8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

До скольки лет можно получить права на вождение автомобиля


Максимальный возраст для замены водительских прав в 2020 году

До какого возраста водитель может заменить водительские права в 2020 году и могут ли пенсионеру отказать в продлении срока действия удостоверения?

С интересным вопросом к нашим автоюристам на горячую линию обратился гражданин, столкнувшийся с необычной ситуацией. Если вкратце – то 73-летнему водителю отказали в замене водительского удостоверения по причине возраста и сопутствующих ему проблем со здоровьем. Сам водитель воспринял отказ как данность, а вот близкие родственники решили проконсультироваться с юристами.

Ниже мы публикуем обстоятельный рассказ с комментариями и вопросами нашего юриста, а затем дадим правовую оценку ситуации.

Пенсионер пошел менять права, но получил отказ

Здравствуйте! Мой отец столкнулся с неприятной проблемой. Ему 73 года и в прошлом году, в октябре, у него истек срок действия водительского удостоверения. Сразу за заменой он не обратился, ездил мало, к тому же заболел осенью и не поменял права. Но тут возникла необходимость снова сесть за руль. После чего в феврале он обратился в МРЭО с заявлением о замене.

Все необходимые документы для замены прав он собрал, включая медицинское заключение.

Но медицинское заключение было им получено в сентябре 2018 года, он хотел заблаговременно сменить права, но не вышло – в начале октября у него приключился микроинсульт. Два месяца заняла реабилитация, все в порядке оказалось более или менее, поэтому он решил вернуться за руль.

Надо сказать, что после микроинсульта у него появился небольшой тремор в руках (дрожание), и слегка «повело» лицо, но на понимание происходящего болезнь не сказалась. Ездить он по-прежнему мог без проблем (по деревне, признаемся, катался через несколько домов туда-сюда без прав).

При обращении в ГИБДД сотрудники отказали в принятии документов, потребовав новую медицинскую справку. Причину сказали прямо – ты дед слишком старый, полгода прошло с момента получения справки – вдруг у тебя еще болячек добавилось, поэтому права менять не будем, давай заключение врача не позже 1 месяца.

Пройти повторное освидетельствование шансов мало, мы это понимаем. Но ведь и требования ГИБДД незаконны – отказы по предельному возрасту для замены водительских прав у нас не предусмотрены!

Ситуация неоднозначна: в 2020 году у пенсионеров могут возникнуть проблемы

Вопрос юристу

Сложившуюся ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Добрый день! По факту работники ГИБДД превысили свои полномочия, поскольку они не вправе подвергать сомнению достоверность выданной медицинской справки. Ни ПДД, ни Регламент, ни прочие нормативные акты не содержат указаний о том, как вести себя в случаях, если «визуально» водитель выглядит явно не подпадающим под критерии допуска к управлению автомобилем, но представляет медицинскую справку.

Не предусмотрено в законе и предельных ограничений по возрасту для замены водительских  прав, как нет и ограничений по возрасту в РФ на данный момент.

При наличии медицинского заключения «рулить» может даже 90-летний пенсионер, если его состояние здоровья позволяет ему управлять автомобилем без проблем и нет противопоказаний.

В вашем случае стоит обратить внимание на п. 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 в редакции от 14.08.2018 «О допуске к управлению транспортными средствами».

29-ый пункт устанавливает случаи, когда производится замена водительского удостоверения, а пункт 30 – перечисляет документы, необходимые для замены.

При этом медицинская справка в случае замены по истечении срока действия прав является обязательной.

 

Срок действия медсправки прописан в пункте 12 Приказа Минздрава России от 15.06.2015 N 344н – это 12 месяцев с момента прохождения медицинского освидетельствования. В это время справка может быть без проблем предъявления для любых целей, будь то:

  • Получение водительского удостоверения впервые;
  • Замена ВУ ввиду истечения срока действия;
  • Возврат удостоверения после лишения права управления.

Поэтому отказ сотрудников ГИБДД в любом случае незаконен. Но лишь формально!

Что делать в таком случае?

Применительно к описанной ситуации:  если вы осознаете, что ваш отец не пройдет повторную медицинскую комиссию, значит — его состояние здоровья не позволяет ему управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих.

Возможно, не стоит рисковать и лучше согласиться с позицией инспектора или же попытаться пройти повторное медицинское освидетельствование?

Ведь на данный момент перечень ограничений по здоровью, полностью исключающих управление автомобилем, достаточно жесткий и все указанные там болезни действительно опасны для водителей.

Скриншот перечня приводим ниже.

Если у водителя действительно присутствуют какие-либо проблемы из списка – за руль ему садиться точно нельзя. И это введено не только в 2020 году, это было всегда.

Помните, что жесткие требования к здоровью водителя – не блажь инспектора ДПС, а реальные меры по обеспечению безопасности движения. В то же время никаких ограничений по возрасту водителей-пенсионеров в РФ у нас для водителей не существует, все упирается лишь в подтвержденное состояние здоровья.

 

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

За рулём пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя? | Безопасность | Авто

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, – только на один год.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств. Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».

Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

 

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

"Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение", – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. "Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, – отметил он в беседе с РИА Новости. – Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту".

Госдума в два раза увеличивает число категорий в водительских правах>>

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. "Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь", – пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, "можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным", – говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди", – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

"Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска", – пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. "Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность", – предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

"Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально", – говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, "когда поднимается вся история болезни". Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. "Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся", – резюмировал он.

В группе риска – молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. "Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, – сказал он в беседе с РИА Новости. – Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет – вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного".

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. "Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями", – говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. "Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь", – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

С какого возраста можно водить машину

Рано или поздно молодые люди задаются вопросом, со скольки лет можно водить машину, чтобы знать, когда записываться на курсы вождения. Но редко кто находит однозначный ответ, ведь для каждой группы ТС предусмотрены свои ограничения. К примеру, на мотоцикл удостоверение можно получить на 2 года раньше, чем на четырехколесный транспорт. Определяющим критерием является именно водительская категория, на которую претендует гражданин.

Содержание статьи:

Возрастные ограничения на получение прав

Ограничения на водительские права по возрасту установлены законодательством, с целью исключить на дорогах наличие несовершеннолетних граждан и, тем самым, повысить безопасность. Выданное ГИБДД удостоверение подтверждает способность управлять конкретным транспортом. Получить его можно любому дееспособному человеку после прослушанных лекций в автошколе и успешного тестирования. Для каждой категории установлен возрастной минимум:

  1. «А». Предусматривает возможность водителям свободно ездить на мотоцикле первые два года без пассажиров. Права выдаются лицам, достигшим 18 лет.
  2. «А1». Допускается управление мотоциклом с размером моторной системы не больше 125 см3, и скоростью перемещения 50 км/ч. Оформить такой документ может любой гражданин, которому уже исполнилось 16.
  3. «М». Езда на мопеде, после сдачи тестирования и подтверждения умения водить транспорт в условиях автодрома без нарушений. Допускаются к управлению также и квадроциклом лица, достигшие 16-летнего возраста.
  4. «В». Вождение легковых авто, грузопассажирского транспорта до 3,5 тонн. Сдавать экзамен допускаются граждане после учебы в автошколе, при условии 18 лет.
  5. «С». Допускается езда на машинах и грузовом транспорте от 3,5 тонн. Получить документ с этой категорией могут лица, достигшие 18 лет.
  6. «D». С такой литерой в правах водитель имеет право осуществлять пассажирские перевозки на автобусах и трамваях. Выдаются они гражданам после 21 года, имеющим минимум 3 года стажа на дорогах без серьезных нарушений. На их получение в автошколе потребуется 2 месяца. Но при этом у водителя должен быть достаточным опыт.
  7. «F». Лицам с такой категорией можно водить сельскохозяйственную технику, трактора, комбайны и прочее. Оформление займет 2 месяца, при условии, что гражданину есть 18 лет.

Стоит отметить, что верхней границы просто не существует. Обратиться в уполномоченные органы гражданин может в любом возрасте. Основным условием является лишь отсутствие медицинских противопоказаний. Если здоровье позволяет, управлять личным автомобилем можно даже в преклонных годах.

Важно! Водить троллейбус или трамвай не могут лица, не отметившие 21 день рождения, при этом у них уже должен быть солидный опыт управления обычным автомобилем.

Обучение вождению до 18 лет

Далеко не все знают, с какого возраста можно сдавать на права, и когда допускается проходить курсы подросткам, хотя этот вопрос достаточно актуальный. Запрета на изучение ПДД до момента достижения совершеннолетия не существует. Поэтому начинать знакомиться с правилами, значениями знаков, особенностями движения и регулирования потоков на дороге, можно с любого возраста. Для этого предлагаются самые разные варианты:

  1. Книги, брошюры и наглядные пособия в книжных магазинах.
  2. Билеты ПДД в виде приложения на телефоне.
  3. Сайты с подробной информацией и видеороликами для наглядного изучения конкретных ситуаций.
  4. Электронные книги, которые можно скачать на телефон или планшет.

Там же можно уточнить, со скольки лет выдают права на машину, скутер или мотоциклы. Изучение теории до прохождения курсов даже приветствуется, так как позволит полностью освоить важные знания в комфортном темпе, а не за пару лекций. Чем раньше начато знакомство с правилами, тем легче будет во время прохождения экзамена. Детям в возрасте от 7-8 лет их можно преподносить в игровой форме, для более простого запоминания.

Для справки! Раннее обучение теории не дает гарантии, что тестирование будет пройдено успешно. Так как вопросы билетов, различные нюансы и моменты могут меняться один раз в 2-4 года. Поэтому периодически их лучше пересматривать.

С какого возраста начинается обучение вождению

Молодых людей всегда беспокоит вопрос, со скольки лет можно учиться в автошколе, чтобы удостоверение на управление машиной было выдано в 18 лет. Согласно требованиям законодательства, записаться на курсы вождения может любой человек в возрасте от 16 лет, но при этом после прохождения обучения, он допускается лишь к экзаменам на управление мопедами. Права на автомобиль ему выдадут, когда исполнится полные 18 и не днем ранее, при условии успешного тестирования.

Поэтому ответом на вопрос, можно ли сдать на права в 16 лет на машину, будет однозначное «нет». Более того, запрещено записываться на курсы в автошколу до достижения этого возраста. Согласно новым положениям закона, самостоятельное обучение исключено. Допуск к экзамену гражданин получает только после прохождения курсов в специализированном заведении, имеющем лицензию на осуществление деятельности.

Важным моментом для многих является вопрос, можно ли в 17 лет сдать на права, а в 18 получить. Запрета на это в действующем законодательстве нет. Поэтому при желании, стоит записаться на курсы за год до совершеннолетия, а получить права можно в день рождения 18 лет.

Возраст для обучения на разный транспорт

Разобравшись с вопросом, со скольки лет можно учиться на права на машину, стоит также уточнить, когда допускается проходить курсы на управление другим транспортом. Для каждого вида предусмотрены свои ограничения, о них обычно предупреждают в ДОСААФ перед приемом заявление на обучение. Рассмотрим основные варианты.

Допуск к курсам на мопед

Мопед представляет собой универсальное транспортное средство, широко используемое учащимися в качестве альтернативы велосипедам. Для их управления необходимо пройти курсы и получить документ установленного образца с открытой категорией «М» или «А1». Допускаются к прослушиванию лекций лица, достигшие 16 лет.

Получают разрешение для вождения мопеда только после сдачи теории, а также подтверждения практических навыков езды в условиях автодрома. Предварительно список билетов и упражнений можно найти на специализированных сайтах. Самостоятельное обучение недопустимо, так как процесс обязательно должен контролировать инструктор.

Допуск к обучению на мотоцикл

Мотоцикл представляет собой серьезное транспортное средства, с повышенной степенью опасности. Поэтому сесть на него для езды по дорогам получится только с восемнадцати. Именно с совершеннолетия человек считается достаточно взрослым, чтобы осознавать все риски. Для управления потребуется получить удостоверение водителя с категорией «А». Для этого предусмотрено прохождение специальной подготовки, а также подтверждение своих знаний теории и навыков на практике путем тестирования и езды на автодроме.

Для справки! Перевозить пассажиров на мопеде или мотоцикле человек сможет только при наличии опыта езды на дорогах без серьезных нарушений за 2 года.

Допуск к курсам на легковое авто

Российские законы более строги к водителям, желающим учиться управлять легковыми автомобилями, чем в США. Допускаются к вождению только лица с 18 лет, но пойти на курсы они могут значительно раньше, уже с 16 лет. Подготовка будет осуществляться в несколько шагов:

  1. Записаться на курсы категории «В» в любую автошколу или местный ДОСААФ.
  2. Посещать все лекции (примерно 190 часов).
  3. Пройти практическое обучение на специальной машине, оборудованной дополнительными педалями для преподавателя и зеркалом заднего вида.
  4. Успешно пройти тестирование в МРЭО после 18 лет, и подтвердить свои навыки на практике
  5. Получить удостоверение водителя установленной формы с отметкой «В». Для этого потребуется собрать весь пакет документов. Но при этом нет необходимости посещать военкомат, так как справка от них или билет не нужен.

Выдача прав гражданину до его совершеннолетия не допустима, даже если он успешно прошел обучение и квалификационное тестирование в автошколе. Также запрещено ездить на автомобиле без документа, подтверждающего прохождение экзамена в МРЭО. В противном случае человек штрафуется или несет другую административную ответственность.

Возраст для выдачи прав для каждой категории

Возрастные рамки напрямую зависят от выбранного для езды транспорта. Для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия, стаж, о котором необходимо знать. В целом, пойти учиться на любой механизм раньше 16 лет не получится, это минимальная граница, максимальной не существует. Пояснить ситуацию наглядно поможет таблица.

КатегорияВозрастВозможные нюансы
А1 (мототехника с объемом двигателя не больше 125 см3)16-
М (мопеды, скутеры, квадроциклы)16-
А (мотоциклы 2-3-4 колеса, с массой до 400 кг)18-
В (легковые машины с весом не больше 3,5 т и количеством мест до 8-ми)18-
ВЕ (легковые авто с прицепом)19Для открытия данной категории, водитель обязан иметь один год стажа «В».
В1 (квадрициклы и трициклы)18Квадроциклы в эту категорию не входят
С (грузовой транспорт с весом более 3,5 т)18Получать можно одновременно с категорией «В»
С1 (грузовой транспорт с массой от 3,5 до 7,5 т)18-
С1Е (автомобили и грузовой транспорт с прицепом)19Для оформления обязательным условием является наличие годового стажа
D и D1 (транспорт для осуществления пассажирских перевозок)21Для получения прав такой категории лицам необходимо иметь водительский стаж минимум 3 года. Исключением являются военнослужащие, проходящие срочную службу. Для них возрастное ограничение составляет 19 лет.
DE (автобусы с прицепом)19Проходить обучение и открывать категорию допускается лицам, имеющим стаж более 1 года.
D1E (небольшие автобусы с прицепами)19Обязательным условием является наличие категории D1 и год вождения с ней.

Обобщив представленную информацию, следует заметить, что начальным возрастом для многих категорий является 18-19 лет. Обучение допускается и раньше, чем будет отмечено совершеннолетие, но сдача экзамена заранее недопустима.

Когда права не нужны

Согласно российскому законодательству, управлять практически любым транспортом можно только получив удостоверение. Но есть категория машин, для пользования которыми права не нужны. Ими обычно пользуются дети школьного возраста, подростки и другие группы граждан. К ним относятся:

  1. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски. Любые устройства, приводимые в действие за счет мышечной системы человека.
  2. Велосипед. Хотя каждый год появляется предложение ввести обязанность получать на них права и регистрировать транспортное средство в ГИБДД, на сегодняшний день пользоваться ими можно свободно.
  3. Мотоколесо, гироскутер, сегвей. Несмотря на то, что устройства оборудованы мотором, перемещаются на них люди любого возраста. Управляющие ими лица не приравниваются к пешеходам, а считаются водителями электромобиля, но при этом могут свободно ездить по тротуарам.
  4. Мотоблок. По дорогам они не ездят, и не используются для перемещения, но все оборудованы двигателями. Получать на них ПТС или права нет надобности.

Во всех остальных случаях потребуется получение удостоверения водителя для управления и свободной езды по дорогам. Особенные условия существуют для каждой категории и могут отличаться исходя из характеристик выбранного транспортного средства.

Международный опыт

Действующие правила для получения удостоверения водителя распространены не по всему миру. В каждой стране есть свои особенности и ограничения, и многим будет любопытно узнать и международный опыт. В частности, в Соединенных штатах управлять автомобилем допускается после 16 лет. Обучение при этом осуществляется в течение 3-х месяцев. За серьезные нарушения предполагается лишение. В некоторых регионах минимальный возраст и вовсе составляет 14 лет.

В Германии управлять транспортом допускается лишь с 17, в Австралии с 18, но при этом сдавать экзамен там предстоит долго и тяжело. Поэтому процесс получения прав в нашем государстве нельзя назвать самым сложным.

Начальный возраст для прохождения экзаменов и начала учебы в автошколе отличается между собой. Зная установленные нормы, можно подгадать, чтобы в 18 лет уже получить права для езды на легковом транспортном средстве.

Есть ли возрастные ограничения к получению прав на вождение?

Возрастные ограничения к получению прав на вождение автомобиля.

Для обучения в автошколе, как таковых, ограничений по возрасту нет. Ограничения есть в получении водительского удостоверения, и они прописаны в "Законе о безопасности дорожного движения".

Статья 25.

1. Граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Согласно приказу Министерства здравоохранения сегодня нет ограничений на получение водительских удостоверений по возрасту. Поэтому, любой желающий может после обучения и успешной сдачи экзаменов в ГИБДД управлять автомобилем.

Однако женщинам после 50 лет, а мужчинам после 55 лет необходимо проходить медицинское освидетельствование раз в 2 года, а не раз в 3, как более молодым автомобилистам.

Как правильно сокращать слова в анкете на загранпаспорт на портале Госуслуг - www.moscow-faq.ru/all_question/house/useful/2013/March/52699/148700

Что такое УФА-ДТИ и другие аббревиатуры, указанные на почтовой корреспонденции - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Как и где оформить медицинскую справку нового образца для ГИБДД при обмене водительского удостоверения? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Что делать, если страховая компания отказывается продать полис ОСАГО? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Что делать, если страховая компания отказывается предоставлять скидку при оформлении полиса ОСАГО? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Как узнать свои долги и штрафы при выезде за границу? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Как вернуть уплаченную госпошлину - www.moscow-faq.ru/all_question/experience/ust/2015/February/66690/176392

Нужно ли снимать машину с учета перед продажей? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Регистрация автомобилей в Москве - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Где поменять водительские права? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

Расстояние, на котором дорожная камера может зафиксировать нарушение или превышение - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

особенности для различных категорий прав

Практически каждый молодой человек, желающий поскорее пройти курсы в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД, задается вопросом относительно того, со скольки лет можно учиться в автошколе на права, начав знакомство с азами правил дорожного движения и получив практические навыки.

Получая ответ на такой вопрос, следует осознавать, что понятие возможности прохождения обучения и сдачи экзамена и получения прав в ГИБДД может относиться к разным периодам жизни. Определенные категории предполагают возможность, как начала обучения, так и получения документа с одного возраста, другие же дают возможность поступить в автошколу несколько раньше.

Ограничение в возрасте для обучения

Большинство начинающих автомобилистов обращается к вопросу относительно возраста, с которого уже можно будет писать заявление на получение прав или проходить обучения с достаточно юного возраста. Молодым людям не терпится как можно скорее сесть за руль, почувствовать определенную самостоятельность или применить свои возможности и полученные права для других целей.

Большинство родителей начинают прививать знания правил дорожного движения еще с возраста 4-6 лет, когда ребенок постепенно разбираться в сигналах светофора, различает определенные дорожные знаки, понимает, как и где можно переходить проезжую часть.

Законом установлены ограниченные временные рамки, с которых молодых людей допускают к обучению в специализированных учреждениях и прохождению теоретической и практической части экзаменов.

При этом многие начинают самостоятельное обучение теоретической части гораздо раньше. Такой момент не противопоказан, но слишком рьяно заучивать все действующие нормы и возможные ответы на билеты не стоит. Это связано с тем, что определенные моменты и положения ПДД периодически пересматриваются. Часть из заученных ответов уже может стать не актуальной к моменту прохождения экзамена.

Существующие ограничения – когда можно учиться

Действующие ограничения по возрасту, с которого можно обучаться на права и проходить экзамены, представлены следующими данными:

  • Категория А. Ее открытие дает возможность управления мотоциклом и получения прав начиная с 18 лет. При этом приступать к обучению допускается уже с того момента, как юному водителю исполнится 16 лет;
  • Категория А1. Она определяет тип транспортных средств, представляющих собой легковые мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 кубов и максимальной скоростью, которую они могут развивать, не более 50 км/ч. В данном случае действующие нормы и правила более лояльны к молодым людям – как обучаться, так уже и получать права они могут начиная с возраста в 16 лет;
  • Категория М. Представлена мопедами. Правила и нормы также аналогичны категории А1. Приступать к обучению допускается уже с возраста в 16 лет. После получения свидетельства об окончании автошколы ученику нет необходимости дожидаться наступления 18 лет. Сдавать на права допускается сразу же в составе группы и при положительном результате получать готовый документ;
  • Категория В. Представлена легковыми автомобилями, масса которых не превышает 3500 кг. При этом уже после получения прав без открытия дополнительной категории можно управлять машиной вместе с прикрепленным к нему прицепом при условии, что его отдельная масса будет не более 75 кг.

Таким образом перечисленные категории все без исключения допускают возможность начала обучения еще при возрасте 16 лет. Подавать заявление на прохождение теоретической и практической части экзаменов для всех категорий, за исключением мопедов и тех ТС, которые можно отнести к А1, можно будет только после того, как ученику исполнится полных 18 лет.

Основные положения ПДД

Читайте: Пересдача экзамена в ГАИ: сколько раз и в какие сроки.

В общем же правила прохождения процесса обучения представлены действующей редакцией правил дорожного движения, определяющий кроме возраста учеников еще и такие моменты:

  1. Первоначальное получение практических навыков должно осуществляться обучающимся только на площадках закрытого типа. В связи с этим каждая из существующих и имеющих разрешение на такой вид деятельности школ должна самостоятельно оборудовать необходимую и отвечающую нормам площадку или же арендовать уже имеющуюся, которая расположена недалеко от классов.
  2. Езда лица, не имеющего еще водительского удостоверения, разрешается исключительно в присутствии обучающего субъекта и только при условии, что обучаемый имеет первоначальные навыки в теоретическом плане. Большинство автошкол опускают такое достаточно важное требование и проводят практические занятия буквально через несколько дней после начала практических занятий. В определенном смысле такая методика имеет положительные отзывы – обучаясь и сразу применяя определенные навыки, ученик лучше усваивает материал. С другой стороны, еще не понимая всех норм и правил, не разбираясь в существующих дорожных знаках и разметках, начинающий автомобилист не способен правильно оценивать ситуацию и принимать определенные решения, находясь за рулем транспортного средства.
  3. Лицо, выступающее в роли обучающего (инструктора), должно иметь при себе документ. Он будет подтверждать наличие права на обучение вождению ТС. Кроме того, обязательно должно присутствовать удостоверение о праве на управление авто определенной категории. В этом случае многие допускают ошибку, пытаясь пройти или усилить уже имеющиеся теоретические знания с водителем, который только имеет права определенной категории. Такие действия являются ошибкой и прямым нарушением ПДД. Ответственность в этом случае могут нести оба – как субъект, управляющий транспортным средством без наличия водительского удостоверения, так и тот, кто доверил ему управление автомобилем, мопедом, мотоциклом или другим видом транспорта.
  4. Обучаемому субъекту, который постигает навыки управления транспортным средством на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет. Именно таким пунктом следует руководствоваться, начиная обучение.
  5. ТС, на котором проводят обучение, должно быть оборудовано в соответствии с требованиями безопасности и иметь опознавательные знаки. Так, к примеру, легковые автомобили, на которых инструкторы учат начинающих водителей, имеют дополнительные педали тормоза и сцепления (при условии, что транспортное средство оборудовано механической коробкой передач). Таким образом даже при замешательстве обучаемого, совершении неправильного маневра, инструктор может вовремя среагировать и предотвратить опасную ситуацию, дорожно-транспортное происшествие.

Кроме того, все те маршруты, по которым ездят обучающиеся уже в черте населенного пункта, в обязательном порядке утверждаются дополнительно. Обычно они представлены дорогами с наименьшей загруженностью и отсутствием потенциально-опасных мест, на которых неопытный автомобилист может допустить ошибки, имеющие серьезные последствия.

Все остальные категории, открывающиеся в Российской Федерации при получении ВУ, доступны к обучению с 18 лет. Это правило действует за исключением категорий D, D1 и Е, к которым относятся пассажирские автобусы, трамваи и троллейбусы. Прохождение практических занятий в этом случае будет доступно только с момента достижения 21 года.

Поделиться ссылкой:

5 категорий и оптимальный возраст для обучения

Источник: https://pixabay.com/photos/auto-woman-transport-system-vehicle-3222366/

Содержание статьи

С какого возраста возможно обучение в автошколе?

Источник: https://www.pexels.com/photo/adult-automotive-blur-car-13861/

Со скольки лет можно учиться на права на автокурсах? Возможный допуск к образованию на автокурсах осуществляется на усмотрение руководителей школы и в соответствии с законами РФ, поэтому курсантом может стать молодой человек от 15 лет. При этом поступление в школу должно быть согласовано со взрослыми членами семьи несовершеннолетнего ученика. Это означает, что договор на оказание услуг автошколы должен быть подписан родителями (опекунами, усыновителями) ученика, а также через них проведены финансовые расчёты с кассой автокурсов. После чего молодой курсант авто-курсов может быть допущен к прослушиванию теоретической части занятий. Курсант допускается к практической стажировке лишь с 16 лет. В этом же возрасте можно получить официальную карточку, разрешающую управление лёгкими мотоциклетными автомашинами и веломопедами.

Теоретическое обучение

Известно, что первые уроки безопасности на дороге дети получают в начальной школе. Конечно, никто не обучает малышей основам вождения, а лишь поведенческим принципам дорожной безопасности. Однако если ребёнок начнёт по собственному желанию учиться теоретическим основам управления автотранспортом, его никто не будет порицать. Тем более, что сейчас для этого есть множество книг, брошюр и компьютерных программ. Кстати, ранее до 2013 года, в РФ можно было получить права по итогам обучения собственными силами без посещения автокурсов. В настоящее время это запрещено. Чтобы стать курсантом автошколы нужно дорасти как минимум до 15 лет, согласовать посещение обучающих курсов с руководством автошколы и заручиться поддержкой родителей.

Вождение автомобиля

Возраст для получения практических навыков вождения мотоциклов и автомобилей регламентируется действующими нормами ПДД, а именно —пунктом 21.4. Начиная с 16-ти лет молодые люди могут начинать оттачивать водительское мастерство за рулём. Мотоциклетная учебная езда осуществляется на закрытых ученических площадках. Управление автомобильным четырёхколесным транспортом возможно только на специально оборудованных машинах, под контролем инструктора автошколы в пределах ученических площадок и в городских условиях.

Когда можно сдавать на права?

Как мы уже выяснили, можно начать обучение на автокурсах в 15 лет, однако это не значит, что сразу после прохождения теоретического блока молодые люди приступят к экзаменам и получат ВУ. Так со скольки лет можно сдавать на права? Когда молодой человек отпразднует своё шестнадцатилетие, ему разрешается сдать и получить права исключительно на категорию «М» и подкатегорию «А1». Также разрешено сдать экзамен на водителя легкового автомобиля (категория «В») в 16-17 лет, но получить документ только по достижению 18 лет. На категорию «С» можно сдать экзаменационный тест в 17 лет, а получить документ в 18 лет.

Когда можно получить права?

Источник: https://pixabay.com/photos/business-businessman-chair-computer-1839191/

С учётом класса автомобильного транспорта, который планируется водить, молодые люди могут рассчитывать на получение разрешительного документа в разный период своего взросления. Так, самыми первыми водительскими правами может стать разрешительный документ на управление мопедом, скутером и лёгкими мотоциклами подкатегории «А1». Это событие может случиться уже в 16 лет. Водительскую карточку для управления мотоциклом, легковым и грузовым автомобилями можно забрать в Госавтоинспеции только по достижении совершеннолетия, то есть 18 лет. Со скольки лет можно получить права водителя автобуса? Если курсант проходил военную службу, то ему разрешат получить ВУ в 19 лет. Если он не служил в армии, то только в 21 год. Также только двадцатиоднолетние граждане могут стать обладателями прав водителя троллейбусного и трамвайного автотранспорта.

Мопед или скутер

Шестнадцатилетние девушки и юноши могут выучиться на автокурсах, сдать экзамен и получить права на мопеды и скутеры. Мастерство вождения нужно продемонстрировать на площадке в соответствии с упражнениями, которые выполняются при сдаче прав на категорию «А». Единственным отличием будет вид автотранспортного средства, на котором курсант экзаменуется. В водительской карточке человека, успешно сдавшего экзамен, будет стоять отметка об открытой категории «М».

Мотоцикл

Восемнадцатилетние молодые люди (девушки и юноши) могут получить права категории «А», то есть стать законными водителями двухколесных мотоциклов и четырёхколесных транспортных средств весом до 0,4 тонны. Если речь идёт о маломощных мотоциклетных средствах передвижения (с объёмом мотора менее 125 куб. см,  мощность до 11 кВт), то получить права категории «А1» можно в 16 лет. Кроме того, автоматически с получением этих прав можно кататься на трёхколесных средствах (массой до 0.550 т, мощностью менее 50 куб. см и развивающих скорость до 45 км/ч).

 Легковой автомобиль

Многие молодые люди мечтают получить право управления легковыми авто как можно раньше. Однако до момента совершеннолетия получить права на руки не удаётся ни одному россиянину. Согласно действующим нормам, сотрудники Госавтоинспекции выдают водительские права только совершеннолетним лицам (от 18 лет). Это произойдёт даже в том случае, если молодой человек сдал экзаменационный тест раньше (в 16-17 лет). Документ об успешной сдаче экзамена будет находиться в ГИБДД и ждать пока молодому человеку исполнится 18 лет. Управление ТС без водительских прав карается по закону.

Автомобиль категории «С»

Со скольки лет можно водить машину грузового типа? Получение водительской карточки с открытой категорией «С» возможно только по достижению 18 лет. Процесс идентичен получению прав водителя легкового авто.

Другие категории автотранспорта

Чтобы стать водителем автобусов, нужно дождаться наступления 21 года. Исключением могут стать молодые люди, прошедшие обязательную воинскую службу в российской армии: они могут получить права категории «D» и «D1» в 19 лет.

Для того чтобы управлять автотранспортом с прицепами (полуприцепами), нужно иметь водительский стаж по категориям «D», «C», «B» от года (как минимум 12 месяцев с даты открытия). Чтобы получить права для вождения малых автобусов с прицепом (категория «D1E») и (или) грузовую категорию «С1E», нужно иметь годовой стаж вождения в старших категориях («С», «D» или «СЕ», «DE»).

Оптимальный возраст для обучения вождению

Если вы хотите получить права максимально рано, насколько это возможно по закону, то разумно начинать учёбу в автошколе за несколько месяцев до наступления 18 лет (для управления легковым, грузовым автотранспортом и мотоциклами). Чтобы получить права для вождения мопеда и лёгкого мотоцикла, можно начинать обучение за несколько месяцев до своего шестнадцатилетия.

Начинать учёбу в 15-16 лет, чтобы получить допуск к экзамену в 17 лет, а саму водительскую карточку в 18 лет, нецелесообразно. Теоретический блок правил может измениться по истечению времени. К сожалению, навыки вождения утрачиваются, если их не практиковать (а их практиковать нельзя без инструктора и специального средства передвижения). Кроме того, некоторые автошколы взимают деньги за весь период обучения — от теории до получения прав.

Документы для получения водительского удостоверения

Основным документом-допуском для сдачи экзамена будет являться свидетельство об окончании автошколы. В том случае, если курсант успешно сдаст теоретический и практический блок экзаменационного теста, ему разрешается получить права. Для этого нужно взять с собой общегражданский паспорт, медицинскую справку о состоянии здоровья соответствующего образца, свидетельство из автошколы и оплаченную квитанцию гос. пошлины. Фотографироваться заранее не требуется, так как эта процедура происходит на месте, в отделении Госавтоинспекции.

Заключение

В РФ можно говорить о таких разных процессах, как:

  • самообразование в области теоретических принципов безопасного управления автомашинами, но без возможности получить водительские права экстерном;
  • образование с обязательным посещением автокурсов;
  • экзаменация в отделении дорожной полиции;
  • непосредственное получение документа ВУ в Госавтоинспекции.

Своими силами, с помощью книг или компьютерных программ, можно учиться теории вождения в любом возрасте. Однако в автошколе можно обучаться теории с 15-16 лет. Получить допуск к экзаменации можно в 16 лет лишь для вождения скутеров, веломопедов и лёгких мотоциклов. В 17 лет можно сдать экзамен для управления легковыми и грузовыми авто, а получить на руки водительские права получится только по достижении своего совершеннолетия. Отдельные категории прав открываются исключительно после наступления 21-летия (права на управление автобусным, троллейбусным, трамвайным автотранспортом). Сдача экзаменационных тестов экстерном запрещена.

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.

Пожалуйста, оцените статью!

Загрузка...

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!


Смотрите также