8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Грм цепь что это такое


какой привод ГРМ лучше? — журнал За рулем

В среде автолюбителей никогда не утихнут споры, какой привод газораспределительного механизма предпочтительнее: ременный или цепной? Еще раз разбираемся в проблеме и собираем воедино все аргументы за и против.

Вначале были шестерни

Начнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью. Недаром на знаменитом танке Т-34 устанавливался двигатель В-2, у которого не только привод клапанов, но и всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями. Предвоенные, да и некоторые послевоенные легковые автомобили отечественного производства также имели шестеренный привод ГРМ с нижним расположением распредвала.

На цепь его!

Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше, чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.

Шестеренный привод ГРМ сохранился на современных V-образных многоклапанных моторах. Это стало возможным потому, что распредвалы, расположенные в развале V-образного блока цилиндров, находятся относительно близко к коленчатому валу.

Шестеренный привод ГРМ сохранился на современных V-образных многоклапанных моторах. Это стало возможным потому, что распредвалы, расположенные в развале V-образного блока цилиндров, находятся относительно близко к коленчатому валу.

Впервые на массовом отечественном двигателе цепной привод появился на москвичовском двигателе УЗАМ-412, разработанном в первой половине 60-х годов прошлого столетия. А вскоре началось триумфальное шествие Жигулей, на которых вплоть до начала восьмидесятых безраздельно господствовал цепной привод распредвала.

Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.

Откуда берется «вытяжка»? Интересный вопрос. Конечно, не может быть и речи об удлинении под нагрузкой каждой отдельной пластинки, составляющей цепь. Рассчитать на прочность эти элементы проще простого. Удлинение цепи происходит при износе, увеличении зазора в каждом шарнире, а их, как правило, больше сотни. Соответственно, и суммарная длина цепи может расти на несколько миллиметров по мере износа.

Ранние импортные и описанные выше отечественные двигатели имели механические натяжители с пружиной, обслуживаемые при каждом ТО. При этом цепи на наших моторах (напомню, двухрядные) ходили при должном обслуживании немногим больше 100 000 км. Далее тольяттинские моторостроители на много лет прекратили разрабатывать новые конструкции с цепным приводом, и только при модернизации старого доброго двигателя рабочим объемом 1,7 л для Chevrolet Niva и Lada 4x4 немного изменили конструкцию. Вместо двухрядной применили однорядную цепь, снабдив ее гидравлическим натяжителем. Замечу, что при равном качестве материалов ресурс однорядной цепи меньше: ведь в двухрядной цепи поверхностей пластин, взаимодействующих с валиками, минимум три, а в однорядной — только две.

Вот такой узкой стала цепь на нынешних вазовских полноприводниках.

Вот такой узкой стала цепь на нынешних вазовских полноприводниках.

Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.

Так выглядит цепной привод распредвалов в двигателе корейских автомобилей Kia Rio или Hyundai Solaris прошлого поколения.

Так выглядит цепной привод распредвалов в двигателе корейских автомобилей Kia Rio или Hyundai Solaris прошлого поколения.


В современных многоцилиндровых V-образных двигателях цепей может быть несколько, включая и небольшую цепочку привода масляного насоса.

В современных многоцилиндровых V-образных двигателях цепей может быть несколько, включая и небольшую цепочку привода масляного насоса.


На оппозитных двигателях конструкторы тоже применяют цепной привод.

На оппозитных двигателях конструкторы тоже применяют цепной привод.


Да, кстати, вы в курсе, что на народном любимце Логане стоит цепь? «Нет, неправда, автор сошел с ума! Там ремень!» — скажете вы. А вот и нет. Масляный насос на этом достойном двигателе действительно приводит небольшая цепь.

Явление ремня народу

Материалы по теме

До поры до времени неметаллические материалы использовались в двигателе только в виде прокладок или сальников. Как вдруг в середине пятидесятых годов прошлого века американцы впервые наладили привод распредвала резиновым ремнем. Конечно, это был не такой ремень, который крутит генераторы и компрессоры кондиционера. Во-первых, требовалось синхронное вращение валов, то есть должно быть исключено проскальзывание ремня, а во-вторых, прочность ремня и его зубьев должны обеспечивать работоспособность двигателя в течение длительного срока.

На просторах нашей Родины ремень появился впервые на двигателе ВАЗ-2105. Заводчане изменили конструкцию двух базовых деталей — блока цилиндров и его головки, чтобы не отставать от мирового прогресса автомобилестроения. Ремни ходили не очень долго, являлись приличной головной болью для хозяев, но их обрыв не был фатален для мотора. Конструкция предусматривала, что при любых взаимных положениях коленчатого и распределительного валов встречи клапанов с поршнями не происходило. Иными словами, даже в дороге — заменил ремень и езжай дальше. Правда, такой мотор выпускали не очень долго.

С появлением переднеприводного семейства ВАЗ ремень стал основным типом привода ГРМ. Были в линейке новых моторов и «втыковые», и «невтыковые» модели и их модификации. Но постепенно требования к мощности и экологии привели к необходимости даже восьмиклапанный двигатель сделать по конструкции втыковым. А у шестнадцатиклапанников подобная конструкция была изначально.

Натяжной ролик и поверхность зубчатого ремня двигателя Приоры. Объявленный ресурс ремня — 200 000 км. Посмотрим...

Натяжной ролик и поверхность зубчатого ремня двигателя Приоры. Объявленный ресурс ремня — 200 000 км. Посмотрим...

Но русского умельца так просто современными евронормами не возьмешь. Сейчас в продаже есть поршни, предотвращающие встречу клапанов при обрыве ремня — и к восьми-, и к шестнадцатиклапанникам. О чем это говорит? О том, что ремни-то, похоже, рвутся, как и прежде, ну а спрос рождает предложение. К слову, для импортных двигателей я таких поршней в продаже не встречал.

Признаки перескока цепи привода ГРМ и что делать

Внутри вашего автомобиля и двигателя много деталей. Одним из основных компонентов является цепь или ремень ГРМ. Это центральная часть, которая соединяет двигатель с колесами.

В зависимости от автомобиля ремень ГРМ будет резиновым или металлической цепочкой. Если это резина, то признаков того, что она сломается, не так много, но если у вас есть металлическая цепь привода ГРМ, есть несколько вещей, на которые вы можете обратить внимание, чтобы вас предупредили, прежде чем она сломается.

Признаки перескока цепи привода ГРМ и что делать

Что происходит при выходе из строя

Если у вас оборвется цепь привода ГРМ, это ужасно. Обычно весь двигатель необходимо перестраивать. Это потому, что когда она ломается, вещи вылезают из раковины, и ваши поршни врезаются в клапаны.

Проще говоря, детали двигателя сталкиваются друг с другом и повреждаются. Если у вас порвется ремень ГРМ, машина не поедет. Он не запускается и ничего не делает.

Как работает цепь привода ГРМ

Это связано с тем, что цепь привода ГРМ соединяет коленчатый вал с распределительным валом. Коленчатый вал - это то, что со временем вращается, поршни поднимаются и опускаются внутри цилиндров двигателя.

Распределительный вал имеет зубцы, с которыми соединяется ремень ГРМ, а затем он соединяется с зубьями на коленчатом валу. Когда распределительный вал вращается, мощность переходит в крутящийся ремень и вращает коленчатый вал.

Коленчатый вал затем передает энергию колесам, и это то, что позволяет оси и колесам вращаться.Без ремня ГРМ мощность, вырабатываемая в двигателе, не может передаваться на колеса.

Признаки скачка цепи привода ГРМ

Важным признаком того, что ремень ГРМ вот-вот подпрыгнет или порвется, являются лязгающие звуки.

Эти звуки могут быть металлическими или похожими на джингл. Это будет звучать так, будто вы трясете ключами или металлической цепочкой. Эти звуки возникают из-за того, что приводная цепь расшатывается и ударяется по предметам во время вращения.

В основном вы слышите эти звуки, когда впервые заводите машину.Это связано с тем, что именно в этот момент двигатель производит наибольшую мощность и заставляет цепь двигаться.

Вы также можете услышать дребезжащий звук при ускорении или замедлении.

Любой лязг или свист двигателя серьезен. Даже если проблема не в цепи или ремне ГРМ, вероятно, стоит обратить внимание на что-то еще. Вот почему так важно, чтобы ваш автомобиль был проверен, если вы слышите какие-либо странные звуки, исходящие от двигателя или из-под капота вашего автомобиля.

Еще одна вещь, на которую следует обратить внимание в качестве предупреждения о том, что ваша цепь ГРМ может вот-вот подпрыгнуть, - это то, что ваш двигатель сжигает много масла.

Это потому, что если ваш двигатель старый или работает неправильно, он может начать сжигать масло. Обращение внимания на горение масла также является методом индикатора, который можно использовать даже на автомобилях с резиновыми зубчатыми ремнями, которые не дребезжат, как металлическая цепь привода ГРМ.

Признаков перескока цепи привода ГРМ

Если ваша цепь привода ГРМ подскочила, то некоторое дребезжание все еще может произойти.Если цепь подпрыгнет только на один зуб, то машина может даже поехать, она просто не поедет правильно. Если цепь привода ГРМ прыгнула, вы можете завести автомобиль с открытым капотом и посмотреть, требуется ли двигателю для переворота больше времени, чем обычно. Если на переворот уходит больше времени, значит, цепь привода ГРМ, вероятно, подскочила, особенно если при попытке завести автомобиль слышны шумы.

Также можно обратить внимание на то, есть ли обратный огонь в двигателе. Если двигатель издает хлопок, это значит, что он имеет обратный эффект и, вероятно, имеет перескакивающую цепь привода ГРМ, особенно если есть и другие шумы.Кроме того, спотыкание двигателя, особенно во время разгона, может быть признаком того, что ремень ГРМ прыгнул и двигатель работает неправильно.

Что делать, если цепь ГРМ прыгает

Если у вашего ремня ГРМ прыгает, то вам нужно его исправить сразу или отремонтировать, не управляя автомобилем. Более продолжительное движение может привести к повреждению двигателя или, что еще хуже, к полному разрыву цепи.

Если вы знаете, что делаете, то можете снять крышку привода ГРМ, пробраться туда, где подсоединяется цепь привода ГРМ, и снять ее.После удаления вы можете надеть новый. Хотя это легче сказать, чем опровергнуть.

Часто, чтобы проникнуть в двигатель так глубоко, где находятся коленчатый и распределительный валы, вам придется снимать множество других деталей. На большинстве автомобилей вам придется снимать змеиный ремень и все, что с ним связано. Это означает удаление генератора, водяного насоса и всего остального, что мешает.

Для неопытных людей это невозможно, и даже если вы знаете, что делаете, это может потребовать много работы.Пока вы делаете эту работу, вашу машину нельзя использовать, и вы должны убедиться, что вы все правильно поставили. Кроме того, если что-то пойдет не так, то если что-то пойдет не так, то единственный надежный человек - это вы сами. Вот почему для большинства людей рекомендуется самостоятельно заменить цепь или ремень ГРМ.

Вместо этого вы можете найти уважаемого механика и попросить его заменить цепь привода ГРМ. Таким образом, вы будете знать, что это делает кто-то с опытом, и что все делается правильно.Кроме того, позволив магазину сделать это, если что-то не так, они несут ответственность.

Заключение

Цепь или ремень ГРМ - очень важная часть вашего автомобиля. Так мощность передается от двигателя к шинам. Если цепь ГРМ обрывается, значит, двигатель готов. Вот почему рекомендуется следить за цепью или ремнем ГРМ. Для ремней это еще более важно, поскольку на них не так много знаков, прежде чем они порвутся. Однако металлические цепи привода ГРМ могут прыгать, и у них есть предупреждение.Если в вашей машине горит много масла или у вас дребезжит двигатель, вам следует осмотреть цепь привода ГРМ и, возможно, заменить ее, если она старая.

.

Признаки неисправности цепи привода ГРМ

  • Дом
  • Категории
    • Принадлежности
      • Аксессуары для интерьера
      • Внешние аксессуары
      • Игрушки
    • Очистка и детализация
    • Электроника
      • Аудио
    • Двигатель и производительность
    • Инструменты
    • Шины и диски
    • Мотоциклы и велосипеды
    • Уход на дому
    • Кемперы на колесах
    • Внедорожники
    • Гарантии
      • Расширенные гарантии
      • Заводские гарантии
  • Блог
  • Инструменты
    • Калькулятор размера шин
    • Поиск колес и шин
  • О нас
  • Связаться