8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Датчик температуры ож


Датчики температуры охлаждающей жидкости. — DRIVE2

Датчик температуры деталь электрической системы автомобиля, которая может изменять свои электрические характеристики в зависимости от температуры.
По функции температурные датчики делятся на:
Датчики температуры для блока управления двигателем.
Датчики температуры для указателя (стрелки) приборной панели.
Датчики с несколькими функциями.
Датчики температуры на сигнальную лампу приборной панели (термовыключатели).
Датчики включения вентилятора (термовыключатели).

Датчики температуры для блока управления двигателем, датчики для указателя на приборной панели, датчики с несколькими функциями изменяют свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры. В основе их работы лежит эффект изменения сопротивления различных электропроводящих веществ в зависимости от температуры. У большинства металлов с ростом температуры электрическое сопротивление возрастает то есть они обладают позитивным электрическим коэффициентом (PTC — positive temperature coefficient). Для полупроводников характерен отрицательный температурный коэффициент (NTC — negative temperature coefficient) — то есть уменьшение электрического сопротивления с ростом температуры.
В зависимости от конструкции датчика он может иметь один, либо несколько контактов. Если контакт один, то сопротивление измеряется между контактом и корпусом датчика (Рис.1). Если контактов 2, то сопротивление измеряется между ними (Рис.2, Рис.3). Если контактов много, то возможны самые различные варианты (Рис.4, Рис.5).

Полный размер


Подавляющее большинство температурных датчиков имеет резьбовое крепление (Рис.6-Рис.9), хотя, бывают исключения (Рис.10), соответственно датчики имеют шестигранный участок корпуса под ключ различных размеров. По форме резьба может быть цилиндрической или конической, отличаться диаметром и шагом, так же датчики могут иметь уплотняющую прокладку или же не иметь таковую. Форма электрических разъемов может быть самой разнообразной.

Полный размер


Датчики температуры на сигнальную лампу приборной панели работает по принципу замыкания либо размыкания цепи при достижении определенной температуры. Если датчик с одним контактом, то размыкание/замыкание происходит между контактом и корпусом. В этом случае датчики бывают разомкнутые в холодном положении (Рис.11) и замкнутые в холодном положении (Рис.12). Если у датчика два контакта, то размыкание/замыкание происходит между этими контактами. В этом случае датчики, так же бывают разомкнутые в холодном положении (Рис.13) и замкнутые в холодном положении (Рис.14). Так же встречаются двухконтурные датчики (Рис.15).

Полный размер


Датчики включения вентилятора по устройству, принципам работы и вариантов конструкции идентичны датчикам на сигнальную лампу.
Симптоматика выхода температурного датчика из строя зависит от того, какую функцию выполнял данный датчик. Если вышел из строя датчики температуры для блока управления двигателем, то может наблюдаться неустойчивый запуск двигателя (машина плохо заводится), неустойчивые обороты двигателя, снижение мощности двигателя. Если произошла поломка датчика температуры для указателя (стрелки) приборной панели, то наблюдаются неправильные показания этой стрелки. Если ломается датчик температуры на сигнальную лампу приборной панели или датчики включения вентилятора то наблюдается неправильная работа либо сигнальных ламп либо вентиляторов.
Температурные датчики, хотя и являются элементом электрической системы автомобиля, но от их правильной работы зависит в определенной степени и работоспособность системы охлаждения. Это касается датчиков включения вентиляторов охлаждения радиатора охлаждения двигателя. В ряде автомобилей при неисправном датчике включения вентилятора может произойти перегрев двигателя со всеми вытекающими неприятными последствиями.
При поломке температурного датчика его необходимо заменить на новый, так как ремонт старого датчика в кустарных условиях невозможен и нецелесообразен. При подборе датчика нужно быть очень внимательным и использовать только подходящий для данного случая датчик. Это связано с большим разнообразием используемых в автомобилях датчиков, которые даже при внешнем сходстве могут иметь различные электрические характеристики могут различаться зеркально.
Еще больше статей тут.

Как выбрать датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) – очень важный элемент, отвечающий за температурой ОЖ системы охлаждения. Суть его работы сводится к тому, чтобы давать сигнал на блок управления мотором, который регулирует состав топливной смеси, а также частоты вращения коленчатого вала, равно как и угол опережения зажигания. Без этого датчика не может идти речи о правильном функционировании охлаждающей системы. Хоть само устройство довольно простое и не требует дорогостоящего обслуживания, оно изредка выходит из строя. Неисправности датчика не вполне очевидны, так как они совпадают с таковыми у некоторых смежных узлов. Попытаемся же разобраться с тем, как устроен ДТОЖ, как его проверять и на что обращать внимание при покупке.

Как это устроено

Датчик температуры антифриза – естественная эволюция автомобильного термореле. В не получивших распространения системах K-Jetronic, в которой впрыск был распределенным, термореле работало так контакт открылся – начался быстрый прогрев мотора, а если контакт закрылся – мотор продолжил функционировать при рабочей температуре.

Сегодня же основой подобного рода датчиков является полупроводниковый термистор, т.е. резистор, который имеет нелинейно зависящее от температуры сопротивление. Решение более чем простое и надежное – в зависимости от сопротивления можно следить за температурой антифриза в режиме реально времени, непрерывно. Термисторы изготавливаются из кобальта или никеля. Материалы обладают одним очень важным свойством. Как только их температура возрастает, увеличивается также количество свободных электронов, что означает уменьшение сопротивления.

Различают 2 типа термисторов в зависимости от температурного коэффициента:

  • С отрицательным коэффициентом. Когда двигатель холодный, максимальным является сопротивление. Как только на датчик подают напряжение в 5 Вольт, причем по мере работы и изменении сопротивления эта величина будет уменьшаться. При этом блок управления мотором регистрирует падение напряжения, тем самым определяя температуру залитой в систему ОЖ;
  • С положительным коэффициентом. Работает датчик так же, но по мере роста температуры растет и сопротивление. Такими термисторами оборудованы автомобили марки Renault.

Большая часть автомобиль имеют датчики отрицательного коэффициента. Однако, отметим, что принципиальных различий между 2 типами нет. Если деталь изготовлена в соответствии со всеми стандартами, она всегда будет давать реальную информацию о температуре ОЖ. А когда датчик исправен, управляющая система может сделать следующее:

  • Отрегулировать угол зажигания, выставив тем самым запаздывание или опережение зажигания. Если все выставлено правильно, автомобиль потребляет наименьшее количество горючего;
  • Контролировать параметры топливно-воздушной смеси. В частности если датчик неисправен, блок управления останется без обратной связи и не сможет проконтролировать холостой ход;
  • Обогатить бензин, если автомобиль оснащен системой впрыска. В качестве примера на холодном мотора форсункам передается более продолжительный импульс, что позволяет оптимизировать холостой ход и исключить колебания. По этой причине прогрев мотора не сопровождается тряской, лязгом и прочим. Обратный случай: на уже разогретом моторе смесь обедняется, что позволяет улучшить выхлоп, равно как и уменьшить расход.

Кроме того, у датчика много вторичных функций. Он помогает контролировать вращения коленвала, повышает обороты, когда мотор работает на холостом ходу, улучшает работу АКПП с гидротрансформатором.

Где располагается

Как правило, ДТОЖ можно найти в выпускном патрубке ГБЦ, но иногда он ставится прямо на корпусе автомобильного термостата. Устройство имеет специальное посадочное место с резьбой, куда и вкручивается. Сам термистор, как и подобает сердцу детали, находится внутри специального корпуса. Материал корпуса обладает высокой теплопроводностью. Обычно на автоконцернах ставят только один датчик. Но бывают и исключения.

Устанавливают сразу два датчика температуры ОЖ тогда, когда нужно зафиксировать температуру жидкости сразу на выходе жидкости из мотора (это делает первый датчик), а также из радиатора (делает второй датчик). Сами устройства в любом случае располагаются так, что их наконечники контактировали с залитым антифризом. Если последнего в системе недостаточно, датчики не дадут реальной информации о температуре.

Что укажет на неисправность

Неисправный ДТОЖ оказывает эффект на работу двигателя в целом. По этой причине очень важно определиться с тем, имеются ли проблемы именно с ним. Попутно вам наверняка придется проверить также, к примеру, термостат. Вот основные признаки неисправности:

  1. Повысился расход топлива;
  2. Как только двигатель достигает максимальной температуры, он глохнет;
  3. В холодную погоду затруднился пуск двигателя;
  4. На холодном двигателя автомобиль имеет грязный выхлоп;
  5. При высоких температурах не включается вентилятор.

В самых современных автомобилях информация о неисправности выводится на дисплей. Как показывает практика, полная замена датчика в случае одной из пяти вышеуказанных проблем (а то и всех сразу) не потребуется. Нужно обратить внимание на утечку антифриза, на состояние проводки и контактов. Как только все приводится в порядок, датчик начинает функционировать в штатном режиме. По этой причине в случае неполадок важно проводить визуальный осмотр. Разобрав датчик, можно увидеть следы коррозии и иногда нарушение геометрии. Однако, такая проверка не всегда дает полную картину ситуации.

Учимся проверять датчик

Что очень хорошо, современные датчики предусматривают возможность осуществлять проверку практически в домашних условиях. Автомобилисту важно лишь иметь под рукой мультиметр для измерения напряжений (хотя для первичной оценки этот показатель знать не обязательно) и сопротивлений, а также любой прибор для измерения температуры. Также вам понадобится ключ на 19, электрический чайник и емкость, в которую нужно будет слить охлаждающую жидкость. Очевидно, последняя сливается. Достаточно сливать жидкость вплоть до уровня, который будет чуть ниже положения устройства. Далее нужно отсоединить проводку и ключом на 19 вывернуть датчик.

Если на автомобиле стоит датчик, температурный коэффициент которого отрицательный, то по мере роста температуры напряжение будет падать. Изначально оно равно 4,00-4,50 Вольтам. Вы можете спросить почему напряжение меньше опорного Датчик попросту шунтирует это напряжение, из-за чего мультиметр показывает те самые 4,00-4,50 Вольта. Как только температура возрастает на 10 °С, напряжение будет падать не более чем на 0,5 Вольт. Если у вас нет под рукой термометра, можете довести температуру воды в электрочайнике до 95-97 °С и измерить сопротивление – если оно примерно равно 177 Ом, с датчиком все в порядке.

Если коэффициент положительный, ситуация будет другой. Уже при 20 °С сопротивление вырастет максимум до 297 Ом, а напряжение на термисторе будет равно 0,6-0,8 Вольт. А, скажем, при 80 °С это будет 383-397 Ом и 1,0-1,2 Вольта соответственно.

Впрочем, более точные значения даны в таблицах зависимостей температур от показаний омметра. Их предоставляют сами производители ДТОЖ. Также руководства изложены в руководствах от автоконцернов. Советуем изучить их, если вы хотите эксплуатировать свой автомобиль максимально долго и продуктивно.

Обратите внимание также на то, что электрическая цепь разорваться или замкнуться на «землю». И то, и то указывает на неисправности проводящих элементов. В таких случаях датчик проще заменить, так как к ремонтопригодным деталям он не относится.

К чему может привести неисправность ДТОЖ

Поскольку в большинстве автомобиль стоят датчики с отрицательным температурным коэффициентом, поговорим именно о них. Наиболее частой их проблемой является несоответствие температур, которых достигает корпус, сопротивлению. Обычно оно очень быстро увеличивается только в небольшом диапазоне температур, а в нескольких - реже. В блоке управления уже зафиксированы нормальные температуры ОХ. Если рассчитанные блоком параметры температур «перескочат» с одного уровня на другой (на более низкий), в двигатель будет подаваться переобогащенная топливно-воздушная смесь. С некоторой вероятностью двигатель заглохнет.

Особенно страдают от проблемных датчиков температуры ОЖ те системы, которые не оборудованы расходомером. В них чаще требуется чистка или полная замена свечи зажигания. Отрицательное влияние автомобиль будет оказывать на окружающую среду, так как выхлоп будет очень грязным на непрогретом двигателе, и с высокой вероятностью не будет соответствовать стандарту даже при более высоких температурах.

Совет автомобилистам

Предметом статьи является достаточно тонкое устройство. И автолюбителям стоит понимать, что оно реагирует на работу смежных узлов, на особенности привода, на внешние условия и особенности охлаждающих жидкостей. Специалисты рекомендуют раскошелиться сразу на несколько антифризов, которые вы будете заливать в зависимости от времени года. Хоть это и дорого, но серьезно продлевает жизнь автомобиля.

Обращайте внимание на материал шайбы. Если это медь, то весь датчик можно устанавливать без предварительных манипуляций. А вот если производитель использовал другой материал, то резьбу обязательно нужно смазать герметиком.

Как выбрать новый датчик температуры антифриза

Правильнее всего будет искать запчасть по VIN-коду. Так вы найдете именно то, что будет исправно работать в тандеме со всей охлаждающей системой и электроникой автомобиля. Малейшие различия в характеристиках старой и новой детали чреваты – двигатель будет сильно греться, повысится расход топлива. Советуем искать по коду транспорта оригинальную запчасть. Она стоит своих денег, так как служить будет очень долго.

Другим вариантом будет поиск по техническим данным транспорта. Вам нужно будет указать марку, кузов, производителя, параметры мотора и года выпуска. В поисках вам помогут менеджеры магазинов или электронные каталоги, в которых запчасти уже отсортированы по указанным параметрам.

После покупки датчика стоит все же проверить его указанным выше методом. Достаточно взять электрочайник, вскипятить в нем воду и проверить датчик омметром. Если при столь высокой температуре датчик покажет себя хорошо, его можно будет смело ставить на автомобиль.

Экскурс по брендам

При подборе аналогов советуем обратить внимание на продукцию вот таких фирм FAE (Испания), Blue Print (Великобритания), EPS (Италия). Отличные запчасти поставляет Nipparts (Нидерланды), среди которых можно найти ДТОЖ практически для всех азиатских автомобилей.

Также неплохие аналоги по доступной цене предлагают Fenox (Беларусь), Era (Италия). Качество датчиков очень высоко, хотя и серьезно уступает OEM-комплектующим. Если ваши финансы сильно ограничены, имеет смысл брать датчик белорусской фирмы.

Не советуем брать аналоги малоизвестных фирм. Поскольку датчик представляет собой пусть и простое, но все же электрическое устройство, низкое качество его исполнения наихудшим образом скажется на работе двигателя. Всякая экономия здесь оказывается сомнительной. Лучше всего переплатить, но взять оригинал – в долгосрочной перспективе он будет работать лучше всякого аналога.

Вывод

Многие автолюбители, узнав о проблемах с системой охлаждения, начинают искать проблему в радиаторе и термостате. Однако, далеко не всегда неполадки могут быть связаны именно с ними. Компактный ДТОЖ также может поломаться, хоть и представляет собой очень надежную деталь. Новая запчасть не стоит больших денег, особенно если учесть, что на выбор сегодня есть аналоги от десятков производителей. Выше мы указали на самых лучших. Впрочем, это не отменяет того, что дольше всего отъездит оригинальная запчасть.

Не советуем медлить с заменой неисправного датчика. Как и всякая деталь системы охлаждения, он должен исправно функционировать, иначе вам не избежать трат на ремонт двигателя. Но до этого доходит редко. Вы сразу заметите чад из выхлопной трубы, проблему с пуском двигателя и его дальнейшей эксплуатацией. Обратитесь к специалистам на СТО. Возможно, полная замена датчика вам и не понадобится.

ДТОЖ ЭБУ и его параметры — Сообщество «Моновпрыск» на DRIVE2

Одной из важнейших деталей для впрысковой топливной системы является Датчик Температуры Охлаждающей Жидкости (ДТОЖ) для ЭБУ. Не путать с датчиком температуры для показометра на панели приборов, это два разных датчика. ДТОЖ дает инфу на ЭБУ, а второй портит только вашу нервную систему.
Ранняя версия (из двух датчиков):
ДТОЖ ЭБУ (синего цвета) VAG 025 906 041A (номер по ХансПрайсу 100 191 435, будет ELTH, он же и в оригинале)

и ДТОЖ на стрелку (черного цвета) VAG 251 919 501 (после 501 может идти буква A или D) (номер по ХансПрайсу 103 327 435, будет ELTH, он же и в оригинале)

Позже, то ли для экономии места, толи для развода нас с вами на бабки, эти два датчика объединили в один корпус (внутри которого живут эти два не связанных между собой датчика):
ДТОЖ "нового образца" VAG 357 919 501A (синяя метка/полоса) (номер по ХансПрайсу 103 568 435, будет ELTH, он же и в оригинале)

позже заменен на 6U0 919 501B (желтая полоса)

В этой детали нас интересуют только выводы №1 и №3. Это контакты ДТОЖ для ЭБУ.
/От себя скажу — моя статистика продавца запчастей говорит о том, что датчики с желтой меткой (6U0) в большинстве своем либо лажа от ВАГ, либо контрофакт. Потому как столько возвратов не было даже у кЕтайских датчиков. Не берусь судить, но факт. Но к нашим баранам ДТОЖ ЭБУ./
Итак, задача ДТОЖ проста — изменять свое сопротивление в зависимости от температуры. Охлаждающей жидкости, разумеется. На основании этих показаний ЭБУ будет вытаскивать-топить "трос подсоса" (менять состав топливо-воздушной смеси).
Немного поразмыслив над различными "религиями", я все таки пришел к выводу, что исправность датчика есть его свойство изменять свое сопротивление согласно таблице, а не "изменять напряжение на его контактах". Ибо когда речь идет о контроле напряжения, то речь по умолчанию идет о целой электрической цепи и напряжение на контактах ДТОЖ будет зависеть не только от его сопротивления, а и от исправности ЭБУ, сопротивления проводов/окисленных контактов и т.п. Хотя, если проводить диагностику и настройку всего узла, то соответствие падения напряжения на ДТОЖ таблице есть важный момент.
Проверка ДТОЖ.
Таблицы изменения сопротивления от температуры "валяются" на каждом углу. Самые красивые стырю и не покраснею с vwts.ru

Ну или если кому лень водить грязным пальчиком по графику на чистом мониторе, такая вот примерная таблица (для положительных значений температуры):

Таблицы вполне достаточно, т.к. реальную температуру (хотя бы до 1го градуса) никогда не измерить, ну и прибросим небольшую погрешность прибора…
Если отдельно взятый ДТОЖ, а точнее его параметры укладываются в табличные, то смело ставим этот "гаджет" в свое место под капотом.

А вот теперь самое интересное. Изменение напряжения на ДТОЖ.
В отличии от таблиц изменения сопротивления, я так и не нашел "правильных" таблиц по изменению напряжения. Переходящая из компа в комп по инету табличка (так же не краснея спер у kladikk ) не верна!

По крайней мере у нескольких заведомо исправных машин при примерно 20С (ну мож 17-18) сопротивление ДТОЖ соответствовало примерно +/- 2,5кОм, а вот напряжение было 2,05-2,2В. Если верить самим ДТОЖ, то температура вполне соответствует реальности. А вот если поверить вольтметру, то температура должна быть 50-60. Нискладушко однако.
Кстати, подобный вопрос уже поднимался vwts.ru/forum/index.php?showtopic=222180, но я там нихрена так и не понял, чем дело закончилось, но больно мне табличка (она укладывается в мои измерения) пондравилась.

У кого какие мысли, что бы поставить жЫрную точку в этом вопросе?

Пока мыслей нет, я занялся практикой. В надежде, что мой ДТОЖ оправдает свое благородное оригинальное происхождение. Приехал в гараж, а он у меня теплый. Поэтому пришлось ограничиться измерениями от 90 до 20ти С. Для сравнения взял данные из таблицы выше. Столбцы: R — сопротивление, U vwts — напряжение из таблицы, U замер — мое напряжение.

Не старался поймать значения сопротивлений из таблички vwts, но из приведенных цифр видно, что хотя бы в диапазоне измерений есть полное сходство с этой таблицей. Думаю и в других диапазонах расхождений не будет. Сваял из этой таблицы графики для тех, кому удобнее:

Полный размер

Полный размер

Ну и в цифровом виде:

Как выглядит Датчик изнутри

Кой-чего про датчики температуры. — DRIVE2

Преамбула или «откуда выросли ноги».

Я сделал свой собственный блок для управления вентиляторами охлаждения двигателя – дабы поддерживать на нужном уровне температуру двигателя. Понятно, что он в качестве исходной информации этот блок должен знать эту самую температуру. Отсюда и возник вопрос – а откуда ее брать. У меня Патриот 2007г издания, блок управления двигателем – Микас-11. В этом варианте штатно на корпусе термостата стоят два датчика температуры – двухконтактный, сигнал от которого идет в электронную систему управления двигателем (ЭСУД) и одноконтактный – от него работает показометр температуры на приборной панели. Использовать ни тот, ни другой мне не хотелось. Датчик для ЭСУД не хотелось использовать дабы не вносить своими ручонками погрешности в работу ЭСУД. Датчик показометра не хотелось использовать именно по причине его одноконтактности, то есть второй провод от него – это корпус двигателя. А весь мой предыдущий опыт конструирования электроники, работающей с исходными сигналами малого уровня, говорил что при использовании источника глухо сидящего своей сигнальной землей на корпусе, по которому могут течь неконтролируемые большие токи, проблема помех может оказаться плохоразрешимой. Еще одна причина для использования своего отдельного датчика – это желание отслеживать температуру двигателя после выключения зажигания, чтобы вентиляторами сгладить температурный выбег после прекращения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. А в этом случае со штатных датчиков после выключения зажигания снимается питающее напряжение.
Итак я решил что у моей системы будет свой собственный датчик температуры. Казалось бы в этом случае он вообще может быть любым. Но мне хотелось чтобы это была более-менее распространенная стандартная деталь, дабы при выходе из строя ее можно было бы заменить купленной в магазине. Или даже если я применю что-то свое нестандартное, то такая замена на стандартную должна быть возможной (хотя бы на какое-то время) без всякого «напилинга», пусть с возможным некоторым ухудшением характеристик. И я обратил свой взор на датчики температуры, применяемые в ЭСУД отечественных двигателей. Все они конструктивно выполнены двухконтактными, электрически изолированными от корпуса – что мне и надо было.

С точки зрения электрической типов датчиков всего два – это полупроводниковая микросхема, изображающая из себя стабилитрон с положительным (и постоянным!) температурным коэффициентом, и терморезистор. Первый из этих типов называется 19.3828 или 42.3828 или 405226 в зависимости от производителя. Выглядит так:

Датчик 19.3828

Присоединительная резьба М12х1.5, разъем прямоугольный с плоскими контактами шириной 3.8мм. Интернет говорит о том что бывают и другие конструктивные варианты исполнения датчика с точно такими же электрическими характеристиками, но в жизни я их не видел.
Терморезистор же могут упаковывать в разные корпуса, отличающиеся разъемами (прямоугольный, более старый, и овальный, более современный) и присоединительной резьбой – метрическая М12х1.5 или коническая дюймовая К3/8” — итого четыре варианта, все (три точно есть) реально существуют (и нафига нужен был такой зоопарк – непонятно). Но наиболее распространенный имеет овальный разъем и резьбу М12х1.5. Маркировка такого датчика – 23.3828, 423.3828 или 405213 в зависимости от производителя. Вот он:

Датчик 23.3828

Есть довольно экзотический вариант такого датчика(423.3828) – в полностью пластиковом корпусе. Производит его калужское предприятие «Автотрейд». Производитель утверждает что такой вариант обладает более высоким быстродействием, нежели металлический. Я приложил некоторые усилия и купил пару таких датчиков. Вот:

Датчик 423.3828П

Что меня интересовало.

Для всех этих двухконтактных датчиков производители косвенным образом нормируют точность в +-2С. Косвенным – потому что нормирован разброс электрических параметров при некоторой температуре, но если этот разброс пересчитать в температуру то и получается +-2С. В скобках замечу что для одноконтактного датчика для показометра (ТМ106-11) этот же параметр получается +-4С.
Но меня интересовал фактический разброс от экземпляра к экземпляру. Понятно что купить ради такого интересу по десятку штук каждого датчика (что было бы правильным на самом деле) кажется сумасшедствием, но по паре я купил.
Что больше интересовало – это быстродействие датчиков. Интерес этот появился через некоторое время после установки системы на автомобиле. При работе на холостом ходу температура гуляет в пределах трубы в 2-3С с периодом порядка 90 секунд. Причина следующая. Датчик установлен в трубе идущей от термостата в радиатор – на самом корпусе термостата для еще одного датчика в моем случае места не нашлось, да и не это главное по-видимому. Более существенно что при повышении температуры вентилятор начинает охлаждать ОЖ в радиаторе и проходит некоторое время, пока эта охлажденная порция ОЖ попадет в двигатель и охладит его, после чего снизится температура и на выходе из движка – лишь только тогда датчик «увидит» снижение температуры и уменьшит обороты вентилятора. А пока датчик не «увидел» снижения температуры – вентилятор продолжает охлаждать радиатор, в результате чего температура ОЖ излишне понижается. Ну и этот процесс весь повторяется. Дело известное в системах автоматического регулирования с обратной связью и в придачу с задержками в петле обратной связи. Известное, но вообще говоря считается не очень правильным иметь процесс регулирования с колебаниями. Понятно что задержек не избежать, но минимизировать их хочется, посему хотелось узнать характеристики датчиков по быстродействию.

Что я сделал.

Датчики запитывались через резистор 316 Ом от источника в 5 вольт и подключались ко входу АЦП. Оцифрованный сигнал записывался компьютером и потом в Excel’e полученные данные пересчитывались в температуру.
Датчики погружались в сосуд с водой по начало крепежного фланца. То есть вся резьбовая часть оказывалась в воде, а крепежный шестигранник – на воздухе. Сосудов было два – в одном вода комнатной температуры, в другом горячая. Горячая вода не термостабилизировалась – наливалась из чайника и постепенно остывала. Интерес представлял переходный процесс при переносе датчика из одного сосуда в другой.

Результаты.

На всех графиках по горизонтали шкала в секундах, по вертикали в градусах Цельсия.
Датчики 19.3828 (стабилитрон). Переходный процесс:

Переходный процесс датчиков 19.3828

Разница в температурных показаниях не превышает 0.4С – но это фактически разрешающая способной моей измерительной аппаратуры для этого датчика. Постоянная времени переходного процесса (усреднено) ~ 21 секунды. Практически одинаковое для обоих экземпляров. Для тех кто не в курсе – это время от начала воздействия «ступенькой» до достижения 63% (если быть точным то до 1 – 1/е) величины этой ступеньки.

Датчики 423.3828 в металлическом корпусе. Терморезистор.

Переходный процесс датчиков 423.3828

Здесь на устоявшихся режимах температурная разница не превышает 0.2С (разрешение метода для этого типа датчика примерно 0.1С). А вот переходный процесс заметно разный по времени. Для датчика #1 (синяя кривая) постоянная времени составляет 18.3 секунд, для датчика #2 (лиловая кривая) – 27 секунд.

Датчики 423.3828 в пластиковом корпусе. Тут, увы, у меня что-то сглюкнуло и большая часть данных потерялась. Удобоваримая осталась только вот эта часть.

Переходный процесс датчиков 423.3828 в пластиковом корпусе

То, что сначала графики идут не из одной температурной точки есть следствие их недостаточного охлаждения на предыдущей стадии эксперимента. А при их нагреве до устоявшегося состояния разница в показываемой температуре, как и в предыдущем случае, не превышает 0.2С. Подсчитанная постоянная времени для датчика #3 (синяя кривая) составляет 22.2 секунд, для датчика #4 (лиловая кривая) – 18.3 секунд.

Сторонник использования одноконтактного датчика (тот что для приборки) Александр kineskop утверждал, что этот одноконтактный датчик гораздо быстрее двухконтактных. Дабы проверить это утвеждение я купил один такой датчик (его тип – ТМ106-11) и испытал его.

Переходный процесс датчиков ТМ106-11

Постоянная времени составляет 12.5 секунд. Действительно быстрее реагирует на изменение температуры. Но — абсолютная же погрешность этого конкретного датчика составляет -2С при температуре около 20С и -4С при температуре около 60С. Просто у меня есть достаточно точный образцовый термометр и, поскольку датчик этот я купил один, то решил сравнить его хоть с чем-нибуд

Audi A4 Avant - Красный Геккон › Бортжурнал › Замена ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости)

Ездил я значит ездил, ни каких проблем не испытывал и вот однажды вечером одного мартовского дня я останавливаюсь на светофоре и слышу — "ПИИИИИ" и на экране FIS приборки высвечивается жёлтое уведомление — "Неисправность датчика температуры ОЖ (приборка)", а стрелка температуры ложится на отметку 50 градусов.

Полный размер

Видя, что неисправность не критическая (жёлтая), еду дальше с мыслью, что как доеду до места назначения буду разбираться в чём причина неисправности.

Через какое-то время опять — "ПИИИИИ" и на экране FIS приборки высвечивается красное уведомление — "Перегрев двигателя", а стрелка температуры заваливается при этом на отметку 130 градусов.

Полный размер

Полный размер

отображаются сообщения одновременно о двух неисправностях

Сразу зашёл в Color MultiFis, установленный у меня и посмотрел в разделе общих показаний какие температуры показываются — температура двигателя отобразилась в норме — это меня сразу порадовало, значит неисправность электрическая, а не системы охлаждения мотора и можно спокойно ехать дальше до дома.

Доехал до места назначения.

Подключился к приборке с помощью VAG-COM и опросил приборку на ошибки — в итоге вот такая ошибка висит:

Контроллер 17: Панель приборов

1 Ошибка найдена:

01039 — Датчик температуры охлаждающей жидкости(G2)
29-00 — Замыкание на массу

Заглянув в ЭЛЬЗу понимаю, что датчик температуры G2 — это термопара, отвечающая за показания температуры двигателя, передаваемые на стрелочный индикатор температуры в панели приборов.

Полный размер

Заодно узнал где он находится и как меняется.

Далее расскажу алгоритм проверки неисправности:

Первым делом с помощью VAG-COM подключаемся к контроллеру климат-контроля (он же Heating/Air Conditioning — контроллер 08).
Заходим в блоки измеряемых величин "Measuring blocks (Функция — 08)".
Запускаем группу 003 и в первом слева поле видим температуру с датчика температуры, которая передаётся на стрелочный индикатор панели приборов.

Температура на панель приборов

Далее подключаемся к контроллеру двигателя (он же Двигатель/Engine Адрес — 01).
Заходим в блоки измеряемых величин "Measuring blocks (Функция — 08)".
Запускаем группу 001 (на моём двигателе V6 с маркировкой BDV температура отображается именно в группе 001, на других двигателях может отображаться и в других группах) и во втором слева поле видим температуру с датчика температуры, которая передаётся на контроллер двигателя.

Температура на контроллер двигателя

Следует сравнить показания температуры, отображаемой в VAG-COM с температурой, отображаемой стрелкой на индикаторе температуры в панели приборов.
Сильное расхождение температур указывает либо на не исправность датчика, либо на не исправность самого индикатора панели приборов.
Если стрелка показывает 130 градусов, а в VAG-COM нормальная температура, скажем 90 градусов, велика вероятность, что не исправен стрелочный индикатор в панели приборов или проводка до него.
Если же в VAG-COM отображается так же не адекватная температура, велика вероятность не исправности термодатчика или проводки до него.

Датчик температуры двигателя четырех контактный. Внутри корпуса датчика установлены две термопары.
Одна термопара отдаёт данные о температуре охлаждающей жидкости контроллеру двигателя, а вторая на стрелочный указатель температуры на приборной панели.

Контакты 1 и 2 передают температуру двигателя на панель приборов, контакты 3 и 4 контроллеру двигателя. Если замерить сопротивления на ножках термопар с помощью мультиметра, то должны получиться следующие параметры:
около 0.8 кОм между контактами 1 и 2 (замеры производились на новом датчике из магазина при комнатной температуре)
около 1.8 кОм между контактами 3 и 4 (замеры производились на новом датчике из магазина при комнатной температуре)

Сопротивление меняется при нагреве датчика.

Если при измерении мультиметр показывает ноль — термопара не исправна и датчик подлежит замене в сборе.

Если показания сопротивления сильно отличаются от заводских — датчик подлежит замене в сборе.

Теперь о запчастях, требуемых для замены датчика:

059 919 501 A — Датчик температуры охлаждающей жидкости (4-х контактный)
N 903 168 02 — Кольцо уплотнительное датчика температуры
032 121 142 — Скоба датчика температуры

Замена не очень сложная (см. инструкцию из ЭЛЬЗА выше по тексту), но требует аккуратности, т.к. датчик устанавливается в пластиковый патрубок, который можно легко сломать при не аккуратности или применении излишней силы.

После замены датчика на новый все глюки пропали, стрелка стала отображать на приборке правильную температуру, а климат-контроль стал включать компрессор кондиционера, в общем всё пришло в норму.

P.S. В качестве статистической информации хочу ещё сказать, что я на своей машине уже менял ДТОЖ в сентябре 2009 года, тогда у меня начала глючить термопара, ответственная за показания температуры контроллеру двигателя, что явилось причиной не равномерной работы двигателя.
Датчик прослужил 6 лет и 8 месяцев, а машина проехала за этот период около 170000 километров.
Внимательно рассмотрел его, в месте где из корпуса выходят контакты образовались микротрещины, просочился внутрь разъёма антифриз и клеммы датчика подгнили, думаю и сами термопары пострадали от антифриза внутри.

ЗАЗ Chance G.M. ★★★ › Бортжурнал › Дополнительный датчик температуры ОЖ Defi BF + подключение и настройка.

Пару недель назад поставил наконец-то дополнительный датчик температуры ОЖ Defi BF 60 мм (реплика) =)
Те кто следит за моим авто, уже известно, что ранее я уже врезал переходник Defi (реплика) на 34 мм в верхний ("горячий") патрубок радиатора еще при замене охлаждающей жидкости в рамках ТО-4. Сразу скажу, что с него нужно кинуть "массу" на кузов иначе датчик ничего не покажет вам!
Так же протянул проводку от датчика в салон.
И наконец-то установил сам "будильник" =)
По фото все думаю будет понятно, но хочу сказать несколько слов про подключение (после моего видео).
Питание я тупо взял с разветвителя прикуривателя Espada E 13U =), всякие приглушения подсветки мне не по кайфу, сделал себе тупо белую подсветку — скрутив белый провод с красным и на "+" и черный соответственно на "-". Все! Готово! =)

Сразу скажу для чего мне нужен дополнительный датчик температуры ОЖ — контроль открытия термостата, предупреждение случайного перегрева ДВС и просто эстетическое удовольствие наличия самого "будильника" на панели =).

Вот видосик работы сего девайса ⇩⇩⇩

На задней панели датчика имеется 3 разъема:

расшифровка ниже ⇩⇩⇩

Разъем №1.
Отвечает за подачу питания на датчик, в него подключается четырехконтактный штекер питания (Рис. 2).

Красный провод — подключается к плюсу (ignition switch, +12В) отвечает за подачу питания на датчик;
Белый провод подключается к плюсу, отвечает за подсветку белого цвета;
Желтый провод подключается к плюсу, отвечает за подсветку красного цвета;
Черный провод подключается на минус (массу автомобиля).

Чтобы дисплей датчика подсвечивался белым цветом, нужно подключить к плюсу белый провод, желтый провод следует оставить не подключенным.
Чтобы дисплей датчика подсвечивался красным цветом, нужно подключить к плюсу желтый провод.
Также можно сделать комбинированную подсветку, используя в дневное время белую подсветку, а в темное время суток (когда включены габариты) красную подсветку.
Для этого нужно белый провод подключить к плюсу, а желтый провод подключить к питанию габаритных огней и наоборот.

Разъем №2.
Управляющий, отвечает за подачу информации на датчик от сенсора.
В него подключается двухконтактный штекер (Рис. 3).

Красный провод подключается к сенсору — к белому проводу.
Черный провод подключается к клемме датчика с черным проводом.

Разъем №3.
Дублирует разъем №1. В случае, если на автомобиль устанавливается больше одного прибора, то питание для последующих датчиков можно брать от разъема №3. что бы не тянуть лишних проводов.

Позицией 4 обозначена кнопка настроек.

Как, собственно, настроить прибор:

1. Отключение звуковых сигналов.
Чтобы отключить звуковой сигнал на датчике, необходимо зажать управляющую кнопку на задней панели и включить зажигание автомобиля. Удерживать кнопку пока идет тестовый режим. Кнопку необходимо отпустить после завершения звукового сигнала. Звук будет отключен. Для включения звука нужно будет проделать аналогичную операцию.

2. Установка пиковых значений.
Чтобы задать критическое значение, при котором сработает звуковое и световое оповещение (PEAK), необходимо подать питание на датчик, дождаться когда пройдет тестовый режим, зажать управляющую кнопку на задней панели и удерживать в течение 5 сек. Стрелка встанет на предустановленный критический уровень. Изменять значения можно либо короткими нажатиями на кнопку (стрелка будет двигаться по каждому делению) либо удерживанием кнопки (стрелка будет двигаться через 5 делений). Чтобы уменьшить значения (Peak) нужно довести стрелку до максимума, затем она пойдет в обратном направлении.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Nissan Patrol GR TD42T › Бортжурнал › Установка выносного датчика температуры охлаждающей жидкости.

Штатный указатель температуры — просто ниочём! От 70 до 100 градусов стрелка стоит примерно в одном и том же положении. Понять, что происходит невозможно. После того как закипел, поднимаясь в горы, пришлось искать чем бы измерять и желательно с наименьшей погрешностью. Смотрел все подряд, в итоге решил взять китайскую реплику датчика температуры depo. Но ожидания не оправдались ((( врёт безбожно — на десять градусов. Пришлось купить более дорогой, но качественный датчик почти из того же Китая — Тайвань.

Полный размер

Комплект для измерения температуры охлаждающей жидкости

Отмечу, что отличие в лучшую сторону стало видно сразу после вскрытия коробки: провода датчика в изоляции, на датчике качественный разъем, а не просто провода. В комплекте идёт все необходимое для установки и подключения.

По инструкции датчик предлагают установить врезав в верхний ( от термостата к радиатору) патрубок специальный переходник. Однако, проведя ряд измерений пирометром только что заведенного холодного двигателя обнаружил, что в предлагаемом месте температура поднимается только после открытия термостата на большой круг. А место сразу над термостатом имеет одинаковую температуру с блоком и с жидкостью до термостата. Так как термостат все равно решил менять, выяснил заодно почему так происходит. В термостате имеется вибрационный клапан, по моему так называется, через это небольшое отверстие жидкость понемногу проходит в сторону радиатора даже когда термостат закрыт. Поэтому сразу над термостатом более менее актуальная температура даже когда он закрыт. К тому же даже не пришлось ничего сверлить, нарезать — там стоял заглушенный штуцер. Резьба как раз подошла — 1/8".

Полный размер

Место установки датчика в штатное отверстие

Полный размер

Новый датчик температуры

Полный размер

Датчик температуры

А так выглядит сам так сказать показометр)))

Полный размер

Указатель температуры

Пока под нагрузкой или на хорошей скорости проверить температурный режим не удалось, при активной езде по городу выше 84 градусов температура не поднималась.

Понимаю, что датчик будет показывать усредненную величину, что в блоке, особенно у шестого цилиндра температура скорее всего будет гораздо выше, но для наглядности и оценки ситуации в пути самое то!

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — Audi A6, 2.4 л., 2002 года на DRIVE2

В общем, в один прекрасный день машинка заставила ужаснуться. Едешь себе едешь, и тут

1

2

3

конечно поначалу испугался — КИПИМ! Но открыв капот не обнаружили никаких признаков закипания. К стати когда машина уже немного остыла, на панели температура была по прежнему в районе 120, в то время как OBD сканер к стати показывал совершенно другое:

датчик на машине стоит 4-х контактный. И каждая его часть работает по всей видимости отдельно от других частей. На мозги идет одна температура, на панель — другая, на климат контроль — третья.

И так, купил новый датчик

чтобы вытащить старый, пришлось неплохо по-мучаться — места там совсем нет, рука еле-еле пролазит. Когда все такие я его оттуда выдернул, давлением выбило много антифриза — так и не понял почему, толи надо было перед снятием открутить крышку бачка, толи дождаться полного остывания двигателя (вытаскивал, когда температура была градусов 50)

пшик!

Старый и новый датчики

вторая проблема — мне дали не такой датчик( У меня с овальный разъемом, а дали с квадратным. Еду менять. Заодно и прикупил антифриза)

Третья проблема была во вставке на датчик скобы. Не понимаю почему ауди ее решила сделать пластмассовой?! Еду третий раз в магазин…

Новую скобу поставил, антифриза долил. Все стало в норме. Температура ровно 90:)

Цена вопроса: $30

sav-liana › Блог › Дополнительный датчик температуры ОЖ двигателя (STH0014, STH0034, BT305, w1209wk, БК-08). Индикатор температуры.

Зачем это нужно: "Датчик температуры двигателя. Suzuki Liana".

Измеритель температуры двигателя STH0014.

С использованием датчика: DS18B20

Полезно для измерения температуры в нужных местах двигателя.
И для контроля температуры в движении…

Измеритель температуры STH0014


Попробовал подключить к трубкам подачи ОЖ для дросселя или печки:

крепление датчика STH0014 к охлаждения Suzuki Liana. Вариант 1


и получить результат:

сравнение с показаниями ЭБУ



Напрягает разница температур в 5 градусов… Надо оптимизировать расположение термодатчика и улучшить термоконтакт…

Эта разница обусловлена неправильным расположением термодатчика.
Передвинул его, вариант 2:

Переставил поближе к штатному датчику Suzuki Liana


утеплил


Теперь показания такие:

сравнение с показаниями ЭБУ Suzuki Liana




Расхождение по температуре менее 0,5 гр !
С доставкой 564 р (2015 г)

Недостаток: нет звуковой сигнализации…
Это решается применением комплекта:
— STH0034-v1 — Термометр многоканальный (до 32 датчиков), управляющий модуль. 647 р (2016)
— DS18B20 162 р (2016)
— SHD0032UY — Четырехразрядный светодиодный семисегментный дисплей. 365 р (2016)

======================================================================

Или китайский сигнализатор-индикатор перегрева BT305 термометр… (400 р, 2016 г) ebay:
"Red LED DC12V Digital Thermometer With Probe -60~125C High Low Temperature Alarm"
Размер: 80х43х25
Посадочный размер: 76х39
Питание: внешнее, 12 вольт
Датчик: термистор, 10к, B3950-10K.

BT305. Red LED DC12V Digital Thermometer With Probe -60~125C High Low Temperature Alarm


BT305. Red LED DC12V Digital Thermometer With Probe -60~125C High Low Temperature Alarm


Полный размер

Дополнительный термометр — сигнализатор. Suzuki Liana


Проверка ДТОЖ на достоверность показаний — Volkswagen Bora, 1.6 л., 2000 года на DRIVE2

Новая. По Васе 89 градусов

Новая 1. По стрелке 80 градусов

Правильно ли я сделал градуировку шкалы (красным на фото)?
Что вы можете подсказать по фото по поводу параметров?
А теперь про проверку ДТОЖ. Машина стояла на улице пол дня. Завел, Вася показал температуру ОЖ 38 градусов, на стрелке было 0 (40 градусов первое деление). По мере прогрева до 70 градусов стрелка не шелохнулась (не стал кипятить двигатель) потому как видно что стрелка на месте и врет на 30 градусов. Заглушил машину и снова вкл зажигание, стрелка поднялась но не на 70 градусов а между 50 и 60, если я правильно сделал градуировку.
Ошибка по ДТОЖУ
00522 — Датчик температуры охлаждающей жидкости-G62
27-10 недостоверный сигнал — Непостоянно.
ДЖОТ уже заказан))) поэтому все равно менять буду. Хотелось бы услышать мнение тех кто с этим имел дело правильно ли я мыслю?

правильно ли разметил шкалу?

44 градуса по Васе

44 градуса по стрелке

65 градусов по Васе

65 градусов по стрелке


Стрелка врёт ровно 10 градусов. Замерял несколько раз езды по городу с подключенным Васей. 10 градусов это много или нормально? Датчик уже пришел, по этому замены не избежать. И потом буду тестить новый датчик. 2 фотки добавил Новая, и Новая 1.

стрелка чутку поднялась после того как заглушил и сразу же включил зажигание, по Васе было 69-70 градусов

)))

где находится, как проверить самостоятельно, признаки неисправности, замена своими руками, какой лучше?

Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.

Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение датчика

Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.

Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций.

К ним можно отнести:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
  • открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
  • установка угла опережения зажигания и т.д.

Принцип работы

Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?

Механический

Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.

С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».

Цифровой

Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.

На что влияет

Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, возрастает расход топлива и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные неисправности

Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:

  • 1. Низкое качество антифриза

В случае использования плохого антифриза или отечественного «Тосола»нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры.

Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.

  • 2. Плохое качество исполнения самого датчика

К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

  • 3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.

  • 4. Нарушение электрики

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.

Как проверить мультиметром?

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто. Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику.

Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре  на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

Проверка исправности

Если визуальный осмотр не дал результатов, можно проверить ДТОЖ, измерив его напряжение и сопротивление. Процедура зависит от типа датчика: с положительным или отрицательным коэффициентом сопротивления (КС).

Проверка датчика с отрицательным КС

Для проверки напряжения используют вольтметр.

  • Его подсоединяют к заземлению и сигнальному контакту на датчике.
  • При холодном неработающем моторе включают зажигание.
  • Получают определенное значение напряжения и сравнивают по таблице.
Температура, градусы С Сопротивление, Ом Напряжение, В
4800 — 6600 4,00 — 4,50
10 4000 3,75-4,00
20 2200 — 2800 3,00 — 3,50
30 1300 3,25
40 1000-1200 2,50 — 3,00
50 1000 2,50
60 800 2,00-2,50
80 270 — 380 1,00-1,30
110 0,50
разрыв цепи 5,0 + 0,1
замыкание на «землю»
  • С помощью термометра измеряют температуру жидкости и выясняют, не «врет» ли прибор.
  • Двигатель начинают прогревать и проверяют изменение напряжения в соответствии с изменением температуры.
  • Если значения выходят за рамки обозначенного в таблице диапазона, датчик неисправен, и требуется произвести его замену.

Для проверки сопротивления используют омметр. Существует два способа проверки.

ДТОЖ на авто:

  1. Проверка проводится при разных температурах. Показатели сравнивают с таблицей.
  2. Если сопротивление в указанном диапазоне на холодном моторе (20 градусов Цельсия), температура жидкости может отклоняться в сторону на 5 градусов от указанного значения.

ДТОЖ вне авто:

  1. Прибор помещают в емкость с водой и проверяют температуру.
  2. Измеряют сопротивление датчика и сверяют полученные данные с таблицей.
  3. Воду постепенно нагревают, периодически проводя новые измерения температуры и сопротивления.

Проверка датчика с положительным КС

Такие датчики используют редко (распространены у Renault). Проверку проводят аналогично описанным выше. Данные сверяют с таблицей:

Температура, градусы С Сопротивление, Ом Напряжение, В
254-266
20 283-297 0,6 — 0,8
80 383-397 1,0-1,2
разрыв цепи 5,0 ±0,1
замыкание на «землю»

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.

Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.

Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.

http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-datchika-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti.html

Задачи ДТОЖ

Автомобили оснащены огромным количеством различных датчиков, контролирующих основные параметры работы двигателя и других систем. Пример такого полезного устройства – элемент, показывающий температуру обладающей жидкости.

Нередко эти детали могут давать неверные показатели. И в сегодняшней статье мы рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

ДТОЖ – это специальное устройство, позволяющее поддержать стабильную работу ДВС. За счет этого элемента автомобиль быстрее прогревается, работает достаточно эффективно и не перегревается.

Размеры датчика небольшие. Однако функции, которые он выполняет, весьма значимые. ДТОЖ может влиять не только на работу силового агрегата, но и на общее состояние автомобиля. Если элемент выдает некорректные показания, это может повлечь за собой не только неправильную работу двигателя, но и более серьезные последствия.

Где установлен?

Современные автолюбители не знают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Его можно найти в выпускной магистрали головки блока цилиндров. На корпусе датчика есть резьба, и он просто вкручивается в соответствующее отверстие.

В зависимости от особенностей конструкции автомобиля, года выпуска, ДТОЖ также может находиться около корпуса термостата или прямо в нем. Этот элемент устанавливается таким образом, чтобы он был в прямом контакте с антифризом, тосолом и другими вариантами ОЖ.

Устройство и принцип действия

Предком современных датчиков температуры ОЖ считаются термореле, которыми оснащали некоторые виды ДВС автомобилей.

  1. Так, термореле было установлено в системах впрыска типа К-джетроник. Когда контакты термореле находятся в открытом положении, мотор прогревается. Когда контакт замкнется, это означает, что двигатель уже прогрелся до своих оптимальных рабочих температур.
  2. Сейчас в основе ДТОЖ лежит специальный элемент – это термистор. Что это такое? Деталь представляет собой резистор, сопротивление которого может меняться в зависимости от температур. Датчик контролирует температуру ОЖ постоянно.
  3. В качестве материалов для производства термисторов применяют оксид кобальта, а также никеля. Особенность этих веществ в том, что при росте температуры растет количество свободных электронов. А за счет этого падает сопротивление.
  4. Зачастую термисторы, находящиеся в ДТОЖ, отличаются отрицательным температурным коэффициентом.

Максимальные показатели сопротивления термистор имеет тогда, когда мотор холодный. На ДТОЖ подают напряжение около 5 В. Затем, по мере прогрева силового агрегата, сопротивление падает. ЭБУ постоянно получает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости и следит за изменениями напряжения. По этим колебаниям рассчитывает температуру ОЖ.

На двигателях «Рено» инженеры могут устанавливать датчик температуры охлаждающей жидкости, имеющий положительный коэффициент. Он имеет такое же устройство, но сопротивление на нем не снижается, а, наоборот, повышается.

На что влияет?

За счет сигналов, которые посылает этот небольшой элемент, ЭБУ формирует управляющие команды на огромное количество исполнительных устройств. Так, если на блок приходит информация о том, что температура ОЖ холодная, то система пересчитывает время впрыска топлива в цилиндры в сторону увеличения.

За счет этого повышается стабильность работы мотора в режиме холостого хода. Но в процессе прогрева температура двигателя повышается, а значит, ЭБУ начнет обеднять топливную смесь. Е

  • сли же наблюдаются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то ЭБУ может получать ошибочную информацию и смесь будет чрезмерно богатой.
  • Кроме того, что из-за этого существенно повышается расход топлива, также усиленно загрязняется атмосфера.
  • Свечи быстро покрываются черным сухим нагаром и могут выйти из строя.Двигатель может остановиться, если количество оборотов в момент его запуска будет недостаточным.
  • Избавиться от этого поможет уплывающая команда от ЭБУ на повышение оборотов, чтобы двигатель не заглох.
  • Для поддержки управляемости в процессе запуска клапан рециркуляции должен быть в закрытом состоянии.

И так до тех пор, пока система не выйдет в режим рабочих температур. Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то в результате двигатель будет работать нестабильно, обороты будут плавать.

Есть риск остановки мотора. От того, нормально ли функционирует ДТОЖ, зависит и угол зажигания. Система регулирует данный параметр по определенным регламентам. Это позволит уменьшить вредные выбросы до того, как мотор нагреется до рабочих температур. От зажигания также зависит уровень потребления топлива, мощность и тяга двигателя.

Угольный фильтр, который улавливает пары топлива, будет продуваться лишь после полного прогрева силового агрегата.

Муфта гидротрансформатора в автоматической коробке передач не блокируется до тех пор, пока двигатель не будет полностью прогрет. Это сделано, чтобы сохранить оптимальную управляемость.

Датчик также обеспечивает запуск вентилятора охлаждающей системы автомобиля. За счет дополнительного охлаждения вентилятором жидкость остынет значительно быстрее. В отдельных автомобилях для того, чтобы запустить принудительное охлаждение, используется отдельный датчик. Но там, где его нет, его задачи выполняет ДТОЖ.

Как определить исправен или нет?

Давайте рассмотрим признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. В большинстве своем это надежные устройства, которые выходят из строя крайне редко. Конструкция элемента предельно проста, но иногда элемент начинает сбоить. Чаще всего неисправности датчика связаны с нарушением его показаний.

  • Самый первый признак – это вентилятор, который не включается. Но вентилятор – не основополагающий симптом.
  • О выходе из строя ДТОЖ скажет возросший расход топлива, повышенные обороты на холостом ходу, детонационные звуки при работе мотора, плохой запуск на горячую и перегрев.
  • С перегревом стоит быть внимательным – он может привести к печальным последствиям. В старых моделях автомобилей имеется стрелочный контроллер.
  • Когда стрелка зашла за опасную зону, машину нужно остановить и искать причину перегрева.

Это может быть неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости инжектора. В более современных автомобилях о перегреве сообщит бортовой компьютер. Появится соответствующее диагностическое сообщение.

Причины выхода из строя

За счет простой конструкции поломки ДТОЖ – это большая редкость. Причин неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости много. Плохой антифриз или тосол ведут к разрушению поверхности датчика, также нередко чувствительный элемент может покрыться осадком в виде кристаллов.

Меняется температурное воздействие и показатели.

Также одна из причин – некачественный датчик. На современном рынке автозапчастей предлагается много контрафактной продукции. Эти элементы даже будучи новыми не отвечают заявленным параметрам. Даже малейшие повреждения приведут к выходу устройства из строя.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости могут возникнуть из-за утечек антифриза, из-за которых меняются я показатели.

Жидкость уходит через резьбу – износилась прокладка. Существует фактор нарушений в электропроводке автомобиля. Здесь причин может быть несколько – это и скачки напряжения, и коррозия контактов.

О замене датчика

Не каждый владелец автомобиля знает, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. А ведь на самом деле это простая операция. Необходимо добраться до датчика, затем демонтировать его, слив предварительно охлаждающую жидкость из двигателя. Элемент просто вкручен в отверстие с резьбой. Замена выполняется в обратном порядке.

Самостоятельная диагностика

Если есть хотя бы один из симптомов, стоит проверить ДТОЖ на исправность. Давайте посмотрим, как это можно сделать. Но прежде чем снять датчик, лучше еще раз убедиться, что причина именно в нем. Проверить ДТОЖ можно в домашних условиях. Существует несколько эффективных способов.

Опускаем датчик в воду

Вот как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости путем помещения элемента в воду. Вначале нужно приготовить точный термометр и опустить его в емкость, заполненную холодной жидкостью. Хорошо для этих целей подойдет обычный чайник.

Термометр лучше всего для этих целей электронный.Далее к датчику подключают мультиметр, настроенный на измерение сопротивления. После этого ДТОЖ опускают в чайник и проводят замеры. Цифры лучше зафиксировать на листе бумаги или каким-либо другим образом.

Далее чайник нагревают на плите до температур в 15, 20, 25 градусов. Обязательно нужно фиксировать на бумаге в этот момент показания мультиметра. Далее результаты сравнивают с эталонными. При несоответствии параметров можно констатировать неисправность элемента.

Проверка без термометра

Это еще один способ как определить неисправность ДТОЖ. Особенность в том, что при кипении воды температура равна 100 градусам. За основу берут эту температуру и в ней измеряют сопротивление. Когда вода начнет кипеть, сопротивление должно составлять около 176,7 Ом.

Если прибавить погрешности, то мультиметр может показывать порядка 190-210 Ом. Если показания не соответствуют этим, то нужно выяснить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на конкретном автомобиле. Его нужно просто заменить его новым.

https://www.syl.ru/article/360585/datchik-temperaturyi-ohlajdayuschey-jidkosti-priznaki-neispravnosti-proverka-i-remont

Датчик температуры ОЖ

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания оборудована датчиком температуры, который показывает, на сколько нагрета охлаждающая жидкость. От ее температуры будет зависеть оптимальность созданной топливной смеси.

С помощью датчика в системе ДВС можно постоянно контролировать температурные показатели внутри двигателя. Когда мотор работает, происходит повышение температуры его главных узлов. Для того, чтобы забрать это тепло, которое концентрируется в цилиндрах, и нужна эта охлаждающая жидкость. Во время заборов тепла температура цилиндров и блока меняется.

Именно эти колебания фиксируются датчиком температуры охлаждающей жидкости, после чего информация поступает на электронный блоку управления автомобиля. После того, как сигнал принят, становится понятно, каково состояние мотора, то есть работает ли он при заданной температуре, холодный он или слишком нагретый, как именно прогревается.

Эти факты являются крайне важными для системы управления двигателя, потому что, благодаря им, можно подправить все главные показатели работы движка.

Если знать температуру мотора, то ЭБУ сможет выбрать наиболее оптимальный режим работы для него, а это очень хорошо сказывается на управляемости авто.

Благодаря этому датчику, управляющая система может выполнять такие функции:

  • 1) Выставить опережение или запаздывание зажигания. Если угол зажигания выставлен правильно, то объем отработанных газов будет значительно меньшим, машина будет потреблять меньше горючего, а работа двигателя в целом будет более рациональном;
  • 2) Обогащается бензин в случае машины с системой впрыска горючего. Сразу после того, на блок управления приходит сигнал о том, что температура движка малая, то есть мотор холодный, то он моментально увеличивает продолжительность импульса, который передается форсункам, за счет чего исключаются колебании во время прогревания двигателя, а также обеспечивается оптимальность его работы в режиме холостого хода.

Когда температура повышается, то горючая смесь обедняется блоком, из-за чего машина выдает меньший выхлоп, а расход бензина падает. Если датчик не работает, то ЭБУ не может контролировать процессы в двигателе и моторе, от чего смесь становится чрезмерно обогащенной (что не совсем нужно), загрязняется и потребляется в чрезмерном количестве.

  • 3) Изменение и контроль над параметрами горючей смеси в условиях замкнутого и разомкнутого контура.

В случае поломки ДТОЖ, ЭЮУ не среагирует на импульсы от кислородного датчика (до тех пор, пока хладагент не нагреется или не остынет до нужной температуры), то есть блок управления будет лишен обратной связи (он ведь не видит каков номер посыла), а от этого не будет улучшен холостой ход, а топливная смесь не будет обогащена для работы в холодном моторе.

Говоря простыми словами, работа мотора полностью нарушится.

Кроме всего прочего, температурный датчик нужен для осуществления контроля над вращением коленчатого вала, продувкой элемента для фильтрации в механизме улавливания паров от топлива, блокировкой при прогревании муфты гидротрансформатора коробки передач, повышением оборотов на холостом ходу.

Что собой представляет современный ДТОЖ

Если рассмотреть температурные датчики, которые изготавливались до недавнего времени, то они представляли собой обыкновенное термореле, выполняющее свою функцию, то есть держать температуру движка на нужном показателе, только при условии, что контакт закрыт. А вот обогащать топливную смесь он мог, наоборот, при открытом контакте.Современные ДТОЖ обладают более широким функционалом, а вероятность его поломки сведена к минимуму. Такие датчики крайне редко выдают «глюки», так как их схема работы очень надежная и продуманная.

Датчики, которые выпускаются сегодня, представлены в виде резистора (термистора), способный в секунды менять показатель своего сопротивления в зависимости от температурных колебаний. Эти резисторы выполнены из никелевого, кобальтового оксидов или других материалов, которые обладают характеристиками полупроводника.

Когда температура повышается, то в термисторе увеличивается число свободных электронов, из-за чего уменьшается его сопротивление.

Резистор, то есть датчик температуры охлаждающей жидкости, помещают в защитный корпус, который способен проводить тепло. В корпусе есть электрический соединительный разъем и специальная крепежная резьба. У термистора температурный коэффициент отрицательный, поэтому его сопротивление максимально только тогда, когда мотор холодный.

Когда температура повышается, то сопротивление уменьшается вместе с напряжением температурного датчика. Начальное сопротивление равно примерно 5 вольтам. ЭБУ определяет температуру охладителя по показаниям этих «скачков».

Следует отдельно отметить, что по последним разработкам вместе с основным датчиком, который расположен в выпускном патрубке ГБЦ, устанавливают и дополнительный, который локализируют в выходной точке радиатора. Благодаря такой схеме температура определяется более совершенным способом. Именно из-за наличия второго температурного датчика ЭБУ более качественно выполняет свои функции.

Проверка

Любой серьезный дефект датчика (разные «глюки», создаваемый для ЖБУ помехи) можно решить единственным способом – заменить датчик. Смешить с этим делом никак нельзя.

Сначала нужно продиагностировать двигатель с помощью специальных компьютерных программ, которые всего за несколько минут проверят датчик вместо со всеми параметрами системы охлаждения, после чего будет выведен код одной или нескольких ошибок, которые мешают нормальной работе ДТОЖ.

Если знать этот номер, то можно будет эту ошибку сбросить и покидать стены автосервиса.

Если менять датчик действительно нужно, то есть он продолжает глючить даже после того, как были сброшены ошибки, то устанавливать нужно только оригинальное устройство, маркировка которого совпадет со старым датчиком. 

Совет специалистов таков: «левые» изделия ставить нельзя, так как предусмотреть последствия от их установки невозможно. Каков бы ни был производитель, неоригинальное устройство почти сразу начнет подтормаживать и глючить.

Диагностировать неисправности ДТОЖ можно и «на глаз». Так можно будет заметить, есть ли где-то отверстия, из которых вытекает охладитель, появились ли в корпусе датчика трещины, заржавели ли зажимы.

Если такие неисправности имеют место быть, то датчик можно не менять. Для более серьезной проверки датчика на работоспособность нужно измерять его сопротивление и напряжение. Определить эти показатели можно с помощью вольтметра и осциллографа, которые есть на любой станции технического обслуживания.

После получения результатов, показания нужно сравнить с теми, которые указаны в технической документации самого датчика. Если грамотно проверить ДТОЖ, то можно точно определить, почему он неисправен. Причины могут быть следующими:

  • — оборвалась проводка;
  • — вышел из строя термостат или вентилятор для охлаждения;
  • — где-то происходит потеря напряжения или короткое замыкание и т.д.

Можно долго гадать о том, почему же датчик температуры работает неправильно, но окончательный вердикт можно вынеси только после проведения профессиональной диагностики специалистом. И последнее – менять описанное устройство можно только после того, как в системе охлаждения останется очень незначительное количество жидкости для охлаждения.

Слить нужно столько субстанции, чтобы датчик возвышался над жидкостью, а не находится в ней.

https://auto.today/bok/2713-datchik-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti.html

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Автомобиль оснащен различными измерительными приборами. Они помогают проверять исправность работы различных систем машины. Одним из этих механизмов является датчик температуры охлаждающей жидкости (далее – ДТОЖ).

ДТОЖ контролирует температуру внутри мотора. Охлаждающая жидкость призвана поглощать избыточное тепло в блоке цилиндров во время работы двигателя.

Прибор определяет колебания температуры и сообщает данные электроблоку управления о температурном режиме мотора. Он сигнализирует о таких состояниях, как:

  • перегрев,
  • холодный движок,
  • прогрев,
  • нормальная температура работающего мотора.

Сообщенные электроблоку сигналы оказывают влияние на работу всей системы управления мотором. Поэтому ДТОЖ является одним из наиболее важных измерительных приборов в системе автомобиля.

Температура работы мотора влияет на следующие моменты:

  • расход топлива,
  • качество и количество выхлопных газов,
  • воспламенение,
  • нормальную работу трансмиссии.

Эти моменты контролируются электроблоком управления, который выбирает подходящий режим работы мотора. Поэтому исправность ДТОЖ очень важна для работы авто. При наличии неисправностей прибор может выдавать неверные значения температуры, что приведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя двигателя машины.

Влияние на работу двигателя

Электронный блок управления выполняет определенные функции, ориентируясь на показатели ДТОЖ:

  • Обогащение горючего в ДВС. Если ДТОЖ определяет низкую температуру, электроблок реагирует увеличением продолжительности импульса на форсунки, обогащая топливо. По мере нормализации температуры топливо постепенно обедняется, чтобы не происходила его перерасхода, и для уменьшения выхлопов.

При неисправности ДТОЖ может постоянно занижать температуру в моторе, что станет причиной загрязнения топлива и его перерасхода. Если ДТОЖ завышает температуру, мотор может глохнуть, обороты работающего вхолостую двигателя становятся неровными и колеблются.

  • Раннее или позднее зажигание. При выходе температуры за допустимые пределы, угол опережения зажигания регулируется для уменьшения выхлопов.
  • Рециркуляция газов во время прогрева. Клапан рециркуляции плотно закрывается на время прогрева мотора. Если мотор холодный, такая рециркуляция приводит к колебаниям «холостых» оборотов и заглоханию движка.
  • Продувание фильтра системы, улавливающей пары горючего. Для достижения хорошей управляемости автомобилем угольный фильтр не продувается до окончания прогрева мотора.
  • Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогреве двигателя. Электроблок не должен блокировать его до окончания прогрева авто.
  • Контроль работы вентилятора. Реагируя на показатели ДТОЖ, электроблок запускает и отключает электровентилятор для регулирования температуры мотора. При неверных данных о температуре движка есть риск перегрева ДВС.

Где находится

На разных моделях авто местоположение прибора немного отличается:

  • головка блока цилиндров;
  • верхний шланг радиатора;
  • корпус термостата.

Независимо от конкретной модели машины, ДТОЖ прикрепляется около отводящего патрубка, проводящего жидкость к радиатору. Это принципиально для определения точных показателей температуры жидкости.

Существует три типа ДТОЖ:

  1. Магнитные.
  2. Биметаллические.
  3. Капиллярные.

Магнитные датчики

Устроены из двух катушек с двух сторон поворотного металлического якоря, к которому прикреплена стрелка приборной панели. Одна катушка соединяется с электросетью машины (провод заземлен), вторая соединяется проводом с изменяющимся сопротивлением. Оно находится в прямой зависимости от температурных показателей в моторе.

Ток, протекая сквозь катушки, образует вокруг себя магнитное поле. Оно двигает якорь. Величина смещения якоря зависит от разницы полей, которая, в свою очередь, зависит от размера тока.

Биметаллические датчики

Механизм работы такого датчика строится на расширении веществ при нагреве. Стрежень прибора немного изменяет длину при увеличении температуры мотора. Биметаллические полосы в катушке крутят стрелку приборной доски на определенную уровень в зависимости от размера тока.

Применяется два вида сенсоров:

  • биметаллический,
  • полупроводниковый.

Первый применяется редко. Биметаллическая полоса двигается в катушке и открывает контакты, изменяя силу тока, идущего к стрелке приборной доски.

Полупроводники – наиболее распространенный сейчас вид. Электроблок управления подает на термистор ДТОЖ напряжение через резистор с постоянным сопротивлением. Термистор имеет отрицательный температурный коэффициент.

При повышении температуры его сопротивление снижается. С ним уменьшается и подаваемое на термистор напряжение. Электроблок распознает спад напряжения и высчитывает температуру жидкости. Полученные сведения показываются на приборной доске автомобиля.

Капиллярные датчики

Это самый старый тип ДТОЖ. Стрелка термометра напрямую связана с прибором. Сам датчик представляет собой емкость с жидкостью, которая имеет низкую температуру кипения. Емкость соединяется со стрелкой тонкой и длинной металлической трубой.

При нагреве прибора жидкость закипает и испаряется, что увеличивает давление в емкости. Оно передается по трубе указателю, где имеется трубка Бурдона. Эта деталь распрямляется из-за давления и передвигает стрелку на приборной панели.

Такой тип ДТОЖ используют крайне редко по двум причинам:

  • будучи единым механизмом, измеритель пролегает через весь капот авто, соединяясь трубкой и приборной доской;
  • капиллярная трубка очень тонкая, поэтому легко повреждается.

Признаки неисправности

Благодаря простоте конструкции ДТОЖ редко выходит из строя. Однако его неисправность может грозить поломкой двигателя. Поэтому важно периодически проверять работу ДТОЖ.

Признаком неисправности может быть отсутствие работы вентилятора при нагреве мотора. Но, если у авто стоит дополнительный датчик для включения вентилятора, то отсутствие его работы будет признаком повреждения проводки или поломки датчика вентилятора.

Признаками поломки ДТОЖ могут быть:

  • перерасход топлива;
  • высокие обороты холостого хода;
  • плохой запуск мотора после прогрева;
  • детонация;
  • перегрев двигателя.

Современные «железные лошадки» имеют систему, которая выдает определенные коды ошибок на дисплее при некорректной работе ДТОЖ. Однако такие коды не могут однозначно указывать на поломку прибора. Неприятности могут быть как с проводкой, так и с контактами.

Такие проблемы легко обнаружить при визуальном осмотре и устранить самостоятельно, не снимая датчика.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Если датчик неисправен, его не ремонтируют, а меняют. Осуществляют замену ДТОЖ по следующей инструкции:

  1. С системы сливают немного жидкости, чтобы снять старый измеритель.
  2. От ДТОЖ отсоединяют проводку, и выкручивают прибор ключом на 19.
  3. Новый датчик проверяют на работоспособность описанными выше способами.
  4. Резьбу на «хвосте» ДТОЖ обрабатывают герметиком.
  5. Вкручивают новый датчик на место старого и присоединяют к нему проводку.
  6. Доливают охлаждающую жидкость в систему до нормального уровня.
  7. Перед запуском двигателя проверяют отсутствие протечек жидкости через прибор.

http://miravto24.ru/datchik-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti-gde-naxoditsya/


Смотрите также