8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Капельный тест моторного масла на бумаге


Капельный тест моторного масла ч1 — BMW 3 series Touring, 3.0 л., 2004 года на DRIVE2

В интернете много информации про масло так или иначе связанной с качеством и прочее.
Есть один тест который может показать сосояние и работу вашего моторного масла.
Писать откуда брал данные, книги, методику с сылками не буду — все есть в интернете, поиском воспользуйтесь если вам будет интересно.
Опишу вкратце.
Нужно капнуть 1-2 капли моторного масла, нагретого до рабочей Т мотора, на офисный лист бумаги плотностью 80г/m2. обычная офисная бумага.
Греем мотор или при поездке по делам достаем щуп, вытираем, снова ставим и вытаскиваем, капаем на бумагу, бумагу ложим на невпитываемцю поверхность, желательно в тепло на 12-24часа.
Далее измеряем внешнее и внутреннее кольцо
По формуле
ДСС = 1 — d2 / D2

где d2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр ядра хроматограммы;
D2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр зоны диффузии.

выщитываем показатель, он должен быть не менее 0,3
Мои пробы масла ниже на фото, для уверенности я делал 2, побольше масла и поменьше, тк разлил не ровно то получился овал, но не суть

2 пробы

проба

еще

ближе

я считал с разных сторон, мой показатель
от 0,5 до 0,7
это неплохо для масла bmw ll01 0w40 с пробегом 9100км. посмотрим как будет на другом масле, через 900км будет замена.

расчет

Так же визуально оцениваем края форму цвет зон дифузии

зоны


Мой тест подходит к 2 и косвенно немного к 1 зоне, тк у меня ДИЗЕЛЬ то цвет масла не коричневый а более серый и черный, те к 1 зоне тоже можно отнести. Масло работает, тяжелых примесей нет, воды нет но скоро надо менять.

Вот еще некоторое описание проверки результата
По внешнему виду масляного пятна можно выявить состав смазочного материала. На бумаге измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и рассматривают четыре составные части масляного пятна:

рисунок

A – ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
Б – краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
В – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром – через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
Г – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Проявляется не всегда.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Зона Г через несколько часов также исчезает. Если В и Г элементы имеют прерывистую форму, то масло насыщено водой, а стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительной окисленности масла из-за аварийного перегрева двигателя.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.

Тоже из интернета
а бумажной хромотограмме (капельной пробе) измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и изучают четыре составные части капельной пробы:

1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге: здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси — обозначается как диаметр d1. Это пятно во внутренней площади, оно более светлое, чем кольцо вокруг него. На чистом масле ядра нет (т.к. нет механических примесей).
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями: кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет. Обозначается как диаметр d2. Когда присадки срабатываются и появляется большое количество нерастворимых в масле осадков, краевая зона расширяется, становится амебообразной и кольцо краевой зоны может даже разрываться. Таким образом, со временем диаметр краевой зоны d2 только увеличивается и этот диаметр всегда больше диаметра ядра d1.
3 – широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями, так называемая, зона дисперсии. Обозначается как D;
4 – самое внешнее светлое кольцо – кольцо чистого масла, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Это кольцо – не частое явление, обозначается как диаметр d4.

рисунок

Визуальная оценка капельной пробы:

1. Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло.
2. При росте мехпримесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. Когда ядро сворачивается и превращается в маленькую черную точку, равную капле — это уже не масло, а гудрон. В период эксплуатации светлая зона ядра уменьшается в размерах за счет нерастворимых осадков и механических примесей, находящихся в ядре, которые темного цвета на капельной пробе. Таким образом, впервые появившийся диаметр ядра на капельных пробах будет только уменьшаться со временем по отношению к краевой зоне (внешнему кольцу ядра).
3. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо.
4. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.
5. Если видна светлая аура вокруг всего пятна где-то около 1 мм и более — это говорит что в масле есть топливо.
6. Отсутствие зоны диффузии или свертывание пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле.
7. Густое, черное, мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла и оно подлежит срочной смене.

Способ получения капельной пробы: (из интернета)

1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м.кв.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (или после поездки).
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки (дОльше не нужно, т.к. масло остынет и не сможет капать со щупа).
4. Достаем щуп, и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на
бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое
кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой.
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не
менее часа при 100 град Цельсия.
7. Измеряем линейкой диаметры зон (два диаметра) и считаем коэффициент ДСС по приведенной выше формуле, а так же проводим визуальную оценку состояния пятна капли масла.
8. Если коэффициент не укладывается в выбраковочный диапазон, то заменяем масло в
двигателе.

Существует убеждение о том, что моторные масла не работают в современных двигателях и
тяжелых условиях эксплуатации более 5-7,5 тыс. км. Это мнение подтверждается лабораторными
пробами отработок моторных масел в данном диапазоне пробега автомобиля на масле.
Согласно формуле можно приблизительно узнать ресурс масла и визуально оценить его состояние. Особенно полезно, если капать после 3-5 тыс. км через каждую тысячу — сразу даже визуально будет видна деградация и сработка масла.

Капельный тест моторного масла на бумаге: метод проверки

Узнать качество моторного, трансмиссионного масла несложно в лабораторных условиях благодаря капельному тесту. Но, какую смазочную жидкость заливать в двигатель личного автомобиля, не составит труда определить подручным способом.

В предлагаемой статье подробно рассказывается об алгоритме действий и сути капельного теста. Получают по такому методу неточный, как лабораторным условиям результат, но критично приближенным к нему.

Содержание статьи

Метод капания на лист бумаги

Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.

На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.

Тест на глаз

Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.

Проводимый капельный тест моторного масла дает возможность визуально определить структурный состав. Разместив на листе бумаги три капли от разных масляных жидкостей, по площади растекания, характерному цвету, водители-профи способны сделать заключение о качестве продукта.

Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.

Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:

  • Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
  • Имеет черный или темный цвет;
  • В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
  • Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
  • Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.

Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.

Показатели для чистого масла

Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:

  • Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
  • Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
  • Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
  • Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.

Показатели работоспособность смазочной жидкости

Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.

Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.

Если зоны диффузного распространения продукта светлы, как слезы ребенка, то смазывающая жидкость высокой эксплуатационной пробы.

Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:

  1. Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
  2. Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.

Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.

Как отличают оригинальные масла от фальсификата?

Использование масел для двигателей внутреннего сгорания от проверенных производителей, являет залогом длительной эксплуатации силовых установок. Это аксиома. Многие водители стремятся продлить эксплуатационный ресурс смазочной жидкости спорадической доливкой свежего продукта. И ошибаются, поскольку деградация только усиливается.

Не секрет, что на некоторых ликвидных площадках вместо оригинального масла, пытаются продать фальсификат. Специально уменьшают цену. На дешевизну тянется народ. Но сегодня не об этом разговор. Задача — отличить в случаях самостоятельного тестирования по капельному простому методу, фальсификат от качественного продукта, изготовленного известными отечественными и зарубежными компаниями.

Как делают фальсификата?

Базовым элементом структуры фальсифицированного смазочного продукта являются масла веретенные, продаваемые по низким ценам. Индустриальный продукт легко достать. Несложно смешивать со смазочными жидкостями, которые используют в силовых установках тяжелой специальной техники. Их получают в процессе перегонки, то есть регенерации. Исходным материалов служит «отработка». Даже кустарные проверки на оригинальность, показывают в них ничтожный объем присадок или полное отсутствие.

Заливка в картер двигателя подделанной консистенции —  прямой путь к уничтожению силового автомобильного агрегата.

 Самостоятельная проверка масла с помощью теста

Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.

  • Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
  • Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
  • Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
  • Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.

Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.

На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.

Видео пример теста масла

Проверяем масло с помощью экспресс-теста и обычной бумаги

Можно все делать по науке — добыть «мотор чекап» с фототаблицей (сразу оговоримся, в свободной продаже его нет), который выпущен производителем масла или независимой организацией вроде немецкого TÜV. А есть вариант попроще: провести капельный тест с помощью обычного листа бумаги. Результат, как убедились во время небольшого эксперимента корреспонденты Onliner, — схожий. Нам интересно было не только проверить состояние и уровень масла, но и определить средний уровень информированности автовладельцев. Знают ли они, какие техжидкости залиты в их моторы? А зачем проверять акциз? Вообще, следят ли за уровнем антифриза, тормозной жидкости, масла?

Немецкий экспресс-тест или обычная бумага?

В комментариях под статьями, посвященными масляному расследованию, некоторые водители признаются, что не знают даже, где находится щуп двигателя: «Проверять уровень техжидкости — задача механика». А он, конечно же, хороший, ответственный, свой человек и вообще рубаха-парень.

На самом деле значение имеет не только то, где вы обслуживаете автомобиль и какое масло используете. За уровнем стоит следить, в особенности если машина эксплуатируется в городском, тяжелом цикле, характерные черты которого — короткие и частые поездки.

Как упоминалось в предыдущей публикации, при проверке уровня масла рекомендуется наклонить щуп и понаблюдать, как происходит скопление жидкости на кончике. Она должна собираться постепенно, формироваться в каплю и отделяться от поверхности, а не стекать как вода (это может говорить о недостаточной вязкости).

Особое внимание советуют обращать на прозрачность капли: если она темного цвета, но щуп просматривается — масло пригодно для использования. В противном случае следует поторопиться с заменой.

— Немецкая организация по техническому надзору TÜV, которая контролирует состояние технических средств (аналог нашего техосмотра), а также выдает водительские удостоверения и в целом следит за безопасностью продукции, выпустила экспресс-тесты, — демонстрирует непримечательную с виду брошюру Алексей Лосев, торговый представитель группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек» (выступает партнером масляного расследования). — В них предусмотрены два окошка со специальной бумагой, куда предлагают поместить два образца масла. Это сделано для удобства и сравнения результатов. Например, до замены масла / ремонта неисправности и после.

В брошюре есть фототаблицы, с которыми необходимо сравнить полученный результат. По 10-балльной шкале можно оценить степень загрязнения продуктами сгорания, сажей, пылью, металлами, а также состояние масла. Кроме того, выявляются еще два параметра — наличие воды и топлива.

— Этот метод диагностики разработан для обычных автовладельцев и не требует специальных познаний, — говорит Павел Черногоров, начальник группы продаж масел и техжидкостей «Армтек». — Капельный тест в принципе не предназначен для сверхточной диагностики, а может лишь обозначить проблему.

«Удобство „мотор чекап“ в том, что провести его может любой, даже ребенок»

Достаточно прогреть двигатель до рабочей температуры, заглушить мотор, а через 3—5 минут достать щуп и капнуть маслом на тест. Через полчаса можно сравнить полученный результат с фототаблицей.

Экспресс-тесты предоставила компания «Боникс Авто Плюс». Они удобные, имеют понятные пояснения и фототаблицу. Однако в свободной продаже вы их не найдете. Поэтому специалисты предложили параллельно использовать во время капельного теста обычную офисную бумагу.

Итак, условились брать из каждого двигателя по две пробы, используя обычный лист бумаги и экспресс-тест.

Эксперимент проводился на парковке одного из торговых центров. Напомним, проверять масло рекомендуют при прогретом до рабочей температуры двигателе (а не при холодном — это заблуждение) через 3—5 минут после его остановки. Когда капля подсохнет (для экспресс-теста достаточно получаса, для листа бумаги — около суток), проанализируем полученный результат.

Toyota Prius: пример того, как должно выглядеть свежее масло

Владелец этого автомобиля совсем недавно залил масло. Утверждает, что при выборе сверялся с инструкцией, производитель указывает вязкость 0W-30. По отзывам в интернете выбрал Comma: международная компания производит масла более полувека.

— Следует достать щуп из двигателя и, не вытирая его, дождаться, когда капля стечет на экспресс-тест, — повторяет пункты инструкции Павел Черногоров. — Заметно, что жидкость светлая. При стекании со щупа формируется капля, что является хорошим признаком.

Специалист, раз уж капот открыт, решает заодно проверить уровень жидкости.

— Недопустимо использовать автомобиль, если уровень масла выше или ниже отметок, — показывает наш спутник. — Резкий запах отработки может свидетельствовать о возможных неисправностях двигателя. Например, если чувствуется «аромат» бензина — не исключено, что требуется ремонт/замена насоса, форсунок или поршневой системы.

Через пару часов, когда пятна масел подсохли, мы вновь вернулись к взятым образцам, чтобы сравнить с фототаблицей и узнать результат.

После высыхания четко видна структура: ядро, второй круг, контуры. На что обращать внимание?

Каплю масла анализируют по четырем параметрам. Во-первых, по степени загрязнения пылью, сажей, металлами. Об этом должен сказать цвет ядра (первого круга). Отметим, что на этот показатель может также повлиять пробег автомобиля.

В данном случае ядро светлое, соответствует первому-второму уровню 10-балльной шкалы. Слова владельца машины о недавней замене масла подтверждаются.

Во-вторых, капельный тест призван определить состояние техжидкости, залитой в двигатель. Если цвет второго круга, который четко просматривается на «мотор чекапе» (возможно, повлияло то, что капли дождя на него не попали, в отличие от бумаги), ореховый или темно-коричневый, то следует поторопиться на СТО.

Судя по результату экспресс-теста, масло, залитое в Prius, состариться не успело — цвет соответствует первой-второй ступени 10-балльной шкалы. Это коррелирует с предыдущим выводом.

В-третьих, быстрое исследование позволит определить наличие воды или антифриза в масле, которые могут появиться, например, в результате образования конденсата. Если контур третьего круга будет зигзагообразным или проявится кольцо желтого цвета, то h3O все-таки присутствует.

В-четвертых, благодаря экспресс-тесту можно идентифицировать в масле наличие топлива. Если в него попал бензин или ДТ, то снаружи появится дополнительное кольцо.

Чем оно шире — тем больше в масле топлива.

— Можно сделать вывод, что в данный автомобиль залито свежее синтетическое масло, — подытоживает Павел Черногоров. — По градации TÜV масло хорошее. В нем нет воды, топлива и загрязняющих примесей. Можно спокойно ездить до следующей замены.

Напоследок сравниваем результаты экспресс-теста и бумажного аналога. Отличия есть, но незначительные. В случае критического превышения уровня воды, топлива или загрязнения следы наверняка бы проявились.

Nissan Qashqai. Требуется замена!

Владелица Nissan Qashqai сразу соглашается поучаствовать в эксперименте. Женщина с ходу называет пробег автомобиля и километраж после последней замены масла (7,2 тыс. км). А вот какое именно масло залито в двигатель, не знает. Покупает его в одном и том же месте на рынке в Малиновке у проверенного человека.

— Я на днях собиралась как раз провести замену, — говорит владелица кроссовера. — Возможно, не нужно?

— Масло темненькое, — сразу отмечает Павел Черногоров. — Этого пугаться не стоит. Значит, оно выполняет свои моющие функции, загрязнения остаются в масле, а не в двигателе.

Более точные результаты становятся известны через несколько часов. Для дизельных двигателей, которые считаются более «грязными», предусмотрены другие шкалы, хотя принцип тот же.

Судя по экспресс-тесту, у масла среднее загрязнение, состояние на пятерку-шестерку. А вот солнышко вокруг говорит о наличии воды.

— Это один из самых показательных результатов, — комментируют специалисты. — Действительно, в ближайшее время лучше произвести замену. Дело не только в загрязнении и средней степени «усталости» масла. Наличие большого количества воды в двигателе может свидетельствовать о частых поездках на малые расстояния. Масло не выходит на рабочую температуру, в двигателе образуется конденсат.

«Вот только не надо пугаться! Это нормально для зимнего периода. Но при таком режиме эксплуатации автомобиля рекомендуется сокращать регламент замены масла вдвое. Например, если рекомендовано производить замену после 15 тыс. км, то лучше отправиться на СТО после 7,5 тыс.»

Alfa Romeo. Необходимо перейти на другой продукт

Молодой человек по имени Максим, приехавший на Alfa Romeo (2003 г. в.), становится следующим участником эксперимента. Парень говорит, что меньше года назад производил замену двигателя, сейчас под капотом «итальянки» установлен двухлитровый мотор. Однако проблема есть:

— После каждой тысячи километров приходится доливать около литра масла.

Это заметно по цвету жидкости на щупе — она светлая. Тем интереснее, что покажет капельный тест!

— При доливе вы в какой-то степени обновляете техжидкость, — напоминает Алексей Лосев. — Но не забывайте про замену фильтра, который тоже имеет регламент замены — 10 тыс. км пробега.

У Максима в салоне оказывается канистра «Лукойла». По словам автовладельца, он купил ее на заправке. Все же решаем продемонстрировать стандартную процедуру проверки акциза по сайту blank.bisc.by. В данном случае ожидаемо была указана компания, которая входит в группу «Лукойл».

Итог «мотор чекап» и бумажного теста схожий. Масло загрязнено не сильно, что неудивительно при столь частых доливках. Однако в нем присутствует небольшое количество воды.

— Повышенный расход масла может быть связан как с неисправностью двигателя, так и с неверно подобранным маслом, — считают специалисты компании «Армтек», которая также является официальным дистрибьютором масел «Лукойл». — По рекомендации автопроизводителя могут быть использованы масла с допусками ACEA A3, API SJ или более современными аналогами.

Однако использование выбранного владельцем автомобиля «Лукойл Супер 5W-40» недопустимо. Данный продукт обладает допуском SG, который появился значительно раньше, чем требуемый SJ.

Наши собеседники рекомендуют перейти на любое масло с вязкостью 5W-40 или 10W-40 и допуском API SL или ACEA A3/B4, например «Лукойл Люкс».

Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов

Информированность девушки, управлявшей JAC (2015 г. в.), приятно удивляет. Она увлеченно и подробно рассказывает о производителе этой необычной машины, который специализируется на выпуске грузовиков. Несколько лет назад корейцы решили запустить линейку легковых моделей — в основном кроссоверов.

Этот автомобиль — близнец Hyundai ix35. Владелица предполагает, что ее машина — едва ли не единственная в Беларуси.

— Масло меняла буквально на прошлой неделе, — утверждает девушка. — Но успела проехать три тысячи километров, большинство из которых пришлись на трассу.

Хозяйка кроссовера сразу называет производителя масла, которое залито в двигатель ее автомобиля, — Castrol Magnatec с вязкостью 5W-30.

А в багажнике находятся две канистры. Быстрая проверка акцизов (девушка не знала о таком способе) показывает: обе поставлены компаниями, репутация которых на рынке моторных масел сомнений не вызывает.

— Достаточно светлое масло, несмотря на три тысячи километров, которые оно проехало, — делает предварительные выводы Павел Черногоров, беря капельный тест. — Дело в том, что трасса считается хорошим режимом эксплуатации: нет частых остановок, включения-выключения зажигания, масло работает примерно в одном температурном режиме.

Хотя на офисной бумаге капля растеклась, этот тест тоже вполне пригоден для выводов: «Нет критических изменений по цветности, наличие воды и топлива не обнаружено». Шкала, предлагаемая TÜV, этот результат подтверждает.

Kia Sportage. Техжидкость работает и будет работать дальше

Еще один кроссовер для испытания — Kia Sportage, пробег которого составляет 158 тыс. км. По словам владельца, масло менял осенью, после этого проехал около двух тысяч километров. В двигатель залит оригинальный продукт Hyundai/Kia.

О состоянии дел на рынке масел мужчина высказался скептически: «Якобы оригинал. Но кто ж его знает. Я обычно покупаю в специализированных магазинах».

Первые выводы: масло нормальное, уровень тоже. Остается дождаться высыхания взятых проб.

— Техжидкость имеет средние загрязнение и состояние. Она работает и будет работать дальше. Посторонних жидкостей не обнаружено, — говорит Павел Черногоров. — И на бумаге, и на экспресс-тесте масло одинакового цвета, что подтверждает наше предположение о корреляции результатов.

Opel Insignia. Идеальные условия для масла — поездки по трассе

Увидев, что на парковке происходит нечто необычное, водитель Opel Insignia сам открывает капот: «Я следующий!» Михаил говорит, что живет на два города — Минск и Вильнюс: «Вообще-то я вольвист, но для поездок по Беларуси купил Opel Insignia. Обслуживает ее проверенный механик. А какое именно масло? Я не знаю...»

Под капотом этого автомобиля установлен дизельный двигатель, поэтому цвет масляного пятна сероватый. Снова-таки отмечаем четкость рисунка и контуров.

— Думаю, сами можете определить, стоит менять или нет, — демонстрирует результаты Павел Черногоров. — Это масло среднего состояния загрязнения. На нем еще можно ездить. Очевидно, сказалось то, что автомобиль используется на трассе. Это идеальные условия для двигателя, когда маслу и мотору наносится минимальный вред.

Renault Scenic. Небольшое количество воды

Шестым участником эксперимента стал Владимир на Renault Scenic. Пробег машины (1997 г. в.), которую он приобрел год назад, составляет 250 тыс. км. Владелец компактвэна покупает масло на заправках: «Для Renault рекомендуют „Лукойл“. До этого четыре года лил его в Laguna — двигатель шептал».

— По словам хозяина автомобиля, масло он менял три тысячи километров назад, — смотрит на щуп Алексей Лосев. — Жидкость светлая, хорошая. Уровень чуть ниже середины. На первый взгляд, все отлично.

Акциз на канистре привел нас к группе компаний «Лукойл». Здесь тоже все чисто.

— Загрязнения минимальные, заметен лишь небольшой ореол, — анализируют результаты специалисты. — Возможно, в масле присутствует небольшое количество воды. Опять-таки это характерно для частых и коротких поездок. Рекомендуем при таком режиме эксплуатации не дожидаться регламентной замены, а записаться на СТО через 7 тыс. км.

Kia Sportage. Масло свежее, но поменять следует через 5—6 тыс. км

Не без труда уговариваем поучаствовать в исследовании водителя Kia Sportage, который ожидает супругу. Его уверенность в исправности двигателя и качестве масла объяснима: автомобиль проехал всего 27 тыс. км, последняя замена техжидкости производилась несколько тысяч километров назад у официального дилера. По информации специалистов, скорее всего, в мотор залито масло Motul.

Быстро делаем два теста, поскольку пара спешит. Хотя результат уже очевиден: масло светлое, посторонних примесей не заметно. Это подтверждают и тесты, которые комментируют специалисты:

— Имеются общие загрязнения, нет следов грязных фракций и характерного ореола, который бы свидетельствовал о наличии посторонних жидкостей и топлива. По градации TÜV масло относится к средним значениям (по загрязненности и состоянию). В скором времени надо будет поменять, примерно через 5—6 тыс. км.

Skoda Kodiaq. Меняйте масло минимум раз в год

Еще один свежий автомобиль — Skoda Kodiaq. Выпущен в 2018 году, пробег всего 4 тыс. км. Под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 1,4 литра. Какое масло залито в мотор, владелица не знает. Предположительно Castrol.

— Я сразу к дилеру поеду, если что-то не так, — предупреждает нас девушка.

Ее опасения напрасны: по внешнему виду масло в норме. Делая пробы, специалисты объясняют собеседнице, что менять масло нужно минимум раз в год, даже если автомобиль не ездил:

— Масло подвергается воздействию кислорода, который окисляет его, а при нагревании данный процесс ускоряется. Даже если вы в течение года ни разу не заводили двигатель, кислород приведет техжидкость в полную или частичную негодность.

Нужно ли говорить, что оба теста показали свежесть и неизношенность масла. Оно довольно бодрое, можно проехать еще 5—6 тыс. км.

Mazda MPV. Щадящие условия

Владелец Mazda MPV, которая замыкает наш эксперимент, проявил немалую осведомленность. Он знает о расследовании, следит за пробегом автомобиля и регламентом замены. В бензиновый двигатель объемом 2,5 литра заливает масло Q8.

Услышав ответ, специалисты разом выдыхают: «Значит, оригинал. Мы не слышали о подделке масел данного производителя. Бренд Q8 не очень известен в Беларуси, доли продаж не очень большие, и особого смысла в фальсификации нет».

— Почему? — не соглашается хозяин минивэна. — Обычно покупаю масло у дилера. Но однажды заехал на Некрасова [вероятно, имеется в виду специализированный торговый центр. — Прим. Onliner], открыл крышку, а там даже пленки нет.

Что же скажут результаты тестов?

— Владелец говорит, что проехал на данном масле около 10 тыс. км, — замечает Павел Черногоров. — С учетом этого можно сказать, что оно в хорошем состоянии: соответствует среднему значению по шкале TÜV, на нем еще можно ездить. Возможно, режим эксплуатации автомобиля очень щадящий, что сказывается на состоянии техжидкости.


Чтобы провести капельный тест, необязательно искать брошюру авторитетной немецкой организации, — достаточно взять обычный лист для принтера или купить лакмусовую бумагу в аптеке. Правда, придется подождать высыхания пятна. По рисунку, числу колец и контурам можно будет легко определить уровень загрязнения масла, его состояние, а также наличие воды, антифриза или топлива.

— Интересным результатом можно считать то, что поддельных канистр во время небольшого эксперимента нами не выявлено, — отмечает Павел Черногоров. — Как мы выяснили, опрошенные нами автовладельцы приобретали масло у дилера или в проверенных точках.

При этом, несмотря на проведенную нами кампанию по информированию о способе проверки оригинальности продукта (по акцизу), никто из водителей, участвовавших в эксперименте, об этом методе не слышал.

Подтверждается предположение, что большинство автомобилистов имеют средний уровень осведомленности, стараются следить за уровнем техжидкостей в машине, но часто доверяют выбор масла автосервису. Напомним, именно такие мысли высказывались в самой первой публикации нашего цикла.

Предыдущие публикации в рамках расследования:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Методика экспресс-оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе — DRIVE2

Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из показателей.

Зоны капельной пробы

1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге. Здесь оседают все тяжелые нерастворимые мех. примеси (сажи, частиц металла, пыли и грязи).
Край окружности ядра обозначается как d1.
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями. Кольцо отсутствует как при чистом работающем масле, так и при очень грязном масле, при этом ядро имеет ровный цвет.
Край окружности краевой зоны обозначается как d.
3 – широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями.
Край окружности зоны диффузии обозначается как D.
4 – самое светлое внешнее кольцо – зона чистого масла. Присутствует на капельной пробе не всегда.
В расчетах не используется.
Кольцо вокруг чистой зоны масла — бензин, присутствующий в масле. Виден на просвет, если еще полностью не испарился бензин.

Способ получения

1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м2 10x10 см.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры – 90 град. Цельсия.
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки.
4. Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100 град Цельсия
7. Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд
8. Если коэффициенты хуже (меньше), чем браковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе.
Порядок применения методики – автолюбитель сделал капельную пробу, посчитал ДС, Кмд и Кмпр. Полученные значения сверил с выбраковочными значениями, провел визуальную диагностику и принял решение на замену масла или продолжение его эксплуатации. Для лучшего контроля качества масла рекомендуемый интервал проб — каждые 500-1000 км. пробега.

Расчет

Во всех расчетах используем средний диаметр – наибольшее и наименьшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам:
d=(dmin+dmax)/2
d1=(d1min+d1max)/2
D=(Dmin+Dmax)/2
</b>

1.Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (1 способ):
ДС=1-d2/D2
Полученная величина является численным показателем диспергирующей способности работающего масла и выражается в условных единицах. Нормальным показателем считается допуск от 1 до 0,5. Рекомендуется более частое проведение расчетов капельной пробы масла при достижении значения ДС в 0,6-0,65 усл.ед.
Показатель ≤ 0,3 – считается аварийным.
2.Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (2 способ по методу Хмелевой Н.М.):
Кмд=D/d
Браковочное значение коэффициента моющее-диспергирующего свойства > 1,65. При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование лаковых отложений в двигателе.
3.Коэффициент механических примесей в моторном масле (по методу Хмелевой Н.М.):
Кмпр = d1/d
Браковочное значение коэффициента механических примесей > 0,44. При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование задиров на стенках цилиндров.

Визуальная диагностика

Полный размер

Сравнительная таблица для бензиновых двигателей

Полный размер

Сравнительная таблица для дизельных двигателей

Карта оперативной диагностики двигателя

Пример экспресс оценки

Полный размер

Производя визуальную диагностику, обнаружено:
1) повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи в зоне ядра №1-5;
2) первые признаки старения масла. №2-6;
3) следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено №3-1;
4) содержание топлива в масле не обнаружено №4-1.

Производя расчеты:
d=(48,7+54,5)/2=51,6
d1=(39+44)/2=41,5
D=(146,8+164)/2=155,4

ДС=1-51,62/155,42=1-2662,56/24149,16=1-0,11=0,89
Кмд=155,4/51,6=3,01
Кмпр = 41,5/51,6=0,8

Вывод:
Согласно визуальной диагностике — допустимо продолжение эксплуатации масла в двигателе. Следует чаще (каждые 300-500 км.) производить визуальную оценку качества масла, т.к. показатели №1-5, №2-6 на грани выбраковочных.
Согласно расчетам, показатели: ДС=0,89 – норма, Кмд=3,01 – норма, Кмпр=0,8 – норма. Каких либо рекомендаций нет.

198. Тесты. Капельный тест масла. — Ford Transit, 2.2 л., 2007 года на DRIVE2

Если честно, что я в такие тесты шибко не верю…
Точно о масле нам сможет рассказать только лаборатория. но решил все-же сделать, просто потому что любопытно…

Краткие теоретические сведения
Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне следует прогреть его до рабочей температуры и взяв его на щуп, капнуть одну каплю на чистый бумажный лист. Минут через 20 оно впитается в бумагу и появится пятно. Геометрические размеры и его цвет могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.

В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Для того чтобы увидеть четкие границы различных зон можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.


Зона первая – ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
Зона вторая – краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
Зона третья – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром – через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
Зона четвертая – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Проявляется не всегда.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Зона 4 через несколько часов также исчезает. Если 3 и 4 элементы имеют прерывистую форму, то масло насыщено водой, а стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительной окисленности масла из-за аварийного перегрева двигателя.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.

Теперь посмотрим на каплю масла моей машины. Сохла она около недели.
Масло Ford Formula F 5w30 (не уверен в подлинности). Пробег на нем 2500 км.

Способ получения капельной пробы:
1. Берем чистую офисную бумагу плотностью 80 г/м.кв.
2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (или после поездки).
3. Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки (дОльше не нужно, т.к. масло остынет и не сможет капать со щупа).
4. Достаем щуп, и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на
бумагу с высоты 3-5 см.
5. Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое
кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой.
6. Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не
менее часа при 100 град Цельсия.
7. Измеряем линейкой диаметры зон (два диаметра) и считаем коэффициент ДСС по приведенной выше формуле, а так же проводим визуальную оценку состояния пятна капли масла.
8. Если коэффициент не укладывается в выбраковочный диапазон, то заменяем масло в
двигателе.

Теперь посчитаем
ДСС = 1 — d2 / D2

где d2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр ядра хроматограммы;
D2 (диаметр в квадрате) — наружный диаметр зоны диффузии.

Показатель должен быть не менее 0,3 и не более 1

ДСС = 1 — ((18*18) / (42*42)) = 0,82

Что это мне дает? А вот ничего и не дает :)
Просто любопытно было посмотреть что из этого выйдет…

Ну и бонусом, сегодня у нас -20


Продолжаю морозить солярку)

Капельные тесты масла — это интересно — DRIVE2

Коротко о главном.

Материал ОТСЮДА и ОТСЮДА.

Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Способ определения качества моторных масел впервые применен в США Компанией Shell в 1948 году. Такой метод назвали «Капельный тест». При определении качество смазки нужна всего одна его капля. Он настолько простой и удобный, что сделать капельный тест может любой автолюбитель и водитель профессионал.

Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:

самостоятельно делать диагностику моторного масла;
контролировать уплотнение сальников и прокладок;
уменьшить расходы на содержание автомобиля;
избавить себя от неожиданностей в пути;
исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
тест масла можно делать даже в пути.

Теория на практике

Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне следует прогреть его до рабочей температуры и взяв его на щуп, капнуть одну каплю на чистый бумажный лист. Минут через 20 оно впитается в бумагу и появится пятно. Геометрические размеры и его цвет могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.

Проба на бумаге

В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Для того чтобы увидеть четкие границы различных зон можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.

Первая находится в центре пятна, это его ядро. В центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров не способные проникнуть в поры бумаги. Центр капли всегда будет темнее ее краев. Вторая примыкающая к первой это зона масла. В ней находятся частицы растворенные в нем. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.
Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный о необходимости ее замены.

Третья это зона воды. Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера не критично для поршневой группы, хотя и не желательно.

Четвертая это зона не сгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. Такое бывает при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона не сгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.

Бензиновый двигатель — Хорошее состояние масла

Бензин Хорошее Состояние

Бензиновый двигатель — Разрушена краевая зона (нужна замена масла)

Бензин Разрушена Краевая Зона

Бензиновый двигатель — Вода в масле (нужна замена масла)

Бензин Вода в Масле

Бензиновый двигатель — Умершее масло (нужна замена масла)

Бензин Умершее Масло

Капельный тест моторного масла GT Extra Synt 5W-40 на пробеге 5000 км — DRIVE2

Добрый день, друзья!

Как я сообщал ранее, в апреле 2017 года я принял участие в бесплатной акции компании Hanval Rus по тестированию моторных масел из линейки GT и получил на тест 5 литров масла GT Extra Synt 5W-40. Об этом можно посмотреть апрельскую запись Замена моторного масла на GT Extra Synt 5W-40.

По условиям акции, я должен проехать на данном масле не менее 7000 км, предоставить в компанию образцы отработанного масла, а также сделать на пробеге 5000 км капельный тест.

В данной записи привожу результаты капельного теста, сделанного на пробеге 4930 км после замены масла. Подопытный автомобиль Chery Tiggo 5, общий пробег на момент проведения теста составил 43884 км.

Методика капельного теста простая:
1. На прогретом до рабочей температуре двигателе, капаем с измерительного щупа каплю масла на лист обычной офисной бумаги для принтера.
2. Кладем лист с каплей на ровную невпитывающую поверхность и оставляем до высыхания.
3. Выдерживаем 12-24 часа, чтобы капля растеклась по бумаге и высохла. Я дал выдержку в течение недели.
4. Замеряем диаметр концентрических колец на высохшем масляном пятне.
5. По диаметру колец рассчитываем ряд коэффициентов, характеризующих моюще-диспергирующие свойства масла и содержание в нем механических примесей.

Результаты капельного теста представлены ниже.

Полный размер

1. Капаем горячее масло на лист бумаги.


Полный размер

2. Ждем минимум сутки.


Полный размер

3. Масляное пятно через неделю сушки.


Полный размер

4. Концентрические кольца D, d, d1.

Описание зон на капельной пробе:

1) Зона пятна, обозначенная диаметром d1ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге. Здесь оседают все тяжелые нерастворимые мех. примеси (сажи, частиц металла, пыли и грязи).

2) Зона пятна, обозначенная диаметром dкраевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями. Кольцо отсутствует как при чистом работающем масле, так и при очень грязном масле, при этом ядро имеет ровный цвет.

3) Зона пятна, обозначенная диаметром Dзона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями, широкое серое кольцо за ядром.

4) Зона пятна за пределами диаметра Dзона чистого масла, самое светлое внешнее кольцо. Присутствует на капельной пробе не всегда. В расчетах не используется.

Для получения более точных расчетов, диаметры D, d и d1 вычисляются как средние значения по двум измерениям, минимального и максимального диаметра кольца. То есть, Dср = (Dmin+Dmax)/2.

Ниже приведены результаты замеров:

5.

По этим данным, в рамках капельного теста, обычно рассчитываются три коэффициента:

1. Коэффициент моюще-диспергирующих свойств масла (1 способ): ДС=1-d*d/D*D
2. Коэффициент моюще-диспергирующих свойств масла (2 способ): Кмд=D/d
3. Коэффициент механических примесей в масле: Кмпр = d1/d

Затем полученные значения сравниваются с нормальными и предельно допустимыми значениями, по которым делается вывод о необходимости выбраковки, т.е. замены масла.

Результаты расчетов:

6.

Таким образом, на пробеге ~5000 км тестируемое масло GT Extra Synt 5W-40 находится в рабочем состоянии, предельные значения коэффициентов не достигнуты, замена масла пока не требуется.

Для сравнения, привожу картинку, взятую с сайта oilchoice.ru, для визуальной оценки качества масла по капельной пробе:

Полный размер

7. Визуальный тест. Источник: oilchoice.ru

Согласно визуальному тесту, масло соответствует оценке "рабочее", т.е. визуальный тест совпадает по результатам с расчетным.

Справочно, пробеги автомобиля на момент замены масла и капельного теста (фото 8 и 9 соответственно):

8. Пробег на момент замены масла.


Полный размер

9. Пробег на момент взятия капельной пробы.

Как видите, капельный тест сделать очень просто, а информацию о состоянии масла он дает полезную.

При проведении теста использовались материалы профильных сайтов oilchoice.ru и oil-club.ru.

Ссылки по теме:

1. Визуальный экспресс-тест по капельной пробе на oilchoice.ru
2. Капельные тесты на oil-club.ru
3. О капельных тестах на bmwservice.livejournal.com

Всем хорошего дня и чистого масла, до связи!

Дата: 2017-10-09

PS. Отложения под маслозаливной крышкой новое масло за 5000 км не отмыло, все как и перед заменой масла (фото 10):

Полный размер

10.

43. Капельный тест Моторного масла — Skoda Octavia, 1.8 л., 2017 года на DRIVE2

Пробег на очередной порции масла перешагнул отметку 7500 км и наметилось промежуточное ТО.
Решил провести капельный тест проработавшего в активном режиме моторного масла, как делали это мы еще в институте ( еще советский метод). Залито — Кастрол Титаниум Лонг Лайф 5w30.
На прогретом моторе, щупом было взято и помещено на белый лист бумаги две капли горячего масла.

Полный размер


Старался максимально аккуратно, но капли получились немного овальными.

Полный размер

Сушить образцы требуется 12-24 часа по учебнику, но можно сушить в печи при небольшой температуре. Сушку осуществлял в духовке при 80 градусах по Цельсию в течении двух часов.

Полный размер


По окончанию сушки получили следующие результаты:

Полный размер

Полный размер


Старался сфотографировать так чтобы максимально передать образовавшиеся контуры. В жизни немного отчётливее видно.

Полный размер

Капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета качества масла используют формулу ДСС=1 — А2 / В2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр.
А =13/В=31. Получаем, значение равное 0.8
Меньше 0.3 значение не должно быть.

Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.
По полученным результатам можно сказать, что за 7500 км масло еще в нормальном состоянии. Следы топлива и жидкости в масле отсутствуют, это можно судить по ровной и не размытой внешней границе. По ядру можно сказать, что металлической пыли и инородных примесей минимум.
Результатами теста доволен, особенно если учесть, что машина на чипе и заправляется не всегда лучшим топливом. На неделе планирую заменить масло.
Надеюсь кому нибудь будет полезна и интересна информация и кто-то тоже проверит свое масло!)
P.S Нашёл информацию в видео лекции одного профессора, что чем хуже видно ядро, тем меньше рабочих присадок осталось в масле и когда ядро совсем не различимо, масло уже мертвое. Далее идет деградация масла и в тестах пятно становится все меньше и чернее. Так что можно сделать вывод, что масло уже подошло.

Пробег: 35 500 км

Капельный метод проверки масла. Капельный тест. — Suzuki Liana, 1.6 л., 2006 года на DRIVE2

Подход №1. (наиболее простой и понятный)
Хорошее описание метода, на мой взгляд.
Согласно данному мнению, основное значение имеет контраст периметра загрязненного масла (контур чистого масла в расчет не берется)
Чем более отчетлив и изрезан контур, тем более выработано масло.


----------------------------------------------------------
Плдход № 2 ( "по Хмелевой" )
Рост механических примесей — темное ядро, темная зона диффузии, теряется краевая зона ядра.
Потеря присадок — уменьшение зоны диффузии, расширение внешнего светлого пятна.
Появление внешнего чистого кольца — начало исчерпания моюще-дисперсионных свойств.
Отсутствие зоны диффузии — потеря присадок (обводнение)
Черное ядро — ХХХХХХ
Расширение (относительное) кольца вокруг ядра — рост механических примесей.
Уменьшение зоны диффузии относительно краевой зоны кольца вокруг ядра — ухудшение моюще-дисперсионных свойств.
По моим экспериментам, и статистике ОйлКлуба, этот метод не работает, по моему мнению
----------------------------------------------------------

Методика капельная весьма спорная, но что то в ней есть :) Статистика на Ойл-Клубе.

Тестирование Suzuki SM 5W30

Тестирование Idemitsu Zepro Touring SN 5W-30

Да, на ойл клубе идет активное обсуждение, однако смешит то, что:
— никто не обращает на влияние качества и типа бумаги на результаты тестов… Просто смешно…
— предлагается брать пробы прямо через минуту после остановки двигателя :))
Создается такое впечатление, что большинство "экспертов" используют капельную тему на oil-club.ru в качестве завлекательной…

Привожу пример:
Ценная работа, оставленная без внимания корифеями Ойл Клуба …

Пример 1 по сравнению разного типа бумаги. 3000 км, 80% трасса:

Полный размер

Сравнение разного типа бумаги. Капельный метод масла. 3000 км, 80% трасса

Пример 2 по сравнению разного типа бумаги. 6700 км, 80% трасса
. . . . . . . . . . . . . . После глущения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Через 3-4 дня простоя

Сравнение разного типа бумаги. Капельный метод масла. 6700 км, 80% трасса

===============2018 01 ХХ === 120773 км ======
www.oil-club.ru/forum/top…uzuki-liana-16/?p=1076216
www.oil-club.ru/forum/top…uzuki-liana-16/?p=1078774

фото

Полный размер

скан

скан+пила

Полный размер

скан

Полный размер

фото

BMW 3 series Coupe Дызл Павр!!! › Бортжурнал › Капельный тест масла или как определить, что пора на СТО?

На просторах драйва обнаружил крайне интересный способ определения качества моторного масла и степени его пригодности к дальнейшей эксплуатации. Как мы все меняем масло? По одометру — показал пробег, что 10 тысяч — пора на замену. Между тем, это не совсем правильно, потому как эти десять тысяч могут быть накатаны совершенно в разных условиях — одно дело бороздить немецкие автобаны и совсем другое — толкаться в московских пробках.
Благодаря товарищу Vovanof, собственно в чьем блоге я и нашел эту инфу впервые, я узнал, что наиболее правильным споособом определения качества "побегавшего" моторного масла является капельный тест. На самом деле, по одной только капле масла можно определить огромное количество негативных процессов, происходящих в двигателе, но это все в будущем. Сейчас моя задача — определить — созрел мой Motul X-cess 8100 к замене либо еще побегает. Напомню, пробег у авто на нем 7500 километров.

В чем суть капельного теста масла? После того, как машинка прогреется до рабочей температуры, из двигателя при помощи щупа извлекается капелька масла и капается на лист обычной офисной бумаги. После этого лист укладывается на твердую поверхность (стекло, металл, дерево) во избежании просачивания и оставляется на 12-14 часов до полного высыхания. В результате наша капелька масла превращается во вплоне себе пятно, содержащее 3 отчетливо заметных кольца.

Наша задача — измерить димаметр внешнего (Б) и внутреннего (А) колец и произвести расчет по формуле, указанной на фото. За точку отсчета берется цифра 0.3 — чем свежее масло, тем ближе к единице будет его значение, и, соответственно, чем старее — тем ближе к нулю. Как только цифра становится меньше 0.3 — масло перестает работать и выполнять свои функции, а, значит, требуется его замена.

Полный размер

Какие же результаты получились у меня на Motul Xcess 8100? После 7500 километров пробега я произвел три пробы, среднее значение которых получилось 0.38.
О чем говорит эта цифра? О том, что масло "подходит". Нет, бесспорно, какую-нибудь тысячу километров на нем еще поездишь, но не более того. Что, в свою очередь, говорит о том, что каким бы качественным ни было масло, ездить на нем более 9-10 тысяч километров в наших условиях нельзя — оно тупо превращается в гудрон.

Кроме того, я убедился, что моя тактика менять масло раз в 7-8 тысяч является правильной и не требует никакой корректировки по пробегу. А это значит, что в ближайшее время мне предстоит визит на СТО. Следите за бортовиком!

Капельный тест масла — Лада Гранта, 1.6 л., 2013 года на DRIVE2

Капельная проба широко используется более 50 лет. Через 5 — 10 мин после нанесения капли масла на фильтровальную бумагу изучить полученный отпечаток и по нему сделать заключение о состоянии масла и дизеля. По внешнему виду масляного пятна можно выявить состав смазочного материала. На бумаге измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и рассматривают четыре составные части масляного пятна:
A – ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
Б – краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
В – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром – через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
Г – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Проявляется не всегда.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. Зона Г через несколько часов также исчезает. Если В и Г элементы имеют прерывистую форму, то масло насыщено водой, а стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительной окисленности масла из-за аварийного перегрева двигателя.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.

Стырил в инете )


Смотрите также