Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Электрощётка, также угольная щётка — электрический контакт, проводящий электрический ток между неподвижными проводами и движущимися частями, чаще всего — во вращающемся вале[1]. Часто применяются в электродвигателях, электрических генераторах постоянного и переменного тока, а также в переменных/подстроечных резисторах, ЛАТР,токоприёмниках электроподвижного состава (троллейбусах, трамваях, метрополитене), поворотных стендах.
Для функционирования некоторых типов электродвигателей и генераторов катушки ротора должны быть сопряжены для того, чтобы замкнуть электрическую цепь. Первоначально это достигалось путём прикрепления медного или латунного коммутатора или контактного кольца к валу, с помощью пружин, прижимающих плетёные медные проволочные «щётки» к проводящим ток кольцам. Такие щётки обеспечивали плохую коммутацию, поскольку они перемещались от одного сегмента коммутатора к другому. Помогло внедрение «высокоомных щёток», изготовленных из графита (иногда — с добавлением меди). Хотя сопротивление составляло порядка десятков миллиом, оно было достаточно высоким, чтобы обеспечить постепенный сдвиг тока от одного сегмента коммутатора к другому. Термин «щётка» остался в употреблении. Поскольку щётки изнашиваются, то в изделиях, предполагающих техническое обслуживание, их можно заменить [2].
Щётки из металлического волокна в настоящее время находятся в стадии разработки[3]. У них может быть преимущество по сравнению с современной технологией, но они пока ещё не получили широкого распространения.
Элементы угольной щёткиКонкретный состав щётки зависит от сферы применения. Обычно используется графитный/углеродный порошок. Для большей электропроводности используется медь (редко для использования с переменным током). Чтобы максимально увеличить электрическую проводимость и предел прочности, используется высокодендритный (электролитический) медный порошок[4]. Вяжущие вещества, в основном фенол или другие смолы или пек, смешиваются таким образом, чтобы порошок сохранял свою форму при уплотнении. Также добавками могут быть металлические порошки и твёрдые смазки, такие как MoS 2 и WS2. Для того, чтобы определить состав щётки для каждой области применения или двигателя, требуется множество исследований и разработок.
Компоненты щётки уплотняются в механизме, состоящем из верхнего и нижнего пуансона и матрицы, на механических или гидравлических прессах. На этом этапе, в зависимости от последующей обработки, медная проволока (так называемая шунтирующая проволока) может быть автоматически вставлена через отверстие в верхнем пуансоне и зафиксирована в прессованном щеточном блоке порошком, спрессованным вокруг. Эта операция, называемая «трамбовкой», обычно выполняется с использованием электролитического медного порошка; возможно использование серебряного напыления в некоторых высокопроизводительных областях[5]. После этого процесса щётка всё ещё очень хрупкая и на профессиональном жаргоне называется «сырая щётка» (англ. green brush).
Затем производится термообработка «сырых щёток» в искусственной атмосфере (как правило, это водород и азот) при температуре до 1200 °C. Этот процесс называется спеканием или выпеканием. Во время спекания связующие вещества либо выгорают, либо карбонизируются и образуют кристаллическую структуру между углеродом, медью и другими компонентами. Выпекание сопровождается графитизацией (термообработкой). Термическая обработка варьируется согласно температурной кривой, точно определённой для каждой смеси материалов. После состава смеси, используемая температурная кривая является вторым большим «секретом» каждого производителя щёток. После термообработки структура щётки изменяется таким образом, что конкурирующим компаниям практически невозможно её скопировать.
Спекание приводит к тому, что щётки дают усадку и изгибаются. Для придания им конечной формы необходимо шлифование. Некоторые производители для того, чтобы сделать щётку более долговечной, используют дополнительную обработку — пропитку рабочей поверхности специальными маслами, смолами и смазками.
Производство угольных щёток требует глубоких знаний материалов и опыта работы с составами смесей. Незначительные изменения в составе щётки всего на несколько процентов от массы компонентов могут существенно изменить её свойства при использовании. В мире существует всего несколько компаний, разрабатывающих щётки, которые в основном специализируются на определённых типах щёток.
Угольные щётки — одна из наименее дорогостоящих деталей в электродвигателе. С другой стороны, обычно они являются ключевой частью, которая обеспечивает долговечность («срок службы») и производительность двигателя, в котором они используются. Их изготовление требует пристального внимания к контролю качества и производственного процесса на всех этапах производства.
Периодически проводятся исследования по использованию жидких металлов для установления контактов. Недостатки этого подхода — необходимость удержания жидкого металла (поскольку обычно они токсичны или вызывают коррозию) и потери мощности из-за индукции и турбулентности.
<ref>
; для сносок volt
не указан текстКоллекторный узел электродвигателя необходим, чтобы передать электроэнергию на обмотки якоря. Так как якорь производит вращательное движение во время работы, передача осуществляется через специальный контакт. Для организации подвижного контакта во всех бытовых и промышленных двигателях не используют пластины из металла. Это обусловлено высокими оборотами, при которых трение металла об металл производило бы дополнительный нагрев рабочей поверхности и быструю выработку коллектора. Поэтому в качестве контакта был выбран графит либо уголь. Получил он название - электрическая щетка.
Контакт скользящего типа, предназначенный для подведения и отведения электричества на коллекторах либо кольцевых контактах всех типов электрических машин (электродвигатели и генераторы), получил название электрощетки.
Щетки электродвигателя выпускают как с проводниками из металла, так и без них. Закрепление провода в щетке выполняют методом развальцовки, впрессовки либо при помощи пайки. Тоководы щеточные бывают таких марок:
На подводящем проводе предусмотрены контактные наконечники. С помощью них провод закрепляется болтом щеточного держателя. Наконечники бывают вилочного, флажкового, двойного и пластинчатого типа.
Существует несколько классов щеток, удовлетворяющих разным коммутационным условиям:
Описанные щеточные контакты применимы в промышленности, для бытового оборудования выпускают щетки марок Г33МИ, Г33, Г30, Г31.
Самое важное при подборе щеток электродвигателя - знать параметры выработанных щеток. Кроме геометрических размеров, новая щетка должна совпадать по марке графита, типу и сечению провода. Необязательно брать ту же марку, как у оригинала, но твердость щетки электродвигателя и режимы работы должны совпадать. Толщина провода не должна быть меньше оригинала, а гибкость соответствовать. Основные ошибки при подборе щеточного контакта:
Искрение щеток, скользящих по коллектору, закономерно, ведь в момент перехода от одной ламели к другой происходит дуговой микроразряд. При правильном функционировании двигателя, исправности и соответствии всех элементов оно едва уловимо глазом. Но если сильно искрит щетка электродвигателя, причина говорит о неполадках в работе. Игнорирование этого процесса чревато выходом из строя якоря.
Причины, из-за которых искрят щетки, следующие:
Менять щетки необходимо тогда, когда от рабочей части осталось не менее трети, а также следовать правилам:
Кроме всех перечисленных мероприятий по уходу за щетками, также существуют специальные смазки коллекторного узла. Они позволяют снизить механическую нагрузку на контакт и препятствуют образованию нагара.
Все чаще на просторах интернет-магазинов можно найти инструменты с двумя типами двигателей. Инструменты и садовая техника WORX также не отстают от современных трендов при производстве техники, так что на нашем сайте вы тоже можете найти специальную характеристику двигателя — щеточный или бесщеточный. Так что же это за характеристика, на что она влияет и в чем принципиальные отличия инструментов с тем или иным двигателем? Давайте разбираться.
Щеточный двигатель по-другому еще называется коллекторным. Состоит двигатель из нескольких важных частей.
Ротор — по-другому, якорь. Как раз он вращается внутри и преобразует электрическую энергию в механическую. Якорь обмотан медной проволокой (обмоткой) с разных сторон ротора. За счет прохождения тока через проволоку создается магнитное поле, которое в свою очередь и создает вращение элемента.
На обмотке в бесщеточном двигателе установлен коммутатор, который используется для переключения с одной обмотки на другую, что позволяет менять направление вращения ротора. Этот коммутатор и есть коллектор, от которого взял свое название двигатель.
Чтобы напряжение передалось на обмотки, а ток прошел через коллектор в двигатель устанавливаются специальные щетки. Щетки обычно состоят из графита; они всегда контактируют с коммутатором и обеспечивают подачу энергии к катушкам с обмоткой. Есть две щетки, и каждая из них подключается к противоположному полюсу батареи. Это гарантирует, что при вращении ротора ток, протекающий к катушкам, постоянно меняет направление. Это приводит к необходимому изменению магнитного поля, которое позволяет ротору продолжать вращаться.
Все вышеописанные элементы установлены в статор. Статор — неподвижных элемент двигателя, в котором могут быть либо еще одна катушка с проволокой, либо постоянный магнит. За счет того или другого элемента и создается магнитное поле обратной полярности ротору, из-за чего тот вращается.
Коллекторные двигатели могут работать от переменного напряжения, так как при смене полярности ток в обмотках возбуждения и якоря также меняет направление, в результате чего вращательный момент не меняет своего направления.
Так мы с вами вкратце разобрались с устройством щеточного двигателя. Теперь в чем же его плюсы и минусы?
Теперь давайте разберем принцип работы бесщеточного двигателя. Как понятно из названия, его принципиальное отличие в отсутствии щеток. Но как же он тогда работает? Как нужная энергия поступает в двигатель?
В устройстве бесщеточного двигателя также присутствует ротор и статор — основные элементы любого мотора. Но при этом отсутствует коллектор, соответственно и двигатель по-другому называется бесколлекторным. Если у щеточного двигателя работа происходит за счет электро-механической смены полярности, то в бесщеточном двигателе все работает благодаря электромагнитной индукции. Также отличается местоположение обмотки — здесь она располагается на статоре, в отличие от предыдущего вида двигателя.
Вместо щеток и коллектора в бесщеточном двигателе установлены датчики Холла и контроллер, который контролирует подачу напряжения на катушки для создания индуктивности, а также положение ротора и скорость его вращения.
Когда плата подает на обмотку ток, создается тоже противоположное магнитное поле, и магниты на роторе начинают вращаться.
Еще одной особенностью бесщеточных двигателей нужно назвать их типы. Двигатели бывают двух типов — синхронный и асинхронный. В синхронном двигателе частота вращений ротора равна частоте вращений магнитного поля — то есть один оборот ротор совершает после одного полного прохождения тока через катушку. А в асинхронном двигателе обратная ситуация — частота вращений ротора меньше, чем частота вращения магнитного поля. То есть ток проходит через катушку быстрее.
Если с устройством бесщеточного двигателя мы разобрались, то теперь давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны инструментов с бесщеточными моторами.
Но не бывает все настолько радужно. Даже у инструментов с бесщеточными двигателями есть и свои недостатки. Так сказать, ложка дегтя в бочке меда.
Если сравнивать инструменты с разными видами двигателей, то можно смело сказать, что техника с бесщеточным двигателем надежнее и мощнее. Но нужно учитывать тот факт, что ориентирована такая техника больше на профессиональные работы. В быту же и инструменты со щеточным двигателем отлично справятся со своими задачами. Потому перед покупкой инструмента заранее определите цели, для которых вы будете использовать инструменты.
В ассортименте компании WORX есть инструменты и со щеточными и с бесщеточными двигателями. Чтобы определить какой именно тип двигателя установлен в инструменте, обратите внимание на иллюстрацию в карточке товара — в бесщеточных моделях есть специальная пометка «BRUSHLESS MOTOR».
Пылесос, кофемолка, дрель, перфоратор, триммер — далеко не полный перечень оборудования, в котором используется преобразование электрической энергии в механическую для работы бытовых устройств.
Они содержат сложные технические узлы, требуют умелого обращения, периодического осмотра, правильного обслуживания. При небрежной работе возникают различные поломки.
Материал статьи представляет советы домашнему мастеру, работающему с электрическими инструментами или планирующему самостоятельный ремонт электродвигателя с щеточным механизмом и коллектором. Текст наглядно дополняется схемами, картинками и видеороликом.
Предоставленная информация собрана с целью привлечь внимание пользователей к правилам эксплуатации бытовых приборов с коллекторным двигателем. Она поможет осознанно фиксировать возникающие дефекты работающей схемы, оперативно устранять их.
Содержание статьи
Подвижная часть коллекторного двигателя, как и любого другого, механически сбалансирована и закреплена в подшипниках вращения, вмонтированных в неподвижную станину.
Стационарный статор и вращающийся ротор имеют собственные обмотки из изолированного провода. По ним протекает электрический ток, создающий магнитные поля со своими полюсами: северным N и южным S.
При взаимодействии этих двух электромагнитных полей создается вращение ротора.
Поскольку к обеим обмоткам необходимо постоянно подводить напряжение, а ротор вращается, то для него смонтировано специальное устройство: коллектор с щеточным механизмом.
Для практических работ удобно пользоваться двумя видами ее представления:
Способ позволяет очень просто представить подключение всех обмоток двигателя к схеме электрической сети.
Выключатель разрывает оба потенциала фазы и нуля или один из них. Через щетки с коллектором создается цепь тока по обмоткам ротора.
В зависимости от конструктивных особенностей обмотки статора и ротора могут иметь дополнительные отводы для питания различных устройств управления и автоматики коллекторного двигателя или обходиться без них.
Термозащита исключает перегревание изоляции обмоток двигателя. Она снимает напряжение питания при срабатывании датчика, останавливая вращение ротора и исполнительного механизма.
Тахогенератор позволяет судить о скорости вращения ротора. У отдельных двигателей его заменяют датчиком Холла. Для передачи сигналов к этим устройствам тоже используются контакты коллекторных пластин.
Чаще всего неисправности могут возникнуть в:
Их расположение выполняется по краям ротора с таким условием, чтобы максимально передавать осевую нагрузку крутящего момента.
У обычного бытового инструмента они могут повреждаться по двум основным причинам:
Подшипники бытового электроинструмента, как правило, не предназначены для восприятия боковых нагрузок. От частого их приложения, например, когда при работе дрелью нагружают не конец сверла, а прорезают щелевые отверстия его боком, на подшипниковый механизм передаются биения вала, создающие дополнительные люфты шариков в обоймах.
Коллекторный двигатель имеет воздушную систему охлаждения. Крыльчатка, надетая на ротор, забирает воздух через специальные щели в кожухе двигателя и прогоняет его по всему корпусу для отвода излишнего тепла от нагревающихся обмоток. Теплые потоки выбрасываются через специальные отверстия.
Если в помещении создана пыльная среда, то она будет засасываться внутрь корпуса и проникнет на подшипники и коллекторно-щеточный механизм. Возникнет абразивное воздействие на соприкасающихся при вращении частях, их преждевременный износ, а также нарушение электрической проводимости на контактах щеток.
Использование коллекторного двигателя не по назначению, например, сбор потока строительной пыли бытовым пылесосом вместо строительного, наиболее частая причина его поломки.
При работе двигателя происходит постоянное трение щеток о контактные пластины коллектора, что требует периодического осмотра.
На рабочих поверхностях медных площадок появляется незначительный слой угольной пыли, как показано на фотографии. Это связано с расходом материала и износом щеток.
Этот процесс идет всегда при работе коллекторного двигателя. Даже при нормальном скольжении щетки создается незначительный разрыв цепи электрического тока. А это всегда связано с искрообразованием из-за возникновения переходных процессов и появлением микроскопических дуг. К тому же обмотки обладают высоким индуктивным сопротивлением.
Поэтому полностью исправный щеточный механизм при номинальной работе искрит, что не заметно взглядом, но ощущают чувствительные электронные приборы: телевизоры, компьютеры и другая техника. В схему их питания всегда устанавливают помехоподавляющие фильтры. Примером служит приведенная на сайте электрическая схема микроволновой печи с выделенным фрагментом зеленого цвета.
Прижимаемая к коллекторной пластине токоведущая часть выполнена из угля. Ее объём изнашивается, а длина уменьшается. При этом ослабляется усилие нажима, создаваемое расправляемой пружиной.
Этот процесс может учитывается или не приниматься во внимание в разных конструкциях коллекторных двигателей.
На старом двигателе выпуска 1960 года, приведенном в качестве примера, сжатие пружины осуществляется усилием завинчивания диэлектрической крышки.
Процесс установки щетки показан ниже.
Описанная в статье об изготовлении самодельного триммера конструкция щеточного механизма имеет винт фиксации корпуса щетки.
Его установка показана на очередной фотографии. Обратите внимание, что сама щетка неоднократно стачивалась в процессе длительной работы и заменялась выточенным из угольного электрода батарейки по форме предыдущей.
При самостоятельном изготовлении щеток обращайте внимание на плотность ее входа в гнездо и перпендикулярное положение к оси вала. Если она будет меньшего размера, то при работе возникнет перекос. Он приведет к излишнему искрению и снижению ресурса двигателя.
Поэтому желательно использовать заводские щетки от производителя.
Существуют и другие технические решения этого вопроса.
Основной метод связан с визуальным осмотром. В интернете можно встретить советы, рекомендующие прижать при работе двигателя щетку отверткой и оценить изменение оборотов ротора.
Это опасная операция, выполнять которую может только обученный и опытный персонал потому, что:
Если внешний осмотр показал, что длина щетки сильно уменьшена или рабочая поверхность имеет сколы, то ее необходимо просто заменить.
Образование излишнего слоя угольной пыли с хорошими токопроводящими свойствами на пластинах может стать причиной их замыкания. Необходимо ее удалять не только с внешней поверхности, но и из промежутков между ними.
Графитовую пыль можно стереть слегка смоченной в спирте или бензине мягкой ветошью или убрать тонкой деревянной палочкой.
Когда коллекторные пластины потеряли первоначальную форму и стали с выемками, то их восстанавливают наждачной шкуркой с самым мелким зерном на токарных станках. Это сложная операция, требующая специального оборудования, но она способна продлить ресурс коллекторного двигателя.
Их образование на статоре или роторе резко снижает индуктивное сопротивление, ведет к появлению дополнительных искр между различными секциями коллектора и щеток. Возникает дополнительный перегрев.
Поврежденную секцию в отдельных случаях можно наблюдать визуально по изменению цвета. Для выполнения электрических замеров потребуется точный омметр. Технологию проверки демонстрирует видео владельца altevaa TV “Проверка якоря коллекторного двигателя”.
Ремонт поврежденной обмотки ротора — операция сложная. Иногда проще купить новый.
Неисправность можно выявить замером активной составляющей электрического сопротивления по мостовой схеме у каждой полуобмотки. Но это тоже довольно сложно.
Кратко коснемся причин образования дефектов и защитных устройств, которыми необходимо пользоваться.
Медные провода жил всех обмоток покрыты слоем лака, который может повреждаться от:
От этих же факторов возникают дефекты изоляции питающих проводов с полихлорвиниловым покрытием.
В результате этих воздействий появляются следующие неисправности электрической схемы:
Встроенная во многие коллекторные двигатели функция защиты от перегрева работает автоматически. Когда оборудование отключается от его частой работы, то необходимо искать причину завышения температуры. К сожалению, часть пользователей старается заблокировать термореле. Это приводит к поломке с трудно восстанавливаемым ремонтом.
Ликвидация короткого замыкания и перегруза внутри электрической схемы двигателя возложена на бытовой автомат, питающий силовую розетку. Он устанавливается в квартирном щитке и по своим техническим характеристикам должен соответствовать рабочему и аварийному режиму коллекторного двигателя.
Без защиты налаженным автоматическим выключателем пользоваться инструментом с коллекторным двигателем опасно для жизни.
Устройство защитного отключения предназначено для защиты работающего персонала от воздействия токов утечек, проникающих на открытые металлические или случайно контактирующие токопроводящие части корпуса.
УЗО предотвращает стекание потенциала фазы через тело человека на землю. Оно тоже устанавливается в квартирном щитке.
Для закрепления материала рекомендуем посмотреть ролик владельца slavnatik “Почему искрит болгарка”.
Напоминаем, что сейчас вам удобно задать вопросы в комментариях и поделиться статьей с друзьями в соц сетях.
Полезные товарыСложно представить жизнь современного человека без применения электрических машин. Они прочно вошли в нашу жизнь, это устройства, помогающие в хозяйстве и на кухне — комбайны, мясорубки и прочее, а в мастерских применяются шуруповерты, дрели и другой электроинструмент. В бытовых и промышленных приборах часто применяется коллекторный электродвигатель. При его работе происходит износ щеточно-коллекторного узла. Для ремонта этого узла нужно разбираться в маркировке щеток электродвигателей, о чем мы и расскажем в этой статье.
Щеточно-коллекторный узел предназначен для передачи электроэнергии к обмоткам вращающегося якоря. В нём в качестве подвижного скользящего контакта выступают щетки, которые изнашиваются из-за большого трения и высоких оборотов электродвигателя. Поэтому к материалу, из которого они изготовлены, предъявляются особые требования. Он подбирается таким образом, чтобы не было перегрева в месте контакта.
Электрощетки используются не только на коллекторных двигателях, но и на синхронных машинах и асинхронных двигателях с фазным ротором, где вместо коллектора установлены медные кольца.
Они должны обеспечивать:
Промышленность выпускает разные виды электрощеток. Они подразделяются по условиям эксплуатации:
На основании действующего ГОСТ 12232-89, согласно которому промышленность выпускает щетки, устанавливаемые в электродвигатель, можно подобрать необходимое изделие.
Чтобы правильно их выбрать необходимо знать параметры:
Эти сведения представлены в соответствующих справочниках по двигателям или маркировке их комплектующих. Ниже, как образец представлена только небольшая часть таблицы. Согласно этой информации производится подбор графитовых щеток по размерам и выводящими проводниками.
Отечественная маркировка щеток для электродвигателей включает в себя полную информацию об изделии, например:
ЭГ-14 20*32*40 К1-3
Расшифровка маркировки щетки будет выглядеть следующим образом:
При этом в справочниках имеется дополнительная информация, где указываются параметры для каждого вида щеток.
Согласно информации по назначению и размерам в справочниках, можно подобрать щетки для электроинструмента, в котором применен коллекторный двигатель. При этом следует учитывать, что маркировка у них различная.
Для перфоратора, дрели, миксера и болгарки могут быть как одинаковые, так и разные марки щеток, так как у этих приборов разная нагрузка и обороты. Это необходимо учитывать при замене, а не выбирать только по габаритам.
Если двигатель имеет особенности в конструкции, можно при заказе задать требуемые параметры:
Зачастую фирмы производители электроинструмента предоставляют таблицу марок или каталожных номеров, в которой отображают информацию, для какого прибора какая щетка подходит. Ниже приведена таблица соответствия для электроинструмента фирмы «Макита», где указывается тип инструмента и маркировка установленных щеток.
Следующие две таблицы помогут подобрать комплектующие на двигатели электроинструмента фирмы Bosch. В верхней графе указаны типы щеток с маркировкой по номерам (#1, #2, #3 … #15) и их каталожные номера, вертикальными столбцами указываются модели электроинструмента и также их номера.
При подборе необходимо иметь представление, в чем состоит отличие угольных от графитовых и других типов электрощеток. Неправильно выбранные комплектующие может привести к выходу из строя коллектора, и электродвигатель быстро придет в негодность или просто вновь установленные детали быстро сотрутся.
Теперь вы знаете, какая существует маркировка щеток двигателей и как выбрать подходящие электрощетки по нужный инструмент. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной!
Материалы по теме:
Уважаемые! Наткнулся тут на умельца, который с помощью моторедуктора сделал электромобиль своему сыну.
Захотелось зарукожопить похожее. В закромах нашелся вот такой аккум …
Поспрашивая у знакомых был найден мотор-редуктор от ваз 2108. Попробую собрать схему на нем.
Моторедуктор 171.3730 Номинальное напряжение: 12 В Номинальная мощность: 10 Вт Максимальный ток: 3,5 A, 5,0 A Номинальная частота вращения: 30-40 мин-1 — 55-70 мин-1 Масса: 2,0 кг
Полный размер
Схема подключения дворников (стеклоочистителей) на ВАЗ-2109, 2108 и 21099
1 — моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла;
2 — термобиметаллический предохранитель;
3 — электродвигатель насоса омывателя;
4 — электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла;
5 — монтажный блок;
6 — замок зажигания;
7 — реле зажигания;
8 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол;
КЗ — реле стеклоочистителя ветрового стекла;
А — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя;
Б — к выводу «30» генератора;
а — щетка 2-й скорости стеклоочистителя;
б — щетка 1-й скорости стеклоочистителя;
в — пружинная пластина концевого выключателя;
г, д — контактные стойки концевого выключателя;
С1, С2 — помехоподавительные конденсаторы;
L1, L2 — дроссели
Пояснения:
Плюс, через реле зажигания приходит с разъема Блока предохранителей Х11 по оранжевому проводу на моторедуктор, проходит там через термопредохранитель и по желто-белому проводу возвращается к подрулевому переключателю на контакт 53а. В положении переключателя IV или V (медленная скорость постоянно и быстрая скорость постоянно) ток подается к мотору по серому и серо-оранжевому проводу соотвественно. Все остальное: реле, черно-белый провод и парковочный размыкатель в моторе нужны для прерывистых режимов и для парковки дворников если ты выключил их в момент когда щетки были не внизу стекла.
Надо еще продумать схему заряда аккума без снятия с автомобиля.
В закромах нашелся убитый бесперебойник АРС с мертвым аккумом, но живой схемой обслуживания. Заряжать пока буду так. Позже схему перенесу на автомобиль.
Полный размер
собствено сам автомобиль
Полный размер
Есть отсек для аккумулятора
Полный размер
Общий план снизу
Полный размер
Рулевое
Полный размер
Место для редуктора
Полный размер
1 вариант установки мотора. Плюсы — Проще и надежнее крепить к корпусу. Больше места для шестеренок. Минусы — корпус моторчика выступает за края нижней части авто. Но запас для клиренса еще есть. Общий клиренс — 5см. С моторчиком 2- 3 см. Для пола и асфальта должно хватить
Полный размер
2 вариант. Мотор внутри спинки. Плюсы — моторчик полностью в корпусе спинки, не выступает. Минусы — хз как крепить сам корпус мотора, если только за болты, будет не сильно надежно. Мало места для шестеренок.
Полный размер
Дополнение.
Нашел вал от стиральной машинки с удобным креплением в виде болта. По диаметру чуть меньше колес, поэтому придется увеличивать задние колеса. Сцепление
Замена щеток в электродвигателе требуется достаточно часто, поскольку их износ – одна из наиболее часто встречающихся неисправностей. При замене щеток для обеспечения правильной работы агрегата необходимо выполнить их притирку. Как притереть щетки электродвигателя и осуществить эту процедуру грамотно?
Есть несколько способов притирки щеток. Выбирать, который из них использовать, следует исходя из типа двигателя и ваших предпочтений.
Прежде всего, требуется грубая подгонка щеток по коллектору – ее проводят с помощью напильника и крупнозернистой бумаги. Затем:
Так как наличие в двигателе пыли и продуктов износа щеток может привести к замыканию на массу кронштейна щеткодержателя, после выполнения притирки необходимо продуть сжатым воздухом генератор.
Ваши действия должны выглядеть следующим образом:
Стеклянная бумага кладется на коллектор (абразивной стороной вверх) и несколько раз протягивается вперед и назад. Одновременно осуществляется не слишком сильный нажим на щетки. Процесс прекращается после того, как щетки начнут равномерно прилегать к коллектору. Ширина полоски бумаги должна быть больше ширины щетки.
Применение карборундового или наждачного полотна для выполнения притирки недопустимо, поскольку попадание абразивных частиц между пластинами коллектора может спровоцировать замыкание.
Эту процедуру нужно проводить при:
Во избежание короткого замыкания и поломки двигателя следует регулярно проверять состояние щеткодержателей и щеток. Упругость пружин щеткодержателей проверяется с помощью рычажного или пружинного динамометра. Если показатель упругости меньше, чем указано в ТУ, щетки будут вибрировать, а коллектор быстрее изнашиваться.
Показатели правильного подбора и грамотной установки щеток – это:
Плохую притирку щеток можно определить по следующим признакам:
Правильная притирка щеток обеспечивает равномерность распределения тока по рабочей поверхности, что приводит к улучшению рабочих показателей электродвигателя.
Освоив процесс притирки щеток, вы сможете самостоятельно устранять мелкие неполадки в агрегате и проводить его профилактику, не прибегая к помощи специалистов.
Сегодня мы поговорим о том, зачем нужны щетки для стиральной машины. Вы узнаете, где они находятся, каковы основные признаки их износа и как производится замена угольных щеток в электродвигателе.
Щетка электродвигателя постоянного тока выглядит как небольшой прямоугольник или цилиндр, изготовленный из графита. В нее запрессовывается питающий провод, заканчивающийся медным наконечником для подключения.
В двигателе используются 2 щетки. Они вставляются в щеткодержатели, которые изготавливаются из металла либо пластмассы. Для поджима щеток к коллектору служат стальные пружины, и весь узел закрепляется на электродвигателе.
Для работы двигателя постоянного тока на ротор нужно подавать питание. Графит является хорошим проводником. Кроме того, он обладает смазывающими свойствами. Поэтому бруски, изготовленные из этого материала, хорошо подходят для обеспечения скользящего контакта.
Щетки для стиральной машины, которые изготавливаются из графита, и нужны для передачи тока на вращающийся якорь двигателя.
Они обеспечивают надежный контакт с коллектором и служат длительное время. При их подключении нужно соблюдать полярность, иначе двигатель начнет вращаться в противоположную сторону.
Несмотря на похожие конфигурации и размеры, щетки различаются между собой. Главное различие их – материал, из которого они изготовлены.
Самые простые, их еще называют угольными. Изготавливаются из чистого графита и имеют небольшую цену. Они обладают оптимальным балансом «стоимость – ресурс», и поэтому они самые распространенные. Их срок службы – 5-10 лет, и он зависит от частоты пользования машинкой и ее загрузки при работе.
Имеют в своем составе медные вкрапления. Помимо меди, в них еще может добавляться олово.
Преимущества – большой срок службы и высокая прочность, которая увеличивает ресурс коллектора. Недостаток – требуется больше времени на приработку.
Отличаются от угольных способом изготовления. Их производят путем высокотемпературной обработки смеси углеродного порошка, связующего вещества и каталитических добавок. Образуется однородный состав.
Достоинства – высокая электропроводность, малый коэффициент трения и большой ресурс.
Топовые щетки оснащены системой отстрела, которая автоматически отключает двигатель при предельном износе стержня.
Внутрь стержня встраивается пружина с изолирующим наконечником. Когда рабочая длина достигнет наименьшего предела, пружина освобождается и выталкивает наконечник на коллектор. Электрическая цепь размыкается, и мотор останавливается.
Щеткодержатели располагаются со стороны коллектора, то есть напротив выходного вала. Обычно они находятся по бокам корпуса двигателя и располагаются напротив друг друга.
К статору они крепятся винтами. Кроме того, к щеткам идут силовые кабели большого сечения. Так что найти их не составит труда.
Как и любая подвижная часть, описываемая деталь подвержена износу. При этом неполадка проявляется по-разному.
Вот наиболее характерные признаки:
При появлении таких симптомов нужно сразу отключить машинку от сети и не использовать ее до ремонта. Пренебрежение грозит серьезными поломками, вплоть до полного выхода из строя двигателя и платы управления.
Менять графитовые стержни необходимо, когда их рабочая длина составит менее 1/3 от первоначальной. То есть когда они стерлись до 7 мм. Проверить износ можно с помощью линейки, но для этого их нужно снять.
Вообще, щетки – это расходный материал. Они постоянно стираются, так что их выход из строя – дело времени. Но и стоимость их небольшая. Главное – правильно подобрать и установить эту нужную запчасть.
Для удешевления производства фирмы обычно ставят одинаковые двигатели на разные стиральные машины. Эта унификация помогает в ремонте, поскольку снижает номенклатуру запасных частей.
При выборе в магазине достаточно сказать модель машины, и продавец подберет нужную деталь. Вам поможет маркировка, которая обязательно наносится на одну из сторон. На ней указываются размеры. Для гарантии можно взять с собой образец.
Материал щеток почти не оказывает влияния на работоспособность двигателя. Он влияет только на частоту их замены. Поэтому при выборе определитесь, как часто вы готовы производить ремонт.
Желательно покупать продукцию от известных производителей. Вот список лучших фирм:
А вообще, желательно брать щетки той же фирмы, что изготовила вашу машинку. Качество оригинальных запчастей, как правило, выше. Но иногда щетки от одного производителя могут подойти для стиральной машины другой фирмы. Например, угольный контакт Indesit L C00194594 можно поставить на большинство двигателей Indesit, а также Bosch, Samsung или Zanussi. Пользуйтесь этим.
Продаются универсальные щетки, которые подойдут для разных моделей машинок. Они выпускаются малоизвестными фирмами, поэтому их качество непредсказуемое.
Перед покупкой внимательно их осмотрите. Если повезет, то можно значительно сэкономить. А если нет, то заняться новым ремонтом уже через несколько стирок.
Приведем несколько общих советов.
Внимательно выбирайте детали, даже если менять их будет мастер. Пользоваться-то все равно будете вы.
Когда щетки изнашиваются, их необходимо поменять. Такая работа по силу каждому, кто умеет держать в руках отвертку. И хотя стиральные машины и электромоторы различаются между собой, последовательность выполнения ремонта у них одинаковая.
Главное – соблюдайте технику безопасности.
Для начала машинку нужно подготовить.
После этого можно переходить к снятию двигателя.
Далее переходим непосредственно к замене.
Если ваша машина оснащена прямым приводом, последовательность действий немного другая.
Перед тем как поставить новые детали, обслужите коллектор.
Протрите его ватным тампоном, смоченном в спирте. Это нужно для очистки его от нагара и угольно-медной пыли. Если спирт не помогает, отшлифуйте его мелкозернистой наждачной бумагой. После всех работ коллектор должен быть чистым и блестящим. На нем не допускаются царапины.
После установки новых деталей покрутите вал двигателя вручную. Вращение должно быть плавным и легким.
Затем соберите стиральную машину в обратной последовательности и подсоедините ее ко всем необходимым системам.
При первом включении машина будет трещать. Это значит, что вы все сделали правильно. Посторонний звук вызывает приработка новых щеток. Чтобы они нормально притерлись, запустите машину на холостом ходу в щадящем режиме стирки. И через некоторое время работы плавно увеличивайте обороты, вплоть до максимальных.
Для начала не рекомендуется полностью загружать машину. Это ненадолго, через 10-15 стирок она сможет работать в штатном режиме.
Полностью загружать машинку при приработке нельзя, не говоря о перегрузке.
Если щелчки долгое время не прекращаются, нужно осмотреть двигатель. В этот раз лучше позвать специалиста.
Как сделать замену щеток в стиральной машине, узнаете далее.
Всем привет!
Внимание длиннопост! Внимание длиннопост! Внимание длиннопост!
По словам автора эта история произошла в одном из городов России, в столице Сибири, славном граде Новониколаевске, ныне Новосибирске! Так ли это — доподлино неизвестно — она могла также произойти в любом другом городе нашей необъятной родины! Но не будем вдаваться в подробности, ведь оснований не доверять автору у нас нет, да и к томуже автор — это я!
Экспозиция
Началась эта история в один прекрасный вечер. На улице стояли сибирские морозы, вся природа замерла в ожидании окончания этой долгой, холодной, пугающе снежной и одновременно пушистой и прекрасной зимы! Это был конец декабря, в полях кое-где виднелись запутанные заячьи следы, а также следы от лыж, отправившегося за новогодней ёлкой, человека!
Хотя от куда герой нашего повествования мог знать, что тварилось в полях или, скажем, в лесу, ведь он в этот момент был в центре мегаполиса, рыскав по запутанным как паутина улочкам, заваленным огромными, словно невероятными монстрами, сугробами в поисках парковачного места. Припарковавшись, герой нашего повествования понял, что в его автомобиле перестала работать печка.
"Ну ладно, — подумал он, — с утра разберусь!"
А с утра обнаружил, что отопление работало как ни в чём не бывало.
"Ну ок, — решил он, — раз работает, мож покатаю до тепла уже, хотя бы до весны…"
Завязка
Но не тут то было, через недельку история повторилась, но уже перед дальним выездом. Не долго думая, лёгким хлопком руки по панеле в районе вентилятора, наш герой приводит всё в норму и, на свой страх и риск, отправляется в дальний путь…
Нет, не думайте, дальше не будет захватывающей истории как он ехал в -30 по трассе с отказавшей печкой, запотевающими окнами и замерзающими конечностями, как ездил он пару раз на Опеле из-за воздушной пробки)), добрался он до дома благополучно и проездил так ещё недели две, переодически (раза два) похлопывая по панеле, с каждым разом всё сильнее и сильнее!
Кульминация
Во конечном итоге во всех просыпается Жириновский, и говорит внутри каждого: "Хватит это терпеть!".
Но эта не та история! Не потому наш герой решился на ремонт, что его гложили муки совести — просто постукивания перестали помогать и пришлось доставать эту шайтанэлектромашину).
Да и нехотелось ему, чтобы как у поэта, который мчал на тройке с бубенцами, скользя по утреннему снегу, звенели так же "бубенцы"!
Развязка
Внимание многофото! Внимание многофото! Внимание многофото!
Для дальнейшего понимания сего повествования предлагаю ознакомится с материалами по снятию бардачка, снятию самого вентилятора, а если при снятии у Вас развалился плафон, о его сборке!
День первый. Щётки стёрты.
Собравшись с силами наш герой за 10 минут извлёк из недр салона вентилятор печки.
Много сохранилось записей с того ремонта, ниже, дорогой читатель, я их приведу:
"Итак, моторчик у нас в руках, т.к. по всем признакам виной всему изношенные щётки, нужно его разобрать, а точнее отделить от корпуса с регулятором скорости.
Чтобы его разобрать понадобится всего лишь аккуратно "вдавить" резиновые защёлки (фото сделаны уже на собраном и очищенном моторе)
Полный размер
1я защёлка
Полный размер
2я защёлка
Электрощетки являются незаменимым элементом в стиральной машине. Если в то время, когда работает машинка автомат, вы слышите характерный треск, то, скорее всего, в вашей конструкции стерлись щетки на моторе. Как поменять щетки в стиральной машине своими руками?
Данную проблему необходимо искоренять по возможности во время её обнаружения, чтобы не усугубить положение стиральной машины. Электрощетки можно приобрести в сервисном центре, либо в специальном магазине.
Щетки являются одной из основных специальных деталей в машине-автомат, отвечающих за контакт. Электрощетки во время своей работы передают энергию внешней цепи на двигатель конструкции.
Таким образом, происходит вращение барабана, и за счет этого работает сама машина.
Все щетки для стиральных машин оснащены стальными пружинами и медным контактом, однако есть и отличающиеся элементы, например, прижимная часть.
Щетки для электродвигателя бывают трех видов:
По отзывам и мнениям специалистов рекомендуется покупать специальные (оригинальные) детали от таких производителей как:
Бывают такие случаи, когда электрощетки одного производителя могут подходить к машинам автоматом совершенно других брендов. Приведем пример:
Угольная щетка Indesit L C00194594 подходит к большинству стиральных машин-автоматов, таких как Indesit, а так же к стиральным машинам от Bosch, Samsung или Zanussi.
Универсальные щетки дешевле, чем оригинальные, но и цена сказывается на качестве и характеристиках – щетки могут не подходить по размеру, могут оказаться некачественными и быстро изнашиваемыми.
Конечно, лучше покупать оригинальны детали, чтобы в будущем не попасть на более серьезные деньги.
По проводимым опросам среди владельцев стиральных машин и сотрудникам сервисных центров было выявлено, что основными неполадками и поломками среди стиральных машинок являются модели от производителей Indesit и Ariston.
33% стиральных машин были отданы в ремонт из-за большого количества разных типов неполадок.
В большинстве случаев неполадки со стиральной машиной возникают из-за проблем в электродвигателе, который владелец не в состоянии самостоятельно починить. Возможны и неполадки со щетками, ведь они являются расходным материалом, который в отличие от двигателя, вполне возможно починить своими руками без обращения в сервис по ремонту бытовой технике.
Предположительный срок жизни щеток при достаточно частом использовании стиральной машины 5 лет.
Есть вероятность, что машина прослужит вам намного больше, если использовать её не так часто – тогда срок эксплуатации до 10 лет.
Щетки для стиральных машин изготавливают из непрочного мягкого материала, поэтому вероятность износиться у них высока, однако их намного легче заменить, чем сам двигатель машины-автомата. Во множестве, случаев как показала практика, электрощетки ломаются достаточно реже, чем, например, другая «важная» деталь агрегата.
Несколько признаков неработоспособности щеток:
Если у вас появился один из вышеперечисленных признаков, то следует срочно менять щетки в двигателе агрегата.
Если вы хотите предотвратить проблемы такого характера в будущем, рекомендуем изучить инструкцию по стирке и придерживаться ее.
Советы по эксплуатации машины
1) не стоит перегружать барабан вещами под завязку – лучше равномерно произвести нагрузку по стирке;
2) не запускайте стиральную машинку более чем 3 раза подряд;
3) разделите белье на несколько загрузок, возможно в разные дни.
Чтобы не сталкиваться в будущем с проблемами такого рода, требуется правильно и аккуратно обращаться с устройством.
Если вы на 100% уверены в том, что проблема в машинке назревает из-за щеток, то следует незамедлительно их заменить на новые. Возможно, вы не знаете, какие щетки вам нужны. В этом вам помогу специалисты в специальных магазинах, вам всего лишь нужно знать модель своей стиральной машины, или просто принести испорченную щетку.
Не рекомендуем покупать элементы конструкции, которые уже были использованы до вас. Намного легче и куда безопаснее купить новую деталь, нежели оплачивать незамедлительный новый ремонт вашей стиральной машине.
Несколько советов по выбору щеток:
Поменять щетки на самом деле не составит труда, поэтому большинство владельцев машин-автоматов собственными руками пытаются чинить их.
Щетки – это деталь, которая считается расходной из-за ее изнашиваемости, поэтому она нуждается в своевременной замене. В большом количестве стиральных машин разных моделей и брендов достаточно снять лишь заднюю панель для замены щеток, но есть и такие модели ,которые требуют полной разборки.
Бывают и такие конструкции, в которых невозможно подобраться к мотору даже при полной разборке, поэтому необходимо отвозить свою машинку в сервисный центр, где произведут разборку двигателя и замену электрощеток. Заранее подготовьте инструменты перед разборкой стиральной машины и установки новых щеток.
Основной задачей является отсоединение мотора от барабана. Нужно отключить машину от сети, отсоединить контакты и приступить к работе с мотором. Предварительно убедитесь, что проблема именно в щетках; их износ можно легко обнаружить.
Щетки подлежат замене, если длина использованных стержней на старых щетках от 1,5 до 2 сантиметров.
Замена производится из-за неравномерного износа стержней. Может быть и так, что стержни будут стираться быстрее, поэтому замену необходимо будет проводить через несколько недель.
Всю свою работу заранее распределите поэтапно, и запишите, либо зарисуйте, а можете и сфотографировать. Это поможет вам правильно, ничего не упустив, собрать свою конструкцию и при этом не перепутав детали.
Перед заменой щеток предварительно запомните их местоположение, и в какую сторону расположен скос. Если неправильно их установить, мотор может заискриться.
Снять щетки можно с помощью отверток, после чего осмотрите коллектор мотора.
При обнаружении различных рода дефектов, таких как царапины или просто пыль, их нужно ликвидировать.
Царапины убираются мелкозернистой наждачной бумагой, а пыль можно очистить щеточкой. После этого можно устанавливать новые электрощетки (лучше всего оригинальные), придав их саморезами.
Если вы записывали ход своей работы, то провести обратную сборку вам не составит труда.
После установки щеток, поставьте на место мотор, закрепив его, поставить электропровода и закрыть задней панелью.
Когда вы уже установили щетки и мотор, их нужно протестировать, чтобы убедиться в их работоспособности и дать новым щеткам притереться к своему месту. Тестировать можно такими способами как:
Рекомендуем первые 10-15 стирок не перегружать барабан бельем, так как новые щетки стиральной машинки должны прижиться на своем новом месте.
Проверяйте и меняйте щетки в моторе своевременно и не забывайте, что ваши проверки должны быть регулярными. Смазывайте детали и проводите профилактику конструкции.
Если соблюдать эти правила и использовать стиральную машинку согласно инструкции, то ваш агрегат прослужит вам долго и надежно. А если вы этого не будете делать, то повлечете за собой серьезные нарушения в вашей машине, и их будет очень сложно устранить.