8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Машина на метане


считаем выгоду и ищем заправку — журнал За рулем

Полтора года назад президент страны заявил, что нужно развивать использование приоритетного для России альтернативного топлива — метана, а отнюдь не электричество. А где заправляться-то?

От сотен к тысячам

Материалы по теме

Локомотивом развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) выступает Газпром. Он же фактически монополист: из 423 работающих в стране метановых заправок ему принадлежат 312. В 2015–2018 годах Газпром построил 86 и реконструировал 13 АГНКС. План на уходящий год — 43 станции. В следующем году сеть должна вырасти до 500 комплексов. Лет через десять, глядишь, будем считать уже тысячами.

В стратегии развития значатся 17 приоритетных регионов. В частности, в Белгородской области число АГНКС вырастет к 2022 году с 8 до 39, в Ростовской — с 11 до 39 к 2021‑му. И это только станции Газпрома.

Появляются заправки, появляются и автомобили. Сейчас на российском рынке продается 229 метановых моделей. Почти все они коммерческие: автобусы, легкие, средние и тяжелые грузовики, спецтехника. Есть чисто метановые и битопливные версии российских и иностранных марок, заводские и переоборудованные спецфирмами.

Новеньких АГНКС в фирменной раскраске Газпрома становится больше с каждым месяцем.

Новеньких АГНКС в фирменной раскраске Газпрома становится больше с каждым месяцем.

Вам сжать или налить?

Десятидневный автомобильный пробег «Газ в моторы — 2019» стартовал в Краснодарском крае и завершился в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие Лады, автобусы четырех классов, включая туристический Volgabus Марафон, и грузовики — от УАЗа Профи до магистральных тягачей. И весь маршрут (2760 км) караван прошел исключительно на метане. Мы оказались в числе участников пробега.

Материалы по теме

Scania выставила два седельных тягача нового поколения. Один работает на компримированном (сжатом до 200 бар) природном газе — КПГ (по-английски — CNG). Говоря проще, это классический вид метана как автомобильного топлива. Вторая машина питается сжиженным природным газом (СПГ, латинская аббревиатура — LNG). Чтобы метан перевести в жидкое состояние, его охлаждают до —161,5 °C. Поэтому в автомобилях он хранится не в простых баллонах, а в криобаках под давлением до 16 бар. В чем преимущества? При сжижении метан уменьшается в объеме в 600 раз, и запаса газа в криобаке хватает примерно на столько же километров, сколько можно проехать на солярке в сравнимом по размеру топливном баке.

Классно? Разумеется! Но вот беда:

много ли экономится? (спойлер — очень!) — журнал За рулем

Спустя год после вывода на наш рынок новой линейки техники Scania появились метановые модификации серий P, G и R с бесконечным числом вариаций кабин, колесных формул и грузоподъемности.

Материалы по теме

Расходы на топливо съедают львиную долю бюджета перевозчиков. Даже при очень грамотной логистике и свежем парке затраты на горючку — не меньше трети дохода, а порой достигают и половины! Выходов два. Первый: снизить расход топлива — но здесь предел уже почти достигнут. Второй: использовать дешевое топливо. А что может быть доступнее природного газа?

Газовых двигателей для новой линейки грузовиков Scania на выбор два — пятицилиндровый (9,0 л, 340 л.с.) для младших кабин серий P и G и 13‑литровая рядная «шестерка» для серий G и R (до 410 л.с.). Моторы почти не уступают в крутящем моменте схожим по мощности дизелям, а для грузовой техники это крайне важно.

Метановые двигатели, как и обычные бензиновые, работают по циклу Отто со всеми вытекающими — искровым зажиганием и низкой степенью сжатия. Нормы токсичности — Евро‑6. И никакой мочевины не нужно. Все грузовики на СNG оснащаются роботизированной трансмиссией Opticruise.

Рядная 13‑литровая «шестерка» OC13 выдает 410 л.с. и 2000 Н·м при 1100–1400 об/мин.

Рядная 13‑литровая «шестерка» OC13 выдает 410 л.с. и 2000 Н·м при 1100–1400 об/мин.

Двигатель легче дизеля, но общая масса машины увеличилась на полтонны — баллонов для солидного запаса хода нужно немало.

Можно было бы поставить легкие композитные вместо стальных, но тут другие сложности. Поверка таких баллонов обязательна каждые шесть месяцев, а срок службы — 10 лет. У стальных жизненный цикл вдвое больше, а поверка проводится раз в пять лет.

Общий объем баллонов — 190 м³. Такого запаса хватает в среднем на 500 км пути.

Общий объем баллонов — 190 м³. Такого запаса хватает в среднем на 500 км пути.

Магистральная тишина

Передо мной — магистральные тягачи 4×2 и 6×4, мусоровоз, погрузчик с крюковым захватом.

Первым делом забираюсь в тягач R410 с 13‑литровым мотором. Пускаю двигатель — и поражаюсь тишине: никаких вибраций, нет шумового фона, столь характерного для дизелей. Газовый двигатель работает невероятно тихо, и в движении ситуация не меняется — только легкие завывания ветра в зеркалах да шуршание шин.

Помимо газовых двигателей Scania показала еще одну новинку для России — самосвал G410 с колесной формулой 8×4/4 — с задней «тележкой» на трех осях.

Помимо газовых двигателей Scania показала еще одну новинку для России — самосвал G410 с колесной формулой 8×4/4 — с задней «тележкой» на трех осях.

Тяга хороша: тягач невозмутимо тащит в шестипроцентный подъем большой полуприцеп. Мотор и правда везет не хуже дизеля.

От 9-литровой «пятерки» OC9 прыти уже не дождешься, да это и не нужно. Ее ставят на технику полегче. Я выбрал наиболее колоритную — ярко-синий мусоровоз P340. Это чуть ли не единственная Scania, которой не достался ретардер. Потому на спусках Дмитровского автополигона приходилось аккуратно работать тормозами, дабы не сжечь их к чертовой бабушке. Впрочем, ареал «мусоровозного» обитания — город, где ретардер вряд ли пригодится.

Метановые автомобили — ближайшее будущее? — журнал За рулем

С развитием технологий и появлением новых современных двигателей тема газомоторного топлива становится все актуальнее. Однако полного понимания того, что дает использование метана в автомобиле, до сих пор нет. Попробуем разобраться в теории вопроса и понять, какими реальными преимуществами обладает этот вид топлива.

no copyright

В качестве моторного топлива используют два вида газа — пропан-бутан и метан. Пропан-бутан — это сжиженный углеводородный газ. Метан — это чистый природный газ, хорошо знакомый нам в быту. Метан попадает на заправки через газораспределительную систему и в баллоне находится в сжатом состоянии.

Пропан-бутан и метан отличаются друг от друга не только по физическим и химическим свойствам, но и эксплуатационным характеристикам. В последние десять лет мировой парк автомобилей на метане растет гораздо быстрее парка машин на пропане. Метан дешевле, безопаснее и удобнее в применении, поэтому он становится все более привлекательной альтернативой не только пропану, но и бензину и дизельному топливу.

В мае этого года Правительство России поддержало мировой тренд: вышло распоряжение о переводе на метан половины общественного транспорта в крупных городах. Для выполнения этого плана по всей стране будет создана сеть АГНКС — станций для заправки автомобилей природным газом. Переход транспорта на метан приобретает массовый характер. Предлагаем разобраться в основных особенностях и выгодах использования метана в качестве моторного топлива.

Метан — это безопасно

Существует миф, что природный газ якобы «взрывоопасен». На самом деле его безопасность подтверждена давно и многократно. Метан официально имеет наивысший класс безопасности среди горючих веществ. Это означает, что он воспламеняется гораздо тяжелее, чем бензин или пропан.

Современные баллоны для метана производят таким образом, чтобы емкости могли выдерживать удары любой силы без повреждений. Даже в случае ДТП или пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются. Газ стравливается через специальные вставки, которыми оснащены емкости. Метан легче воздуха, поэтому не успевает осесть и образовать взрывоопасную концентрацию. Именно поэтому во многих странах разрешено строить АГНКС в жилых кварталах.

— Природный газ — наиболее безопасный вид топлива. Баллоны для метана обладают высокой надежностью и многократным запасом прочности, — поясняет начальник отдела по работе с производителями газоиспользующей и газозаправочной техники управления развития ООО «Газпром газомоторное топливо» Дмитрий Самсонов.  — Это подтверждено различными испытаниями: на устойчивость к разрушению при падении с высоты, воздействием экстремальных температур, кислоты и т.д. Если оценить статистику взрывов и пожаров на обычном транспорте и сопоставить эти показатели с данными по метановым автомобилям — преимущество метана станет очевидным.

Автомобиль на метане мощнее

15–20 лет назад, в эпоху автомобилей с карбюраторными двигателями, транспорт на газе действительно терял в мощности, но эти времена давно в прошлом. Для современных двигателей с электронным зажиганием метан является идеальным топливом. Он легко перемешивается с воздухом в камере сгорания и обеспечивает оптимальное распределение смеси воздуха и топлива. Метан обладает высокими антидетонационными свойствами. Это позволяет применять высокую степень сжатия (12:1) и значительно повышать мощность двигателя.

no copyright 2

Ведущие автопроизводители: Volkswagen, Volvo, Opel, Audi и многие другие, уже наладили массовый выпуск метановых автомобилей. Эти модели ни в чем не уступают бензиновым аналогам. Стараются не отставать от прогрессивных тенденций и российские производители. АВТОВАЗ выпустил газовый легковой автомобиль Lada Priora и уже представил проект двухтопливной Lada Granta.

Метан гарантирует долговечность двигателю

Слухам о том, что газ портит двигатель, метан обязан пропан-бутану. Состав этой смеси непостоянен, поэтому существует риск заправить автомобиль некачественным газом или топливом, не соответствующим сезону. В случае с метаном, состав которого однороден, это невозможно. Это чистое топливо, которое не подвергается никакой обработке, кроме очистки, осушки и сжатия в компрессоре.

Volkswagen Passat Variant EcoFuel

Доказано, что использование метана в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5–2 раза. Во-первых, при работе двигателя

плюсы и минусы — DRIVE2

Каждый новый рост цен на топливо, заставляет наших соотечественников, которые все еще заправляются бензином, задуматься об установки газовой аппаратуры, в качестве сокращения расходов на топливо. Мы решили углубиться в тему установки газовой аппаратуры и проявить плюсы и минусы данной затеи.

Выбираем тип газа: СПГ или СНГ – метан или пропан
По всему миру используются два типа газа в качестве топлива для автомобилей. Сжиженный Нефтяной Газ (СНГ — LPG), известный в простонародии как пропан (на самом деле это смесь пропана и бутана), является самым распространенным. Но есть и альтернатива – Сжатый Природный Газ (СПГ — CNG) или метан, с которым мы больше всего встречаемся на кухне, у газовой плиты, но для автомобилей его сжимают и охлаждают, затем заправляют посредством сжатия, под высоким давлением. Метан очень редко можно найти на заправочных станциях, а в Румынии и Венгрии он полностью отсутствует.
Но давайте рассмотрим подробнее все «за» и «против» установки газобаллонного оборудования (ГБО)
Сжиженный Нефтяной Газ (пропан)
Плюсы: большая распространенность, меньшая стоимость оборудования (в сравнении с метановой установкой), экономия на топливе 35-45%, больший запас хода, лучшая работа двигателя.
Минусы: стоимость больше (в сравнении с метаном), снижение мощности двигателя, плохая работоспособность при низких температурах, менее экологический вид топлива, исчезнет вместе с нефтью.
В целом, пропан можно найти практически везде, что делает его более практичным и легкодоступным топливом. Пропан можно с легкостью найти и в постсоветских странах и странах Евро Союза. Стоимость практически вдвое ниже в сравнении с бензином. На сегодняшний день, стоимость литра пропана составляет 9,97 лей, что соответствует примерно 55% от стоимости бензина. Тем не менее, расход пропана, в сравнении с бензином немного больше, порядка 10-15%, но это незначительно, если сопоставить стоимость пропана и бензина. Основным плюсом является дальность действия, в среднем 400-500 км. Установка занимает немного места в багажнике, особенно если использовать так называемый баллон-бублик, устанавливаемый на месте запасного колеса. При выборе газовой установки, стоит обратить внимание на современные установки четвертого поколения, которые избавляются от страшных минусов установок первых двух поколений. Подобные установки оснащены электронным блоком управления и отдельными форсунками для каждого цилиндра. Это позволяет добиться практически идеальной газо-воздушной смеси, более низкого расхода топлива, а также устранить проблемы износа клапанов и головки блока цилиндров в целом. Проблемы, связанные с износом двигателя, вызывало высокое октановое число пропана, которое приближается к отметке 100, а это означает и более высокое тепловыделение при работе двигателя, что увеличивало риск прогорания клапанов, хотя риск детонации меньше, чем при работе на бензине.
Системы четвертого поколения тщательно следят за этим делом и корректируют смесь таким образом, чтобы двигателю не грозила поломка. При использовании современной газовой аппаратуры можно наоборот увеличить срок службы двигателя, ведь при работе на газе на поршнях, клапанах и свечах практически не налипает нагар, в отличие от бензина, что лучшим образом сказывается и на чистоту и свойства моторного масла, которое не теряет свою вязкость и требует более редкой замены. Потеря в мощности двигателя с переходом с бензина на газ также незначительна, порядка 2%, в сравнении с установками прошлых поколений, потеря мощности которых достигала 20%.
Если стоят морозы в -20 или ниже, то находящийся в сжиженном состоянии газ становится еще «тверже», что влияет на работоспособность двигателя при таких низких температурах. Могут быть случаи, что машина на газе и вовсе не поедет. Для предотвращения этого эффекта, зимой в состав сжиженного нефтяного газа концентрация пропана больше, чем бутана, а летом, с точностью да наоборот. Если быть дальновидным, то являющийся нефтепродуктом пропан, иссякнет одновременно с мировыми запасами нефти, которых, осталось всего на 50-100 лет. В отличие от пропана, природного газа (метана), человечеству хватит более чем на 200 лет. Но не думаю, что наше и даже будущее поколение настигнет времена, когда мировые нефтяные запасы будут исчерпаны.
Кстати, существуют автомобили, которые оснащены установкой LPG уже с завода. Среди них Chevrolet Spark, Dacia Duster, Dacia Logan, Opel Astra, Opel Zafira Tourer, Opel Meriva, Opel Insignia, Opel Corsa, Seat Altea XL, Volkswagen Polo, Volkswagen Golf и некоторые модели Volvo.
Сжатый Природный Газ (метан)
Плюсы: меньшая стоимость топлива, экономия на топливе (больше, чем на пропане), работоспособность в любую погоду, экологичность.
Минусы: меньший запас хода, меньшее количество заправочных станций, большой вес газовой аппаратуры, съедает больше пространства в багажном отделении, снижение мощности двигателя.
Главное преимущество метана в сравнении с бензином и даже пропаном, это самая низкая стоимость. Но противоположной стороной медали является его низкая распространенность – заправочные станции, на которых можно найти метан можно пересчитать по пальцам. Более того, запас хода на метане, в среднем вдвое меньше, чем на пропане, примерно 200-250 км, а это, при отсутствии инфраструктуры (заправки метаном сконцентрированы в основном в Кишиневе и Бельцах), еще больше усугубляет ситуацию. Проблема небольшой дальности действия связана с емкостью баллонов, предназначенных для легковых автомобилей, хотя их габариты и внушительны, не будем забывать, что метан находится в газовом виде и его объем больше, а пропан в жидком виде, соответственно он не столь объемный. Из-за конструктивной особенности баллонов, которые должны выдержать хранящийся под высоким давлением в 200 атмосфер метан, метановая установка дороже пропановой и окупается она гораздо позже – примерно через 30 000 км, в сравнении с 20-ю тысячами километров для пропановой установки, зато, после того как газовая аппаратура окупится, экономия на топливе будет значительнее.
Благодаря своему газообразному состоянию, работоспособности метановой установки, не грозят никакие морозы. Конечно, в наши дни экология это хорошо и метан является одним из самых экологически чистых видов топлива, выбросы которого в четыре раза ниже, чем выбросы бензиновых двигателей, но тех, кто переходит на метан, особенно в нашей стране, это практически не волнует.
Один из самых явных минусов метановой газовой аппаратуры, является большой вес баллонов и их громоздкие габариты, съедающие значительную часть багажного отделения. Именно это один из факторов, почему установка метановой системы не пользуется большим спросом. Она целесообразна только для больших автомобилей, коммерческой техники или внедорожников с многолитровыми двигателями, которые имеют больший запас прочности и больше места для установки баллонов. Но если и присматриваться к автомобилям, работающим на метане, стоит обратить внимание на автомобили, оборудованные подобной аппаратурой с завода. Заводские системы просчитаны намного лучше и занимают намного меньше пространства, а благодаря использованию композитных материалов, баллоны являются легче и прочнее. При октановом числе в 110, метан еще больше снижает риск детонации, но, хотя он и неохотно горит, он выделяет больше тепла, что увеличивает нагрузку на двигатель. Намного лучше, когда двигатель адаптирован для работы на метане, а это исключает и потерю мощности, присущую для не заводских систем. Так как метан горит дольше, лучше устанавливать подобную аппаратуру на автомобили, двигатель которых имеют больший ход поршня, что позволит эффективнее использовать энергию медленногорящего метана. Среди автомобилей, которые с завода оснащаются работающими на метане двигателями, стоит отметить Fiat Qubo, Fiat Doblo, Opel Combo, Opel Zafira Tourer, Mercedes-Benz B-Класс, Mercedes-Benz E- Класс, Volkswagen Passat и Ford Focus. Лучше приобрести подобный автомобиль даже со вторых рук, чем подумывать об оснащении вашего бензинового «коня» метановой установкой.
Опасно ли газобаллонное оборудование?
В наши дни, качественно установленное в специализированном сервисе газобаллонное оборудование последнего поколения, не опаснее чисто бензинового автомобиля и даже безопаснее последнего. Но не стоит забывать, как и топливная система бензинового двигателя, газовая аппаратура требует техобслуживания и бдительной слежки за ее состоянием. Качественно установленная аппаратура, не должна пропускать газ. Если вы чувствуете запах газа (на самом деле газ не имеет запаха, его «ароматизируют», чтобы мы могли его почувствовать), то лучше всего проверить систему на герметичность в специализированном сервисе и не испытывать судьбу. Но не стоит бояться возгорания и потому, что современные газовые системы имеют специальные клапаны, которые при разгерметизации не позволяют газу выходить наружу. Что касается прочности баллонов, не стоит об этом беспокоится, все они тестировались в симуляциях ДТП. Тем не менее, разница в давлении при хранении пропана и метана – 7 атмосфер против 200 атмосфер, соответственно, заставляет думать, что баллоны с метаном намного опаснее. Потому заводские решения тут приветствуются. Обычно баллоны устанавливаются в пределах колесной базы, под полом, что уменьшает их уязвимость в случае ДТП. В подполье хранить метан намного безопаснее, потому, убедитесь, что баллоны не попадают под открытое воздействие солнечных лучей, заставляя газ расширяться, что может привести к плачевным последствиям — но это в крайних случаях.
Если все сделано качественно, то смело используете любой тип газа и радуйте свой кошелек, но прежде всего взвести все «за» и «против», а также решите для себя тип газа и если затраты на установку окупятся. Но главный фактор, в вашем решении на установку газобаллонной аппаратуры, должен служить ваш ежегодный пробег, который позволит вам оценить, насколько быстро окупится эта система и целесообразно ли на нее тратиться.
</i>

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль? – Коммерческий транспорт – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Все обладатели прав категории «С» считают себя профессионалами. Зачастую самоуверенны те, кто работает за рулём грузовика несколько лет. На деле даже опытные водители нередко совершают ошибки. Особенно когда речь идёт о коммерческих автомобилях, работающих на метане.

Самые продвинутые дальнобойщики первыми обратили внимание на метановый Iveco Stralis NP460. Его газовый двигатель Cursor 13 рабочим объёмом 12,9 л, потенциалом в 460 л. с. хорошо подготовлен к суровым условиям эксплуатации. Итальянское газобаллонное оборудование (ГБО) выдерживает повышенную влажность, загрязнённый воздух и не боится холодов. Завод гарантирует лёгкий пуск и эксплуатацию даже при температуре окружающего воздуха до –40 ºС. Это характерно как для техники, потребляющей сжатый метан (CNG), так и для автомобилей на сжиженном природном газе (LNG) или в комбинированном сочетании CNG+LNG.

Для успешной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем в зимний период важно подготовить ГБО к холодам

На флагманском Stralis NP460 LNG ёмкостей двух криогенных баллонов по 220 кг хватает на пробег в 1600 км. В версии CNG+LNG (540 л сжиженного газа + 4х115 л сжатого метана) автономность составляет 1100 км. При оснащении только сжатым метаном запас около 570 км. Теперь понимаете, почему перевозчики отдают предпочтение LNG?!

Газовому грузовику противопоказано долго стоять без движения. При давлении сжиженного метана в 10 бар его предельное время хранения составляет пять дней, а при давлении в 14 бар — сутки. После этого происходит утечка газа в атмосферу через предохранительный клапан…

Как показывает практика, средний расход метана в российских условиях эксплуатации составляет 25–26 кг/100 км. Исходя из этого и зная ёмкость газовых баллонов, и нужно рассчитывать запас хода. Сжиженным газом можно заправиться только в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Калининграде. С пунктами АГНКС для заправки сжатым газом дела обстоят лучше (в России их около 380), но и здесь пополнение запаса топлива лучше спланировать заранее.

При оснащении только сжатым метаном запас около 570 км

Секреты успешной эксплуатации газовых грузовиков CNG в морозы кроются в деталях. Например, если не крутит стартёр, то, скорее всего, замёрзла дроссельная заслонка (пуск двигателя предваряет автоматический контроль всех компонентов системы питания). Достаточно отогреть патрубок феном — и проблема решена. Когда стартёр крутит, а двигатель не запускается, причиной отказа может быть «заглючившая» электромагнитная катушка. Требуется её замена. Преградой к нормальной работе системы способен стать сгоревший предохранитель, поэтому при возникновении неполадки первым делом нужно установить её причину. Если это случилось на трассе, рассчитывать лучше всего на свои силы. Ну а при возникновении проблемы в городах разумнее поискать грузовую СТО или звонить в трак-сервис. В большинстве случаев специалист даже удалённо может дать дельный совет.

Газовому грузовику противопоказано долго стоять без движения. При давлении сжиженного метана в 10 бар его предельное время хранения составляет пять дней

Многие водители порой боятся касаться газовой аппаратуры, поскольку директор или завгар это категорически запретили. Но иногда вмешательство необходимо. Например, расходный электромагнитный клапан в аварийном режиме можно открыть или закрыть вручную — оборудование не пострадает. Аналогичное правило применимо и к магистральному газовому клапану. Уж если и возникли сомнения, всегда можно позвонить установщику аппаратуры и получить руководство к действию в конкретной ситуации.

Бывает так, что водители случайно включают тумблер прекращения подачи газа или забывают об этом. Стоит вернуть его в рабочее положение — и можно завести двигатель. Порой мотор не хочет работать после заправки. Нередко причина кроется в неплотно закрытой крышке заправочного ящика. При скоплении там снега и образовании льда концевой выключатель не активирует питание электромагнитного клапана на газовом редукторе. Удаление набившихся вкраплений и есть ключ к решению проблемы.

Чрезмерное усердие тоже не приветствуется. Скажем, укрывание заправочного вентиля и манометра от влаги и грязи полиэтиленовыми пакетами — процедура лишняя. Эти компоненты и так находятся в отдельном ящике, и дополнительная изоляция им не требуется. Вот за чем нужно следить, так это за своевременной заменой фильтров, экономить на них нельзя.

Особую осторожность нужно соблюдать при ремонте автомобиля. Если допустить утечку сжиженного метана, недолго получить низкотемпературный ожог. При заправке полностью опустошённого криобака продувать следует и сам бак, и соединительные шланги. Грузовик должен быть заземлён, это не обсуждается. А когда газ подаётся в ёмкость автомобиля, заправочный шланг лучше не трогать.

Для успешной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем в зимний период важно подготовить ГБО к холодам. Речь не о дополнительном утеплении, а о проверке оборудования. Нужно внимательно осмотреть редуктор-испаритель, места соединения газовой магистрали, форсунки, газовые фильтры. Любое отклонение от нормы должно насторожить. И уж лучше перепроверить технику в условиях парка компании, чем потом «куковать» на трассе.

Очень важно использовать рекомендованные свечи зажигания (оригинал), иначе велик риск получить пробой катушек. И менять их лучше периодически, например, через 15–20 тыс. км пробега, а не по факту «чиханий» двигателя и проблем с пуском. Как это ни странно звучит, нужно уделять внимание качеству газа и заправляться только на проверенных АГНКС. Природный газ может быть с примесями, которые негативно сказываются на работоспособности оборудования и сокращают срок службы его компонентов.

Внимательнее следует быть и к наконечникам катушек зажигания. Запорная аппаратура на газовых баллонах тоже требует заботы. После рейса рекомендуется смывать грязь чистой водой. Перед наступлением морозов на редукторе желательно заменить масло, а все компоненты — очистить от отложений.

Чрезвычайно важно своевременно устранять возникшие неисправности. Махнув рукой на заедающий клапан или небольшую утечку газа, в итоге можно получить сопутствующие проблемы и понести дополнительные затраты на их устранение. И конечно, лучше всего эту работу доверять специалистам фирменной СТО и тем, кто умеет обращаться с газовыми двигателями и газовым оборудованием.

Александр Калугин

Целесообразна ли установка ГБО на метане в 2020 году

Перед тем, как установить метан оборудование, водители задумываются — какое поколение ГБО выбрать, а стоит ли, как быстро окупятся деньги за дорогостоящее оборудование и т.д.

Метан для автомобиля действительно является выгодным вложением в свою машину. В статье рассмотрим подробности установки подобного оборудования.

Представление о газовой установке на авто

Для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо. По этой причине были созданы специальные установки, которые в качестве горючего используют газ.

Подобные устройства были созданы в целях экономии денежных средств. Как утверждают многие специалисты, ГБО не вредит двигателю, а увеличивает его ресурс.

На данный момент существуют 6 поколений подобного оборудования, четыре из которых могут работать на разных газах.

Несмотря на имеющееся разнообразие оборудования, принцип работы один:

  1. Газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр. Там происходит его очистка от примесей.
  2. Далее попадает в редуктор, давление приходит в рабочую норму.
  3. После этого через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а далее — в двигатель.

Это общая схема, которая показывает принцип работы установки метана на авто, но не берет в учет ряд важных компонентов.

Варианты топлива для ГБО

Существует только 2 вида топлива, которые можно использовать в газовых установках — метан и пропан. На практике, пропан чаще всего используется с примесью бутана.

Важно помнить, что конструкция оборудования зависит от заправляемого топлива. Поэтому нельзя заправлять одно и то же ГБО разными газами. Каждый газ имеет свои характеристики, а владелец авто сможет подобрать подходящий вариант для своих целей.

Поколения ГБО, работающие на метане

Этот газ используется с самых первых поколений ГБО. Он подходит лучше всего для ранних версий установок метана на легковой автомобиль и тому есть объяснение.

Оборудование на метане используется на грузовых автомобилях, большинство из которых имеют карбюраторные или моноинжекторные моторы. Для них подходит ГБО первого и второго поколения.

Начиная с третьего поколения, газовому оборудованию машин на метане добавилась электроника, система значительно автоматизировалась. Теперь впрыск газа осуществляется под управлением электронного блока. Это способствует более точной настройки подачи топлива через дозатор-распределитель. Другим отличием стал эмулятор форсунок, заменивший собой бензоклапан. Это решение позволяет прекратить подачу бензина, чтобы бортовой компьютер не дал сбой.

Именно четвертое поколение ГБО для авто на метане стало более совершенным. В нем были сделаны специальные газовые форсунки, а также был улучшен электронный блок питания. В системах четвертого типа газ подается другим образом — сразу поступает в коллектор через электромагнитные форсунки. Агрегатное состояние газа не изменено, а давление — да. Такие установки могут работать на метане.

Начиная с пятого поколения оборудования, кардинально меняется принцип подачи газа. Теперь топливо поступает из баллона в коллектор не в газообразном состоянии, а в жидком. Но это не представляется возможным по причине того, что метан не может быть жидким свыше -80 градусов. Поэтому оборудование пятого поколения может работать только на пропане.

Особенности метановых установок

Метан — это природный газ, который считается экологически чистым. Он не требует дополнительной очистки, а при сгорании не выделяет никаких вредных веществ.

Установка метанового оборудования на авто практически идентична оборудованию с пропановым оборудованием. Однако есть ряд отличий:

  • Имеются бесшовные трубы высокого давления.
  • Заправочное устройство имеет собственный стандарт.
  • Наличие газового редуктора.
  • Есть манометры высокого давления для проверки количества газа.
  • Баллоны повышенной прочности.

Имеется ряд особенностей того, как автомобиль на метане будет вести себя на дороге. Можно заметить спад мощности мотора и увеличения веса. Это скажется на разгоне, проворачивании трюков и торможении. Также из-за особенностей баллонов уменьшится и полезное пространство в багажнике, за исключением грузового автомобиля и минивэна.

Особенности баллонов

Метан должен храниться при высоком давлении, а баллоны для него должны быть особенно прочными. Из-за этого они становятся тяжелыми и требуют много места.

Существуют 3 типа баллонов для метана, которые отличаются между собой весом, количеством занимаемого места и ценой.

Примеры баллонов от самого дорогого до бюджетного:

  • Композитный. Изготавливается из прочных и легких материалов.
  • Металлопластиковый. По краям изготовлен из металла, а по центру — намотка из композитных материалов в форме конуса.
  • Металлический цельный баллон с толстыми стенками.

Первые два вида баллонов имеют срок службы 15 лет, последний — 20 лет.

Если первый и второй тип баллонов может быть разных размеров и форм, то металлические зачастую устанавливаются связками в металлическую раму. Это отягощает конструкцию. Возможно, в будущем разработают другую конструкцию, но она будет стоить дороже.

Именно по причине веса и размера легковой автомобиль на метане встречается реже, чем грузовой. Владельцу авто необходимо отказаться от багажника, либо потратить крупную сумму денег для облегчения веса и объема устанавливаемого оборудования.

Несмотря на то, что газ стоит недорого, окупаемость такой установки остается под вопросом.

Как устанавливается ГБО на метане

Установка ГБО метан начинается с подготовительных работ. Для начала необходимо отсоединить аккумулятор, после чего провести демонтаж впускного коллектора.

Далее устанавливаем газ метан на легковой автомобиль. Инструкция:

  1. На впускном коллекторе необходимо установить газовые сопла.
  2. Сопла соединяем с газовыми шлангами и затягиваем в месте крепления.
  3. Коллектор помещается обратно на свое место.
  4. Прямо в корпус к дроссельному клапану устанавливается сопло, как и в случае с коллектором.
  5. Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
  6. На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
  7. Если в ГБО имеется электрический блок управления, он устанавливается в самое защищенное и сухое место.

Основные сложности с установкой метана на авто закончены. Однако чтобы окончательно завершить процесс, необходимо приложить еще немного усилий.

Необходимо еще сварить металлический каркас для баллонов, который размещается в любом из наиболее подходящих мест:

  • грузовой отсек;
  • багажник;
  • пространство между кабиной и кузовом;
  • пространство между осями колес под автомобилем.

Стоимость установки

Сложно дать точный ответ, во сколько обойдется установка метана на авто.

Однако одно можно сказать с точностью — цена установки метана будет выше, чем на пропан. Это связано со стоимостью оборудования, а также с большим количеством необходимых разрешений.

На цену влияют следующие параметры:

  • стоимость деталей;
  • поколение ГБО;
  • мощность двигателя;
  • размер и тип баллонов;
  • стоимость обслуживания на СТО;
  • и др.

Но имеет смысл задуматься об установке такого оборудования. Его окупаемость будет лучше, чем у пропанового. В особенности если установка метана производится на коммерческий или общественный автомобиль, который практически не простаивает.

Недостаток установки метана на легковое авто заключается в том, нет много места в багажнике, а также небольшая грузоподъемность у авто.

Установка газа на легковушки обходится дороже, потому что необходимо выбрать баллоны из легких композитных материалов. А они, в свою очередь, быстрее изнашиваются и стоят дороже.

Преимущества ГБО на метане

Существует немало аргументов в пользу того, чтобы перейти на метановые установки. Самые сильные аргументы:

  • значительно снижается шум при работе двигателя;
  • экономия денежных средств, так как газ — более дешевое топливо;
  • газ является экологичным топливом;
  • нет необходимости дополнительно очищать природный газ.

Но ГБО на метане имеет и ряд недостатков.

Недостатки

Метан на авто популярен, несмотря на недостатки. Назовем основные из них:

  • тяжелые баллоны;
  • небольшой запас газа с собой из-за размера баллонов;
  • дороговизна оборудования из-за необходимости внедрения детали, работающих с большим давлением;
  • потеря динамики и мощности;
  • значительно уменьшается ресурс работы клапанов.

Стоит ли переходить

ГБО, работающий на метане, имеет свой круг потребителей. Это владельцы транспортных компаний, автопарков или автомобилей. Они ездят часто и постоянно, но в пределах одной местности. Яркий пример — такси. В этих случаях обязательно рекомендуется установить газовое оборудование метан в целях экономии денежных средств.

Обычный владелец авто, не имеющий отношение к такси, также может установить оборудование.

Однако не стоит забывать о двух главных вещах — такое оборудование будет дольше окупаться и сложно найти заправку.

Популярные вопросы по статье

✅ Зачем необходимо ГБО на метане на автомобиль?

 Устройства на метане были созданы в целях экономии денежных средств.

✅ Правда ли, что метан сокращает срок службы двигателя?

Как утверждают многие специалисты, ГБО не вредит двигателю, а увеличивает его ресурс.

✅ Какие есть варианты топлива для ГБО?

Существует только 2 вида топлива, которые можно использовать в газовых установках — метан и пропан. На практике, пропан чаще всего используется с примесью бутана.

✅ Нужно ли дополнительно очищать метан?

Метан — это природный газ, который считается экологически чистым. Он не требует дополнительной очистки, а при сгорании не выделяет никаких вредных веществ.

✅ Какие баллоны используют для хранения метана?

Существуют 3 типа баллонов для метана: 

  • Композитный. Изготавливается из прочных и легких материалов.
  • Металлопластиковый. По краям изготовлен из металла, а по центру — намотка из композитных материалов в форме конуса.
  • Металлический цельный баллон с толстыми стенками.
✅ Сколько стоит установка метана на автомобиль?

Цена установки метана будет выше, чем цена на пропан. 

На цену влияют следующие параметры:

  • стоимость деталей;
  • поколение ГБО;
  • мощность двигателя;
  • размер и тип баллонов;
  • стоимость обслуживания на СТО.

Метан+пропан+бензин на одном авто. — DRIVE2

Всем доброго времени суток.
Установлено два газа на автомобиль Лада Гранта 127 мотор(1,6л 16 кл 106л.с). Метан и пропан работают на одном ГАЗОМОЗГЕ просто переключением редукторов из салона тумблером. Выкладываю фото какие могу, позже будет полный отчёт с видео в моём бортовике.
Оборудование:
Баллон тор 42 литра, баллон метан 80 литров, пластиковая магистраль для пропана, металлическая магистраль для метана, Аляска АТ-09 пропан, Аляска АТ-012 метан, блок управления Польша(значения не имеет, смогу на любом исполнить), форсунки газовые ?, диаметр дюз ?
Скриншоты программы выложить не могу по личным причинам. Проект полностью закончен осталось перешить бензиновые мозги прошивкой пропан+метан от Паулюса. Надеюсь завтра уже прошюсь двухрежимкой.Машина полностью откатана и настроена, долгосрочная топливная коррекция во всех режимах не выходит за пределы 2%.Никакие чеки, провалы и тому подобное не беспокоит. Про настройку ничего рассказывать не буду, поймёт очень малое количество посетителей этого форума, поверьте на слово ОЧЕНЬ сложно и долго, любая неточность даёт чек и сводит с ума бензиновый контроллер.Перед тем как будете пробовать повторить задайтесь вопросом-оно Вам надо?Машина построена специально для клиентов чтобы сравнили езду на всех трёх видах топлива и выбрали что ставить.Можно установить на Тойоту Приус и будет ЧЕТЫРЁХТОПЛИВНОЕ авто-легко.
Для тех кто сразу не понял сути:Два баллона, два редуктора, ОДИН блок управления, ОДИН МАР с датчиком температуры газа, ОДНИ газовые форсунки, OBD коррекция в блоке отключена.
Просьба ко всем-придумайте название видео для Ютуба, буду признателен.

Соединение двух выходных магистралей через тройник

Редуктор пропан

Редуктор метан плюс заправочное

Монтаж крепления под метан

финальные аккорды установки метанового баллона

Тумблер переключения Метан-Пропан, левее USB

Только что прошился двухрежимкой ЕВРО2 от Паулюса ПРОПАН+МЕТАН, делал лично он по заказу.Проект можно считать полностью законченным.

Прошивка блока

Расход примерно:
Бензин 3 руб/км
Пропан 1,5 руб/км
Метан 0,75 руб/км
Я счастлив!

АГНКС 2020 - Газовый автомобиль на метане с завода

Природный газ - это топливо будущего и уже настоящего. Шведы это поняли давно. Со своим уважением к природе они вырвались далеко вперёд в Европе по количеству автомобилей на метане с заводским газовым оборудованием.

Почти каждый европейский производитель автомобилей уже позаботился о моделях, работающих на смешанном топливе: бензин/метан. Их разнообразие становится всё больше и больше.

В связи с неуклонным ростом цен на бензин и дизель, многие россияне присматривают альтернативу этим дорогостоящим видам топлива и всё чаще переоборудуют свои автомобили на природный газ, а также рассматривают возможность покупки заводского автомобиля с битопливной системой (бензин / метан). В нашем обзоре мы расскажем подробнее о метановых автомобилях с заводским ГБО. Речь пойдёт об автомобилях 3-5 лет.

Метановый автомобиль с заводской битопливной системой имеет ряд преимуществ:

  • Идеально размещены баллоны с метаном под днищем автомобиля, сохраняется полезное место в багажнике.
  • Двигатель изначально адаптирован и настроен под использование метана.
  • На приборной панели выведены датчики расхода двух видов топлива. Двигатель автоматически переключается на бензин, когда заканчивается газ.
  • Штатная конструкция обеспечивает легкий доступ ко всем заводским деталям и не усложняет ремонт и обслуживание автомобиля.
  • Для новых автомобилей сохраняется заводская гарантия.

Рейтинг метановых автомобилей с заводским ГБО

Первый по рейтингу популярности, конечно является VW Passat 1.4 TSI Ecofuel. Передний привод, максимальная скорость - 210 км, мощность 150 л.с за счёт TSI-турбины. Вместимость газовых баллонов - 21 кг (31 куб.метр),  вместимость бензобака - 30 литров. При полной заправке бензином и газом можно проехать около 900 км (по трассе при скоростях 70-95 км/час).

Подробнее...

На втором месте по популярности VW TOURAN 1.4 TSI Ecofuel. Преимущество его среди  других газовых авто – это 7 мест. В условиях города идеальный автомобиль для такси или семейный автомобиль.

Подробнее...

Третий бюджетный вариант - это Opel Zafira 1.6 CNG Ecoflex. В Эстонии Зафира обросла хорошей популярностью, как среди таксистов, так и среди обыкновенных автолюбителей. Запчасти дешёвые, 7 мест, экономная, а если ещё и на метане ...

Подробнее...

Четвёртый экземпляр метанового автомобиля с заводским ГБО – это творение Mersedes E200 NGT. В этой машине сочетается комфорт, экономичность и представительский класс. Бензобак тут намного больше предыдущих заводских метановых автомобилей - 62 литра.

Подробнее...

Из каблучков можно отметить VW Caddy 2.0 Ecofuel и VW Caddy Life 2.0 Ecofuel.

Подробнее...

Fiat Doblo 1.4 CNG похож на Opel COMBO, так как Opel покупает кузова у FIATа, но Fiat DOBLO стоит дешевле- как сам авто, так и по растаможке из-за объёма двигателя 1.4.
И в то же время ни в чём не уступает Опелю Комбо по техническим характеристикам.

Подробнее...

Opel COMBO TOUR 1.4 TURBO CNG  Ecotec выпускается в трёх вариациях: Essentia, Enjoy и Cosmo. Это варианты комплектации,COSMO соответственно самый насыщенный вариант.

Подробнее...

Авто на метане с завода

ТОП-3 бюджетных и надежных б/у авто на метане из Швеции или Европы

VW Passat 1.4 TSI Ecofuel

VW Passat 1.4 TSI Ecofuel – несомненный лидер этого обзора. Это качественный гибридный автомобиль с передним приводом мощностью 150 л.с. за счет TSI-турбин и максимальной скоростью 210 км/ч. Внушительно для «малыша» с двигателя всего 1,4!

  • Объем бензобака – 30 литров
  • Объем газовых баллонов – 21 кг (31 куб.м)

Тест-драйв VW Passat 1.4 TSI Ecofuel смотрите здесь

При полной заправке бака и баллонов автомобиль проезжает около 900 км (высчитано для трассы при средних скоростях 70-95 км/ч). Если посчитать расход на топливо, то выходит в среднем 120 руб на 100 км, в Эстонии – 4 евро на 100 км.

Теперь о стоимости. К примеру, VW Passat 1.4 TSI Ecofuel 2012 г., пробег – 68 тыс. км, коробка автомат, обивка салона ISOFIX обошелся нашему клиенту 15350 евро (11500 евро цена в Швециии + 2550 евро растаможка + 1300 евро доставка в Россию)

VW TOURAN 1.4  TGI Ecofuel

VW TOURAN 1.4 TGI Ecofuel – гибридное авто с тубиной TGI, 150 л.с и максимальной скоростью 204 км/ч, главным преимуществом которого является 7 мест в салоне. Это идеальная семейная модель или для такси.

  • Объем бензобака – 15 л
  • Объем газовых баллонов – 18 кг

Тест-драйв аналогичной VW TOURAN 2.0 TGI Ecofuel смотрите здесь

При полной заправке бака и баллонов автомобиль сможет проехать около 500 км, из них 350 – на метане, 150 – на бензине.

Стоимость рассмотрим на примере последнего заказа. Vw Touran Ecofuel при пробеге до 100 тыс.км с доставкой из Швеции в Россию и растаможкой обошелся клиенту в 13500 евро.

Opel Zafira 1.6 CNG Ecoflex

Opel Zafira 1.6 CNG Ecoflex – это популярная гибридная модель мощностью 150 л.с тубиной TGI и максимальной скоростью 194 км/ч. Тоже экономная и вместительная, 7 мест.

  • Объем бензобака – 14 л
  • Объем газовых баллонов – 19 кг ( 29 куб.м)

Тест-драйв Opel Zafira 1.6 CNG Ecoflex смотрите здесь

При полной заправке проедет 660 км (410 км на газу, 250 км на бензине). Средний расхода на 100 км в России составляет 60-70 руб, в Эстонии около 4 евро на 100 км.

Стоимость последнего пригнанного из Швеции Opel Zafira 1.6 CNG Ecoflex 2012 г. с пробегом 60 тыс. км с растаможкой и доставкой в Россию – 16000 евро. Для Эстонии автомобиль обойдется только 12000 евро плюс налог с оборота.

Mersedes E200 NGT

Mersedes E200 NGT – это представительский автомобиль мощностью 164 л.ш., в котором гармонично сочетается комфорт и шик. Максимальная скорость – 227 км/ч

  • Объем бензобака – 62 л
  • Объем газовых баллонов – 18 кг

Тест драйв Mersedes E200 NGT смотрите здесь

При полной заправке проезжает 1000 км (300 км на метане, 700 км – на бензине).

Стоимость Mersedes E200 NGT с пробегом 115 тыс. км будет 19125 евро (14500 евро – покупка и доставка, 4625 евро – растаможка). В Прибалтике это авто обойдется 16000 евро.

Другие гибридные модели бензин/газ Mersedes: Sprinter NGT (15000 евро + растаможка), спортивный компактвэн В 170 NGT и B 180 NGT (14000 евро + растаможка, выпуск с 2008 г).

Надежные б/у авто на метане с заводским ГБО

На сегодняшний день многие именитые производители выпускают автомобиле на смешанном топливе бензин/метан. С каждым годом их количество только растет.

Метан – топливо будущего, и шведы, которые сделали из своей страны лучший экоуголок на планете, первыми поняли это. Швеция лидирует по количеству авто на метане с заводским ГБО.

Вот перечень интересных моделей гибридных авто на природном газу:

  • VW Caddy 2.0 Ecofuel
  • VW Caddy Life 2.0 Ecofuel
  • Fiat Doblo 1.6 CNG
  • Fiat Qubo 1,4 Natural Power
  • Ford C-Max 2,0 CNG
  • Opel COMBO TOUR 1.6CNG
  • Volvo V70 2.5 FT SUMMUM
  • Volkswagen Transporter Caravelle 2.0 Bensin/Gas

Важно! Лучшие «щадящие» тарифы на б/у авто из Швеции или Европы на модели 3-5 летней давности.

Как узнать цену на б/у авто из Швеции и Европы

Свежие цены на б/у авто из Швеции и Европы вы можете узнать на нашей страничке в Контакте – (ссылка). Мы регулярно обновляем информацию за счет запросов наших клиентов.

Наша семейная компания «Автосовет» будет рада помочь в подборе, покупке и доставке б/у авто из Швеции или Европы. Кроме машин мы занимаемся реализацией запчастей, бытовых заправок Phill, Coltri и переходников для заправки метаном.

У нас вы можете получить бесплатную консультацию по любому вопросу покупки авто заграницей. Обращайтесь!


Смотрите также