8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Когда менять ремень грм на поло седан


Когда на Фольксваген Поло менять цепь и ремень ГРМ

На машинах Фольксваген Поло применяется несколько двигателей. Когда на Поло седан установлен мотор 1,6 л, то на приводе меняется цепь ГРМ. На двигателях с объёмом 1,4 л используется ремень. Чтобы не ошибиться в приводе, достаточно посмотреть в моторный отсек. В случае установленного ремня, на нем будет поставлен пластмассовый кожух, если же привод цепной, то он будет защищён металлическим корпусом.

Официальные сроки производителя

Нужно своевременно производить замену привода ГРМ на машине VW Поло. Если произойдёт обрыв ремня, двигателю будет нанесён серьёзный ущерб и ему потребуется капитальный ремонт.

В случае если установлен ремень

При обычных условиях эксплуатации привод меняется в плановом режиме через 90 тыс. км.

За это время он использует свой ресурс и становится негодным. Особое внимание нужно обращать на новые запчасти, так как от их качества зависит срок службы двигателя. Поло седан довольно популярный автомобиль, поэтому комплектующие принадлежности выпускаются многими производителями.

Желательно выбор делать именно в пользу оригинальных запчастей: это гарантированно сэкономит средства на возможном дополнительном ремонте.

Первоначальными симптомами изношенного ремня ГРМ являются:

  • Проскальзывание натяжительного ролика с последующим ослаблением натяжения ремня;
  • Перегрев мотора, что приводит к закипанию антифриза и частому включению вентилятора для охлаждения теплоносителя;
  • Своеобразный шум при работе мотора;
  • Потеря мощности, двигатель глохнет и не заводится;
  • Появление хлопков в ресивере инжектора и глушителе;
  • При осмотре ремня ГРМ обнаружены трещины, износ профильной дорожки, механические повреждения.

Все такие неисправности говорят о смещении фаз газораспределения и о слабой натяжке привода. Если обнаружена хоть одна из перечисленных неисправностей, то нужно обратиться в станцию техобслуживания для замены этого важного элемента двигателя.

Volkswagen Polo с ремнем ГРМ

Сколько раз менять ремень ГРМ на Фольксваген Поло зависит также от того, какая манера езды, при этом как часто используется экстремальное вождение. В таких случаях менять ремень ГРМ нужно по мере его износа и истиранию профилей.

При замене привода ГРМ необходимо менять сразу и другие сопутствующие детали этого механизма. При этом рекомендуется использовать для VW Поло с двигателем CFNA 105 л оригинальные изделия со следующими артикулами.

Внимание! Запчасти на Поло имеют разную стоимость, которая зависит от изготовителя. В этом случае рекомендуется, несмотря на завышенную цену, выбирать проверенного и известного производителя, чтобы после замены была полная уверенность в надёжности установленных деталей.

В случае если установлена цепь

С 2015 года с конвейера сошёл Фольксваген Поло с приводом в виде цепи взамен ремня. Определить такой двигатель на машинах VW Поло седан можно по маркировке: CFNA – 105 л. с.; CFNB – 95 л. с.

Казалось бы, найдено решение о надёжном приводе, ведь все сегменты у такого элемента выполнены из металла, а он, бесспорно, крепче, чем материал ремня. Но так ли это на самом деле? Сколько раз за время работы двигателя нужно производить замену цепи ГРМ на Фольксваген Поло? Почему некоторые производители рекомендуют менять цепь через каждые 60 тыс. пробега или 3 года эксплуатации, далее каждые 30 тыс. км или один раз в 2 года.

Во-первых, надо учитывать объём двигателя. Условно принято на моторах до 1,4-1,6 л устанавливать ременный привод ГРМ, а свыше 1,6 л – цепной. Чем мощнее мотор, тем больше нагрузка на этот элемент, и тем чаще надо менять привод.

Во-вторых, на автомобилях Фольксваген Поло, как правило, на турбинных двигателях устанавливается цепь, а на простых атмосферных моторах – ремень. При этом на моторах с турбиной используется гидравлический натяжитель. Такое устройство автоматически стабилизирует натяжение цепи, то есть при вращении этого элемента поршень натяжного приспособления балансирует.

Внимание! Если на Поло стоит двигатель с цепной передачей на ГРМ, то масло подлежит обязательной замене через каждые 8–10 тыс. км.

Всегда чистое масло в турбинном моторе нужно, чтобы в звенья цепи не попали мелкие частицы мусора, опилок и т. д. А также основной причиной является то, чтобы под поршень натяжителя не попал мусор и он не заклинил. Иначе, если не будет сбалансированного хода поршня, цепной привод будет работать некорректно и быстро выйдет из строя.

Volkswagen Polo с цепью ГРМ

Тем более что у двигателей Поло седан с турбиной масло намного быстрее пригорает, чем на обычных силовых агрегатах. Таким образом, чтобы не возникало вопроса, когда менять цепной привод ГРМ на Поло седан, специалисты рекомендуют ориентироваться при диагностике больше не на пробег, а на звук. Как только натяжение привода ослабнет, то появится усиленный характерный шум от двигателя.

Рекомендации владельцев

Виталий. 7. 06. 2018. Мотор Фольксваген Поло Седан 1.6. снабжён цепным ГРМ. Металлическая цепь должна исключить обрыв и гарантировать более длительный срок службы. Но на самом деле она быстро растянулась и требует замены уже к 70 тыс. км. Нужен в этом приводе блокиратор обратного хода, а то он работает лишь за счёт давления масла, которое создаётся только после запуска двигателя.

Олег. 8. 08. 2018. Добрый день. У меня на машине VW Поло поставлен мотор именно с ремнём ГРМ, а не цепью. При этом пробеге в 80 тыс. км. рекомендую его заменить, для такого привода это совершенно уместно.

Владимир. 9. 08. 2018. На Фольксваген Поло с бензиновыми двигателями 3.2 и 3.6 производители пишут, что менять цепь можно через 150 тыс. км. Но у меня замена приводной цепи – довольно частая процедура, потому что она однорядная и вытягивается быстро. Рекомендую, если будет выбор, то покупать авто с двухрядной цепью, и тогда про привод ГРМ можно забыть.

Вадим. 4. 08. 2018. Пробег на Фольксваген Поло составил 8 тыс. км. Любопытное наблюдение: по тракту расходуется топлива больше, чем в городе. Цепь на седан поставлена двухрядная, её ресурс производитель гарантирует 120 тыс. км. Пока всё отлично, замечаний существенных нет.

Анатолий. 12. 09. 2018. На ТО был заменён правый подшипник ступицы. После 65 тыс. км. стал замечать цоканье цепи на холодную. Поехал в СТО на профилактический ремонт – говорят, у тебя цепь ГРМ пора менять. Пришлось производить замену, хотя по регламенту ещё можно столько же было проехать.

Сергей. 18. 09. 2018. У меня Поло отъездил уже 150 тыс. км на одном ремне ГРМ. И всё по моей неопытности, оказывается, по инструкции надо менять было в 90 тыс. км. Не повторяйте моих ошибок. Однако хочу сказать спасибо производителям. Да, ремень шуршал, вибрировал, износился, но не порвался ведь!

Как заменить ремень ГРМ на VW Polo 6N 1.6

Руководство по интервалу замены

  • Volkswagen рекомендует проверять сначала 60 000 миль, а затем каждые 20 000 миль (при необходимости заменять).
  • Производитель транспортного средства не рекомендовал интервалы замены ремня ГРМ для этого двигателя.

ПРИМЕЧАНИЕ: Volkswagen UK рекомендует заменять ремень ГРМ каждые 4 года.

  • Всегда необходимо учитывать предыдущую историю использования и обслуживания автомобиля.

Проверить двигатель на предмет повреждений

ВНИМАНИЕ: Этот двигатель был идентифицирован как двигатель ПОМЕХИ, в котором НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО имеет место возможность повреждения клапана-поршень в случае отказа ремня ГРМ. Перед снятием головки (головок) цилиндров необходимо выполнить проверку компрессии всех цилиндров.

Время ремонта - часов

Снять и установить:
Гольф / Бора / Жук 2,50
Lupo 1,4 / Поло → 2002 1,60
Поло 2002 → 2,20
Лупо 1,6 1,90
Поло классическое 1,30
Кэдди → 2004 1,60
Кэдди 2004 → 2,20

Специальный инструмент

  • Инструмент для фиксации распределительного вала (кроме ARC / ARR / AVY) - Volkswagen No.Т10016.
  • Инструмент для фиксации распределительного вала (ARC / ARR / AVY) - Volkswagen No. T10074.
  • Приспособление для удержания шкива коленчатого вала (кроме ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB) - Volkswagen №3415.
  • Приспособление для удержания шкива коленчатого вала (ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB) - Volkswagen No. T10028.

Особые меры предосторожности

  • Отсоединить провод массы аккумуляторной батареи.
  • НЕ поворачивайте коленчатый или распределительный вал при снятом ремне ГРМ.
  • Снимите свечи зажигания, чтобы облегчить вращение двигателя.
  • Проверните двигатель в обычном направлении вращения (если не указано иное).
  • НЕ проворачивайте двигатель через распределительный вал или другие звездочки.
  • Соблюдайте все моменты затяжки.

Ремень ГРМ

Как заменить ремень ГРМ на VW Polo 6N 1.6

Снятие

  1. Поднимите и поддержите переднюю часть автомобиля.
  2. Удалить:
      • Верхняя крышка ремня привода ГРМ [1].
  3. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до ВМТ на No.1 цилиндр. Убедитесь, что установочные метки на шкиве коленчатого вала совмещены [2].
  4. Убедитесь, что установочные отверстия звездочки распределительного вала совмещены:
  5. Если установочные отверстия не совмещены: Проверните коленчатый вал на один оборот по часовой стрелке.
  6. Установить фиксатор (и) на звездочки распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5]. Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Убедитесь, что стопорный инструмент (и) правильно расположен в головке блока цилиндров.

  7. Удалить:
      • Резервуар PAS.НЕ отсоединяйте шланги.
  8. Кроме Polo Classic: Поддержка двигателя.
  9. Кроме Polo Classic: Удалить:
      • Кронштейн правой опоры двигателя.
  10. Кроме Polo Classic: Опустите двигатель до тех пор, пока не будет доступен болт шкива коленчатого вала.
  11. Снять ремень привода вспомогательных агрегатов.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Отметьте направление вращения на ремне мелом, если ремень будет использоваться повторно.

  12. Установить фиксатор шкива коленчатого вала:
      • Кроме ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB - инструмент No.3415.
      • ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB - инструмент № T10028.
  13. Ослабить болт шкива коленчатого вала [6].
  14. Удалить:
      • Удерживающий инструмент. Инструмент No 3415 / T10028.
      • Болт шкива коленчатого вала [6].
  15. Установите две шайбы на болт [6] шкива коленчатого вала.
  16. Установите болт [6] шкива коленчатого вала. Слегка затяните болт.
  17. Удалить:
      • Направляющий шкив ремня вспомогательного привода (модели с AC).
      • Натяжитель ремня вспомогательного привода.
      • Нижняя крышка ремня привода ГРМ [8].
  18. Ослабить болт [9] ролика натяжителя.
  19. Поверните ролик натяжителя против часовой стрелки, чтобы ослабить натяжение ремня.
  20. Снять ремень ГРМ.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Отметьте направление вращения на ремне мелом, если ремень будет использоваться повторно.

Установка

  1. Убедитесь, что стопорный инструмент установлен на звездочки распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5].Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  2. Убедитесь, что установочная метка на звездочке коленчатого вала совмещена [10].

    ПРИМЕЧАНИЕ: Совместите шлифованный зуб на звездочке коленчатого вала.

  3. Удалить - ARC / ARR / AVY:
  4. Затянуть болт ролика натяжителя вручную [9]. Убедитесь, что опорная плита поддерживается болтом [11].
  5. Установить ремень привода ГРМ против часовой стрелки, начиная со звездочки водяного насоса.
  6. Fit - ARC / ARR / AVY:
  7. Затяните болт [22] направляющего шкива.Момент затяжки: 50 Нм.
  8. Поверните натяжной ролик по часовой стрелке [12] до указателя [13] совмещена с надрезом [14] в опорной плите.
  9. Затянуть болт ролика натяжителя моментом 20 Нм [9].
  10. Снимите фиксатор со звездочек распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5]. Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  11. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до ВМТ цилиндра № 1. Убедитесь, что установочные метки на звездочке коленчатого вала совмещены [10].
  12. Убедитесь, что стопорный инструмент можно вставить в звездочки распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5]. Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  13. Обеспечить указатель [13] выровненный с надрезом [14] в опорной плите.
  14. Если нет: повторите процедуру натяжения.
  15. Сильно надавите на ремень большим пальцем. Указатель [13] и терка [14], в опорной плите должен раздвигаться.
  16. Ослабьте натяжение ремня большим пальцем на.
  17. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до ВМТ цилиндра № 1.
  18. Обеспечить указатель [13] выровненный с надрезом [14] в опорной плите.
  19. Выверните болт [6] шкива коленчатого вала.
  20. Установить:
      • Нижняя крышка ремня привода ГРМ [8].
      • Новый смазанный болт шкива коленчатого вала [6].
  21. Установить фиксатор шкива коленчатого вала:
      • Кроме ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB - инструмент № 3415.
      • ARC / ATN / AUS / AVY / AZD / BCB - инструмент No.Т10028.
  22. Затяните болт шкива коленчатого вала [6]. Момент затяжки: 90 Нм + 90 °.
  23. Снимите удерживающий инструмент. Инструмент No 3415 / T10028.
  24. Установите компоненты в порядке, обратном снятию.
  25. Кроме Polo Classic: Затяните болты, которыми кронштейн подвески двигателя крепится к двигателю. Момент затяжки: 50 Нм.
  26. Lupo / Polo → 2002: Затянуть подушку двигателя:
      • Болты крепления подушки двигателя к кузову - 20 Нм + 45 °. Используйте новые болты.
      • Болты крепления промежуточного кронштейна к кронштейну подвески двигателя - 40 Нм + 90 °.Используйте новые болты.
      • Болт крепления промежуточного кронштейна к подушке двигателя - 50 Нм.
  27. Polo 2002 →: Затянуть подушку двигателя:
      • Болты крепления подушки двигателя к кузову - 20 Нм + 90 °. Используйте новые болты.
      • Болты крепления промежуточного кронштейна к кронштейну подвески двигателя - 30 Нм + 90 °. Используйте новые болты.
  28. Golf / Bora: Затянуть подушку двигателя:
      • Длинные болты крепления подушки двигателя к кузову - 40 Нм + 90 °.Используйте новые болты.
      • Болты короткие крепления подушки двигателя к кузову - 25 Нм.
      • Болты крепления подушки двигателя к кронштейну подвески двигателя - 60 Нм + 90 °. Используйте новые болты.

Ремень привода выпускного распредвала

Удаление

  1. Снимите ремень ГРМ, как описано ранее.
  2. Ослабить болт [15] ролика натяжителя.
  3. Поверните ролик натяжителя по часовой стрелке, чтобы ослабить натяжение ремня.
  4. Удалить:
      • Болт натяжного ролика [15].

    ПРИМЕЧАНИЕ: Отметьте направление вращения на ремне мелом, если ремень будет использоваться повторно.

Установка

  1. Убедитесь, что стопорный инструмент установлен на звездочки распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5]. Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  2. Установите приводной ремень по часовой стрелке, начиная с верхней части звездочки распределительного вала впускных клапанов.
  3. Убедитесь, что ремень натянут между звездочками на ненатянутой стороне.
  4. Поверните ролик натяжителя по часовой стрелке, пока стрелка не окажется в положении, как показано [17].
  5. Установить:
      • Болт натяжного ролика [15].
  6. Затяните болт ролика натяжителя вручную [15].

    Примечание: Убедитесь, что наконечник [18], в опорной плите расположено в отверстии головки блока цилиндров.

  7. Поворот натяжителя против часовой стрелки [19], пока указатель [20] совмещен с выступом [18] в опорной плите.
  8. Затянуть болт ролика натяжителя моментом 20 Нм [15].
  9. Установите ремень привода ГРМ, как описано ранее.
  10. Снимите фиксатор со звездочек распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5]. Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  11. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до ВМТ цилиндра № 1. Убедитесь, что установочная метка на звездочке коленчатого вала совмещена [10].
  12. Убедитесь, что стопорный инструмент можно вставить в звездочки распределительного вала:
      • За исключением ARC / ARR / AVY: [5].Инструмент № T10016.
      • ARC / ARR / AVY: [21]. Инструмент № T10074.
  13. Обеспечить указатель [20] выровненный с наконечником [18] в опорной плите.
  14. Если нет: повторите процедуру натяжения.
  15. Сильно надавите на ремень большим пальцем. Указатель [20] и лапка [18], в опорной плите должны перемещаться друг от друга.
  16. Ослабьте натяжение ремня большим пальцем на.
  17. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до ВМТ цилиндра № 1.
  18. Обеспечить указатель [20] выровненный с наконечником [18] в опорной плите.
  19. Установите компоненты в порядке, обратном снятию.

Надеюсь, информация будет полезна!


.

Как заменить ремень ГРМ на Volkswagen Polo 1.6 TDi 2010

Опубликовано 26 апреля 2017 г.

Volkswagen Polo 1.6 TDi 2010 г. Инструкция по замене и интервал замены. Полное руководство!

Специальный инструмент

  • Стопорный штифт натяжителя ремня вспомогательного привода - No T10060A.
  • Приспособление для фиксации звездочки распределительного вала / звездочки топливного насоса высокого давления - № T10172 / 4.
  • Инструмент для фиксации распределительного вала / топливного насоса высокого давления - No.3359.
  • Приспособление для фиксации звездочки коленчатого вала - No T10050.
  • Головка с несколькими шлицами - No T10385.
  • Инструмент для регулировки натяжного ролика - № T10264 или T10409.
  • Инструмент для фиксации натяжного ролика - No T10265.

Особые меры предосторожности

  • Отсоединить провод массы аккумуляторной батареи.
  • НЕ поворачивайте коленчатый или распределительный вал при снятом ремне ГРМ.
  • Снимите свечи накаливания, чтобы облегчить вращение двигателя.
  • Проверните двигатель в обычном направлении вращения (если не указано иное).
  • НЕ проворачивайте двигатель через распределительный вал или другие звездочки.
  • Соблюдайте все моменты затяжки.

Срок ремонта - час

Ремень / цепь привода распределительного вала - R&I 2,50

Порядок регулирования фаз газораспределения

Как заменить ремень ГРМ на Volkswagen Polo 1.6 TDi 2010

Снятие

  1. Поднимите и поддержите переднюю часть автомобиля.
  2. Удалить:
    • Верхняя крышка двигателя.
    • Golf / Estate / Plus / Passat / Touran: Заливная горловина бачка омывателя ветрового стекла.
  3. Отсоединить штекер датчика давления сажевого фильтра (DPF).
  4. Снять кронштейн датчика давления сажевого фильтра (DPF).
  5. Отключить:
    • Jetta / Polo: Трубы подачи и возврата топлива.
    • Polo: Клапан предпускового подогревателя топлива.
  6. Удалить:
    • Golf / Estate / Plus / Passat / Touran: Корпус топливного фильтра. НЕ отсоединяйте шланги.
    • Jetta / Polo: Корпус топливного фильтра.
    • Расширительный бачок охлаждающей жидкости. НЕ отсоединяйте шланги.
  7. Отсоединить штекер датчика уровня охлаждающей жидкости.
  8. Отсоединить штекер датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT).
  9. Jetta / Golf / Estate / Plus / Passat / Touran: Отсоедините опорный кронштейн трубы охлаждающей жидкости от кронштейна крепления двигателя. НЕ отсоединяйте шланги.
  10. Снимите верхнюю крышку ремня ГРМ [1].
  11. Опора двигателя.
  12. Удалить:
    • Подушка двигателя правая.
    • Подкрылок правый.
    • Защитное стекло двигателя.
    • Ремень привода вспомогательный. Используйте инструмент № T10060A.
    • Болты шкива коленчатого вала [2].
    • Шкив коленчатого вала [3].
    • Нижняя крышка ремня ГРМ [4].
  13. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до ВМТ цилиндра № 1.
  14. Убедитесь, что стрелка на звездочке распределительного вала находится примерно в положении на 12 часов [5].
  15. Если нет: Проверните коленчатый вал на один оборот по часовой стрелке.
  16. Зафиксируйте звездочку коленчатого вала [6].Используйте инструмент № T10050.
  17. Убедитесь, что установочные метки совмещены [7].
  18. Убедитесь, что выступ фиксатора звездочки коленчатого вала находится в корпусе сальника [8].
  19. Зафиксируйте распределительный вал [9]. Используйте инструмент №3359.
  20. Ослабить болты звездочки распределительного вала [10]. Убедитесь, что звездочку можно просто повернуть вручную.
  21. Ослабить болты звездочки топливного насоса высокого давления [11]. Убедитесь, что звездочку можно просто повернуть вручную. Используйте инструмент № T10385.
    ПРИМЕЧАНИЕ. Существует два типа натяжного ролика для ремня ГРМ.
  22. Натяжной ролик типа А:
    • Ослабьте гайку ролика натяжителя [12].
    • Поверните ролик натяжителя против часовой стрелки до тех пор, пока не будет вставлен фиксатор [13]. Используйте инструмент № T10264 [14].
    • Вставьте фиксатор в ролик натяжителя [15]. Инструмент № T10265.
    • Полностью поверните ролик натяжителя по часовой стрелке до упора [16]. Используйте инструмент № T10264 [14].
    • Затяните гайку ролика натяжителя вручную [12].
  23. Натяжной ролик типа B:
    • Ослабьте гайку ролика натяжителя [17].
    • Поверните ролик натяжителя по часовой стрелке, чтобы ослабить натяжение ремня. Используйте инструмент № T10409 [18].
    • Затяните гайку ролика натяжителя вручную [17].
  24. Снимите ремень ГРМ, начиная с направляющего ролика (G2).
    ПРИМЕЧАНИЕ: Отметьте направление вращения на ремне мелом, если ремень будет использоваться повторно.

Установка

ПРИМЕЧАНИЕ: Двигатель должен быть ХОЛОДНЫМ.

  1. Установите новые болты звездочки распределительного вала [10]. Затяните болты вручную.
  2. Установите новые болты звездочки топливного насоса высокого давления [11].Затяните болты вручную.
    ПРИМЕЧАНИЕ: Звездочки должны вращаться свободно, но не наклоняться.
  3. Убедитесь, что фиксатор звездочки коленчатого вала установлен правильно [6].
  4. Убедитесь, что распределительный вал заблокирован с помощью приспособления [9].
  5. Блокировка ТНВД [19]. Используйте инструмент №3359.
  6. Поверните звездочку распределительного вала до упора по часовой стрелке в продольных отверстиях.
  7. Поверните звездочку топливного насоса высокого давления до упора по часовой стрелке в продольных отверстиях.
  8. Установите ремень привода ГРМ в следующем порядке:
    • Звездочка коленчатого вала.
    • Направляющий ролик (G1).
    • Ролик натяжной.
    • Звездочка распределительного вала.
    • Звездочка водяного насоса.
    • Направляющий ролик (G3).
    • Звездочка ТНВД.
    • Направляющий ролик (G2).
  9. Натяжной ролик типа А:
    • Ослабьте гайку ролика натяжителя [12].
    • Снимите фиксатор с ролика натяжителя [15].
      Убедитесь, что фиксирующая проушина ролика натяжителя надежно зафиксирована [20].
    • Медленно поверните ролик натяжителя по часовой стрелке до совмещения указателя с выемкой [21].Используйте инструмент № T10264 [14].

    ПРИМЕЧАНИЕ: Убедитесь, что гайка ролика натяжителя не вращается [12].

    • Удерживать ролик натяжителя. Используйте инструмент № T10264 [14].
    • Затяните гайку ролика натяжителя [12]. Момент затяжки: 20 Нм + 45 °.
  10. Натяжной ролик типа B:
    • Убедитесь, что ролик натяжителя находится в показанном положении [22].
    • Ослабьте гайку ролика натяжителя [17].
    • Поверните ролик натяжителя против часовой стрелки, пока стрелка не совместится с выемкой [23] и [24].Используйте инструмент № T10409 [18].

    ПРИМЕЧАНИЕ: Убедитесь, что гайка ролика натяжителя не вращается [17].

    • Убедитесь, что метки ролика натяжителя совпадают [25].
    • Удерживать ролик натяжителя. Используйте инструмент № T10409 [18].
    • Затяните гайку ролика натяжителя [17]. Момент затяжки: 20 Нм + 45 °.
  11. Поверните звездочку распределительного вала против часовой стрелки, чтобы устранить провисание ремня между звездочкой распределительного вала и звездочкой топливного насоса высокого давления. Используйте инструмент № T10172 / 4.
  12. Удерживать звездочку распределительного вала.Используйте инструмент № T10172 / 4.
  13. Затяните болты звездочки распределительного вала и звездочки топливного насоса высокого давления [10] и [11]. Момент затяжки: 20 Нм.
  14. Удалить:
    • Инструмент для фиксации распределительного вала [9].
    • Фиксатор топливного насоса высокого давления [19].
    • Фиксатор звездочки коленчатого вала [6].
  15. Медленно поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, пока он не будет находиться непосредственно перед ВМТ цилиндра № 1.
  16. Установите фиксатор звездочки коленчатого вала, медленно поворачивая коленвал до ВМТ [6].
  17. Убедитесь, что выступ фиксатора звездочки коленчатого вала находится в корпусе сальника [8].
  18. Убедитесь, что установочные метки совмещены [7].
  19. Убедитесь, что фиксатор распредвала легко вставляется [9].
    ПРИМЕЧАНИЕ: НЕ вставляйте фиксатор топливного насоса высокого давления, так как центрирующее отверстие может быть слегка смещено. Регулировка не требуется.
  20. Убедитесь, что указатель ролика натяжителя совмещен с выемкой или не более чем на 5 мм вправо от выемки [21] или [23]. Если нет: повторите процедуру натяжения.
  21. Если фиксатор распределительного вала не может быть легко вставлен [9]:
    • Вынуть выступ фиксатора звездочки коленчатого вала из отверстия в корпусе сальника.
    • Поворот коленчатого вала против часовой стрелки до тех пор, выступ фиксации инструмента просто проходит отверстие в корпусе сальника [26].
    • Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока нельзя будет вставить фиксатор распределительного вала [9].
    • Ослабить болты звездочки распределительного вала [10].

    ПРИМЕЧАНИЕ. Выступ фиксатора звездочки коленчатого вала будет располагаться слева или справа от отверстия в корпусе сальника.

  22. Если выступ коленчатого вала инструмента звездочки стопорного расположен слева от отверстия в корпусе сальника:
    • Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения выступа и отверстия [8].
    • Зафиксируйте звездочку коленчатого вала [6].
    • Убедитесь, что установочные метки совмещены [7].
    • Удерживать звездочку распределительного вала. Используйте инструмент № T10172 / 4.
    • Затяните болты звездочки распределительного вала [10]. Момент затяжки: 20 Нм.
  23. Если выступ фиксатора звездочки коленчатого вала расположен справа от отверстия в корпусе сальника:
    • Поворот коленчатого вала против часовой стрелки до тех пор, выступ фиксации инструмента просто проходит отверстие в корпусе сальника [26].
    • Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения выступа и отверстия [8].
    • Зафиксируйте звездочку коленчатого вала [6].
    • Убедитесь, что установочные метки совмещены [7].
    • Удерживать звездочку распределительного вала. Используйте инструмент № T10172 / 4.
    • Затяните болты звездочки распределительного вала [10]. Момент затяжки: 20 Нм.
  24. Снимите стопорные инструменты [6] и [9].
  25. Медленно поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, пока он не будет находиться непосредственно перед ВМТ цилиндра № 1.
  26. Зафиксируйте звездочку коленчатого вала [6].
  27. Убедитесь, что установочные метки совмещены [7].
  28. Убедитесь, что выступ фиксатора звездочки коленчатого вала находится в корпусе сальника [8].
  29. Убедитесь, что фиксатор распредвала легко вставляется [9].
  30. Удерживать звездочку распределительного вала. Используйте инструмент № T10172 / 4.
  31. Затяните болты звездочки распределительного вала [10]. Момент затяжки: 20 Нм + 45 °.
  32. Удерживать звездочку топливного насоса высокого давления. Используйте инструмент № T10172 / 4.
  33. Затяните болты звездочки топливного насоса высокого давления [11].Момент затяжки: 20 Нм + 90 °.
  34. Снимите стопорные инструменты [6] и [9].
  35. Установите компоненты в порядке, обратном снятию.
  36. Затяните болты шкива коленчатого вала [2]. Момент затяжки: 10 Нм + 90 °. Используйте новые болты.
0 голосов

Надеюсь, информация будет полезной!


.

Когда нужно заменить ремень ГРМ?

Главная> Уход за автомобилем> Когда нужно менять ремень ГРМ

Обновлено: 2 марта 2020 г.

Для большинства автомобилей рекомендуемые интервалы замены ремня ГРМ варьируются от 60 000 до 106 000 миль. Для некоторых современных автомобилей интервалы еще больше. Некоторые производители автомобилей также указывают временные интервалы (например, каждые 7 лет). Чтобы знать, когда заменять ремень ГРМ в автомобиле, вам необходимо знать объем двигателя автомобиля, потому что не все двигатели имеют ремень ГРМ.Рекомендуемые интервалы замены указаны в графике технического обслуживания. которые вы можете найти в разделе «Техническое обслуживание» руководства по эксплуатации вашего автомобиля или в отдельной брошюре «Гарантия и техническое обслуживание», прилагаемой к автомобилю.

Что такое ремень ГРМ и зачем его менять? Ремень ГРМ - самый важный ремень в двигателе. Это зубчатый ремень, который приводит в движение распредвал (ы) двигателя. Он называется зубчатым ремнем , потому что он точно «отсчитывает» движение поршней вверх и вниз при открытии клапанов; посмотреть анимацию.

Почему время ремень нужно заменить? Со временем изнашивается; смотрите фото изношенного ремня ГРМ. В случае обрыва ремня ГРМ двигатель перестанет работать и потребует ремонта. Стоимость ремонта будет зависеть от повреждений. Если на автомобиле установлен интерференционный двигатель , ремонт может быть дорогостоящим, подробнее читайте ниже.

Другая причина в том, что со временем ремень ГРМ растягивается. Симптомы растянутого ремня ГРМ включают отсутствие мощности, медленный подбор и включение индикатора Check Engine.В некоторых автомобилях растянутый ремень ГРМ также может издавать глухой дребезжащий звук из области ремня ГРМ.

Может ли ремень ГРМ прослужить дольше рекомендованного интервала? Да, в некоторых случаях. Нам попалось несколько машин с большим пробегом, с ремнем ГРМ, который никогда не меняли. Фактически, когда мы работали над этой статьей, мы обсуждали Toyota Highlander, принадлежащую одному из наших коллег. Он проехал почти 200 км, а ремень ГРМ ни разу не заменялся. «Я просто буду проверять состояние ремня, он все еще в порядке», - ответил владелец.С другой стороны, есть много сообщений о преждевременном обрыве ремня ГРМ. Как узнать, находится ли ремень ГРМ в хорошем состоянии или его нужно как можно скорее заменить?

Можно ли проверить состояние ремня ГРМ? Да. Ремень ГРМ защищен пластиковыми или металлическими кожухами. Ваш механик может снять одну из крышек и визуально проверить состояние ремня ГРМ.

1. Ремень ГРМ в Acura TL на 52 000 км. Этот ремень ГРМ в хорошей форме.2. Ремень ГРМ в Honda Civic на 150 000 км. Этот пояс выглядит потрескавшимся и изношенным. Например, ремень ГРМ на первой фотографии принадлежит Acura TL с пробегом 52 000 миль. Хозяин хотел проверить состояние ремня ГРМ перед тем, как взять машину в дальнюю поездку. По словам механика, этот пояс в хорошей форме и может прослужить дольше. Ремень ГРМ на втором фото принадлежит Honda Civic с пробегом 150 000 км.Двигатель все еще работал нормально, но при осмотре механик обнаружил трещины на ремне ГРМ. Владелец справедливо решил его заменить.

Что произойдет, если обрыв ремня ГРМ? Есть два типа двигателей: помех и невмешательства . В двигателе с помехами, если ремень ГРМ обрывается во время движения, есть большая вероятность того, что двигатель может быть серьезно поврежден. Двигатель без помех заглохнет, если ремень ГРМ обрывается, но дальнейшие повреждения могут быть ограничены.Разница в том, что в двигателе с интерференцией полностью открытые клапаны будут сталкиваться с поршнем, когда он перемещается в свое верхнее положение. Прочтите больше и посмотрите анимацию: Интерференция против двигателей невмешательства.

Стоимость замены ремня ГРМ: Замена ремня ГРМ в 4-цилиндровом двигателе стоит от 250 до 650 долларов плюс дополнительно, если необходимо заменить водяной насос или другие детали. В двигателе V6 или V8 цена замены ремня ГРМ колеблется от 450 долларов за ремень до более 1000 долларов, если необходимо заменить водяной насос и соответствующее оборудование.

Необходимо ли при ремонте ремня заменять водяной насос, натяжитель ремня газораспределительного механизма и другое оборудование? Это не обязательно, но обычно рекомендуется, поскольку требует немного дополнительных усилий. Известно, что в некоторых автомобилях гидравлический натяжитель ремня газораспределительного механизма протекает и выходит из строя при большем пробеге. Водяной насос также изнашивается со временем, подробнее: Когда нужно заменить водяной насос?

У всех автомобилей есть ремень ГРМ? Нет, на многих современных автомобилях вместо цепи ГРМ.Цепь привода ГРМ не требует обслуживания и редко требует замены. Подробнее: Когда необходимо заменить цепь привода ГРМ. Как узнать, есть ли в автомобиле цепь или ремень ГРМ? Проверьте график технического обслуживания или позвоните своему дилеру. Другой вариант - спросить своего механика при следующей замене масла. Toyota опубликовала в Интернете список моделей, у которых есть ремень ГРМ: Есть ли в моем автомобиле ремень ГРМ или цепь ГРМ? В упомянутом ранее руководстве Gates по интервалам замены ремня ГРМ есть список автомобилей, у которых есть ремень ГРМ.Конечно, вы всегда можете погуглить: «2017 Honda Accord V6 ремень или цепь ГРМ?»

Как узнать объем двигателя вашего автомобиля? Один из способов - расшифровать номер VIN вашего автомобиля, который вы можете найти на заводской наклейке с VIN или в левой нижней части лобового стекла. Номер VIN вашего автомобиля также напечатан на страховом листе вашего автомобиля или в названии транспортного средства. Декодеры VIN:
AutoZone
NHTSA
Другой способ - проверить этикетку выбросов автомобиля, которая обычно находится под капотом.

Загрузите руководство пользователя и выполните поиск по запросу «ремень ГРМ». Это OM для Ford Escape 2019 года. Например, на этой этикетке указан объем двигателя Volkswagen Jetta 2019 года выпуска 1,4 л. У этого двигателя есть ремень ГРМ.

Как только вы узнаете объем двигателя, обратитесь к руководству пользователя. Вы даже можете сделать это прямо со своего телефона. Загрузите руководство пользователя в формате pdf для своего автомобиля и выполните поиск по запросу «ГРМ», «ремень ГРМ» или «график технического обслуживания». Ознакомьтесь с этой статьей: Где скачать руководство по эксплуатации вашего автомобиля.См. Этот снимок экрана: мы загрузили руководство пользователя Ford Escape 2019 года и выполнили поиск по запросу «ремень ГРМ». Как видите, здесь упоминается только двигатель объемом 1,5 л; два других двигателя, доступные в этом автомобиле, не имеют ремня ГРМ.

Сложно ли заменить ремень ГРМ в домашних условиях? Если у вас есть технические навыки, инструменты и заводское руководство по обслуживанию со всеми инструкциями, это можно сделать.

В одних машинах это довольно просто, в других требуется много работы.В небольшой машине с 4-цилиндровым двигателем, такой как, например, старая Honda Civic, это можно сделать за пару часов. В автомобиле с поперечно расположенным двигателем V6 пространство между рамой и двигателем ограничено. Сложнее всего снять гармонический балансир (шкив главного двигателя), так как болт, который удерживает его, очень тугой. Для снятия шкива может потребоваться специальный съемник. Этот же болт необходимо будет должным образом затянуть после установки нового ремня. Еще одна сложная задача - правильно выставить тайминг, что очень важно..

Что они делают, что делают и когда ломаются

Есть так много сложных аспектов ремни ГРМ и цепи ГРМ, которые трудно понять, с чего начать. Мы объясним, что такое механическая синхронизация двигателя и зачем она нужна в четырехтактном двигателе внутреннего сгорания. Затем мы можем перейти к хорошим вещам, например, что такое ремень ГРМ и цепи ГРМ, и как погнутые клапаны, сломанные поршни и другие механические повреждения могут сломаться, если ремень или цепь ГРМ могут сломаться.

Как работает механический таймер - основы

Большинство автомобилей на дорогах имеют четырехтактные бензиновые двигатели.Он называется четырехтактным двигателем, потому что в процессе сгорания он имеет такты впуска, сжатия, мощности и выпуска. За один полный четырехтактный процесс коленчатый вал поворачивается дважды, а распредвал (-ы) - один раз. «Механическая синхронизация» - это то, что мы называем взаимосвязью между вращением коленчатого вала и распредвала (ов). Это, в свою очередь, действительно просто управляет движением клапанов и поршней внутри цилиндров. Естественно, вам нужно, чтобы впускной и выпускной клапаны открывались в очень точное время по отношению к поршням.Без правильного выбора времени для этих частей двигатель просто не будет работать. Не путайте механическое время с синхронизацией зажигания, это две совершенно разные вещи. Опережение зажигания - это соотношение между искрой зажигания и вращением коленчатого вала.

Что делают ремни и цепи привода ГРМ

Ремни и цепи привода ГРМ - это устройства, которые соединяют коленчатый вал и распределительный вал (валы). Их нельзя увидеть, открыв капюшон.Ремни и цепи ГРМ всегда спрятаны за пластиковыми или металлическими крышками ГРМ. Они обеспечивают безопасную синхронизацию распределительного вала независимо от условий за пределами двигателя. Грязь, снег, камни и грязь не должны иметь доступа к компонентам синхронизации.

Как вы понимаете, все, что связано с синхронизацией, должно быть установлено очень точно, иначе компрессия двигателя будет потеряна, что потенциально может вызвать внутреннее повреждение двигателя. Момент нарушения работы коленчатого и распределительного валов - это когда двигатель полностью теряет способность перемещать воздух, топливо и выхлопные газы в двигатель и из него.Независимо от того, сколько топлива и искры вы бросите в него, он никогда не будет работать правильно, если механическое время неправильное. Теперь, когда мы понимаем, что такое механический синхронизатор двигателя и как зубчатые ремни и цепи привода ГРМ являются его неотъемлемой частью, давайте обсудим, почему в некоторых автомобилях один используется вместо другого.

Что такое ремень ГРМ?

Ремни привода ГРМ - это ремни из резины, которые проходят через серию шкивов и имеют механические или автономные гидравлические натяжители привода ГРМ для поддержания надлежащего натяжения.Они соединяются с коленчатым валом и распределительным валом и являются частью системы, которая поддерживает синхронизацию двигателя.

Еще в середине 1960-х годов Pontiac выпустил рядный шестицилиндровый двигатель с верхним расположением распредвала, который претендовал на то, чтобы быть первым американским автомобилем с резиновым ремнем ГРМ. До того, как Pontiac представил эту конструкцию двигателя в 1966 году, почти каждый четырехтактный двигатель имел цепь привода ГРМ. Ремни ГРМ для автомобилей тогда и сейчас делались из резины, часто с вплетенными в них стекловолокном или кевларом для дополнительной прочности.

Когда нужно менять ремень ГРМ?

Известно, что зубчатые ремни работают очень тихо при вращении, но со временем они изнашиваются. Большинство производителей автомобилей рекомендуют заменять ремни ГРМ при пробеге от 60 000 до 100 000 миль, хотя есть исключения, как более высокие, так и более низкие.

Поскольку ремни ГРМ часто проходят через шкивы и имеют гидравлические натяжители ГРМ, натягивающие ремень во всем диапазоне оборотов, эти механические и гидравлические натяжители и шкивы всегда следует заменять одновременно с ремнем.Все они одного возраста с одинаковым пробегом, поэтому их замена - отличная привычка и отличная страховка. Наряду со шкивами и натяжителями ремня, водяные насосы часто заменяются одновременно с ремнями ГРМ. Это происходит по двум причинам: некоторые водяные насосы на самом деле приводятся в движение самим ремнем ГРМ, и поэтому они несут ответственность, если они старые и изношенные. Другая причина заключается в том, что многие водяные насосы, особенно на новых автомобилях, спрятаны за зубчатым ремнем из-за ограничений упаковки. Вы не захотите заменять ремень ГРМ, а затем снова снимать его, когда выходит из строя ваш старый водяной насос.Выполнение работы дважды - никогда не приносит удовольствия

Что такое цепь привода ГРМ?

Цепь привода ГРМ выглядит так же, как велосипедная цепь, но намного чище. Как и ремень ГРМ, они соединяются с распределительным валом и коленчатым валом и помогают синхронизировать двигатель.

Прелесть цепи привода ГРМ в том, что она обычно служит очень долго. Недостатком цепей ГРМ является то, что они тяжелее, обычно более шумны, и если они все же сломаются, это обычно катастрофически для всех окружающих деталей двигателя.

Когда следует менять цепь привода ГРМ?

Некоторые производители автомобилей рекомендуют заменять ее через определенные промежутки времени или пробег, в то время как другие заявляют, что цепь не требует замены в течение всего срока службы автомобиля. Это действительно зависит от марки и модели автомобиля или грузовика. Подобно автомобильным ремням ГРМ, в цепях ГРМ есть натяжители, которые предотвращают срыв цепи. Разница в том, что натяжители цепи ГРМ почти всегда регулируются давлением моторного масла.Как вы можете себе представить, если давление масла в двигателе по какой-либо причине станет низким, натяжители цепи привода газораспределительного механизма с масляным приводом потеряют давление, и механический момент двигателя изменится. Это вызовет плохую работу двигателя и даст цепи возможность выйти из строя.

Другое преимущество цепей ГРМ заключается в том, что они редко имеют какое-либо отношение к водяному насосу, поэтому их одновременная замена не так необходима, как в случае ремня ГРМ. Как и все в жизни, из этого правила есть исключения.К счастью, твоя машина , вероятно, не один из них.


Двигатели с помехами и без помех: как сломанный ремень ГРМ может повредить двигатель

Нельзя говорить о ремнях и цепях ГРМ, не говоря о мешающих двигателях. Во-первых, не все двигатели являются двигателями с помехами. У некоторых производителей автомобилей и грузовиков они есть, а у некоторых нет. Это зависит от автомобиля.

Интерференционная машина

Интерференционный двигатель - это двигатель, в котором поршни и клапаны используют одно и то же пространство в цилиндре, но в разное время.Эта конструкция двигателя претендует на высокую эффективность двигателя, но определенно не идеальна для людей, которые откладывают обслуживание ремня ГРМ. Это потому, что в двигателе с интерференцией клапаны сталкиваются с поршнями при обрыве ремня газораспределительного механизма. Когда дело доходит до этого, вы действительно не хотите, чтобы клапаны и поршни встречались друг с другом. Они могут с радостью использовать одно и то же пространство, даже несколько раз за одну секунду, но никогда в одно и то же время.

Двигатель без помех

На двигателе без помех вы можете порвать ремень ГРМ, и это никогда не может вызвать внутреннее повреждение двигателя, потому что клапаны и поршни имеют собственное пространство.

Что может случиться, если ремень ГРМ порвался?

Ремни привода ГРМ рвутся чаще всего при запуске и остановке двигателя, потому что это часто происходит тогда, когда на ремень оказывается наибольшее натяжение.

Интерференционная машина

Если у вас двигатель с помехами, внутреннее повреждение двигателя почти неизбежно, хотя размер повреждения зависит от частоты вращения двигателя в момент отказа. Если это произойдет при запуске или останове, это не нанесет непоправимого ущерба.Может быть, какие-то погнутые клапаны, сломанные направляющие клапана и т. Д., Но если ремень ГРМ решает отпустить на более высоких оборотах, внутренняя часть двигателя становится удивительным, высокоскоростным, жующим металл разрушающим устройством. Когда это не ваша машина, это действительно невероятно видеть. Клапаны обычно отрываются от штоков и подпрыгивают вокруг цилиндров несколько раз в секунду. Это действие обычно приводит в ужас поршень, шрапнель из алюминия попадает в масляный поддон и изгибает шатун. Как только поршень полностью распадется (а это произойдет) и шток потеряет свое направление в жизни, он продолжит протыкать отверстия в блоке двигателя и масляном поддоне, пока двигатель не будет полностью разрезан пополам.Излишне говорить, что двигатель не подлежит ремонту без помощи машины времени.

Двигатель без помех

Если у вас двигатель без помех, обрыв ремня - не такая уж проблема. Вы набрасываете на него новый комплект ремня ГРМ и продолжаете движение.

Что может случиться, если разорвутся цепи синхронизации?

Когда цепь ГРМ решает порваться, это также может иметь разные результаты. Если это происходит на низких скоростях, цепь может просто соскользнуть в сторону крышки привода ГРМ и не вызвать внутреннего повреждения двигателя.Просто наденьте новый комплект цепи привода ГРМ, и вы уже в пути. С другой стороны, если цепь отпускает двигатель на высоких оборотах, она, скорее всего, резко облетит крышку привода ГРМ, разрушая все на своем пути. Опять же, это может быть невероятно видеть, но вы действительно не хотите, чтобы это случилось с вашим автомобилем или грузовиком.

Ремни ГРМ и цепи ГРМ - правильные интервалы технического обслуживания

Что касается графиков технического обслуживания автомобилей, они существуют не зря.Масло следует менять в определенное время, свечи зажигания следует менять в определенное время, и, прежде всего, зубчатые ремни и цепи всегда следует менять с интервалом, рекомендованным производителем. Позволить им уйти в «взаймы время» - дело рискованное и может привести к ремонту автомобиля, который перевешивает стоимость самого автомобиля, например, к полной замене двигателя. Риск сильно зависит от того, имеет ли ваш двигатель ремень или цепь и является ли он двигателем с помехами. Если вы не знаете, менялись ли когда-либо ваши компоненты хронометража, то они могут потребоваться для одного.

Можно ли самостоятельно заменить ремень ГРМ / цепь ГРМ?

Некоторые мастера без раздумий легко заменят любой предоставленный им ремень или цепь ГРМ. Другие могли легко сломать их двигатель. Успешная замена ремня ГРМ самостоятельно зависит от вашего уровня квалификации, модели транспортного средства, над которой вы работаете, и от того, нужны ли какие-либо специальные инструменты.

К сожалению, некоторым автомобилям нужны специальные инструменты, чтобы удерживать распределительные валы и натяжители в идеальном положении для замены компонентов привода ГРМ.Иногда эти инструменты стоят целое состояние и не имеют финансового смысла для одноразового использования. Независимо от того, какой тип автомобиля, для правильного выполнения работы крайне необходимо руководство по обслуживанию или обучающее видео. Шкивы и натяжители имеют очень специфические характеристики крутящего момента, как и многие крышки привода ГРМ и водяные насосы. Неправильный крутящий момент может легко стать причиной проблем в будущем, поэтому выполнение процедур имеет первостепенное значение.

.

Смотрите также