8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Что такое маршрутное такси


Для чего нужны микроавтобусы и что такое маршрутка: gre4ark — LiveJournal

Давайте повышать эрудированность. Смотрите, вот это – микроавтобус:

Это – маршрутка:

В чём разница?

Микроавтобус – это 10-14 посадочных мест на 4 колёсах, то есть небольшая версия автобуса (ваш КО), а маршрутка – вид бизнеса. В городах с нормальной организацией общественного транспорта микроавтобусы могут вывозить небольшой отдалённый квартал, ходить по ночным маршрутам или использоваться для подвоза людей из пригородных деревень.

В общем, микроавтобусы используют при небольшом потоке людей, чтобы не гонять большой автобус или трамвай. При этом они ходят по расписанию и встроены в общую транспортную систему города: единые билеты, гарантированное качество обслуживания, состыковка с магистральным транспортом, режим отдыха водителя, приспособлены для маломобильных и так далее.

Маршрутка – вид бизнеса на микроавтобусах, а иногда и на больших автобусах. Характеризуется низшим уровнем предоставления транспортных услуг и быстрой окупаемости за счёт этого. Маршрутки ходят лишь по выгодным транспортным коридорам и только в денежное время, поэтому уехать в отдалённый небольшой район после 9 вечера вы, скорее всего, не сможете – ни водитель, ни владелец маршрутки не захотят гонять воздух и терять деньги.

Маршрутка паразитирует на городской инфраструктуре, при этом пополняя лишь карман владельца. Весь нал от маршрутки идёт мимо государства и используется для непонятных вещей, иногда маршрутки специально используют для прикрытия незаконных схем поступления денег. При этом маршрутки чаще всего отнимают пассажиров у нормального общественного транспорта при дублировании маршрутов – автобусы, трамваи и троллейбусы становятся убыточными. В итоге транспорт деградирует, а в городе появляются пробки из маршруток.

Цель маршрутки – снять побольше денег с населения, поэтому речи об удобных пересадках, безопасных условиях или комфортном салоне речи не идёт. Водители работают сутками без отдыха ради плана, машина разваливается и стоит ночью во дворе, кресла отваливаются и так далее – вы и сами знаете все эти прелести маршрутки.

Единственный возможный плюс для пассажира плюс от маршрутки – на узловых станциях типа метро и конечных они стоят и ждут пассажира, а не наоборот. Чисто психологически комфортнее прийти на остановку, сесть в тёплое место и там ждать отправления, чем наоборот. В остальном такое решение лишь вредит системе.

Для города плюс от маршруток тоже всего один – город может вообще отстраниться от темы транспорта. Это может показаться хорошей экономией здесь и сейчас, но все будут плакать и проклинать прошлых чиновников, когда придётся спасать город от пробок с помощью хорошего общественного транспорта.

Посмотреть город без маршруток вы можете в Москве, Казани, Пскове, Красноярске или в Великом Новгороде. Москва и Казань сумели избавиться от этой болезни с помощью пересмотра маршрутной сети и реорганизации перевозок, но хватит ли сил победить маршруточное лобби в других городах – большой вопрос.

Поделиться записью:

А ещё можно подписаться в...

Московское маршрутное такси — Википедия. Что такое Московское маршрутное такси

Московское маршрутное такси — совокупность всех линий маршрутного такси (маршруток) в Москве, действовавшая до 15 августа 2016 года[1].

История

Советский период

В Москве маршрутные такси появились в 30-е годы XX века. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля. С учётом культуры посадки на такси, происходившее, как правило, на оборудованных стоянках, трасса зачастую отличалась от основных маршрутов, посадка осуществлялась только на конечных, высадка по требованию.

В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Нумерация последних начиналась с цифры 5. Дневные маршрутные такси работали в будни с 7 до 21 часа, по воскресеньям с 10 до 19 часов. Ночные маршрутные такси работали с 0:30 до 6 часов.

Дневные линии маршрутных такси в 1964 году:[2]

  • № 1. Пушкинская пл. — ул. Горького — Красная пл. — ул. Куйбышева — пл. Ногина — Яузские ворота.
  • № 5. Пушкинская пл. — ул. Горького — Ленинградский просп. — ул. «Правды» — комбинат «Правда».
  • № 6. Пушкинская пл. — Тверской бульвар — ул. Герцена — пл. Восстания — ул. Чайковского — Кутузовский просп. — гостиница «Украина».
  • № 7. Белорусский вокзал — ул. Горького — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 8. Белорусский вокзал — Бутырский вал — Савёловский вокзал — Бутырская ул. — ул. Руставели.
  • № 9. Пл. Маяковского — Садовое кольцо — Курский вокзал.
  • № 10. Марьина роща — Октябрьская ул. — пл. Коммуны — Самотёчная ул. — Садовое кольцо — Каланчёвская ул. — Комсомольская пл.
  • № 11. Киевский вокзал — наб. Тараса Шевченко — гостиница «Украина».
  • № 12. Павелецкий вокзал — Кожевническая ул. — Павелецкая наб. — 56-я больница — Даниловская наб.
  • № 13. Пушкинская пл. — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 18. Курский вокзал — Лялин пер. — ул. Чернышевского — ул. Богдана Хмельницкого — Ильинские ворота — Старая пл. — пл. Ногина.
  • № 21. 3 м-р Новокосино - ст. м. Новокосино
  • № 25. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — универмаг «Москва».
  • № 38. Гостиница «Советская» — ул. Горького — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 39. Ст. м. «Краснопресненская» — Баррикадная ул. — пл. Восстания — ул. Герцена — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 40. Павелецкий вокзал — ул. Осипенко — ул. Солянка — пл. Ногина — Ильинские ворота — ст. м. «Дзержинская».
  • № 44. Просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — Новая пл. — ул. Куйбышева — Красная пл. — Москворецкий мост — ул. Б. Ордынка — Добрынинская пл. — Люсиновская ул. — Даниловская пл.
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Внуково».
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Шереметьево».

Ночные линии маршрутных такси[3]

  • № 501. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — ул. Кравченко — ст. м. «Проспект Вернадского».
  • № 502. Ст. м. «Киевская» — гостиница «Украина» — Кутузовский просп. — ул. Барклая — 1-я Филевская ул. — Кастанаевская ул. — ст. м. «Пионерская».
  • № 503. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул Горького (Советская пл. — пл. Маяковского — ст. м. «Белорусская») — Ленинградский просп. — ст. м. «Сокол».
  • № 504. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул. Дзержинского — ул. Сретенка (Сретенские ворота) — Колхозная пл. — просп. Мира — ст. м. «Ботанический сад» — ст. м. «Рижская» — ст. м. «Мир» — ст. м. «ВДНХ» — городок Моссовета.
  • № 505. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — ул. Богдана Хмельницкого (Ильинские ворота) — ул. Чернышевского (Покровские ворота) — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — ст. м. «Комсомольская» — Краснопрудная ул. — ст. м. «Красносельская» — Русаковская ул. — ст. м. «Сокольники» — Преображенская ул. — Преображенская пл. — Б. Черкизовская ул. — Щёлковское шоссе (15-я Парковая ул.).
  • № 506. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Ульяновская ул. — пл. Прямикова — Школьная ул. — пл. Ильича — платформа Новая — шоссе Энтузиастов — кинотеатр «Слава» (1-я Владимирская ул.).
  • № 507. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Верхняя Радищевская ул. — ст. м. «Таганская» — Воронцовская ул. — пл. Крестьянской заставы — Волгоградский просп. — платформа «Текстильщики».
  • № 508. Ст. м. «Добрынинская» — Люсиновская ул. — пл. Серпуховской заставы — Б. Тульская ул. — Варшавское шоссе (Бассейн).
  • № 509. Ст. м. «Белорусская» — 2-я Брестская ул. — ст. м. «Маяковская» — Садовое кольцо (пл. Восстания) — ст. м. «Смоленская» — Смоленская ул. — ст. м. «Киевская» — Бородинский мост — Смоленская ул. — ст. м. «Смоленская» — Садовое кольцо (Зубовская пл. — ст. м. «ПКиО» — ст. м. «Октябрьская» — ст. м. «Добрынинская» — Валовая ул.) — ст. м. «Павелецкая».
  • № 510. Ст. м. «Павелецкая» — Зацепский вал — Народная ул. — ст. м. «Таганская» — ул. Чкалова — ст. м. «Курская» — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — «Комсомольская» — 1-й Дьяковский пер. — Орликов пер. — Садовое кольцо (ст. м. «Лермонтовская» — Колхозная пл. — Самотёчная пл. — ст. м. «Маяковская») — ул. Горького — ст. м. «Белорусская».

С конца 70-х до середины 90-х в качестве маршрутных такси использовались исключительно микроавтобусы латвийского производства РАФ-2203 и РАФ-22038 с 11 пассажирскими местами.

По данным на 1980 год, в качестве маршрутных такси использовалось 480 микроавтобусов, преимущественно РАФ-2203. Было 46 маршрутов, общая протяжённость составляла около 400 км. Ежесуточно маршрутные такси перевозили более 100 тысяч пассажиров[4].

Российский период

С 1996 года по 1998-й, ставшие импортными латвийские микроавтобусы РАФ были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 «ГАЗель». Массовый выпуск дешёвых микроавтобусов «ГАЗель» дал маршрутному такси новую жизнь. В конце 1990-х предпринимались попытки использовать в качестве маршрутных такси автобусов малого класса ЗИЛ-3250, «ИВЕКО Дэйли» и «ИВЕКО-Бреда», но после дефолта 1998 года использование иномарок было прервано на несколько лет. Тем не менее, в связи с увеличением пассажиропотока и повышением требований к уровню безопасности, после 2003 года ряд крупных автоперевозчиков начал применять в качестве маршрутных такси импортные автобусы малого класса «Мерседес-Бенц Спринтер», «Форд Транзит», «Фольксваген ЛТ 2», «ИВЕКО Дэйли», «Фольксваген Крафтер», «Хёндэ Каунти», низкопольные ситибусы ПАЗ-3237 (опытная эксплуатация), а также полунизкопольные автобусы большого класса «Скания ОмниЛинк».

1990-е

Уменьшение финансирования транспортных предприятий и ослабление контроля над оплатой проезда в 90-е годы привело к ухудшению работы городского общественного транспорта. В 1992 году структура государственных маршрутных такси была фактически уничтожена, а подвижной состав (микроавтобусы) был выкуплен водителями и фактически перестал выполнять регулярные пассажирские перевозки. Возрождение маршрутных такси началось с 1994 года с появлением частных автотранспортных компаний (пример — московская компания «Автолайн»). В условиях рыночной экономики маршрутные такси начали выступать как более дорогое (отсутствие льгот, изначально более высокая плата за проезд), но более быстрое, гибкое, комфортное и с гарантированным сидячим местом средство передвижения. Кроме того, перевозчики иногда формировали новые маршруты, которые были востребованы пассажирами, но не обслуживались «Мосгортрансом» (подъезд к крупным рынкам и хордовое соединение соседних станций метро по кратчайшему пути). Постепенно маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров наземного транспорта.

2000-е

К началу 2000-х годов маршрутные такси стали серьёзным конкурентом муниципального транспорта, охватив практически все коммерчески интересные маршруты. Однако уже с конца 90-х маршрутные такси стали менять нишу, занимаемую ими. Если в начале 90-х они были условно более комфортной, быстрой и, в то же время, более дорогой альтернативой муниципальному транспорту, то постепенно они стали восприниматься лишь как более быстрый, но при этом значительно менее безопасный и даже менее удобный вид транспорта. Цены на проезд между маршрутками и муниципальным транспортом также выровнялись. Во многом этому способствовали некоторые успехи «Мосгортранса» по замене подвижного состава и, наоборот, полное отсутствие контроля частных перевозчиком над качеством обслуживания пассажиров маршрутных такси. Разбитые ГАЗели с низкоквалифицированными водителями уже не могли удовлетворить платёжеспособных пассажиров.

Ситуация коренным образом изменилась с внедрением «Мосгортрансом» систем АСКП на своём подвижном составе. Из-за больших задержек на посадке (особенно на некоторых остановках) многие пассажиры стали вновь уходить на маршрутки. В то же время владельцы маршрутных такси начали использовать более современный и безопасный импортный подвижной состав большей вместимости, улучшив тем качество обслуживания. Постепенно ситуация выровнялась. С ноября 2007 года происходит активная замена подвижного состава, ГАЗели в перспективе могут исчезнуть с улиц.

Но переход на более вместительные модели подвижного состава привёл к следующим проблемам:

  1. При переходе с ГАЗелей на транспорт малой вместимости, в основном Спринтер и Транзит, количество остановок в час пик возрастает до 3—4 раз по сравнению с дублируемыми маршрутами. Хотя маршрутах в удалённые районы приводит к ускорению путём пролёта большого участка (обычно от метро до МКАД), останавливаясь только на высадку пассажиров по основным пунктам.
  2. Перевозка стоячих пассажиров, бывшая исключением в эпоху ГАЗелей, стала правилом.
  3. Если раньше маршрутка могла отправиться по достижении полной загрузки, то сейчас стало правилом отправление за 1—2 минуты до дублируемого транспорта.
  4. При наличии двух станций метро на маршруте нередки случаи промежуточной стоянки, достигавшие 20 минут.

С 2006 г. все маршрутные такси планировалось переподчинить Департаменту транспорта и связи г. Москвы и ввести обязанность координирования своей работы с «Мосгортрансом».

2010-е

В 2015—2016 годах в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания Москвы все внутригородские маршрутки подлежали ликвидации с преобразованием в новые коммерческие маршруты с единым тарифным меню или с заменой усилением дублируемого маршрута Мосгортранса. Официально система маршрутного такси в Москве завершила свою работу 15 августа 2016 года. Тем не менее, в течение нескольких недель (и даже месяцев) на некоторых отмененных маршрутах нелегально продолжили свою работу те же микроавтобусы, но с заклеенными в трафаретах литерой «м». При этом на линии стал появляться подвижной состав, никогда не бывший на балансе таксомоторного предприятия (как правило, значительно меньший по вместимости). Кроме того, на линии замечались микроавтобусы, работавшие вообще без номера маршрута (указывались лишь конечные и промежуточные пункты следования). После участившихся рейдов со стороны ГКУ «Организатор перевозок» и сотрудников автоинспекций работа и этих перевозчиков была прекращена. В настоящее время, на некоторых из ранее существовавших маршрутах организована работа нелегальных такси под видом обычных легковых автомобилей.

Роль в перевозках

Сеть маршрутных такси во многом повторяет сеть автобусных (реже троллейбусных) линий, но всё же имеет свою специфику. Маршруты такси, как правило, короче автобусных (отсекаются «нерентабельные» участки), могут изменяться в зависимости от загруженности улиц, очень часто обслуживают перевозку пассажиров на относительно небольшое расстояние (причём одной из конечных в этом случае, как правило, выступает станция метро).

Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта. Например маршрут № 581 от станции метро Медведково до Университета Сервиса.

Источники

См. также

Ссылки

Значение словосочетания МАРШРУТНОЕ ТАКСИ. Что такое МАРШРУТНОЕ ТАКСИ?

  • Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — микроавтобусы (иногда микровэны и даже легковые автомобили), осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах и в любых местах, зачастую с нарушением ПДД. Маршрутки широко распространены во многих странах мира.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова отблеск (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Московское маршрутное такси — Википедия. Что такое Московское маршрутное такси

Московское маршрутное такси — совокупность всех линий маршрутного такси (маршруток) в Москве, действовавшая до 15 августа 2016 года[1].

История

Советский период

В Москве маршрутные такси появились в 30-е годы XX века. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля. С учётом культуры посадки на такси, происходившее, как правило, на оборудованных стоянках, трасса зачастую отличалась от основных маршрутов, посадка осуществлялась только на конечных, высадка по требованию.

В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Нумерация последних начиналась с цифры 5. Дневные маршрутные такси работали в будни с 7 до 21 часа, по воскресеньям с 10 до 19 часов. Ночные маршрутные такси работали с 0:30 до 6 часов.

Дневные линии маршрутных такси в 1964 году:[2]

  • № 1. Пушкинская пл. — ул. Горького — Красная пл. — ул. Куйбышева — пл. Ногина — Яузские ворота.
  • № 5. Пушкинская пл. — ул. Горького — Ленинградский просп. — ул. «Правды» — комбинат «Правда».
  • № 6. Пушкинская пл. — Тверской бульвар — ул. Герцена — пл. Восстания — ул. Чайковского — Кутузовский просп. — гостиница «Украина».
  • № 7. Белорусский вокзал — ул. Горького — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 8. Белорусский вокзал — Бутырский вал — Савёловский вокзал — Бутырская ул. — ул. Руставели.
  • № 9. Пл. Маяковского — Садовое кольцо — Курский вокзал.
  • № 10. Марьина роща — Октябрьская ул. — пл. Коммуны — Самотёчная ул. — Садовое кольцо — Каланчёвская ул. — Комсомольская пл.
  • № 11. Киевский вокзал — наб. Тараса Шевченко — гостиница «Украина».
  • № 12. Павелецкий вокзал — Кожевническая ул. — Павелецкая наб. — 56-я больница — Даниловская наб.
  • № 13. Пушкинская пл. — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 18. Курский вокзал — Лялин пер. — ул. Чернышевского — ул. Богдана Хмельницкого — Ильинские ворота — Старая пл. — пл. Ногина.
  • № 21. 3 м-р Новокосино - ст. м. Новокосино
  • № 25. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — универмаг «Москва».
  • № 38. Гостиница «Советская» — ул. Горького — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 39. Ст. м. «Краснопресненская» — Баррикадная ул. — пл. Восстания — ул. Герцена — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 40. Павелецкий вокзал — ул. Осипенко — ул. Солянка — пл. Ногина — Ильинские ворота — ст. м. «Дзержинская».
  • № 44. Просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — Новая пл. — ул. Куйбышева — Красная пл. — Москворецкий мост — ул. Б. Ордынка — Добрынинская пл. — Люсиновская ул. — Даниловская пл.
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Внуково».
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Шереметьево».

Ночные линии маршрутных такси[3]

  • № 501. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — ул. Кравченко — ст. м. «Проспект Вернадского».
  • № 502. Ст. м. «Киевская» — гостиница «Украина» — Кутузовский просп. — ул. Барклая — 1-я Филевская ул. — Кастанаевская ул. — ст. м. «Пионерская».
  • № 503. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул Горького (Советская пл. — пл. Маяковского — ст. м. «Белорусская») — Ленинградский просп. — ст. м. «Сокол».
  • № 504. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул. Дзержинского — ул. Сретенка (Сретенские ворота) — Колхозная пл. — просп. Мира — ст. м. «Ботанический сад» — ст. м. «Рижская» — ст. м. «Мир» — ст. м. «ВДНХ» — городок Моссовета.
  • № 505. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — ул. Богдана Хмельницкого (Ильинские ворота) — ул. Чернышевского (Покровские ворота) — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — ст. м. «Комсомольская» — Краснопрудная ул. — ст. м. «Красносельская» — Русаковская ул. — ст. м. «Сокольники» — Преображенская ул. — Преображенская пл. — Б. Черкизовская ул. — Щёлковское шоссе (15-я Парковая ул.).
  • № 506. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Ульяновская ул. — пл. Прямикова — Школьная ул. — пл. Ильича — платформа Новая — шоссе Энтузиастов — кинотеатр «Слава» (1-я Владимирская ул.).
  • № 507. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Верхняя Радищевская ул. — ст. м. «Таганская» — Воронцовская ул. — пл. Крестьянской заставы — Волгоградский просп. — платформа «Текстильщики».
  • № 508. Ст. м. «Добрынинская» — Люсиновская ул. — пл. Серпуховской заставы — Б. Тульская ул. — Варшавское шоссе (Бассейн).
  • № 509. Ст. м. «Белорусская» — 2-я Брестская ул. — ст. м. «Маяковская» — Садовое кольцо (пл. Восстания) — ст. м. «Смоленская» — Смоленская ул. — ст. м. «Киевская» — Бородинский мост — Смоленская ул. — ст. м. «Смоленская» — Садовое кольцо (Зубовская пл. — ст. м. «ПКиО» — ст. м. «Октябрьская» — ст. м. «Добрынинская» — Валовая ул.) — ст. м. «Павелецкая».
  • № 510. Ст. м. «Павелецкая» — Зацепский вал — Народная ул. — ст. м. «Таганская» — ул. Чкалова — ст. м. «Курская» — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — «Комсомольская» — 1-й Дьяковский пер. — Орликов пер. — Садовое кольцо (ст. м. «Лермонтовская» — Колхозная пл. — Самотёчная пл. — ст. м. «Маяковская») — ул. Горького — ст. м. «Белорусская».

С конца 70-х до середины 90-х в качестве маршрутных такси использовались исключительно микроавтобусы латвийского производства РАФ-2203 и РАФ-22038 с 11 пассажирскими местами.

По данным на 1980 год, в качестве маршрутных такси использовалось 480 микроавтобусов, преимущественно РАФ-2203. Было 46 маршрутов, общая протяжённость составляла около 400 км. Ежесуточно маршрутные такси перевозили более 100 тысяч пассажиров[4].

Российский период

С 1996 года по 1998-й, ставшие импортными латвийские микроавтобусы РАФ были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 «ГАЗель». Массовый выпуск дешёвых микроавтобусов «ГАЗель» дал маршрутному такси новую жизнь. В конце 1990-х предпринимались попытки использовать в качестве маршрутных такси автобусов малого класса ЗИЛ-3250, «ИВЕКО Дэйли» и «ИВЕКО-Бреда», но после дефолта 1998 года использование иномарок было прервано на несколько лет. Тем не менее, в связи с увеличением пассажиропотока и повышением требований к уровню безопасности, после 2003 года ряд крупных автоперевозчиков начал применять в качестве маршрутных такси импортные автобусы малого класса «Мерседес-Бенц Спринтер», «Форд Транзит», «Фольксваген ЛТ 2», «ИВЕКО Дэйли», «Фольксваген Крафтер», «Хёндэ Каунти», низкопольные ситибусы ПАЗ-3237 (опытная эксплуатация), а также полунизкопольные автобусы большого класса «Скания ОмниЛинк».

1990-е

Уменьшение финансирования транспортных предприятий и ослабление контроля над оплатой проезда в 90-е годы привело к ухудшению работы городского общественного транспорта. В 1992 году структура государственных маршрутных такси была фактически уничтожена, а подвижной состав (микроавтобусы) был выкуплен водителями и фактически перестал выполнять регулярные пассажирские перевозки. Возрождение маршрутных такси началось с 1994 года с появлением частных автотранспортных компаний (пример — московская компания «Автолайн»). В условиях рыночной экономики маршрутные такси начали выступать как более дорогое (отсутствие льгот, изначально более высокая плата за проезд), но более быстрое, гибкое, комфортное и с гарантированным сидячим местом средство передвижения. Кроме того, перевозчики иногда формировали новые маршруты, которые были востребованы пассажирами, но не обслуживались «Мосгортрансом» (подъезд к крупным рынкам и хордовое соединение соседних станций метро по кратчайшему пути). Постепенно маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров наземного транспорта.

2000-е

К началу 2000-х годов маршрутные такси стали серьёзным конкурентом муниципального транспорта, охватив практически все коммерчески интересные маршруты. Однако уже с конца 90-х маршрутные такси стали менять нишу, занимаемую ими. Если в начале 90-х они были условно более комфортной, быстрой и, в то же время, более дорогой альтернативой муниципальному транспорту, то постепенно они стали восприниматься лишь как более быстрый, но при этом значительно менее безопасный и даже менее удобный вид транспорта. Цены на проезд между маршрутками и муниципальным транспортом также выровнялись. Во многом этому способствовали некоторые успехи «Мосгортранса» по замене подвижного состава и, наоборот, полное отсутствие контроля частных перевозчиком над качеством обслуживания пассажиров маршрутных такси. Разбитые ГАЗели с низкоквалифицированными водителями уже не могли удовлетворить платёжеспособных пассажиров.

Ситуация коренным образом изменилась с внедрением «Мосгортрансом» систем АСКП на своём подвижном составе. Из-за больших задержек на посадке (особенно на некоторых остановках) многие пассажиры стали вновь уходить на маршрутки. В то же время владельцы маршрутных такси начали использовать более современный и безопасный импортный подвижной состав большей вместимости, улучшив тем качество обслуживания. Постепенно ситуация выровнялась. С ноября 2007 года происходит активная замена подвижного состава, ГАЗели в перспективе могут исчезнуть с улиц.

Но переход на более вместительные модели подвижного состава привёл к следующим проблемам:

  1. При переходе с ГАЗелей на транспорт малой вместимости, в основном Спринтер и Транзит, количество остановок в час пик возрастает до 3—4 раз по сравнению с дублируемыми маршрутами. Хотя маршрутах в удалённые районы приводит к ускорению путём пролёта большого участка (обычно от метро до МКАД), останавливаясь только на высадку пассажиров по основным пунктам.
  2. Перевозка стоячих пассажиров, бывшая исключением в эпоху ГАЗелей, стала правилом.
  3. Если раньше маршрутка могла отправиться по достижении полной загрузки, то сейчас стало правилом отправление за 1—2 минуты до дублируемого транспорта.
  4. При наличии двух станций метро на маршруте нередки случаи промежуточной стоянки, достигавшие 20 минут.

С 2006 г. все маршрутные такси планировалось переподчинить Департаменту транспорта и связи г. Москвы и ввести обязанность координирования своей работы с «Мосгортрансом».

2010-е

В 2015—2016 годах в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания Москвы все внутригородские маршрутки подлежали ликвидации с преобразованием в новые коммерческие маршруты с единым тарифным меню или с заменой усилением дублируемого маршрута Мосгортранса. Официально система маршрутного такси в Москве завершила свою работу 15 августа 2016 года. Тем не менее, в течение нескольких недель (и даже месяцев) на некоторых отмененных маршрутах нелегально продолжили свою работу те же микроавтобусы, но с заклеенными в трафаретах литерой «м». При этом на линии стал появляться подвижной состав, никогда не бывший на балансе таксомоторного предприятия (как правило, значительно меньший по вместимости). Кроме того, на линии замечались микроавтобусы, работавшие вообще без номера маршрута (указывались лишь конечные и промежуточные пункты следования). После участившихся рейдов со стороны ГКУ «Организатор перевозок» и сотрудников автоинспекций работа и этих перевозчиков была прекращена. В настоящее время, на некоторых из ранее существовавших маршрутах организована работа нелегальных такси под видом обычных легковых автомобилей.

Роль в перевозках

Сеть маршрутных такси во многом повторяет сеть автобусных (реже троллейбусных) линий, но всё же имеет свою специфику. Маршруты такси, как правило, короче автобусных (отсекаются «нерентабельные» участки), могут изменяться в зависимости от загруженности улиц, очень часто обслуживают перевозку пассажиров на относительно небольшое расстояние (причём одной из конечных в этом случае, как правило, выступает станция метро).

Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта. Например маршрут № 581 от станции метро Медведково до Университета Сервиса.

Источники

См. также

Ссылки

Московское маршрутное такси - это... Что такое Московское маршрутное такси?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Московское маршрутное такси — совокупность всех линий маршрутного такси в Москве.

История

Советский период

В Москве маршрутные такси появились в 30-е годы XX века. Легковые автомобили ЗиС-101, позже ЗиС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля. С учётом культуры посадки на такси, происходившее, как правило, на оборудованных стоянках, трасса зачастую отличалась от основных маршрутов, посадка осуществлялась только на конечных, высадка по требованию.

В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Нумерация последних начиналась с цифры 5. Дневные маршрутные такси работали в будни с 7 до 21 часа, по воскресеньям с 10 до 19 часов. Ночные маршрутные такси работали с 0:30 до 6 часов.

Дневные линии маршрутных такси[1]

  • № 1. Пушкинская пл. — ул. Горького — Красная пл. — ул. Куйбышева — пл. Ногина — Яузские ворота.
  • № 5. Пушкинская пл. — ул. Горького — Ленинградский просп. — ул. «Правды» — комбинат «Правда».
  • № 6. Пушкинская пл. — Тверской бульвар — ул. Герцена — пл. Восстания — ул. Чайковского — Кутузовский просп. — гостиница «Украина».
  • № 7. Белорусский вокзал — ул. Горького — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 8. Белорусский вокзал — Бутырский вал — Савёловский вокзал — Бутырская ул. — ул. Руставели.
  • № 9. Пл. Маяковского — Садовое кольцо — Курский вокзал.
  • № 10. Марьина роща — Октябрьская ул. — пл. Коммуны — Самотёчная ул. — Садовое кольцо — Каланчёвская ул. — Комсомольская пл.
  • № 11. Киевский вокзал — наб. Тараса Шевченко — гостиница «Украина».
  • № 12. Павелецкий вокзал — Кожевническая ул. — Павелецкая наб. — 56-я больница — Даниловская наб.
  • № 13. Пушкинская пл. — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 18. Курский вокзал — Лялин пер. — ул. Чернышевского — ул. Богдана Хмельницкого — Ильинские ворота — Старая пл. — пл. Ногина.
  • № 21. 3 м-р Новокосино - ст. м. Новогиреево
  • № 25. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — универмаг «Москва».
  • № 38. Гостиница «Советская» — ул. Горького — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 39. Ст. м. «Краснопресненская» — Баррикадная ул. — пл. Восстания — ул. Герцена — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 40. Павелецкий вокзал — ул. Осипенко — ул. Солянка — пл. Ногина — Ильинские ворота — ст. м. «Дзержинская».
  • № 44. Просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — Новая пл. — ул. Куйбышева — Красная пл. — Москворецкий мост — ул. Б. Ордынка — Добрынинская пл. — Люсиновская ул. — Даниловская пл.
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Внуково».
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Шереметьево».

Ночные линии маршрутных такси[2]

  • № 501. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — ул. Кравченко — ст. м. «Проспект Вернадского».
  • № 502. Ст. м. «Киевская» — гостиница «Украина» — Кутузовский просп. — ул. Барклая — 1-я Филевская ул. — Кастанаевская ул. — ст. м. «Пионерская».
  • № 503. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул Горького (Советская пл. — пл. Маяковского — ст. м. «Белорусская») — Ленинградский просп. — ст. м. «Сокол».
  • № 504. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул. Дзержинского — ул. Сретенка (Сретенские ворота) — Колхозная пл. — просп. Мира — ст. м. «Ботанический сад» — ст. м. «Рижская» — ст. м. «Мир» — ст. м. «ВДНХ» — городок Моссовета.
  • № 505. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — ул. Богдана Хмельницкого (Ильинские ворота) — ул. Чернышевского (Покровские ворота) — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — ст. м. «Комсомольская» — Краснопрудная ул. — ст. м. «Красносельская» — Русаковская ул. — ст. м. «Сокольники» — Преображенская ул. — Преображенская пл. — Б. Черкизовская ул. — Щёлковское шоссе (15-я Парковая ул.).
  • № 506. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Ульяновская ул. — пл. Прямикова — Школьная ул. — пл. Ильича — платформа Новая — шоссе Энтузиастов — кинотеатр «Слава» (1-я Владимирская ул.).
  • № 507. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Верхняя Радищевская ул. — ст. м. «Таганская» — Воронцовская ул. — пл. Крестьянской заставы — Волгоградский просп. — платформа «Текстильщики».
  • № 508. Ст. м. «Добрынинская» — Люсиновская ул. — пл. Серпуховской заставы — Б. Тульская ул. — Варшавское шоссе (Бассейн).
  • № 509. Ст. м. «Белорусская» — 2-я Брестская ул. — ст. м. «Маяковская» — Садовое кольцо (пл. Восстания) — ст. м. «Смоленская» — Смоленская ул. — ст. м. «Киевская» — Бородинский мост — Смоленская ул. — ст. м. «Смоленская» — Садовое кольцо (Зубовская пл. — ст. м. «ПКиО» — ст. м. «Октябрьская» — ст. м. «Добрынинская» — Валовая ул.) — ст. м. «Павелецкая».
  • № 510. Ст. м. «Павелецкая» — Зацепский вал — Народная ул. — ст. м. «Таганская» — ул. Чкалова — ст. м. «Курская» — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — «Комсомольская» — 1-й Дьяковский пер. — Орликов пер. — Садовое кольцо (ст. м. «Лермонтовская» — Колхозная пл. — Самотёчная пл. — ст. м. «Маяковская») — ул. Горького — ст. м. «Белорусская».

С конца 70-х до середины 90-х в качестве маршрутных такси использовались исключительно микроавтобусы латвийского производства РАФ-2203 и РАФ-22038 с 11 пассажирскими местами.

Российский период

С 1996 года по 1998-й, ставшие импортными латвийские микроавтобусы РАФ были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 «ГАЗзель». Массовый выпуск дешёвых микроавтобусов «ГАЗель» дал маршрутному такси новую жизнь. В конце 1990-х предпринимались попытки использовать в качестве маршрутных такси автобусов малого класса ЗИЛ-3250, «ИВЕКО Дэйли» и «ИВЕКО-Бреда», но после дефолта 1998 года использование иномарок было прервано на несколько лет. Тем не менее, в связи с увеличением пассажиропотока и повышением требований к уровню безопасности, после 2003 года ряд крупных автоперевозчиков начал применять в качестве маршрутных такси импортные автобусы малого класса «Мерседес-Бенц Спринтер», «Форд Транзит», «Фольксваген ЛТ 2», «ИВЕКО Дэйли», «Фольксваген Крафтер», «Хёндэ Каунти», низкопольные ситибусы ПАЗ-3237 (опытная эксплуатация), а также полунизкопольные автобусы большого класса «Скания ОмниЛинк».

1990-е

Уменьшение финансирования транспортных предприятий и ослабление контроля над оплатой проезда в 90-е годы привело к ухудшению работы городского общественного транспорта. В 1992 году структура государственных маршрутных такси была фактически уничтожена, а подвижной состав (микроавтобусы) был выкуплен водителями и фактически перестал выполнять регулярные пассажирские перевозки. Возрождение маршрутных такси началось с 1994 года с появлением частных автотранспортных компаний (пример — московская компания «Автолайн»). В условиях рыночной экономики маршрутные такси начали выступать как более дорогое (отсутствие льгот, изначально более высокая плата за проезд), но более быстрое, гибкое, комфортное и с гарантированным сидячим местом средство передвижения. Кроме того, перевозчики иногда формировали новые маршруты, которые были востребованы пассажирами, но не обслуживались «Мосгортрансом» (подъезд к крупным рынкам и хордовое соединение соседних станций метро по кратчайшему пути). Постепенно маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров наземного транспорта.

2000-е

К началу 2000-х годов маршрутные такси стали серьёзным конкурентом муниципального транспорта, охватив практически все коммерчески интересные маршруты. Однако уже с конца 90-х маршрутные такси стали менять нишу, занимаемую ими. Если в начале 90-х они были условно более комфортной, быстрой и, в то же время, более дорогой альтернативой муниципальному транспорту, то постепенно они стали восприниматься лишь как более быстрый, но при этом значительно менее безопасный и даже менее удобный вид транспорта. Цены на проезд между маршрутками и муниципальным транспортом также выровнялись. Во многом этому способствовали некоторые успехи «Мосгортранса» по замене подвижного состава и, наоборот, полное отсутствие контроля частных перевозчиком над качеством обслуживания пассажиров маршрутных такси. Разбитые ГАЗели с низкоквалифицированными водителями уже не могли удовлетворить платёжеспособных пассажиров.

Ситуация коренным образом изменилась с внедрением «Мосгортрансом» систем АСКП на своём подвижном составе. Из-за больших задержек на посадке (особенно на некоторых остановках) многие пассажиры стали вновь уходить на маршрутки. В то же время владельцы маршрутных такси начали использовать более современный и безопасный импортный подвижной состав большей вместимости, улучшив тем качество обслуживания. Постепенно ситуация выровнялась. В настоящее время (ноябрь 2007 года) происходит активная замена подвижного состава, ГАЗели в перспективе могут исчезнуть с улиц.

Но переход на более вместительные модели подвижного состава привёл к следующим проблемам:

  1. При переходе с ГАЗелей на транспорт малой вместимости, в основном Спринтер и Транзит, количество остановок в час пик возрастает до 3—4 раз по сравнению с дублируемыми маршрутами. Хотя маршрутах в удалённые районы приводит к ускорению путём пролёта большого участка (обычно от метро до МКАД), останавливаясь только на высадку пассажиров по основным пунктам.
  2. Перевозка стоячих пассажиров, бывшая исключением в эпоху ГАЗелей, стала правилом.
  3. Если раньше маршрутка могла отправиться по достижении полной загрузки, то сейчас стало правилом отправление за 1—2 минуты до дублируемого транспорта.
  4. При наличии двух станций метро на маршруте нередки случаи промежуточной стоянки, достигавшие 20 минут.

С 2006 г. все маршрутные такси подчиняются Департаменту транспорта и связи г. Москвы и обязаны координировать свою работу с «Мосгортрансом». С этого же времени с маршрутов стали исчезать нелегальные перевозчики, паразитирующие[источник не указан 1309 дней] на инфраструктуре «Мосгортранса», и число маршруток на отдельных направлениях сократилось, что однако компенсируется увеличением вместительности подвижного состава. Например в Солнцево, где ещё пять-семь лет назад на маршруте находились ГАЗели, теперь используются полноценные городские автобусы. В будущем возможна эксплуатация только автобусов малой вместимости.

Роль в перевозках

Сеть маршрутных такси во многом повторяет сеть автобусных (реже троллейбусных) линий, но всё же имеет свою специфику. Маршруты такси, как правило, короче автобусных (отсекаются «нерентабельные» участки), могут изменяться в зависимости от загруженности улиц, очень часто обслуживают перевозку пассажиров на относительно небольшое расстояние (причём одной из конечных в этом случае, как правило, выступает станция метро).

Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта. Например маршрут № 581 от станции метро Медведково до Университета Сервиса.

Источники

  1. Москва. Краткий справочник для приезжающих. М., 1965. С. 139—140.
  2. Там же. С. 164, 167.

См. также

Ссылки

Киевское маршрутное такси — Википедия

Киевское маршрутное такси
Страна  Украина
Город Киев
Дата открытия 1960
Организатор Департамент транспортной инфраструктуры КГГА
Компании-перевозчики
Число маршрутов 153
Основные типы автобусов

Киевское маршрутное такси — вид общественного транспорта в Киеве, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа, как правило, автобусами среднего и малого класса, а также микроавтобусами по установленным маршрутам и имеющий признаки нерегулярности по сравнению с другими видами общественного транспорта. На сегодняшний день в городе действуют 153 легальных маршрута и 6 нелегальных маршрутов.

До середины 1970-х гг. на линиях маршрутного такси использовали автобусы особо малого класса РАФ-977 «Латвия» Со второй половины 1970-х гг. на линиях маршрутного такси работали микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия»

Маршрутное такси впервые появилось в Киеве в 1960-х годах. На линиях использовали автобусы особо малого класса РАФ-977 «Латвия». Маршрутное такси или в просторечье «маршрутка» быстро набрало популярность, несмотря на значительно более высокую стоимость проезда (20 коп.).

Во второй половине 1970-х годов на линии маршрутного такси стали поступать новые микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». К 1987 году в городе действовало 28 таксомоторных маршрутов, протяженность которых составляла свыше 100 км. На линиях работали 62 микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия» Стоимость проезда составляла 15 копеек. В результате экономических потрясений конца 1980-х — начала 1990-х годов маршрутное такси, находившееся в государственной собственности, стало нерентабельным и быстро пришло в упадок. Маршрутки исчезли с улиц города.

Кризисную ситуацию, сложившуюся с пассажирскими перевозками в городе, улучшило внедрение таксомоторных перевозок. В 1996 году автобусные парки стали впервые осуществлять перевозку пассажиров без предоставления льгот. На автобусах появились таблички «Автобусный таксомотор». Первые экспрессные маршруты появились на Вигуровщине-Троещине (№ 21к, 26э, 57э, 59э). В этот период курсировали автобусы с междугородных трасс — ЛАЗ-699р и Икарус-250 (более 50 единиц).

С 1997 года в Киеве началось возрождение маршрутного такси. На рынок вышел первый крупный частный автоперевозчик — компания «Автосвіт». Она запустила параллельно существующим маршрутам городского транспорта 300 оранжевых микроавтобусов Псковавто-2214 на базе «ГАЗели» .

Быстро выяснилось, что рынок городских пассажироперевозок маршрутными такси гораздо шире, чем предполагалось, и на рынок стали приходить другие частные автоперевозчики и государственные АТП. Маловместительные «ГАЗели» не справлялись с возрастающим пассажиропотоком. Автоперевозчики начали закупки новой техники. На маршрутах «ГАЗели» были заменены на пассажирские модификации IVECO Daily 2, которые продержались на линиях несколько лет. Были попытки заменить их автобусами на базе Mercedes-Benz Vario, но неудачно.

Требовалась более вместительная и недорогая в обслуживании машина. Такой машиной стал отечественный автобус малого класса «Богдан» А091. Он быстро завоевал популярность и стал основной маршруткой на улицах Киева. Наряду с его поздней модификацией «Богдан» А092 этот автобус и сегодня можно увидеть в городе повсеместно.

Флагман украинского, а в прошлом советского автобусостроения, Львовский автобусный завод тоже предложил на рынок свой вариант маршрутки — автобус малого класса ЛАЗ-A07310. Но проволочки с серийным выпуском этой машины не позволили ей занять своё место на рынке пассажирских перевозок. В Киев попало только три таких маршрутки.

Кроме того, к этому времени был начат серийный выпуск автобусов малого класса Днепровского автобусного завода ДАЗ-3220, но и они не получили в Киеве распространения. Крупных перевозчиков автобус не заинтересовал.

Также киевлянам запомнились ярко-желтые маршрутки необычного вида Peugeot J9 Karsan и очень удачные автобусы Otoyol, закупленные частными транспортными компаниями и около двух лет эксплуатировавшиеся на улицах города.

Государственные АТП, ввиду убыточности коммунального транспорта, находившиеся на дотациях, тем не менее, не желали оставаться в стороне от прибыльного направления автоперевозок маршрутками. Не имея средств на закупку автобусов малой вместимости, они выпустили на свои автобусные линии в качестве маршруток междугородные и туристические автобусы Ikarus-250, Ikarus-255, Ikarus-256, ЛАЗ-699, в тот период имевшиеся в автопарках в больших количествах. Плохо приспособленные к такой работе, эти громоздкие автобусы были сняты с линий при первой возможности.

Кроме перечисленных машин, в конце 1990-х — начале 2000-х годов на маршрутах работали автобусы мелких автоперевозчиков и отдельных водителей-частников. Если не считать старые советские ПАЗы и единичные КАвЗы, в основном это были подержанные коммерческие автофургоны известных компаний Mercedes-Benz, Volkswagen, Ford, Peugeot, Renault, Citroën, DAF, FIAT, IVECO разных моделей и немного автобусов средней вместительности Ikarus-211, пригнанные из Европы и переоборудованные для пассажирских перевозок. Однако мелкие автоперевозчики не выдержали финансовой конкуренции с крупными операторами и были вытеснены на городскую периферию и пригородные маршруты. В настоящее время переоборудование грузовых фургонов для пассажирских перевозок запрещено, однако ранее зарегистрированные переделанные машины продолжают работать.

Самой распространённой в Киеве маркой маршрутного такси остается «Богдан» моделей А091 и А092. Но в последние годы столичный рынок перевозок у «Богдана» начали понемногу отвоевывать автобусы малого класса БАЗ А079 «Эталон» и ЗАЗ А07А «І-Ван».

Автобусы «Богдан» моделей А091 и А092, БАЗ А079 «Эталон» и «І-Ван» составляют основной парк маршрутного такси в Киеве.

Иногда АТП, обслуживающие киевские автобусные маршруты, выпускают на линии свои автобусы в режиме «таксомотора», то есть в качестве маршрутных такси. Причём это может быть машина любой из марок, составляющих парк киевских автобусов.

За машинами сегодняшнего киевского маршрутного такси прочно закрепилось общее наименование «маршрутка». Реже применяется название «бусик». В период возрождения маршрутного такси в 1997—1998 годах любой микроавтобус, работавший на линии, называли «автосвитом» по имени первой частной компании, пришедшей на киевский рынок пассажирских автоперевозок.

По состоянию на 1 августа 2017 год, маршрутные такси занимают второе место по перевозкам в городе. Уменьшается медленными темпами количество маршрутов. Основными причинами можно назвать заменой на коммунальный транспорт, самоликвидация маршрутов или закрытие маршрутов путем окончания договора с перевозчиком. Но несмотря на сокращение маршрутов, в городе действуют нелегальные перевозки по закрытым маршрутам. Также сокращается количество перевозчиков, путем выхода из рынка мелких перевозчиков и переходом их маршрутом, путем конкурса, к крупным или средним перевозчикам.

Изначально маршрутная сеть города была представлена около 300 маршрутами, не считая коротких и длинных маршрутов. Но постепенно количество маршрутов сокращалось. Множество маршрутов закрывалось благодаря развитию метро, невостребованности или замены на коммунальный транспорт.

Собственно сеть маршрутов составлена таким образом, что маршруты можно условно поделить на длинные, которые покрывают насколько районов (например: 180, 416, 529) и короткие, которые чаще всего соединяют жилые массивы с метро (например: 182, 241, 582) или соединяют неотделанные районы (например: 165).

Также стоит отметить, что некоторые маршруты работают по сокращенным трассам. Например, маршрут №548, который работает до ст. м. "Выставочный центр", должен ездить до ст. м. "Университет".

На сегодня в городе действует около 154 легальных маршрута и более 10 нелегальных маршрутов.

Основной составляющей парка маршрутных такси являются автобусы малого класса и лишь незначительная часть — автобусы среднего и большого класса, которые преимущественно использует КП "Киевпастранс".

Основной и популярной моделью на сегодняшний день остается Богдан/Ataman А092 и его модификации. Данные автобусы можно встретить практически на каждом маршруте города. Немалое количество автобус Богдан А091, БАЗ А079 «Эталон» и А07А «І-Ван», которые также широко используются в качестве "маршруток". На определенных маршрутах можно встретить автобусы моделей Рута (например, маршрут №472 работает исключительно на данных автобусах), БАЗ 2215 «Дельфин» (можно встретить на маршрутах №201 и 487).

Помимо выше указанных моделей, очень редко, но встречаются такие модели: IVECO Daily 3, Volkswagen LT, Mercedes-Benz Sprinter (T1N) и прочие.

В последнее время крупные и средние перевозчики активно обновляют свои автопарки новыми автобусами: газовыми автобусами Ataman A092G9, Ataman A092H6 и Богдан А22112. Также некоторые частные перевозчики проводят капитально-восстановительные ремонты Богданам А091 и Богданам А092.

Также стоит отметить наличие автобусов среднего и большого классов. Автобусы данных классов встречаются на маршрутах КП "Киевпастранс".

Например:

  • МАЗ 103 встречаются на маршрутах №№ 220;
  • МАЗ 203 на маршрутах №220;
  • Богдан А144 на маршрутах №№157, 182, 228.

Также автобусы большого и среднего классов, ранее, можно было встретить на многих маршрутах КП "Киевпастранс", в частности на действующих маршрутах №№ 155, 166, 211, а также на закрытых — №№157д, 551, 556.

На сегодняшний день в городе действует более 20 перевозчиков, которые организовывают работу более 154 маршрутов маршрутных такси. Условно компаний-перевозчиков можно поделить на крупные (более 10 маршрутов), средние (4—10 маршрутов) и мелкие (менее 3 маршрутов).

За последние пару лет[когда?] количество мелких и крупных перевозчиков сократилось во много раз. Основной причиной сокращений можно назвать проигрыш компаниями маршрутов на конкурсе или выкуп компании более крупной компанией.

Оплата проезда происходит в большинстве случаев водителю без выдачи талона. Очень редко в маршрутных такси присутствует кондуктор, выдающий талоны.

Стоимость проезда зависит от маршрутов. Например:

  • 4,00 гривны — на маршрутах №№240, 241;
  • 5,00 гривны — на маршрутах №№212, 540;
  • 6,00 гривен — на маршрутах №№211, 439;
  • 7,00 гривен — на маршрутах №№227, 528;
  • 8,00 гривен — на маршрутах №№182, 220, 472.

В киевских маршрутных такси предусмотрен льготный проезд ветеранов войны, инвалидов I, II групп, детей-инвалидов и некоторых других категорий населения, перечисленных в «Выдержке из Правил предоставления услуг по перевозке пассажиров». За один оборотный рейс допускается перевозка не более 2 «льготников».[1]

Общая дальнейшая перспектива маршрутных такси пока что не ясна. За последние несколько лет количество маршрутов маршрутных такси уменьшилось и медленными темпами продолжает уменьшаться. Тем не менее, за 2017 год было введено три новых маршрута по рекомендациям Мирового банка (маршруты №№ 500, 501 и 502).

Помимо — обновление подвижного состава крупных и средних перевозчиков и дальнейшее повышение тарифов.

  • Самым длинным маршрутом киевского маршрутного такси является маршрут №242: ул. Гарматная — ст. м. "Лесная". Приблизительная длина маршрута: 26, 07 км[2]. Далее следует 529 (около 25 км)[3]; 416 (около 24,6 км )[4] и 550 (около 24 км)[5].
  • Самым коротким маршрутом киевского маршрутного такси является маршрут №165[6]: пл. Победы — Львовская пл. Приблизительная длина маршрута: 1,21 км.
  1. ↑ Выдержка из Правил предоставления услуг по перевозки пассажиров, висит в каждом маршрутном такси
  2. ↑ 242 маршрутка (вул. Гарматна — ст. м. Лісова), схема руху, Київ (неопр.). EasyWay — пошук маршрутів громадського транспорту. Дата обращения 3 июня 2018.
  3. ↑ 529 маршрутка (с. Бортничi — пр. Маяковського), схема руху, Київ (неопр.). EasyWay — пошук маршрутів громадського транспорту. Дата обращения 3 июня 2018.
  4. ↑ 416 маршрутка (вул. Драйзера — Кібернетичний центр), схема руху, Київ (неопр.). EasyWay — пошук маршрутів громадського транспорту. Дата обращения 3 июня 2018.
  5. ↑ 550 маршрутка (вул. Кадетський Гай — пр. Маяковського), схема руху та GPS дані, Київ (неопр.). EasyWay - пошук маршрутів громадського транспорту. Дата обращения 3 июня 2018.
  6. ↑ 165 маршрутка (пл. Перемоги — пл. Львівська), схема руху та GPS дані, Київ (неопр.). EasyWay — пошук маршрутів громадського транспорту. Дата обращения 3 июня 2018.

Чем отличается автобус от маршрутки? и наоборот!

Автобус - транспортное средство категории D. Имеет определённый маршрут и остановки на этом маршруте. Согласно ПДД имеет приоритет в ряде случаев, например при трогании от остановки, специальные полосы, выделенные для движения общественного транспорта. Маршрутное такси не имеет фиксированных остановок, и может останавливаться по требованию пассажиров, кроме того на него не распространяются правила приоритета.

автобус медлительнее и инерционнее и там водилы более профессинальные...зато пока дождешся проедет 3-4 маршрутки...

в маршрутке удобней и не так воняет

Кол-вом мест и разрешенной массой.

Главное отличие - безопастнее и спокойнее.

Автобусы тоже разные бывают: большой, средней и малой вместимости (например: Икарус, ЛиАЗ и ПАЗ) . Маршрутки бывают как ГАЗели, так и ПАЗы, Богданы.. . И там и там платить надо (говоря о Москве - практически одну и ту же цену) . Разница только по типу вместимости и скорости.

на маршрутке больше адреналину ловишь!!!

Ехать на маршрутке быстрее и удобнее, чем на автобусе, но дешевле, чем на частнике. Но за город я езжу на электричке, потому что в маршрутке сильно укачивает. Ещё водители маршруток всегда знают, как объехать пробку. Но когда ждёшь маршрутку на оживлённой трассе, часто она подходит переполненная. А в автобус так или иначе втиснешься.

Маршрутка и автобус, могут внешне и не отличаться друг от друга в плане подвижного состава. Хоть и чаще всего, на маршрутках преобладают малые автобусы и микроавтобусы. А среди автобусов, подвижной состав-зависимо от пассажиропотока. Однако бывают и в качестве маршруток большие и средние автобусы-хоть и реже. Но отличия у них другие: автобус-это муниципальный и межмуниципальный транспорт, а маршрутка-это частный транспорт, работающий по договоренности с муниципалитетами или органами государственной власти.


Смотрите также