8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Измеритель октанового числа


ОКТИС-2 — гаджет для проверки октанового числа бензина — Mazda 6, 2.0 л., 2006 года на DRIVE2

Приобрёл новый гаджет — приборчик для проверки октанового числа бензина. Нет ну правда — чего нам там наливают — как проверить? И вот пожалуста — за приемлемые 4600 р можно приобрести октанометр.

Приборчик производится в г. Владимир.
На сайте — нашел магазин-партнер в Москве www.hello-24.ru

Рассматриваю
Поставляется в пластиковом чемоданчике, запаяном в плотный пакет.
Приборчик — алюм.трубка внутри которой на одном конце — вмонтирован сенсор. На другом конце — плата, индикатор и отсек для батареек. Для измерения можно опустить трубку в бензин до риски. ИЛИ — ЗАПРАВЛЯТЬ на заправке через эту трубку. Трубку вставить в бак а пистолет — в горловину трубки.
При нажатии — прибор начинает циклически измерять показания каждые неск секунд. Всё просто.

Полный размер

Дали чемоданчик

Полный размер

Небольшой размер. Корпус — алюминий

Общий вид

Так можно заправлять через него (фото с сайта hello-24.ru)

…или измерить, опустив трубку в бензин

Полный размер

Сквозная трубка. На конце -вмонтирован сенсор

Полный размер

сенсор на конце трубки

Ну а дальше -самое интересное — надо что нибудь проверить :)

"Проверки на дорогах" (с)

Рассуждал так. Чтобы хоть как то понять отклонения прибора, решил для пробы -сравнить показания с как бы с проверенным бензином (Лукойл и Роснефть).
План такой: закупаю на этих заправках по паре литров разного бензина. Ну и проверяю что покажет.

Было куплено:

Лукойл
92 Экто
95 Евро
95 Экто
100

Роснефть
92
95 Фора

Куплено на нормальных заправках в районе трешки в Москве.
Зачем Евро и Экто — всегда хотел убедится что это это одинаковое октановое число, только Экто -с моющими присадками.
100-й — ну кудаж без него :)

В пластик не заливают нигде. Заправлял в канистру и потом переливал в подписанные бутылки.

Ну и теперь — та-даам! — результаты!

И вот тут то — полный ТА-ДААМ! А точнее — полный пи… ну вы понимаете.
Итак -что показал прибор:

Лукойл
92 Экто… — 86
95 Евро… — 86
95 Экто… — 86
100… — 99 — ну хоть этот чесный!

Роснефть
92… — 81 — совсем галимый!
95 Фора… — 89

Итак -что видим:

1. Понимаем — это всего лишь две конкретные заправки
2. 92 и 95 — на Лукойле — показали одинаковые значения. ДАЖЕ ЕСЛИ прибор не точный, определил эти марки с одинаковым результатом! И — ДАЛЕКО от номинала.
3. Роснефть -совсем провалила со своим 92м
4. Зато 95 фора — вкуснее Лукойловскго .
5. Если бы не 100й. -подумал бы что прибор показывает погоду. Но нет -похоже дурят нашего брата…

Теперь и далее буду собирать статистику. Ближайший план — трасса М4. И сводный отчет -чего там дают на дороге.

Также интересно -какого цвета разный бензин. Думаете прозрачный? -посмотрите на фидео — чем выше тем желтее. 100й — как моча :))

К стати. К прибору прилагается копия статьи из За Рулём. И таблица лабораторных измерений и сравнений точности для прибораю

Полный размер

Полный размер

итоги испытаний в лабе

К стати. На коробке — отдельно указано -измеряет от 70 до 110.

Ну и еще в планах — проверить "Октан-бустер" -что он там повышает если повышает.

В общем -развлекуха на все деньги. :)

На видео — ка проводил измерения.

Октанометр. Прибор для измерения октанового числа

Октанометры — приборы для измерения октанового числа бензина – непременный атрибут крупных автозаправок, а также нефтебаз. С их помощью можно своевременно обнаружить недобросовестного поставщика топлива, а для станций автосервиса — установить возможные причины неудовлетворительной работы двигателя. Побочные, но также важные функции – определение доброкачественности трансформаторных масел – предопределяют целесообразность использования октанометров также и на мощных энергоподстанциях.

Принцип работы

Основные задачи, решаемые с помощью октанометров – узнать октановое или цетановое число, а также граничную температуру, при которой начинается загустевание топлива. Вид и  состав топлива при этом значения не имеют.

Действие прибора основано на текущем сопоставлении октанового или цетанового числа топлива с эталонным для данной марки значением. Конструктивно прибор представляет собой последовательно соединённые ёмкостный датчик и устройство. Последнее получает исходный сигнал, преобразует его в требуемую величину, и выдаёт результат сравнения на ЖК-дисплей. Многие разновидности оснащаются шлейфом или USB-разъёмом, что позволяет подключать октанометр к компьютеру, принтеру или ноутбуку. Все исполнительные узлы заключаются в корпус, изготавливаемый из алюминия или ударопрочного пластика. Питание узлов – от сменных аккумуляторов.

К сожалению, стандарт на производство октанометров в нашей стране отсутствует, поэтому разные модели адаптированы лишь под конкретные типоразмеры датчиков.

Методика сравнения характеристик должна соответствовать требованиям ГОСТ 8226-82, ГОСТ 511-82 или ГОСТ 3122-67.

Последовательность функционирования прибора такова:

  1. В батарейный отсек устанавливаются аккумуляторные элементы.
  2. Датчик подключается к блоку сравнения.
  3. Выполняется калибровка значений с использованием эталонного образца. Калибровку периодически (не реже раза в неделю) следует повторять.
  4. В системном меню выбирается показатель, который необходимо определить.
  5. Датчик полностью заполняется эталонной жидкой средой.
  6. Считываются первичные показания, поступающие в блок сравнения.
  7. Датчик очищается от остатков эталонной среды, после чего аналогичные манипуляции производятся с измеряемым топливом или маслом.
  8. Результат сравнения выводится на экран, либо направляется в компьютер, при помощи которого можно выполнить обработку полученных данных.

Все модели октанометров комплектуются соответствующим программным обеспечением.

Эксплуатационные характеристики наиболее популярных моделей

Октан-ИМ. Переносной октанометр, предназначенный для измерения октанового/цетанового числа топлива. Снабжён встроенной памятью, имеет возможность для подключения внешних устройств.

  • Суммарные пределы измерения октанового числа — 0…150.
  • То же, но цетанового числа – 0…100.
  • Точность, % ±5.
  • Объём измерительной ёмкости, см3, не менее – 50.
  • Инерционность срабатывания, с, не более — 30.

Shatox. Прибор, предназначенный для стационарного применения, производится в нескольких моделях, наиболее востребованными из которых являются SX150 и SX300.

Характеризуется наиболее универсальными характеристиками, которые позволяют проводить сравнительный анализ доброкачественности измеряемой среды, используя не только отечественные, но и зарубежные методы. Погрешность – не более 1,5…2,5 %, продолжительность цикла измерения – до 5 с.

ПЭ-7300. Октанометр настольного типа. В комплект поставки входят аттестационные программы, загруженные в специальный процессор. Остальное программное обеспечение позволяет использовать прибор совместно с компьютером. Диапазоны измерения по октановому и цетановому числам соответственно 66…98 и 30…70, время, необходимое для получения конечных данных – не более 10 с.

СИМ-3БП. Малогабаритный октанометр, применяемый для целей экспресс-анализа качества бензинов и дизельного топлива. Диапазон измерений – 60…100 ед., точность – 3…5%, продолжительность измерения – до 30 с.

ОКТИС-2 и тестеры бензина "Test Way". — DRIVE2

Всё оборудование на руках, дело осталось за канистрами и камерой (GoPro) для съёмок. А пока это всё ищется решил выложить познавательное видео из передачи "Среда обитания", в котором объясняются некоторые особенности заправочных станций.


Как говориться в ролике, на выходных вероятность заправиться "бодягой" выше, наверное в эти дни и буду заниматься проверками.

ОКТИС-2

Вот такая коробка

А в ней чемоданчик с прибором. Работает на 2х батарейках;.

Прибор Российской разработки, предназначенный для выявления реального октанового числа в топливе.
Сайт разработчика www.oktis.ru/

Немного о его ТТХ (взяты из руководства по эксплуатации):
1) Отклонение в +/- 1.5 еденицы от заявленного октана является нормой.
2) Не может заменить лабораторную экспертизу.
3) Показания прибора нельзя использовать как основания для судебного процесса.
4) Рабочая температура от -20 до +40
5) Когда бензин попадает на чувствительный элемент в трубке, параметры элемента меняются, микропроцессор сравнивает их с данными, занесёнными в память, и на цифровом табло появляются цифры, соответствующие октановому числу бензина.
6) В расчёт берутся только второй и третьий показатели.
7) Не подлежит обязательной сертификации.

Вместе с прибором идёт небольшая вырезка из журнала За рулём от 08/2011, в которой приведена таблица результатов замеров прибором ОКТИС-2 и лабораторных измерений октана в бензине. Результаты ОКТИС-2 отличаются от лабораторных лишь на 2-3 десятых. Так что можно сказать, что это маленькая, портативная, лаборатория =)

Одноразовые тестеры "Test Way"

На руках 4 таких упаковки.

Заказал их 4 пачки (в каждой по 10 тестов). Одноразовые тестеры для выявления наличия присадок в топливе. Любое изменение цвета тестера свидетельствует о наличии таковых.
Сайт производителя test-way.ru/

Если внешний вид бензина будет удручающий, то в дальнейшем он будет оставаться в прозрачных банках на 3-4 дня. Бывает, что он начинает расслаиваться (но это если качества вообще нет). Раз уж проверять, так на всю катушку =)))

Жмите "рекомендую" и "нравится", пусть все знают =)

Измерение октанового числа — VSPerformance на DRIVE2

Пламенный привет, дорогие подписчики!

Еще в декабре было одно интересное событие, руки наконец-то дошли, чтобы его опубликовать :)

В голову пришла идея устроить любительский замер октанового числа бензина, который продают заправки города Зеленоград как 95. Октановое число было выбрано путем голосования в группе ВК зеленоградского гоночного клуба VSRacing, одними из основателей которого являемся мы.

К сожалению или к счастью, мы не имеем ввиду профессиональную экспертизу с лабораторным исследованием химического состава. Данные замеры носят информационно-развлекательный характер. Для измерения октанового числа использовался бытовой измерительный прибор ОКТИС-2, предназначенный для гражданского контроля качества заливаемого топлива. На данный прибор дают рекомендации как гос. учреждения так и информационные издания. Достать прибор в начале декабря оказалось не так то просто. Официальный поставщик вообще не называл ничего определенного. Пришлось искать среди знакомых :) Спустя некоторое время удалось таки найти прибор и в ближайший же вечер сделали замеры.

Для теста мы заехали на следующие заправки города Зеленоград:
— Валента;
— Татнефть;
— Сибирьнефть;
— Нефтьмагистраль;
— BP.

Многие были расстроены, что в этом списке не оказалась одна из самых популярных (если не самая) компаний — Роснефть. Да мы и сами были мягко говоря удивлены, когда увидели нереальные очереди на данной заправке. Создалось такое ощущение, что бензин там разливают бесплатно. В итоге решили не терять порядка часа на ней. Но можем Вас успокоить, так как в марте 2013 года Роснефть приобрела 100% акций холдинга ТНК-BP, и с большой долей вероятности качество бензина у них одинаковое.

По данному событию было отснято небольшое видео.

Также прилагаем небольшой фотоотчет или скорее то, что наши современники называют словом бэкстейдж :)

Выражаем огромную благодарность:

— Михаилу Сергиенко, основателю нашего тюнинг-ателье;
— Сергею Гервашу Serega538
— Кирюхе Северину JinX
— Дмитрию Гребневу mrpepe

Всем ровных дорог! С уважением, команда VSPerformance!

Наша страница на DRIVE2:

Ультразвуковой измеритель октанового числа бензина — Меандр — занимательная электроника

Многие современные автомобили оснащены электронной системой зажигания с компьютерным блоком управления подачей и впрыском топлива. Один из важных для правильной работы блока управления параметров — октановое число бензина. При его несоответствии стандартному двигатель не сможет работать в оптимальном режиме, нарушится процесс управления впрыском топлива вплоть до аварийной потери мощности. Поэтому наличие простого и доступного для всех автолюбителей устройства контроля октанового числа бензина, заливаемого в топливный бак, сегодня весьма актуально.

Известно множество различных способов измерения октанового числа бензина [1], на основе которых освоен выпуск октаномеров. Например, широко применяемый в России прибор ZX101С фирмы Zeltex использует метод измерения октанового числа, основанный на поглощении бензином инфракрасного излучения в диапазоне 800…1100 нм. Запатентованная оптическая схема прибора содержит 14 светофильтров, в результате чего образуются 14 отсчётов спектра поглощения в указанном диапазоне. Далее на основе калибровочной модели вычисляется октановое число.

Выпускается также лабораторный анализатор ХХ-440, предназначенный для экспресс-анализа октанового числа бензина. Он прост в использовании и имеет высокую надёжность благодаря сложнейшим современным технологиям и запатентованным техническим решениям, применённым при его создании. После каждого включения прибор самотестируется для достижения максимальной точности. Результаты измерения отображаются на дисплее и могут быть распечатаны на встроенном принтере с указанием номера пробы, даты и времени проведения испытаний. Но стоимость такого прибора измеряется десятками тысяч долларов США. Создать аналогичные октаномеры в домашних условиях весьма затруднительно даже очень опытному радиолюбителю.

Для создания малогабаритного и дешёвого прибора оперативного контроля качества топлива можно воспользоваться ультразвуковым методом определения октанового числа бензина [2], в основе которого лежит измерение скорости распространения ультразвука в бензине. На основе этого метода отечественной промышленностью уже выпускаются октаномеры АС-98, SНАТОХ SХ-150, ОКТАН-ИМ и др.

Рассматриваемый ниже октаномер не претендует на высокую точность определения октанового числа бензина по сравнению с заявленной точностью промышленных приборов, но тем не менее позволяет отличить хороший бензин от плохого. Это немаловажно для автолюбителя, так как качество бензина на многих АЗС, к сожалению, не соответствует нормам. К тому же такой октано-мер прост в изготовлении, требует минимального налаживания, в нём использована дешёвая элементная база.

Блок-схема ультразвукового октаномера показана на рис. 1. На выходе генератора одиночного импульса формируется импульс (1), который передатчик переносит на резонансную частоту излучателя ультразвука (2). У наиболее распространённых ныне выпускаемых ультразвуковых излучателей эта частота равна 40, 200 или 400 кГц [3]. Импульс излучается в бензобак автомобиля.

Рис. 1.

На противоположной стороне бензобака ультразвуковой приёмник принимает этот импульс (3), а селективный детектор превращает его в импульс постоянного тока (4), задержанный относительно импульса (1) на время распространения ультразвука в бензине. Это время равно:

Δt = L/V

где L — расстояние между излучателем и приёмником ультразвука; V — скорость распространения ультразвука в анализируемом бензине. По фронтам излучённого и принятого импульсов формируется импульс (5), длительность которого равна Δt.

Измерив её и зная расстояние между излучателем и приёмником, можно вычислить скорость V и по ней оценить октановое число бензина.

Для измерения длительности импульс заполняют следующими с известным периодом счётными импульсами и подсчитывают их число. Затем это число сравнивают с эталонными константами для разных марок бензина, и по результатам сравнения, выводимым на светодиодный индикатор, делают вывод о марке и качестве бензина.

Значения скорости распространения ультразвука при различной температуре в бензинах, используемых в настоящее время в автомобильных двигателях и в воздухе, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Так как скорость распространения ультразвука в бензине существенно зависит от температуры, измерительную установку оснащают термостатом, встроив в бак с бензином датчик температуры и нагреватель. Это существенно повышает точность измерения, особенно в зимнее время.

Принципиальная схема октаномера, работающего по описанному принципу, представлена на рис. 2.

Рис. 2.

Передатчик и селективный детектор ультразвукового сигнала построены на базе микросхемы тонального декодера LМ567 (DА2). Эта микросхема представляет собой синхронный детектор, опорный генератор которого охвачен петлёй ФАПЧ. Генератор можно настроить на любую частоту F от 100 Гц до 500 кГц, выбрав соответствующие параметры элементов С6, R9 и R10:
Поскольку в приборе используются ультразвуковые преобразователи MA40S4R (ВМ1) и MA40S4S (ВА1) с резонансной частотой 40 кГц [3], то и частота генератора должна быть такой же. За счёт использования одного и того же генератора для формирования излучаемого импульса и детектирования принятого обеспечивается устойчивая настройка приёмника на сигнал передатчика.


Кварцевый генератор на логическом элементе DD8.4 формирует счётные импульсы частотой 1 МГц, заполняющие с помощью элемента DD8.3 импульс разности излучённого и принятого сигналов, образующийся на выходе элемента DD8.1. Таким образом, число импульсов, прошедших через элемент DD8.3, равно длительности прохождения ультразвуком мерного отрезка в бензине, выраженной в микросекундах. Для бензина разных марок при температуре 20 °С и длине мерного отрезка 1 м это число (N) указано в табл. 2.

Таблица 2

Импульсы подсчитывает счётчик DD1. Поскольку используются только семь его разрядов, в которых может содержаться число не более 127, в процессе счёта они многократно переполняются и по его завершении в них находится остаток отделения числа подсчитанных импульсов на 128 (N mod 128). Эти остатки также указаны в табл. 2. Поскольку разница между максимально и минимально возможными значениями остатков числа импульсов не превышает 127, неоднозначности отсчёта при анализе состояния только семи разрядов счётчика не возникает.

Число с выходов счётчика поступает на один из входов цифрового компаратора на микросхемах DD3 и DD5. На второй вход компаратора с помощью переключателя SA1 поочерёдно подают числа, соответствующие эталонной длительности задержки для четырех марок бензина. Эти числа устанавливаются на входах буферных элементов DD2, DD4, DD6 и DD9 в инверсном двоичном коде, поскольку эти элементы — инвертирующие. Поскольку выходы этих элементов имеют три состояния, их можно объединить в общую шину, что и сделано в октанометре.

При другой длине мерного отрезка (длине бензобака) образцовые числа N изменяются пропорционально, затем берутся остатки от их деления на 128.

Приступая к измерению октанового числа бензина, следует установить переключатель SА1 в положение «АИ-80». Затем обнулить счётчик нажатием на кнопку SВ1 и, нажав на кнопку SВ2, произвести измерение. Если октановое число бензина меньше эталонного для бензина этой марки, то включится красный светодиод НL3. Если оно равно эталонному, включится жёлтый светодиод НL2. Если больше, то будет включён зелёный светодиод HL1. В последнем случае следует последовательно переводить переключатель SА1 в положения, соответствующие большим октановым числам, продолжая наблюдать за светодиодами.

Налаживание прибора сводится к установке частоты 40 кГц на выводе 5 микросхемы DАЗ с помощью подстроечного резистора R9. Если использовать более высокочастотные ультразвуковые преобразователи на 100 или 200 кГц, то частоту генератора необходимо соответственно увеличить. Однако следует иметь в виду, что с повышением частоты ультразвука его затухание в бензине растёт. Поэтому размеры бака, в котором производятся измерения, придётся уменьшить, а это увеличит погрешность прибора.

Цифровые микросхемы, используемые в октаномере, можно заменить их импортными аналогами серий 4000 и 74НС. Вместо стабилизатора напряжения LТ3013ЕFЕ подойдёт любой линейный стабилизатор с регулируемым или фиксированным выходным напряжением 5 В и максимальным током нагрузки не менее 100 мА. Поскольку на стабилизаторе рассеивается мощность около 0,7 Вт, его нужно снабдить тепло-отводом.

Схема термостата показана на рис. 3. Он построен на специализированной микросхеме термостата LМ56ВIМ (DА1), которая имеет встроенный датчик температуры и источник образцового напряжения 1,25 В (вывод 1).

Рис. 3.

Температуру включения и выключения нагревателя задают значениями напряжения соответственно на входах UTL (вывод 3) и UTH (вывод 2), которые должны быть равны [4]:где ТL и ТH — заданные значения темпе­ратуры соответственно включения и выключения нагревателя, °С.

Эти напряжения получают из образ­цового напряжения Uref (вывод 1) с по­мощью резистивного делителя напря­жения R1-RЗ. Задавшись значением RΣ=R1+R2+R3, сопротивления этих резис­торов можно рассчитать по формулам:

Указанные на схеме номиналы резисторов R1-R3 обеспечивают температуру включения нагревателя около 18 °С, а температуру его выключения около 26°С. Если температура бензина меньше 18°С, то светится светодиод HL2 и включается нагревательный элемент ЕК1. Если температура выше 26°С, то нагреватель выключается, но включается светодиод HL1. Следовательно, когда включён любой из светодиодов, производить измерение октанового числа бензина не стоит.

Для правильного измерения температуры бензина корпус микросхемы LM56BIM должен иметь хороший тепловой контакт с бензобаком. Для подогрева бензобака использованы самоклеющиеся нагревательные фолии [5].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Способы измерения октанового числа в топливе. — URL: http://www.oktis.ru/press/ sposoby-izmereniya-oktanovogo-chisla-v-toplive/ (02.11.14).
  2. Пащенко В. М., Чуклов В. С., Ван-цов В. И., Колосов А. А. Способ определения окта+ювого числа автомобильных бензинов. Патент RU 2189039 С2. — URL: http:// bd.patent.su/2189000-2189999/pat/ servl/servletf315.html (23.10.14).
  3. Ultrasonic Sensor. Application Manual. — URL: http://www.symmetron.ru/suppliers/ murata/files/pdf/murata/ultrasonic-sen-sors.pdf (23.10.14)
  4. LM56 Dual Output Low Power Thermostat. — URL: http://www.ti.com/lit/ds/symlink/ Im56.pdf (23.10.14).
  5. Самоклеящиеся нагревательные фолии 12 VDC. — URL: http://dip8.ru/files/pdf/ fg12v.pdf (23.10.14).

Автор: А. КОРНЕВ, г. Одесса, Украина
Источник: РАДИО №2, 2015

Наблюдения — за бензинами. — Mazda 6, 2.0 л., 2006 года на DRIVE2

Продолжаю развлекаться с индикатором октанового числа ОКТИС-2
Уже поднакопилась некоторая практика, также посмотрел обзорчики.
В одном из обзоров — сравнили проверку топлива — приборчиком и по стандартной технологии (исследовательский метод).
Есть понимание что: 1. прибор подвиоает и занижает примерно на 2-3 единицы 2.Если проверять разные бензины одним и тем же прибором — можно хотя бы понять тенденцию, что и нужно. Поэтому — без притензии на точность каждого конкретного измерения.
3. На ютубе в основном -сняты проверки — разовой закупки на разных бензинов и потом сравнения.

Я так тоже конечно сделал для первого раза

А потом решил — чтоб прибор не простаивал :) буду как проверять при каждой заправке и копить статистику для общего понимания.

Задачи ПРОВЕРЯТЬ ВСЕ СЕТИ — не ставлю. Но и от Лукойла после проверки решил отказаться.
Поэтому в списке — только Шелл, Газпромнефть и Роснефть.

Сейчас скопился уже такой список:
Показано — какое число показал прибор. Помним что занижает примерно на 2 единицы.

1.11 — Шелл — 93.
14.11 — Газпромнефть — 90
29.11 — Роснефть — 93
17.12 — Шелл — 93
30.12 — ТрансАЗС — 91
7.01 — Шелл — 93
24.01 — Шелл — 93
17.02 — Газпромнефть — 91
02.04 — Шелл — 95
17.04 -Шелл 96
04.05 -татнефть -92

Пока делаю вывод такой. Из этих трём компаний, Шелл — самое стабильное качество хотя покупает насколько помню у Газпромнефти, но использует другую моющую присадку (для V-power).
И повторюсь. Понятно что точность измерения сравнительно невысокая. Но при этом. У бензина 100 (Лукойл) — показал 100). На том же ШЕЛЛ -стабильно показывает 93. Если бы показания постоянно плавали, они бы всегда плавали.

Вобщем — пока есть такая статистика. Буду выкладывать обновления раз в кварталл.

Упрощённый ультразвуковой измеритель октанового числа бензина — Меандр — занимательная электроника

Для сравнения задержки распространения ультразвука в проверяемом бензине с эталонными для четырёх его марок (см. статью «Ультразвуковой измеритель октанового числа бензина«) в нём был применён цифровой компаратор. Выяснилось, что весь этот узел (цифровой компаратор с буферными элементами — шесть микросхем) можно заменить одной микросхемой программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), что значительно упрощает прибор.

Так как расстояние между приёмником и излучателем ультразвука не превышает 2 м, высокая чувствительность ультразвукового приёмника не требуется. Поэтому его входной усилитель на ОУ удалось заменить более дешёвым и простым усилителем на одном транзисторе.

Схема упрощённого ультразвукового измерителя октанового числа бензина изображена на рис. 1. Алгоритм работы устройства не изменился и подробно описан в предыдущей статье. Только теперь код с выходов счётчика DD3, соответствующий измеренной задержке распространения ультразвукового импульса в бензине, поступает не на компаратор, а на адресные входы ППЗУ Ds 1 (КР556РТ4А).

Рис. 1

Микросхемы этого типа поставляют потребителям с записанными во всех ячейках памяти логическими нулями. Чтобы использовать в приборе ППЗУ, его нужно запрограммировать, заменив в нужных ячейках логические нули логическими единицами. Адреса ячеек ППЗУ и коды, которые нужно в них записать, приведены в таблице. Во все остальные ячейки, отсутствующие в таблице, следует записать код 1111.

БензинΔt, мксint(Δt) mod 128Адрес, hexКод, bin
Лучше АИ-95828…83660-68ЗС — 440111
АИ-95837…84269-7445 — 4А1011
АИ-92843…84875-804В — 501101
АИ-80849…87681-10851 — 6C1110
Хуже АИ-80877…883109-1156D — 730000

С запрограммированным таким образом ППЗУ светодиод HL1 прибора включится при проверке бензина марки АИ-80, HL2 — AИ92, HL3 — AИ95. Бензину с большим, чем у АИ-95, октановым числом соответствует свечение светодиода HL4, а если бензин хуже, чем АИ-80, будут включены все светодиоды.


Налаживание прибора сводится к установке частоты 40 кГц на выходе генератора микросхемы DA1 (выв. 5) с помощью подстроечного резистора R7 и программирования ППЗУ. Запрограммировать микросхему КР556РТ4А вручную можно с помощью программатора, схема которого изображена на рис. 2. Программируют её, подавая одиночные программирующие импульсы на выход программируемого разряда и на вывод питания. Адрес ячейки набирают кодирующими переключателями SA1 и SA2, переключателем SA3 выбирают разряд, подлежащий программированию. Импульс пережигает плавкую перемычку внутри микросхемы, что эквивалентно записи логической единицы в этот разряд.

Рис. 2

При нажатии на кнопку SB1 генератор одиночного импульса на одновибраторе DD1.1 выдаёт импульс длительностью около 100 мс, открывающий ключ на транзисторах VT1 и VT2. Во время импульса на программируемый разряд и вывод питания ППЗУ поступает напряжение +12 В. Если единица записана, светодиод HL1 должен включиться. В противном случае следует повторить операцию записи. Длительность импульса программирования зависит от номиналов резистора R10 и конденсатора C1.

Микросхема КР556РТ4А давно снята с производства, но в продаже их ещё довольно много. При необходимости можно применить и другие микросхемы ППЗУ, например, К155РТ4, К541РТ1 или импортные.

Автор: А. Корнев, г. Одесса, Украина

Способы определения октанового числа в топливе

В настоящее время на территории России официально приняты и повсеместно применяются только 2 метода определения уровня октана в бензине:

  • исследовательский;
  • моторный.

   Исследовательский метод определения октанового числа подразумевает проведение испытаний в строгом соответствии с ГОСТ 8226-82 и ГОСТ Р 32339-2013. Для проведения испытаний моторного метода определения данного критерия предусмотрены ГОСТ 511-82 и ГОСТ Р 32340-2013.

   Определение октанового числа названными методами производится в ходе испытания топливной смеси на специальной установке, представляющей собой одноцилиндровый мотор — УИТ-65, УИТ-85 (ГОСТ 8226-82, ГОСТ 511-82) и УИТ-85М и CFR (ГОСТ 32339-2013 и ГОСТ 32340-2013). Их использование позволяет изменять степень сжатия, благодаря чему удается сравнивать эталонное топливо с образцами бензина, предоставленными для исследования. Эталонным топливом в исследовании служит смесь, состоящая из двух углеводородов – изооктана с октановым числом, равным 100 единицам и нормального гептана с нулевым уровнем его содержания. Таким образом, смешивание этих веществ в необходимых для исследования пропорциях позволяет получить топливо с определенным октановым числом: например, 82% изооктана + 18% нормального гептана = топливо с октановым числом 82 единицы.

Моторный метод (движение за городом)

   Данный метод определяет, насколько устойчив бензин к детонации при максимальной мощности работы мотора в режиме увеличенной температуры. В ходе испытания обороты устанавливаются на отметке 900 в минуту, температура всасываемой смеси – на 149 градусах по Цельсию. Угол опережения зажигания – переменный. Проверка топлива моторным методом сравнивает испытываемый образец бензина с эталонным топливом в процессе переключения питания мотора автомобиля с одной топливной смеси на другую. Задачей метода является определение той смеси эталонного бензина, момент детонирования которого совпадает с детонацией исследуемого образца.

Исследовательский метод (движение в городе)

   Данный метод позволяет исследовать детонационную стойкость предоставленной для исследования смеси в условиях эксплуатации мотора при его частичной нагрузке. Основной принцип проведения данного исследовательского метода совпадает с алгоритмом метода моторного – испытываемый образец сравнивают с эталонным топливом. Однако в этом случае обороты уже снижены до 600 в минуту, а угол опережения зажигания установлен постоянный – 13°, при этом температура всасываемого воздуха равняется 52 градусам по Цельсию.

Как еще определить октановое число бензина?

   Моторный и исследовательский способы определения октанового числа в топливе являются официально утвержденными и широко используемыми. Однако есть еще некоторые способы узнать, сколько единиц октанового числа содержится в бензине. Так цифровые октанометры позволяют оперативно проанализировать состав топлива и узнать его октановое число, что очень удобно и востребовано среди производителей топлива.

   Принцип устройства заключается в сравнении исследуемых образцов бензина с заранее сохраненными параметрами основных марок топлива. Это становится возможным благодаря диэлектрической проницаемости автомобильного бензина. Прибор достаточно прост и удобен в использовании – результаты исследования в течение самого короткого времени отображаются на экране. Однако полностью полагаться на данные, полученные благодаря даже самом надежному октанометру, не рекомендуется, посколько в настоящее время он все еще не является официальным и сертифицированным инструментом для проведения подовных исследований на территории РФ.


Смотрите также