Всем привет, это Кулик Илья! Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, у которых водительское удостоверение выглядит совсем не так, как ваше. Это неудивительно, ведь российские «корочки» водителя бывают четырёх разных видов, причём все они действительны.
Хотите узнать, как выглядят водительские права разных поколений и какой документ вам выдадут в наши дни? Тогда вперёд!
В России в различное время выдавали права водителя четырёх различных видов. Поскольку срок действия документа – 10 лет, а самый ранний образец выдавался до 2011 года, сейчас у водителей можно встретить все четыре разновидности:
Статья в тему: Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение?
В настоящее время можно получить только водительское удостоверение в последней на сегодняшний день редакции, принятой в 2014 году. Форма документа установлена Приказом МВД №365, изданным 13 мая 2009 года, с изменениями. О них я расскажу в подзаголовке «Актуальная редакция водительских прав».
До 2011 года можно было получить права двух видов: бумажные и пластиковые, форма которых диктовалась Приказом МВД №120 от 19 февраля 1999 года. Они различались оформлением, но содержание их было одинаковым.
Официальное название «Образец №1». Документ имеет форму прямоугольника размером 74×105 мм. Необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывают пополам и ламинируют. Фото таких прав в «развёрнутом состоянии» вы можете увидеть ниже.
Образец №1
На бланк нанесена защитная, розовая сетка, водяные знаки RUS и вкраплены красные волокна, в том числе светящиеся в ультрафиолете, подобные тем, что есть на купюрах. Кроме того, на обеих сторонах расположен особый вензель. Применяются и другие меры по защите от подделок, например, особый шрифт и метод печати, светящаяся в ультрафиолетовом излучении краска.
В самом верху – название документа с переводом на французский «PERMIS DE CONDUIRE». В определённых местах бланка указано, какие сведения о водителе должны быть написаны:
Справа внизу место для фотографии размером 30×40 мм, поверх которой ставится круглая печать Госавтоинспекции. На нижнем поле – серия и номер документа, причём в двух экземплярах – один напечатанный при изготовлении бланка, второй – и при его заполнении.
Шапку на обратной стороне занимает название страны, выдавшей документ и её международное обозначение – RUS.
Основное место на обороте занимает таблица с категориями транспортных средств, на которых разрешает водить удостоверение. Всего их пять, что соответствует реальному положению дел на время выдачи этого типа прав. Табличка состоит из трёх столбцов:
Внизу предусмотрена графа «Особые отметки», куда ставились различные примечания, такие как:
Ещё ниже, так же, как и на лицевой стороне, стоят серия и номер, но только в одном экземпляре, отпечатанном на фабрике. Наименование изготовителя также указывается мелким шрифтом внизу слева.
Этот тип удостоверения, который именуется «Образец №2» изготавливается из синтетического материала также с нанесённой защитной сеткой розового цвета. Сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок. Размер карточки – 85×55 мм.
На этих правах вся информация о водителе размещена на одной стороне. Посередине бланка виден щит с надписью «ГИБДД МВД», выполненный святящейся краской. Вверху слева – название государства и знак «RUS» (последний светится в ультрафиолетовом излучении), справа – наименование документа с переводом на французский.
Образец №2
Сразу под ним – серия, номер и клеточки, в которых отмечаются соответствующей буквой разрешённые категории. В остальных графах-клетках ставятся звёздочки. Чуть ниже – Ф. И. О. владельца прав, дата и место рождение, местожительство. Слева – место для фотографии. Водители, которые вынуждены при управлении автотранспортом обязательно пользоваться очками для коррекции зрения, должны фотографироваться на права в них.
Место выдачи удостоверения обозначается шестигранным штампом, с надписью «ГИБДД» в центре. Две цифры над буквами – номер электронной системы, в которой оформлен документ, а две цифры под номер – код автоинспектора.
Дата выдачи и окончания срока действия, как и подпись владельца, пишутся левее штампа. Последнюю графу занимают особые отметки. Они заполняются так же, как и в бумажных правах.
На обороте располагается только название документа на русском и французском и таблица с расшифровкой категорий.
Образец №2. Оборотная сторона
В ультрафиолете становятся хорошо видны значки «RUS», нанесённые по всей площади.
В 2011 году начали выдавать новые удостоверения. Нововведение было сделано, чтобы привести водительский документ в вид, соответствующий международным нормам, что позволяет водить по российским правам на автомобиль в других странах.
В 2014 году в связи с введением в России новых категорий была видоизменена таблица на обороте.
Права с таким оформлением выдавались с 2011 по 2014 год. Останавливаться подробно на них я не буду, так как все отличия от актуального документа, о котором я расскажу чуть дальше, заключаются в другой таблице категорий.
Новые права со старой версией таблицы категорий
В этой редакции прав табличка на обороте выглядит как на этой фотографии, выделено 9 типов транспортных средств.
Удостоверение представляет собой заламинированные бумажные бланки между которыми вклеена пластмассовая пластинка, что позволяет отнести его к «изготовленному на пластиковой основе», и брать за их выдачу соответствующую госпошлину .
Размер документа – 85,6×54 мм, углы закруглены. Цвет – розовый, плавно переходящий в голубой справа налево на лицевой стороне и наоборот на обороте. Бланк имеет несколько видов защиты от подделок, в том числе водяные знаки, защитную сетку, надписи, нанесённые светящейся краской и некоторые другие.
Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант
Название – «Водительское удостоверение» – только на русском. Слева вверху – обязательный значок «RUS». Внизу по всей ширине стилизовано изображена дорога с прерывистой разметкой.
Фотография слева, размером 21×30 мм. Разделы в документе не подписан, а только обозначены цифрами. В целом содержится вся та же информация, что и в старых правах. Но есть важное нововведение – все записи обязательно дублируются на латинице.
Статья в тему: Как выглядит новое российское водительское удостоверение в самой последней редакции + правда о пластиковых правах
Оборотная сторона в этом документе несёт важную информацию. Во-первых, это таблица категорий с разрешающими отметками, которая в соответствии с современным законодательством включает в себя 16 типов транспортных средств с соответствующими обозначениями.
Во-вторых, это раздел 14 – «Особые отметки». При его заполнении используются новые обозначения, понятные зарубежным автоинспекторам. В-третьих, серия и номер, которые дублируются на лицевой стороне в графе 5. В-четвёртых, специальный штрих-код, который позволяет проверять права электронным устройством и является дополнительной защитой от подделки.
В соответствии с Венской Конвенцией 1968 года, требования которой выполняет современное российское удостоверение водителя, на правах обязательно должны быть рядом с категориями нарисованы значки, изображающие типичное транспортное средство, как бы расшифровывающие буквенное обозначение. Образцы пиктограмм определены Конвенцией. Выглядят они так.
В таблице категорий на новых правах значки стоят в первой колонке рядом с буквенным обозначением.
Статьи в тему:
Новые категории в водительских правах: подробная расшифровка
Как расшифровываются подкатегории, появившиеся в новых водительских правах
Вот такие бывают водительские права в РФ. Пока что их четыре вида, но в 2021 году в связи с окончанием срока действия утратят силу все документы старого образца. И останется только одна форма удостовере
Многие водители, сталкивающиеся с необходимостью аренды машины за рубежом, с удивлением обнаруживают, что отечественные права для этой цели не подходят. Не многие знают, как выглядят международные водительские права. В России действителен документ совершенно иного образца, и, к сожалению, далеко не во всех странах принимают его в качестве подтверждения ваших навыков управления автомобилем. Те, кто любит путешествовать с комфортом, должны будут получить дополнительные корочки. Что это за документ, где его взять и многие другие нюансы мы уточним далее в статье.
Как выглядят международные водительские права в России
Право на управление автомобилем водитель может доказать, предъявив соответствующее удостоверение. В нашей стране его выдачей занимается такая структура, как ГИБДД. Получить водительское удостоверение российского образца может сразу же каждый гражданин, сдавший следующие экзамены:
Личный транспорт стал привычным для тех, кто желает независимости при передвижениях. Утеря водительских прав создает массу неудобств. Да и ездить без них за рулем рискованно. Это грозит серьезными проблемами с законом. Расскажем детально о том, как восстановить утерянные права в специальной статье.
Сегодня различают две основных разновидности водительских прав:
Отечественные права не подходят для аренды автомобиля за рубежом, вместо них нужно получать документ иного формата, содержащий сведения о водителе на нескольких иностранных языках
Согласно действующим в данной области правилам, в России передвигаться по автодорожному полотну вы можете на основании удостоверения национального типа. Оно не только удостоверяет наличие у вас знаний в необходимой области, но также подтверждает, что вы успешно прошли обучение в автошколе, и сдали как внутренние, так и государственные экзамены.
Тем не менее, в ряде случаев наличия национального удостоверения недостаточно для того, чтобы передвигаться за пределами нашей страны. В этих случаях вам потребуется оформить права международного типа.
Фактически, международные права представляют собой официальный документ, являющийся переводом вашего водительского удостоверения, так как на них указываются следующие данные:
Поскольку правила, в рамках которых проходит обучение водителей у нас и в других странах, существенно отличаются, возникла надобность в создании единого удостоверения, которое бы могло сохранять действительность по всему миру.
Международные права не дают права на передвижение по автомобильным дорогам России, для этого подходят только национальные
Международные водительские права вы можете видеть на фотографии, представленной в данном разделе статьи. Они представляют собой книжку, отпечатанную на бланке формата А6, которая, помимо данных на русском языке, также содержит перевод на семь следующих языков:
Нельзя назвать данное международное удостоверение самостоятельной бумагой, так как оно действительно лишь при наличии у вас отечественного удостоверения водителя.
Кроме того, в России в принципе запрещено использовать эту бумагу отдельно. Для законных поездок по отечественным дорогам подойдет только национальное удостоверение.
Международные водительские права отличаются от национальных по внешнему виду, а вот содержание у них одинаковое на сто процентов
Причина получения у международных прав одна – беспрепятственные поездки за рулем автомобиля по зарубежным дорогам. Однако, рассматривая нюансы возникновения такой надобности более подробно, можно выделить несколько оснований для получения прав.
Таблица 1. Причины получения международных водительских прав
Причина | Описание |
---|---|
Аренда машины | Наиболее часто необходимость получить права возникает в тех случаях, когда вы планируете поехать в путешествие, и взять на месте машину для большей мобильности. С Российскими правами это сделать нельзя практически нигде, а вот с международными – где угодно. |
Упрощение бюрократических процедур | Кроме того, наличие международных прав лишает вас необходимости каждый раз доказывать, что вы умеете водить, и знаете правила дорожного движения, приезжая в новое государство. Доказывать искомые компетенции необходимо, например, если вы часто ездите в командировки, или же уезжаете за рубеж на ПМЖ. |
Отличие международных прав от отечественного удостоверения заключается также и в правилах получения искомых бумаг. Так, чтобы завладеть корочкой водителя, действительной по всему свету, нет необходимости сдавать повторные экзамены, однако, и срок ее действия будет значительно более коротким, чем у отечественных прав.
Получение международных водительских прав — рациональное решение для тех, кто хочет путешествовать с комфортом, или тех, кто часто ездит в зарубежные командировки. Также понадобятся эти права тем, кто собирается уехать в другую страну на ПМЖ
Начиная с 2011 года, жители нашей страны получают национальные права в новом формате, в виде карты, хорошо защищенной от повреждений. В ней содержатся в исчерпывающем количестве сведения, которых при проверке окажется достаточно представителям зарубежных транспортных служб.
Поэтому, сегодня необходимость в получении международных прав фактически отпала, но не до конца, так как практика показывает, что сегодня до сих пор во многих странах возникают различные недоразумения.
Поэтому, отвечая на вопрос относительно необходимости получения международных прав для заграничных поездок, нужно иметь ввиду, в какую страну вы едете, так как каждое зарубежное государство предъявляет по данному вопросу различные требования.
Несмотря на то, что формат национальных прав несколько обновился, их все равно недостаточно для беспрепятственного передвижения по дорогам большинства стран
Получить международные права в России можно в ГИБДД. Не обязательно по месту прописки, допускается оформление документа и по месту нахождения.
Хотим напомнить, что во всех случаях к моменту получения международных прав вы должны уже обладать национальными. Только тогда оформление интересующей нас бумаги становится возможным.
Кроме того, оформит заказ международного водительского удостоверения можно через:
Еще один способ, который достаточно редко используется, состоит в подачи обращения в организацию International Automobile Alliance, которая признается странами всего мира. Она занимается переводом водительских прав, поэтому, если в вашем городе имеется сертифицированный посредник, можете попросить его помочь вам оформить желанный документ.
Получить МВУ можно дистанционно, и путем личного посещения ГИБДД или МФЦ
Порядок получения международных прав будет таким:
Сегодня для получения МВУ не нужно:
Поэтому все, что вам понадобится для становления «международным водителем» — это:
Подготовьте паспорт и водительское удостоверение
Срок действия международных прав составляет три года с момента их получения. Однако, необходимо отметить, что согласно правилам, они не могут быть действительны дольше, чем национальные права.
Получается, если вы оформили МВУ на три года, а отечественное удостоверение перестает действовать в следующем году, вместе с ним станет недействительным и международная корочка.
Продлить МВУ вы сможете только после того, как ваше отечественное удостоверение водителя будет оформлено повторно. При этом, вам опять-таки не нужно будет собирать документы согласно какому-либо специфическому списку, достаточно будет все тех же, что мы озвучили ранее.
Срок действия международных прав составляет три года с момента их получения
Водительские удостоверения, нужные для поездок в другие страны, лучше иметь при себе, так как вы никогда не знаете, в какой ситуации вам может понадобиться сесть за руль. В теории, разумеется, вы сможете доказать право на управление автомобилем и предъявив национальные права, но только в том случае, если их будет достаточно арендодателю. На дороге же в любом случае впоследствии могут возникнуть проблемы с законом.
Правила использования иностранных национальных водительских удостоверений и их обмена на российское водительское удостоверение поменялись в 2014 году и в интернете очень много недостоверной (устаревшей) информации по данному вопросу.
По состоянию на 1 мая 2017 года (момент написания данного текста) национальное или международное водительское удостоверение выданное страной присоединившейся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года является действующим в России, причем им могут пользоваться как иностранцы, так и граждане Российской Федерации (РФ). Причем для граждан РФ никаких сроков обмена иностранного водительского удостоверения нет, то есть пока оно действует (если прописан срок действия) его можно использовать.
Есть только одно исключение: был принят закон, что с 1 июня 2015 года управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет. Срок введения этого закона в практику переносился, но 1 июня 2017 года закон вступил в действие, продления не произошло. То есть по иностранному водительскому удостоверению работать уже нельзя и нужно получать российское водительское удостоверение.
Возможен обмен иностранного национального или международного водительского удостоверения, выданного страной присоединившейся к Венской конвенции на российское водительское удостоверение. Для этого нужно сдать все три экзамена (теорию, площадку-автодром, вождение в условиях реального дорожного движения) в любом РЭО ГИБДД. Учиться в автошколе и получать ее диплом не нужно.
При этом может быть несколько подвохов (искусственных сложностей), для преодоления которых придется проявлять настойчивость. Не могу утверждать, что написанное ниже система, но есть РЭО ГИБДД где вы можете столкнуться с подобным.
Во-первых, ГИБДД озвучивает проверку подлинности иностранного водительского удостоверения. Процедура этой проверки не формализована. ГИБДД озвучивает необходимость запроса в страну выдавшую ВУ, возможность ответа на запрос не понятна. Подобная проблема возникала при попытке обменять водительское удостоверение выданное Великобританией. Причем управлять транспортным средством используя данное водительское удостоверение можно было без проблем.
Обмен водительского удостоверения выданного в Великобритании
Подобное бывает и с водительскими удостоверениями, выданными в странах входившими в состав СССР (например, Украина) – ездить можно, поменять нельзя. Если вам говорят что Ваше удостоверение не соответствует, пишите письменный запрос, на слова сослаться нельзя.
В конце апреля 2017 года была разъяснена ситуация, когда человек с украинскими правами желает получить права российские. Для этого он заново сдает экзамены, при этом Госавтоинспекция России направляет в ГАИ Украины запрос, не был ли гражданин лишен прав. Если ответа на запрос не приходит, то выдаются российские права. Но если информация о лишении прав придет позже, то удостоверение будет аннулировано, поясняют в ГИБДД. Почему упомянута только Украина – загадка…
Если окажется что ВУ действительно не соответствует каким-то требованиям, то иногда проще поменять его в стране выдачи (если у вас сохранилась такая возможность).
Если у вас водительское удостоверение выданное еще одной из республик СССР тоже нужно разбираться конкретно. Есть вариант что его можно поменять, есть вариант что его можно поменять по месту получения, если обменять не удастся, придется учиться в автошколе.
Во-вторых, проблемы может создать несоответствие категорий водительского удостоверения. Мне писали, что у человека было водительское удостоверение категории D, которое в стране выдачи (Турция) подразумевало возможность управления ТС категорий B, в России сейчас не так и поэтому принуждали к обучению в автошколе.
Если вы гражданин России, то обращайтесь в любое МРЭО ГИБДД России, найти его можно на официальном сайте ГИБДД. Нужно выбрать интересный вам регион и посмотреть раздел “Подразделения ГИБДД” (в правой колонке).
Если вы иностранец, то ищите МРЭО, которые работают с иностранными гражданами, к примеру, в Москве, одно из них, это МРЭО ГИБДД на Лобненской улице.
В некоторых странах возможно получить водительское удостоверение раньше чем в России, например, получить право управления ТС категории B до 18 лет. Естественно поменять его на российское можно только после 18 лет.
Если ваше водительского удостоверение не соответствует Венской конвенции и вы не можете его поменять, то придется учиться в автошколе. Выбирать автошколу нужно тщательно.
На какие автошколы смотреть
Как оптимально действовать если вы умеете водить смотрите в материале:
Диплом-сертификат автошколы без обучения, «переподготовка» (открытие новых категорий ТС при наличии ВУ)
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) “О допуске к управлению транспортными средствами” (вместе с “Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений”)
IV. Обмен иностранных водительских удостоверений
В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях
13 Апреля 2015
В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения – с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком “SU” (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком “SU” (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «Е», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DЕ», подкатегории «D1Е», категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «Е» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
Часто задаваемые вопросы
Можно ли на территории Российской Федерации управлять транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения?
Ответ ГИБДД:
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, при отсутствии российского национального водительского удостоверения, допускаются к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 статьи 25 Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 13 указанной статьи Федерального закона, вступающими в силу с 01.06.2017 г., с указанной даты не будет допускаться управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
С учетом положений пункта 15 указанной статьи Федерального закона, если государство не является договаривающейся стороной Конвенции о дорожном движении, принятой в г. Вена 08.11.1968 г., выданное им иностранное национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Как замена прав происходит на практике:
Подробно расписано как “заставить” ГИБДД действовать по закону, куда и как жаловаться
Замена иностранных прав, личный опыт
Почитать еще:
Старый и новый (с 01.09.2016) регламент экзаменов ГИБДД, тексты документов и отличия
Международное водительское удостоверение (МВУ), использование российского водительского удостоверения (прав) заграницей
Реформа получения водительского удостоверения 2013-2016 годов, подведение первых итогов…
Экзамен ГИБДД (что нужно сдать для получения прав)
Пересдача экзаменов в ГИБДД – последовательность и некоторые обсуждаемые изменения
Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет
Автошкола – зачем нужна, процесс и программа обучения
Цена обучения в автошколе – сколько стоят права?
Лицензии автошколы, требования к обучению
Опубликовано 2.05.2017, версия 1.2 от 28.06.2017
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
Здравствуйте. Как вы, наверное, знаете, чтобы воспользоваться своим правом водить машину за границей, необходимо получить международное удостоверение водителя.
Не так давно в форму этого документа были внесены изменения, а ещё появился аналог, о котором многие не знают.
Сегодняшняя статья расскажет вам, как выглядят международные водительские права нового образца, что содержится в этом документе, а также чем его можно заменить. На связи Кулик Илья. Поехали!
В Российской Федерации водители могут получить права, разрешающее вождение в других странах, полностью соответствующие образцу, утверждённому Венской Конвенцией, которая была заключена 11 ноября 1968 года. В России его форма и правила оформления регулируются приложением к Приказу МВД №206 от 18 апреля 2011 года.
Выглядит документ как бумажная книжка формата A6, то есть 148×105 мм. Обложка – серого цвета и состоит из трёх листов, то есть это шесть страниц. Это основа удостоверения.
Общий вид обложки международных прав с двух сторон (лицевая сторона в зеркальном отображении)
По первому сгибу обложки по всей длине вшито ниткой вложение – четыре белых листа, на которых содержится только перевод второй внутренней страницы, написанной на французском, на следующие языки:
8 языков – 8 страниц, по одному переводу на каждой.
Заполняется документ на печатающем устройстве или от руки чёрными чернилами. Все записи делаются только латинскими буквами и только арабскими цифрами.
В 2011 году вместе с внесением изменений в Венскую Конвенцию вслед за введением новых национальных прав водителя было обновлено и водительское удостоверение международного уровня.
Удостоверение старого образца. Как видите, категорий только пять. Остальное оформление такое же, как и у новых (первая страница сфотографирована отдельно)
Изменения были вызваны появлением новых категорий и подкатегорий транспортных средств и, соответственно, коснулись внутренних страниц второго и третьего листов обложки, а также всего вкладыша с переводами.
Максимальный срок действия прав, предназначенных для вождения за рубежом – три года, поэтому сейчас действительны только документы с новым оформлением. Сейчас я подробно расскажу, как он выглядит.
На первой странице указывается общая информация о документе, его название, страна выдачи.
В «Действительно до» пишется срок окончания действия в формате «15.12.2019».
После «Выдано» записывается «STATE ROAD TRAFFIC SAFETY INSPECTION», то есть Инспекция безопасности дорожного движения.
В следующей графе пишется место выдачи: регион или областной центр, тоже на английском, например, «MOSKVA», «PRIMOPSKIY KRAI» или «CHITA». Сведения в этой и предыдущей строке может быть не напечатаны, а проставлены штампом.
«Дата» – то есть день выдачи, например, «30.11.2017». В строку «Номер национального водительского удостоверения» заносятся серия и номер обычных прав, например, «77 01 123456».
Вся перечисленная информация заверяется печатью ГИБДД и подписью автоинспектора.
На второй странице внешней части обложки содержится перечень стран, ставших участницами Венской Конвенции о дорожном движении.
Стоит отметить, что это неполный список государств, в которых разрешает водить рассматриваемый документ. Российские международные права водителя действительны также и в странах Женевской Конвенции (кроме Японии), перечень которых значительно обширнее.
Статья в тему: Международные водительские права – в каких странах они нужны и чем регулируются мировые требования к безопасности дорожного движения
Этот раздел является продолжением внутренней стороны того же листа.
Это «Исключения», то есть перечень стран, в которых водителю запрещается водить, несмотря на наличие документа. Международные права действуют во многих странах, и в случае лишения прав власти не могут изъять удостоверение, потому что это повлияет на право передвижения по другим странам. Поэтому применяется соответствующая запись.
Буквальный перевод следующий: «Владелец лишён права вождения по территории (название страны) до (дата)». Запись фиксируется подписью уполномоченного лица и печатью государственного органа, проставившего ограничение. Надеюсь, в вашем удостоверении эти графы всегда будут пустыми.
Вторая страница содержит памятку по использованию международных прав.
Текст напечатан, естественно, на языке страны, выдавшей документ, то есть на русском.
Именно эта часть документа переводится на восемь иностранных языков. Оригинальная страница – на французском, и представляет собой расшифровку сведений, приведённых на третьей странице документа, о которой будет рассказано дальше. Заголовок гласит: «Записи, относящиеся к водителю».
Дальше идут названия и номера строк, под которыми на третьей внутренней странице документа записана соответствующая информация. Всего их пять:
Далее следует подзаголовок «КАТЕГОРИИ И ПОДКАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УКАЗАНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОДОВ, НА УПРАВЛЕНИЕ КОТОРЫМИ ВЫДАНО УДОСТОВЕРЕНИЕ» и, собственно, приводятся названия и обозначения, которые соответствуют Конвенции 1968 года.
«RESTRICTIONS A L'UTILISATION» – «УСЛОВИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ». Сюда переносятся замечания из особых отметок на национальном водительском удостоверении. Записи делаются на английском языке:
Статья в тему: Особые отметки на правах – как расшифровать буквы и другие пометки на старых и новых водительских удостоверениях + фото с примерами
На этой странице пишутся личные данные водителя. Первые пять строк пронумерованы в соответствии с названиями на второй странице.
Чуть ниже слева расположена таблица с категориями, в которой специальной овальной печатью отмечаются разрешённые, в остальных ставится прочерк. Справа – фотография владельца документа размером 35×45 мм. Требования к ней такие же, как и в обычном водительском удостоверении.
Под фотографией ставится личная подпись получающего права. Фото и остальные сведения заверяются особой круглой печатью Автоинспекции, предназначенной для международных документов. Внизу страницы раздел «Исключения», в который заносится информация о лишении права на управление транспортом на территории отдельной страны. Он продолжается на обороте листа, я уже рассмотрел подробно его выше.
С 2011 года по всей территории России выдают новые национальные права, которые выполняют все требования Венской Конвенции. Это соглашение устанавливает, что, водительское удостоверение, которое выдала любая страна-участница, и которое соответствует определённым критериям, действительно во всех государствах, ратифицировавших Конвенцию, отдельного международных «корочек» не требуется.
Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант
Таким образом, обычные права нового образца можно признать международным. Оно действительно в более чем 80 странах по всему миру, которые перечислены на второй странице обложки международного удостоверения.
Статьи в тему:
Российские права – действительны ли они за границей и когда нужно получать международное удостоверение