8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Для чего нужен путевой лист


Путевые листы: поедем по-новому

Практически каждое предприятие в своей деятельности имеет дело с путевыми листами. При наличии автотранспорта (даже одной единицы) их необходимо оформлять перед выездом. Порядок оформления и использования путевых листов регулируется Министерством транспорта России. Поэтому именно данное ведомство издало Приказ № 152[1], внесший в этот порядок любопытные изменения. Приказ опубликован в «Российской газете» 10.10.2008 и вступил в действие 21.10.2008.

 

Зачем нужны путевые листы?

Первым делом отметим, что никакой хозяйствующий субъект, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий автотранспортом, не может освободить себя от оформления путевых листов. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ[2] (далее –
Устав) путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В пункте 1 ст. 6Устава указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Таковым и является Минтранс России. Так вот, п. 2 той же статьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно п. 1 ст. 10Устава водитель предъявляет путевой лист грузоотправителю вместе с документом, удостоверяющим личность, при приеме груза для перевозки. С этого момента исчисляется время подачи транспортного средства под погрузку (п. 2 ст. 11 Устава). Грузо-
отправитель отмечает его в путевом листе (п. 5 ст. 11 Устава). Такая отметка может служить основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортного средства (п. 6 ст. 35 Устава).

Отметки в путевом листе могут служить обстоятельствами, являющимися основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов ( п. 1 ст. 38 Устава).

До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России № 78[3] . Оно установило обязательность ведения первичного учета по приведенным в нем унифицированным формам первичной учетной документации (в том числе путевым листам) при осуществлении деятельности по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и при отправлении и получении грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Правда, распространяется это постановление только на юридические лица. Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России № 68[4] , действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц, зато гораздо подробнее был расписан порядок их заполнения. Однако этот документ утратил силу согласно п. 2 Приказа Минтранса России № 152 .

Получается, что вновь нет официально утвержденной формы путевого листа для индивидуальных предпринимателей. Приказ Минтранса России № 152 устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила в одинаковой мере распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Уточним, что, по сложившемуся мнению, и Постановление Госкомстата России № 78 распространяется не на все юридические лица, а только на те, которые относятся к специализированным автотранспортным предприятиям (см. письма Минфина России от03.02.2006 № 03-03-04/2/23 , от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 ). Остальные, по мнению Минфина, вправе были разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете [5]. Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России № 152 .

Что изменилось?

Отметим прежде всего, что если Приказ Минтранса России № 68 был обязателен для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей, то теперь оформлять путевые листы должны все предприниматели (а равно и юридические лица), эксплуатирующие легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть цель эксплуатации значения не имеет.

Итак, в путевом листе должны быть следующие обязательные реквизиты:

– его наименование и номер;

– указание срока действия;

– сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

– сведения о транспортном средстве;

– сведения о водителе.

Все перечисленные реквизиты должны были присутствовать и прежде. Каковы же нюансы?

Срок действия путевого листа.Постановление Госкомстата России № 78 не допускало возможности выдачи путевого листа грузового автомобиля (формы № 4-с и 4-п) на период, превышающий один рабочий день (смену). Аналогичное требование установлено там же в отношении путевых листов специального автомобиля (форма № 3 спец.), легкового такси (форма № 4), автобуса необщего пользования (форма № 6). Путевой лист легкового автомобиля (форма № 3) мог быть выдан и на более длительный срок в случае командировки, когда водитель выполнял задание более суток (смены). Для путевого листа автобуса (форма № 6) никаких ограничений по сроку действия не устанавливалось.

Путевой лист индивидуального предпринимателя выдавался в случае выполнения водителем задания в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автотранспортного средства (п. 5 приложения 5 к Приказу Минтранса России № 68 ).

Теперь допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Никаких условий при этом не оговаривается. Поэтому требуется срок действия путевого листа указывать в виде даты (число, месяц, год) или двух дат, начала и окончания срока действия, если путевой лист оформляется более чем на один день.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Юридическое лицо должно указывать свое наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, индивидуальный предприниматель – ФИО, почтовый адрес (ранее домашний), номер телефона.

Сведения о транспортном средстве. Прежде всего, теперь указывается тип транспортного средства и его модель. Причем тип транспортного средства должен быть отражен и в названии путевого листа, например: «Путевой лист легкового автомобиля». Если имеется прицеп или полуприцеп, указывается и его модель.

Как и прежде, следует указывать государственный регистрационный знак, данные о пробеге (полный километраж), зафиксированные при выезде и возвращении.

Также отражается время выезда с места постоянной стоянки и заезда обратно, причем если путевой лист выдан более чем на один день, то отмечаются не только часы, минуты, но и число, месяц, год. Данные о пробеге и времени выезда проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями. Таким образом, это необязательно должны быть механик или диспетчер, как указано в унифицированных формах. Если индивидуальный предприниматель совмещает свои обязанности с обязанностями водителя, то все эти отметки он делает сам. Однако он не должен теперь в обязательном порядке заверять каждый путевой лист своей личной подписью, как этого требовал Приказ Минтранса России № 68 .

Сведения о водителе. Разумеется, надо указывать ФИО водителя. Кроме того, фиксируются дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России № 78 , ни Приказ Минтранса России № 68 . Необходима была лишь подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством. Юридическим лицам придется найти место на унифицированных формах рядом с названной подписью для указания времени проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Формы путевых листов, в том числе и для индивидуального предпринимателя (отмененные), предусматривают указание номера водительского удостоверения, а также данных лицензионной карточки. Сейчас эти сведения не входят в число обязательных реквизитов.

На одно и то же транспортное средство теперь можно выдать более чем один путевой лист, если в течение срока его действия водители будут использовать транспортное средство поочередно (посменно). В этом случае дата, время и показания о пробеге при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания о пробеге при заезде транспортного средства на постоянную стоянку – в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку.

Организация обязана учитывать оформленные путевые листы в журнале их регистрации. Храниться путевые листы должны не менее пяти лет. Собственно говоря, это требование соответствует п. 1 ст. 17Закона о бухгалтерском учете.

Обратите внимание : перечень реквизитов и порядок их отражения, предусмотренные Приказом Минтранса России № 152 , обязательны, но приказ разрешает размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.


[1] Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

[2] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

[3] Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

[4] Приказ Минтранса России от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».

[5] Подробнее о требованиях Минфина к оформлению путевых листов в целях налогообложения см. статью Т. Ю. Кошкиной «Об учете ГСМ, путевых листах и налогообложении», № 10, 2008.

Зачем нужны путевые листы?

На этот вопрос любой бухгалтер ответит с легкостью - для того, чтобы подтвердить целевое назначение растраченных средств и ГСМ. Путевой лист, как первичный документ отчетности и контроля работы водителя, в первую очередь подтверждает тот факт, что транспортное средство эксплуатировалось. А маршрут, указанный в путевом листе, докажет, что автомобиль использовался в работе компании, а не в личных целях сотрудников, т. е подтвердит оправданную трату ГСМ. Как же организовать работу автопарка так, чтобы все документы находились в строгом порядке и отчетности?

Чтобы расходы на покупку ГСМ были подтверждены документально, достаточно ведомости учета ГСМ, актов списания и путевого листа. Для подтверждения права водителя на управление транспортным средством, принадлежащим автопарку организации, можно выписать либо доверенность, либо путевой лист. По большому счету каждая организация имеет выбор: разработать собственные бланки или применять стандартные формы отчетности. В любом случае, оставлять реквизиты незаполненным не допускается.

Зачастую, большинство организаций предпочитают вести отчетность старым проверенным способом - вручную заполнять путевые листы, регистрировать их в путевом журнале, а затем, на основании полученных данных составлять отчеты.

Стоит отметить, что всю информацию, связанную с передвижениями автомобиля в путевой лист вносит водитель, заверяя своей подписью. Всю ответственность за правильное заполнение документов несут лица, отвечающие за эксплуатацию автомобиля, а так же, непосредственно, руководитель учреждения.

В связи с тем, что на эту работу уходит масса времени, многие предприятия перешли на использование компьютерных программ, позволяющих вести учет работы автопарка. Казалось бы, нововведение должно было облегчить составление отчетности и значительно уменьшить трудоемкость процесса, но на деле оказалось, что все стало только сложнее.

Проблема в том, что компьютерная программа не может работать сама по себе - ее нужно установить, настроить и обучить персонал работе, да еще и постоянно устранять появляющиеся в ходе эксплуатации проблемы и ошибки. Единственный напрашивающийся вывод - держать в штате системного администратора, который будет постоянно контролировать работу программы.

Выходом из подобной ситуации может стать использование новейшей разработки компании SKT SOFT -электронного онлайн-портала управления  корпоративным автопарком ID20. ID20 -это комплексная система управления, для работы с ней не требуется установка программного обеспечения- вход на портал осуществляется через Интернет. Это универсальная система, которая подходит для всех компаний.

Неоспоримыми плюсами работы с ID20 является возможность ведения электронных путевых листов, их оформления и хранения на удаленном сервере, что позволяет надежно  сохранить документацию. Кроме того, информацию, содержащуюся в электронных путевых листах в дальнейшем можно использовать для аналитического учета и планирования

Убедитесь в удобстве управления корпоративным автопарком с помощью ID20.

Для подключения свяжитесь с нами по телефону 8(495)984-04-14.

 

Путевой лист - это документ учёта работы водителя, пробега и маршрута транспортного средства. Оформление путевого листа

Чтобы стать профессиональным водителем, одного умения управлять транспортными средствами недостаточно. Будни этих людей подчиняются строгому распорядку и графику, их передвижения планируются заранее и постоянно контролируются. Чтобы выполнить все задания вовремя и качественно проделать работу, им необходимы такие качества как терпение, уравновешенность, дисциплинированность и, конечно, пунктуальность. Кроме того, хороший водитель умеет вести необходимую документацию и внимательно следит за состоянием автомобиля (несмотря на на то, что техническое обслуживание осуществляют другие специалисты).

Одним из главных документов, который везде и всюду сопровождает водителя, становится путевой лист. Это перечень посещенных мест (торговых точек, складов) с указанием количества израсходованного топлива и километража. Если речь идет о транспортировке товарно-материальных ценностей (ТМЦ), то путевой лист крепят к накладной.

Путевые листы: структура документа и порядок оформления

Несмотря на то что путевые листы (ПЛ) составляют не по стандартному образцу, а так, как удобно самим работникам, они считаются официальными документами. Благодаря ПЛ бухгалтера могут выполнять первичный учет работы транспортных средств (ориентируясь на данные, приведенные в документе) и начислять заработную плату водителям.

Оформление путевых листов возлагают на диспетчера предприятия или на того, кто выступает в роли его представителя. Обычно ПЛ выписывают в одном экземпляре, но при его утере может быть выдан дубликат (такие ситуации возникают крайне редко).

Срок действия (юридической силы) документа ограничивается продолжительностью одной рабочей смены. Если фирма практикует командировочные заезды продолжительностью в несколько дней, то на весь этот период выписывается один путевой лист.

Это основные элементы документа:

  1. Номер путевого листа.
  2. Дата, когда была открыта путевка.
  3. Подпись человека, выдавшего документ.
  4. Официальная печать фирмы.

Назначение путевого листа

Путевые листы оформляют с очевидной целью: для контроля действий водителя и учета износа транспортного средства. В документе отражают пробег автомобиля, а эту цифру сравнивают с плановым показателем. Конечно, могут быть отклонения, но в целом маршрут должен максимально совпадать с расчетным.

Законодательством узаконены несколько основных видов ПЛ, которые разработаны с учетом особенностей различных транспортных средств (для легковых авто, тракторов, автобусов). Если водитель предоставит проверяющим путевку, в которой неверно указан вид средства передвижения, он может быть оштрафован.

Разновидности путевых листов

На практике наиболее часто используют такие три вида путевок:

  1. N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.
  2. N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.
  3. N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).

Путевки для легковых автомобилей

Служебным легковым автомобилем считается транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу и его предприятию. Грузоподъемность таких авто обычно небольшая.

Служебный транспорт и человек, управляющий им, могут быть наняты. В таком случае обязательным становится заполнение путевого листа. Этот документ предоставляет гарантии обеим сторонам трудовых отношений: наниматель уверен в том, что работа выполнена в полном объеме, а водитель имеет письменное подтверждение своих действий. Путевой лист – это своеобразная страховка, которую не могут заменить расписки или устные договоренности.

Обычно в путевке легкового автомобиля указывают следующие данные:

  • Дату, когда лист был выдан.
  • Его номер и серию.
  • Фамилию, имя и отчество водителя, который будет использовать документ.
  • Дату и время окончания работы (конец рабочего дня или возвращение из рейса).

Конечно, путевый лист легкового автомобиля должен быть подписан человеком, который хранит и принимает такие документы. Свою подпись ставит также и водитель. Перед этим (при получении путевки) он должен проверить правильность информации.

Создание и хранение бланков путевых листов

Многие предприятия предпочитают использовать бланки, сделанные в типографии, другие самостоятельно разрабатывают шаблон и печатают эти документы на принтерах. В любом случае, незаполненный путевой лист – это бланк строгой отчетности. Это значит, что все экземпляры пронумерованы, а движение готовых документов (также как испорченных) контролируется. Бланки должны храниться в сейфе предприятия или на его складе, ответственное лицо выдает необходимое количество путевок, когда в этом возникает необходимость. Путевой лист, бланк которого был испорчен при заполнении, утилизируется, а его номер вносится в список (это позволяет избежать недостачи при пересчете).

Кто и как заполняет путевку?

Даже если автомобиль не сдается в аренду (используется самим собственником), его водителю выдают путевку. Перед началом каждого нового рейса диспетчер или человек, выполняющий его обязанности, записывает в путевой лист информацию о водителе и обстоятельствах поездки.

Данные, которые обычно включают в путевый лист легкового автомобиля, должны быть точными и достоверными. Порядок заполнения путевок описан в постановлении Госкомтата РФ №78. Здесь же приведен перечень из восьми основных форм, разработанных для различных категорий транспортных средств:

  • Строительный транспорт.
  • Легковой.
  • Транспорт специального назначения.
  • Такси.
  • Две формы для грузовых автомобилей.
  • Общественный транспорт.
  • Заказанные автобусы.

Следует учитывать, что положения постановления актуальны только для юридических лиц.

Заполнение путевого листа: лицевая сторона

Так как путевка должна отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, ее бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:

  1. В первую очередь записывают номер документа. Для этой цели используют цифры, слова или их сочетание (на усмотрение администрации предприятия).
  2. При заполнении типографских бланков указывают их серию.
  3. Дата совершения поездки. Для однодневных это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.
  4. В обязательном порядке указывается полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).
  5. Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.
  6. Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.
  7. Полный номерной знак авто: цифры и буквы.
  8. В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.
  9. Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.
  10. Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).
  11. При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.
  12. Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.
  13. Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.
  14. Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).
  15. Механик также прикладывает руку к заполнению путевого листа. Он записывает свои данные и подписывает документ. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.
  16. Чтобы указать ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер рассчитывает километраж. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия он пишет и дату.
  17. По возвращении транспортного средства оно проверяется диспетчером-нарядчиком. Если имеются замечания, он вносит их в путевой лист. Бланк содержит записи об опоздании или повреждении авто.
  18. Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».

Расход топлива

Объем израсходованного бензина или газа в путевке также указывают, для этого есть отдельное место бланке. Здесь размещают информацию о марке топлива, его количестве (то, что было выдано и то, что пришлось докупать на заправках), остаток горючего в баке перед поездкой, а также объем, оставшийся после окончания рейса.

Диспетчер перед тем, как заполнять путевой лист, сверяется с плановыми показателями расхода бензина (газа, солярки), которые приведены в одном из распоряжений Министерства транспорта РФ. Сопоставив данные о фактическом и плановом расходе, вычисляют сумму экономии или перерасхода. Полученные данные записывают.

Инструкция о том, как заполнять путевой лист, предусматривает также наличие подписи медработника, который выпустил водителя в рейс.

Оборотная сторона документа

Здесь должны быть указаны следующие сведения:

  1. Маршрут, по которому происходило перемещение транспортного средства.
  2. Номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.
  3. Места отправления и прибытия.
  4. Фактический километраж поездки и подпись водителя.

Другие виды путевок: путевой лист трактора (форма 68)

В том случае, когда трактор используют для перевозки грузов, его водителю выдают путевку. Существует две формы этого документа: бланк 68 и 412-АПК.

Первый вариант используют в нескольких областях России, территориально расположенных возле Украины. Фермеров из этих двух стран нередко объединяют хозяйственные отношения, и им проще работать по одинаковым документам. Фактически такой путевой лист трактора является украинским бланком, но в российском законодательстве существует аналогичная форма.

Традиционная путевка по форме 412-АПК

Это непосредственно российский бланк, в котором указывают такие данные:

  • Информация о трактористе (фамилия, имя, квалификация) и транспортном средстве (номер, техническое состояние).
  • Полная информация о грузе (откуда и куда его везут, вес, наименование, класс, объем).
  • Расстояние между пунктами, расход топлива, тонно-километры время, проведенное в дороге с грузом и без.
  • Время, отработанное трактористом.

Путевка для водителя автобуса

Как и другие описанные выше документы, путевой лист автобуса предназначен для учета отработанного времени водителей и необходим для начисления их заработной платы. Это один из важнейших первичных документов, который включает такие данные:

  • Номер путевки, а также ее дата, продолжительность.
  • Механик записывает информацию о транспортном средстве (техническое состояние, расход топлива).
  • Диспетчер указывает конкретное задание, которое должен выполнить водитель. Тот же, в свою очередь, ставит подписи в нескольких местах, соглашаясь с данными.

Если один автобус используется несколькими водителями, и они работают посменно, то составляют нужное количество путевок (обычно два). Путевой лист автобуса для перового водителя будет включать данные, зафиксированные на выезде, а в документ второго работника вносят информацию при заезде транспортного средства.

Следует знать!

Все путевые листы следует заполнять аккуратно и без исправлений. Работник, составляющий документ, обязан использовать только достоверные и актуальные сведения. В противном случае водитель может быть оштрафован проверяющими органами.

Путевой лист для автомобилей: что это, как заполнить, штраф за отсутствие путевого листа

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, в котором отмечают информацию о времени работы водителя, цели поездки, потраченном топливе и состоянии автомобиля.

Путевые листы должны оформлять организации и ИП, которые:

  1. Возят пассажиров за деньги.
  2. Доставляют товары клиентам и перевозят грузы — свои или за деньги.
  3. Ездят на служебной машине по работе.
  4. Постоянно ездят на своей машине по работе.

Путевые листы не нужны, только если сотрудник компании поехал на служебном автомобиле по своим делам: на рыбалку, за грибами или в магазин. Поездка за счёт компании будет считаться доходом сотрудника. Бухгалтерия заплатит с этого дохода налог на доходы физических лиц (письмо Минфина).

В Додо Пицца есть специальный человек, который ежедневно оформляет путевые листы. Источник: joblab.ru

Зачем нужны путевые листы

Снизить налог. Это касается бизнесменов на ОСНО и УСН 15%. Чтобы включить затраты на топливо, платные парковки и СТО в расходы, нужны данные об израсходованном топливе и подтверждающие чеки. Учёт топлива можно вести с помощью путевых листов или данных системы ГЛОНАСС (письмо Минфина). Без подтверждающих документов включить затраты на автомобиль в расходы не удастся.

Контролировать водителя. Перед и после смены в путевых листах отмечают количество израсходованного топлива и километраж. Водитель не сможет слить топливо и заехать потусить к друзьям вместо работы или «залить» 120 литров бензина в машину с баком 40 литров. Без документов ничего не докажешь, а с путевыми листами водителя легко прижучить.

Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.

Пройти проверку ГИБДД. Это касается индивидуальных предпринимателей и компаний, которые перевозят пассажиров и чужие грузы. Они должны иметь путевые листы (ст. 6 закона 59-ФЗ). Если машина зарегистрирована на ИП или компанию, а багажник и салон забиты круассанами, инспектор наверняка поинтересуется, куда везёте, и попросит путевой лист. Но если вы забросили на заднее сидение десяток ромовых баб для кофейни, ему вряд ли удастся вас прижучить. ГИБДД не имеет права спрашивать у вас путевой лист, если вы едете по делам бизнеса на своём или служебном автомобиле, но ничего и никого не перевозите.

Что должно быть в путевом листе

Путевой лист оформляет индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручили. Он выписывает документ на каждый автомобиль и заверяет подписью с расшифровкой. Путевой лист нужно оформить до начала рейса, а если водитель за смену делает несколько рейсов — до начала первого.

Обязательные реквизиты путевых листов — в приказе Минтранса №152

Организации или индивидуальные предприниматели могут использовать формы путевых листов Минтранса или составить свои. Форму нужно закрепить в учётной политике. Если создаёте свои формы путевых листов, в них нужно вписать обязательные реквизиты — остальное можно добавить от себя.

Название и номер путевого листа. Например, «Путевой лист легкового автомобиля А №11».

Срок действия путевого листа. Если смена водителя не больше одного дня — дата, когда путевой лист можно использовать. Если дольше — даты начала и окончания срока.

Информация о владельце транспорта.

Для юридического лица:

  1. Название.
  2. Организационно-правовая форма.
  3. Адрес.
  4. Номер телефона и основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Для индивидуального предпринимателя:

  1. ФИО.
  2. Почтовый адрес.
  3. Номер телефона.
  4. ОГРН.

Информация о транспортном средстве:

  1. Тип: легковой или грузовой автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус.
  2. Модель автомобиля и прицепа, если он есть.
  3. Государственный регистрационный знак.
  4. Показания одометра при выезде автомобиля с парковки.
  5. Как проводить проверку транспортного средства перед рейсом — в приказе Минтранса

  6. Дата и время выезда с парковки и заезда на парковку. Если на одном транспортном средстве работают несколько водителей, показатели при выезде с парковки ставят в путевом листе первого водителя, а при въезде на парковку — в путевом листе последнего водителя.
  7. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния. Для этого не обязательно брать в штат автослесаря — можно сотрудничать с автосервисом или автомастерской на аутсорсе.

Информация о водителе:

  1. ФИО водителя. Если автомобиль используют несколько водителей, нужно оформить путевой лист на каждого.
  2. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Его должен проходить только штатный водитель. Если автомобилем управляет другой сотрудник компании или индивидуальный предприниматель, проходить медицинский осмотр не нужно (ст. 23 закона 196-ФЗ).
    Брать в штат медика не обязательно — можно сотрудничать с частной клиникой на аутсорсе.
Пример заполнения путевого листа: скачать бланк

Чтобы затраты на бензин можно было включить в расходы, к путевому листу нужно приложить кассовые чеки. Если заправка находится в стороне от маршрута, у налоговой возникнут вопросы. Налоговики могут потребовать убрать топливо из расходов и доплатить налог.

Что будет нарушителям

Госорган Нарушение Штраф для ИП Штраф для юрлиц Статья закона
Трудовая инспекция Данные в табеле учета рабочего времени и в путевом листе отличаются 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Водителю не оплатили переработанные часы 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Потраченное на мед- и техосмотры время не вошло в рабочее 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Повторное нарушение 10 000 — 20 000 ₽ 50 000 — 70 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Автомобиль не прошёл техосмотр 2 000 — 5 000 ₽ 50 000 — 80 000 ₽ ст. 5.27.1 КоАП РФ
Водитель не прошёл медосмотр 15 000 — 25 000 ₽ 110 000 — 130 000 ₽
Повторное нарушение 30 000 — 40 000 ₽
или приостановление деятельности до 90 суток
100 000 — 200 000 ₽
или приостановление деятельности до 90 суток
Налоговая Нет документов, по которым можно учесть расход топлива 200 ₽ за один путевой лист 200 ₽ за один путевой лист ст. 126 НК РФ
ГИБДД Водитель перевозит пассажиров или грузы без путевого листа 500 ₽ 500 ₽ ст. 12.3 КоАП РФ
Водитель не прошёл медосмотр 3 000 ₽ 30 000 ₽ ст. 12.31.1 КоАП РФ
Автомобиль не прошёл техосмотр 3 000 ₽ 30 000 ₽
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Данные в табеле учета рабочего времени и в путевом листе отличаются
Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽
Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Водителю не оплатили переработанные часы
Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽
Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Время, потраченное на мед- и техосмотры, не вошло в рабочее
Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽
Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Повторное нарушение
Штраф для ИП: 10 000 — 20 000 ₽
Штраф для юрлиц: 50 000 — 70 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Автомобиль не прошёл техосмотр
Штраф для ИП: 2 000 — 5 000 ₽
Штраф для юрлиц: 50 000 — 80 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Водитель не прошёл медосмотр
Штраф для ИП: 15 000 — 25 000 ₽
Штраф для юрлиц: 110 000 — 130 000 ₽
Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ
Госорган: Трудовая инспекция
Нарушение: Повторное нарушение
Штраф для ИП: 30 000 — 40 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток
Штраф для юрлиц: 100 000 — 200 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток
Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ
Госорган: Налоговая
Нарушение: Нет документов, по которым можно учесть расход топлива
Штраф: 200 ₽ за один путевой лист
Статья закона: ст. 126 НК РФ
Госорган: ГИБДД
Нарушение: Водитель перевозит пассажиров или грузы без путевого листа
Штраф: 500 ₽
Статья закона: ст. 12.3 КоАП РФ
Госорган: ГИБДД
Нарушение: Водитель не прошёл медосмотр
Штраф для ИП: 3 000 ₽
Штраф для юрлиц: 30 000 ₽
Статья закона: ст. 12.31.1 КоАП РФ
Госорган: ГИБДД
Нарушение: Водитель не прошёл техосмотр
Штраф для ИП: 3 000 ₽
Штраф для юрлиц: 30 000 ₽
Статья закона: ст. 12.31.1 КоАП РФ

Памятка

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перевозят пассажиров или грузы за деньги или для своего бизнеса, должны заполнять путевые листы. Это нужно, чтобы:

  • снизить налог;
  • контролировать водителя;
  • доказать, что с машиной и водителем всё в порядке, если в дороге что-то случится;
  • пройти проверку ГИБДД — инспекторы штрафуют тех, кто использует служебный транспорт для бизнеса без путевых листов.

Путевой лист не нужен, только если сотрудник компании или предприниматель использует служебный транспорт не по работе. Например, для поездки на рыбалку, шашлыки или за грибами.

Медосмотр перед каждой сменой должен проходить только штатный водитель, а техосмотр нужен в любом случае — неважно, кто вы: транспортная компания или ИП, который перевозит товары для своего магазина. Не обязательно брать в штат медика и слесаря — можно работать со специалистами на аутсорсе.

Путевые листы оформляет сам индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручил руководитель. Компания может использовать формы путевых листов Минтранса или придумать свои, но в них должны быть обязательные реквизиты. Форму нужно прописать в учётной политике и добавить образец в приложении к ней.

Скачать готовый бланк путевого листа

Формы путевых листов Минтранса

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.


Смотрите также