8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Момент затяжки гбц змз 406 динамометрическим ключом


Моменты затяжки. ЗМЗ-406. — DRIVE2

Запись для себя. Часто под рукой нет таблицы моментов затяжки для 406 двигателя, а книга далеко. Удобно смотреть с телефона.

Для чего нужен широкий диапазон момента затяжки?
Для того, что все динамоключи имеют погрешность. Лучше брать момент посередине диапазона.
Минимально допустимый-максимальный момент затяжки. Например: 100-110 Н·м.

Напоминание:
В местах где много точек затяжки, например, впускной коллектор или ГБЦ. Лучше несколько раз пройтись окончательным моментом. Точки посередине "проседают".

Внимание! Допущена преднамеренная неточность.
Так как — 1 килограмм-сила-метр (кгс·м) = 9,80665 ньютон-метров (Н·м)
В местах с большими моментами приведены более точные значения.

Пример моментов с округлением:
10-11 кгс·м = 100-110 Н·м
Пример более точных расчетов:
10-11 кгс·м = 98-108 Н·м

Список моментов затяжки (таблица):
— Болт крепления крышки коренного подшипника.10 точек. М12х1,25. 98-108 Н·м
— Гайка болта крепления крышек шатунов. 8 точек. М10х1. 67-74 Н·м

— Болт крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). 10 точек. М14х1,5
– первый этап 40-60 Н·м
– второй этап 127-142 Н·м

Прочисти отверстия с резьбой от масла.
Обезжирь поверхности.
Лучше разбить на большее количество этапов. Торопиться некуда.
После протяжки окончательным моментом, нужно ещё раз пройтись по всем точкам.
Так как прокладка сминается неравномерно и момент затяжки ослабляется.

Порядок затяжки ГБЦ 406

— Болт крепления крышки распределительного вала (бугеля). 20 точек. М8. 19-23 Н·м

Прочисти отверстия с резьбой от масла. Шприцем (предварительно у иглы откусив скос) или ветошью с отверткой.
Эти крышки очень хрупкие. Откручивать нужно медленно и все одновременно.
Змейкой по всем точкам откручиваю.
По одной крышке откручивать не желательно. Под конец нагрузка сосредоточится на какой-то одной крышке и она лопнет.

Закручивать так же все болты одновременно пока плоскости гбц и крышек не соприкоснуться.
Затем динамоключом по всем точкам прохожу несколько раз.

— Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала. 2 точки. М12х1,25. 56-62 Н·м
— Болт крепления зубчатых колес промежуточного вала. 2 точки. М8. 22-27 Н·м

— Болт крепления масляного насоса. 2 точки. М10х1.5. 25-40 Н·м
(Устанавливаем масляный насос с новой прокладкой)
— Болт крепления кронштейна масляного насоса. 1 точка. М6. 7-10 Н·м

— Болт стяжной коленчатого вала (храповик). 1 точка. М24х2. 102-126 Н·м
Всё сделано логично. Болт должен сам подтягиваться при работе двигателя.
Откручивать против часовой стрелки.
Коленвал нельзя крутить против часовой стрелки!
Поставь на 5 передачу и откручивай болт коленчатого вала.

— Болт крепления маховика. 6 точек. М10х1,25. 72-80 Н·м
— Болт крепления нажимного диска сцепления . 6 точек. М8. 20-25 Н·м
— Болт крепления картера сцепления. 6 точек. М10. 42-51 Н·м
— Болт крепления опоры вилки выключения сцепления. 1 точка. М10х1. 42-51 Н·м
— Болт крепления усилителя картера сцепления. 6 точек. М10. 29-36 Н·м
— Болт крепления сальникодержателя. 6 точек. М6. 12-18 Н·м

— Гайка крепления впускной трубы. 5 точек. М10х1. 29-36 Н·м
(Труба которая соприкасается с гбц)
— Гайка крепления ресивера к впускной трубе. 5 точек. М8х1. 19-23 Н·м
— Гайка крепления выпускного коллектора. 8 точек. М8. 20-25 Н·м
— Болт крепления крышки головки блока цилиндров. 8 точек. 5-12 Н·м
при обеспечении герметичности допускается момент 3 Н·м
— Болт крепления масляного картера. 11 точек. М8. 12-18 Н·м
при обеспечении герметичности допускается момент 6 Н·м
— Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров. 4 точки. М8. 22-27 Н·м
(Передние крышки можно приклеить на герметик, большое усилие не нужно. 8-14 Н·м)
— Болт крепления шкива к водяному насосу/помпе. 3 точки. М8. 22-27 Н·м
— Болт крепления водяного насоса/помпы. х точек. М8. 22-27 Н·м
— Гайка крепления кронштейнов генератора. 2 точки. М8. 12-18 Н·м
— Болт крепления натяжного ролика. 1 точка. М8. 14-18 Н·м

— Болт крепления топливопровода с форсунками. 2 точки. М6. 5-8 Н·м
(Уплотнительные кольца форсунок можно смазать моторным маслом)
— Болт крепления индуктивных датчиков. 3 точки. М6. 5-8 Н·м
— Болт крепления стартера. 2 точки. М10. 67-75 Н·м
— Свеча зажигания. 4 точки. М14х1,25. 31-38 Н·м (ГБЦ из алюминия, лучше 28-30 Н·м)
Желательно свечи менять на холодном двигателе. Иначе можете попортить резьбу.

Для остальных резьбовых соединений:
для М6 — 6-8 Н·м
для М8 — 14-18 Н·м
для М10 — 28-36 Н·м
для М12 — 50-62 Н·м

Напоминание:
После окончания работ приведи динамоключ в исходное состояние.

Данные взяты:
1) Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля Волга Газ 3110. ISBN 5-8115-0011-4
2) ГАЗ-3110, -3102 "Волга": Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. ISBN 978-5-88924-171-3
3) немного от себя

Пишите свои замечания и предложения в комментариях.

Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.

Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.
Наименование соединения Моменты затяжки кгс • м
Свечи зажигания 3,0–3,5

Двигатели ЗМЗ-402.

Гайки крепления головки блока цилиндров 8,3–9,0
Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
Гайки крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
Гайки крепления маховика 7,6–8,3
Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров 2,8–3,6
Болт шкива коленчатого вала 17–22
Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора 1,5–3,0
Гайки крепления поддона картера 1,2–2,0
Болт крепления датчика-распределителя зажигания 0,6–0,8

Двигатели ЗМЗ-405, -406.

Болты крепления головки блока цилиндров:

предварительная затяжка

окончательная затяжка

 

4,0–6,0

13,0–14,5

Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
Болты крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
Болты крепления маховика 7,2–8,0
Болты крепления картера сцепления 4,2–5,1
Болт шкива коленчатого вала 10,4–12,0
Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
Болты крепления крышек распределительных валов 1,9–2,3
Болты крепления звездочек распределительных валов 5,6–6,2
Болты крепления крышки клапанов 0,5–0,8
Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления 2,9–3,6
Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата 2,2–2,7
Болты крепления задней крышки блока цилиндров, поддона картера 1,2–1,8
Гайки крепления выпускного коллектора 2,0–2,5

Двигатели УМЗ-4215.

Гайки крепления крышек коренных подшипников 12,5–13,6
Гайки болтов крышек шатунов 6,8–7,5
Гайки крепления стоек оси коромысел 3,5–4,0
Штуцер крепления масляного фильтра 8,0–9,0
Масляный фильтр 2,0–2,5
Гайки крепления головки блока цилиндров 9,0–9,4
Гайки крепления поддона картера 1,0–1,2
Болты крепления маховика 8,0–9,0
Болты крепления диска сцепления 2,0–3,0

Трансмиссия.

Гайки крепления фланцев валов раздаточной коробки* 20–28
Болты крепления картеров коробки передач 1,4–1,8
Болты крепления переднего и заднего картеров и крышек раздаточной коробки* 1,2–1,8
Гайки крепления карданной передачи к раздаточной коробке*, переднему* и заднему мостам 2,7–3,0
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала** 5,0–5,6
Гайки крепления ведущих фланцев переднего моста* 11–12,5
Гайки крепления рычага поворотного кулака* 11–12,5
Гайки крепления цапфы* 11–12,5
Болты крепления редуктора заднего моста с балкой типа банджо 5,5–7,0
Гайка крепления фланца ведущей шестерни переднего и заднего мостов 16,0–20,0

Ходовая часть.

Болты затяжки резинометаллических втулок 12,0–15,0
Гайки стремянок рессор 12,0–15,0
Гайки резервуара амортизаторов 9,0–15,0
Гайки крепления колес 30,0–38,0
Гайки стопорных штифтов шкворней поворотных кулаков* 3,2–3,6

Рулевое управление.

Гайки крепления шаровых шарниров рулевых тяг 7,0–10,0
Болты крепления поворотных рычагов к поворотным кулакам 11,0–12,5
Болты хомутов поперечной рулевой тяги 1,4–1,8
Гайки крепления кронштейна рулевого механизма к лонжерону 2,8–3,6
Болты крепления рулевого механизма к кронштейну 4,4–6,2
Гайка крепления рулевого колеса 6,5–8,0
Гайка крепления рулевой сошки 10,5–14,0
Гайки крепления клиньев карданных вилок 1,8–2,5

Тормозное управление.

Болты крепления тормозных скоб к поворотным кулакам 10,0–12,5
Болты крепления тормозных щитов 5,0–6,2
Болты крепления колесных цилиндров 1,4–2,0
Гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю 2,4–3,6
Гайки крепления вакуумного усилителя 1,2–1,7

Кузов фургонов и автобусов.

Гайки точек эластичного крепления кузова к раме 3,1–3,9

* Для автомобилей типа 4х4.

** Для автомобилей типа 4х2.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений - ГАЗ Клуб, Авто Клуб

Наименование соединения Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель ЗМЗ–4062
Болт крепления крышки коренного подшипника 100-110 (10,0-11,0)
Гайка болта крепления крышек шатунов 68-75 (6,8-7,5)
Болт крепления маховика 72-80 (7,2-8,0)
Болт крепления головки блока цилиндров:  
– первый этап 40-60 (4,0-6,0)
– второй этап 130-145 (13,0-14,5)
Болт крепления крышки распределительного вала 19-23 (1,9-2,3)
Стяжной болт коленчатого вала (храповик) 104-128 (10,4-12,8)
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала 56-62 (5,6-6,2)
Гайка крепления впускной трубы 29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров 22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления шкива водяного насоса 22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления водяного насоса 22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления зубчатых колес промежуточного вала 22-27 (2,2-2,7)
Гайка крепления ресивера к впускной трубе 19-23 (1,9-2,3)
Гайка крепления выпускного коллектора 20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления масляного картера 12-18 (1,2-1,8)
при обеспечении герметичности
допускается момент 6 Н·м (0,6 кгс·м)
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 5,0-8,0 (0,5-0,8)
при обеспечении герметичности
допускается момент 3 Н·м (0,3 кгс·м)
Болт крепления сальникодержателя 12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления топливопровода с форсунками 5,0-8,0 (0,5-0,8)
Болт крепления индуктивных датчиков 5,0-8,0 (0,5-0,8)
Свеча зажигания 31-38 (3,1-3,8)
Болт крепления стартера 67-75 (6,7-7,5)
Гайка крепления кронштейнов генератора 12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления нажимного диска сцепления 20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления картера сцепления 42-51 (4,2-5,1)
Болт крепления усилителя картера сцепления 29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления опоры вилки выключения сцепления 42-51 (4,2-5,1)
Двигатели ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021
Болт крепления крышки распределительных шестерен 11-16 (1,1-1,6)
Гайка крепления крышки распределительных шестерен 12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления крышки коробки толкателей 12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления головки блока цилиндров 85-90 (8,5-9,0)
Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров 11-16 (1,1-1,6)
Гайка болта крепления крышки шатуна 68-75 (6,8-7,5)
Гайка крепления маховика 78-83 (7,8-8,3)
Болт крепления шкива коленчатого вала 11-16 (1,1-1,6)
Стяжной болт коленчатого вала (храповик) 170-220 (17-22)
Болт крепления упорного фланца распределительного вала 11-16 (1,1-1,6)
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала 55-60 (5,5-6,0)
Гайка крепления стойки оси коромысел 35-40 (3,5-4,0)
Болт крепления крышки коромысел 4,5-8,0 (0,45-0,8)
Гайка крепления выпускного коллектора к впускной трубе 44-56 (4,4-5,6)
Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора к головке блока 40-56 (4,0-5,6)
Гайка крепления масляного картера 12-15 (1,2-1,5)
Гайка крепления масляного насоса 18-25 (1,8-2,5)
Болт крепления привода распределителя зажигания 6,0-8,0 (0,6-0,8)
Гайка крепления крышки коренного подшипника 100-110 (10-11)
Гайка крепления масляного фильтра 12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления топливного насоса 12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления фильтра тонкой очистки топлива 12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления водяного насоса 18-25 (1,8-2,5)
Болт крепления шкива водяного насоса 12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления картера сцепления 28-36 (2,8-3,6)
Гайка крепления картера сцепления 40-56 (4,0-5,6)
Болт крепления нажимного диска сцепления 20-25 (2,0-2,5)
Гайка крепления кронштейна генератора 44-62 (4,4-6,2)
Гайка крепления генератора 44-56 (4,4-5,6)
Свеча зажигания 30-40 (3,0-4,0)
Болт крепления вентилятора 14-18 (1,4-1,8)
Прочие соединения
Гайка хомута регулировочной трубки рулевой тяги 15-18 (1,5-1,8)
Палец нижнего рычага передней подвески 180-200 (18-20)
Гайка оси верхнего рычага передней подвески 70-100 (7,0-10,0)
Гайка пальца резьбового шарнира 120-200 (12,0-20,0)
Болт и гайка крепления оси верхних рычагов 44-56 (4,4-5,6)
Болт крепления колеса 100-120 (10-12)
Гайка фланца ведущей шестерни заднего моста 160-200 (16-20)
Болт крепления передней подвески к кузову 125-140 (12,5-14)
Гайка крепления механизма рулевого управления 50-60 (5,0-6,0)
Гайка крепления рулевого колеса 65-75 (6,5-7,5)
Гайка крепления сошки механизма рулевого управления 105-120 (10,5-12)
Болт крепления кронштейна маятникового рычага 50-62 (5,0-6,2)
Болт и гайка крепления рулевой колонки к панели приборов 12-18 (1,2-1,8)
Всасывающий штуцер насоса гидроусилителя рулевого управления 32-40 (3,2-4,0)
Гайка клина рулевого управления 18-25 (1,8-2,5)
Болт-штуцер клапана управления встроенного гидроусилителя рулевого управления 80-100 (8,0-10,0)
Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления 44-62 (4,4-6,2)
Гайка трубки сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления 44-62 (4,4-6,2)
Гайка соединения наконечника нагнетательного шланга и шлангов силового цилиндра раздельного гидроусилителя рулевого управления 32-40 (3,2-4,0)
Болт-штуцер сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления 80-100 (8,0-10,0)
Болт крепления поворотного кулака, рычага и кронштейна 80-100 (8,0-10,0)
Ограничитель поворота 80-100 (8,0-10,0)
Гайка крепления оси толкателя педалей тормоза и сцепления 32-36 (3,2-3,6)
Болт крепления тормозного щита заднего тормоза 65-80 (6,5-8,0)
Болт крепления скобы переднего тормоза 110-125 (11,0-12,5)
Болт крепления колесного цилиндра заднего тормоза 8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления регулятора давления задних тормозов 8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления главного цилиндра тормозов 24-56 (2,4-5,6)
Гайка крепления вакуумного усилителя 8,0-18,0 (0,8-1,8)
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала 50-56 (5,0-5,6)
Гайка крепления карданного вала к заднему мосту 27-30 (2,7-3,0)
Гайка крепления поперечины промежуточной опоры к кузову 27-30 (2,7-3,0)
Болт крепления промежуточной опоры к поперечине 12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления 50-62 (5,0-6,2)
*Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие:
для М6 — 6–8 Н·м (0,6-0,8 кгс·м)
для М8 — 14–18 Н·м (1,4-1,8 кгс·м)
для М10 — 28–36 Н·м (2,8-3,6 кгс·м)
для М12 — 50–62 Н·м (5,0-6,2 кгс·м)

Моменты затяжки резьбовых соединений автомобиля ГАЗ-3110 — DRIVE2

Опытному механику или слесарю не надо измерять момент затяжки. С опытом он уже его чувствует. Но иногда на особо важных узлах нужно проконтролировать себя и воспользоваться динамометрическим ключом. Особенно это касается таких важных узлов как затяжка коренных и шатунных бугелей, затяжка маховика, затяжка головки блока цилиндров, затяжка гаек карданных валов и тд.
Двигатель ЗМЗ–4062
Наименование соединения
Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Болт крепления крышки коренного подшипника
100-110 (10,0-11,0)
Гайка болта крепления крышек шатунов
68-75 (6,8-7,5)
Болт крепления маховика
72-80 (7,2-8,0)
Болт крепления головки блока цилиндров:

– первый этап 40-60 (4,0-6,0)
– второй этап 130-145 (13,0-14,5)
Болт крепления крышки распределительного вала
19-23 (1,9-2,3)
Стяжной болт коленчатого вала (храповик)
104-128 (10,4-12,8)
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала
56-62 (5,6-6,2)
Гайка крепления впускной трубы
29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления шкива водяного насоса
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления водяного насоса
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления зубчатых колес промежуточного вала
22-27 (2,2-2,7)
Гайка крепления ресивера к впускной трубе
19-23 (1,9-2,3)
Гайка крепления выпускного коллектора
20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления масляного картера
12-18 (1,2-1,8)
при обеспечении
герметичности
допускается момент
6 Н·м (0,6 кгс·м)

Болт крепления крышки головки блока цилиндров
5,0-8,0 (0,5-0,8)
при обеспечении
герметичности
допускается момент
3 Н·м (0,3 кгс·м)
Болт крепления сальникодержателя
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления топливопровода с форсунками
5,0-8,0 (0,5-0,8)
Болт крепления индуктивных датчиков
5,0-8,0 (0,5-0,8)
Свеча зажигания
31-38 (3,1-3,8)
Болт крепления стартера
67-75 (6,7-7,5)
Гайка крепления кронштейнов генератора
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления нажимного диска сцепления
20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления картера сцепления
42-51 (4,2-5,1)
Болт крепления усилителя картера сцепления
29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления опоры вилки выключения сцепления
42-51 (4,2-5,1)
Прочие соединения
Гайка хомута регулировочной трубки рулевой тяги
15-18 (1,5-1,8)
Палец нижнего рычага передней подвески
180-200 (18-20)
Гайка оси верхнего рычага передней подвески
70-100 (7,0-10,0)
Гайка пальца резьбового шарнира
120-200 (12,0-20,0)
Болт и гайка крепления оси верхних рычагов
44-56 (4,4-5,6)
Болт крепления колеса
100-120 (10-12)
Гайка фланца ведущей шестерни заднего моста
160-200 (16-20)
Болт крепления передней подвески к кузову
125-140 (12,5-14)
Гайка крепления механизма рулевого управления
50-60 (5,0-6,0)
Гайка крепления рулевого колеса
65-75 (6,5-7,5)
Гайка крепления сошки механизма рулевого управления
105-120 (10,5-12)
Болт крепления кронштейна маятникового рычага
50-62 (5,0-6,2)
Болт и гайка крепления рулевой колонки к панели приборов
12-18 (1,2-1,8)
Гайка клина рулевого управления
18-25 (1,8-2,5)
Всасывающий штуцер насоса гидроусилителя рулевого управления
32-40 (3,2-4,0)
Болт-штуцер клапана управления встроенного гидроусилителя рулевого управления
80-100 (8,0-10,0)
Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка трубки сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка соединения наконечника нагнетательного шланга и шлангов силового цилиндра раздельного гидроусилителя рулевого управления
32-40 (3,2-4,0)
Болт-штуцер сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
80-100 (8,0-10,0)
Болт крепления поворотного кулака, рычага и кронштейна
80-100 (8,0-10,0)
Ограничитель поворота
80-100 (8,0-10,0)
Гайка крепления оси толкателя педалей тормоза и сцепления
32-36 (3,2-3,6)
Болт крепления тормозного щита заднего тормоза
65-80 (6,5-8,0)
Болт крепления скобы переднего тормоза
110-125 (11,0-12,5)

Болт крепления колесного цилиндра заднего тормоза
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления регулятора давления
задних тормозов
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления главного цилиндра тормозов
24-56 (2,4-5,6)
Гайка крепления вакуумного усилителя
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала
50-56 (5,0-5,6)
Гайка крепления карданного вала к заднему мосту
27-30 (2,7-3,0)
Гайка крепления поперечины промежуточной опоры к кузову
27-30 (2,7-3,0)
Болт крепления промежуточной опоры к поперечине
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления
50-62 (5,0-6,2)

* Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие:
— для М6 — 6–8 Н·м (0,6-0,8 кгс·м)
— для М8 — 14–18 Н·м (1,4-1,8 кгс·м)
— для М10 — 28–36 Н·м (2,8-3,6 кгс·м)
— для М12 — 50–62 Н·м (5,0-6,2 кгс·м)

Есть универсальный метод для креплений общего назначения определяется по размеру ключа:


Данная информация есть в разрозненом виде что на D2 что на просторах интернета, но когда сидишь в гараже и сталкиваешься с трудностями по затяжке болтов, здесь всё в одном месте. Также у меня есть Word файлик с табличками (там покультурней), кому надо могу выслать. Там была информация и про 402ЗМЗ тоже. Надеюсь кому-нибудь поможет. Мне- так точно. Ставим лайки не стесняемся.)))) Всем надёжного крепежа.)))

Момент затяжки гбц змз 406 динамометрическим ключом


Моменты затяжки резьбовых соединений автомобиля ГАЗ-3110 — DRIVE2

Опытному механику или слесарю не надо измерять момент затяжки. С опытом он уже его чувствует. Но иногда на особо важных узлах нужно проконтролировать себя и воспользоваться динамометрическим ключом. Особенно это касается таких важных узлов как затяжка коренных и шатунных бугелей, затяжка маховика, затяжка головки блока цилиндров, затяжка гаек карданных валов и тд.Двигатель ЗМЗ–4062Наименование соединенияМомент затяжки, Н·м (кгс·м)Болт крепления крышки коренного подшипника100-110 (10,0-11,0)Гайка болта крепления крышек шатунов68-75 (6,8-7,5)Болт крепления маховика72-80 (7,2-8,0)

Болт крепления головки блока цилиндров:

– первый этап 40-60 (4,0-6,0)– второй этап 130-145 (13,0-14,5)Болт крепления крышки распределительного вала19-23 (1,9-2,3)Стяжной болт коленчатого вала (храповик)104-128 (10,4-12,8)Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала56-62 (5,6-6,2)Гайка крепления впускной трубы29-36 (2,9-3,6)Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров22-27 (2,2-2,7)Болт крепления шкива водяного насоса22-27 (2,2-2,7)Болт крепления водяного насоса22-27 (2,2-2,7)Болт крепления зубчатых колес промежуточного вала22-27 (2,2-2,7)Гайка крепления ресивера к впускной трубе19-23 (1,9-2,3)Гайка крепления выпускного коллектора20-25 (2,0-2,5)Болт крепления масляного картера12-18 (1,2-1,8)при обеспечениигерметичностидопускается момент

6 Н·м (0,6 кгс·м)

Болт крепления крышки головки блока цилиндров5,0-8,0 (0,5-0,8)при обеспечениигерметичностидопускается момент3 Н·м (0,3 кгс·м)Болт крепления сальникодержателя12-18 (1,2-1,8)Болт крепления топливопровода с форсунками5,0-8,0 (0,5-0,8)Болт крепления индуктивных датчиков5,0-8,0 (0,5-0,8)Свеча зажигания31-38 (3,1-3,8)Болт крепления стартера67-75 (6,7-7,5)Гайка крепления кронштейнов генератора12-18 (1,2-1,8)Болт крепления нажимного диска сцепления20-25 (2,0-2,5)Болт крепления картера сцепления42-51 (4,2-5,1)Болт крепления усилителя картера сцепления29-36 (2,9-3,6)Болт крепления опоры вилки выключения сцепления42-51 (4,2-5,1)Прочие соединенияГайка хомута регулировочной трубки рулевой тяги15-18 (1,5-1,8)Палец нижнего рычага передней подвески180-200 (18-20)Гайка оси верхнего рычага передней подвески70-100 (7,0-10,0)Гайка пальца резьбового шарнира120-200 (12,0-20,0)Болт и гайка крепления оси верхних рычагов44-56 (4,4-5,6)Болт крепления колеса100-120 (10-12)Гайка фланца ведущей шестерни заднего моста160-200 (16-20)Болт крепления передней подвески к кузову125-140 (12,5-14)Гайка крепления механизма рулевого управления50-60 (5,0-6,0)Гайка крепления рулевого колеса65-75 (6,5-7,5)Гайка крепления сошки механизма рулевого управления105-120 (10,5-12)Болт крепления кронштейна маятникового рычага50-62 (5,0-6,2)Болт и гайка крепления рулевой колонки к панели приборов12-18 (1,2-1,8)Гайка клина рулевого управления18-25 (1,8-2,5)Всасывающий штуцер насоса гидроусилителя рулевого управления32-40 (3,2-4,0)Болт-штуцер клапана управления встроенного гидроусилителя рулевого управления80-100 (8,0-10,0)Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления44-62 (4,4-6,2)Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления44-62 (4,4-6,2)Гайка трубки сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления44-62 (4,4-6,2)Гайка соединения наконечника нагнетательного шланга и шлангов силового цилиндра раздельного гидроусилителя рулевого управления32-40 (3,2-4,0)Болт-штуцер сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления80-100 (8,0-10,0)Болт крепления поворотного кулака, рычага и кронштейна80-100 (8,0-10,0)Ограничитель поворота80-100 (8,0-10,0)Гайка крепления оси толкателя педалей тормоза и сцепления32-36 (3,2-3,6)Болт крепления тормозного щита заднего тормоза65-80 (6,5-8,0)Болт крепления скобы переднего тормоза

110-125 (11,0-12,5)

Болт крепления колесного цилиндра заднего тормоза8,0-18,0 (0,8-1,8)Гайка крепления регулятора давлениязадних тормозов8,0-18,0 (0,8-1,8)Гайка крепления главного цилиндра тормозов24-56 (2,4-5,6)Гайка крепления вакуумного усилителя8,0-18,0 (0,8-1,8)Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала50-56 (5,0-5,6)Гайка крепления карданного вала к заднему мосту27-30 (2,7-3,0)Гайка крепления поперечины промежуточной опоры к кузову27-30 (2,7-3,0)Болт крепления промежуточной опоры к поперечине12-18 (1,2-1,8)Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления

50-62 (5,0-6,2)

* Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие:— для М6 — 6–8 Н·м (0,6-0,8 кгс·м)— для М8 — 14–18 Н·м (1,4-1,8 кгс·м)— для М10 — 28–36 Н·м (2,8-3,6 кгс·м)

— для М12 — 50–62 Н·м (5,0-6,2 кгс·м)

Есть универсальный метод для креплений общего назначения определяется по размеру ключа:

Данная информация есть в разрозненом виде что на D2 что на просторах интернета, но когда сидишь в гараже и сталкиваешься с трудностями по затяжке болтов, здесь всё в одном месте. Также у меня есть Word файлик с табличками (там покультурней), кому надо могу выслать. Там была информация и про 402ЗМЗ тоже. Надеюсь кому-нибудь поможет. Мне- так точно. Ставим лайки не стесняемся.)))) Всем надёжного крепежа.)))

www.drive2.ru

Моменты затяжки резьбовых соединений автомобиля Газель

Для соблюдения точного момента ответственных резьбовых соединений, нужно иметь динамометрический ключ с пределом измерений от 5 до 200 Нм.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование соединения

Моменты

затяжки кгс•м

Свечи зажигания

3,0–3,5

Гайки крепления головки блока цилиндров

8,3–9,0

Гайки крепления болтов шатунов

6,

моменты затяжки для патриот — DRIVE2

купил ключ динамометрический

1

2

3

4


решил подборочку сделать
буду дополнять по необходимости

5

Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений *
Наименование соединения

Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель ЗМЗ–4062
Болт крепления крышки коренного подшипника
100-110 (10,0-11,0)
Гайка болта крепления крышек шатунов
68-75 (6,8-7,5)
Болт крепления маховика
72-80 (7,2-8,0)
Болт крепления головки блока цилиндров:
– первый этап
40-60 (4,0-6,0)
– второй этап
130-145 (13,0-14,5)
Болт крепления крышки распределительного вала
19-23 (1,9-2,3)
Стяжной болт коленчатого вала (храповик)
104-128 (10,4-12,8)
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала
56-62 (5,6-6,2)
Гайка крепления впускной трубы
29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления шкива водяного насоса
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления водяного насоса
22-27 (2,2-2,7)
Болт крепления зубчатых колес промежуточного вала
22-27 (2,2-2,7)
Гайка крепления ресивера к впускной трубе
19-23 (1,9-2,3)
Гайка крепления выпускного коллектора
20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления масляного картера
12-18 (1,2-1,8)
при обеспечении герметичности допускается момент 6 Н·м (0,6 кгс·м)
Болт крепления крышки головки блока цилиндров
5,0-8,0 (0,5-0,8)
при обеспечении герметичности допускается момент 3 Н·м (0,3 кгс·м)
Болт крепления сальникодержателя
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления топливопровода с форсунками
5,0-8,0 (0,5-0,8)
Болт крепления индуктивных датчиков
5,0-8,0 (0,5-0,8)
Свеча зажигания
31-38 (3,1-3,8)
Болт крепления стартера
67-75 (6,7-7,5)
Гайка крепления кронштейнов генератора
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления нажимного диска сцепления
20-25 (2,0-2,5)
Болт крепления картера сцепления
42-51 (4,2-5,1)
Болт крепления усилителя картера сцепления
29-36 (2,9-3,6)
Болт крепления опоры вилки выключения сцепления
42-51 (4,2-5,1)
Двигатели ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021
Болт крепления крышки распределительных шестерен
11-16 (1,1-1,6)
Гайка крепления крышки распределительных шестерен
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления крышки коробки толкателей
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления головки блока цилиндров
85-90 (8,5-9,0)
Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров
11-16 (1,1-1,6)
Гайка болта крепления крышки шатуна
68-75 (6,8-7,5)
Гайка крепления маховика
78-83 (7,8-8,3)
Болт крепления шкива коленчатого вала
11-16 (1,1-1,6)
Стяжной болт коленчатого вала (храповик)
170-220 (17-22)
Болт крепления упорного фланца распределительного вала
11-16 (1,1-1,6)
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала
55-60 (5,5-6,0)
Гайка крепления стойки оси коромысел
35-40 (3,5-4,0)
Болт крепления крышки коромысел
4,5-8,0 (0,45-0,8)
Гайка крепления выпускного коллектора к впускной трубе
44-56 (4,4-5,6)
Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора к головке блока
40-56 (4,0-5,6)
Гайка крепления масляного картера
12-15 (1,2-1,5)
Гайка крепления масляного насоса
18-25 (1,8-2,5)
Болт крепления привода распределителя зажигания
6,0-8,0 (0,6-0,8)
Гайка крепления крышки коренного подшипника
100-110 (10-11)
Гайка крепления масляного фильтра
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления топливного насоса
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления фильтра тонкой очистки топлива
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления водяного насоса
18-25 (1,8-2,5)
Болт крепления шкива водяного насоса
12-18 (1,2-1,8)
Болт крепления картера сцепления
28-36 (2,8-3,6)
Гайка крепления картера сцепления
40-56 (4,0-5,6)
Болт крепления нажимного диска сцепления
20-25 (2,0-2,5)
Гайка крепления кронштейна генератора
44-62 (4,4-6,2)
Гайка крепления генератора
44-56 (4,4-5,6)
Свеча зажигания
30-40 (3,0-4,0)
Болт крепления вентилятора
14-18 (1,4-1,8)
Прочие соединения
Гайка хомута регулировочной трубки рулевой тяги
15-18 (1,5-1,8)
Палец нижнего рычага передней подвески
180-200 (18-20)
Гайка оси верхнего рычага передней подвески
70-100 (7,0-10,0)
Гайка пальца резьбового шарнира
120-200 (12,0-20,0)
Болт и гайка крепления оси верхних рычагов
44-56 (4,4-5,6)
Болт крепления колеса
100-120 (10-12)
Гайка фланца ведущей шестерни заднего моста
160-200 (16-20)
Болт крепления передней подвески к кузову
125-140 (12,5-14)
Гайка крепления механизма рулевого управления
50-60 (5,0-6,0)
Гайка крепления рулевого колеса
65-75 (6,5-7,5)
Гайка крепления сошки механизма рулевого управления
105-120 (10,5-12)
Болт крепления кронштейна маятникового рычага
50-62 (5,0-6,2)
Болт и гайка крепления рулевой колонки к панели приборов
12-18 (1,2-1,8)
Гайка клина рулевого управления
18-25 (1,8-2,5)
Всасывающий штуцер насоса гидроусилителя рулевого управления
32-40 (3,2-4,0)
Болт-штуцер клапана управления встроенного гидроусилителя рулевого управления
80-100 (8,0-10,0)
Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка верхнего и нижнего наконечников нагнетательного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка трубки сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
44-62 (4,4-6,2)
Гайка соединения наконечника нагнетательного шланга и шлангов силового цилиндра раздельного гидроусилителя рулевого управления
32-40 (3,2-4,0)
Болт-штуцер сливного шланга встроенного гидроусилителя рулевого управления
80-100 (8,0-10,0)
Болт крепления поворотного кулака, рычага и кронштейна
80-100 (8,0-10,0)
Ограничитель поворота
80-100 (8,0-10,0)
Гайка крепления оси толкателя педалей тормоза и сцепления
32-36 (3,2-3,6)
Болт крепления тормозного щита заднего тормоза
65-80 (6,5-8,0)
Болт крепления скобы переднего тормоза
110-125 (11,0-12,5)
Болт крепления колесного цилиндра заднего тормоза
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления регулятора давления задних тормозов
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Гайка крепления главного цилиндра тормозов
24-56 (2,4-5,6)
Гайка крепления вакуумного усилителя
8,0-18,0 (0,8-1,8)
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала
50-56 (5,0-5,6)
Гайка крепления карданного вала к заднему мосту
27-30 (2,7-3,0)
Гайка крепления поперечины промежуточной опоры к кузову
27-30 (2,7-3,0)
Болт крепления промежуточной опоры к поперечине
12-18 (1,2-1,8)
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления
50-62 (5,0-6,2)
* Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие:
для М6 — 6–8 Н·м (0,6-0,8 кгс·м)
для М8 — 14–18 Н·м (1,4-1,8 кгс·м)

для М10 — 28–36 Н·м (2,8-3,6 кгс·м)
для М12 — 50–62 Н·м (5,0-6,2 кгс·м)

пысы как ссылку на пдф подгрузить?

Момент затяжки клапанной крышки змз 406. Повторная протяжка гбц

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов


I - передняя крышка;
II - вал впускных клапанов;
III - вал выпускных клапанов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Снимаем наконечники со свечей зажигания вместе с высоковольтными проводами.


Снимаем катушки зажигания (см. Проверка и замена катушек зажигания). Катушки можно оставить на крышке, отсоединив от них низковольтные провода.
Отсоединяем от карбюратора тросы привода дроссельных и воздушной заслонок (см. Снятие карбюратора).
Снимаем решетку и верхнюю панель облицовки радиатора (см. Снятие решетки облицовки радиатора и Снятие верхней панели облицовки радиатора).
Отсоединяем провода от датчиков температуры и давления масла (см. Замена датчиков указателя температуры, Замена датчиков давления масла) отгибаем скобы крепления проводов…

…и снимаем провода с двигателя.

Ослабляем хомут и отсоединяем малый шланг системы вентиляции картера.

Ключом «на 12» отворачиваем восемь болтов крепления крышки головки блока.

Снимаем крышку.

Проворачивая коленчатый вал головкой «на 36», выставляем его в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра, (риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на передней крышке блока цилиндров,…

…а метки на звездочках распределительных валов должны быть развернуты в противоположные стороны и находиться на уровне верхней кромки головки блока.

ВНИМАНИЕ
о время дальнейшей работы не проворачивайте коленчатый вал.

Для удобства снимаем топливный насос (см. Снятие топливного насоса двигателя ЗМЗ-4063) и, не отсоединяя шлангов, отводим его в сторону (можно оставить топливный насос на крышке).

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта (два нижних — короткие).

Снимаем переднюю крышку головки блока цилиндров...

И уплотнительную прокладку.

Шестигранным ключом «на 6» отворачиваем два винта…

…и снимаем верхний успокоитель верхней цепи.

Тем же ключом отворачиваем два винта крепления среднего успокоителя.

Ослабляем натяжение цепи на участке около среднего успокоителя, повернув вал выпускных клапанов по часовой стрелке ключом «на 17» за болт крепления звездочки (или ключом «на 30» за четырехгранник выполненный на валу).

Снимаем средний успокоитель.

Удерживая вал выпускных клапанов ключом «на 30», ключом «на 17» отворачиваем болт крепления звездочки.

Снимаем звездочку с вала выпускных клапанов.


Аналогично отворачиваем болт крепления звездочки вала впускных клапанов.

Снимаем эксцентрик привода топливного насоса…

…и звездочку вала впускных клапанов.

Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления передней крышки распределительных валов.

Снимаем переднюю крышку…

…и пластиковые вкладыши ограничения осевого перемещения распределительных валов.

Головкой «на 12» последовательно по пол-оборота ослабляем затяжку болтов крепления крышек распределительного вала до тех пор, пока пружины клапанов не перестанут поджимать валы.

Окончательно отворачиваем болты и снимаем крышки.

Снимаем распределительный вал.


Аналогично снимаем второй распределительный вал.
Перед установкой распределительных валов смазываем моторным маслом их опорные шейки, кулачки, а также постели в головке и крышках.

Вал выпускных клапанов устанавливаем штифтом направо (глядя спереди), а впускных — штифтом вверх. При этом валы находятся в устойчивом положении (для наглядности шланг радиатора снят).


Распределительные валы впускных и выпускных валов взаимозаменяемые, но...

ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на правильное положение штифтов в отверстиях фланцев распределительных валов.

Каждую крышку устанавливаем на свое место, согласно порядковому номеру, выбитому на ней.

Крышки ориентируем так, чтобы выбитая на них цифра была обращена к наружной стороне головки.


Болты крепления крышек затягиваем моментом 1,9-2,3 кгс.м, после чего…

…поворачиваем вал впускных клапанов так, чтобы его штифт располагался напротив верхней кромки головки блока.


Устанавливаем на валы звездочки с надетой на них цепью, начиная с распределительного вала выпускных клапанов.

При натянутой ветви цепи со стороны среднего успокоителя метка на звездочке должна быть расположена напротив верхней кромки головки блока.


Устанавливаем средний успокоитель на место и ставим вторую звездочку.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

ВНИМАНИЕ
После установки гидронатяжителя...

Проверяем совпадение всех меток на шкиве коленчатого вала и звездочках. В противном случае снимаем неправильно установленную звездочку и, переставив ее на одну секцию цепи, устанавливаем заново.

И снова здравствуйте:) Однако меня частенько спрашивают- “нужна ли повторная протяжка гбц?”. Есть много кто, которые считают, что поставил головку, затянул и не трогай ее больше.

В процессе своей довольно таки долгой работы мотористом, а это уже больше чем четверть века, я на своём опыте убедился, что если поленишься протянуть головку через время положенное для протяжки ея, то ещё через некоторое время, а это в большой части зависит от манеры езды водителя и расстояния одномоментно пройденной, придётся снимать.

Обычно прокладка сгорает в течение года, аи если человек едет на большое расстояние, то и через месяц. Поэтому мой совет таков: нельзя ехать далеко с непротянутой головкой, а иначе вам придется ее снимать в дороге. Но знаете, я заметил, если техника пришла прямо с завода, то через положенный для протяжки пробег, головки редко ослабевают. Возможно, что материал прокладки, который там с

Протяжка гбц змз 406 усилие порядок

15. Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.

Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.

Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

1. Снять распределительные валы.

2. Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3.

3. Снять термостат с корпусом.

4. Вывернуть свечи зажигания.

5. Отвернуть болты 1 крепления головки блока. Вынуть болты 1 и шайбы.

6. Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока.

Нельзя забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертки или какой-нибудь другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку цилиндров.

Установка

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.

Болты крепления головки блока затянуть в два этапа:

Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.

Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.

Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

1. Снять распределительные валы (описано в статье — Замена распредвалов двигателя ЗМЗ-406)

Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3

Шестигранным ключом «на 12» ослабляем затяжку десяти болтов, после чего отворачиваем и…

Снимаем головку блока цилиндров…

Отделяем и снимаем прокладку под головкой

Установка

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Перед установкой нужно очистить прилегающие поверхности головки и блока от остатков герметика и прокладки.

Провести общую дефектацию головки цилиндров.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейки.

Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно заменить.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.

Болты крепления головки блока затянуть в два этапа:

Двигатель ЗМЗ-406 рабочим объемом 2,3 литра в России весьма популярен, широко распространен. С учетом пожеланий отечественных потребителей на его основе созданы варианты увеличенного рабочего объема — 2,5 л (ЗМЗ-405) и 2,7 л (ЗМЗ-409).

При разработке новых моделей моторный завод стремится унифицировать конструкции, поэтому в них немало общих деталей. Но есть и отличия. В последнее время двигатели претерпели ряд изменений, связанных с введением более жестких экологических норм — Евро III. О них мы и расскажем. Внешние скоростные характеристики двигателей представлены на графиках. Напомним, что двигатель 40525.10 предназначен для «Волги», 40524.10 — для «Газели», «Соболя», 40904.10 — для современных автомобилей УАЗ.

У двигателя 406 диаметр цилиндра 92 мм против 95,5 мм у 405-го. Старый, до введения норм Евро III, блок405 легко «узнать» по характерным поперечным прорезям-щелям шириной 2 мм в системе охлаждения между цилиндрами. Они улучшали теплоотвод от стенок цилиндров, однако снижали жесткость верхней «плиты» блока. При затяжке болтов крепления головки дополнительно деформировались стенки цилиндров, создавая проблемы, которых двигатель 406, имеющий выполненные в литье протоки между цилиндрами (за счет большей величины межцилиндровой перемычки — 14 мм против 10,5 мм), не знал! Забегая вперед, скажем, что эта конструкция, к счастью, оказалась временной: найдя более удачное решение, от прорезей отказались.

С января 2008 г. для автомобилей ГАЗ и УАЗ завод начал выпускать двигатели, отвечающие нормам токсичности Евро III. Среди них двигателя 406 уже нет, на конвейеры автозаводов поставляются только двигатели 405 и 409. Блок цилиндров у них единый. Внешне он отличается от прежнего 406-го формой отверстий системы охлаждения между цилиндрами: у старого они круглые, у нового напоминают треугольники со скруглениями. Для снижения расхода масла на угар у нового блока изменены параметры плосковершинного хонингования цилиндров (глубина, ширина и углы наклона рисок). К заднему торцу блока шестью болтами М6 крепится крышка с резиновой манжетой, уплотняющей цапфу коленвала. Для установки картера сцепления есть два центрирующих штифта и шесть резьбовых отверстий М10.

Совершенствуя двигатель, конструкторы совместно с технологами сумели доработать блок цилиндров и усовершенствовать процесс литья — в блоке 405 (назовем его новым) также удалось сделать протоки в отливке между цилиндрами (показаны стрелками). От этого выиграла жесткость блока, а изменения, внесенные в крепление головки цилиндров, — более глубокие резьбовые отверстия в блоке, удлиненные болты, новая прокладка (см. ниже) — позволили обеспечить более точную, с меньшими деформациями, геометрию цилиндров в зоне работы поршневых колец. В нижней части блока видны приливы, которые совместно с крышками коренных подшипников образуют опоры коленчатого вала. Крышки изготовлены из высокопрочного чугуна, каждая крепится двумя болтами М12х1,25.

Головка блока цилиндров всех двигателей ЗМЗ Евро II была единая. С введением требований Евро III она доработана, с прежней невзаимозаменяема. Исключены каналы системы холостого хода — ее функции выполняет электронно-управляемый дроссель. В передней части головки есть два отверстия для крепления крышки цепи, а с левой стороны — две бобышки с резьбовыми отверстиями для крепления кронштейнов ресивера впускной системы. Оптимизируя

конструкцию головки, ее массу снизили на 1,3 кг.

Переход на управление двигателем с электронным дросселем позволил избавиться от ряда деталей. Среди них регулятор холостого хода с воздушными патрубками, дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки, а также шланги для подогрева дроссельного узла от системы охлаждения. На снимке показано, что представляла собой эта конструкция!

В новых моторах увеличена длина болтов крепления головки (как и глубина резьбовых отверстий в блоке). Это позволило несколько разгрузить зону работы поршневых колец от напряжений, вызванных усилием затяжки болтов. Новые болты крепления головки — под ключ TORX 60 с резьбой М 14х1,5 — стали на 24 мм длинней.

Ресурс новых приводных ремней фирмы Rubena не меньше, чем автоматического натяжителя. С установкой его изменились длины ремней. Так, на двигателях без насоса гидроусилителя руля раньше был поликлиновой ремень длиной 1220 мм, теперь применяется ремень длиной 1275 мм. С насосом гидроусилителя ставился ремень длиной 1370 мм, а теперь он удлинен до 1413 мм.

Так как при электронно-управляемой системе холостого хода традиционный регулятор холостого хода не нужен, ресивер системы впуска воздуха избавился от резьбовых отверстий для крепления регулятора и кронштейна троса механического привода дроссельной заслонки. Для снижения уровня вибраций и шума системы впуска воздуха на ресивере сделали приливы для крепления кронштейнов, связывающих ресивер с головкой цилиндров. В зависимости от модели двигателя применяют разные дроссели — фланцы ресиверов для их крепления также различны. Для двигателей 40524 и 40525 — три точки крепления дросселя, для 40904 — четыре.

Прежнюю прокладку головки блока из безасбестового армированного материала с металлическими окантовками уплотнения цилиндров сменила металлическая, фирмы Elring Klinger — двухслойная, с пружинящими «зигами», обеспечивающими уплотнение газовых стыков, каналов систем смазки и охлаждения. Эта прокладка предназначена для двигателей 405 и 409 под нормы Евро III. В сжатом, рабочем состоянии ее толщина 0,5 мм против 1,5 мм у прежней, мягкой прокладки. Современная более термостойка и к тому же позволяет надежно герметизировать соединение головки и блока цилиндров при меньшем моменте затяжки болтов по сравнению с прежним. А это тоже уменьшает деформацию цилиндров. В прокладке есть два дополнительных отверстия под болты крепления крышки цепи к головке. С прокладками для двигателей Евро II она невзаимозаменяема.

В крышке цепи для двигателя 40524,40525 и 40904 под нормы Евро III, в отличие от предшественников 406,405 и 409, появились два дополнительных отверстия для крепления головки блока цилиндров. Кроме того, она получила обработанную площадку для установки автоматического натяжителя фирмы Litens ремня привода вспомогательных агрегатов. Узел рассчитан на пробег 150 тыс. км.

Вместо механических дроссельных патрубков, работающих достаточно примитивно и часто не обеспечивающих необходимую чистоту выхлопных газов, начали применять электронные дроссели, позволяющие выполнить более жесткие экологические требования. При этом ГАЗ предпочел для двигателей 40524 и 40525 дроссель 1 SIEMENS, а УАЗ для двигателя 40904 дроссель 2 — BOSCH.

Снятие и установка головки блока цилиндров ЗМЗ-406

Страница 1 из 3

 Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором.

Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить операции, указанные в подразделе «Снятие и установка двигателя ЗМЗ-406».

Еще можно посмотреть в статье - "Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406".

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

1. Снять распределительные валы (описано в статье - Замена распредвалов двигателя ЗМЗ-406).

2. Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3.

Отвернуть болты 1 (рис. 2) крепления головки блока. Вынуть болты 1 и шайбы.

Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока.

Нельзя забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертки или какой-нибудь другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку цилиндров.

Разборка головки блока цилиндров

Отвернуть гайки 1 (рис. 3) и снять экран 5 датчика фазы, скобу 2 для подъема двигателя и выпускной коллектор 6.

Снять прокладки выпускного коллектора.

Отвернуть болт 3 и снять датчик 4 фазы.

Вывернуть датчики аварийного давления масла 7 и указателя давления масла 8.

Ослабить затяжку хомута 1 (рис. 4) и снять шланг с патрубка регулятора холостого хода.

Отвернуть гайки 2 и снять ресивер 3 с впускной трубы.

Снять прокладку ресивера.

Отвернуть гайки 1 (рис. 5) и снять впускную трубу 2 вместе с форсунками и топливопроводом.

ЗМЗ 406 — Замена прокладки ГБЦ и самой ГБЦ :) — DRIVE2

Всем привет!)
И так… Газелька моя всё-таки закипятилась.
В прошлом посте писал про дебилов кто так крышку термостата сделал. Ставил я новый как приехал из Могилёва, катался, катался — всё норм было. Выехал в Минск и… 2 км до Лепеля закипел… оп-па! Хорошо что на датчики постоянно поглядываю — это ж ГАЗель… В итоге стучу по корпусу, не остывает. опасаясь что это всё таки прорвало под ГБЦ и гзами давит в систему охлаждения, с передышками доковылял в Лепель, благо у мужиков в автопарке попросил звёздочку, скинул термостат, долил воды и еду дальше… Опасений всё больше т.к. без термостата менее 90 * не выдаёт. И стрёмно повышается давление в системе… И в Бегомле бах — прорвало, сизый пар повалил из трубы, какой то цилиндр залило и движок запирдел.
Командировка отбой. Набираю в бутылки воды в запас, разворачиваюсь и не более 65 км/ч двигаюсь, пыхтя, подливая воды через каждые 10 км. Въехав в Полоцк уже чуть не задыхался от сладкого дыма…
Ну и естественно если хочешь что то хорошо — сделай это сам. Решили с напарником разобрать, ГБЦ поставить с "памятника", т.к. там хорошая стояла, не разогретая, недавно поменяна на СТО. И решено притереть или не притереть клапана, но обязательно заменить колпачки маслосъёмные. И для этого напарник возьмёт свой рассухариватель и динамометрический ключ.
Ну и по ходу что бы потом не лазить, решил и помпу и ролик поменять, и шланги печки модернизировать.
В ЗМЗ 406 всё на шпильках — под звёздочку, к помпе вообще не удобно подлазить, нужен шестигранник как и на ГБЦ. Отжимая ГБЦ оказались 2 болта не дотянуты как нужно… Вот и результат. — 4ый цилиндр заливало, именно там прорвало прокладку.
Болты и гидрики и тем более крышки распредвалов обязательно подписываем, т.к. местами крышки нельзя менять. Протачивать скорее всего ГБЦ не будем. В общем всё продолжаем.
Сами задались вопросом как и все наверное — почему прокладка с каналами охлаждения только на 4ый цилиндр, и нашёл ответы что б он лучше омывался — т.е. правильное давление в системе было что бы успел остудиться иначе не дойдёт во время, и для большего давления в печку. Почему то всё равно не покидают мысли о большей склонности к перегреву с таким вариантом…
Кстати масло ТНК — гомно, поездил 2 замены, черняга пипец. А с "памятника" всё чисто как слеза, ездил на Pennasol — Немецком, Теперь попробую Газпромнефть — вроде все ездят у нас на нём и ничего.

P.S. Если ваш бензиновый движок подкипел, тем более ЗМЗ, меняйте прокладку ГБЦ сразу же! И если подкипели сильно — проверьте и проточите голову обязательно.
Всем спасибо за внимание!
Продолжение следует!

Полный размер

Разбираем морду, радиатор, и т.д. и т.п.

Полный размер

Черняга от масла ТНК

Полный размер

Блок норм, масло не жрал, хон в норме но колечки подуставшие.

Полный размер

Вот виновник, 4ый цилиндр был в сауне…

Полный размер

Работа кипит.

Полный размер

Это ГБЦ с памятника, чистая, ездила на Pennasole.

Полный размер

Разбирая всё помечаем, что б вернуть на место.

Полный размер

Гидрики подписаны, можно в мешок и разыграть лохотрон)

Полный размер

Валы, крышки валов, тоже не путать!

Момент затяжки ГБЦ. Расследование чайника. — Mitsubishi Outlander, 2.4 л., 2006 года на DRIVE2

Предисловие.
Пока мне идут все з/ч для замены клапанов, я решил озадачиться поиском истины о правильной затяжке ГБЦ. Но всё оказалось очень сложным и запутанным. Я перерыл весь интернет, прочитал кучу статей, просмотрел множество видео и даже читал сопромат, будь он не ладен! В этом деле я Чайник Чайникович, но к решению вопроса подошёл обстоятельно. У меня гуманитарное образование и потому, всё где есть цифры, мне поддаётся с трудом. Всё представленное ниже, исключительно мои домыслы. Итак, начнём расследование.
1. Предписания и рекомендации.
Наш мануал по ремонту MMC Outlander 2003-2008 (www.autoprospect.ru/mitsu…bloka-cilindrov-4g63.html) гласит, что перед затяжкой болтов ГБЦ их необходимо измерить. Предельно допустимый размер 99,4 мм, если всё в допуске, то болт можно не менять. Затяжка болтов осуществляется в 5 этапов: затяжка на 78 Н.м., полное ослабление, затяжка на 20 Н.м., доворот на 90*, доворот на 90*. Ни о каком конкретном моменте речи не идёт.
2. Множество мастеров, в числе который Виктор Травников заявляют, что болты ГБЦ представленным в 1-м пункте образом можно тянуть только на новом блоке с новыми болтами. Для правильной затяжки рекомендуют пользоваться ГОСТ-ом по максимальным нагрузкам.

Это две кардинально противоположных точки зрения. Теперь рассмотрим их подробнее.
1. Те, кто говорит, что затяжку нужно осуществлять доворотами, ссылаются на то, что при доворотах не нужен определённый момент, нужно достичь предела текучести. Почему нельзя этого достичь динамометрическим ключём? Потому что он учитывает трение резьбы. А нам нужна нагрузка на болт. При этом нагрузка в 20 Н.м. считается отправной точкой, потому что при такой нагрузке сопротивление резьбы незначительное. Так же все они в один голос заявляют, что повторное использование болтов не допустимо. Потому что, болты дойдя до предела текучести растягиваются и при повторном закручивании ломаются. Болты эти именуют TTY.

2. Сторонники позиции Евгения Травникова, заявляют, что болты необходимо тянуть именно моментом согласно ГОСТ в котором указаны данные по затяжке, основанные на пределе текучести (есть в интернете). Т.е. болт и держать будет хорошо и деформироваться не будет. Так же они заявляют, что при затяжке доворотами на разных болтах образуется разный момент.

Разберёмся с понятиями, которыми оперируем.
Предел текучести — напряжение, при к-ром начинает развиваться пластич. деформация. (dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/2120/ПРЕДЕЛ)
Пластическая деформация — это такая деформация, которая приводит к остаточному изгибу, т.е. тому, который имеет место при удалении внешней нагрузки.
Изучая информацию о пределе текучести, находим ещё два понятия:
Зуб текучести и площадка текучести. Вот пояснение: "В некоторых материалах при непрерывном удлинении цилиндрического образца на диаграмме зависимости нормального напряжения от относит. удлинения обнаруживается т. н. зуб текучести, т. е. резкое снижение напряжения перед появлением пластич. деформации (рис., в), причём дальнейший рост деформации (пластической) до нек-рого её значения происходит при неизменном напряжении, к-рое наз. физическим П. т"
Сама же ровная часть диаграммы, называется площадкой текучести. Но об этом потом.
Вернёмся к нашим исходным позициям.
Противоречия.
1. Самое очевидное противоречие, это заявление о невозможности повторного использования болтов — в мануале указано обратное. Это заявление основано на том, что болт достиг предела текучести. По их мнению такой болт потерял возможность вернуться в изначально состояние. При этом, они заявляют, что предел текучести, это состояние, нагрузка, после которой наступает пластическая деформация и болт приходит в негодность. Пояснений далее обычно не даётся. Но мы, пользуясь определениями данными выше, знаем, что "у некоторых металлов образуется площадка текучести". И у наших болтов она есть, потому что "В др. материалах, к-рые наз. упрочняющимися, площадки текучести нет (рис., б )и точно указать напряжение, при к-ром впервые возникают пластич. деформации, практически невозможно. Вводится понятие условного П.т…". Т.е. если бы площадки текучести не было, то определить точный момент затяжки было бы весьма проблематично + погрешности от трения резьбы + неточность инструмента. Следовательно довороты на 90* выводят наши болты на эту самую площадку текучести. Теперь идём дальше. Если инструкция предлагает нам повторное использование болтов, опираясь на допуски, значит площадка текучести довольно на диаграмме довольно длинная. Так же, т.к. болт удлиняется хоть и не на много, то пластическая деформация имеет место быть, в разумных пределах. А именно тех, пределах, о которых писалось раньше " дальнейший рост деформации (пластической) до нек-рого её значения происходит при неизменном напряжении". Т.е.указанный допуск размера болта 97 мм — 99,4 это наша площадка текучести болта, на которой пластическая деформация в 2,4 мм происходит с неизменным напряжением (в нашем случает это выражено в стягивание ГБЦ и БЦ), а за этими пределами наступает пластическая деформация с неконтролируемой нагрузкой, а после разрушение болта. При этом 99,4 мм, это не предел, ибо это допуск и после вкручивания болта он ещё немного увеличится. С учётом того, что мои болты увеличились на 0,5мм, можно предположить, что предел текучести находится где-то в районе 100 мм, т.е. площадка текучести 3 мм. Таким образом повторно использовать болты можно. При замене прокладки в ДВС с алюминиевым блоком, предписывают замену болтов. Почему? На мой взгляд предел текучести к этому отношения не имеет и скорее всего тут дело в свойствах алюминия, а именно резьбы в нём и этот вопрос заслуживает отдельного изучения, до которого мне, сейчас (слава Богу!) дела нет.
2. Противоречие у второго метода так же не менее очевидно — способ затяжки прямо противоположен мануалу. Способ основывается на ГОСТ (вот, например: www.infosait.ru/norma_doc/53/53122/index.htm), есть он и забугорский и они соответствуют друг другу. К примеру болт М10 класса 10.9 рекомендуется затягивать с усилием 70 Н.м. Но обратите внимание на строение болтов. У меня на столе лежат два болта — от 4G69 и от отечественной машины (хз какой, покупал давно). Болты эти отличаются по своему строению. Берём отечественный болт М12. Внешний диаметр резьбы 11,9 мм, толщина болта в промежутках резьбы 11,1 мм, толщина болта от резьбы до выступа перед шляпкой 11,1 мм, толщина выступе перед шляпкой 11,9 мм. В общем-то обычный болт м 12. Теперь мерим болт MD191470 (4G63/64/69) М 11. Внешний диаметр резьбы 10,9, диаметр болта между резьбой 10,0 мм, диаметр болта от резьбы до выступа перед шляпкой 9,5 мм, диаметр выступа 10,0. Как видно, строение болтов отличается. Стержень болта MD191470 между выступом на шляпке и диаметром болта в резьбовой части отличается на 0,5 мм. Зачем-то ведь это сделано…
Но об этом позже. Противоречие второе — для болта М11 в ГОСТ по затяжке болтом значения нет! Его берут из разности между значениями дл М12 и М10. И ещё — класс прочности болта не указан. А в зависимости от него идёт очень большой разброс по усилию затяжки… Кстати, обратите внимание на протяжённость резьбы: на отечественно болте он занимает около 2/3 всего размера, в то время как на MMC менее 1/3.
Итак, мы выяснили как объясняют свою позицию по методике затяжки болтов ГБЦ два враждующих клана, определились с понятиями, с параметрами болтов, ГОСТ-ами и недоговорками, а так же с противоречиями внутри самих этих кланов. И теперь можем сделать некоторые выводы.
ВЫВОДЫ:
А. БОЛТ И ЕГО СТРОЕНИЕ.
1. Строение нашего болта таково, что параметры затяжки приводимые для болтов М11 для него не верны, т.к. он имеет неравномерный диаметр по телу. Следовательно для его средней части, диаметр которой меньше основной части болта крутящий момент будет завышен. Следовательно затяжка по ГОСТ для него некорректна.
2. При достижении предела текучести деформируется тело болта деформируется в более тонкой его части между выступом шляпки и резьбовой части. Таким образом при правильной, последовательной и многоэтапной затяжке и выкручивании болтов резьба болта не деформируется.
3. Допуски для размеров болта в 2,4 мм это и есть его площадка текучести (причём с некоторым запасом!). При нахождении в допусках, болт при закручивании, выйдя на площадку текучести, при разной нагрузке сохраняет напряжение (силу стягивания ГБЦ и БЦ) подвергаясь небольшой пластической деформации, т.к. само определение площадки текучести это предполагает для некоторых металлов, а мануал по использованию даёт нам понять, что болт обладает этими свойствами (т.к. предполагает его пластическую деформацию (2,4 мм) без изменения показателей при его затяжке, оставляя их равными как для нового болта, так и для б/у). Т.о. болт повторно использовать можно.
4. Маленькая площадь резьбы и небольшой момент (20 Н.м.) позволяют достичь высокой точности первоначальной затяжке. Однако, при дальней затяжке погрешность в измерениях будет увеличиваться.
5. В соответствии с пояснением определения площадки текучести, болт подвергается незначительным пластическим деформациям с сохранением напряжения при изменении силы воздействующей на него. Что в свою очередь значит, что при затяжке в 100 и, к примеру, 105 Н.м., если они укладываются в пределы текучести болта напряжение в нём останется неизменным благодаря компенсации за счёт пластической деформации.
6. В равномерном металлическом стержне, при его растяжении максимальное напряжение накапливается в его середине. В середине происходит бОльшая пластическая деформация и там же он и разрушается. В резьбовом соединении дело осложняется тем, что нагрузку принимает на себя так же и резьба, которая первой и сдаётся. Поэтому резьба на отечественном болте покрывает 2/3 его длины, очевидно для того, что бы при нагрузке её не сорвало. У нашего же болта резьба меньше, но диаметр тела болта между резьбой и выступом у шляпки меньше. Поэтому, моно предположить, что максимальное напряжение скапливается посередине между концом резьбы и выступом на шляпке. Расстояние это равно 56,5мм, а вставленный в ГБЦ болт выступает на 9мм. Так что можно предположить, что хитрые япошки устроили болт таким образом, что бы при неправильной затяжке или при использовании непригодного болта, рвался он по середине не травмируя резьбу в блоке и чтобы его можно было легко извлечь.
Б. СПОСОБ ЗАТЯЖКИ.
Из всего этого для себя я сделал следующий вывод: затяжка должна производится в соответствии с мануалом (с доворотами), при этом старые болты можно использовать. Момент в 78 Н.м. это, скорее всего, есть зуб текучести. Первоначальная затяжка в 78 Н.м, вероятно нужна для выхода болта н


Смотрите также