8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

На какие автомобили устанавливаются тахографы


Законы и приказы про тахографы

С начала 2018 года в силу вступили новые требования по оснащению грузового транспортного средства (ТС), автобусов, большегрузов специализированными приборами для регистрации и записи действий перевозчиков. Это необходимо для повышения безопасности на дороге как самих водителей большегрузных транспортов, так и остальных участников движения.

Законодательство о тахографах

Закон о тахографах включает требования их установки на транспортные средства, состоит из следующих актов и законов:

1Федеральный закон № 196 - регламентирует правила безопасности дорожного движения, обязывает перевозчиков оснащать транспортные средства регистрирующими приборами установленного образца.

2Правительственное Постановление № 728 - установило технический регламент по безопасности использования колесного транспорта с установленными специальными приборами.

3Постановление № 1213 - регламентирует требования к приборам, порядок их установки, оборудования, правила пользования.

4Приказ Минтранса № 273 о тахографах указывают основные требования для устройств регистрации и записи на большегрузных транспортных средствах, для перевозки пассажиров. Также устанавливает правила контроля прибора, пользования им и этапы установки.

5Приказ Минтранса № 36 о тахографах с последними изменениями 2020 года содержит требования законодательства к тахографам, устанавливаемым на ТС, категории и виды этих ТС, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов.

Положения законодательных актов обязывают водителей исполнять предписанные требования на своих ТС. Владельцев автопарков и индивидуальные предприниматели в первую очередь обязаны оснащать тахографами ТС. Для частных владельцев данное правило не распространяется.

Действующая нормативная база

Согласно последним изменениям в нормативной базе владельцев ТС обязаны заменить старые тахографы на более современные марки:

В 2019 году в силу вступила поправка о тахографах, которая пересматривает оснащение приборами, заметно сокращая перечень разрешенных моделей регистрирующих средств, а также обязуя снять старые модели.

Для оснащения согласно законодательным поправкам используются следующие приборы:

Для транспортных средств, работающих строго на территории Российской Федерации, обязательным будет установка цифрового устройства:

Для транспортных средств, выезжающих за пределы территории РФ, потребуется оснащение моделью тахографа с ЕСТР.

Оснащение транспорта регистрирующими средствами производится на основании законодательных актов напрямую согласно принятым правилам. При нарушении данных указаний владельца автомобиля ждет административная ответственность и назначение штрафа.

Если в эксплуатации тахографа автоинспектором будет выявлено нарушение, то водителю будет назначен штраф согласно КоАП по статье 11.23:

Законом предусматриваются требования и ответственность за их соблюдение для владельцев грузовых и пассажирских авто, обязующие устанавливать контролирующие/регистрирующие средства общего для всех образца. При нарушении данных предписаний водителя и владельца авто привлекают к административной ответственности.

Дата обновления: 7 декабря 2019 г.

Тахограф для водителей и предпринимателей. Что ждёт автоперевозчиков в 2020 году

В тахографической отрасли произошли серьезные изменения. Некоторые из них уже вступили в силу, другие начнут действовать в обозримом будущем.

Штрафы за тахограф: теперь для ИП и юрлиц

18 июля 2019 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении в КоАП поправок, распространяющих штрафы за выход транспортного средства на линию без тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха на предпринимателей. Ранее за это штрафовали только водителей и должностных лиц. ИП за каждое нарушение придётся заплатить ₽15-25 тысяч, а юридическим лицам – ₽25-50 тысяч.

Штраф за тахограф для водителей также вырос с ₽1-3 тысяч до ₽3-5 тысяч. Увеличилась минимальная планка штрафа и для должностных лиц – с ₽5 до ₽7 тысяч. Изменения вступили в силу 1 ноября.

Тахограф для водителя: обязателен в любом случае

В этот же день, 1 ноября 2019 года вступили в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения», обязывающие всех без исключения собственников автобусов и грузовиков массой более 3,5 тонн оснастить свои машины тахографами. Законодательство перестало разделять собственников транспорта на физических и юридических лиц и теперь требует установку тахографа как от транспортных компаний, так и обычных граждан, использующих грузовик для собственных нужд.

Вместе с этими поправками вступили в силу и другие незначительные изменения, адаптирующие законодательство под новые нормы. Одно из них коснулось выпуска карт. С 1 ноября карта тахографа может быть выпущена по запросу физического лица; ранее их могли заказать только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Техосмотр без тахографа уже не пройти

В требованиях, которые предъявляются транспорту при прохождении техосмотра, также появился пункт об обязательной установке тахографа. С 1 ноября 2019 года грузовик или автобус, не оснащенный контрольным устройством, не может пройти техосмотр.

Постановление Правительства, закрепляющее эту норму, содержит отсылку к законодательным актам, требующим использовать тахографы с блоком СКЗИ. Исключение предусмотрено для предпринимателей, имеющих карточку допуска к международным перевозкам; они могут устанавливать контрольные устройства ЕСТР. Таким образом Минтранс в очередной раз ответил на вопрос «Какой тахограф необходимо использовать?».

В законодательстве, однако, до сих пор остаются лазейки, позволяющие владельцам транспорта пользоваться тахографами, соответствующими требованиям техрегламента Таможенного союза. Из-за существующих противоречий между нормативными актами некоторые предприниматели игнорируют положения 36 приказа Минтранса и используют контрольные устройства без блока криптозащиты для перевозок внутри страны.

Реестры для тахографов и мастерских отложили на будущее

В конце декабря 2019 года на рассмотрение Госдумы поступила новая версия законопроекта о тахографическом контроле. Изначально он предполагал создание реестра добросовестных сервисных центров, имеющих сертификаты и лицензии, квалифицированных специалистов, необходимое оборудование и соотвествующих другим требованиям. Кроме того, прежняя версия законопроекта предусматривала создание реестра тахографов, в котором будет содержаться информация о каждом произведенном устройстве. Однако Госдума отклонила старую редакцию законопроекта: ведение реестров потребовало бы выделения бюджетных средств, а система допуска могла увеличить нагрузку на бизнес. Поэтому из новой версии упоминания о реестрах исчезли.

Что изменится в 2020 году?

Штрафы за режим труда и отдыха для физлиц: уже с января

Поправки к закону «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 1 ноября, обязывают физических лиц, владеющих коммерческим транспортом, оснащать его тахографами. Однако режим труда и отдыха для физических лиц в законодательстве до недавнего времени прописан не был. Даже если владелец ТС, осуществляющий перевозки для собственных нужд, грубо нарушал режим труда и отдыха, оштрафовать его было невозможно.

В конце декабря 2019 Дмитрий Медведев подписал поправки, включающие в ПДД раздел, регламентирующий режим труда и отдыха для физических лиц. Новые правила вступят в силу в январе 2020, после публикации докумета на официальном портале правовой информации.

В соответствии с новой редакцией ПДД, водители должны работать не более 9 часов в сутки, не более 56 часов в неделю и не более 90 часов в течение двух недель. Спустя 4,5 часа беспрерывной езды водитель обязан сделать перерыв длительностью не менее 45 минут. 2 раза в неделю водитель может увеличить рабочее время на час, до 10 часов. Если же на трассе нет подходящего места для отдыха, водитель имеет право увеличить рабочее время на 2 часа (или на 1 час, если в этот день он провёл за рулём 10 часов).

Установка тахографа: отсрочки для опаздавших

Минтранс предусмотрел отсрочки физических лиц, не успевших оснастить свой транспорт контрольными устройствами до 1 ноября. Сроки установки тахографов привязаны к экологическому классу ТС:

Грузовики категории N2 (от 3,5 до 12 тонн):

-        C неустановленным экологическим классом – до 1 декабря 2020

-        Евро-3 и ниже – до 1 марта 2021 года;

-        Евро-4 и выше – до 1 июня 2021 года.

Грузовики категории N3 (свыше 12 тонн):

-        C неустановленным экологическим классом – до 1 марта 2020

-        Евро-3 и ниже – до 1 июня 2020 года;

-        Евро-4 и выше – до 1 сентября 2020 года.

Пассажирские ТС категории М2 (более 8 мест не включая место водителя, вес до 5 тонн):

-        C неустановленным экологическим классом – до 1 августа 2020

-        Евро-3 и ниже – до 1 ноября 2020 года;

-        Евро-4 и выше – до 1 февраля 2021 года.

Пассажирские ТС категории М3 (более 8 мест не включая место водителя, вес более 5 тонн):

-        C неустановленным экологическим классом – до 1 ноября 2019

-        Евро-3 и ниже – до 1 февраля 2020 года;

-        Евро-4 и выше – до 1 мая 2020 года.

На пороге больших перемен

Минтранс неоднократно выступал с предложениями о расширении функционала тахографов. В мае 2019 года стало известно о планах транспортного ведомства использовать устройства для сбора информации о предрейсовых техосмотрах и их результатах

Еще одна инициатива – использование тахографов для контроля скорости транспортных средств. Максимальная разрешенная скорость грузовиков и автобусов в России - 90 км/ч. В июне этого года представитель транспортного ведомства Владимир Луговенко рассказал о законопроекте, согласно которому данные тахографа, свидетельствующие о длительном движении на превышенной скорости, могут рассматриваться в качестве доказательства по административному делу. Если этот законопроект будет принят, недобросовестные водители не смогут уклониться от штрафов за превышение скорости.

Для реализации подобных решений потребуется создание Государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля (ГАИСТК), которая будет собирать и в реальном времени отслеживать данные о машинах, водителях и контрольных устройствах. В паспорте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» указано, что ГАИСТК должна начать работу к 2025 году. Вполне возможно, что разработка проекта системы начнется в ближайшем будущем.

Подводя итоги

Главным событием 2019 года стало введение тахографов для водителей, осуществляющих перевозки для собственных нужд. Необходимость этого изменения была очевидна давно: физическое состояние водителя не зависит от того, является он собственником транспортного средства или же наёмным работником.

Новые правила техосмотра делают невозможным появление на российских дорогах коммерческого транспорта, оснащенного устаревшими контрольными устройствами или не оснащенного ими вовсе. Ужесточение ответственности предпринимателей и водителей, в свою очередь, заставит перевозчиков серьёзнее отнестись к необходимости соблюдения режима труда и отдыха. В результате этих и других новаций тахографический контроль должен стать более эффективным: если условия труда водителей улучшатся, снижение количества ДТП (в том числе и смертельных) с участием коммерческого транспорта не заставит себя ждать.

В отдалённой перспективе нас ожидает внедрение цифровой системы, которая будет отслеживать весь коммерческий транспорт на российских дорогах в реальном времени. С её помощью удастся обеспечить постоянный контроль не только за режимом труда и отдыха водителей, но и за техническим состоянием транспорта, его скоростью. В будущем такая система может свести количество нарушений, совершаемых водителями коммерческого транспорта к минимальным значениям.

На какие автомобили устанавливаются тахографы?

Тахографы должны устанавливать перевозчики грузов и пассажиров. Требования к тахографам разделяются, в зависимости от типа перевозок (международные и внутренние).
Для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ.
Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения – в Приказе Минтранса № 273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15.
Под требование по оснащению тахографами в рамках ЕСТР подпадают транспортные средства, имеющие более 9 посадочных мест, включая водителя, либо полную массу более 3,5 тонны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или более 7,5 тонн для физических лиц. В этом случае на борту автомобиля должен быть установлен тахограф, соответствующий действующим на текущий момент требованиям ЕСТР.
Под требования по оснащению тахографами для внутренних российских перевозок подпадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на любом законном основании владеют транспортными средствами. Это могут быть права собственности, права аренды или договора подряда. Оснащение предусмотрено для транспортных средств более 3,5 тонн, либо имеющих более 9 посадочных мест, включая водителя.

Из-под оснащения выведены транспортные средства, подпадающие под исключения, определенные в Приказе Минтранса № 36:

  • осуществляющие международные перевозки;
  • осуществляющие городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки;
  • пассажирские и грузовые троллейбусы;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
  • автомобили скорой медицинской помощи;
  • автоэвакуаторы;
  • пожарные автомобили;
  • транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
  • транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • автолавки;
  • автобусы для ритуальных услуг;
  • автомобили-дома;
  • бронированные транспортные средства;
  • самоходные сельскохозяйственные машины;
  • передвижные лаборатории и мастерские;
  • передвижные репортажные телевизионные студии;
  • транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств”*, не уплачивается;
  • находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенные до 8 ноября 2013 г. тахографами при изготовлении, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Исключение предусмотрено в том случае, если в паспорте транспортного средства указана одна из вышеперечисленных категорий.
Для того чтобы определить принадлежность транспортного средства к списку исключений: – необходимо внимательно изучить: – как сформулировано исключение – подразделяются исключения по принадлежности к организации или по принадлежности к виду деятельности.
Для определения принадлежности транспортного средства к списку исключений, важно учесть:

  • формулировку исключения,
  • принадлежность транспортного средства к организации,
  • вид деятельности, выполняемый на транспортном средстве.

Принадлежность к виду деятельности означает, что исключаются только те автомобили, которые выполняют данный вид деятельности.
Для примера: Транспортные средства (уборочная техничка), которая принимают участие в работах связанных с содержанием дорог, т.е убирают улицы с помощью каких-либо механизмов – не обязаны оснащаться тахографами. А вспомогательная техника, которая принадлежит организации, но не принимает участие в уборке, например, автобус, который подвозит рабочих к месту уборки – подлежит оснащению.
Другой пример: Все транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вне зависимости от того принимают они непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности или нет – не подпадают под оснащение.

Это необходимо учитывать перевозчику при принятии решения об оснащении!

Транспортные средства, не подпадающие под исключения, на текущий момент уже должны быть оборудованы тахографами.

Кто может проверять тахографы и РТО на трассе – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам <...>

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов...» (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП...» (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено <...> также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<...>
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <...> должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <...> (приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<...>
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
<...>
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<...>
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<...>
оснащать транспортные средства тахографами...

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<...>
снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<...>
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <...>:
<...> требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<...>
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации - требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...», так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <...> является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<...>
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<...>
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
<...>

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <...> автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) <...>

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<...>
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают...

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <...> со дня совершения административного правонарушения <...>

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <...> данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<...>

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.


Смотрите также