8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Гбц ваз 21083 доработка


Доработка ГБЦ 21083 часть 1. — Лада 2109, 1.5 л., 1995 года на DRIVE2

Всем привет! Давненько я ничего не писал, и вот все таки созрел и решился на сей шаг)
Такс, в прошлом БЖ я в конце упомянул что след. запись (то есть эта), будет про ремонт и доработку ГБЦ. Вкратце о чем будет БЖ: очень тщательная промывка масло и ОЖ каналов и самой бошки в целом, портинг впускных и выпускных каналов, фрезеровка плоскости, небольшое изменение камеры сгорания(КС), повышение степени сжатия(СЖ), сверление доп. масло каналов для смазки (ATTENTION: процесс очень очковый, вероятность запороть и отправить на упокой бошку очень велика), замена направляющих клапанов, замена и полировка самих клапанов, зенковка(шарошка) седел, притирка клапанов и замена масло съемных колпачков, это все что относиться непосредственно к чердаку. Так же надо будет доработать навесное, фух вроде все вспомнил. Работа довольно трудоемкая и сложная занимает прилично времени, но если горит кое-где то можно справиться и дней за 7-10 с утра до ночи не покладая рук выделяя лишь небольшое время на хавчик и погулять вечерком), с учетом того что делать все очень и очень качественно, если еще и убрать пару пунктиков можно уложиться еще раньше, ну а если на о*****сь день или два и готово)
Первым делом разбираем ГБЦ до гола, и приступаем к зачистке и мойке от нагара.
Желательно пронумеруйте клапана и стаканчики по порядку.

Потроха)

Навесные запчасти, ресивер, впуск. коллектор, рампа.

Навесное

ГБЦ очень грязное и в масленной саже.

загаженная гбц(

После того как все разобрали зачищаем от нагара поверхность ГБЦ и саму КС.

Чистая плоскоть гбц

Кстати зачищал я КС и труднодоступные места металлической насадкой на дрель, продается в любом хоз.маге. и стоит около 100р.

Шаг 2. Предупрежу сразу много нудных расчетов, те кто не шарят в ДВС можете просто перелистать) Шаг 2 был ооочень длительным, я долго не мог решить насколько максимально мне от фрезеровать плоскость ГБЦ хотел вообще 0.8. Почти каждый вечер на протяжении почти недели как минимум, я лопатил инет в поисках нужной инфы. Но нужной мне информации почти не было ни где, столько сайтов и форумов перечитал, все бесполезно, везде одни легенды и предположения, что при фрезеровке более 0.4-0.5 чуть ли ни придется ездить минимум на АИ 98, а лучше на спортивном топливе которое стоит даже самое паршивое около 2т.р. за 15л., вскроется рубашка охлаждения, будет гнуть клапана, поршни будут бить о ГБЦ в цилиндрах будут происходить мифические процессы и вообще эти все доработки гамно, идите ка н** со своими доработками лучше ездить на трамвае или ходить пешком О_о, примерно так заканчивается форум если его долго читать). Решил конкретно поискать на Д2, толком ничего не нашел, даже в сообществе Ваз и доработка поднимался этот вопрос где также не смогли получить нужного ответа. НО! нашел здесь пару человек кто прошел этот шаг и знает о чем речь, MYXA-Miller и mxl решил поинтересоваться у них.
Коротко: выше СЖ, — больше мощности, меньше расход (современные ино основываются на этом), но и ни без минусов, с возрастанием СЖ требовательность к качественному бензину выше .Суть в том что СЖ стандартной КС на 21083 около 9.8 я хотел СЖ около 11 это входит в рамки АИ 95 который расчитан на СЖ 10.5-12, + будет стоять приора прокладка ГБЦ толщиной всего 0.4мм к тому же она железная и очень капризна к поверхности ГБЦ, сток прокладка 1.3мм, что тоже повысит СЖ и надо было вычислить на сколько спилить поверхность ГБЦ чтобы получить нужные цифры + надо учесть объем блока, недоход поршня и лужу в поршнях что тоже влияет на СЖ, тут нам помогут калькуляторы SS20 Sport club и Расчет ДВС ну а ГБЦ надо проливать чтобы точно узнать объем КС. Хватит пока теории)

Короче отвез я с другом ГБЦ на фрезеровку, психанул и сказал с торцевать на 1мм хотя хотел на 0.8, на меня посмотрели немного недоуменно и спросили: "зачем так много?!", Что это слишком много и т.д., я объяснил ситуацию, мне ответили доработай каналы на что я ответил: "Дядь, все будет!, фрезеруй плоскость и я полетел" Не захотел он снимать 1мм и сказал давай снимем 0.8 и будет норм, т.к. я изначально хотел 0.8, но с дури ляпнул 1мм я недолго думая согласился. Ну и фото процесса прилагается)

В процессе фрезеровки

Процесс не долгий мин 10-15. Ну и фото готовой ГБЦ.

ровная плоскость

Шаг 3. Замена выпускных клапанов и направляющих, притирка всех клапанов и замена масло съемных колпачков.
Вообще с подвигло меня на замену напрв. не большой курьез, при снятии маслосъем. колпачков (при том что я их снимал специальным съемником) оторвал я кароч бошку направляйки вместе с колпачком ну е***** потык!
После замены направляющих их надо "развернуть". Купил на ВАЗы 2 развертки на впуск. и выпуск. направляющие и развернул их чтобы посадить клапана.

Развертки

Кстати меняются они довольно легко ничего ни грел, ГБЦ в печь не засовывал. Старые направляйки просто выбил новые перед тем как забить за ранее положил в морозилку, нашел подходящую оправу потом смазал немножко маслом и забил их туда. Главное не замять посадочное место маслосъем. колпачка!

Направляющие

Между делом зачистил от нагара и притер впуск. клапана.

Зачищенные и притертые клапана.

После замены направляющих клапанов, клапан ровно не сядет и естественно ни как не притрутся, хоть тресни! Ну и т.к у меня были заменены напрвл. д еще и сами клапана, я отвез ГБЦ с корешом Gamak в ремонтный завод, где мне про зенковали седла чтобы клапан сел на свое место. Отдал ГБЦ, сказали приедешь завтра все будет ОК. Приезжаю на след. день забираю ГБЦ и спрашиваю: "Нужно ли будет притирать клапана?" На что получаю ответ с железной физиономией: "Я понятие притирка клапанов не знаю!" Мол так сажает клапана что даже притирать не нужно! Чудеса прямо таки! Ну ладно думаю, поверю на слово. Приезжаю домой, для проверки проливаю ГБЦ керосином, и с выпускных клапанов ручьем все ушло, даже 5 мин. не продержалось. Короче нужно и их притирать. В итоге настолько загнался этим процессом, притирал и днем и вечером каждый день, свободная минутка сразу идут притирать клапана настолько приелось что чуть ли ни во сне притирал! Много проливал и смотрел что получается. В итоге притер адово! Пролил на ночь керосином и оставил до утра, с утра как проснулся интрига жесткая узнать что д как там! Сходил в гараж и ошалел! Все КС как будто только что пролил ни убавилось вообще! Пару часов поднятого настроения было обеспечено.
Ну все думаю можно проливать и считать КС в ГБЦ.

Приходит кореш tazovazostylee и проливаем КС керосином.
С начало что для этого нужно:
1. Пластик с прозрачной и ровной поверхностью с двумя дырочками.
2. Немножко герметика.
3. Шприц, желательно 30 куб.см.
4. Грамм 30 керосина, бензина, масло.
Ставим ГБЦ на ровную поверхность без наклонностей, мажем очень тонким слоем герметик и лепим на него пластик. Проливаем через одну дырочку, вторая чтобы оттуда выходил воздух.

Пролили.

Итог: при фрезеровке на 0.8мм КС меняется на 6куб.см! Сток КС 27куб.см у нас 21куб.см. Этого гребанного значения я не мог найти ни где!
Объем прокладки приора 2.3-2.5куб.см
Объем камеры в поршне 12-12.5куб.см
Еще раз вбиваем все значения в калькуляторы и получаем нужный нам СЖ 11.

На этом БЖ завершу получилось слишком много, сам от себя такого не ожидал лучше сделаю вторую часть про ГБЦ.
Всем кто дочитал спасибо)
Всем удачи)

Доработка ГБЦ 21083. Черновая обработка. — Лада 2109, 1.5 л., 1996 года на DRIVE2

В общем-то наличие горизонталок определило дальнейшее направление модификации двигателя -доработка ГБЦ. Можно было купить уже готовую головку и ничего не делать, но цены кусались, а бюджет был маловат. Ну и интерес что и как делается тоже был, поэтому снова всё делал самостоятельно))) Расскажу как это делается у меня…
Для начала скажу, что всё не так просто, как кажется на первый взгляд и за пару вечеров с наждачкой и дрелью ничего не получится) Результат прямо пропорционален усилиям и времени, которые затрачены для подготовки процесса!
Всё начинается с распила, в самом прямом смысле: нужно аккуратно распилить ГБЦ по впускному и выпускному каналам, дальнейшие распилы (например по маслоканалу) по желанию…

Впускной канал.

Выпускной канал.

Шаровая фреза ф32 мм, пристрелка))

С этой штукой сразу становится понятно, сколько и где срезать металла, видно исходную форму каналов и много другой не менее важной информации! Не ленитесь потрать время и деньги на это…
Головки различных годов выпуска сильно отличаются качеством литья, погрешностями формы, направления каналов и пр. Моя старая ГБЦ 1996 года выпуска имела отличные прямые каналы без смещения, малые отклонения от круглости, в общем классная головка. Распиленная ГБЦ 1993 года была ещё ровней. А вот ГБЦ 21083 2006 года и 21114 2011 года резко отличаются от них много худшим качеством литья, кривыми каналами, расточкой отв. под сёдла со смещением и т.д.
Если заглянуть в канаты, то перед глазами предстало интересное зрелище… Различные дефекты изготовления и низкое качество удручают(

Почти образцовая ступенька.

Большая ступенька+конфигурация канала((

Приливы прямо у сёдел…

Приливы и ступеньки у горловины седла.

Наплывы металла на поверхности канала.

Значительное сокращения площади проходного сечения выпускных каналов…

Зрелище совсем не добавляет энтузиазма, но настало время начинать работу! Главное-это никуда не спешить и не ставить задач типа "выехать к такому-то числу", подобный настрой только будет мешать!
Считаю, что дорабатывать головку «на коленке» не дело. Нужно собрать хотя бы простое приспособление, которое позволяет поворачивать ГБЦ на нужный угол и фиксировать в любом положении. Такое приспособление я собрал из уголков и шпилек М10 с гайками…за вечер. Получилось дёшево и сердито)) Оно крепится в настольные тиски, что обеспечивает возможность установки под углом самого приспособления. При необходимости всё быстро снимается и разбирается, место для хранения этого приспособления минимально… С небольшими доработками до сих пор пользуюсь, устраивает практически полностью.

В таком положении удобно обрабатывать область горловины седла и направляющей втулки…

Доработка: срезал крепёжные винты и сделал вырез в крепёжной пластине, чтобы можно было без помех обрабатывать стенку камеры сгорания у выпускного клапана.

Система фиксации: шпилька и 3 гайки))

Смысла в самодельных шаровых фрезах я не увидел, поэтому просто купил несколько 7-ми зубых шаровых фрез. Важное замечание: для черновой обработки нужна фреза, имеющая как можно меньшее количество зубьев! Это связано с величиной сопротивления резанию, чем меньше сопротивление резанию, тем меньшая мощность нужна для привода инструмента, меньше случаев «закусывания» фрезы и проворота её в патроне. Чистовую же обработку желательно производить фрезами с большим количеством режущих кромок (более 10), улучшится шероховатость и форма канала. Дополнительно режущая кромка моих фрез покрыта слоем твёрдого сплава ВК8 толщиной ~0,2мм. Из-за этого качество получаемой поверхности чуть хуже, чем без покрытия, но зато ресурс режущей кромки увеличивается! Нано-технологии в действии))

Семизубые шаровые фрезы от Киргизина Артёма.

Интересная деталь: на хвостовике есть клиновый паз под патрон пневмошлифмашинки.

Мои фрезы были сразу с хвостовиком ф13мм, что немного упрощало процесс… Но попрбовав работать ими с применением обычной дрели, я понял, что так не пойдёт. Фрезу закусывало и проворачивало в патроне, сама дрель быстро нагревалась… К тому же поверхность канала получалась плохая, по рисунку чем-то напоминая рыбью чешую))) Главное в любой обработке — это привод инструмента! Работать с большой скорость резания (читай с большими оборотами) не получится, калалы фрезеруются только за счёт подачи… Я пользуюсь старой редукторной дрелью СССР марки «Смерть фашизму!»…

Патрон ставится через переходник. У самой дрели конус Морзе №2! Если найдёте такой инструмент-быстрей хватайте и бегите!

Инструмент достаточно недружелюбный, не обладает комфортом удобством Makita или Bosch, не прощает ошибок, но свое дело выполняет. Не советую таким работать, но за неимением кухарки берут дворника))) Идеальный инструмент для черновой обработки каналов это что-то мощное, убойное…и низкооборотистое)))
Не лишним будет применение смазочной смеси, на ¾ состоящей из любого масла и на ¼ из керосина. Качество поверхности улучшится, а стружка будет удобно комковаться… Также на зубьях фрезы не будет нароста-налипания алюминия, что благоприятно скажется на долговечности фрез…
Степень некруглости канала будет сразу видна после его обработки 1-2 фрезами на увеличение диаметра.

Слева канал 30мм, справа канал 31мм. Видно где и сколько «берёт» фреза.

При фрезеровании каналов стружки будет много, поэтому парни, почаще вынимайте))…фрезу для того, чтобы убрать стружку из канала, для очистки и смазки фрезы. Стружка при работе фрезы вытесняется из впадин как назад, так и вперёд… Когда перед фрезой скапливается валик из стружки, она начинает захватываться фрезой, образуя зарезы и надиры на поверхности канала(

Валик стружки после фрезерования 1/3 длины канала… Справа начерно пройденный впускной канал ф32мм.

Иногда сочетание смещенного при формовке впускного канала 4-го цилиндра и смещения маслоканала при его сверлении приводит к необходимости завтуливания последнего. На нескольких головках я сделал диаметр 32мм и маслоканал не задевал…

ф32мм, попал в маслоканал((

Шаровыми фрезами я прохожу канал только до приливов под направляющие втулки, если работать шаровой фрезой дальше, её начинает отжимать и на поверхности канала появляются выбоины.

Видны границы обработки шаровыми фрезами.

Область горловины седла и направляющей втулки обрабатываю совсем другими инструментами. Но об этом в следующий раз, фотик уехал отдыхать в тёплые края)))

Ремонт и Доработка» на DRIVE2

Седла клапанов после прирезки получились просажены на 2 мм. В начале открытия впускного клапана (на 1-2 мм) топливовоздушная смесь будет испытывать значительные затруднения, проникновению в цилиндры двигателя. В случае с выпускным клапаном уступ будет мешать очистке цилиндров от выхлопных газов в конечной фазе выпуска. Наличие неровностей и острых углов очень сильно сказывается на "продувке цилиндров", очень важной фазе работы двигателя, к примеру на известный распредвал Нуждин 10,93 широкофазный и КПД сильно зависит от "продувки" =)

Использовал вот такие точильние камни и нождачную бумагу, извините за беспорядок:

Чтобы не испортить случайно кромки седел вставляем ненужные клапаны.
Сглаживаем и выводим форму КС:

Ставим ГБЦ ровно на столе, для этого пригодится строительный уровень, закручиваем свечи, вставляем клапана и заливаем маслом

Чтобы не возиться с формулами использовал удобный сервис для расчета степени сжатия — это не реклама)))

Расчет степени сжатия

После фрезеровки плоскости расчетная степень сжатия 10,5

Для справки:
от 9 до 10.5 — 92 бензин
от 10 до 12.5 — 95 бензин
от 12 до 14.5 — 98 бензин

Недавно удивился когда услышал разговор "опытных" автомобилистов, в котором понятия степень сжатия и компрессия двигателя равнозначны)))

Фрезеровал на 2мм, сервис "ЭкоМоторс" (г.Архангельск) -цена 1000 руб, за 2мм взял 1500руб

Сделал мужик качественно) В перерыве уходил варить чей-то выхлоп — прям как у нас, универсальный боец) Всё сделал за два часа) Фрезеровка поверхности при капитальном ремонте крайне желательна)

После фрезеровки остается много масла и стружки, прикупил химию для чистки

Напшикал, подождал, прочистил, продул с помощью компрессора и так до логического завершения)
Вот итог:

Вложено в эту ГБЦ уже немало средств и усилий, но главная цель это опыт и практика доводки двигателей — свап на 16кл. двигатель слишком просто поэтому "путь самурая" тернист и коварен хД
Всем добра)))

Доработка камеры сгорания ГБЦ 21083 — Лада 21099, 1.5 л., 1997 года на DRIVE2

Такой вид имела КС (камера сгорания): ступеньки и острые углы.

Полный размер

Доработка заключалась в том чтобы:
1) убрать ступени, особенно между впускными и выпускными седлами, для лучшей продувки.
2) убрать металл вокруг седла клапана и тем самым увеличить расстояние от клапана до стенки гбц.
3) убрать (сгладить) все острые углы.
4) повысить степень сжатия до 10.

Использовал дремель с шлифовальными шарошками, фрезы на тот момент не нашел:

Полный размер


Серые (карбид кремния) точат лучше всего и очень быстро стачиваются, на 1 цилиндр уходило по 3-4 шарошки.

Полный размер

справа сточенные

Гбц была приобретена б\у, на гбц была покоцана КС на 3 цилиндре. При фрезеровке мастер снял 2 сотки, гбц была поведена. Фрезеровать дальше я не стал, побоялся что получится слишком маленькая КС. При осмотре после фрезеровки обнаружилась трещина на гбц, или от перегрева, или от удара.
Чтобы убрать ступень между впускным и выпускным седлами стачивал алюминий по всей камере.
Вид после обработки дремелем и фрезеровки.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Далее шлифовал вручную наждачной бумагой с зернистостью от 90 — 230.

Полный размер

Полный размер

трещина

Полный размер

Полный размер

Седла прирезал под 45*, других подходящих фрез на 120* и 30* не нашел, фаску оставил большую. Клапана не притирал, придерживаюсь мнения мотористов, утверждающих что абразив, используемый при притирке клапанов, частично остается на клапане и седле, и сокращает ресурс данного узла. На АвтоВАЗе притирка клапанов не применяется.

Полный размер

Полный размер

инструмент

После установки клапанов, замерил объем плоскости гбц шприцем с маслом. Мне после расчетов для степени сжатия 10, учитывая профиль клапана и приоро прокладку, нужно было получить объем = 25см^3.
На фото видно что на 1 и 4 цилиндре нужно еще стачивать.

Полный размер

Все готово и отмыто от стружки.

Полный размер

Полный размер

Облегченные клапана

Тюнинг двигателя 21083 — Лада 21099, 1.5 л., 1998 года на DRIVE2

Если не удастся заменить двигатель на ВАЗ 2111, то буду тюнить свой по одной из следующих схем.

Может кому пригодятся примерные цены и результаты тюнинга.

1. Установка спортивного воздушного фильтра (включая стоимость фильтра-70 у.е.) + 4 л.с.
от 2850 руб
2. — +4…6 л.с.
Установка доработанного карбюратора с диффузорами 25-27 в обмен на стандартный.
от 2850 руб
Установка доработанного карбюратора с диффузорами 24-26 новый.
от 3200 руб
Установка доработанного карбюратора с диффузорами 25-27 новый.
от 4160 руб
3. — 78-80 л.с. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ, настройка фаз ГРМ.
от 4150
4. — 82-84 л.с. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ. Доработка формы камеры сгорания. Совмещение каналов ГБЦ. Фрезеровка плоско-стиГБЦ. Доработка формы седла.
от 11200
5. — 85-87 л.с. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ.Глубокая доработка ГБЦ и впускного коллектора (увеличение диаметра, изменение геометрии, совмещение, полировка).Изменение формы клапанов, камеры сгорания. Установ-ка направляющих втулок клапанов (бронза), маслосъемных колпачков (ELRING). Доработка формы седла клапана. Фрезеровка плоскости ГБЦ.
от 17900
6. — 90-95 л.с. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ. Глубокая доработка каналов ГБЦ и впускного коллектора (увеличение диаметра, изме-нении геометрии, совмещение, полировка). Изменение формы и диаметра клапанов, камеры сгорания. Установка направляющих втулок клапанов (бронза), маслосъемных колпач-ков(ELRING). Доработка формы седла клапана. Фрезеровка плоскости ГБЦ. Установка кла-панов увеличенного диаметра 40-34 с стержнем 7мм, облегченных тарелок клапанов (Д16Т) перепресовка седел. Прогарамму №6 рекомендуется устанавливать на моторы объемом 1,6 и более и также ставить доработанный карбюратор с увеличенными диффузорами 24-26 или 25-27 (100 -130 у.е.)
от 22700
7. — 85-90 л.с. Увеличение объема двигателя ВАЗ 21083 до 1600 см .Установка коленчатого вала с увеличенным ходом — 74,8 мм, специальных кованых поршней, колец — SM, импорт-ных вкладышей, сальников ELRING. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ. Доработка формы камеры сгорания. Совмещение каналов ГБЦ. Фрезеровка плоскостиГБЦ. Доработка формы седла.
от 27200
8. — 95-100 л.с. Увеличение объема двигателя ВАЗ 21083 до 1600 см .Установка коленчато-го вала с увеличенным ходом — 74,8 мм, специальных кованых поршней, колец — SM, импорт-ных вкладышей, сальников ELRING. Замена распределительного вала, сальника. Установка разрезной шестерни ГРМ.Глубокая доработка ГБЦ и впускного коллектора (увеличение диа-метра, изменение геометрии, совмещение, полировка).Изменение формы клапанов, камеры сгорания. Установка направляющих втулок клапанов (бронза), маслосъемных колпачков (ELRING). Доработка формы седла клапана. Фрезеровка плоскости ГБЦ.
от 33900
9. — 105-110 л.с. Увеличение объема двигателя ВАЗ 21083 до 1600 см .Установка коленча-того вала с увеличенным ходом — 74,8 мм, специальных кованых поршней, колец — SM, им-портных вкладышей, сальников ELRING. Замена распределительного вала, сальника. Уста-новка разрезной шестерни ГРМ. Глубокая доработка каналов ГБЦ и впускного коллектора (увеличение диаметра, изменении геометрии, совмещение, полировка). Изменение формы и диаметра клапанов, камеры сгорания. Установка направляющих втулок клапанов (бронза), маслосъемных колпачков(ELRING). Доработка формы седла клапана. Фрезеровка плоскости ГБЦ. Установка клапанов увеличенного диаметра 40-34 с стержнем 7мм, облегченных таре-лок клапанов (Д16Т) перепресовка седел. Установка доработанного карбюратора с диффузо-ром 24-26 от 40900
10. — 115-120 л.с. Увеличение объема двигателя ВАЗ 21083 до 1700 см и более. Установка коленчатого вала с увеличенным ходом — 78 мм, специальных кованых поршней, колец — SM, импортных вкладышей, сальников ELRING. Замена распределительного вала, сальника. Ус-тановка разрезной шестерни ГРМ. Глубокая доработка каналов ГБЦ и впускного коллектора (увеличение диаметра, изменении геометрии, совмещение, полировка). Изменение формы и диаметра клапанов, камеры сгорания. Установка направляющих втулок клапанов (бронза), маслосъемных колпачков(ELRING). Доработка формы седла клапана. Фрезеровка плоскости ГБЦ. Установка клапанов увеличенного диаметра 40-34 с стержнем 7мм, облегченных таре-лок клапанов (Д16Т) перепресовка седел. Установка доработанного карбюратора с диффузо-ром 24-26.
от 52800

Более подробно, можно посмотреть здесь:
Часть 1 www.drive2.ru/users/hunte…blog/#j288230376152120782
Часть 2 www.drive2.ru/users/hunte…blog/#j288230376152120778
Часть 3 www.drive2.ru/users/hunte…blog/#j288230376152120777
Часть 4 www.drive2.ru/users/hunte…blog/#j288230376152120774

Ремонт и дороботка ГБЦ ВАЗ 21083 — Лада 2109, 1.5 л., 1992 года на DRIVE2

Всем привет. В этой записи я хотел бы написать о произведённом нами ремонте и доработке головки блока цилиндров ВАЗ 21083.
Первым делом мы проводим полный разбор и дефектуем деталь.

Полный размер

Выколотка и выбитые направляющие втулки клапанов.

Полный размер

Таким способом выбивали седла клапанов.

После этого мы уже знаем, что нам предстоит и мы приступаем к выполнению задач.
Подбираем по размеру медную трубку и запрессовываем в масленый канал тем самым увеличиваем толщину стенки.

Полный размер

Диаметр масленого канала.

Полный размер

Диаметр подобранной трубки, которую вскоре заменили на трубку от обычного смесителя.

Полный размер

Процесс запрессовывания с натягом.

Самодельными фрезами подобранных по диаметру от разных шаровых опор, фрезеруем каналы ГБЦ.

Полный размер

Производится закаливание фрезы, после этого она становится крепче.

Полный размер

Первый, пробный запил.

Полный размер

Результат после первого номера, как видно, снимаются только дефекты литейного производства.

Полный размер

9

Полный размер

10

Полный размер

11

По итогу всех фрезерных работ мы получаем впускные каналы по 33 мм и выпускные по 30 мм.
Собираем головку блока цилиндро

Доработка ГБЦ — DRIVE2

Автолюбители, независимо от стажа владения машиной, постоянно ищут способы повышения мощности двигателя. Есть несколько вариантов усовершенствования вашего автомобиля, одним из которых является доработка головки блока цилиндров (ГБЦ).

Мы знаем, что крутящий момент, а соответственно и мощность, находятся в прямой зависимости от такого показателя, как коэффициент наполнения цилиндров рабочей смесью. Чем больше наполнение, тем больше мощность двигателя, которая растет при смещении максимального значения крутящего момента на более высокие обороты. Для этого устанавливают распредвалы с расширенными фазами впуска/выпуска и увеличенными подъемами клапанов, но на практике этого оказывается недостаточно. Если критически подойти к рассмотрению головки блока цилиндров, то мы увидим множество недочетов — казалось бы, мелких, но именно они не дают реализовать полный потенциал мотора. Это обусловлено технологией изготовления при массовом производстве ГБЦ, и поэтому все придется исправлять самим или на станции техобслуживания. Как? Об этом речь:
Стыковка каналов ГБЦ и коллекторов

Наиболее заметным «ляпом» наших производителей можно назвать неточную стыковку отверстий каналов ГБЦ и коллекторов. Еще с уроков физики мы помним, что любой бугорок на пути воздушного потока вызывает возникновение завихрений, а, следовательно, снижение его скорости. Здесь же у нас целые «ступеньки», от которых необходимо обязательно избавиться. Одновременно необходимо проверить прокладки под коллекторы, чтобы они также не создавали препятствий.

Желательно перед началом работ посадить коллекторы на штифты. Это необходимо по той причине, что крепеж коллекторов на автомобилях ВАЗ допускает небольшое смещение плоскостей ГБЦ и коллекторов относительно друг друга, что может привести всю работу к нулевому результату. Находим места на ГБЦ и коллекторах (2 штифта на каждый по краям) для удобного засверливания. В ГБЦ металлические штифты сажаем плотно, коллекторы же должны на них надеваться легко, но без люфтов. Проделайте необходимые отверстия в прокладке. Теперь точное позиционирование коллекторов и ГБЦ обеспечено.

Следует учесть то, что если диаметр канала ГБЦ немного больше (1-1,5 мм) диаметра канала впускного коллектора, но их соосность совпадает, то этим можно пренебречь, так как сколько-нибудь значимого сопротивления это не создаст. На выпуске создается аналогичная ситуация, только канал ГБЦ теперь может быть немного меньше канала выпускного коллектора.
Впускные/выпускные каналы ГБЦ

Если внимательно осмотреть впускные/выпускные каналы заводской головки блока цилиндров, то сразу бросаются в глаза приливы литья в районе направляющих втулок клапанов, выступающие в канал втулки и местами ломаная форма узких каналов. Используя шаровые фрезы разных форм и размеров необходимо добиться увеличения проходного сечения каналов, удалить все неровности и выступающие части. Форму канала надо изменить таким образом, чтобы его изгиб был наиболее плавным, но сохранил определенные радиусы кривизны. Внутренняя поверхность впускных каналов оставляется немного шероховатой для лучшей испаряемости бензина с их стенок. Выпускные каналы можно полировать, хотя заметного эффекта это не даст.

Поперечное сечение канала не должно быть правильной окружности. Впускной канал имеет форму эллипса с небольшим бочкообразным расширением перед седлом клапана. Остальная часть канала ГБЦ и впускного коллектора плавно сужается по направлению потока.

Проводя увеличение диаметра каналов надо учитывать близлежащие внутренние коммуникации. При неаккуратной работе можно повредить маслоканал или канал рубашки охлаждения. При работе с ГБЦ восьмиклапанных двигателей, которые применяются на переднеприводных ВАЗах, надо быть предельно осторожным. Хотя это не убережет вас при расточке одного впускного канала, в котором маслоканал проходит настолько близко, что его вскрытие неизбежно. К сожалению, даже если канал останется невскрытым, он может быть просто прикрыт тонким слоем алюминия и позже прорвётся под давлением масла работающего двигателя.

Перед началом расточки желательно в маслоканал вогнать стальную втулку, но, к сожалению, это не самый удобный вариант. Лучше устанавливать стальные или алюминиевые втулки после вскрытия канала, либо заваривать канал аргоном.

Вначале определитесь: с коллектора или ГБЦ начинать расточку. При значительном увеличении диаметра каналов работы начинают в деталях с более тонкими стенками, а по их форме и положению затем растачиваются каналы сопрягаемых блоков. В классических двигателях ВАЗ принято начинать расточку с коллектора, потому что каналы ГБЦ имеют достаточный запас толщины для последующего совмещения.

Обратите внимание на части направляющих втулок клапанов, которые выступают в каналы. Они создают заметные помехи потоку, поэтому их стараются укоротить или заострить. Иногда втулки стачивают заподлицо со стенкой канала и, хотя это в лучшей степени оптимизирует его пропускную способность, но такая доработка снижает ресурс направляющих, у которых он и так невелик на форсированных двигателях.
Клапаны

Здесь доработки направлены на увеличение пропускной способности и уменьшение веса клапанов. Увеличить пропускную способность можно изменив профиль тарелки, а так же рабочие и дополнительные фаски клапана.

При переточке клапанов снимается лишний металл с обеих сторон тарелки клапана. На лицевой стороне делается небольшая выемка, а на тыльной уменьшается радиус перехода стержня в тарелку. Так же утоньшается тарелка и стержень клапана. Если вы не планируете менять втулки, то снимите лишний металл с ножки клапана от тарелки до направляющей втулки.

Уменьшение диаметра всей ножки потребует замены направляющих втулок с меньшим диаметром отверстия. На 8-клапанных моторах ВАЗ при уменьшении диаметра ножки клапана с 8 до 7 мм можно добиться снижения веса стержня на 23,5%. У 16-клапанных двигателей диаметр стержня изначально составляет 7 мм.

Можно поставить титаноалюминиевые клапаны, которые на 40% легче стальных, но они очень хрупкие и дорого стоят. Седла при этом приходится менять на бронзовые, которые более мягкие по сравнению с чугунными, что приводит к уменьшению отскока клапана при закрытии и дополнительно гасит ударные нагрузки.

На 8-клапанных двигателях ВАЗ рабочие фаски делают уже, угол выпускных меняют на 45º, а угол впускных на 30º. В местах перехода тарелки клапана в рабочую фаску нарезают дополнительные фаски, что дает прирост около 5-6%.

Дальнейшая доработка предусматривает замену клапанов на увеличенные модели. Их можно устанавливать без замены седел, так как штатные позволяют несколько увеличить свой внутренний диаметр и диаметр рабочей фаски. Это практикуется на 16-клапанных ГБЦ 2112, на которые устанавливаются облегчённые увеличенные клапаны 32/27 «АЕ» (Federal Mogul) ВАЗ 2112 / Приора 16V.

Также возможна установка увеличенных клапанов, предусматривающая замену седел. При этом вырезаются родные седла и устанавливаются чугунные или бронзовые большего размера. В них нарезаются необходимые фаски и устанавливаются клапаны еще большего размера, чем рассмотренные ранее. Этот способ дороже первого, но наиболее эффективен, а для 8-клапанных ГБЦ автомобил

Лада Калина Хэтчбек ver 1.0 › Бортжурнал › ГБЦ 21083 на Калину — установка + небольшие доработки

Решил поставить другую ГБЦ, которую снял бесплатно, производства СССР. моя родная ГБЦ 11183 шумновато работала (люфт толкателей), требовалась так же замена клапанов…

Полный размер

из запчастей:
Клапан AMP 2108 выпускной (4шт) PLAD004
Клапан AMP 21083 впускной (4шт) PLAD005
Втулки направляющие бронзовые ВАЗ 21083 Procar
Колпачки НПК "РЕЗЕРВ"
и по мелочи: сальники, прокладки и т.д.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

делал почти все так же как и в предыдущий раз с небольшими поправками
направляющие проходил разверткой вручную а не шуруповертом
притирал приспособлением для притирки а не ручной дрелью
Замена направляющих втулок клапанов Калина (часть 1) — выпрессовка направляющих.
(часть 2) — Расточка каналов ГБЦ и запрессовка направляющих
(часть 3) — развретка направляющих, прирезка седел, притирка клапанов.
каналы в этот раз расточил выпуск — 29мм, впуск — 32мм

Полный размер

около седел убрал ступеньки с помощью гибкого вала и фрез из китая

Полный размер

Полный размер

Полный размер

камеру сгорания так же доработал этими фрезами, убрал ступеньки
так было

Полный размер

стало

Полный размер

так же решил заглушить отверстия подогрева коллектора
для этого купил Заглушка коленвала d 10 ВАЗ-2101-07,2110-12 и запрессовал их.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

вопрос — почему с завода так не делают? минутное дело и копеечное.
далее сборка.

Полный размер

Полный размер


и установка.
Масляный канал не втулил (пробовал проткнуть канал но не смог)
После замеров степень сжатия теперь 11 с паронитовой прокладкой. то что нужно мне.
распредвал установил ОКБ 52, естественно пока машина не настроена работает это все так себе)
клапана с поршнями не встречаются — на гбц 21083 седла утоплены.
Также вместо паука 4-2-1 установил вставку СТТ 4-2-1
сделал я это по двум причинам:
1 — подходит родной резонатор
2 — в связи возможными ужесточениями прохождения техосмотра, смогу поставить свой родной катализатор для прохождения техосмотра.
да и толку как оказывается от паука если глушитель стандартный)
ГБЦ работает тише чем "старая" это приятно)

Ремонт и Доработка» на DRIVE2

Админы удалили тему создам еще раз наверно она не соответствовала правилам…

Головка блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ) – является неотъемлемой частью двигателя внутреннего сгорания и отвечает за газораспределительные процессы, происходящие в двигателе. Какова же цель доработок ГБЦ ВАЗ и что можно сделать, что бы улучшить динамику автомобиля, применительно к головке блока цилиндров? Попытаюсь вкратце ответить на эти вопросы.
Итак, все работы, проводимые с ГБЦ ВАЗ сводятся в итоге к одной цели- увеличению пропускной способности ГБЦ по воздуху в единицу времени или за один такт, то есть в итоге увеличение порции топливо-воздушной смеси, так как с увеличением количества воздух, попадающего в цилиндр, мы можем увеличивать количество топлива соответственно.
Для доработки можно использовать как уже стоящую на автомобиле, так и купить новую ГБЦ, как и поступил я купив б.у ГБЦ.
Увеличение впускных и выпускных каналов служит все той же цели- увеличить количество проходящего воздуха.
Напомним, что диаметр стандартного впуска 8-ми клапанной ГБЦ -30 мм (увеличил до 31 мм) выпуск 28 мм (увеличил до 29 мм).
После того как диаметры каналов увеличены нам необходимо увеличить клапанную щель, для того что бы протолкнуть увеличившееся количество воздуха в цилиндры. Увеличить клапанную щель можно несколькими способами:
либо увеличить подъем клапана, то есть щель увеличивается за счет хода клапана,
либо увеличить диаметр клапана ГБЦ и соответственно седла клапана ГБЦ…
В обоих случаях мы добьемся желаемого эффекта, а именно увеличения количества воздуха, проходящего через клапанную щель ГБЦ.Увеличение диаметра клапана очень трудоемко и без спец оборудования невозможно так что я решил пока обойтись без этого.Просто приобрел Т образный облегченный клапан это позволяет свободно крутить двигатель до очень высоких оборотов (настолько, насколько позволяет распредвал и поршневая группа). Облегченные клапаны позволяют значительно улучшить продувку и наполнение цилиндров, что даёт повышение мощности двигателя.
Так же для увеличения ресурса двигателя установил бронзовые направляющие которые способствуют быстрой передачи тепла от клапана до ГБЦ и выдерживают недостаток смазки так же при их установки двигатель работает заметно тише чем на чугунных направляющих.

Думаю что моя тема помогла кому либо…


Смотрите также