8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Грм михайловский замок


История

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице. 

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея. 

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

  С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Тайна Михайловского замка

Еще до постройки дворец стал навязчивой идеей Императора, опасавшегося возможных заговоров. Он лично участвовал в его проектировании и с нетерпением ждал завершения работ, чтобы быстро переехать на новое место, где, как он думал, он будет чувствовать себя в безопасности. Поэтому весь процесс строительства Михайловского замка велся в ужасной спешке. «Нет ничего более вредного для здоровья, чем это жилище», - писал один из современников.«В комнатах были видимые следы влажности. А в зале, где висели большие исторические картины, я собственными глазами видел, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосу льда толщиной около дюйма и шириной в несколько ладоней, которая тянулась сверху вниз в пространстве. угол ». В новом замке было пустынно и холодно, роспись на фасаде была еще влажной, и только император и небольшая свита осмеливались жить в таком негостеприимном здании.

После смерти Павла I Михайловский замок остался без хозяина.Рисунки, хранившие тайны сводов замка, были уничтожены самим Бренной (архитектором замка), покинувшим Россию через год после убийства императора. С тех пор в этом месте стало происходить что-то загадочное. Рассказывали, что после полуночи в совершенно пустом и заброшенном доме можно было слышать шаги, стоны, а иногда даже становиться свидетелями слабого тусклого света. Люди стали сторониться этого места. Мрачный полуразрушенный дворец, окруженный дурной славой, пустовал почти 18 лет.

.

Михайловский замок.

Экскурсии с Михайловским замком

Михайловский замок был построен в 1797–1801 годах по приказу Павла I. Боясь интриг и покушений, ему не нравился Зимний дворец, где он никогда не чувствовал себя в безопасности. Его мать Екатерина Великая свергла своего мужа Петра III, чтобы получить доступ к российскому императорскому престолу, и Павел I боялся, что его постигнет та же участь. Михайловский замок был построен южнее Летнего сада и заменил небольшой деревянный дворец императрицы Елизаветы Петровны.Павел I стремился создать безупречное убежище, где он мог бы спрятаться от своих многочисленных врагов и недоброжелателей и сделать замок максимально неприступным. С четырех сторон замок был окружен водами реки Мойки, реки Фонтанки и двумя специально вырытыми каналами. Чтобы покинуть дворец и отправиться в город, нужно использовать подвесные мосты, которые поднимались ночью. Новая королевская резиденция, которая была изолирована от города и выглядела как укрепленный средневековый замок, окруженный глубоким рвом, вселяла страх в сердца людей.Михайловский замок был спроектирован архитекторами Винченцо Бренна и Василий Баженов. Замок выглядит по-разному с каждой стороны, так как архитекторы использовали мотивы разных архитектурных стилей - французского классицизма, итальянского ренессанса и даже готики. В 1800 году перед замком был установлен изящный бронзовый памятник Петру I. По приказу Павла I на постаменте, украшенном барельефами, изображены сцены двух побед русских над Швецией во время Северной войны, сделана надпись «От правнука до прадеда».Император Павел I провел в замке всего 40 ночей. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит в собственной спальне группой офицеров. Сюжет был вдохновлен сыном Павла Александром. После смерти императора замок был заброшен, так как никто из членов королевской семьи не решился жить в таком зловещем доме. В 1819 году замок был передан Главному инженерному училищу, что дало замку второе название - Инженерный замок. Среди наиболее известных выпускников школы можно вспомнить известного русского писателя Федора Достоевского.В настоящее время Михайловский замок является филиалом Русского музея и включает в себя несколько постоянных экспозиций: «Портретная галерея выдающихся деятелей русской истории XVIII - XIX веков» и «Экспозиция скульптурного портрета XVIII века». Основу галереи составляют официальные портреты русских монархов, начиная с Петра Великого и заканчивая Николаем II, а также членов царской семьи и русских генералов. Портреты выполнены выдающимися российскими и зарубежными художниками.

Ближайшие гостиницы

Гранд Отель Европа

ул. Михайловская, 1/7

Гранд Отель Европа, построенный в начале 19 века, является одним из лучших отелей Санкт-Петербурга.

Показать цены

Arbat-Nord

Artilleriyskaya St., 4

Arbat Nord - это совершенно новый четырехзвездочный отель, удобно расположенный на Артиллерийской улице, а это около нескольких человек.

Показать цены

Korona

Малая Конюшенная улица, 7

Гостиница Корона - идеальное место для тех, кто предпочитает комфортное размещение в центре города и во всем

Показать цены

Невский Отель Мойка 5

Набережная реки Мойки

., 5

Гостиница «Невский Мойка 5», открытая в 2006 году, входит в ассоциацию гостиниц «Невский», которая принимает гостей

Показать цены

Пио

ул. Моховая, д. 39, кв. 10

Мини-отель ПИО расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от станций метро Маяковская и

Показать цены.

Михайловский замок - Санкт-Петербург Россия

Михайловский замок


Адрес: 2 Садовая улица
Ближайшие станции метро: Гостиный двор / Невский проспект
Телефон: +7 (812) 313-41-12
10.00 10.00 - 17.00 10.00 - 16.00 (понедельник)
Выходной: вторник

Михайловский замок кажется самым романтичным и загадочным сооружением Петербурга.Он был построен в 1797–1801 годах по приказу Павла I. Боясь интриг и убийств, он не любил Зимний дворец, где никогда не чувствовал себя в безопасности. Его мать Екатерина Великая свергла своего мужа Петра III, чтобы получить доступ к российскому императорскому престолу, и Павел I боялся, что его постигнет та же участь. Павел I стремился создать безупречное убежище, где он мог бы спрятаться от своих многочисленных врагов и недоброжелателей и сделать замок максимально неприступным. Река Мойка, Фонтантка и два канала окружают замок со всех четырех сторон, что очень напоминает старинную крепость.Единственный способ попасть внутрь замка - это установить подвесные мосты, которые раньше всегда поднимали в ночное время, спасая жителей замка от неожиданных посетителей.

Михайловский замок был спроектирован архитекторами Винченцо Бренна и Василий Баженов. Все четыре фасада Михайловского замка разные. Южный фасад, украшенный массивными мраморными обелисками, был особенно выразителен и монументален. Над входом висел порфировый фриз, гласящий позолоченными бронзовыми буквами: Ваш дом подобает объекту поклонения на долгие годы .

Северный фасад обращен к Летнему саду, который напоминает итальянскую виллу эпохи Возрождения с бронзовыми памятниками Гераклу и Флоре.

В центре площади перед замком, на площади Коннетабля, находится уникальный памятник Петру I в облике римского императора. Дизайн статуи был выполнен Карло Бартоломео Растрелли.

Вряд ли есть другое место в Санкт-Петербурге, вокруг которого столько легенд и мифов. Пол провел в замке Святого Михаила всего сорок дней.В ночь с 11 на 12 марта 1801 года произошло трагическое событие, когда император был убит в своей спальне. Вскоре после убийства Павла I из замка были вывезены все шедевры, а его парадные помещения превратились в квартиры.

После этого в начале 19 века замок был передан Центральному инженерному колледжу и вскоре изменил свое название на Инженерный замок. Более 100 лет Замок использовался для нужд колледжа, не обращая внимания на его историческую роль.

В конце ХХ века, когда здание стало филиалом Русского музея, были проведены реставрационные работы, чтобы вернуть замку исторический облик. Сейчас несколько выставок разместились в Михайловском замке с одним из его владений - галереей официальных портретов русских монархов от Петра I до Николая II.

.

Смотрите также