Инструкция по установке универсального датчика кислорода
Установка должна производиться только квалифицированным специалистом в специализированной ремонтной мастерской! Инструкция приведена только в ознакомительных целях.
Пожалуйста, внимательно прочитайте эту инструкцию перед снятием кислородного датчика с вашего автомобиля
ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ: (смотрите иллюстрации)
Установка должна производиться только квалифицированным специалистом в специализированной ремонтной мастерской! Инструкция приведена только в ознакомительных целях.
ШАГ 1. Запомните, как проложена проводка установленного датчика. Таким же образом нужно будет проложить позже проводку универсального датчика. Отсоедините штекер старого датчика от электроники автомобиля (не размыкайте и не перерезайте проводку самого датчика). Демонтируйте старый датчик соответствующим инструментом. |
|
ШАГ 2. Сравните старый датчик с универсальным датчиком. Проводка универсального датчика должна быть как мин. 40мм короче проводки старого датчика. При необходимости соответственно укоротите проводку универсального датчика. |
|
ШАГ 3. Теперь укоротите проводку универсального датчика таким образом, чтобы каждый отдельный провод был короче предыдущего на 40мм, начиная с любого провода. |
|
ШАГ 4. Теперь укоротите проводку от разъема старого датчика. |
|
ШАГ 5. После этого наденьте на каждый отдельный провод спец. изоляционную трубку, прилагаемую к комплекту универсального датчика. |
|
ШАГ 6. На каждый отдельный провод наденьте водозащитную изоляцию. Обратите внимание на то, что широкий конец водозащитной изоляции показывает на конец провода (место соединение). |
|
ШАГ 7. С помощью подходящего инструмента (изоляционные кусачки) снимите 8мм изоляции с каждого конца провода. Теперь наденьте на провода универсального датчика контактное соединение и с помощью соответствующего инструмента сожмите конструкцию. Следите за тем, чтобы не торчали неизолированные провода, и соединение было безупречно. |
|
ШАГ 8. Еще раз обратите внимание на таблицу соответствия проводки и убедитесь, что провода подобраны правильно. Теперь соедините провода старого датчика с проводкой универсального датчика, надев на провода контактное соединение. И здесь убедитесь в том, чтобы не торчали неизолированные части проводки, и сожмите соединение соответственно. Для упрощения процесса мы рекомендуем начинать с самого короткого провода универсального датчика. |
|
ШАГ 9. Подвиньте водозащитную изоляцию к крепежному соединению с двух концов проводки. После этого наденьте специальную изоляционную трубку на контактное соединение так, чтобы трубка полностью закрывало соединение и водозащитную изоляцию. |
|
ШАГ 10. Используйте фен с горячим воздухом для закрепления изоляционной трубки посередине над контактным соединением. Для того, чтобы обеспечить должную гидроизоляцию проводки, водозащитная изоляция должна находится внутри изоляционной трубки. |
|
ШАГ 11. Снимите защитный колпачок универсального датчика и монтируйте датчик. Используйте усилие: М18 = 35-58 Нм | |
| |
Проводка датчика должна быть проложена так же, как была проложена старая проводка. Оригинальные крепежи должны быть зафиксированы. Избегайте прикосновения проводки с горячими частями автомобиля (Коллектор, нейтрализатор). |
Таблица соответствия проводки | |||
Производитель датчика | Нагревательный провод (х2) | Сигнальный провод | Массовый провод (только на 2,4 контактных датчиках) |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ | Белый | Черный | Серый |
Марка I | Черный | Белый | Зеленый |
Марка II | Черный | Синий | Белый |
Марка III | Темно-коричневый | Фиолетовый | Светло-коричневый |
Марка IV | Белый | Черный | Серый |
Чем чревата несвоевременная замена датчика кислорода
Кислородный датчик осуществляет оценку уровня свободного кислорода, остающегося в выхлопных газах. На основе этого ЭБУ автомобиля принимает решение о регулировании подачи топлива для создания оптимальной смеси для работы ДВС. При выходе «лямбды» из строя электронный блок управления начинает работать по усредненным параметрам, записанным в память. А это значит, что смесь, поступающая в цилиндры, не является оптимальной.
Видео инструкция
Купить универсальные лямбдя зонды в разделе нашего магазина Лямбда зонды
Назад
Предлагаем вашему вниманию техническую информацию от компании DENSO по установке универсальных кислородных датчиков.
1. Обрежьте провода нового кислородного датчика в соответствии с необходимой длиной.
ВАЖНО: Новый датчик, соединенный с имеющимся у вас коннектором, должен быть такой же длины, как и старый датчик с оригинальным коннектором.
2. Обрежьте провод старого кислородного датчика.
3. Зачистите провода нового датчика и коннектора от изоляции примерно на 7 мм каждый.
4. Обожмите стыковые соединения датчика и проводника специальными клещами и закройте термоусадочной трубкой (размер 22–16).
5. Нагревайте горячим воздухом термоусадочную изоляцию до тех пор, пока соединения не будут плотно закрыты.
1. Выясните, каких цветов провода используются на вашем старом датчике.
2. Подберите соответствующий универсальный кислородный датчик DENSO. Для всех датчиков DENSO существует два типа цветовых сочетаний кабелей в зависимости от артикула.
3. Соедините провода согласно данным, приведенным в таблице ниже:
Старый (оригинальный) датчик | Новый датчик DENSO | |||||||
Тип оригинального датчика 1 | Тип оригинального датчика 2 | Тип оригинального датчика 3 | Тип оригинального датчика 4 | Тип оригинального датчика 5 |
DOX - 010... DOX - 011... DOX - 012... DOX - 013... |
DOX - 015... |
||
Нагреватель + | Черный | Фиолетовый | Белый | Коричневый | Черный | Черный | Фиолетовый | |
Нагреватель — | Черный | Белый | Белый | Коричневый | Черный | Черный | Белый | |
Сигнал + | Голубой | Черный | Черный | Фиолетовый | Зеленый | Голубой | Черный | |
Сигнал — | Белый | Серый | Серый | Бежевый | Белый | Белый | Серый |
Пример:
Оригинальный датчик имеет 4 провода со следующей цветовой комбинацией: 2 белых, черный и серый. Для вашего автомобиля подходит кислородный датчик DENSO арт. DOX-0107. Следовательно, провода должны быть соединены, как показано на картинке ниже:
Последнее время частенько приходиться объяснять как подключается аналоговый выход контроллера широкополосного лямбда-зонда к блоку управления двигателем. Решил начать небольшую рубрику [Manual], возможно, иногда буду выкладывать подобные статейки. Это не секретно и не сложно и подробно описано в оригинальных инструкциях к контроллерам, мозгам, системам типа Hondata, но если человек не связан тесно с автомобилями и тем более с их тюнингом ему сложно все это раскопать самому, а потом еще и объяснить электрику что нужно сделать. У меня уже есть ряд сообщений вконтакте и whatsapp'е с последовательностью действий, которые я пересылаю людям, теперь буду пересылать ссылку на этот пост. :) Перед прочтением желательно понимать что такое стехиометрия бензина.
Расположение аналогового выхода 0-5в контроллера PLX Sm-afr
Зачем нужно подключать выходы контроллера ШЛЗ к мозгуПолный размер
Схема подключения ШЛЗ AEM 30-0300 к мозгу CL9 или CU2
Входы для ШЛЗ в стоковом блоке управления двигателем Honda Accord CL9/CU2 с FlashproВходы для ШЛЗ в стоковом блоке управления двигателем с Hondata/Hondavert S300
Тут всё по-другому и как по мне проще. Выпадающее меню раздела SManager Parameters -> Closed Loop Advanced -> Wideband input source само Вам подсказывает на какой пин, какого разъема блока управления двигателем подключить аналоговый выход контроллера ШЛЗ (D14, D10, D12 или B6). После настройки в открытой петле (open loop) можно будет использовать сигнал с ШЛЗ, как полноценный сигнал вместо стоковой лямбды выбрав в настройках "Closed loop — wideband input" — это бесценно.
Бензиновому двигателю для работы требуется смесь с определенным соотношением воздух-топливо. Соотношение, при котором топливо максимально полно и эффективно сгорает, называется стехиометрическим и составляет оно 14,7:1. Это означает, что на одну часть топлива следует взять 14,7 частей воздуха. На практике же соотношение воздух-топливо меняется в зависимости от режимов работы двигателя и смесеобразования. Двигатель становится неэкономичным. Это и понятно!
Коэффициент избыточности воздуха — L (лямбда) характеризует — насколько реальная топливно-воздушная смесь далека от оптимальной (14,7:1). Если состав смеси — 14,7:1, то L=1 и смесь оптимальна. Если L < 1, значит недостаток воздуха, смесь обогащенная. Мощность двигателя увеличивается при L=0,85 — 0,95. Если L > 1, значит налицо избыток воздуха, смесь бедная. Мощность при L=1,05 — 1,3 падает, но зато экономичность растет. При L > 1,3 смесь перестает воспламеняться и начинаются пропуски в зажигании. Бензиновые двигатели развивают максимальную мощность при недостатке воздуха в 5-15% (L=0,85 — 0,95), тогда как минимальный расход топлива достигается при избытке воздуха в 10-20%% (L=1,1 — 1,2). Таким образом соотношение L при работе двигателя постоянно меняется и диапазон 0,9 — 1,1 является рабочим диапазоном лямбда-регулирования. В то же время, когда двигатель прогрет до рабочей температуры и не развивает большой мощности (например работает на ХХ), необходимо по возможности более строгое соблюдение равенства L=1 для того, чтобы трехкомпонентный катализатор смог полностью выполнить свое предназначение и сократить объем вредных выбросов до минимума.
Датчик кислорода — он же лямбда-зонд — устанавливается в выхлопном коллекторе таким образом, чтобы выхлопные газы обтекали рабочую поверхность датчика. Материал его как правило циркониевый (используется керамический элемент на основе двуокиси циркония, покрытый платиной) — гальванический источник тока, меняющий напряжение в зависимости от температуры и наличия кислорода в окружающей среде. Конструкция его предполагает, что одна часть соединяется с наружним воздухом, а другая — с выхлопными газами внутри трубы. В зависимости от концентрации кислорода в выхлопных газах, на выходе датчика появляется сигнал. Уровень этого сигнала, для датчиков систем впрыска конца 80-х — начала 90-х годов, может быть низким (0,1…0,2В) или высоким (0,8…0,9В). Таким образом датчик кислорода — это своеобразный переключатель (триггер), сообщающий контроллеру впрыска о качественной концентрации кислорода в отработавших газах. Фронт сигнала между положениями "Больше" и "меньше" очень мал. Настолько мал, что его можно не рассматривать всерьез. Контроллер принимает сигнал с ЛЗ, сравнивает его с значением, прошитым в его памяти и, если сигнал отличается от оптимального для текущего режима, корректирует длительность впрыска топлива в ту или иную сторону. Таким образом осуществляется обратная связь с контроллером впрыска и точная подстройка режимов работы двигателя под текущую ситуацию с достижением максимальной экономии топлива и минимизацией вредных выбросов.
Лямбда-зонды бывают одно-, двух-, трех- и четырехпроводные. Однопроводные и двухпроводные датчики применялись в самых первых системах впрыска с обратной связью (лямбда-регулированием). Однопроводный датчик имеет только один провод, который является сигнальным. Земля этого датчика выведена на корпус и приходит на массу двигателя через резьбовое соединение. Двухпроводный датчик отличается от однопроводного наличием отдельного земляного провода сигнальной цепи. Недостатки таких зондов: рабочий диапазон температуры датчика начинается от 300 градусов. До достижения этой температуры датчик не работает и не выдает сигнала. Стало быть необходимо устанавливать этот датчик как можно ближе к цилиндрам двигателя, чтобы он подогревался и обтекался наиболее горячим потоком выхлопных газов. Процесс нагрева датчика затягивается и это вносит задержку в момент включения обратной связи в работу контроллера. Кроме того, использование самой трубы в качестве проводника сигнала (земля) требует нанесения на резьбу специальной токопроводящей смазки при установке датчика в выхлопной трубопровод и увеличивает вероятность сбоя (отсутствия контакта) в цепи обратной связи.
Указанных недостатков лишены трех- и четырехпроводные лямбда зонды. В трехпроводный ЛЗ добавлен специальный нагревательный элемент, который включен как правило всегда при работе двигателя и, тем самым, сокращает время выхода датчика на рабочую температуру. А так же позволяет устанавливать лямбда-зонд на удалении от выхлопного коллектора, рядом с катализатором. Однако остается один недостаток — токопроводящий выхлопной коллектор и необходимость в токопроводящей смазке. Этого недостатка лишен четырехпроводный лямбда-зонд — у него все провода служат для своих целей — два на подогрев, а два — сигнальные. При этом вкручивать его можно так как заблагорассудится.
Несколько слов о взаимозаменяемости датчиков. Лямбда-зонд с подогревом может устанавливаться вместо такого же, но без подогрева. При этом необходимо смонтировать на автомобиль цепь подогрева и подключить ее к цепи, запитываемой при включении зажигания. Самое выгодное — в параллель к цепи питания электробензонасоса. Не допускается обратная замена — установка однопроводного датчика вместо трех- и более- проводных. Работать не будет. Ну и конечно необходимо, чтобы резьба датчика совпадала с резьбой, нарезанной в штуцере.
Как понять насколько работоспособен датчик? Ввобще-то для этого потребуется осциллограф. Ну или специальный мотор-тестер, на дисплее которого можно наблюдать осциллограмму изменения сигнала на выходе ЛЗ. Наиболее интересными являются пороговые уровни сигналов высокого и низкого напряжения (со временем, при выходе датчика из строя, сигнал низкого уровня повышается (более 0,2В — криминал), а сигнал высокого уровня — снижается (менее 0,8В — криминал)), а также скорость изменения фронта переключения датчика из низкого в высокий уровень. Есть повод задуматься о предстоящей замене датчика, если длительность этого фронта превышает 300 мсек. Это усредненные данные. В реальной жизни для оценки состояния лямбда-зонда необходимо провести цикл измерений. Не имея под рукой мотор-тестера или осциллографа определить неисправность лямбда-зонда можно пользуясь бортовой системой диагностики, существующей в контроллере системы впрыска, которая фиксирует в своей памяти случаи, когда сигнал с ЛЗ выходил за определенные пределы. Фиксация неисправностей производится при помощи запоминания специальных кодов, которые могут быть считаны в тестовом режиме. Однако не всегда можно с уверенностью поставить четкий диагноз о неисправности лямбда-зонда пользуясь только бортовой системой диагностики. Об этом стоит помнить! Не поленитесь съездить на диагностику.
На что менять? Самое лучшее — это менять датчик на такой, какой стоит в списке запчастей для Вашего автомобиля. В таком случае гарантия работоспособности системы после замены будет 100%. Но не всегда по финансовым соображениям выгодно гоняться за оригинальными каталожными датчиками. Ведь тот же Bosch выпускает лямбда-датчики и для других моделей. И они по принципу работы одинаковы, а внешне очень похожи. Ну и что, что каталожный номер будет стоять другой. При правильной установке и грамотном подборе можно съэкономить весьма кругленькую сумму, купив "жигулевский" датчик от фирмы Bosch за 10-20$ вместо точно такого же по сути, но фирменного за 100$ и работать он будет ничуть не хуже. Найти ЛЗ в магазине сейчас можно все чаще и чаще, а значит они будут дешеветь.
Порядок замены ЛЗ таков:
1. Отсоединить кабель ЛЗ от электропроводки.
2. Снять старый ЛЗ используя подходящий ключ. Лучше если это будет высокая головка или накидной — так вероятность повредить грани приржавленного ЛЗ будет меньше, но у меня нормально открутился на работающем моторе накидным ключом. Снимать датчик стоит при работающем двигателе. Т.е. пока трубопровод и датчик горячий. В противном случае есть вероятность отломать датчик или сорвать резьбу, т.к. металл сжимается и выворачивать очень трудно. Выкручивайте датчик до тех пор, пока из отверстия не пойдет дымок. Потом глушите машину и откручивайте совсем.
3. Отрезать аккуратно провода от старого ЛЗ и соединить с проводами нового, которые тоже придется отрезать от колодки. Схема соединения зависит от того — какой ЛЗ Вы купили. Но обычные цвета и предназначение проводов даны чуть выше, на картинках.
4. Следует иметь ввиду, что если штатный лямбда-зонд трехпроводный, то у него провода подписаны (см. на разъеме) "А" и "Б" — подогрев, "С" — сигнальный. Провода подогрева белого цвета (полярность не имеет значения), а сигнальный провод — черный.
5. Четвертый (незадействованный ранее) провод стоит вывести и надежно прикрутить к массе двигателя. Проверить также соединение двигателя с массой корпуса. Я прикрутил его под болт крепления главного тормозного цилиндра (в торце кронштейн) — мне так показалось удобнее.
6. Вкрутить новый ЛЗ. Если он четырехпроводный, то токопроводящая смазка не нужна. Достаточно графитовой — для смазки резьбовых соединений.
7. Соединение проводов не стоит осуществлять скруткой проводов — этот вариант ненадежен и долго не проживет. Самое лучшее — это спаять все положенные провода и хорошенько заизолировать. Паять провода стоит до того, как ЛЗ установлен в трубе, т.е. на столе.
8. После замены рекомендую обнулить память контроллера путем снимания на несколько секунд (-)клеммы с аккумулятора. Только подумайте предварительно — не отключатся ли у вас какие нибудь электроприборы типа магнитол, CD-чейнджеров и пр. и не встанут ли они после этого на код. Это важно.
Источник:avto-remont.com/
ВВЕДЕНИЕ
Любой автовладелец, рано или поздно задумывается, а не много ли расходует топлива его четырёхколесный друг? Факторов влияющих на аппетиты авто — вагон и маленькая тележка.
Цитата: "Основным шагом к экономии топлива станет изменение стиля вождения. Стоит вспомнить пресловутое правило «тише едешь — дальше будешь». Если хотите экономить, то придеться отказаться от агрессивного стиля езды. Но тем самым можно существенно сократить расход топлива до 40% — это лучший показатель среди всех доступных способов."
Насмешили, кто же себе откажет в удовольствии уехать первым со светофора, хотя бы пару-тройку раз при поездке работа-дом. )
Так как легких путей мы не ищем, начнем с простого… )
Одной из причин повышенного расхода является неисправный датчик кислорода, который измеряет концентрацию кислорода в выхлопных газах. Датчик подает импульсы на ЭБУ (электронный блок управления) в виде изменения напряжения, отражающего зависимость бензин/кислород.
Датчик эксплуатируется при крайне высоких температурах, и со временем меняет характеристики.
Известно немало примеров, когда датчик уже вышел за заданные заводом изготовителем параметры, но при этом ЭБУ молчит — ошибок 0.
МУКИ ВЫБОРА
Изучив вопрос клик, остановился на датчике всем известного производителя BOSCH, оригинальный стоит совсем неадекватных денег при этом поставщик на заводы одноименный — BOSCH.
Первоначально хотел брать 0258006537 BOSCH для ВАЗ 1118-2170, так как датчики FORD и ВАЗ по характеристикам идентичны, отличаются только длиной проводников и разъемами, последние необходимо доработать. В основном народ берет его, покупает вазовский "разъем-переходник", паяет провода, что крайне не рекомендуется делать. ВНИМАНИЕ, провода соединять только через обжимные гильзы, скрутки и пайка не допустимы!
Но я наткнулся клик, на универсальный датчик, который заменяет все датчики применяемые на фокусах.
Полный размер
0258986602 BOSCH ЛЯМБДА-ЗОНД BOSCH универсальный
Полный размер
готовый комплект
Полный размер
защита
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
готово
Полный размер
БУ
Что меня вообще побудило провести такую процедуру? Как и у всех автолюбителей которые сталкивались с заменой лямбда-зонда у меня вырос расход, но он не просто вырос до стабильно тракторного около18л/100км, а машина вообще начала умирать если лямбда-зонд был подключен. Что именно происходило? До того момента как лямбда не прогреется до рабочей температуры машина ехала, но стоило мозгу опросить лямбду, как та показывала вечно бедную смесь и ЭБУ начинал давать форсункам команду "Лить без остановок!" . Время форсунок на ХХ достигало 12,5мс вместо 2,0мс, из трубы воняло несгоревшим топливом и двигатель просто захлебывался и отказывался ехать — при педали в пол машина просто неспешно ползла и гортанно рычала. До поры до времени я катался с отсоединенной лямбдой. При таком положении дел машина ехала хорошо, но с небольшим подергиванием при активном разгоне ну и конечно же жрала топливо как дурная. Начитавшись на драйве статей об установке четырехпроводных вазовских лямбд вместо одно- и двухпроводных, о стабильности датчиков с подогревом, о их живучести решил и себе заморочиться с установкой таковой.
И так окрыленный предвкушением легкого и функционального апгрейда я купил вот такой датчик Bosch 0 258 006 537
Полный размер
Мне попался в синей коробочке за 613грн
Полный размер
На резьбе смазка, на теле гравировка
Снял быстренько воздуховод и тепловой экран и уведел ОБЛОМ!
На двухлитровой такуме в отличии от 1,6 и от ей подобных лачиков лямбда зонд находится в недоступном для обычного накидного ключа месте.
Полный размер
самое удобное место
Полный размер
места практически нет
Полный размер
Длинная головка на 22мм с прорезью для проводов — 145 грн
Полный размер
Не захватывает грани датчика
Полный размер
подточил
Полный размер
Разъем отрез
Oxygen Sensor Heater Monitor подогреваемый датчик кислорода, чаще используют Both Upstream & Downstream O2
По данным с этого датчика осуществляется управление двигателем в большинстве современных двигателей
ДК = Датчик Кислорода, "англ" O2 кислорода S сенсор, сокращенно OS — (Oxygen Sensor) в народе Лямбда Датчик и Лямда Зонд Лямбда Сенсор, к примеру сокращенно S1 Сенсор 1 первый до катализатора, или Bank1 = B1 в переводе Банк 1 означает Банка (Катализатора) первого,
а сокращение B1S1 означает Банка1 Сенсор1 то есть речь идет о первом катализаторе и первом сенсоре (ДК1).
За смесь и состояние катализатора, отвечает последний датчик S2 сенсор второй после катализатора, коротко ДК2.
Ну, а теперь перейдем к подключению на привычном Лямда сенсоре фирмы BOSCHE
Как установить ЕКСС (EKSS chip) на БОШ BOSCH датчик кислорода 4 провода Вся задача сводится к определению + плюса ключа. Это
белый — Плюс подогрева цепи зонда +12v
Его можно определить таким образом, при включенном зажигании будет +12v относительно сигнальной массы (серый провод второго зонда) или массы кузова . При выключенном зажигании там через время будет 0vНе нужен для подключения минус цепи подогрева. (провод не трогать) то есть
белый — минус питания цепи зонда НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!
черный — сигнальный провод зонда (по которому идет сигнал к блоку управления он нам и нужен)
серый — масса земля на двигателе (не масса кузова)
подключения ЕКСС
Таким образом:
Плюс подогрева цепи зонда +12v (белый) — красный ЕКСС
Моторная масса зонда (серый) GND — черный ЕКСС
Сигнальный "чёрный" провод зонда необходимо разрезать
провод на ДК (зонд) — синий провод ЕКСС
к блоку управления ECU — пойдет новый сигнал по желтому проводу ЕКСС…
*Вот так проще всего подключить ЕКСС если Вы подключаете ЕКСС ЧИП возле датчика ДК2 и выпуска выхлопной системы.
Только обязательно изолируйте провода термо — усадочными кембриками и полностью изолируйте после инсталляции ЕКСС и проводку от попадания влаги (изо лентой), а ЕКСС крепите с помощью пластикового хомута к шлейфу ДК2. Подальше от выпуска. ***Я рекомендую ставить ЕКСС все таки возле мозга, проверить пины можно мульти тестером для электрика это не составит труда…(только обязательно снимете разъем с ДК2) после установки подключите разъём на место.
Удачного полета после пробега 20 км пути, Вы машинку не узнаете. Снижение расхода до 20%. И конечно же завидная динамика при пике мощности до 10%
Инжекторная система питания автомобиля является более экономичной и эффективной, чем карбюраторная. Достигается это за счет полного контроля за подачей топлива и воздуха, которое осуществляется рядом датчиков. Они выполняют проверку рабочих параметров, передают их на электронный блок, который анализирует и на их основе корректирует работу всей системы.
Причем датчики для обеспечения полной информации о работе системы устанавливаются не только на впуске (количества топлива, воздуха), но и в выпускной системе. В ней используется всего один датчик, но от его работы зависит, какое количество воздуха будет подаваться в цилиндры. Он так и называется – датчик кислорода, другое название — лямбда-зонд.
Содержание статьи
1) металлический корпус с резьбой и шестигранником “под ключ”;
2) уплотнительное кольцо;
3) токосъемник электрического сигнала;
4) керамический изолятор;
5) провода;
6) манжета проводов уплотнительная;
7) токоподводящий контакт провода питания нагревателя;
8) наружный защитный экран с отверстием для атмосферного воздуха;
9) чувствительный элемент;
10) керамический наконечник;
11) защитный экран с отверстием для отработавших газов.
Основная задача этого датчика кислорода – оценка количества несгоревшего кислорода в отработанных газах. Дело в том, что самое эффективное сгорание топливовоздушной смеси достигается при определенном соотношении топлива и воздуха — одна часть бензина должно смешиваться с 14,7 частями воздуха.
Если топливовоздушная смесь будет обедненной, то содержание воздуха будет увеличенным, и наоборот – обогащенная смесь обеспечит меньшее процентное содержание кислорода в выхлопных газах. А это уже сказывается на мощности, расходе, приемистости.
А поскольку двигатель работает на разных режимах, поэтому такое соотношение далеко не всегда соблюдается. Чтобы была возможность контролировать количество подаваемого воздуха, в систему питания и включен лямбда-зонд.
На основе показаний этого датчика электронный блок оценивает качество топливовоздушной смеси и при обнаружении несоответствия нормам – корректирует работу системы, обеспечивая подачу оптимальной смеси путем подачи сигнала на форсунки, которые увеличивают или уменьшают количество впрыскиваемого топлива.
Принцип работы лямбда зонда
Принцип вроде и прост, но реализация его — не такая уж и легкая. Этот датчик должен с чем-то сравнивать полученные результаты, чтобы «понять», что произошло изменение процента кислорода. Поэтому он делает замеры в двух местах – атмосферный воздух и тот, что остался после сгорания смеси. Это позволяет ему «почувствовать» разницу при изменении соотношения топливовоздушной смеси.
1 – твердый электролит ZrO2; 2, 3 – наружный и внутренний электроды; 4 – контакт заземления; 5 – «сигнальный контакт»; 6 – выхлопная труба
При этом на электронный блок должен подаваться электрический сигнал. Для этого лямбда-зонду необходимо преобразовать результаты замеров в импульс, который будет подаваться на ЭБУ. Для проведения замеров концентрации кислорода в атмосфере и в выхлопных газах, используется два электрода, вступающих в реакцию с ним. То есть, в работе этого датчика задействован принцип гальванического элемента, при котором смена параметров химической реакции влечет за собой изменение напряжения между электродами датчика. Так, при обогащенной смеси, когда процент кислорода – меньше, напряжение возрастает, а при обеднении – снижается.
Полученный в результате химической реакции электрический импульс подается на ЭБУ, параметры которого он сравнивает с прописанными в своей памяти и в результате этого производит корректировку работы системы питания.
Используя для работы химические реакции, лямбда-зонд не является сложным по конструкции. Основным его элементом выступает керамический наконечник, изготовленный из диоксида циркония (реже – диоксида титана) с платиновым покрытием, которое и выступает в роли электродов, вступающих в реакцию. Одной своей стороной наконечник контактирует с атмосферой, а другой – с выхлопными газами.
Особенность работы такого керамического наконечника заключается в том, что произведение эффективных замеров остаточного процента кислорода выполняется только при определенном температурном режиме. Чтобы наконечник обрел необходимую проводимость, необходима температура в 300-400 град. С.
Чтобы обеспечить необходимый температурный режим изначально этот датчик устанавливали ближе к выпускному коллектору, что обеспечивало достижение необходимой температуры по мере прогрева силовой установки. То есть, в работу он вступал не сразу. До того, как лямбда-зонд начнет передавать импульсы, электронный блок основывался на показания других датчиков, включенных в систему питания, но при этом оптимальное смесеобразование не соблюдалось.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Некоторые модели лямбда-зондов в своей конструкции имеют специальные электрические подогреватели, что обеспечивает более быстрый выход на необходимый температурный режим. Запитка подогревателя осуществляется от бортовой сети авто.
Датчик, выполняющий свою работу за счет химической реакции, получил название двухточечного, за счет того, что замеры производятся в двух местах. Но выпускаются еще и другой тип лямбда-зонда – широкополосный, который является более современной версией датчика. В его конструкции тоже используется двухточечный элемент, а также еще один керамический элемент – закачивающий. При этом суть сводится все к той же подаче электрического сигнала на ЭБУ.
Сейчас многие автомобили, чтобы повысить их экологичность, используют каталитические нейтрализаторы, что позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу. При этом выхлопная система оснащается не одним, а двумя и более кислородными датчиками.
В такой выхлопной системе эти датчики производят не только замер остаточного кислорода, но еще и оценивают эффективность работы нейтрализатора. Один из датчиков устанавливается перед катализатором, а второй – за ним. Это позволяет на основании сравнения показаний двух лямбда-зондов понять, выполняется ли нейтрализация вредных веществ.
С одной стороны, такая система позволяет меньше загрязнять окружающую среду, но с другой – она очень «капризна». Одна-две заправки некачественным бензином запросто может испортить нейтрализатор. А это уже скажется на показаниях кислородных датчиков, и как следствие – на работе всей системы питания.
К тому же даже при соблюдении всех условий эксплуатации авто, нейтрализатор выйдет из строя, поскольку у него имеется свой ресурс, после которого он подлежит замене, чтобы восстановить нормальную работоспособность системы питания. А поскольку замена – «удовольствие» дорогостоящее, то на выручку приходят разные хитрости.
Многие просто вырезают нейтрализатор, а на его место устанавливают пламегаситель – обычный отрезок трубы необходимого диаметра. А чтобы получить разницу в показаниях двух датчиков, используют так называемую обманку на лямбда зонд – специальную проставку, устанавливаемую на второй лямбда-зонд.
Эта обманка просто удаляет наконечник от потока выхлопных газов, что влияет на его показания. За счет этого и достигается разница, которую ЭБУ воспринимает как работу катализатора.
Лямбда-зонд – достаточно важный элемент в системе питания авто и его поломка может значительно сказаться на работе силовой установки. Признаки неисправности его таковы:
Одна из особенностей лямбда-зонда кроется в том, что его неисправность далеко не всегда распознается системой самодиагностики авто. К тому же невозможно его проверить при помощи обычных измерительных приборов в гаражных условиях. Его работоспособность проверяется только осциллографом.
Также он не ремонтопригоден. Единственное, что можно устранить, так это – обрыв проводки, ведущей к датчику. Но с ним бывают также и такие неисправности как повреждение подогревающего элемента и потеря чувствительности самого датчика.
Поэтому многие автолюбители не пытаются проводить диагностику работоспособности лямбда-зондов, а просто периодически производят его замену на новый. Чтобы поддерживать работоспособность системы питания в рабочем состоянии следует производить замену раз в 2-3 года.
Данная операция не является сложной и выполняется она на смотровой яме. Предварительно следует приобрести необходимую модель датчика. Перед демонтажем отключается колодка проводов от зонда, а затем он выкручивается со своего посадочного места рожковым ключом соответствующего размера. Для облегчения откручивания допускается обработка специальными средствами (WD-40 или др.). На место выкрученного элемента вкручивается новый и к нему подключается проводка.
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Итак, в Астрахань пришли отрицательные температуры, снова начались прогревы авто и коробки перед поездками. Соответственно возрос расход топлива, причём возрос чрезвычайно сильно (17л /100 км). Взял диагностику и попёр считать ошибки. При проверке впрыска высветилось следущее:
Обрыв цепи подогрева
Ну что делать, загнал авто к ребятам на эстакаду и полез смотреть, как себя чувствует лямбда-зонд. А ему оказалось плохо, он вообще тупо отрезан 0_0. На проводке зонда фишка разбита, ответной части вообще нет, просто провода торчат.
Полный размер
Полный размер
Ответная часть. Фишки от штатной проводки нет от слова совсем.
Решил скрутить провода напрямую. Да я знаю, что лучше пропаять, но возможности такой не было. Поэтому скачал на мобилу фотку расположения проводов и по ней "поженил" провода лямбды и штатной проводки.
Заводское соединение лямбды и штатной проводки. Фото с меган2 клуба.
Фоток в процессе не делал, так как на улице не май месяц, а на мобиле светилась фотка свыше. Да и там всё просто — зачистил концы, скрутил, одел в термоусадку, спрятал в штатную разрезную гофру, гофру перетянул изолентой, а концы изоленты стянул пластиковыми хомутами, чтоб не распустилась.
Потом опять диагностику в руки, сбрасываем все ошибки:
Полный размер
Всё ОК
Ну, хорошо, ошибка ушла, значит лябда живая, надо проверить вольтаж. Как будет видно из следующих картинок, вольтаж меняется на обоих датчиках.
Полный размер
Показания 1
Полный размер
Показания 2
Полный размер
Показания 3
Всё работает, всё норм. Расход упал до 11,5 литров, что для мегана на АКПП вполне приемлемо.
Попутно перезаписал межсервисный интервал замены масла в ДВС (Service Due) на 8000.
Полный размер
Меняю масло каждые 8 000 км
Устройство лямбда зонда
На этом пока всё. Ах да, чуть не забыл — временно отключили беременного мужика (выпилили програмно из системы), чтоб вся SRS система запуслилась. Теперь на очереди ремонт шлейфа и перетяжка руля в кожу, но об этом — в другой раз. Все спасибо, всем пока!