8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Что значит червленые корабли


червлёный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.червлёныйчервлёноечервлёнаячервлёные
Рд.червлёногочервлёногочервлёнойчервлёных
Дт.червлёномучервлёномучервлёнойчервлёным
Вн.    одуш.червлёногочервлёноечервлёнуючервлёных
неод. червлёный червлёные
Тв.червлёнымчервлёнымчервлёной червлёноючервлёными
Пр.червлёномчервлёномчервлёнойчервлёных
Кратк. формачервлёнчервлёночервлёначервлёны

черв-лё-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Корень: -червл-; суффикс: -ён; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [t͡ɕɪrˈvlʲɵnɨɪ̯]

Семантические свойства

Значение
  1. устар. тёмно-красный; багряный ◆ Марина Юрьевна одета была по-русски, в богатой парчовой ферязи, в атласном червленом летнике с голубыми, синими вошвами. Ф. В. Булгарин, «Димитрий Самозванец», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Кинжал вонзен в грудь ее. Червленая кровь омывала сребристые ее одежды. Уста и глаза были сомкнуты. В. Т. Нарежный, «Славенские вечера», 1809 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ За плечами видны гусли, // А в ногах червленый щит. А. К. Толстой, «Алеша Попович», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. геральд. имеющий любой оттенок красного цвета ◆ На груди орла герб Московский: в червлёном с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона, золотым, с восьмиконечным крестом на верху, копьём. Основные Законы Российской Империи. Приложение I, 1906 г.
Синонимы
  1. багряный, тёмно-красный
Антонимы
Гиперонимы
  1. красный
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *čьrvi̯enъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. чьрвенъ, чьрвлıенъ, ст.-слав. чръвенъ, чръвленъ (др.-греч. ἐρυθρός), болг. черве́н, чърве́н, сербохорв. цр̀вен «красный», цр̀вљен — то же, словенск. črljèn, чешск. červený, словацк. červený, польск. сzеrwоnу, в.-луж. čerwjeny, н.-луж. сеrẃеnу. Праслав. *čьrvi̯enъ, прич. прош. страд. от čьrviti «красить в красный цвет» (др.-русск. чьрвити, сербск.-церк.-слав. чрьвити), а последнее — от *čьrvь (см. червь), ср. народнолат. vermiculus «красный» от vermiculus «червячок, кошениль, из которой добывали пурпурную краску». От чьрвь образовано др.-русск. чьрвенъ «июль» (Четвероеванг. 1144 г. и др.) и чьрвьць — то же, ср. укр. че́рвень, червець «июнь», чешск. čеrvеn — то же, др.-чешск. črven — то же, črven druhý «июль», чешск. čеrvеnес «июль», польск. czerwiec «июнь», которое объясняли частично как «месяц сбора кошенили», частично — как «время, когда плодятся пчелы», ср. польск. w której сzуrw pszczoł роwstаwаł. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Червлёное — Википедия

О селе на Украине см. Червленое (Лебединский район)
У этого топонима есть и другие значения, см. Червлёный.

Червлёное, также пишется как Червленое[2] — село в Светлоярском районе Волгоградской области. Административный центр Червлёновского сельского поселения.

Основано в 1825 — 1830 годах как калмыцкий посёлок Червлёный[⇨]

Население — 2314[1] (2010)[⇨]

Поселок Червленый, поселение калмыков, возник на самой северной окраине кочевья калмыцких улусов. Он расположен по соседству с селением европейского образца — немецкой колонией Сарепта, основанной на землях соседских калмыцких кочевий выходцами из Богемии, религиозной секты евангелистов-гернгутеров. По их примеру группа бедных калмыков, не имевших своего хозяйства, решила заняться земледелием, осесть на постоянное жительство, о чём было подано ходатайство. В 1824 году Саратовская казенная палата получила предписание правительства представить план и характеристику земельных угодий, какое количество будет достаточным для калмыков и в каком месте отвести землю. Земля была выделена по правому берегу речки Червлёная (калм. Тергтә). Первыми жителями стали калмыки — выходцы рода Абганер-Аабинхн.. С этим связано калмыцкое название села «Тергтин авһнр» — тергтинские абганеры [3].

Основателями посёлка Червлёный являются Дербен- Кукановы Эренцен и Мукебен.[4]

Можно предположить, что посёлок Червленый возник в 1825 — 1830 годы[3]. Хутор Тергт (Червлёном-Модн Геряхн) указан в Списке населённых мест Астраханской губернии по сведениям за 1859 год, однако сведения о численности населения хутора не приводятся[5]. По первой Всероссийской переписи 1897 года в посёлке Червленом проживало 514 человек, а по исследованиям Калмыцкой степи 1910 года, в поселке было 114 хозяйств, 126 кибиток с населением 571 человек. Вместе с такими калмыцкими поселками, как Тебектенеры(Тевктнр), Зётовский(Зөд) Капкинка(Капкиихн), Тингута(Түңгт), Червлёный входил в Северный аймак Малодербетовского улуса[3]. Согласно сведениям, содержащимся в Памятной книжке Астраханской губернии на 1914 год в посёлке Червлёном имелось 55 дворов, проживало 186 душ мужского и 164 женского пола[6]

В 1920 году, когда начали формироваться границы автономной области калмыцкого трудового народа, все эти земли остались за её пределами. Они отошли к Царицынской губернии. Туда же тогда передали и бывшее имение князей Тундутовых, составлявшее 4347 десятин земли[3].

В 1929 году в селе Червленом был организован колхоз «Путь Ленина».Первым предъседателем которого стал Джапов Доржи Санджиевич.


В конце 1943 года проживавшие в селе калмыки были депортировали на Алтай, а возвращаться стали домой с 1956 года после 20 съезда партии. В рамках переселенческой политики с 1949 года на поселение в село привлекались с Житомирской области украинцы[7].

В начале 1950 годов близ села Червлёного был проведен канал имени В. И. Ленина, соединивший собой две реки Волгу и Дон и давший возможность оросить безводные засушливые степи. Колхоз «Путь Ленина» переименовали в совхоз Червленый. Он просуществовал до 90 годов 20 века[7].

Физико-географическая характеристика[править | править код]

Село расположено в степи на крайнем севере Ергенинской возвышенности, относящейся к Восточно-Европейской равнине, на берегах реки Червлёная[8], на высоте около 85 метров над уровнем моря[9]. Рельеф местности холмисто-равнинный. К северу от села расположен Волго-Донской судоходный канал. Почвенный покров комплексный: распространены каштановые солонцеватые и солончаковые почвы и солонцы (автоморфные)[10].

Географическое положение

По автомобильным дорогам расстояние до областного центра города Волгограда (до центра города) составляет 55 км, до районного центра посёлка Светлый Яр — 37 км[11].

Климат

Климат континентальный, засушливый, с жарким летом и относительно холодной и малоснежной зимой (согласно согласно классификации климатов Кёппена — Dfa). Среднегодовая температура воздуха положительная и составляет + 8,3 °C. Средняя температура самого холодного января −7,3 °С, самого жаркого месяца июля +24,3 °С. Многолетняя норма осадков — 376 мм. В течение года количество осадков распределено относительно равномерно: наименьшее количество осадков выпадает в марте (норма осадков — 24 мм) и октябре (23 мм), наибольшее количество — в июне (38 мм) и декабре (39 мм)[9].

Часовой пояс

Динамика численности населения[3]

Численность населения
2010[1]
2314

Здесь проживают калмыки, татары, русские и другие, всего 11 национальностей[7]

Развитое сельское хозяйство. Личное подсобное хозяйство.

Ближайшая железнодорожная станция железнодорожной ветки Волгоград—Тихорецкая Волгоградского региона Приволжской железной дороги расположена в находящемся к югу от села посёлке Канальная.

  1. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов Волгоградской области
  2. № 0014208 / Реестр наименований географических объектов на территорию Волгоградской области по состоянию на 6.12.2018 // Государственный каталог географических названий. rosreestr.ru.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Nomto.org Архивировано 28 сентября 2016 года.
  4. ↑ И. В. Борисенко. КИГИ РАН статья Родина Номто материал взят из рукописи Малодербетовского попечителя В. А. Хлебникова, отца либо деда известного Велимира Хлебникова «К истории образования поселка Червленого северной части Малодербетовского улуса». Об этом факте пишет и астраханский этнограф Иродион Житецкий в «Астраханских калмыках» (Известия Калмыкии 1991 г. 22 октября). Данный факт упоминается в исторической справке опубликованной в Волгоградской областной газете межнационального общения «Новости Сарепты» № 36 (338)15 декабря 2006 г. автор В.Медведев.
  5. ↑ ГПИБ | [Вып. 2] : Астраханская губерния : [… по сведениям 1859 года]. — 1861
  6. 1 2 Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 год : 31-й год изд. / Изд. Астрахан. Губ. Стат. Комитета . — Астрахань: Тип. Губ. правл., 1914. — 479 с. (Административное деление губернии. Список важнейших населённых пунктов…)
  7. 1 2 3 Из истории села Червленого (Оир Авгнр)
  8. ↑ Топографическая карта Европейской России. 2000
  9. 1 2 КЛИМАТ: Червлёное
  10. ↑ Почвенная карта России
  11. ↑ Расстояния между населёнными пунктами приведены по сервису Яндекс.Карты
  12. ↑ Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени», статья 5 (неопр.) (3 июня 2011).
  13. ↑ Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1916/17 гг. / Изд. Астрах. ГСК. — Астрахань : Пар. губ. тип., 1916. — XIV, [1], 210, 134, XII c. + [24] л. рекл. объявл (Сведения о посёлках в Калмыцкой степи)
  14. ↑ Карты Генштаба M-38 (В) 1:100000. Волгоградская и Ростовская области

Значение слова «Червлёный» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

ЧЕРВЛЁНЫЙ, -ая, -ое (устар.). Темно-красный. Ч. стяг.


прил. устар.

  1. Темно-красный, багряный.

др.-русск. чьрвенъ, чьрвлɪенъ, ст.-слав. чръвенъ, чръвле{}нъ ἐρυθρός (Еuсh. Sin.), болг. черве́н, чърве́н, сербохорв. цр̀вен "красный", цр̀вљен – то же, словен. črljèn, чеш. červený, слвц. červený, польск. сzеrwоnу, в.-луж. čerwjeny, н.-луж. сеrẃеnу.
Праслав. *čьrvi̯enъ, прич. прош. страд. от čьrviti "красить в красный цвет" (др.-русск. чьрвити, сербск.-цслав. чрьвити), а последнее – от *čьrvь (см. червь), ср. народнолат. vermiculus "красный" от vermiculus "червячок, кошениль, из которой добывали пурпурную краску"; см. Траутман, ВSW 134; Рёслер, Zschr. österr. Gymn., 1868, 330, 334. От чьрвь образовано др.-русск. чьрвенъ "июль" (Четвероеванг. 1144 г. и др.; см. Срезн.) и чьрвьць – то же, ср. укр. че́рвень, червець "июнь", чеш. čеrvеn – то же, др.-чеш. črven – то же, črven druhý "июль", чеш. čеrvеnес "июль", польск. czerwiec "июнь", которое объясняли частично как "месяц сбора кошенили" (напр., Миклошич, Мonatsn. 7–9; Крек, Einl. 516, против см. Бернекер I, 173), частично – как "время, когда плодятся пчелы", ср. польск. w której сzуrw pszczóɫ роwstаwаɫ (см. Ростафиньский у Бернекера, там же).
••
(См. еще Ерне, Diе slav. Farbenbenenn., Упсала, 1954, стр. 43 и сл. – Т.)

ЧЕРВЛЁНЫЙ, червлёная, червлёное (·книж. ·устар. ). Багряный, темнокрасного цвета.

прилкрасный, алый, рдяный, пунцовый, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, червонный, кумачный, карминовый, пурпурный, пурпуровый, коралловый

алый, гранатовый, карминный, карминовый, киноварный, красный, кровавый, кумачевый, кумачный, кумачовый, пунцовый, рдяный, рубинный, рубиновый, темно-красный, червонный, шарлаховый

червлёный,
червлёная,
червлёное,
червлёные,
червлёного,
червлёной,
червлёного,
червлёных,
червлёному,
червлёной,
червлёному,
червлёным,
червлёный,
червлёную,
червлёное,
червлёные,
червлёного,
червлёную,
червлёное,
червлёных,
червлёным,
червлёной,
червлёною,
червлёным,
червлёными,
червлёном,
червлёной,
червлёном,
червлёных,
червлён,
червлёна,
червлёно,
червлёны,
червле́нее,
почервле́нее,
червле́ней,
почервле́ней

Поделиться значением слова:

червленый — Толковый словарь Даля

Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. червленый — червлёный прил. устар. см. чермный Тёмно-красный; багряный. Толковый словарь Ефремовой
  2. червленый — Червл’еный (Исх.25:4 ; Исх.26:1 ,31,36; Исх.39:1 -3,24,29; Лев.14:4 ,6,49,51; Чис.19:6 ; Нав.2:18 ,21; Евр.9:19) — ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани, по-видимому, уже в глубокой древности — это же слово в оригинале стоит и в Быт.38:28 . (см. багряница) Библейский словарь Вихлянцева
  3. червленый — Общеслав. Бывшее страдат. прич. прош. времени от чьрвити «красить», суф. производного от червь «червь» (красная краска исконно готовилась из определенного вида червей). Этимологический словарь Шанского
  4. червленый — ЧЕРВЛЁНЫЙ -ая, -ое. Устар. Тёмно-красный, багряный. Толковый словарь Кузнецова
  5. червленый — прил., кол-во синонимов: 18 багровый 11 багряный 15 гранатовый 17 кармазинный 14 карминный 28 карминовый 28 киноварный 14 красный 113 порфировый 4 пурпурный 25 пурпуровый 10 рубинный 11 рубиновый 16 темно-красный 19 цвета вишни 9 червлёный 1 червонный 19 червчатый 1 Словарь синонимов русского языка
  6. Червленый — В геральдике название красного цвета. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  7. червленый — Др.-русск. чьрвенъ, чьрвлɪенъ, ст.-слав. чръвенъ, чръвле{}нъ ἐρυθρός (Еuсh. Sin.), болг. черве́н, чърве́н, сербохорв. цр̀вен "красный", цр̀вљен – то же, словен. črljèn, чеш. červený, слвц. červený, польск. сzеrwоnу, в.-луж. čerwjeny, н.-луж. сеrẃеnу. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. червленый — ЧЕРВЛЁНЫЙ, червлёная, червлёное (·книж. ·устар. ). Багряный, темнокрасного цвета. Толковый словарь Ушакова
  9. червленый — см. >> красный Словарь синонимов Абрамова

Предложения со словосочетанием ЧЕРВЛЁНЫЕ ЩИТЫ

Там сказано: «Русичи великие поля червлёными щитами перегородили ища себе чести, князю — славы». Серебряный меч на червлёном щите вспыхивает в последний раз, и меня окутывает бесконечная темнота. Червлёный щит лёг на пол. Музыка, поначалу медленная, заиграла быстрее, ещё быстрее, ещё. Ударили литавры. Впереди, забросив за спину большие червлёные щиты, шли закованные в кольчуги княжеские пешцы, а за ними двигалось ополчение, набранное по городам и весям рязанской земли. Отдыхая после очередного похода, он тихо раскачивался на пристани и видел цветные сны, в которых его далёкие могучие предки, воинственные драккары, борта которых по-щёгольски украшали червленые щиты, стремительно рассекали волны, унося на себе далёких предков его матросов и капитана.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова скрадывать (глагол), скрадывал:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Тяжёлый прямой меч на боку, круглый червлёный щит на спине, в руке — длинное копьё. Червлёные щиты, золочёные бердыши, булатные мечи, калёные стрелы были разбросаны вкруг них и лежали, как на поле битвы, отслужив службу и упившись кровавого вина. Однако там византийцев уже поджидали русичи: пешие воины опоясали крепостные стены плотным строем, прикрывшись червлёными щитами и выставив вперёд копья. Племянник, недавно сменившийся на вёслах, бросился подать ему обычный червлёный щит, но дядя отмахнулся, принимая другой у ближайшего дружинника. Однако там византийцев уже поджидали русичи: рать князя окружила крепостные стены плотным строем, прикрывшись червлёными щитами и выставив копья. Поскольку для демонстрации «мирного» характера свадебного кортежа его участники были вооружены лёгким оружием, а тяжёлые доспехи, червлёные щиты, мечи также были сосредоточены на подводах, летописец отметил, что войско двигалось медленно, «... на раскормленных конях, собирая войско своё». Тяжёлые, как долота, наконечники бронебойных стрел, выпущенных из огромных составных луков, раскалывали сухое дерево червлёных щитов. У тех по бортам червлёные щиты, а у этих разномастные. Одетый в броню из круглых червлёных щитов речной змей, привыкший покорять водные просторы. Над мостом в червлёном щите красовался золотистый двуглавый орёл. Снился ему вековой лес, сосны в котором стояли так тесно, будто пешие воины в шеренгах, сомкнув червлёные щиты, выставив длинные сверкающие копья. Блистая доспехами, оружием и червлёными щитами, её стройные ряды выглядели весьма внушительно. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами. Две хищницы держали червлёный щит с кошачьим оком.

Неточные совпадения

Две хищницы держали червлёный щит с кошачьим оком. Однако там византийцев уже поджидали русичи: рать князя окружила крепостные стены плотным строем, прикрывшись червлёными щитами и выставив копья. Поскольку для демонстрации «мирного» характера свадебного кортежа его участники были вооружены лёгким оружием, а тяжёлые доспехи, червлёные щиты, мечи также были сосредоточены на подводах, летописец отметил, что войско двигалось медленно, «... на раскормленных конях, собирая войско своё».

Littoral combat ship — Википедия

Littoral Combat Ship (Прибрежный боевой корабль, Литоральный боевой корабль, Корабль прибрежной зоны) — американский корабль прибрежной зоны (литоральный боевой корабль), разработанный в рамках программы LCS.

В настоящее время[когда?] в рамках программы LCS разработаны и находятся на начальной стадии производства два проекта прибрежных кораблей. Первый проект, разработанный корпорацией «Локхид Мартин» представляет собой быстроходный монокорпусный корабль. Корабль другого проекта, разработанный корпорацией «Дженерал Дайнемикс», является тримараном. Каждый из этих типов отвечает поставленным военно-морским флотом ВС США требованиям.

Серия из 55—60 кораблей ближней морской зоны предназначена для замены фрегатов «Оливер Хазард Перри» и для частичной замены морских тральщиков «Авенджер», для действия в прибрежных водах и мелководных районах моря с целью обеспечения безопасности судоходства в собственной прибрежной зоне и в наиболее важных районах морского судоходства (в частности, в Персидском заливе).

Корабли обоих проектов могут достигать скорости 45 узлов и проходить на экономической скорости без дозаправки расстояния более 3500 морских миль. Оба проекта допускают установку специального оборудования, устанавливаемого по модульному принципу, исходя из тех или иных задач, ставимых перед командирами и экипажами кораблей. Эти задачи могут включать в себя:

  • функции быстрой транспортировки кораблём на театре военных действий грузов массой до 700 т;
  • минную разведку и ликвидацию установленных противником морских мин;
  • проведение специальных операций, в том числе диверсионных, Силами Специальных Операций ВМС США;
  • антитеррористическую защиту;
  • противолодочную защиту (защиту от действий ПЛ противника).

Руководство ВМС США изначально рассматривало возможность приобретения до 60 кораблей LCS до 2030 года общей стоимостью не менее 12 млрд долларов США. Планировалось, что первая подсерия кораблей (flight 0) будет состоять из двенадцати или, возможно, тринадцати кораблей.

Министр ВМС Гордон Энгланд назвал новый тип судна «маленьким, быстрым, маневренным, и относительно недорогим членом семейства кораблей DD (X)», строительство которых начали в 2005 году именно с кораблей LCS.

В 2007 году контракты с «Локхид Мартин» и «Дженерал Дайнемикс» на постройку третьего и четвёртого корабля (LCS-3, LCS-4) были отменены. Командование ВМС США планирует провести оценку построенных двумя фирмами кораблей, выбрать лучший проект и рассмотреть возможность постройки второй партии LCS в 2010—2012 годах. Победитель конкурса получит контракт на постройку двух кораблей, а проигравший — на постройку одного.

В марте 2009 года ВМС США заключили с «Локхид Мартин» контракт на строительство LCS-3.[1] Этот корабль получит имя Fort Worth — в честь города Форт-Уэрт в штате Техас.[2] 11 июля 2009 г. состоялась закладка корабля на верфи Marinette Marine Shipyard в г. Маринетт, штат Висконсин.[3]

Четвёртый LCS планируется назвать Coronado — в честь города Коронадо в Калифорнии[4]. В этом городе-спутнике Сан-Диего находится авиабаза Норт-Айленд[en] (NASNI), а в заливе Сан-Диего, образуемой островом Коронадо и томболо Силвер-Странд[en], расположена крупная база ВМС США[5].

Стоимость строительства каждого из кораблей — Freedom и Independence — не разглашается, но, по данным газеты The New York Times, к концу апреля 2008 года она уже превысила 500 млн дол.[6] Стоимость дополнительных боевых модулей в основную стоимость корабля не включается.

В бюджете США на 2009 год предусмотрено порядка 1 млрд дол. на строительство третьего и четвёртого кораблей проекта LCS.[2]

Корабль Lockheed Martin — стальной однокорпусный корабль с алюминиевой надстройкой длиной 115,3 м, шириной 17,5 м, осадкой в 4,1 м и водоизмещением около 3000 т.

Корабль General Dynamics — трёхкорпусный корабль (тримаран), полностью выполненный из алюминия. Длина — 127,8 м, ширина (с аутригерами) — 28,4—30 м, осадкой в 4,1 м и водоизмещением около 2600 т.

Серия 0
Серия 1
  • Строительство корпуса корабля-тримарана LCS-2

Объектами критики являются энергетическая установка и дроны-миноискатели[16]

Из-за слабого вооружения и отсутствия какой-либо определённой миссии, в околовоенных кругах название LCS интерпретируется как «Little Crappy Ship» (англ. маленький паршивый кораблик)[17][18][19]

  1. ↑ Lockheed Martin contracted to build U.S. Navy’s Next Littoral Combat Ship (defpro.com, 24.03.2009) (англ.) (недоступная ссылка)
  2. 1 2 Navy’s next warship to be named for Fort Worth (star-telegram.com, 07.03.2009) (англ.) (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 12-08-2013 [2439 дней] — историякопия)
  3. ↑ Keel to be Laid for Third Littoral Combat Ship
  4. ↑ Navy Names Littoral Combat Ship USS Coronado (defenselink.mil, 12.03.2009) (англ.)
  5. ↑ Future warship to bear the city’s name // signonsandiego.com, 15.03.2009  (англ.)
  6. ↑ Lesson on How Not to Build a Navy Ship // NYTimes, 25.04.2008  (англ.)
  7. ↑ LCS 2 Trimaran ready for builder’s at-sea trials (defpro.com, 09.06.2009) (англ.) Архивировано 12 июня 2009 года.
  8. 1 2 Начато строительство шестого корабля контроля прибрежной зоны Jackson
  9. ↑ Jackson Архивировано 26 января 2012 года.
  10. ↑ Detroit Архивировано 28 февраля 2012 года.
  11. ↑ Montgomery Архивировано 13 сентября 2016 года.
  12. ↑ Новейший американский боевой корабль "Little Rock" вышел в первый поход и застрял // Lenta.ru
  13. ↑ "Little Rock" Архивировано 26 января 2012 года. // nvr.navy.mil
  14. ↑ "Gabrielle Giffords" (недоступная ссылка) // nvr.navy.mil
  15. ↑ Sioux City (недоступная ссылка) // nvr.navy.mil
  16. Александр Ситников. Флот США угодил в минную ловушку. Свободная пресса, 8 сентября 2015.
  17. ↑ Navy's $37 Billion "Little Crappy Ships" Littoral Combat Ships "Not Survivable".
  18. ↑ Another Costly Military Spending Misfire. Published on March 28, 2013 by FITSNews.
  19. ↑ “Little Crappy Ship”. June 9, 2018 by Navigator.

Боевые корабли. Крейсера. «Перефурутаки» в металле


Фактически продолжаем разговор, который подняли в теме про «Фурутаки», потому что два наших сегодняшних героя, «Аоба» и «Кинугаса», есть не что иное, как проект «Фурутака», но с некоторыми переделками.

Тут надо знать азиатскую хитрость. История этих крейсеров рождалась именно под покровом хитрости. Вообще, «Аоба» и «Кинугаса» должны были строиться как третий и четвертый корабли серии «Фурутака», но японские адмиралы к тому времени хотели уже внести многочисленные изменения в конструкции.

Главный конструктор крейсеров Хираги был весьма против, так как знал, чем заканчиваются попытки реализовать все хотелки командования. Поэтому адмиралы из главного морского штаба взяли и отправили контр-адмирала Хираги в Европу. Так сказать, на «повышение квалификации». А как только он убыл к командировку, к его заместителю, капитану второго ранга Фудзимото, заявилась делегация штабных и вывалила перед кавторангом целый ворог желаний.

Понятно, что капитан второго ранга – это не контр-адмирал. Фудзимото оказался более сговорчивым, потому можно сказать, что интрига завершилась удачно. И в итоге на свет появились два крейсера, которые можно было назвать как угодно, но не «Фурутака». Это реально были другие корабли. Вот и пришлось выводить их в отдельный класс, что японское морское командование и сделало. А уже потом началось подтягивание «Фурутак» до уровня «Аоба», о чем говорилось в предыдущем материале.


Фудзимото не хотел портить карьеру и пошел навстречу «просьбам» адмиралов из морского генштаба. В итоге крейсер стал весить почти 10 000 тонн («Фурутака» начинал как «семитысячник»), а полное водоизмещение ожидаемо ушло за 10 тысяч тонн.

Увеличившееся водоизмещение повлекло за собой изменение остойчивости, дальности плавания и скорости хода.

Кроме того, именно на крейсерах типа «Аоба» произошел переход на новые, двухорудийные башни главного калибра.


Вместо 80-мм зенитных орудий установили универсальные 120-мм орудия. Но главное – это были первые крейсеры, на которые устанавливались катапульты для запуска самолетов.
После вхождения в строй обоих крейсеров, японцам пришлось модернизировать «Фурутаки», чтобы «подтянуть» их до уровня «Аобы». Вообще предполагалось, что четыре однотипных крейсера с примерно одинаковыми характеристиками будут служить в одном соединении.

Если изучить ТТХ кораблей, становится совершенно понятно, что это не совсем «Фурутаки». Точнее, совсем не «Фурутаки».

Водоизмещение: 8 738 т (стандартное), 11 660 (полное).
Длина: 183,48 м (по ватерлинии).
Ширина: 17,56 м.
Осадка 5,66 м.

Бронирование.
Броневой пояс — 76 мм.
Палуба: 32-35 мм.
Башни: 25 мм.
Мостик: 35-мм.
Барбеты: 57-мм.

Оба крейсера типа «Аоба» были переделаны с угольного питания котлов на нефтяные, точно так же, как их предшественники. Силовые установки (4 ТЗА «Кавасаки-Кёртисс») получали энергию от 10 нефтяных котлов «Кампон Ро Го», что позволило увеличить мощность силовой установки до 110 000 л.с. Максимальная скорость составила 34 узла. Практическая дальность – 8 000 миль экономичным ходом в 14 узлов.

Экипаж состоял из 657 человек.

Вооружение.

Артиллерия главного калибра состояла из шести орудий 203-мм/50 Тип 2 в трех башнях.


Зенитное вооружение первоначально было более чем скромным.
4 орудия 120-мм и два пулемета 7,7-мм.

По мере модернизаций с течением войны японцы втискивали зенитные установки всюду, куда было можно, в чем они были мастера. И к концу войны зенитное вооружение крейсера типа «Аоба» состояло из:

4-х универсальных орудий 120-мм.
44-х зенитных автоматов 25-мм (3х3, 10х2, 15х1).

Стоит отметить, что с первого взгляда «Аоба» выглядела вполне себе такой плавучей батареей ПВО, ценность 44 стволов была более чем сомнительная, так как отсутствовал самый главный компонент защиты корабля: единая система управления огнем зенитных пушек. Собственно, окончание боевого пути крейсеров «Аоба» и «Кунигаса» лучшее тому подтверждение.

Торпедное вооружение изначально состояло из 6 двухтрубных неподвижных торпедных аппаратов 610-мм. Вообще изначально торпеды на крейсерах не предусматривались, это как раз из списка «хотелок» морского генштаба. А после модернизации вместо щелевых неподвижных торпедных аппаратов были установлены 2 поворачиваемых четырехтрубных ТА с щитовой защитой. Установили ТА по бокам от катапульты. Боезапас состоял из 16 «Лонг-лэнсов».

Авиационная группа – два гидросамолета и одна катапульта.

Радиолокационное вооружение. Крейсера типа «Аоба» оказались в числе тех, кто раньше других получил на вооружение РЛС. В 1943 году крейсеры получили РЛС Тип 21, в 1944 заменили на РЛС Тип 22 № 4.


Боевая служба.

Служба у крейсеров была, скажем так, полноценной и весьма наполненной событиями. У одного корабля она была долгой, у второго не очень.


Оба крейсера входили в состав 6-й дивизии тяжелых крейсеров. После начала военных действий занимались тем, что прикрывали различные десантные операции японского флота, направленные на захват чужих территорий в Тихом океане.

При участии крейсеров 6-й дивизии были высажены десанты в Рабауле и Кавиенге, на восточном побережье Новой Гвинеи (в Лаэ и Саламуа), островах Бугенвиль, Шортленд и Манус.

Следующей операцией для крейсеров стала операция по захвату Порт-Морсби. Все это привело к сражению в Коралловом море, вылившемся в неприятное позорище для японского флота.

Соединение японских кораблей было атаковано американскими самолетами с авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун». Японские крейсера не смогли оказать хоть какого-то сопротивления, сбив всего 3 самолета из почти сотни, участвовавших в налете. То есть, крейсера оказались зрителями на спектакле, в котором американские летчики топили авианосец «Сёхо». И в итоге потопили.

Порт-Морсби японцы не захватили, а «Аоба» ушел в Японию для планового ремонта и довооружения в плане ПВО.

Бой у острова Саво был, пожалуй, самым успешным в карьере «Аобы». Вернувшись в строй дивизии после ремонта, крейсер тут же пошел в бой. Да еще в какой!

В ночь на 9 августа соединение адмирала Микавы, в который входила и 6-я дивизия, атаковало союзный флот, расположенный к северу от Гудалканала.

Экипажи гидросамолетов крейсера прекрасно провели разведку района, не только дав картинку количества американских кораблей (6 тяжелых и 2 лёгких крейсера и 15 эсминцев), своевременно обнаружили разделение сил противника.

Ночью японские крейсера, выстроившись в кильватерную колонну, последовательно атаковали две группы союзных кораблей.

За время боя «Аоба» выпустил по противнику 182 снаряда 203-мм и 13 торпед. Точно определить, какие именно корабли были поражены его снарядами и торпедами невозможно, но, судя по характеру боя, попадания были во все корабли противника. Японский крейсер потерь не понёс, за исключением экипажа разведывательного самолёта, который не вернулся с очередного задания.

В ответ от американских крейсеров прилетел только один снаряд 203-мм, вызвавший пожар на палубе как раз в районе торпедных аппаратов. Экипажу крейсера повезло, что аппараты были пустыми. А так «лонг-лэнсы» таких вольностей не прощали.

В ночь на 11 октября 1942 года «Аоба» принял участие в бою у мыса Эсперанс, во время которого ударная группа японских крейсеров неожиданно была атакована соединением американского флота (2 тяжёлых крейсера, 2 лёгкий крейсера и 5 эсминцев).

Японцы совсем не ожидали американцев, поэтому последние этим воспользовались по полной программе. Плюс многочисленные ошибки японского командования привели к тому, что бой американцы выиграли, потопив крейсер и три эсминца против одного своего эсминца.

«Аоба» получил больше 40 попаданий снарядов калибром 203-мм и 152-мм. Башни главного калибра №2 и №3 были выведены из строя, причём третья башня выгорела полностью. Ее пришлось менять полностью, поэтому до ремонта в 1943 году «Аоба» ходил с двумя башнями главного калибра.

Были уничтожены почти все системы управления артогнём, несколько зенитных орудий и катапульта. Прочие надстройки корабля получили повреждения.


В феврале 1943 года крейсер вернулся к месту несения службы в Кавиенг. А после событий 3 апреля снова был вынужден идти на ремонт в Японию. Американские бомбардировщики В-25 попали 227-кг бомбой в правый борт, в районе катапульты. А что у нас было рядом? Правильно, торпеды в аппаратах.

Рвануло. Дважды. Сдетонировали две торпеды, и ущерб от одной-единственной бомбы оказался намного больше, чем можно было бы вообще представить.

Трехметровая пробоина в борту, пожар в машинном отделении №2, не сразу смогли справиться с водой, даже пришлось сажать крейсер на мель.

Во время ремонта всерьез рассматривались варианты переделки крейсера в гидроавианосец (на корме вместо башни ГК оборудовать палубу на 6 гидросамолетов) или (ужас!) превратить «Аобу» в эскадренный танкер. Но крейсеру повезло, на заводе была закончена башня №3, потому ее просто установили на корабль и слава богу, кардинальных изменений не произошло. Как раз установили РЛС тип 21 и еще немного зенитных автоматов.

После ремонта крейсер долго занимался всякой мелочевкой, и, надо сказать, что в морских сражениях участия не принимал. Но это не спасло, 23 октября 1944 года американская подводная лодка SS-243 «Брим» выпустила в сторону конвоя японских кораблей 6 торпед. Попала всего одна. В «Аобу». Было затоплено (очередной раз) машинное отделение, крейсер потерял ход. Его все-таки дотащили до Манилы, там подлатали и последний героический поход в Японию «Аоба» совершил 5-узловым ходом.

На пути в метрополию крейсер неоднократно пытались утопить американские подводники, но, видимо, не судьба была. И «Аоба» пришел в Куре 12 декабря 1944 года.

Быстро отремонтировать корабль не получилось, а медленно не дали американцы. То, что не смогли подводники, запросто устроили летчики. В течении июля 1945 года они просто превратили крейсер в груду металла. Корабль, получив почти два десятка попаданий 227-кг бомб, развалился. Корма отломилась, многочисленные пробоины в бортах вызвали оседание крейсера на грунт. Командир приказал экипажу покинуть корабль…



Систер-шип «Аобы», «Кинугаса», прожил еще более короткую жизнь.
Крейсер в течение 1941 года обеспечивал захват островов Макин, Гилберта, Тарава и Гуам. В 1942-м прикрывал малайские конвои, высадки десантов на Кавиенг, Рабаул, Лаэ, Саламауа, на острова Бука, Бугенвиль, Шортлент и на Манус.

Участвовал в попытке захвата Порт-Морсби и в бою у острова Саво, в ходе которого совместно с крейсерами из 6-й ДКР принял деятельное участие в потоплении австралийского тяжёлого крейсера HMAS «Канберра» и американского «Астория».

В ходе боя выпустил 185 штук 203-мм снарядов и 8 торпед.

В сражении у мыса Эсперанс «Кинугаса» получил четыре попадания 152-мм и 203-мм снарядов, но экипаж отделался легким испугом и слегка покореженными надстройками. В ответ японцы добились десятка попаданий главным калибром в крейсера «Бойс» и «Солт Лейк Сити».


13 ноября 1942 года крейсер в составе соединения вице-адмирала Микавы последний раз выходит в море для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд. Ночью 14 ноября крейсер прибыл к месту назначения и участвовал в обстреле, в ходе которого отряд уничтожил 18 самолётов, однако так и не повредил взлетно-посадочную полосу.

В тот же день корабль атаковала американская базовая авиация. Бомба попала в носовую надстройку, пробила все палубы и взорвалась ниже ватерлинии. На корабле начался пожар, возник крен на левый борт. Спустя 30 минут, корабль снова подвергся атаке авиации. Несколько бомб легли совсем рядом с бортом крейсера, начались многочисленные течи. Кормовые отсеки заполнились водой, которую экипаж не смог остановить и откачать.

В итоге крейсер опрокинулся на левый борт и затонул, унеся с собой 511 моряков. Спастись удалось 146 членам экипажа.


Что можно сказать в итоге? Можно сказать только одно: эксперимент с «Аобами» лишний раз подтвердил, что вашингтонский морской договор мог породить только выкидыши кораблестроения.

Крейсеры получились не совсем тяжелыми, скорее, как «Эксетер», полутяжелыми. Все-таки 6 х 203-мм – это не бог весть что на самом деле.


Плюс «Аобы» доказали, что экономия на ПВО до добра не доводит. Ну что мешало установить систему управления огнем? Отсутствие возможностей? Нет. Возможности были. Но по факту, 44 ствола, которым управляли 20 расчетов кто во что горазд – это даже в первой половине Второй мировой войны было мягко говоря, наивно. А уж во второй…

Но эти корабли стали ступенькой к созданию истинных шедевров крейсеростроительства. Но о них в следующей части. Хотя многие уже готовят аргументы для того, чтобы доказать обратное, уверен. Что ж, посмотрим. Иногда в спорах рождается истина… Так, по крайней мере, говорят.

Предложения со словосочетанием ЧЁРНЫЙ КОРАБЛЬ

— Что у нас есть, чтобы противостоять чёрным кораблям землян? Посередине бухты, на глубоководье, стоял огромный чёрный корабль. Но по его словам, он на чёрном корабле не был и о его возможностях не знает. Ведь в том сне я один оказался, почти голым и без денег... чёрный корабль... и главное: никто меня не слышит и не видит. С поэзией я буду дружить, а вот чёрный корабль попсы намерен оставить навсегда.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: изобличать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Чётко разъяснив ситуацию начальнику порта, она окончательно сняла возникшее в гавани при появлении чёрного корабля напряжение... Поскрипывает причальный канат — дракон на высоком форштевне узкого чёрного корабля оскалил пасть. Громадный чёрный корабль нёсся ему точно в грудь. — Мне кажется, что в появлении чёрных кораблей у землян и они сыграли не последнюю роль. — Нам нужно любой ценой получить сведения о чёрном корабле землян. — Вы сейчас получили все полномочия для того, чтобы выяснить, что из себя представляет чёрный корабль землян. Я даже готов заплатить тому корбоуту, который первым притянет сюда чёрный корабль. Найдите самый эффективный способ проникновения в их планетную систему к космическим верфям и похищения оттуда чёрного корабля. Если твоей эскадре удастся захватить чёрный корабль, это кресло... — Он положил руку на спинку своего рабочего кресла. Чёрные корабли землян оказались намного опаснее, чем мы предполагали. — Мне нужен чёрный корабль. — Ему не нужно уничтожать чёрный корабль, он его должен захватить целым. Возможно, что кто-нибудь из предпринимателей в раздражении от неудач назвал его чёрным кораблём. Как оказалось, командирам «чёрных кораблей» проще нанять аборигенов. И кое-кто из них имеет новых союзников... из числа команд «чёрных кораблей». Возможно, что кто-нибудь из предпринимателей в раздражении от неудач назвал его чёрным кораблём. Лишь всплывающие пузыри указывали на место, где лежал чёрный корабль. За полем смерти стояли сборные металлические ангары научно-исследовательского центра, подобные чёрным кораблям, застрявшим в западноафриканской саванне. Дальше получить информацию, что именно туда прибыл чёрный корабль из известного отряда, было делом техники. Они посмотрели и увидели армаду чёрных кораблей, спускавшихся с неба. Однако затем на палубе чёрного корабля мы заметили людей. Посередине бухты, на глубоководье, стоял огромный чёрный корабль. Что-то такое он уже слышал про чёрные корабли. — Он даже не вспомнил про чёрный корабль. Неповреждённый чёрный корабль — это большой куш. Ни взрослых с пристальными глазами, ни разноцветных детских учебников, ни терзающих нот, ни огромных чёрных кораблей в немой бездне космоса. Островитяне периодически видят огромный чёрный корабль, на котором якобы привозят принцессу. Запомни, ты никогда не видел чёрного корабля и вообще не знаком с пиратами. Он уже приготовился к тому, что его сейчас окатят холодной водой, как делали это пираты на чёрном корабле. Жизнь оказалась намного прекрасней и многогранней, чем на чёрном корабле, даже несмотря на все её трудности и несправедливости. Чёрный корабль распахнул створки оружейного отсека. Большие чёрные корабли под яркими пёстрыми парусами шли к берегу, и расписные деревянные драконы и русалки глядели с их форштевней. И ночью просыпался с плачем, с воем, жалуясь, что снятся ему чёрные корабли псов. Ну, несись, чёрный корабль ночей ноябрьских, лети вперёд, морем вскипающим, корабль страданий, бед, к берегам новым, кровавя след за собой. Расчёт был прост: ворваться в бухту под прикрытием повреждённого чёрного корабля и окончательно расчистить дорогу десанту. Часовой на верхней палубе чёрного корабля среагировал мгновенно. Посередине ангара стоял чёрный корабль, по форме напоминающий стрижа. Под прицелом камер телевидения была организована экскурсия на место, где лёг на дно «чёрный корабль».

Корабль 4 ранга (парусный) — Википедия

Модель английского 50-54 пушечного корабля (ок. 1710)

Корабль 4 ранга (парусный) — двухдечный линейный корабль с числом пушек от 44 до 60. В британской системе рангов назывался англ. Fourth Rate.

К «четвертому рангу», начиная с 1610-х годов, в Англии стали относить корабли, до этого называвшиеся англ. Small ship. Примерно с этого времени вместо названий рангам стали давать номера. Название («малый корабль») говорит само за себя: это были все королевские корабли, не заслужившие название больших и средних. Четвертый ранг на тот момент был последним. В него попадали обычно корабли, неспособные к бою в составе эскадры, и потому использовавшиеся для разведки, патрульной и посыльной службы, других целей. Число пушек менялось от 12 до 42, но не обязательно определяло ранг — при этом могли руководствоваться размерами, или численностью команды.

К середине XVII в к 4 рангу стали относить самые малые из линейных кораблей. Они должны были иметь хотя бы две батарейные палубы. Были введены 5 и 6 ранги, и корабли, не включавшиеся в линию, перешли в них. Формальная система рангов 1677 года закрепила эти признаки. К этому времени корабли 4 ранга имели по 38-56 пушек.

На рубеже XVIII-XIX веков к 4 рангу относились два типа: 44-пушечный и 50-пушечный двухдечные корабли. После Семилетней войны Франция, а затем Англия осознали, что эти типы уже не могут сражаться в линии с новейшими кораблями. Поэтому их перестали называть линейными. Вместо этого говорили «корабль 4 ранга», или скажем, «44-пушечный двухдечный корабль», или просто «44-пушечный корабль».

44-пушечный двухдечный корабль[1][править | править код]

44-пушечные линейные корабли 4 ранга[1]
Год В строю В ремонте

или в резерве

1793 7 -
1797 5 -
1801 3 -
1810 2 Нет данных
1814 2 Нет данных

В крейсерском качестве дни 44-пушечного корабля были сочтены еще в 1793 году. По всему получалось, что он должен был полностью исчезнуть. Действительно, уже в 1750-е все задачи этого класса взяли на себя 32- и 36-пушечные фрегаты. Но особенности войны с американскими колонистами возродили его в 1776. Поздние образцы 44-пушечного корабля имели 18-фунтовые пушки на нижней палубе и значит, формально превосходили фрегаты (в то время вооруженные 9- и 12-фунтовыми пушками). А двухдечная конструкция давала моральное превосходство «линейного корабля в миниатюре» и теоретически, преимущество сосредоточенного огня двух палуб.

Как и у всех малых двухдечных, их ходовые качества не могли тягаться с фрегатами, и как только Франция в 1778 году вступила в войну, получили развитие 18-фунтовые фрегаты в 36- и 38-пушечном варианте. И хотя они превосходили старые 44-пушечные корабли практически во всем, они были дороги. Старый тип сохранил на флоте могущественных сторонников. В результате во время Американской революционной войны были заказаны двадцать семь 44-пушечных, и к 1793 г флот оказался при большом количестве относительно новых кораблей.

Но за это время официальная мысль обратилась против использования 44-пушечных для крейсерства. Влиятельный контроллер флота,[2] сэр Чарльз Мидлтон нашел им более выгодное применение в качестве транспортов. Он считал, что стратегия морских десантов, принятая в Англии, подрывается медленной практикой найма и сбора кораблей под транспорты, из-за чего конвои с войсками опаздывают и теряется стратегическая внезапность. Решение он видел в группе обшитых медью — и потому быстроходных — кораблей, принадлежащих флоту и доступных по первому требованию. Идеальным для этой роли был 44-пушечный корабль. Устарелый в качестве крейсера, он был все же быстрее большинства купцов; два дека означали много места для войск и грузов, но позволяли и частичное вооружение, так что конвой не требовал эскорта; он мог размещать в палубах плоскодонные десантные баркасы, и самое главное, уже имелось значительное число довольно новых корпусов. На деле в 1780-е годы многие из заказанных кораблей были еще на стапелях, и достраивались уже как войсковые или грузовые транспорты во время так называемого «Голландского вооружения».[3]

Большинство из них служило в этой роли, когда в 1793 началась война с Францией. Редкая колониальная экспедиция обходилась без бывшего 44-пушечного: Woolwich был транспортом в походе на Мартинику в 1794; Ulysses и Argo при захвате Минорки в 1798; Regulus перевозил войска в Вест-индских экспедициях 1797-1790 годов, и во время вторжения в Египет 1801 года; Serapis ходил в Суринам в 1804; и Ulysses на Мартинику в 1808.

По тем же причинам они прекрасно подходили для роли госпитальных. Так, Dolphin последовательно был госпитальным судном (1781), войсковым (1800) и грузовым транспортом (1804).

Для подобных ролей они вооружались фр. en flûte — французский термин, означающий что установлено неполное вооружение. Обычно это были двадцать длинноствольных 9-фунтовых пушек на верхней палубе и четыре 6-фунтовых на баке и шканцах, так что транспорты не были совсем беззащитны. Например, в 1799 транспорт Camel со шлюпом HMS Rattlesnake у мыса Доброй надежды отбили атаку французского 12-фунтового фрегата Preneuse. Более того, поскольку переделки мало касались корпуса, корабль легко можно было вернуть к роли боевого. Так, Regulus в 1798—1800 гг использовался для крейсерства в промежутках между перевозками войск.

В активной боевой службе остались немногие (см. таблицу), и обычно на отдаленных и незначительных станциях. HMS Diomede и HMS Resistance участвовали в интенсивных стычках в Индийском океане в начальный период Революционной войны, но в то время нехватка фрегатов заставляла вводить в строй даже старые 44-пушечные. Самым активным ближе к дому оказался HMS Argo: за ним числится взятие испанского фрегата Santa Teresa в 1799 при Майорке. Он же был выбран для доставки в Англию больного Сент-Винсента после его отставки от командования Средиземноморским флотом.

50-пушечный корабль[править | править код]

Модель 50-пушечного корабля

50-пушечный линейный корабль[4] был популярным типом всю первую половину XVIII века. Он широко использовался в Семилетней, а затем в Американской революционной войне. Этот тип считался самым малым из кораблей, какой можно поставить в линию баталии. Со временем на него стали смотреть как на непригодный к эскадренному бою.

50-пушечные линейные корабли 4 ранга[4]
Год В строю В ремонте

или в резерве

1793 7 3
1801 9 Нет данных
1810 7 1
1814 2 Нет данных

Где-то с 1760 г Франция исключила его из своего линейного флота, но в меньших морских державах, таких как Голландия и балтийские страны, он сохранил позиции.

Королевский флот, озабоченный как всегда численностью своих кораблей, считал необходимым продолжать его строить, пусть и в малых количествах. К 1793 многие моряки считали этот тип устаревшим, и действительно, многие из построенных ранее перестраивались под вспомогательные роли, как войсковых или грузовых транспортов, где были полезны их относительно просторные палубы. Тем не менее, три новых корабля были в постройке к началу войны, а в 1810 был даже заказан новый проект.

Преимущества[править | править код]

Адмиралтейство держало 50-пушечный корабль в строю, за такие привлекательные свойства как дешевизна, относительно малая команда, и при всем этом 24-фунтовая главная батарея. Кроме того, это был самый малый корабль, имевший кормовые каюты на двух деках. Это считалось абсолютным минимумом, приемлемым для флагманского офицера. Поэтому 50-пушечный сохранял скромную, но постоянную роль: флагмана мирного времени на отдаленных и маловажных станциях.

Недостатки[править | править код]

Важнейшим недостатком 50-пушечного типа была его устарелость: в 1780-е он не мог без поддержки противостоять новейшим линейным кораблям.

Роль и место[править | править код]
HMS Centurion (60) против Cabadonza, 20 июня 1741

В 1792 году флагманами в Средиземном море, Северной Америке, на Ньюфаундленде, Подветренных островах и Ямайке были 50-пушечные корабли. Еще один был старшим у африканского побережья. С началом войны они остались флагманами на тех станциях, что были в стороне от боевых действий.

Даже не имея флагмана на борту, они обычно оказывались где-нибудь подальше, например на мысу Доброй надежды или в Ост-Индии. Там они представляли морскую мощь, но чаще их повседневной работой была однообразная охрана конвоев. Для этой оборонительной задачи их 24-фунтовые пушки и слабые ходовые качества не были помехой.

Однако, они не были идеальны в этой роли: расположенные близко к воде порты нижней батареи означали, что их нельзя открывать в свежую погоду; это ставило их в невыгодные условия при встрече с агрессивным фрегатом. В 1799 HMS Jupiter в районе Мыса не смог использовать нижние пушки против 12-фунтового фрегата Pomone, и тот ушел с минимальными повреждениями. А 18-фунтовый фрегат Cybele взял верх над HMS Centurion у Маврикия в 1794. С другой стороны, в 1804 HMS Centurion умело использовал свою малую осадку и тем удерживал дистанцию в бою с 74-пушечным Marengo, избежав таким образом уничтожения.

Единственный театр войны близко к дому, на котором 50-пушечный корабль активно участвовал в боях, был в Северном море. Голландский флот состоял из кораблей в целом меньше и слабее, чем противостоящие ему французский, испанский или британский. Следившая за ним британская Эскадра Северного моря была золушкой среди прочих, и состояла из малых и устаревших кораблей. HMS Leopard, HMS Isis и HMS Adamant входили в эскадру Дункана, и два последних сражались при Кампердауне, где голландцы поставили в линию четыре 50-пушечных корабля. HMS Isis позже был и при Копенгагене.

Главной причиной, по которой они особенно подходили для Северного моря, была малая осадка — средняя около 17 фт по сравнению с 22 фт у «обычных» 74-пушечных. Это было особенно важно среди голландских банок и отмелей. Маломерные суда десанта имели за спиной непосредственную поддержку линейного корабля — куда ближе чем обычно. Неудивительно, что вице-адмирал Митчелл избрал 50-пушечный HMS Isis своим флагманом в 1799 для высадки в Голландии, несмотря на присутствие в эскадре более мощных кораблей.

Шведский Amarant, 1654

Морские державы помимо Англии и Франции поддерживали 50 и 44-пушечные линейные корабли в строю достаточно долго, но чаще их относили к более высоким рангам, чем четвертый. Самое большое число их было у Голландии (позже Батавской республики) и Дании, имелись они также у Швеции, России, Португалии, Неаполя, Венеции, Турции.

Но в типичном случае 4 ранг (где имелся) составляли фрегаты.

  1. 1 2 Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798-1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997, p.85-87.
  2. ↑ англ. Comptroller of the Navy — должность, соответствующая начальнику снабжения, которую занимает Третий морской лорд. До 1831 г включала председательство в Военно-морском комитете (англ. Navy Board, пока он существовал отдельно от Адмиралтейства).
  3. ↑ Ограниченная мобилизация в ответ на политический кризис 1787 года в Нидерландах.
  4. 1 2 The Campaign of Trafalgar: 1803-1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997. p.124-126.

Корабль первого ранга (парусный) — Википедия

Корабль 1-го ранга — самый крупный из линейных кораблей. В британской системе рангов назывался англ. First Rate. В своём высшем выражении (конец XVIII века) — трёхдечный 130-пушечный линейный корабль.

Когда около 1610 года в Англии появилось понятие «первый ранг», к нему относились самые разные корабли Королевского флота от 48 до 72 пушек, как галеоны, так и переходные типы. Общим в них было то, что это были самые крупные из королевских кораблей. С началом программ по строительству близких по характеристикам линейных кораблей, их общие признаки постепенно определяются.

Тон задал HMS Sovereign of the Seas. Начиная с него, типичный корабль первого ранга был трёхдечным, 90-100-пушечным, имел водоизмещение 1900-2000 тонн и 500-550 человек команды. Введение формальной системы рангов в 1677 году закрепило эти признаки.

Чертежи Royal Louis, 1692. На полушироте хорошо видны все батарейные палубы, а также верхняя палуба, орлоп, шканцы и ют

Корабли первого ранга — трехдечные корабли, имевшие 100 и более пушек — были крупнейшими, мощнейшими и самыми дорогими. Вероятно, они являлись и самыми сложными из промышленных сооружений своего века. Поскольку они представляли такое крупное вложение средств, их строили с наивозможной тщательностью и вниманием, всегда на королевских верфях (в Британии — Чатем, Дептфорд, Вулвич, Портсмут), и только из самых лучших материалов.[1] Стремление сделать их долговечными вело к долгой постройке, особенно где касалось корабельного леса: десятилетняя выдержка была обычным делом.

Они редко вводились в строй, кроме как во время войн и кризисов, и потому их корпус не подвергался износу долгих плаваний. Находясь в резерве, они также получали самый лучший уход, а при необходимости проходили обширные ремонты, в некоторых случаях даже серьёзные перестройки. В результате всего этого корабли 1 ранга отличались исключительно большим сроком службы. Хорошо известно, что HMS Victory к моменту Трафальгара плавала уже сорок лет, а HMS Britannia была ещё на три года старше. Но при этом «Виктория» между 1771 и 1788 годом четырежды проходила периоды ремонта на верфи до шести месяцев, а между 1801 и 1803 годом подверглась большой переделке.[2]

Кораблей первого ранга всегда было немного, а из-за растянутой постройки начатые в 1790-е годы программы стали приносить плоды ближе к концу войны со Францией.

Линейные корабли 1 ранга[2]
Год В строю В ремонте

или в резерве

1793 1 4
1796 6 0
1799 4 2
1801 4 2
1805 6 1
1808 4 2
1811 5 2
1814 7 0
1815 0 8

На первый взгляд кажется странным, что самый большой в мире флот — британский — не имел больше всех кораблей первого ранга. Однако в 1793 году Франция могла похвастаться пятью линейными кораблями в 110 пушек и ещё тремя 118-пушечными. Испания в 1796 году выглядела ещё внушительнее: десять 112-пушечных кораблей и сверхмощный «Сантисима-Тринидад» — номинально четырёхдечный, 136-пушечный корабль. Часто его называют самым большим парусным линейным кораблём, хотя по водоизмещению он уступал французским гигантам. Они были не только больше (например Commerce de Marseille весил почти 2750 тонн), но и сильнее вооружены: номинально 36-фунтовые пушки на нижней палубе соответствовали 40 английским фунтам.

Напротив, новейшим кораблем британского флота в 1793 была HMS Queen Charlotte в 2286 тонн, имевшая тридцать 32-фунтовых пушек на нижней палубе, тридцать 24-фунтовых на средней и тридцать 12-фунтовых на верхней, плюс четыре 12-фунтовых и четырнадцать 32-фунтовых карронад на баке и шканцах и шесть 18-фунтовых карронад на юте. В ходе Американской войны за независимость неповоротливые 42-фунтовые пушки были заменены на более практичные 32-фунтовые. Только старая «Британия» сохранила их к 1790 году, чем заслужила прозвище «Железнобокий старина» (англ. Old Ironsides) задолго до USS Constitution.

Развитие (1790−1815)[править | править код]

Следующим большим шагом было введение класса 110-пушечных кораблей с появлением HMS Ville de Paris, заказанного в 1788. Он имел 30 пушечных портов на борт на нижней и средней палубах, и 32 порта на верхней, где калибр был увеличен с 12 до 18-фунтового. HMS Hibernia заказа 1790 года втиснула ещё по два порта на каждой палубе, доведя водоизмещение до 2500 тонн. HMS Caledonia 1794 года была первым британским 120-пушечным кораблем, с батареями в тридцать две 32-фунтовые пушки, тридцать четыре 24-фунтовые, тридцать четыре 18-фунтовые и двадцать 12-фунтовых на баке и шканцах. Последним типом времен войны был HMS Nelson, сходный по размерам и составу вооружения.

С середины войны в строй начали входить меньшие 100-пушечные, но возникла тенденция понижать их до второго ранга и 98 пушек. Тип уменьшенных трёхдечных кораблей был чисто британским, в строю таких было немало.

Роль и значение в бою[править | править код]

В бою корабль первого ранга представлял собой опорный пункт линии и, будучи почти неизменно флагманским, привлекал гораздо больше «внимания» противника. По мере возможности трёхдечные корабли старались поставить против соответствующих противников, и лорд Хау перед Битвой первого июня реорганизовал свою линию с учётом имевшихся у французов кораблей первого ранга. Французские и испанские адмиралы иногда переносили флаг на фрегаты, утверждая, что так им лучше видна общая картина боя, но английские адмиралы обязаны были вести примером, по крайней мере символически, а иногда, как Нельсон и Коллингвуд при Трафальгаре, и буквально. Трёхдечные корабли, как правило, находились в самой гуще боя (как HMS Queen Charlotte Хау в Битве первого июня), и были способны наносить огромные разрушения, благодаря не только весу залпа, но и сосредоточенной огневой мощи трёх батарейных палуб. Это рассматривалось как весьма реальное преимущество.

Корабль первого ранга мог к тому же уцелеть при очень больших повреждениях. В начальной фазе Трафальгара HMS Royal Sovereign Коллингвуда в одиночку вёл бой против всей французской линии в течение пятнадцати минут, и только потом подошла помощь. Ни один английский корабль первого ранга не погиб в бою в течение всего XVIII века. Равным образом, очень немногие были захвачены у противника (куда больше было уничтожено): Ville de Paris де Грасса, взятый в 1782 году в сражении при островах Всех святых и затонувший от шторма в том же году, и Commerce de Marseilles, уведённый из Тулона в 1793 году. Этот последний оказался настолько слаб корпусом, что под британским флагом не ходил. Подобно им, из двух испанских трёхдечных, взятых при Сент-Винсенте, только San José был в активной службе в британском флоте — единственный в этом качестве из когда-либо взятых кораблей первого ранга.

С точки зрения походов, корабль первого ранга почти без исключения оказывался в одном из двух главных флотов — в Канале или в Средиземном море. Где именно — определялось стратегической ситуацией. Эти корабли были ценнейшими единицами, за ними пристально следили и оберегали. Такой корабль был неповоротлив, имел осадку до 27 футов, и при любом мало-мальски серьёзном повреждении нуждался в услугах крупной верфи, а потому не уходил от неё далеко. Во время войн отношение к ним менялось — под командой лорда Хау ими не рисковали под французским берегом, разве что в летние месяцы, тогда как граф Сент-Винсент исповедовал более суровый взгляд на блокаду. Однако следует упомянуть, что вновь построенные корабли были мореходнее и прочнее, и такой взгляд был более оправдан. Нижние порты Queen Charlotte были всего в 4½ футах от ватерлинии, и после стычки 29 мая 1794 года её нижняя палуба была полна воды. «Каледония» (англ. HMS Caledonia) уже имела на фут больше, и немалая доля усилий Сент-Винсента в качестве Первого лорда Адмиралтейства ушла на создание линейных кораблей с большей высотой свободного борта.

Как пример меняющейся стратегической ситуации, когда эскадра адмирала Брюи прорвалась из Бреста в Средиземное море в 1799 году, три из четырех английских кораблей первого ранга были посланы вслед, и только один остался в Канале. Равным образом, в 1801 году, когда угроза вторжения считалась неминуемой, все четыре (включая новоприобретённый San Josef) были на Британских островах, а если считать и корабли второго ранга, то Корнуоллис мог выставить пятнадцать трёхдечных кораблей.

Во французской системе рангов, где была тенденция прямо указывать число пушек, либо число батарейных палуб, а не на ранг, они назывались, например фр. Vaisseau de 130-canons, или фр. Vaisseau de 3 ponts соответственно, хотя был в ходу и термин фр. Vaisseau de 1er Rang.

В Испании система рангов не получила должного развития, хотя самые крупные из линейных кораблей были испанскими. Возможно, устарелость государственной бюрократии отразилась в устарелости флотской системы.

В России система рангов в целом копировала западные образцы. Однако корабли первого ранга имели тенденцию быть меньше своих западных соперников. Например, 66-пушечный «Святой Павел» Ушакова при Фидониси оказался против 80-пушечного «Капудания» турок (турецкие корабли были построены исключительно по французским образцам). Ситуация выравнялась после 1825 года, но в это время западные флота уже начали переходить на паровые и парусно-паровые корабли. Русский флот дольше других сохранил классические трёхдечные линейные корабли[3].

Соединённые Штаты Америки в 1776-1848 году, строго говоря, не имели системы рангов за ненадобностью. Конгресс очень неохотно разрешал постройку крупных кораблей, и ещё неохотнее выделял деньги. В результате уже заложенные корабли останавливали постройкой и переделывали проект по мере развития техники. В результате далеко не все начатые линейные корабли были достроены и не все достроенные вступили в строй, да и те, что вступили, обозначали не по рангу, а по числу пушек. Из заложенных трёхдечных кораблей исходно в 100 пушек или более, только один (USS Washington) вступил в строй и совершал походы, в том числе в Средиземное море в 1816 году. Другой (USS Alabama, позже переименованный в USS New Hampshire) после нескольких изменений в составе вооружения остался на стапеле, где хранился на случай войны. Случай представился только в 1864 году, но это уже было далеко за пределами эпохи паруса[4].

  1. George III and his Navy. in: Navies and American Revolution, 1775—1783. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, p.39-42.
  2. 1 2 Fleet Battle and Blockade. The French Revolutionary War 1793—1797. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, p.24-26.
  3. ↑ Андриенко, В. Г. До и после Наварина. Б.м., Terra Fantastica, 2002. ISBN 5-17-011575-X
  4. ↑ DANFS. Ships-of-the-Line Appendix

Корабль 2 ранга (парусный) — Википедия

98-пушечный HMS Glory 2 ранга (в центре)

Корабль 2 ранга (парусный) — трехдечный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Second Rate. На рубеже XVII—XVIII веков — 90-пушечный корабль. На рубеже XVIII—XIX веков — 98-пушечный корабль.

Понятие «второй ранг» появилось в Англии около 1610 года, заменив бывшее до этого в ходу англ. Great ship. Ещё не устоялось его отличие от 1 ранга (англ. Royal Ship): незадолго до этого (по 1604 год) оба относились к одной группе с общим наименованием Great ships. Примерно с 1610 года вместо названий рангам стали давать номера. Ко 2 рангу относились обычно корабли Королевского флота от 42 до 50 пушек, как галеоны, так и переходные типы. Число пушек не обязательно было критерием: случалось, что корабль относили к определённому рангу по численности команды.

Но чётких границ, где кончается первый ранг и начинается второй, ещё не было. С началом программ по строительству близких по характеристикам линейных кораблей, общие признаки рангов постепенно определяются.

Введение формальной системы рангов в 1677 году закрепило эти признаки. К этому времени число пушек на кораблях 2 ранга выросло до 90[1].

Век паруса (1756—1815)[править | править код]

HMS Dreadnought (98), 1801 г постройки, превращённый в карантинное судно (ок. 1860)

Трёхдечный 98-пушечный линейный корабль (к началу Наполеоновских войн номинальный рейтинг устоялся) был типично британским типом, не имевшим эквивалента во французском или испанском флоте. Те предпочитали большой 80-пушечный двухдечный тип. Собственно, он был крупнее британского 2-го ранга и сильнее, считая только по весу залпа. Так, французский 80-пушечный мог выстрелить 1287 фунтов в одном залпе (включая карронады), против 1012 фунтов британского 98-пушечного. Однако Королевский флот продемонстрировал такую стойкую привязанность к «малому» трёхдечному кораблю, что приходится признать: он должен был иметь ощутимое превосходство.[2]

Преимущества[править | править код]

Прежде всего это было превосходство в бою. Как бы мал и относительно слаб он ни был, три дека — это именно три. Помимо тактического превосходства более высокой верхней палубы, он подавлял противника и психологически. Более того, из-за трудностей опознавания на больших дистанциях, противник, случалось, переоценивал силу эскадры, имевшей корабль 2 ранга, и уклонялся от боя.

Линейный корабль 2 ранга был почти так же внушителен, как его старший собрат, и почти так же прочен. Так, в бою при Сент-Винсенте HMS Blenheim окружили пять испанских кораблей, включая один трёхдечный и саму Santissima Trinidad. Согласно рапорту, он получил 105 попаданий в корпус, однако потерял лишь 13 человек убитыми и 48 ранеными.[2]

Движущей силой строительства малых трёхдечных было желание сэкономить. Весь век паруса и долго после, британский флот сохранял присутствие во многих частях света. Ему требовалось много кораблей. Результатом стала практически неизменная политика Адмиралтейства: оно не только сопротивлялось росту размеров каждого типа, но и выбирало под каждую задачу самый маленький и дешёвый корабль, для неё пригодный. В этом свете 98-пушечный «экономичный» тип был характерно британским.

Линейные корабли 2 ранга[2]
Год В строю В ремонте

или в резерве

1793 4 12
1796 16 0
1799 15 2
1801 14 2
1805 11 3
1808 7 4
1811 8 4
1814 5 3
1815 2 5

Меньшие размеры означали, что корабль дешевле строить и содержать, а значит им можно рисковать в отдалённых морях, куда корабли 1 ранга не отправляли.

Недостатки[править | править код]

К сожалению, когда количество важнее качества, расплачиваться за него приходится возможностями корабля. В случае второго ранга, расплата пришла в виде слабых мореходных качеств. Скорость в значительной мере зависит от длины ватерлинии, а корабли 2-го ранга в этом проигрывали. Далее, высота межпалубного пространства диктуется человеческим ростом, и потому они были высоковаты для своей длины, и как следствие, увалисты. На флоте они получили незавидную репутацию плохих ходоков, тяжёлых в управлении и плохо всхожих на волну. Классической стала попытка эскадры лорда Бридпорта в рождественский день 1796 года спешно покинуть Спитхед для погони за французами. HMS Prince (98) прозевал момент поворота и, не обрасопив реи, столкнулся с Sans Pareil; HMS Formidable (98) навалился на HMS Ville de Paris и повредил его; HMS Atlas (98) выскочил на мель.

Адмирал Джервис, тогда ещё не граф Сент-Винсент, был очень невысокого мнения о дисциплине и качествах Флота Канала того времени, но его собственный St. George (98) совершил навал на португальский фрегат, а позже сел на мель в устье Тахо. При Трафальгаре плохие ходовые качества HMS Prince, HMS Dreadnought (а заодно и HMS Britannia 1-го ранга) заставили Нельсона отдать им приказ сближаться под меньшим углом чем все, в надежде что этот курс относительно ветра несколько улучшит их ход. Поэтому на самых точных картинах битвы эти трое изображены словно ни в той, ни в другой колонне.[3]

Развитие[править | править код]

Попытка улучшить мореходные качества в 1750-е гг привела к сокращению вооружения на шканцах до пары пушек. Но в 1778 году она свелась на нет номинальным превращением 90-пушечных кораблей в 98-пушечные, путём добавления восьми 6-фунтовых пушек на шканцы. Проекты, созданные в середине 1750-х годов Слейдом, как HMS London, были удлинены, чтобы уместить на нижней палубе по четырнадцать портов на борт. Больше никаких усовершенствований не происходило до появления типа Dreadnought, имевшего 18-фунтовые пушки как на средней, так и на верхней батарейной палубе.

Числом они всегда превосходили своих собратьев в первом ранге, но нельзя не заметить: если корабли 1 ранга оставались в активной службе практически до конца войн, численность 2 ранга пошла на спад после Трафальгара. Вероятно, это отражает как непрерывную нужду в престижных больших флагманах дома, так и то, что командующие на удалённых станциях предпочитали в качестве флагманов двухдечные корабли за их лучшие мореходные качества. Поскольку в других флотах этому типу не было эквивалента, пополнения его за счёт призов не было.

Роль и место[править | править код]

Линейные корабли 2 ранга были сосредоточены в Канале, и как правило несли флаги младших (дивизионных) флагманов на эскадре. Иногда они были во главе самостоятельных эскадр, но что касается флота Канала, они рисковали повреждением от навигационных опасностей в блокадной службе ещё больше, чем их старшие собратья. Плотная блокада французских берегов трепала нервы и моряку двухдечного корабля, а уж на чём-либо крупнее она приближалась к самоубийству; некоторые капитаны даже ходатайствовали о переводе на трёхдечные, чтобы избежать такой службы.[2]

Romulus против HMS Boyne (98, справа) и HMS Caledonia

Зато в бою они были в своей стихии. Многие сражались с отличием во всех крупных битвах вплоть до, и включая, Трафальгар. Однако, в отличие от 1 ранга, некоторые были отряжены для службы подальше от дома. С самого начала войны важные колониальные экспедиции проходили под предводительством 98-пушечных кораблей. HMS QueenHMS Duke) участвовали в нападении на Мартинику в 1793 году, а HMS Boyne под флагом сэра Джона Джервиса вёл вест-индскую кампанию 1794 года. С этого времени часто один, а то и два корабля 2 ранга находились в этих водах. А эскадра Подветренных островов считалась достаточно важной для постоянного присутствия 98-пушечного флагмана.

Одно преимущество их над 1 рангом было несомненно — меньшая (где-то на 2 фута) осадка. В результате их иногда посылали туда, где их «большие братья» пройти не могли. Когда в начале 1801 года муссировались планы экспедиции в Данию и на Балтику (и ожидались действия на мелководье), в качестве флагманов предлагались St. George или London (оба 98). Нельсон в конце концов оставил первый и перешел командовать на 74-пушечный, но с этого началась долгая связь 98-пушечных кораблей с Балтикой. Она возобновилась с Наполеоновскими войнами: HMS Prince of Whales был флагманом адмирала Гамбье при штурме Копенгагена в 1807, а между 1808 и 1812 в составе Балтийского флота Сумареса побывали Formidable, Dreadnought, Temeraire и St. George.

По ходу войны флот стал смелее применять трёхдечные корабли, круглый год и при любой погоде. Но потеря St. George от шквала в 1811 году при возвращении с Балтики стала напоминанием, насколько велик был риск. Разумеется, он шёл под временным рангоутом, но общеизвестная неповоротливость внесла свой вклад в гибель корабля и 850 человек.

После 1687 года двухдёчный линейный корабль с 68-76 пушками[4].

Век паруса (1743—1831)[править | править код]

Двухдёчный с 84 пушками, трёхдёчный с 86[5]. Чуть позднее на смену трёхдёчному с 86 пушками пришёл трёхдёчный 90-100 пушечный корабль[6] причём чёткая грань между 1 и 2 рангом отсутствовала.

«Португальский корабль 2 ранга»: изображен явно 74-пушечный

Хотя некоторые страны стали в середине XIX века присваивать некоторым кораблям 2 ранг, классические парусные флота, а с ними и классическая система рангов, к тому времени уже сходили со сцены.

За пределами Великобритании 2 ранг в эпоху паруса почти не встречался. Второстепенные флота (например, португальский или венецианский) временами возводили во второй ранг более слабые корабли, например 64-пушечные. Однако они не были вполне последовательны и в этом: ранг менялся в зависимости от смены правительства.

Например в сборнике Tutti Battimenti…, изданном в Неаполе в 1780 году, изображен 74-пушечный двухдечный с подписью «португальский корабль 2 ранга». В ведущих флотах считалось общепризнанным, что подобные корабли относятся к 3 рангу.

  1. ↑ Lavery, Brian. The Ship of the Line — Volume 1: The development of the battlefleet 1650−1850. Conway Maritime Press, 2003. ISBN 0-85177-252-8. (англ.)
  2. 1 2 3 4 Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798−1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997, p.117-119. ISBN 1-86176-026-4
  3. ↑ The Campaign of Trafalgar: 1803−1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997. p.144-150. ISBN 1-86176-028-0
  4. ↑ French 2.Rate warships 1647-1715
  5. ↑ French 80-gun ships in 1743—1831
  6. ↑ YEARS 1700—1854 (Sail) (90-120 guns)


Смотрите также