8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Датчик положения дроссельной заслонки неисправности


Датчик положения дроссельной заслонки, плавают обороты

Если обнаружилось, что мотор машины начал глохнуть, обороты плавают, стабильности в работе нет, то, может быть, причиной этого является выход из строя датчика положения дроссельной заслонки или сокращенно ДПДЗ. Он устанавливается рядом с двигателем.

Содержание статьи:

  1. Для чего нужен датчик положения дроссельной заслонки?
  2. Признаки неисправности датчика.
  3. Как проверить работу ДПДЗ?
  4. Причины поломки.
  5. Как правильно выбрать датчик: советы.
  6. Видео.

 

Для чего нужен датчик положения ДЗ

Датчик положения дросселя — это электронное устройство, которое передает информацию о положении пропускного клапана в определенный период на электронный блок управления (ЭБУ) ДВС автомобиля. Датчик этот включает в себя постоянный и переменный резистор.

Общее сопротивление в датчике равняется около 8 Ом. Устройство дроссельного датчика состоит из трех контактов. На 1 и 2 контакты подается напряжения около 5 Вольт (В), а третий контакт является сигнальным, который связан с контроллером.

Датчик положения устанавливают на корпусе дросселя. Датчик считывает, когда дроссель открывается, а когда закрывается.

Изменение сопротивления ДПДЗ зависит от:
  • если дроссель полностью находится в открытом положении, то на третьем сигнальном контакте будет максимальное напряжение — 4 В;
  • если дроссель полностью находится в закрытом положении, то на третьем сигнальном контакте будет минимальное напряжение — до 0,7 В.

Контроллер регулирует напряжение при его изменение. Из-за этого происходит и регулировка объема подаваемого топлива в двигатель авто.

Если напряжение дросселя выходит за пределы, то движок будет работать как попало, то на больших оборотах, то глохнуть.

Кроме этого, если датчик положения дросселя сломается, то и коробка переключения передач (КПП) работает не стабильно.

КПП — это второй узел после двигателя, который трудоемко и дорого ремонтируется, поэтому при появлении признаком неисправностей датчика дросселя, не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, а как можно скорее заменить его.

Рекомендую к изучению этой статьи: неисправности датчика положения распредвала. Также, не менее полезна и интересна статья: Как проверить датчик скорости.

 

Главные признаки неисправности дроссельного датчика

На частичную или полную поломку этого устройства указывают следующие признаки:

  1. На холосто ходу (ХХ) обороты всегда непостоянны. Мотор само по себе, то разгоняется, то чуть ли не глохнет.
  2. При резком сбрасывании педали газа во время переключения скорости, ДВС глохнет.
  3. Мощность двигателя значительно уменьшена. Машина не тянет ни в гору, ни по прямой.
  4. Расход топлива стал больше, чем был.
  5. Даже если плавно нажимать на педаль газа, разгон транспортного средства идет рывками.

На некоторых автомобилях на панели приборов загорится значок Check Engine (Чек энджайн) и через некоторое время потухнет, потом опять засветится. Если горит ЧЕК, то надо сделать диагностику, мало ли что может быть причиной неполадок в работе всего силового агрегата.

 

Как проверить работу ДПДЗ

Если хоть один из вышеперечисленных признаков был, то надо проверить работу датчика дросселя. Здесь на надо обладать знаниями электронщика. Потребуется лишь измерительный прибор: мультиметр или вольтметр.

Многие продолжают спокойно ездить, если загорелась лампочка Чек. Рекомендуется сразу же заехать в сервис на диагностику или найти и устранить проблему своими руками.

Исправно работающий двигатель со всеми датчиками вместе будет включать лампочку ЧЕК на панели приборов только во время запуска двигателя и затем гаснуть. Так работает исправная система в целом.

 

Пошаговая проверка правильности работы датчика положения дросселя:
  1. Выключить зажигание и смотреть на лампочку ЧЕК, горит или нет. Если CHECK ENGINE не горит, тогда открываем капот и осматриваем ДПДЗ.
  2. Готовим мультиметр. Ищем, где находится «плюс». Для этого прокалываем поочередно провода и смотрим на мультиметр.
  3. Далее ищем «массу». Во время проверки зажигание не включаем.

Цель — проверить, идет ли питание к датчику. Напряжение бывает разным, смотря какая марка и модель авто. У некоторых моделей, напряжение на дроссельный датчик идет 5 Вольт, а у некоторых — 12 Вольт.

Порядок работы по поиску неисправностей датчика положения ДЗ, если признаки обнаружились во время движения автомобиля:
  1. Включаем зажигание и поочередно прокалываем иглой мультиметра в положении Вольтметра и определяем напряжение. Напряжение должно быть 0,7 В.
  2. Далее, вручную открывает дроссельную заслонку, напряжение при открытой заслонке должно быть 4 Вольт.
  3. Далее, выключаем зажигание. Откидываем один разъем. На линии, между выводом ползунка и оставшимся проводом присоединяем щуп измерительного устройства.
  4. Не отсоединяя щуп прибора, вручную делаем прокрутку сектора и следим за показаниями на приборе. Если вольты растут плавно, без рывков, значит датчик положения работает хорошо. Если напряжение скачет через несколько цифр сразу, то повреждены дорожки резистора.

От передачи напряжения датчика электронный блок управления дает команду другим устройствам, сколько топлива подать, сколько воздуха подать, обеднить смесь или обогатить. Поэтому ДПДЗ — это очень важный элемент, вторично влияющий на работу двигателя.

Явная неисправность определяется так, если дроссельная заслонка полностью открыта, а прибор показывает, что она находится в закрытом положении. В этом случае, заменить не думая.

 

Причины выхода из строя датчика положения

Время от времени от один элемент конструкции выходит из строя, то другой. Поэтому переживать не стоит, тем более, если машине уже больше 3 лет.

Причины поломки датчика ПДЗ:
  1. Между ползунком и резистивным слоем нет контакта. Это бывает при поломке наконечника, который делает задир на подложке. При этом датчик продолжает работать, но уже с неточными данными. Работает, пока резистивный слой полностью не сотрется. Сердечник в этом случае полностью выходит из строя.
  2. Линейное напряжение выходящего сигнала не увеличивается из-за изменения напыления в начале хода ползунка.

Для определения такой поломки еще не придумали индикатор, который сразу бы показывал это на панели приборов.

 

Советы по выбора ДПДЗ

Дешевый вариант это датчика — это пленочно-резистивный дроссельный датчик. Обычно он быстро ломается.

Раз уж меняете датчик, то меняйте сразу на хороший. А хорошим считается бесконтактный датчик. Он подороже, но служит дольше. В итоге все равно выгоднее его брать. Он работает на магниторезистивном эффекте.

 

Видео

Диагностика и признаки неполадок.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ.

ДПДЗ и повышенные обороты.

Проверка целостности датчика ПДЗ.

Автор публикации

15 Комментарии: 25Публикации: 324Регистрация: 04-03-2016

Датчик положения дроссельной заслонки. — Nissan Laurel, 2.5 л., 2001 года на DRIVE2

Вот было пару теплых деньков решил поменять датчик положения дроссельной заслонки, т.к. мой начал выдавать ошибку из-за чего машина переходила в аварийное состояние и обороты скакали у меня он 1500 до 2000. Вышел, снял его, делов то! Поставил новый и тут понеслось)) датчик нужно регулировать с помощью мультиметра. начал это делать что то не получалось, либо у меня руки растут не оттуда либо еще что то. Позвонил в 2 сервиса заниматься этим они отказались уж очень странно. Поехал в третий сервис, мужик подключил компьютер и попытался через него выставить рабочее напряжение датчика (0.5V) при выставлении этого напряжения обороты подскакивали до 1100, при напряжении в 0.1V падали до нормальных оборотов холостого хода, но как он сказал для ДПДЗ этого очень мало и не решился мне что либо настраивать. Ехал я обратно с нереальными рывками при переключении АКПП ну и про потерянную мощность авто я вообще молчу. Что то надо с этим делать. буду пытаться сам решить этот вопрос не разбираясь в электронике вообще) Нашел очень много литературы в интернете, но все же очень меня напрягло что 3 сервиса отказались это делать.

Вот то, что я нашел в интернете.

Датчик отрегулирован по первой инструкции, все заработало, машина прёт. Очень странно что сервисы отказались это делать с их крутым оборудованием

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

глушим двигатель
берем мультиметр, выставляем предел измерения 200 ом или на звонок
отстыковываем верхний разъем от дпдз
встаем щупами мультиметра на 2 верхних контакта дпдз
ослабляем крепежные винты у дпдз
выставляем датчик так чтобы при полностью закрытом дросселе мультиметр показывал 0Ом либо пищал
при небольшом открытие дросселе мультиметр должен переставать пищать или показывал большое сопротивление.
затягиваем регулировочные болты
перепроверяем настройку
подстыковываем разъем обратно
включаем зажигание но не заводим мотор
переключаем мультиметр на вольты, 20 В
один щуп мультиметра подключаем к — клемме аккумулятора второй к среднему контакту нижнего разъема дпдз разъем не расстыковывать а проткнуть иголочкой провод лучше
показание мультиметра должно составлять 0.45В в идеале
отклонения допускаются но надо смотреть по поведению машины.
отключаем щупы мультиметра
после регулировки дпдз нужно обнулит(скинуть) мозг
отключаем клемму — от аккумулятора на незнаю минут 30 для уверенности
все подключаем заводим
в идеале должно все быть хорошо обороты хх д.б. 650 об\мин

как точно сбросить мозги и обучить дпдз после этого я не знаею, если кто знает как правильно это сделать, подскажите буду признателен.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Автомат дергает при переключении с первой на вторую (многие повернув его на чуть-чуть добиваются необходимой плавности переключения, забив на провалы на низах и подтраивание). В общем, не помню ссылочку, поэтому цитирую: Датчик положения дроссельной заслонки (Throttle Position Sensor) – TPS, практически на всех моделях машин ( Toyota, Nissan, Mitsubishi и так далее ) расположен с противоположной стороны рычага управления дроссельной заслонки.
Он предназначен для определения угла открытия дроссельной заслонки: закрыта она или открыта и, если открыта, то на какой угол .
ECM ( «Electronic Control Module» или «электронный блок управления двигателем») на основании этой информации, путем сравнения «полученных» от TPS данных и имеющихся, то есть «зашитых» в его память, управляет работой форсунок (инжекторов) и другого электронного оборудования. Если машина оборудована АКПП, то её работой управляет свой ECM, который так же использует выходные напряжения TPS.

Именно этот узел ( TPS ) и рекомендуется регулировать по приборам, но ни в коем случае – «на слух или на нюх», потому что тем самым мы просто-напросто «вводим в заблуждение» ECM, и Блок Управления в лучшем случае начинает корректировать работу двигателя «отталкиваясь» от неправильных показаний TPS, а в худшем – исключает из своей работы показания TPS и зажигает на панели приборов лампочку «CHEK». И то, и другое не добавит резвости вашей «ласточке», наоборот – «что-то будет не так», почувствуете Вы, но что именно…

Такое часто происходит после того, как машина побывает в руках не слишком сведующего мастера, для которого «коробочка» TPS – просто еще «какой-то прибамбах».
Сложного в регулировке и проверке TPS ничего нет. Надо просто знать – «что это такое и с чем его едят». И правильно регулировать. Вот об этом наша статья.

TPS представляет собой «обыкновенный» потенциометр (тонкопленочный переменный резистор изготовленный по особой технологии, хотя, точнее было бы его назвать просто
* пленочный*), который при изменении положения дроссельной заслонки должен «выдавать» на ECU изменяющийся по напряжению сигнал, который «снимается» с подвижного контакта TPS. Его еще можно — назвать «реостатным» или «резистивным», потому что именно с этого « среднего» контакта ECM получает точную информацию о положении дроссельной заслонки: при ее открывании напряжение должно плавно возрастать. И наоборот.
Необходимое примечание: следует помнить, что расположение выводов TPS отличаются друг от друга.И не только по маркам машин, но и даже у «Toyota» контакт «E2», например, может располагаться как и внизу разъема, так и вверху его.Все требует проверок и «правильного» нахождения данных контактов. Но об этом – чуть ниже.

Посмотрев на рисунок №1 мы увидим, что всеми своими выводами TPS «завязан» только на блок управления (ECM), но в случае, если машина с АКПП – то и на блок управления автоматической коробки передач.
Это — обязательное условие!
На рисунке №2 приведено «внутреннее» устройство TPS.
Как и для кажого электронного устройства, так и TPS требуется и «питание» и «минус».
Это контакты Е2 (минус) и Vc (+12v).
Нажимая на педаль «газа», мы приводим в действие дроссельную заслонку и одновременно, через ось – внутри TPS происходит перемещение «ползунка».

Начинают «работать» два контакта : IDL и VTA.

Контакт IDL – это так называемый «контакт холостого хода». Он размыкается и блок управления (ECM) получает первоначальный сигнал о том, что дроссельная заслонка «начала работать».

Контакт VTA – это и есть наш «потенциометр». Чем далее мы будем нажимать на педаль «газа», тем более будет изменяться сопротивление и на основании этого блок управления (ECM) начинает корректировать работу всех электронных систем.

Вроде бы все просто?

В принципе, как говорится – «ДА». Однако некоторые «нюансы» все-таки надо знать. И главное здесь – правильно отрегулировать начальное положение контакта IDL, то есть – «контакта Холостого Хода».
Варианты «на слух и на нюх» сразу же отбрасываем, берем мультиметр и «мануал» — руководство.
На большинстве моделях машин Toyota (да и не только на них) регулировка «исходного» положения контакта IDL производится путем выставления определенного зазора между самой дроссельной заслонкой и ее упорным винтом(обычно это болтик без «головки», законтренный гайкой «на 8»).

Для Toyota, двигатель 3S-FE он составляет, например, 0.51мм.

Настолько – ли важно для нас «выставлять» данный зазор ?
Ведь в принципе – это «мелочь»?
Однако, однако…
Давайте попробуем посмотреть, для чего все это необходимо и почему нам весьма желательно «прислушиваться» к этому «совету специалистов».

Нажимая на педаль «газа» мы вместе с дроссельной заслонкой начинаем передвигать и «ползунок» внутри TPS.
Сейчас работает два контакта : IDL и VTA.
Информация от «VTA» «говорит» блоку управления о том, что дроссельная заслонка начинает приоткрываться и, значит, возрастает количество воздуха, поступающего в цилиндры : надо «добавлять топлива».
Информация от « IDL» «говорит» блоку управления : «режим работы на холостом ходу закончен».
Но если эти «две информации» поступят в блок управления одновременно, то двигатель ( может быть и такое ) — «споткнется», не успеет «вытянуть», потому что приходится учитывать «замедленность срабатывания электронно-механической части», то есть инжекторов, например.
Пока они еще «раскачаются»…
Вот для этого и определен для каждого типа двигателя, для каждого типа машины свой – «родной» зазор для контакта IDL.
То есть : какое время должно пройти после того, как водитель нажмет педаль «газа», что бы блок управления «понял», что можно выключать систему холостого хода и «переходить» на режим работы «мощностной».

Неисправности машины из-за неправильной регулировки или неисправности TPS
«неуверенный» или затрудненный запуск двигателя
повышенный расход топлива
увеличенные обороты холостого хода
«провалы» при наборе скорости
на машине с АКПП : «дергания» при переключении передач, невключение или затрудненное включение повышенной передачи

Ну, а теперь самое время начать разбираться с TPS поближе…

Начать, наверное, надо с того, что TPS относится к таким электронным устройствам, при неисправности которых блок управления (ECM) сразу же сигнализирует водителю об этом «зажиганием» лампочки «CHEK» на приборной панели. То есть – это один из основных датчиков всей автомобильной электроники.
…и это естественно, что показания TPS для блока управления ( ECM ) являются одними из основных .
И для расчета топливной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, и для коррекции момента зажигания, и для «правильной» работы АКПП, и для работы системы EGR и так далее, и так далее…

Однако, не будем забывать, что возможности системы самодиагностики все-таки ограничены.
То есть, «уповать» на систему самодиагностики «как на Господа Бога» все-таки не следует. И почему : если и «покажет» самодиагностика «неисправность TPS», то это будет означать только одно : «обрыв или замыкание цепи» или внутри самого датчика (что является довольно редким случаем), или между датчиком и блоком управления ( ECM).
А уж о регулировках TPS ( о правильных регулировках, о правильной работе датчика) нам никакая система самодиагностики не расскажет…
Исключение, пожалуй, могут составлять системы самодиагностики на автомобилях выпуска 2000 и далее года.Но и здесь следует оговориться : даже вот такие «навороченные и продвинутые» системы самодиагностики ничего вам не «скажут» о регулировках TPS. Только смогут «подсказать», что TPS, например, «выставлен» неправильно.

Как правильно проверять и регулировать TPS :

Начнем с того, что включим зажигание и посмотрим на панель приборов : как там себя «чувствует» лампочка «CHEK»?
Если она не горит, не показывает нам какую-то неисправность – открываем капот и «подбираемся» к датчику положения дроссельной заслонки.
Для измерений лучше всего пользоваться мультиметром.
Первое, что нам надо проверить – «есть ли минус».
Не включая зажигания прокалываем поочередно каждый провод и находим «массу»

Honda Civic Hatchback › Бортжурнал › Ошибка Р0122 (датчик положения дроссельной заслонки, потенциометр) — РЕШЕНО!

Месяц! Целый месяц я искал причину толчков, рывков, пинков, повышенных оборотов и чека! До этого 2 месяца я думал, что это Вариатор, после замены масла, привыкает.
Пересмотрел кучу видео, перечитал не мало постов.

Расшифровка Чека показала 7 миганий — дроссельная заслонка, EML показала ошибку Р0122. Снял Дроссельную заслонку, прозвонил датчик, плавно повертел, обрывов не заметил, держал как положено 0.51 — 4.5вольт. В спокойном положении выдавал 0.50в. Значит проблема не в датчике, подумал я… начал искать в проводке, может где обрыв?

ошибки по EML

Параллельно отмыл залонку, КХХ, VTEC, Сапун, заменил сеточку в топливном баке, заменил топливный моторчик на чуточку мощнее. Ничего не помогло.

Плюнув на свою жадность и принцип не обращаться к сторонним мастерам, поехал на диагностику в Бош, за 1200р, посмотрев на графике данную проблему, диагностировали, что Датчик под замену, заявив, что аналоги не подойдут и надо ставить (1000р) новый оригинал (12тыр). По графику успел заметить, что есть обрыв контакта, прям в начале "нажима на педаль". Уехал, начал думать… и все сложилось! Рывки и толчки проявлялись в основном во дворах, на небольшой скорости, реже на дороге, когда чуть чуть нужно поддержать скорость. И когда медленно газ отпускаешь, тоже толчек… через несколько таких "толчков" машина показывала чек и повышались обороты стабильно до 2500 оборотов.

Датчик не разборный, первая мысль — разобрать!) все равно покупать новый. Потому что там что то типа царапало. Может окислилось, может и попало что… Поехал на работу к электрику и поставил его перед фактом). Ну и дал ему в руки посмотреть детальку). Пока ходил за телефоном, чтобы все сфотографировать, он принялся за разбоку.
Далее все на фото, точнее то, что успел заснять. Времени, от передачи датчика в "чужие" руки и до получения его обратно, прошло — минута.

В итоге все прошло. Клеммой с акб, сбросил ошибку, и больше она не появлялась!

Полный размер

видим 2 лепесточка, они контачат с дорожками. Так вот от одного лепесточка, по словам электрика, торчал какой то усик, типа проволочки тоньше волоса. его просто убрали, так как он коротил при определенном положении.

Полный размер

Все чистим и моем спиртом.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Как проверить датчик дроссельной заслонки

Проверка датчика дроссельной заслонки потенциометрического типа заключается в проверке соответствия выходного напряжения ДПДЗ фактическому положению дроссельной заслонки во всём диапазоне возможных.

И так, с чего начать диагностику, и как проверить датчик дроссельной заслонки? Ответом на этот вопрос как раз и будет наглядное видео. В данном случае рассматривается проверка ДПДЗ потенциометрического типа со встроенным датчиком концевого положения, по этому он имеет не 3 вывода, а 4-е. Но прежде всего нужно разобраться что представляет собой этот ДДЗ. По сути это потенциометр, ось которого жёстко связана с осью дроссельной заслонки. На питающие выводы датчика ДЗ, как правило, подается 5В и «масса», а подвижный контакт — сигнальный. Датчик дроссельной заслонки используется ЭБУ для расчета количества нужного объема топлива в текущий режим работы и расчета угла опережения зажигания.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки начинается с подключения контактов разъема ДПДЗ к мультиметру (предварительно выставив в режим «прозвонки»). После чего, имитируя движения дросселя, проверяем реакцию датчика в крайних положениях заслонки. Не зависимо от того сколько контактов 3 или 4 процедура одинакова. Хрипы говорят о неисправности!

Но чтобы убедиться в своих предположениях можно сделать контрольную проверку на сопротивление датчика (точные данные нужно смотреть в мануале вашего авто, но в общем, это до 10 кОм).

Стоит заметить что подобную проверку также можно проводить и не снимая датчик с дросселя. Для этого от датчика отсоединяем колодку и включаем зажигание, затем "+" мультиметра подключаем к питающему выводу колодки жгута проводов, а "-" на массу двигателя. На циферблате должно светится 4,8-5,2 V. После выключив зажигание проверяем сопротивление таким же методом, как и при снятом ДПДЗ. Когда заслонка закрыта должно показывать меньше сопротивление, а когда она полностью открыта, то значительно больше (точные данные зависят от тех. характеристик датчика). К примеру, датчик дросселя автомобиля ВАЗ должен быть в пределах 0,9-1,2 кОм (заслонка закрыта) и 2,3-2,7 кОм (заслонка открыта). Не попадание значений в промежуток говорит про неисправность датчика дроссельной заслонки.

Для того, чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки с электронной педалью сначала необходимо нажать на педаль газа до упора, а затем снять показания мультиметром в режиме вольтметр. Показания первого и второго датчика в сумме должны соответствовать 5 вольтам – это эталонный показатель, он означает, что дроссельная заслонка в норме.

Далее меряем напряжение датчиков по отдельности. Положение педали газа №1 и датчик положения педали газа №2, при полностью нажатой педали газа, должен соответствовать показанию 4,2 вольта и 2,1 вольт соответственно. И таким образом если разделить показание первого датчика на напряжение на втором то должно получится, что между ними разница ровно в два раза, то есть равно 2,1. Такая закономерность будет свидетельствовать о том, что в положении зажигания «включено» при положении педали газа в пол, наша педаль газа будет показывать верное значение, а значит она исправна. В случае неисправности ДПДЗ, электронный дроссельный узел или педали газа будет выскакивать ошибка P2138 – неверное соотношение напряжений «D»/«E» датчика положения дроссельной заслонки или педали газа. Появление «чека» с таким кодом главный повод к детальной диагностики электронной педали газа.

Вторым этапом проверки может быть отрабатывание педали при нажатии. Для этого требуется замерять сопротивление между двумя соседними дорожками (на разобранной педали нагляднее). При перемещении педали газа, сопротивление между контактами должно плавно меняться. Изменения скачками свидетельствует о том, что педаль газа следует заменить.

ДПДЗ (Датчик Положения Дросельной Заслонки), TPS (Throttle Position Sensor) — DRIVE2

И так, о ДПДЗ (TPS).
Говорить мы будем о ВАЗовском. Вы наверное заметили, что я назвал его TPS и сделал это не случайно. В процессе работы особенно с иномарками возникает необходимость знать как "оно" называется на "буржуйском".

ДПДЗ (TPS)— потенциометр (проще-переменный резистор, реостат), который сообщает контроллеру о положении дроссельной заслонки, после того как водитель нажимает на педаль "газа".
(Немного электрики: Потенциометр, переменный резистор или реостат-это электрический аппарат, изобретённый Иоганном Христианом Поггендорфом, служащий для регулировки силы тока и напряжения в электрической цепи путём получения требуемой величины сопротивления, и изменяется оно, путем перемещения "бегунка" по "дорожке")

Обозначение на схеме и принцип действия. ДПДЗ (TPS) работает по тому же принципу. Это будет полезно когда мы перейдем к проверке.

Как же это работает?
Что бы ЭБУ понимал в каком положении находится ДЗ, он подает напряжение на ДПДЗ равное 5В. А реостат в свою очередь, пропуская через себя 5В на выходе может грубо выдавать напряжение от 0.1В до 5В, это и считает ЭБУ вычисляя в каком же положении ДЗ, где все что меньше 0,5В условно равно 0% открытия дроселя, а при открытии близком к 100% напряжение будет близким к 5В. Т.е примерно 2-2.5В снятое с контакта ДПДЗ, будет соответствовать 50% ДЗ.

Теперь мы понимаем, что при отпущенной педали газа, на ЭБУ подается сигнал напряжением близком к 0В, при "педальке в пол" 5В.

Теперь, что же будет если ДПДЗ начнет "врать"? Допустим мы знаем, что на холостом ходу нам необходимо, чтоб ЭБУ видел напряжение с датчика положения дроссельной заслонки(Throttle Position Sensor) близком к 0В, а он показывает 1.5-2В, т.е. 25-40% ДЗ или "прыгает" или пропадает при нажатии газа?!
Правильно, мы можем наблюдать: Повышенные холостые обороты.Двигатель глохнет на нейтральной передаче. Плавают холостые обороты. Рывки во время разгона. Ухудшение динамики. В некоторых случаях может загораться лампочка "Check Engine".

Как же проверить ДПДЗ (TPS)?!
Очень даже просто. Это же обычный переменный резистор! Не датчик, не узел, не думайте об этом, смотрите на него проще и он вам покажется простым. Первым делом включите зажигание, затем проверьте вольтметром напряжение между контактом ползунка и минусом. На вольтметре должно быть не более 0,7 В. Дальше, поверните пластиковый сектор, полностью открывая тем самым заслонку, затем снова произведите замер напряжения. Прибор должен показывать не менее 4 В. Теперь полностью выключите зажигание и вытяните разъем. Проверьте сопротивление между контактом ползунка и каким-нибудь выводом. Медленно, поворачивая сектор, следите за показаниями вольтметра. Следите за тем чтобы стрелка двигалась плавно и медленно, если вы заметите скачки — датчик положения дроссельной заслонки неисправен и подлежит замене.

При наличии сканера, это делается еще проще, подключаетесь к диагностической колодке, находим вкладку "данные в реальном времени" ищем показания ДПДЗ (если на диагностике иномарка, вот тут то и пригодится это "буржуйское" сокращение TPS, настоятельно рекомендую как можно чаще в своей практике применять эти "буржуйские" сокращения, лишним точно не будет.) и смотрим показания на компьютере с ЭБУ, медленно нажимая и отпуская педаль газа. Они должны ПЛАВНО меняться без "провалов" и скачков от 0% до 100%, при малейшем подозрении выведите график: время-положение дросельной заслонки. и проверьте еще раз.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): признаки неисправности

Это небольшое и, на первый взгляд, малозначительное устройство, всего лишь сигнализирующее о положении дроссельной заслонки, тем не менее способно обездвижить целый автомобиль. Устройство, фиксирующее состояние этого механизма в каждый момент работы мотора, при поломке проявляет специфические симптомы. Знать их нужно, чтобы при возникающих проблемах с функционированием силового агрегата быстро отыскать их причину, о чём и будет рассказано далее.

За что отвечает ДПДЗ

Задача датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) заключается в получении оперативных данных о деятельности пропускного клапана в каждый отрезок времени функционирования двигателя и транспортировке их в блок электронного управления мотором.

При неправильном функционировании ДПДЗ не соответствующая действительности информация, поступающая от него в электронную систему управления, приводит к некорректной работе двигателя и даже к его поломке. Кроме того, неисправный ДПДЗ зачастую приводит к проблемам в коробке переключения передач.

Симптомы неисправности

Показателями штатной деятельности датчика положения дроссельной заслонки выступают:

  • плавный автомобильный ход при полном отсутствии рывков;
  • чёткая согласованность функционирования силового агрегата с положением педали газа.
Возникновение сбоев в функционировании ДПДЗ характеризуется следующими признаками:
  • проблемами при запуске двигателя;
  • заметным ростом топливного расхода;
  • прерывистым движением автомобиля;
  • существенным ростом количества оборотов силового агрегата во время холостого хода;
  • задержкой во время ускорения движения автомобиля;
  • появлением хлопающих звуков из впускного коллектора;
  • глушением мотора на холостом ходу;
  • существенным снижением мощности силового агрегата, заметным на любых оборотах.
Знаете ли вы? Первый карбюратор, один из важнейших элементов в котором был представлен дроссельной заслонкой, был изобретён ещё в 1872 году.

Как проверить работоспособность датчика

При минимальном владении мультиметром или вольтметром исправность ДПДЗ определить несложно. С этой целью следует:

  1. Ключ зажигания повернуть в положение старта.
  2. Посредством одного из приборов определить уровень напряжения на минусе и сигнальном выводе, который не должен быть выше 0,7 вольта.
  3. При максимально открытой заслонке ещё раз определить высоту напряжения, которая при данном состоянии заслонки должно составлять свыше 4 вольт.
  4. Повернуть ключ зажигания до упора и определить величину напряжения на каком-либо контакте ДПДЗ и сигнальном выводе. Затем, плавно проворачивая сектор, проследить за трансформацией уровня напряжения. Это должно проходить без каких-либо рывков. Их присутствие свидетельствует о неправильном функционировании датчика положения дроссельной заслонки.

Причины неисправности

Практически все случаи поломок данных устройств приходятся на устаревшие плёночно-резистивные модели. У современных бесконтактных датчиков проблем, обусловленных механическими причинами, не наблюдается. А у устаревших приборов эти проблемы заключаются в следующем:

  • истирании резистивной основы в виде напыления, которое чаще всего происходит в самом начале движения контактного ползунка;
  • повреждении наконечников;
  • поломке ползунка.

Важно! При осуществлении замены устройства рекомендуется вместо устаревшей плёночно-резистивной модели выбрать бесконтактный вариант устройства.

Регулировка

Настроить и отрегулировать ДПДЗ не очень сложно. Чтобы это осуществить, следует:

  1. Промыть отсоединённую гофрированную трубку вместе с заслонкой и впускным коллектором с помощью бензина или спирта.
  2. Посредством гаечного ключа ослабить крепёж.
  3. Приподняв заслонку, резким движением опустить её. Процесс обязательно должен сопровождаться звуком удара.
  4. Ослабить винты до исчезновения «закусывания» детали и закрепить данное положение винтов гайками.
  5. Раскрутить крепление датчика и повернуть его корпус.
  6. ДПДЗ выставить таким образом, чтобы изменение уровня напряжения протекало лишь тогда, когда заслонка открывается.
  7. По завершении настройки вернуть всё в первоначальное положение и затянуть крепёж.

Замена

Поскольку пришедший в негодность датчик положения дроссельной заслонки нельзя отремонтировать, его приходится заменять на новый.

Чтобы заменить вышедшее из строя устройство, следует:

  1. При выключенном зажигании и поднятом капоте отсоединить минусовый аккумуляторный контакт.
  2. Выявив устройство на дроссельном патрубке и освободив его от проводной колодки, открутить крепёжные элементы.
  3. Демонтировать устройство.
  4. Заменить использованную прокладку из поролона, разделяющую датчик и патрубок, новой.
  5. Установить новый ДПДЗ, надёжно зафиксировав его.
  6. Соединить его с проводной колодкой.
  7. При открытой заслонке посредством тросиков газа провернуть приводной сектор устройства.
  8. Измерить уровень напряжения. Соответствие показателей прибора требуемым цифрам свидетельствует об исправности устройства.

Диагностика ДПДЗ и признаки неисправности: видео

Важно! Если после попытки провернуть приводной сектор ДПДЗ он сохраняет своё положение, устройство нужно переустановить, повернув его под прямым углом к заслоночной оси.

Знание симптомов неисправности ДПДЗ позволяет своевременно заменить это достаточно недорогое, но важное устройство, избегая при этом требующего много времени разбора двигателя в поисках иных возможных, но в данном случае несостоятельных причин неработоспособности силового агрегата.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

P0123 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки — DRIVE2

Код Р0123 заносится, если:

двигатель работает;
напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки более 4,8 В.
Лампа "CHECK ENGINE" загорается через 8 секунд после возникновения постоянной неисправности.

ЧТО ПРОВЕРЯТЬ:

1. Проверяется мультиметром напряжения на контакте "С" колодки жгута.

Согласно внутренней схемотехнике контроллера МР7.0Н при отключенном датчике положения дроссельной заслонки на контакте "С" колодки жгута должно присутствовать напряжение около +5 В.

2. Проверяется пробником цепь заземления датчика (провода 6 З, 53 ЗП).

КАК ПРОВЕРЯТЬ:

Подключите кабель-адаптор к диагностическому разъёму. Включите зажигание, запустите двигатель. В меню выберите пункт "Ошибки".

Код P0123 — непостоянный, если он не активен в данный момент и отсутствуют другие коды — проанализируйте условия возникновения кода. (ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Прибор DST-2 показывает положение дроссельной заслонки в процентах и в вольтах. При включённом зажигании или на холостом ходу уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки должен быть 0% (0,3-0,6 В) при закрытой дроссельной заслонке и должен равномерно повышаться при открытии дроссельной заслонки до 76-81% (4,2-4,5 В).
Обрыв цепи заземления датчиков (провода 6 З, 53 ЗП) вызывает код Р0123.)

1. Отсоедините колодку жгута от датчика положения дроссельной заслонки.
Мультиметром измерьте напряжение между контактом "С" колодки жгута и массой.

Если напряжение менее 1 В — обрыв провода 25 ГО или ненадежный контакт в колодке датчика.

Если напряжение более 10 В — провод 25 ГО замкнут на источник напряжения или неисправен контроллер.

Если напряжение около 5 В, пробником, присоединенным к клемме "+" аккумуляторной батареи, проверьте контакт "В" колодки жгута.

Горящая лампочка пробника указывает на неисправность датчика. Негорящая — на обрыв проводов 6 З, 53 ЗП, или неисправность контроллера.

После ремонта запустите двигатель, сбросьте коды и убедитесь в отсутствии сигнала лампы "CHECK ENGINE".


Смотрите также