талонам. При этом стоимость была той же, что и у АИ-93, — 10 копеек за литр.
  • Справочник НИИАТ образца 1983 года, подробно расписывавший, какому автомобилю положен какой бензин, скромно указывал, что бензины АИ-95, мол, «предназначены для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия». И — всё, без конкретики. Впрочем, тот же справочник десятком страниц ранее указал, что для автомобилей ГАЗ-14, ЗИЛ-114, ЗИЛ 4104 и ЗИЛ-117 надлежало использовать именно бензин АИ-95 «Экстра».

Наши дни

  • В современной автомобильной истории неразбериха с октановым числом тоже встречается. Типичный пример, когда разные производители автомобилей, на которые устанавливался один и тот же двигатель, требовали применять разное топливо. К примеру, 16-клапанный мотор К4M под капотом Lada Largus требует АИ-95, а в Альмере, Логане и Сандеро может трудиться на АИ-92.
  • В ряде случаев требование производителей заливать именно 95-й бензин является элементарной защитой моторов от неуемного желания потребителя сэкономить на заправке. Если вместо заявленного 95-го залить 92-й, то мотор это, скорее всего, переживет. Но если официально разрешить 92-й, то сразу найдутся желающие смешать его с 80-м, а это уже нехорошо.

Мифы про октановое число

Материалы по теме

  • Бытует мнение о том, что октановое число соответствует качеству бензина. На самом деле это не так. Просто разные бензины рассчитаны на разные моторы. И знаменитая Волга с оленем на капоте вовсе не поедет быстрее, если в нее плеснуть даже безукоризненный АИ-100. А 92-й исчез с европейских заправок вовсе не потому, что он какой-то плохой: просто современные моторы отличает большее давление в конце такта сжатия, а потому они требуют топливо с повышенной антидетонационной стойкостью.
  • Давно среди продвинутых автолюбителей ходит и миф про октановые числа. Дескать, исследовательское октановое число (ОЧИ) определяют где-то в химлабораториях, а вот моторное (ОЧМ) — в условиях полигонов и спецдорог. На самом же деле разница в определении этих чисел состоит только в режимах работы установки УИТ (предназначена для определения октанового числа бензина по моторному и исследовательскому методам). Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала — 600 об/мин, для ОЧМ — 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используют подогрев смеси перед двигателем. Для справки: у АИ-95 ОЧМ соответствует 85. Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива при городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ — при шоссейном цикле. А американцы указывают их среднее арифметическое. Что касается испытаний на реальных дорогах, то при этом определяют еще один вид октановых чисел — дорожное (ДОЧ). Его получают в ходе испытаний реального двигателя путем сопоставления пределов

Какой бензин лучше лить 92 или 95. Пару слов об октановом числе и степени сжатия. Реально полезный материал

Думаю, многие задаются этим вопросом на просторах бескрайних российских дорог. Какой все же бензин лучше лить в своего железного коня 92 или 95? Есть ли между ними критическая разница, и что будет, если вместо 95 использовать 92 бензин? Ведь он дешевле примерно на 5 – 10%, а соответственно с каждого бака будет идти реально экономия! НО стоит ли так поступать и не опасно ли это для вашего силового агрегата, разберем по полочкам, будет видеоверсия и голосование в конце .

В самом начале я предлагаю подумать, что такое эти цифры, 80, 92, 95, а в советские времена еще и 93? Никогда не задумывались? Тут все просто это октановое число. А тогда что это такое? Читаем дальше.

Октановое число бензина

Октановое число бензина – это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, то есть величина способности топлива противостоять самовоспламенению при сжатии для двигателей внутреннего сгорания. То есть простыми словами, чем выше «октановый уровень» топлива, тем меньше вероятность самовоспламенения топлива при сжатии. При таком исследовании разграничивают уровни топлива по этому показателю. Исследования проводятся на одноцилиндровой установке с переменным уровнем сжатия топлива (называются они УИТ-65 или УИТ-85).

Работают установки при 600 об/мин, воздух и смесь 52 градуса Цельсия, и угол опережения зажигания составляет около 13 градусов. После таких испытаний выводят ОЧИ (октановое число исследовательское). Это исследование должно показать, как будет вести себя бензин при минимальных и средних нагрузках.

При максимальных нагрузках на топливо, существует другой эксперимент, который выводит (ОЧМ — октановое число моторное). Испытания проводятся на этой, одноцилиндровой, установке, только обороты 900 об/мин, температура воздуха и смеси 149 градусов Цельсия. ОЧМ имеет более низкое значение, чем ОЧИ. При эксперименте выводят уровень максимальных нагрузок, например при дроссельном ускорении или при движении в гору.

Теперь я думаю, хоть чуть стало понятно, что это такое. И как его определяют.

Теперь давайте вернемся к выбору — 92 или 95. Любой вид будь 92 или 95, и даже 80. При его переработке на заводе не имеет такое, конечное, октановое число. При прямой перегонки нефти, получается всего 42 – 58. То есть очень низкого качества. «Как же так» — спросите вы? Неужели нельзя перегонять сразу с высоким показателем? Можно, но это стоит очень дорого. Литр такого топлива стоил бы в несколько раз дороже существующих сейчас на рынке. Выработка такого топлива называется каталитический риформинг. Производят таким способом всего 40 – 50 % от общей массы и в основном в западных странах. В России таким способом производят гораздо меньше бензина. Вторая технология производства, которая менее затратная — называется каталитический крекинг или гидрокрекинг. Бензин при такой обработке имеет октановое число всего 82-85. Для того чтобы его привести в нужный показатель, в него нужно добавить специальные присадки.

Присадки в бензин

1) Присадки, основанные на металлосодержащих составах. Например, на тетраэтилсвинце. Условно их называют этилированные бензины. Очень эффективные, заставляют топливо работать, на всю, как говорится. Но и очень вредные. Как видно из названия тетраэтилсвинец, в составе есть метал – «свинец». При сгорании образует газообразные соединения свинца в воздухе, который очень вреден, оседает в легких, развивая сложные болезни, например «РАК». Поэтому такие типы сейчас запрещены во всем мире. В СССР существовала марка АИ – 93, он то, как раз базировался на тетраэтилсвинце. Условно можно назвать это топливо устаревшим и вредным.

2) Более совершенные и безопасные основаны на ферроцене, никеле, марганце, но чаще всего применяют монометиланилин (ММНА), его октановое число достигает 278 пунктов. Эти присадки напрямую смешивают с бензином, доводя смесь до нужной консистенции. Но такие присадки также не идеальны, они образуют налет на поршнях, свечах, засоряют катализаторы и всевозможные датчики. Поэтому рано или поздно такое топливо закупорит двигатель, в прямом смысле слова.

3) Последние и самые совершенные — это эфиры и спирты. Самые экологические и не несут вред окружающей среде. Но есть и недостатки такого топлива, это низкое октановое число спиртов и эфиров, максимальное значение 120 пунктов. Поэтому в топливо требуется таких присадок довольно много около 10 – 20 %. Еще один недостаток, это агрессивность спиртовых и эфирных присадок, при большом содержании они быстрее разъедают резиновые и пластиковые патрубки и датчики. Поэтому такие присадки ограничивают в пределах 15 % от общего уровня топлива.

Степень сжатия и современный автомобиль

Собственно, почему я начал рассказывать с октанового числа и присадок, да потому что нужно учитывать самовоспламенения топлива или так называемую детонацию в современных агрегатах.

В дело в том, что производители чтобы увеличить мощность и снизить расход топлива, немного увеличивают степень сжатия в цилиндрах двигателя.

Вот немного полезной информации:

Для степени сжатия до 10,5 и ниже используют октановое число бензина АИ – 92 (не учитываем ТУРБО варианты моторов).

От отметки 10,5 до 12 – заливаем топливо не ниже АИ – 95!

Если степень сжатия 12 и выше, то рекомендуется заливать не ниже АИ – 98

Конечно, есть еще очень редкие бензины, такие как АИ – 102 и АИ – 109, для них степень сжатия 14 и 16 соответственно.

А вот для турбированных агрегатов, рекомендации по топливу не ниже 95-го. Также хочется отметить, не путать степень сжатия с компрессией!

Так что же произойдет, В ТЕОРИИ, если мы зальем 92 бензин в мотор, который рассчитан на 95? ДА все просто, топливо от высокой степени сжатия будет самовоспламеняться, будут происходить «минивзрывы» — то есть будет проявляться разрушающий эффект детонации!

А чем опасна детонация? Да все просто, прогаром прокладки между головкой блока и самим блоком, разрушением колец (как компрессионных, так и маслосъемных), прогаром поршней и т.д.

НО это как я написал выше – ВСЕ ЭТО В ТЕОРИИ! ОСОБЕННО У НАС В РОССИИ! Почему я это говорю. Многие пр

Октановое число бензина | На заметку автовладельцу

Октановое число бензина — это показатель его устойчивости к детонации. Чем выше октановое число, тем дольше бензин не воспламеняется при сжатии, тем сильнее можно его сжать. Другими словами, если из топлива нужно выжать больше энергии, то в камере сгорания топливовоздушную смесь нужно сильнее сжать, а от этого она может взрывоподобно самовоспламеняться.

Поэтому для двигателей с высокой степенью сжатия применяются бензины, способные выдерживать большое сжатие, при этом не взрываясь. Достигается это за счет введения в бензин на нефтеперерабатывающих заводах специальных присадок.

Как влияет октановое число топлива на его расход?
Для примера возьмем условный двигатель одного условного современного автомобиля. Степень сжатия топлива в данном двигателе не зависит от вида применяемого топлива, это характеристика, которая связана только с геометрическими параметрами. На расход топлива может влиять лишь энергия топлива, выделяемая при его сгорании. А есть ли отличия в энергии сгорания бензина с октановым числом 95 от энергии сгорания 92-го бензина? Принятая удельная теплота сгорания бензина составляет от 42 до 44 мДж/кг. Если даже предположить, что 42 мДж/кг относится к 92-му бензину, а 44 мДж/кг для 95-го, то все равно прироста мощности даже в 10 % никак не получится.

Для нашего условного двигателя между бензинами разница следующая: в том случае если степень сжатия у двигателя 6 — 8:1, то для его топлива будет вполне хватать октанового числа 76-80 — в цилиндрах не будет детонации, однако если тот же бензин с октановым числом 80 залить в наш условный двигатель, степень сжатия у которого 8 — 9:1, то такой бензин начнет детонировать (самовоспламеняться взрывоподобным образом) раньше, чем искра свечи зажигание подожжет его, а пользы от этого двигатель не получит. При нормальной работе двигателя бензин внутри цилиндра не должен взрываться, он должен «мягко» сгорать. Если же в этот двигатель налить бензин с октановым числом 98, то детонировать он не будет точно, зато вместо этого после поджига он будет медленнее гореть, т. к. рассчитан под большее высокую степень сжатия и поэтому не полностью будет сгорать в камере сгорания. Кстати от этого раньше на старых автомобилях прогорали клапана. В современных двигателях к счастью есть «мозги», позволяющие ему решать самостоятельно, в какой момент поджигать в цилиндре топливо, поэтому в современных автомобилях в обоих случаях топливо будет поджигаться раньше, чем если бы в качестве топлива применялся «родной» 92-95 бензин.

В том случае если применяется бензин с пониженным октановым числом, то это вызывает слишком раннее его сгорание, увеличивается расход, а двигатель откровенно «тупит». В случае применения бензина с повышенным октановым числом из-за увеличенного времени сгорания топлива просто снижается КПД двигателя с потерей его мощности, при этом расход возрастает не критично.
Отвечая на вопрос о влиянии октанового числа на расход можно сказать так: если октановое число ниже расчетного, то расход увеличится, если же выше — то не снизится как минимум. Если двигатель рассчитан под 95-й бензин, то при работе на 92-м его расход увеличится. Если же лить 95-й бензин в двигатель рассчитанный под 92-й, то не будет никаких преимуществ.
Некоторые автопроизводители для привлечения покупателей прибегают к маркетинговым уловкам, заявляя заниженное октановое число в требованиях к применяемому топливу. Поэтому чтобы иметь представление, есть ли смысл заливать более дорогой бензин следует обращать внимание на степень сжатия двигателя.

Определение октанового числа бензина.
Определить примерное октановое число бензина можно с помощью специализированного прибора — октанометром, который имеет погрешность в 5-10 единиц. Проще говоря, без лабораторного исследования проверить качество бензина не представляется возможным.
В лабораторных условиях существует два метода определения октанового числа — исследовательский и моторный. При исследовательском методе производится исследование топлива по отношению к эталонному. При моторном методе применяется специальный одноцилиндровый ДВС со специальной конструкцией головки блока цилиндров, которая позволяет находу изменять степень сжатия.

В США понятие октанового числа заменено так называемым октановым индексом, который представляет из себя среднеарифметическую составляющую октановых чисел, которые получены по исследовательскому и моторному методу для данного вида топлива. В Японии же для обозначения марки бензина используется только исследовательский метод. Именно исследовательский метод используется при декларировании октанового числа бензина и на наших АЗС.

http://carsguru.net

ГАЗ М-20 Победа Stalingrad › Бортжурнал › Чем заправлять Победу — или присадка для олдтаймера

Очень часто меня спрашивают чем мы заправляли двигатели Побед в время медиаэкспедиции в 2015 году.
Действительно, если на просторах нашей родины еще можно было найти 80-й, то в Европе, особенно в еврозоне даже 92-го нет, редко встречается 95-й, в основном 98-й, 100 и 102-й.
Напомню двигатель Победы М20 имеет степень сжатия 6,2 и рассчитан на работу на 66-м бензине.
О том как решить эту проблему мы долго совещались перед поездкой, были варианты форсировать двигатели, заказывать новые распредвалы с фазами газораспределения под высокооктановое топливо, менять клапана на клапана с натром, уменьшать степень сжатия за счет уменьшения камеры сгорания и т, д.
Все это оказалось трудоемким и долгим по времени, так же достаточно затратно по финансам.
В конце концов было принято решение использовать специальную присадку в топливо.
Итак за время поездки в наших Победах ( все 4 машины) мы использовали присадку в топливо, так называемый тетраэтилсвинец.На фото бутылочка с ней.


В интернете можно найти описание что это за присадка и как ей пользоваться.
Вкратце — она не понижает октанового числа, а добавляет в топливо тетраэтилсвинец, на работу с которым рассчитаны старые двигатели и предотвращает термическую эрозию клапанных гнезд. По своему опыту могу сказать — если двигатель настроить на более высокооктановое топливо (зажигание пораньше, свечи с другим калильным числом и т.д.), то с этой присадкой я за два года прошел более 16 т.км. — проблем с двигателем, клапанами и т.д. нет.
Зато расход у Победы на 92-м или 95-м уменьшился до 13…14 литров на 100 км, вместо 17…19 на 80-м))) ну и едет она, особенно на 98-м интереснее)))
Еще один момент. Искать эту присадку у дилеров (по крайней мере у нас в регионе) бесполезно, они о ней не знают, Проще заказать в интернет магазинах запчастей.
В Европе (Польше, Германии, Венгрии, Финляндии и т.д.) она продается прямо на заправках.
стоит эта присадка на сегодня в Емексе примерно 500р (кому интересно, номер для заказа Liqui Moly 1010)
Кратко описание
Заменитель свинца — Blei-Ersatz (нем.), он же Lead Substitute (англ).
Заменитель свинца. В большинстве европейских стран перешли на использование неэтилированных бензинов (не содержащих свинца). Отсутствие тэтраэтилсвинца приводит к: повышенному износу седел клапанов, падению компрессии, и как следствие падению мощности двигателя, прогару клапанов двигателя. Присадка делает возможным использование неэтилированных бензинов в старых автомобилях. Смазывает и защищает высоконагруженные седла клапанов от износа и перегрева. Предотвращает повреждения двигателя. Улучшает компрессию. Применение: для всех бензиновых двигателей, для которых предписано использование этилированного бензина. Добавить в бак из расчета 1:1000 или 250 мл присадки на 250 л неэтилированного бензина (согласно норме EN 228). Добавлять присадку в строго указанном соотношении!
Добавляется присадка очень просто — на бутылочке есть удобный дозатор, по которому при заправке можно налить в бак 10, 15, 20 или 25 мл из расчета на объем заливаемого топлива — соответственно 10, 15, 20 или 25 литров.
Мне одной бутылки хватает почти на сезон покатушек, если не бывает дальних поездок.
в заключении промо ролик о этой присадке.

найдены аналоги этой присадки —
Sonax 512 141
Добавка свинца "Lead add", 250 мл

правда не себе еще не испытывал)))
При этой стоимости присадки, ее использование, по моему мнению недорого и оправдано.
надеюсь это кому то поможет.

Цетановое и октановое число | Амистад

Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.


Смотрите также