8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Как правильно поворачивать налево


Как правильно повернуть налево?

Одни из наиболее серьезных по последствиям аварий связаны с поворотом налево. Дорожные условия часто вынуждают выполнять этот маневр с определенным риском. В результате — поломанные конечности и разбитые судьбы. Юрий Краснов взялся за сложную задачу — научить курсантку Екатерину безопасному повороту налево. Как высматривать встречную машину? Что считать выездом на перекресток? В очередном выпуске преподаватель рассказывает о хитростях, к которым прибегают опытные водители.

— При повороте налево вы всегда должны уступать встречному водителю, кроме двух ситуаций, — начал с небольшого ликбеза Юрий Краснов. — Первая. Если горит стрелка налево, то есть работает дополнительная секция. Вторая. Когда главная дорога меняет направление движения.

По мнению инструктора, в опасные ситуации на перекрестке часто попадают водители-новички, рано почувствовавшие уверенность в своих силах, мол, я все могу, умею и вообще посторонитесь. Екатерине, с недавних пор владелице Volkswagen Polo Sedan, он предложил рассмотреть три ситуации с левым поворотом.

Первая ситуация. Выезд со второстепенной дороги на главную, сопряженный с этим опасным маневром. За рулем — сам преподаватель: «Для начала вспомним определение из ПДД: граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. То есть там, где начинаются изгибы бордюров. За эту черту мы не должны выезжать, если кому-то помешаем».

Но как раз в такую ситуацию мы попадаем. При развороте бус упирается прямо в наш Volkswagen. Второй водитель нам показывает: проезжайте! В ответ преподаватель демонстрирует ладонь: принято. В этот раз разобрались без конфликтов. Но как надо было действовать по ПДД?

— Мы выехали на перекресток на маленькой скорости, следя за микроавтобусом. Его водитель нас видел. Кроме того, он двигался с включенной «аварийкой», и мы не знали, что он станет выполнять разворот, — объясняет Юрий Краснов. — Когда оказалось, что мы перекрыли ему путь, разворачивающийся должен был помочь нам выполнить маневр, что и произошло.

Проделываем маневр еще раз. Инструктор комментирует свои действия: «Сначала я останавливаюсь перед началом закругления бордюров. Смотрю, есть ли пешеходы, велосипедисты, роллеры, скейтбордисты. Потом высовываю переднюю часть автомобиля, чтобы меня было заметно. И жду возможности, смотрю во все стороны. Ни в коем случае не тороплюсь. Убедившись дважды, что все чисто, выполняю маневр».

Вторая ситуация. Поворот налево, когда автомобиль находится на главной дороге. Обычно водители отслеживают обстановку только впереди. Наш преподаватель советует также смотреть в зеркала заднего вида: «Не исключено, что кто-то может выполнять обгон. Это разрешено на необозначенных перекрестках, если нет сплошной линии разметки. Хотя и на обозначенных кто-то может запросто нарушать. Например, увидит ваш автомобиль в последний момент, а скорость не позволит затормозить вовремя, вот он и выскочит на встречную. Не факт, что в случае ДТП вы будете признаны потерпевшей стороной».

Еще из опасных ситуаций. Встречная машина может показывать указатель правого поворота, но при этом водитель по какой-то причине поедет прямо. В случае аварии опять-таки виноват будет поворачивавший налево. Поэтому рекомендация такая: убедиться, что автомобиль с включенным указателем притормозил и стал смещаться в сторону правого поворота.

Перекресток улиц Кнорина и Волгоградской. За рулем Volkswagen — Екатерина.

— Не выворачивай колеса! Если в заднюю часть твоей машины кто-то врежется, то автомобиль не выбросит на встречную полосу, — предупреждает об очередном нюансе Юрий Краснов.

Девушка аккуратно продвигается вперед. Убедившись, что впереди никого нет, стартует и спокойно завершает маневр. «На самом деле ничего сложного. Нужно просто быть внимательной», — подытоживает курсантка.

Третья ситуация. Многополосная дорога. Вот классическая ситуация на ней. Встречные автомобили, которые также поворачивают налево, перекрывают обзор. Как узнать, что по соседнему ряду никто не едет?

Сценария может быть два: потихоньку высовываться и вытягивать голову, высматривая из-за очереди машины, или, если есть возможность, заранее посчитать количество автомобилей, которые собираются проехать прямо. Честно признаться, второй вариант нам категорически не нравится: а вдруг подъедет кто-то еще?

Первый же не устраивает инструктора. Он считает: ты можешь оказаться в неудобном положении, если все встречные повернут, а ты окажешься на «чужой» полосе помехой для движущихся прямо.

— Но если просто стоять, то ты никогда не повернешь налево, — возражаем.

— На самом деле надо действовать по ситуации, — соглашается преподаватель. — Если много встречных автомобилей поворачивают налево, то нужно сунуться. Но главнейшее правило для любых ситуаций: не видишь или не понимаешь — не поворачивай!

Сунемся на сложном перекрестке ул. Карбышева и Логойского тракта. Обзор перекрыт встречным грузовиком. Девушка аккуратно выглядывает. Убедившись, что все чисто, начинает движение.

Кажется, опасный маневр позади, но вдруг резко подрезает таксист, ехавший за нами. Это было очень резко и неожиданно! Оказалось, что водителю срочно понадобилось остановиться у края проезжей части и он зачем-то решил это сделать непременно опередив Volkswagen.

— Однажды на ул. Захарова я попала в неприятную ситуацию, — вспоминает через несколько минут Екатерина, несколько отойдя от стресса. — Шел плотный встречный поток. Уже загорелся красный, а машины продолжали ехать. В этот момент с перпендикулярного направления начали движение автомобили, и мне стали сигналить. Пришлось резко стартовать.

— Ты имела полное право завершить маневр. А то, что тебе это не позволили да еще сигналили, свидетельствует о культуре встретившихся тебе водителей, — вывод инструктора был однозначным.

Следующая рекомендация касается как раз особенностей режима работы светофоров. Не исключена ситуация, что для встречных автомобилей будет гореть еще зеленый, а для вас — уже красный. Поэтому ориентироваться только на сигналы нельзя. Более того, некоторые водители движутся не только на «оранжевый», но и на «розовый».

— Так что всегда смотрите на встречный автомобиль. Поток может замедлиться, а по крайней правой полосе — лететь нарушитель, — предупреждает Юрий Краснов. — Выполняйте маневр наверняка, чтобы не ошибиться и не доказывать потом правоту.

В конце занятия его участники традиционно подводят итоги: «При повороте налево надо всегда смотреть в зеркало заднего вида. Если обзор закрыт — дважды, трижды перепроверять обстановку. При снижении встречного потока и загорании красного сигнала светофора смотреть, чтобы никто не проскочил».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Как повернуть налево | AVTONAUKA.RU

Вопрос: Перекресток, две полосы для поворота налево. Я еду по крайней левой полосе.

Как правильно повернуть налево: из крайней левой полосы повернуть сразу в ближнюю (левую) полосу, или можно проехать чуть вперед и повернуть налево в среднюю или правую полосу? И надо ли уступать автомобилям в соседней полосе, если они тоже поворачивают налево?

Ответ. ПДД разрешают повернуть налево на перекрестке на любую полосу той дороги, на которую осуществляется поворот. Из крайней левой полосы можно повернуть сразу в левую полосу, и можно проехать чуть вперед, и повернуть налево в дальнюю полосу. Оба варианта поворота не противоречат ПДД.

Нужно ли уступать машинам в соседней полосе, если они тоже поворачивают налево? Если вы поворачиваете из крайней левой полосы сразу в ближнюю (левую) полосу, то ничто вас не обязывает уступать соседям справа. Сосед справа поворачивает параллельно вашему повороту, но только в среднюю или правую полосу. Ваши пути не пересекаются.

Но, если вам из крайней левой полосы перекрестка нужно повернуть в дальнюю полосу дороги, на которую осуществляется поворот, в этом случае приоритет в процессе поворота на стороне соседей справа, поворачивающих параллельно с вами. Вопросы преимущества в похожих ситуациях рассмотрены в статье Поворот налево на перекрестке. Часть2.

Как правильно повернуть налево

Правильный поворот — это поворот, не противоречащий ПДД, и максимально снижающий вероятность возникновения ДТП в его процессе. Это относится и к повороту налево, и к повороту направо.

О том, как повернуть налево на перекрестке (техника поворота, в т.ч. схема одновременного встречного поворота налево), можно прочесть в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила и техника поворота с опасными ситуациями рассмотрена в статье Поворот налево на перекрестке. Часть1.

Предположим, что Правилами разрешен поворот налево одновременно с двух полос. Какую выбрать полосу для поворота налево: крайнюю левую или соседнюю с ней (либо правую, если полос всего две)?

Выбор полосы, с которой повернуть, будет зависеть от дальнейших, после поворота, намерений водителя (ваших намерений). Имеется в виду намерений после поворота на перекрестке (ехать дальше, как далеко ехать?, остановиться и пр.).

 

Вариант 1. Если вы после того, как повернете, планируете ехать дальше, не задерживаясь, тогда целесообразно повернуть с крайней левой полосы перекрестка в ближнюю (левую) полосу пересекаемой дороги.

Вариант 2. Если же вам необходимо после поворота двигаться правее, например, планируете остановку или дальше у вас будет поворот направо, тогда есть смысл повернуть налево из соседней с левой полосы в дальнюю полосу пересекаемой дороги. В этом случае траектория поворота пойдет по длинной дуге, и в процессе поворота нужно держаться правее.

Исходя из своих намерений после поворота налево, следует заранее, еще на подъезде к перекрестку, перестроиться на «нужную» полосу.

Это был ответ на вопрос «как правильно повернуть налево» в указанных дорожных условиях, т.е. когда ПДД разрешается поворот налево с двух полос. Разумеется, это не единственно возможные варианты выполнения поворота налево, но они самые безопасные, потому что не используют перестроение в процессе поворота.

Как повернуть налево в этих же условиях (когда поворот налево разрешен с двух полос), если не удалось заблаговременно перестроиться на нужную полосу?

В таком случае целесообразно выполнить поворот налево по описанным выше вариантам, а после поворота сразу перестроиться для дальнейшего движения. Смысл в том, чтобы избежать перестроения на дуге поворота в то время, когда рядом поворачивают другие машины. Сначала необходимо повернуть, а затем, перестроиться.

Если пытаться перестроиться в процессе одновременного попутного поворота налево нескольких машин, когда рядом с вами тоже кто-то поворачивает, то всегда существует вероятность ДТП. Потом придется долго выяснять виновника столкновения. Вполне возможно, что виновнику еще придется заплатить штраф, за то, что не уступил.

Техника и разъяснение одновременного параллельного поворота налево на перекрестке изложения в статье Поворот налево на перекрестке. Часть2. Еще рекомендую статью Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации.

Будьте внимательны за рулем.

Как правильно разъехаться при взаимном повороте налево? Разбираем вопрос

Сегодня рассмотрим любопытный вопрос про манёвр с которым мы сталкиваемся каждый день - это поворот налево на перекрестке. Мы поговорим про то, как нужно правильно разъезжаться при взаимном повороте автомобилей налево и что про это написано в ПДД.

Я частенько захожу на различные автофорумы и недавно наткнулся там на интересное обсуждение - люди спорили, как нужно правильно разъезжаться на перекрестке при одновременном повороте налево. Т.е. возможно два варианта - разъезд "правыми бортами" и разъезд "левыми бортами".

Давайте посмотрим на первый вариант:

Т.е. перед нами самая стандартная ситуация, которая встречается повсеместно. Два автомобиля, которые собираются повернуть налево, встали друг перед другом и ждут момента, когда можно будет совершить поворот. Это тот самый поворот на перекрестке "правыми бортами". Таким образом поворачивают большинство водителей. Но некоторые автомобилисты считают, что подобный поворот является нарушением, т.к. автомобили даже не доезжают до середины перекрестка, следовательно, при повороте, их траектория движения окажется на встречной полосе (про законность данного маневра поговорим чуть позже). И основываясь на этом мнении, некоторые полагают, что правильный взаимный поворот налево - это поворот "левыми бортами".

Выглядит он вот так:

Т.е. в данном случае, автомобили доезжают чуть дальше середины перекрестка и спокойно разъезжаются левыми бортами. Вот такой способ, некоторые водители, считают правильным. Но скажу так - данный способ хорош только в теории, т.к. на практике его очень сложно совершить. Во-первых, уже давно на дорогах устоялось то, что в 95% случаев, водители разъезжаются правыми бортами. Следовательно, если вы соберетесь совершить такой маневр на том перекрестке, где всегда поворачивают "правым бортом", то вас, как минимум, не поймут.

Во-вторых, такой способ актуален только на маленьких перекрестках, где минимальный транспортный поток. Т.е. на большом перекрестке с высоким трафиком данный вид поворота почти нереализуем, т.к. автомобили становятся друг за другом и получится примерно вот такая ситуация:

Таким образом, при разъезде "левым бортом" на большом перекрестке с интенсивным движением возникнет куча проблем, которые существенно замедлят поток.

Кстати, в белорусских правилах дорожного движения совсем запрещен разъезд "левым бортом" - это будет считаться грубым нарушением.

Какой вариант правильный по ПДД?

Российское ПДД не запрещает ни один из представленных вариантов поворота. Т.е. можно поворачивать любым из двух способов, в зависимости от ситуации на дороге.

И кстати, те, кто говорят, что поворот "правым бортом" считается нарушением, т.к авто оказывается на "встречке" - не правы. Для того, чтобы в этом убедиться, смотрим в пункт ПДД 8.6. - в нем сказано, что при повороте на перекрестке, нужно совершать маневр так, чтобы при выезде с него не оказаться на встречной полосе. Ключевое слово - "при выезде". Т.е. в границах перекрестка можно придерживаться любой траектории, но при выезде с него, нужно оказать строго в своей полосе. Таким образом, поворот "правым бортом" вполне соответствует ПДД.

Но всегда стоит смотреть на конкретную ситуацию - вариант разъезда может зависеть от особенностей перекрестка и от плотности движения на дороге.

Буду благодарен если поставите "палец вверх" и подпишитесь на канал "Грамотный водитель" - этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.
  • Юридически грамотный ответ инспектору на требование предъявить паспорт
  • "Часто останавливает ГИБДД": в чём может быть причина?



по правилам или как все. А вы так «У»меете?

Один из вечных конфликтов на наших дорогах: один водитель поворачивает налево, другой (встречный) — направо. Оба пытаются попасть в один и тот же ряд. И начинаются разборки на дороге, выливающиеся потом в ожесточенные споры на форумах, кто и кому должен уступать. Действовать по правилам, выступая при этом в роли «терпилы»? Или ехать «по понятиям», как все? Очередное занятие по вождению с певицей Gerylana получилось весьма дискуссионным.

— Должен ли водитель при повороте направо попадать в первую полосу? — решил сразу расставить все точки над «i» Юрий Краснов. — По пункту 63 ПДД, еще до поворота направо водитель должен занять крайнее правое положение на проезжей части. То есть между его автомобилем и бордюром не должно быть места для проезда одноколейного транспортного средства. Далее. Пункт 65.2 обязывает при повороте направо двигаться ближе к правому краю проезжей части, если знаками (разметкой) не предписан иной порядок движения. Вроде бы все очевидно. Но…

Те, кто считает, что водители обязаны при повороте направо попадать только в первую полосу, предпочитают больше не цитировать ПДД. Хотя если полистать книжицу дальше, можно найти кое-что еще, касающееся этой ситуации.

— Речь о пункте 66, — продолжает преподаватель. — Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить поворот направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77, то допускается производить его с отступлением от них. Что может быть такой причиной? Ну например, стоящая не по ПДД машина.

Мы как раз попадаем в такую ситуацию на перекрестке улиц Коржа и Либкнехта. Автомобиль Lexus припаркован явно ближе 15 метров от пешеходного перехода. Это, увы, классическая ситуация. В Германии, например, такая парковка легализована и «спрятана», а крайний правый ряд свободен. Но у нас организация дорожного движения ставит перед водителями совсем другие, нетривиальные задачи.

Инструктор решает направить машину сразу во вторую полосу: «Встречный водитель, который поворачивает налево, по пункту 103 должен мне уступить. И точка!»

Мы снова объезжаем квартал и решаем проехать перекресток по сложному пути. Юрий Краснов попадает в первый ряд, упирается в Lexus, затем включает указатель поворота и совершает перестроение. Со стороны это кажется бессмысленным набором действий! Так никто не делает… Это против водительской, да и обычной логики.

Находим сразу несколько причин, почему абсолютное большинство водителей при повороте направо пытаются попасть во вторую или даже третью полосу. Ведь даже если в крайнем правом ряду нет припаркованных автомобилей, то обязательно упрешься в троллейбус или поворачивающих направо. И вообще, там колейность, ливневые решетки, ямки. Словом, мотивов много!

— Это уже происходит даже по привычке, инерции, — считает Юрий Краснов. — Мы инстинктивно выруливаем подальше от края проезжей части, что носит массовый характер. А если станем действовать иначе, то окажемся в невыгодном положении. Упершись в препятствие, будем вынуждены ждать, пока вся очередь за нами проедет и мы сможем перестроиться.

Есть еще одно объяснение. По мнению преподавателя, некоторые водители плохо чувствуют габариты автомобиля и боятся задеть бордюр колесом.

— А если бы все соблюдали ПДД? — спрашивает Gerylana.

— Все бы ездили гуськом. Это несомненно было бы лучше.

Но вернемся к вышеописанному конфликту. Как быть, если вы поворачиваете направо, пытаетесь попасть во второй ряд, а туда «щемится» встречный водитель? У Юрия Краснова однозначный ответ: уступите и не провоцируйте конфликт.

— При повороте я всегда стараюсь посмотреть водителю в глаза и понять, как он собирается действовать, — делится своим опытом Gerylana. — Обычно девушку на BMW пропускают. Ну а если нет, то сигналить и нервничать я не буду. Смысл?

— Хотя есть водители, которые нарочно идут на таран, — замечает инструктор. — Обычно в салоне у них установлен видеорегистратор и они начинают пользоваться преимуществом по ПДД, прессинговать, сигналить, словом раздувать скандал. Потом выкладывают запись на YouTube и обсуждают на форумах.

Теперь посмотрим на проблему со стороны поворачивающего налево. Позиция такого водителя ясна: хочется поскорее завершить сложный маневр, а тут кто-то метит в «его» ряд. Вот вам и конфликт на пустом месте.

Преподаватель на том же перекрестке Либкнехта — Коржа демонстрирует, как можно найти компромисс. Подъезжая к переходу после поворота налево, он оставляет пространство для встречного водителя Honda. Тот понимает намек и пользуется своим законным преимуществом. И никаких клаксонов!

Садящаяся за руль Gerylana высказывает свое мнение: «Человек всегда стремится к рационализму, а за рулем — тем более. Так получается, что, например, выполнять правый поворот, попадая в первый ряд, не всегда удобно. Есть же популярный ролик на YouTube. В одном случае в России водитель дотошно едет по правилам, а во втором — незначительно отступает от них. Последний путь оказывается быстрее и удобнее».

— После автошколы новички стремятся поворачивать направо так, как их учили, — говорит инструктор. — Но потом понимают, что не получается, и начинают ездить как все.

Конечно, хотелось бы, чтобы организация дорожного движения была идеальной, но мы, водители, вынуждены подстраиваться под среду. На некоторых перекрестках просто невозможно выполнить нужный маневр, если будешь поворачивать направо и попадать в первый ряд.

Выезжаем на пересечение улиц Хмельницкого и Куйбышева. Юрий Краснов ставит задачу: «Нужно сначала повернуть с Хмельницкого на Куйбышева. А потом на перекрестке Сурганова — Куйбышева совершить поворот налево». Задача сложна тем, что на крохотном участке улицы необходимо успеть перестроиться из первого в третий ряд!

Сначала Gerylana пытается действовать по сложному сценарию. Ей повезло — машин нет, хотя это нетипично. Певица попадает в первый ряд, потом перестраивается во второй и… не успевает! В третьей полосе она оказывается уже после пересечения сплошной линии разметки. Тот самый случай, когда не хватило пространства. «Я забыла про разметку!» — признается водитель BMW.

Второй раз она сразу попадает в третий ряд. Очевидно, что это удобнее и проще. Вопрос, какой из вариантов логичнее, не стоит.

— Таких перекрестков, где при повороте направо надо действовать решительно, в Минске хватает, — замечает преподаватель.

Следующее задание выполняется на похожем перекрестке. Сперва Gerylana нужно повернуть налево с пр. Независимости на пл. Я. Коласа, а затем перестроиться для поворота направо на улицу Я. Коласа. В какую полосу попадать? Пространства критически мало. Если ты незнаком со средой и едешь, например, по навигатору, то точно запнешься. У Gerylana опять не получается перестроиться до сплошной.

В конце занятия его участники подчеркивают: «Несмотря на все сложности, водители могут и должны обходиться без ссор и скандалов. Капельку взаимопонимания, и трудности городской среды покажутся не такими уж непреодолимыми. Тем более когда речь идет о правом повороте».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Поворот направо - Уроки вождения для начинающих

Поворот направо можно и нужно разложить на три отдельных этапа:

I – Подготовка к повороту

II – Собственно поворот

III – Выход из поворота

Первый этап

Если перед поворотом направо Вы перестроились на крайнюю правую полосу, то этого еще недостаточно.

Занять надо крайнее правое положение, и поверьте, это не одно и то же.

Крайняя полоса бывает настолько широкой, что там спокойно умещаются 2–3 легковых автомобиля, а мотоциклы и считать не стоит. А крайнее положение предполагает такое расположение Вашей машины на проезжей части, что уже никому не захочется проехать между Вами и тротуаром (рис. 6, 7).

Рис. 6. Крайняя правая полоса

Рис. 7. Крайнее правое положение

Если Вы начнете поворот из положения 2 (рис. 6), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл, а может быть, и обычный легковой автомобиль. Поэтому перед любым поворотом направо необходимо вспомнить разницу между полосой и положением, подумать о "шустриках", которые любят залезать во всевозможные "щели" и занять на дороге реальное крайнее правое положение.

При подготовке к повороту направо необходимо помнить также о различии траекторий движения передних и задних колес машины (см. рис. 2). Особое внимание следует уделять грузовым автомобилям с прицепами.

В процессе подготовки к повороту направо водитель длинномерного транспортного средства вынужден принять немного влево, чтобы избежать наезда задними колесами машины или колесами прицепа на угол тротуара (см. рис. 3 г).

Въехать во двор или на другую прилегающую к дороге территорию водители длинномерных транспортных средств могут только с предварительным смещением влево. И, конечно, находятся "умники", которые спешат залезть в образовавшуюся щель, намереваясь проехать прямо (рис. 8).

Рис. 8. Маневр длинномерного транспортного средства

Учтите, водитель грузовика не в состоянии увидеть низкий легковой автомобиль справа в щели между собой и тротуаром, а кузовные и прочие работы в автосервисе обходятся сейчас недешево.

К сожалению, эта авария является классической, о чем следует знать и помнить не только водителям длинномерных транспортных средств, но и водителям "шустрых" малолитражек.

Если перед началом поворота направо конфигурация данного места вынуждает Вас прибегнуть к предварительному смещению влево, то Вы обязаны проконтролировать сзади движущийся транспорт и обеспечить безопасность маневра.

Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Если Вы видите, что перед местом возможного поворота направо впереди идущий грузовик или автобус чуть-чуть смещается влево, то вероятнее всего водитель готовится именно к повороту направо. В таком случае следует снизить скорость и дать ему возможность спокойно закончить маневр.

К счастью, выше рассмотренная ситуация на дорогах встречается не каждый день. Обычно перед поворотом направо достаточно лишь занять крайнее правое положение, и безопасность маневра на этом этапе будет обеспечена.

Второй этап

При повороте направо следует удерживать крайнее правое положение на протяжении всего маневра (рис. 9). Таково требование ПДД и логики. Давайте сформулируем это правило чуть покороче:

При повороте направо держись угла тротуара.

А если в это время дорогу, на которую Вы поворачиваете, переходят пешеходы? Может, их немного объехать, обогнуть? Что и делают некоторые нерадивые водители.

Рис. 9. Поворот направо

ПДД предусматривают эту ситуацию. При повороте направо и налево водители обязаны уступить дорогу пешеходам!

Как уступать, это Вы решайте сами. Можно плавно остановиться в некой заранее запланированной точке траектории движения. Можно просто уменьшить скорость до величины, позволяющей быстро принять правильное решение об остановке или продолжении движения в зависимости от развития ситуации. Иногда (не часто и только для "видящих" водителей), лучшим способом уступить является увеличение скорости движения. Но в любом случае Вы должны сохранить определенную законом и логикой траекторию крайнего положения!

Попытка объезда пешеходов по замысловатой траектории закономерно приводит к аварии с ударом "сзади в бок" или "спереди в лоб" (рис. 10). Поэтому советую Вам, особенно первое время, при повороте направо придерживаться угла тротуара и уступать дорогу пешеходам, как это делают культурные водители из "дальнего зарубежья". А там глядишь, и в привычку войдет.

Рис. 10. Классическая ошибка при повороте направо

Третий этап

Если Вам удалось выполнить предыдущие рекомендации, то окончательный выход из поворота не должен вызвать у Вас каких-либо затруднений. Хотя, в зависимости от ситуации, некоторые осложнения все же могут возникнуть.

Из соображений безопасности по окончании поворота направо некоторое время имеет смысл двигаться по крайней правой полосе. Чуть позже, оценив ситуацию на дороге, можно будет приступать к перестроению на соседнюю полосу, если оно входит в Ваши планы.

А что делать, если на расстоянии 10 метров после поворота у тротуара стоит грузовик?

В таком случае у Вас есть выбор из двух вариантов последующих действий.

Рис. 11. Выход из поворота

Можно "отважиться" на выход из поворота сразу на вторую полосу (рис. 11, траектория А). Но такой вариант поворота требует быстрого и правильного анализа ситуации на перекрестке. Необходимо контролировать все машины, приближающиеся слева, а также "подпирающие" Вас сзади.

Для "новичка" поворот по траектории А может оказаться делом непосильным. Поэтому лучше воспользоваться рекомендациями по перестроению в сложной ситуации. Сразу после поворота следует остановиться в крайнем правом положении, дождаться полного отсутствия машин у себя за спиной и только после этого объехать "нехороший" грузовик (рис. 11, траектория Б).

вернуться к оглавлению "Уроки вождения"

кто кому должен уступать при развороте/повороте на стрелку?

Тема непредоставления преимущества при повороте на дополнительную стрелку светофора уже набила оскомину, но не перестает быть актуальной. После видео из Гродно, когда повздорили двое водителей, к Юрию Краснову обратились несколько читателей: «Так кто должен уступать дорогу — разворачивающийся или выезжающий на стрелку?» Попытки апеллировать к предыдущим публикациям не помогли. Ну что поделаешь, значит, придется объяснять снова...

Если у него преимущество, то что поделаешь?

Подобные конфликты на улицах белорусских городов происходят регулярно. А зафиксированная ситуация в Гродно особенна только тем, что эмоции перехлестнули через край. Водители, судя по реакции сотрудников милиции, готовы были приступить к самому тесному обсуждению ПДД.

— Дорога узкая, всего в две полосы, перед автором видео начал движение Suzuki Baleno, который поворачивал налево, — перечисляет факторы Юрий Краснов. — Автор ролика просто физически не мог развернуться и оказаться в крайней левой полосе, в ПДД данный момент не оговорен. Это все имело значение в рассматриваемой ситуации.

По мнению ведущего рубрики, водитель Volkswagen Phaeton не собирался уступать — вероятно, полагая, что имеет преимущество. Однако именно он обязан был пропустить автора видео, если судить по записи.

— Сразу после появления ролика мне стали писать, звонить: а расскажите, сделайте сюжет, — рассказывает Юрий Краснов. — Все мои отсылки к предыдущим публикациям действия не возымели. Люди все равно просили напомнить, объяснить. Кто-то не знал, кто-то забыл, а кто-то изначально неправильно трактовал ситуацию.

«Встречал даже такое мнение: мол, нас пятеро, мы тут ждем, а он один разворачивается как царек. Ребята, ну так если у него преимущество, то что поделаешь?»

Переходя к теоретической части вопроса, ведущий «Разборов...» ссылается на пункт 104 ПДД: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Есть такое мнение: разворачивающимся, мол, тоже горит дополнительная секция, а рассуждать, какой сигнал включен для остальных водителей, они не должны. Однако эта точка зрения в данном случае ошибочная. И вот почему.

— Да, водитель обязан ориентироваться на сигналы светофоров, установленные для его направления, — соглашается Юрий Краснов. — Однако это не противоречит тому, что при развороте он в данной ситуации пользуется преимуществом. Во-первых, это вытекает из того же пункта 104 ПДД — если дополнительная секция горит вместе с основным зеленым сигналом, то уступать другим автомобилям не надо. А во-вторых, водитель может разворачиваться просто по основному сигналу светофора. И тогда он обязан выполнять требование пункта 103.

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю» (пункт 103 ПДД)

ДТП в таких ситуациях случаются редко

Под окнами офиса Onliner тоже часто слышны гудки клаксонов и визг тормозов. На перекрестке пр. Дзержинского и 1-го Извозного переулка водители регулярно выясняют, кто и кому должен уступить.

Для автомобилистов, которые совершают разворот по проспекту, включена дополнительная секция и основной зеленый сигнал светофора. «Имеют преимущество», — ремарка ведущего рубрики.

Выезжающие с переулка движутся на стрелку (одновременно включен основной красный). «Должны уступать», — очередной комментарий знатока ПДД.

Далеко не во время каждого светофорного цикла возникает конфликтная ситуация. А если два автомобиля встречаются, то водители, как правило, пытаются разъехаться — ширина проезжей части позволяет сделать это без проблем. В редких случаях траектории пересекаются, и тогда участники конфликта прибегают к помощи звуковых сигналов.

— Видно, что водитель Toyota не собирался уступать. А если бы Audi поехала, то... — комментирует возникшую ситуацию Юрий Краснов. — Водителей, которые не собираются уступать, сразу видно: они выезжают на такой скорости, что становится понятно — тормозить никто и не думал.

При этом, по наблюдениям ведущего «Разборов...», ДТП в таких ситуациях случаются довольно редко, поскольку автомобили движутся на небольшой скорости.

На пощечину принято отвечать пощечиной

Знание ПДД, впрочем, не избавляет от конфликтов. Гродненский пример очень типичен, к сожалению. Оба водителя, судя по их реакции, были уверены в своей правоте. Но один из них как раз обязан был уступить. Тем не менее призыв Юрия Краснова такой: не нагнетать ситуацию и спекулятивно не пользоваться преимуществом.

— При развороте, хотя вы имеете преимущество, всегда следите за выезжающими на стрелку, — рекомендует ведущий рубрики. — Если они не собираются уступать, можно поморгать светом фар или посигналить. Если не помогает — лучше пропустить. Все мы ошибаемся...

Как считает эксперт, если бы автор ролика ехал помедленнее, то Volkswagen успел бы проскочить: «Но им, вероятно, двигала обида — дескать, у меня же преимущество, я должен был первым проехать, а не вторым. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, демонстрировал агрессию, и это привело к эскалации».

Библейский принцип на наших дорогах, увы, не действует. На пощечину принято отвечать пощечиной.

Без единого гудка клаксона!

Все места, где происходят конфликты между разворачивающимися по основному сигналу и поворачивающими на стрелку в Минске, хорошо известны. Юрий Краснов предлагает проехать по некоторым и отработать алгоритм спокойных действий.

Первый перекресток — пр. Независимости и ул. Свердлова. Разворачивающимся возле главпочтамта постоянно не уступают.

— Так что — волосы по этому поводу рвать на голове? У меня их и так не осталось, — иронизирует ведущий «Разборов...».

Как раз на нас выезжает Honda Insight. Ситуация в какой-то момент кажется патовой, но разрешается она абсолютно мирно. Водитель японского гибрида и Юрий Краснов разъезжаются. Заметим, без единого гудка клаксона!

— Можно было бы усугубить ситуацию, но удалось разойтись спокойно и в целом доброжелательно, — комментирует ведущий рубрики. — Многое зависит от посыла. Пусть даже ты прав и имеешь преимущество, а тебя обидели, все равно не надо агрессивничать. Ни к чему хорошему это не приведет.

Наш водитель замечает, что многое зависит от тонких нюансов и понимания грани ситуации. Он, например, старается при развороте продемонстрировать явное намерение, но при этом всегда готов остановить автомобиль.

Именно так Юрий Краснов действует при втором заходе на разворот возле главпочтамта, вынуждая водителя Toyota уступить. Хотя у нас сложилось мнение, что тот не намерен был притормаживать.

— Добрый день, — опускает стекло на светофоре ведущий «Разборов...». — А вы собирались мне сейчас уступать дорогу? Дело в том, что мы разбираем ситуацию. Хотим понять мотивы.

— Да, — парень не сразу понял, что от него хотят.

Еще один проблемный перекресток находится возле ЦУМа. Тут тоже не раз случались ДТП, кипели эмоции.

— Особенность в том, что при повороте направо (с пл. Я. Коласа на пр. Независимости) водители стремятся сразу попасть во второй, а то и третий ряд, поскольку в крайней правой полосе расположена автобусная остановка, — замечает Юрий Краснов. — Это тоже негативно сказывается на ситуации.

На третьем перекрестке, куда предлагает выехать ведущий «Разборов...», также есть нюанс. Водители при повороте с ул. Аранской на ул. Маяковского движутся с горки, слева их прикрывает островок. А вот то, что нужно уступить разворачивающимся, учитывают далеко не все.

Водитель красного микроавтобуса явно не ожидал, что ему, возможно, придется тормозить.

— Если дашь возможность проехать направо одному, то остальные тоже начнут выполнять этот маневр, а ты замрешь на перекрестке и будешь стоять, — затрагивает еще один аспект Юрий Краснов.

Зачем вообще нужны стрелки?

Безусловно, роль организации дорожного движения в создании таких конфликтов не самая последняя. Водители воспринимают зеленую стрелку как разрешение, а не как требование уступить дорогу.

— Почему вообще сделали дополнительные секции? — рассуждает ведущий рубрики. — Очевидно, для увеличения пропускной способности. Например, в Литве и Польше разрешен поворот направо, если горит красный сигнал. Однако там висят специальные таблички, и вопросов у водителей — уступать / не уступать — не возникает. В Беларуси же горит зеленый, и не все автомобилисты понимают разницу между стрелкой и основным сигналом.

По мнению Юрия Краснова, белорусские водители пока не готовы взаимодействовать на высоком уровне. Одни нагнетают обстановку и пытаются воспользоваться преимуществом. А те, кто поворачивает на стрелку, не ценят предоставленную возможность и едут так, как будто на основной зеленый.

— Все основывается на условностях, но не все к этому готовы, — полагает ведущий «Разборов». — Впрочем, можно сделать так, чтобы траектории водителей в подобных ситуациях в принципе не пересекались.

Такая попытка была предпринята на пр. Независимости (возле пл. Я. Коласа), где разметкой 1.7 пытались развести разворачивающихся и поворачивающих направо. Сейчас краска на асфальте уже стерлась и едва видна. А ведь подобное может быть реализовано с помощью делиниаторов и других конструктивных мер.


— Когда вы выезжаете на перекресток по стрелке с основным красным сигналом, то должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех направлений. При этом не важно, какой маневр они совершают, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если же вы поворачиваете или разворачиваетесь на стрелку с основным зеленым сигналом, то не нагнетайте, отслеживайте намерения других водителей.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]


Смотрите также