8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Бортовой компьютер на


12 лучших бортовых компьютеров - Рейтинг 2020

Эти устройства предназначено для мониторинга текущих показателей автомобиля и управления связанными с ними процессами. Перечень функций, выполняемых современными моделями, довольно широк: контроль расхода топлива, температуры воздуха, навигация, выявление неисправностей и др. Мы сделали подборку лучших бортовых компьютеров на сегодняшний день.

Какой бортовой компьютер лучше купить

Несмотря на широкую функциональность устройств, представленных на рынке автомобильной электроники, можно выделить ряд наиболее важных критериев их выбора.

В первую очередь, это наличие считывателя сигналов ЭБУ, позволяющего интерпретировать аварийные сигналы лампы неисправностей.

Во избежание неожиданной поломки одного из узлов, необходимо учесть наличие у бортового компьютера контроллера узловых датчиков.

Благодаря ему водитель будет получать актуальную информацию не только о базовых параметрах автомобиля, но и наблюдать состояние каждого элемента устройства.

На объем получаемых водителем данных о состоянии автомобиля влияют тип и разрешение экрана:

  • Бюджетные модели бортовых компьютеров зачастую обладают небольшими LED-дисплеями, что не позволяет своевременно предоставить пользователю необходимые сведения в полном объеме.
  • Более дорогие TFT-экраны способны транслировать не только текст, но и изображения, обладают функцией мультимедиа.

Следует также учесть разрядность процессора. 32-битные приборы могут вести одновременный мониторинг большого количества быстро изменяющихся характеристик без задержек и перегрузки. Однако для рядового водителя, контролирующего основные параметры и датчики автомобиля, 16-разрядного процессора будет вполне достаточно.

С помощью бортового компьютера удобно отслеживать состояние охранной сигнализации, температуру воздуха в салоне.

Возможности системы существенно расширят режим контроля парктроника, эконометр и голосовой ассистент. Убедитесь в их наличии перед покупкой для повышения комфорта при использовании прибора.

 

Рекомендации:

Лучшие универсальные бортовые компьютеры

Модели подобного типа не только собирают основную информацию о работе автомобиля, но и обладают рядом дополнительных возможностей.

К ним могут относиться функции DVD-проигрывателя или GPS-навигатора. Универсальные бортовые компьютеры оснащаются широкими ЖК-экранами и разъемами для запоминающих устройств.

Multitronics C-590

4.9

★★★★★

оценка редакции

95%

покупателей рекомендуют этот товар

Устройство отличается удобством установки — оно может быть вмонтировано как в панель управления, так и в центральный воздуховод, не мешая использованию остальной электроники.

TFT-дисплей диагональю 2,4 дюйма обладает гибкой цветовой настройкой и легок для восприятия. Пользователю доступно более 38 регулируемых мультидисплеев, 4 «горячие» клавиши и режим избранного меню.

Прибор диагностирует до 200 параметров ЭБУ и расшифровывает его сигналы. Поддержка USB позволяет управлять функциями системы с помощью ноутбука.

Достоинства:

  • широкий экран;
  • мощный процессор;
  • ведение статистики;
  • поддержка парктроника.

Недостатки:

  • сложность первичной настройки.

Multitronics C-590 станет прекрасным помощником для своевременного обнаружения неисправностей и предотвращения поломок автомобиля. Возможность индивидуальной настройки позволит любому водителю использовать прибор с комфортом для себя.

 

 

 

Орион БК-100

4.9

★★★★★

оценка редакции

92%

покупателей рекомендуют этот товар

Главной особенностью «Ориона» является возможность управления с помощью мобильного устройства: ноутбука, планшета или смартфона, поддерживающего Java. Универсальное крепление позволяет установить прибор в любом удобном для водителя месте.

Соединение с устройством вывода информации происходит посредством Bluetooth, все необходимые переходники входят в комплектацию.

Пользователю доступна гибкая настройка интерфейса для комфортного мониторинга состояния двигателя, датчиков температуры, расхода топлива, скорости и пробега.

Достоинства:

  • беспроводное соединение;
  • энергонезависимая память;
  • многозадачность;
  • удобство настройки.

Недостатки:

  • высокое энергопотребление.

Орион БК-100 может быть установлен на автомобиль, обладающий любым типом двигателя. Удобство подключения и управления облегчат использование компьютера владельцам мобильных устройств.

 

 

 

Штат Unicomp-600М

4.8

★★★★★

оценка редакции

89%

покупателей рекомендуют этот товар

Особенностями модели являются долгий срок службы и высокая производительность. Прибор оснащен защитой от воздействия солнца, устойчив к низким температурам до -40 °C и выдерживает нагрузку 20G. Он выполняет функции таксометра, маршрутизатора, органайзера и диагностического тестера.

Быстродействие и удобство использования обеспечивает высокоскоростной процессор ARM-7 и широкий OLED-экран.

Устройство способно воспроизводить заставки, анимацию, полифонические мелодии и обладает голосовым сопровождением.

Достоинства:

  • надежность;
  • многофункциональность;
  • высокая производительность железа;
  • удобство использования.

Недостатки:

  • энергозависимая память.

Штат Unicomp-600М стоит приобрести при эксплуатации автомобиля в сложных климатических условиях для своевременного предупреждения поломок.

 

 

 

Prestige Patriot Plus

4.7

★★★★★

оценка редакции

86%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель устанавливается в штатное место панели управления автомобилем. Она оснащена ЖК-дисплеем и речевым синтезатором для удобства оповещения водителя во время езды.

Прибор обладает интуитивно понятным меню и широким набором функций, в частности таксометром, эконометром, контроллерами качества топлива и температуры, бортовым журналом.

Устройство способно вести мониторинг расхода как бензина, так и газа, точно измеряя уровень топлива в каждом используемом баке. Оно учитывает текущие показатели двигателя, параметры движения, статистику эксплуатации.

Благодаря ведению отчетных записей пользователю доступна история поездок и финансовых затрат на обслуживание автомобиля.

Достоинства:

  • простота установки;
  • голосовое оповещение;
  • многофункциональность;
  • ведение статистики.

Недостатки:

  • погрешность показателей — до 20%.

Prestige Patriot Plus стоит приобрести владельцам машин с бензиновыми или дизельными двигателями. Поддержка режима «Газ/Бензин» позволяет использовать устройство в автомобилях с двухтопливной системой.

 

 

 

Лучшие диагностические бортовые компьютеры

Подобные модели предназначены специально для выявления неисправностей в работе автомобиля и наглядного контроля его основных узлов.

К основным возможностям таких БК относятся диагностика двигателя, контроль функциональности тормозных колодок, уровня смазочного материала, наблюдение работы электросистемы, ведение статистики ошибок.

Prestige V55-CAN Plus

5.0

★★★★★

оценка редакции

100%

покупателей рекомендуют этот товар

Компьютер устанавливается на приборную панель или лобовое стекло автомобиля. Он способен считывать показания как бензиновых, так и дизельных двигателей, обладает речевым синтезатором и интуитивно понятным меню для удобства использования в дороге.

Быстрое программирование режимов работы позволяет произвести индивидуальную настройку необходимых контроллеров.

Модель обладает мотор-тестером, отслеживает параметры движения автомобиля и отличается гибкой настройкой системы аварийных и штатных оповещений.

Достоинства:

  • многофункциональность;
  • бортовой самописец;
  • индивидуальная настройка;
  • большой объем памяти.

Недостатки:

  • высокая стоимость.

Prestige V55-CAN Plus используется для отображения основных показателей автомобиля и предупреждения неисправностей.

Прибор будет крайне полезен при отслеживании работы узлов на протяжении длительного времени благодаря расширенным статистическим функциям.

 

 

 

Орион БК-08

4.9

★★★★★

оценка редакции

94%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель может быть установлена в любом удобном месте салона. Она обладает функцией энергосбережения и работает при заглушенном двигателе.

Удобство работы и своевременное оповещение владельца об изменении характеристик обеспечиваются звуковыми сигналами и яркой индикацией.

Водителю доступны режимы тахометра, вольтметра, контроля температуры основных узлов. Электронная нагрузочная вилка позволяет оценить состояние аккумулятора и проверить уровень его заряда во избежание создания аварийной ситуации.

Достоинства:

  • простая установка;
  • звуковое оповещение;
  • многозадачность;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • короткие провода.

Орион БК-08 используется для мониторинга работы основных узлов не только в автомобиле. Малые габариты и удобство установки позволяют применять его на скутерах, катерах, мотоциклах и других видах транспорта.

 

 

 

Autool x50 plus

4.9

★★★★★

оценка редакции

93%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель проста в установке и подключается к стандартному протоколу OBD-II, поэтому не требует отдельного соединения проводов тахометра, форсунок, датчика скорости и других контроллеров.

Прибор отображает напряжение бортовой сети, оборотов двигателя, расход топлива. Он позволяет установить пороговое значение скорости, при превышении которого устройство оповестит владельца звуковым сигналом.

Достоинства:

  • удобство монтажа;
  • автоматическая настройка интерфейса;
  • звуковое оповещение;
  • энергонезависимость.

Недостатки:

  • нерусифицированный интерфейс.

Autool x50 plus стоит приобрести для точного контроля основных параметров автомобиля. Он будет крайне полезен для соблюдения правил скоростного режима на трассе или в городских условиях.

 

 

 

Скат-5

4.8

★★★★★

оценка редакции

90%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель отличается большим количеством одновременно отслеживаемых параметров благодаря четырехоконному режиму отображения данных на экране. К ним относятся температура двигателя, расход топлива, текущее напряжение бортовой сети.

Прибор оповещает пользователя не только о неисправностях в работе автомобиля, но и напоминает о плановом техническом обслуживании, обледенении дороги, непрогретом двигателе, малом остатке топлива.

Достоинства:

  • информативный экран;
  • режим заметок;
  • автоматическое тестирование узлов;
  • гибкая настройка.

Недостатки:

  • высокое энергопотребление.

Скат-5 может применяться практически во всех отечественных автомобилях. Удобная настройка системы оповещений обеспечит своевременное обращение в сервисный центр и повысит безопасность на дороге.

 

 

 

Лучшие маршрутные бортовые компьютеры

Модели этой категории используются для наблюдения всех основных параметров, связанных с движением автомобиля.

К ним относятся: средняя скорость за единицу времени или всю поездку, расход топлива, время в пути, пройденное расстояние, расчетное время прибытия.

Маршрутные БК зачастую оснащаются GPS-навигацией и широким экраном для отображения большего объема информации.

Multitronics VG1031S

5.0

★★★★★

оценка редакции

100%

покупателей рекомендуют этот товар

Прибор оснащен ЖК-экраном с возможностью выбора цвета подсветки. Он устанавливается без вмешательства в проводку путем подключения к колодке диагностики и может быть закреплен на лобовом стекле автомобиля.

16-разрядный процессор и постоянное обновление ПО обеспечивают быстродействие и устранение ошибок в работе. Бортовой журнал сохраняет информацию о 20 последних поездках и заправках для удобства отслеживания динамики работы основных узлов.

Достоинства:

  • индивидуальная настройка;
  • обновление ПО;
  • статистика поездок;
  • простота установки.

Недостатки:

Multitronics VG1031S поддерживает большинство известных протоколов диагностики, поэтому будет полезен владельцам любых современных автомобилей.

 

 

 

Штат UniComp-410ML

4.9

★★★★★

оценка редакции

92%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель обладает широкими возможностями для отслеживания динамических характеристик автомобиля. Она способна вести мониторинг таких общих параметров движения, как расход топлива за поездку, пройденное расстояние между маршрутными точками, время поездки.

Режим параллельного отслеживания позволяет производить учет показателей по двум независимым точкам отсчета.

Восемь настраиваемых мультидисплеев и энергонезависимая память обеспечивают удобство использования при заглушенном двигателе.

Достоинства:

  • информативный экран;
  • энергосберегающий режим;
  • точность отображения показателей;
  • гибкая настройка.

Недостатки:

  • сложность установки.

Штат UniComp-410ML может быть полезен при тестировании динамических характеристик и ведении учета показателей. Его стоит установить в автомобиль с большим пробегом или на машину такси.

 

 

 

Gamma GF 240

4.8

★★★★★

оценка редакции

88%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель оснащена экраном с разрешением 128х32 пикселей и имеет два мультидисплея, на каждый из которых можно вывести показания от 4 независимых контроллеров.

Прибор устанавливается на приборную панель и управляется с помощью двух вертикальных кнопок и вращающегося регулятора.

К измеряемым маршрутным и динамическим показателям относятся пробег на оставшемся топливе, время поездки, средний расход бензина, максимальная скорость, длительность прохождения отмеченного участка и простои.

Достоинства:

  • простота установки;
  • удобство управления;
  • низкая цена;
  • стабильность соединения с ЭБУ.

Недостатки:

  • энергозависимость памяти.

Gamma GF 240 используется как для контроля текущих показателей, так и планирования будущих маршрутов. Функция планирования стоимости поездки позволяет правильно рассчитать время и затраты на заправку в пути.

 

 

 

Вымпел БК-21

4.8

★★★★★

оценка редакции

88%

покупателей рекомендуют этот товар

Компьютер устанавливается в любом удобном месте салона автомобиля и отличается возможностью индивидуальной настройки датчиков.

К прибору можно подключить контроллер скорости с различным количеством импульсов на метр. Индикатор уровня топлива поддается калибровке для более точного отображения данных.

Интерфейс на русском языке, функция «горячей» кнопки и оснащенное подсказками меню обеспечивают удобство использования бортового компьютера даже неопытным водителем.

Устройство предоставляет данные о времени в пути, скорости движения, расходе топлива, превышении допустимой скорости, расчетном времени прибытия.

Достоинства:

  • удобство установки;
  • понятное меню;
  • гибкая настройка;
  • компактность.

Недостатки:

  • высокое энергопотребление.

Вымпел БК-21 используется в автомобилях как с инжекторными, так и дизельными или карбюраторными двигателями. Прекрасный помощник на дороге новичкам и опытным автолюбителям.

 

 

 

Друзьям это тоже будет интересно

 

 

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Читайте также:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Бортовой компьютер на ВАЗ, Lada - подобрать БК | Диагностика ЭБУ Январь, Бош, Интелма

Внимание! В этом разделе Вы можете подобрать бортовой компьютер для автомобилей марки ВАЗ / Lada / Лада. Для этого выберите модель Вашего автомобиля из представленного ниже списка. Список поддерживаемых автомобилей не окончательный и постоянно пополняется.


Если Ваша машина отсутствует в списке это не означает, что на нее нельзя установить бортовой компьютер. Можете посмотреть универсальные БК (подходят на большинство инжекторных автомобилей). Для получения подробной консультации по совместимости с моделью Вашего авто обращайтесь по телефону: +7 (495) 975-94-53 | Viber, WhatsApp - 7 (919) 543-93-88 или напишите нам на e-mail: [email protected] (модель, год выпуска Вашего авто и объем двигателя).


Выберите соответствующую модель и Вам откроется список бортовых компьютеров совместимых с Вашим автомобилем.

Модель: Lada Granta (ВАЗ-2190, ВАЗ-2191, Sport)

Год выпуска: с 2011
Объем двигателя: 1.6
ЭБУ: M74
Протокол: M74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Лада Гранта (Granta)
Модель: Lada Kalina (ВАЗ 1117, 1118, 1119)

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.4 / 1.6
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Калину (Kalina)
Модель: Lada Kalina 2 (ВАЗ 2192, 2194, Cross, Sport)

Год выпуска: с 2013
Объем двигателя: 1.6
ЭБУ: M74
Протокол: M74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Калина 2 (Kalina 2)
Модель: Lada Largus (Ларгус, R-90, Cross, XV)

Год выпуска: с 2012
Объем двигателя: 1.6 (K7M, K4M, ВАЗ-11189)
ЭБУ: Siemens EMS3132 и др.
Протокол: Рено

Смотреть бортовые компьютеры на Ларгус (Largus)
Модель: Lada Priora (ВАЗ-2170, ВАЗ-2171, ВАЗ-2172, ВАЗ-21708)

Год выпуска: с 2007
Объем двигателя: 1.6, 1.8
ЭБУ: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Приору (Priora)
Модель: Lada Priora-2 (Приора 2)

Год выпуска: с 2016
Объем двигателя: 1.6, 1.8
ЭБУ: M74
Протокол: М74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Приора 2 (Priora 2)
Модель: Lada Vesta

Год выпуска: с 2015
Объем двигателя: 1.6, 1.8 (21129, 21179, HR16DE)
ЭБУ: М86 Итэлма
Протокол: М86

Смотреть бортовые компьютеры на Ладу Весту (Vesta)
Модель: Lada XRAY

Год выпуска: с 2016
Объем двигателя: 1.6, 1.8 (21129, 21179, HR16)
ЭБУ: Siemens EMS3125
Протокол: EMS3125

Смотреть бортовые компьютеры на Икс рей (XRAY)
Модель: ВАЗ 2115

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2115
Модель: ВАЗ 2114

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2114
Модель: ВАЗ 2113

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2113
Модель: ВАЗ 2112

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2112
Модель: ВАЗ 2111

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2111
Модель: ВАЗ 2110

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75
Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2110

Модель: ВАЗ 2109

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2109
Модель: ВАЗ 21099

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 21099
Модель: ВАЗ 2107i

Год выпуска: с 2006
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2107
Модель: ВАЗ 2104i

Год выпуска: с 2006
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2104
Модель: ВАЗ 21214 / 21213 Нива Тайга

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.7 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Нива 21214 (Тайга)
Модель: ВАЗ 2131 / 2129 Нива Кедр

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.7 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Нива 2131 (Кедр)

Поддерживаются все известные автомобили ВАЗ (Lada) с установленными ЭБУ:
  • - Январь 5.1
  • - Bosch 1.5.4 (N)
  • - VS 5.1 Ителма
  • - Январь 7.2
  • - Январь 7.2+ Евро 3
  • - Bosch MP 7.0
  • - Bosch 7.9.7 (+) (в т.ч. Евро 3)
  • - М73
  • - М86
  • - Итэлма М74
  • - Bosch ME17.9.7
  • - Итэлма М74 CAN
  • - Итэлма М75
  • - EMS3132
  • - EMS3125

Не нашли свой автомобиль? Можете посмотреть универсальные БК (подходят на большинство инжекторных автомобилей). Или свяжитесь с нами для консультации по телефону: +7 (495) 975-94-53 | Viber, WhatsApp - 7 (919) 543-93-88 или напишите нам на e-mail: [email protected]

Все модели автомобилей ВАЗ:

112 Купе, 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2120 Надежда, 2123, 2129, 2131, 2154 Сталкер, 2328, 2329, 4x4 3D, 4x4 5D, Largus, Largus Cross, Largus Фургон, Natasha, Revolution, Riva, Samara Fun, Vesta, XRAY, Гранта, Гранта лифтбек, Гранта Спорт, Калина NFR, Калина Кросс, Калина седан, Калина Спорт, Калина универсал, Калина хэтчбек, Ока, Приора Купе, Приора седан, Приора универсал, Приора хэтчбек, Тарзан, Челнок

Карпьютер — Википедия

Карпьютер[источник не указан 855 дней] (англ. carputer) или Онбо́рдер[источник не указан 855 дней] (англ. onboarder) (другие названия — онборд[источник не указан 855 дней], автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC[источник не указан 855 дней], компьютер) — аналог домашнего персонального[источник не указан 853 дня] компьютера, установленный в автомобиле и специально предназначенный для работы в машине. Онбордеры используются для автонавигации, соединения с интернетом, развлечения, прослушивания музыки[1]. Возможности онбордера объединяют функциональность традиционных устройств узкого назначения (автомагнитол, навигаторов, DVD-плееров) с возможностями персонального компьютера.

«Бортовыми компьютерами» (Board Computer) (другие названия — БК, автобк, бортовик[источник не указан 855 дней], англ. tripcomputer) также называют дополнительные устройства с функциями маршрутного компьютера и одновременно диагностического автосканера.

Основным преимуществом автомобильного компьютера является функциональность. С использованием автомобильного компьютера отпадает необходимость в отдельной установке навигатора, парктроника, телевизора, DVD. Каждое из этих полезных устройств требует отдельное место для установки и управляется отдельно…

В автомобильном компьютере чаще всего управление организовано через сенсорный жидкокристаллический монитор (размеры от 7" до 15" по диагонали). Мониторы могут быть моторизированные и ручные, встраиваемые в консоль, имеют монтажные размеры 1\2DIN,1DIN или 2DIN, встраиваемые в крышу, отдельно стоящие (съёмные). Для разных марок автомашин есть мониторы, встраиваемые в приборную панель и полости.

Кроме ставших уже стандартными автомобильных функций — (телевизор, GPS, DVD) — автомобильный компьютер позволяет использовать в дороге интернет, что позволяет отслеживать пробки на дорогах, слушать интернет-радио, просматривать электронную почту, участвовать в видеоконференции, искать необходимую информацию вдали от дома или офиса, а также имеет множество других полезных функций. При подключении к ЭБУ с помощью кабеля OBD II, компьютер диагностирует электронику автомобиля, а при подключении видеокамер производит видеозапись дорожной ситуации. Автомобильный компьютер позволяет управлять режимами GPS — оперативно менять карты, использовать как векторные, так и растровые карты. Автомобильный компьютер может выполнять функцию антирадара (или подключиться к имеющемуся).

Для любителей быстрой езды на автомагистралях и частых поездок по многокилометровым пробкам автомобильный компьютер может иметь функцию управления инжектором. Можно в режиме реального времени делать мощнее или, наоборот, уменьшать мощность автомобиля для понижения расхода топлива и реализации более плавного начала движения (для пробок) у мощных двигателей. Для этого понадобится кабель (OBD II, ELM327, VAG-com и другие), для подключения процессора инжектора к карпьютеру, и соответствующее программное обеспечение.

Бортовые компьютеры российского производства «специализируются» в основном на получении информации с контроллера автомобиля, а также режимах оповещения об аварийных сбоях и калькуляции маршрутных и иных параметров.

В отличие от персонального компьютера, «бортовой маршрутник» имеет узкую ориентированность, направленную в первую очередь на диагностику и корректировку систем функционирования автомобиля.

Умение БК можно разделить на категории:

Диагностика
Это — диагностический тестер системы впрыска автомобиля (коды ошибок с расшифровкой).
Определение мгновенных параметров
Это — диагностический тестер параметров работы двигателя (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения вала, положение дроссельной заслонки, массовый расход воздуха, угол опережения зажигания, положение регулятора холостого хода)
Расчет маршрутных параметров
Это — маршрутный компьютер (остаток топлива в баке, прогноз пробега на остатке топлива, общий расход топлива, расход топлива за поездку, пройденное расстояние за поездку, средний расход топлива, цифровой спидометр, средняя скорость, движения за поездку, черный ящик скорости, время поездки, стоимость поездки).
Аварийный сигнализатор
Это — визуальное и звуковое оповещение водителя о нештатных ситуациях (опасный перегрев двигателя, недопустимое напряжение в борт сети, превышение порога скорости).
Дополнительные функции
Это — программирование сроков техобслуживания, ОСАГО, органайзер, функция такси, прогрев/прожиг свечей, управление порогом включения вентилятора охлаждения, дополнительные корректировки параметров, автоматический октан-корректор и т. д. и т. п. Также — функции голосовой поддержки.

Применяемые дисплеи:

  • ЖКИ 8-разрядный (RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 4-х параметров;
  • ЖКИ МАГНУМ 16-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем, световой фильтр - улучшение контраста при попадании прямого солнечного света), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • ЖКИ графический (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст), возможность отображения одновременно 4-х параметров и графического изображения;
  • ЖКИ 24-разрядный (синий фон/светлый текст, зеленый фон/черный текст или RGB-выбор спектра цвета пользователем), возможность отображения одновременно 8-и параметров;
  • PLED/OLED 8-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий-до минус 40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • PLED / OLED 16-разрядный (черный фон/зеленые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 6-и параметров;
  • PLED / OLED графический (черный фон/бирюзовые буквы, черный фон/желтые буквы, особоконтрастный/незамерзающий (до -40 градусов), возможность отображения одновременно 11-и параметров и графического изображения;
  • Сегментный цифровой индикатор (зеленые/красные цифры), 3/4/6-разрядный.

История автомобильных компьютеров началась в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Через 16 лет появился Apollo — прототип первого автомобильного компьютера, созданный корпорацией Microsoft, который так и остался прототипом[2]. В 2000 году американская компания Tracer создала и протестировала первый штатный онбордер, и наладила серийное производство. Существуют также китайские решения.

История создания бортового компьютера в России начинается с появления в отечественном автопроме инжекторных автомобилей. Диагностические устройства для этих автомобилей разрабатывала (единственная в Союзе) научно-исследовательская лаборатория № 15 при Тольяттинском государственном университете (заказчиками НИЛ-15 были ЗИЛ, МВД и Министерство обороны).Самый первый бортовой компьютер под названием ПКСУ (позже модифицированный и переименованный в Штат Х1) был разработан в этой лаборатории в 1987 году для микропроцессорной Лады-2108. Нашла инвесторов, доработала конструкцию и довела до серийного выпуска данное изделие — компания «Штат».

«AutoPC»[править | править код]

«AutoPC» является моделью карпьютера, совместно разработанной Clarion и Microsoft. AutoPC был создан Microsoft Automotive Business Unit (эта группа пошла на разработку нескольких продуктов для производителей автомобилей, в том числе Ford Sync, выпущенный в 2007 году).

Первый (и единственный) продукт был продан Clarion в качестве дополнительной услуги. Этот продукт использовал 60 МГц Hitachi с Sh4 процессор, работал на Windows CE. Устройство было оснащено 256x64 8-цветным LCD экраном, способным отображать информацию из программы навигации, также имело распознавание речи и возможность говорить. Оно также включало контакты и календарные приложения. Стандартная версия AutoPC (иногда называется Auto PC) также включала простые приложение, которые использовали дополненый GPS модуль для получения пользователем направления к месту назначения. Clarion продолжил эту работу с более сложными навигационными приложениями с отображением карты от поворота к повороту. Он имел рекомендованную розничную цену в $1799.

Clarion позже создала автомобильную операционную систему Joyride с использованием следующей версии поколения Windows CE. Она включала воспроизведения MP3 с помощью CD-R и CompactFlash карт. Она также включала улучшенную систему навигации, в том числе GPS-приемник и гироскоп для инерциальной навигации.

  • Вячеслав Пшеничников. Век новейших технологий ворвался в наши жизни. // Ladaonline.ru : информационно-аналитический портал АвтоВАЗ. — 2006. — № 310/2925.
  • Антон Титов. Цифровой автомобиль // Major : журнал. — 2008. — № 4.
  • Марк Бельский. Онбордеры и мы // Паровоз : журнал. — 2008. — № 3.
  • А. Коротков. Умный автомобиль, или ПК под капотом // Upgrade : журнал. — 2007. — № 12.
  • Денис Чиликин. Карпьютеры // За рулем : журнал. — 2006. — № 10.
  • Артем Богданов. Проект века // Автозвук : журнал. — 2006. — № 8.
  • Константин Курбатов. Бортовой самодержец // Терралаб (Компьютерра) : журнал. — 2006. — № 7.

Бортовой компьютер — Энциклопедия журнала "За рулем"

Бортовой компьютер - цифровое электронное вычислительное устройство, установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа - компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры, диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным ДВС.
"Бортовым компьютером" в обиходе часто называют обыкновенный маршрутный компьютер, а также диагностический автосканер.
На жаргоне Бортовой компьютер часто называют бортовик, онбордер, карпьютер, tripcomputer, onboarder, carputer, car PC

Универсальный компьютер

Любой компьютер, установленный в автомобиле - универсальный, сервисный, маршрутный - является бортовым. Поэтому уместней разделять компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций, повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные характеристики автомобиля.
Универсальный бортовой компьютер совмещает функциональность собственно компьютера РС, плеера DVD, телевизора, спутникового навигатора GPS. Иногда универсальный компьютер дополняют системой датчиков и исполнительных механизмов для реализации функций парктроника, управления двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами, управления форсунками и зажиганием двигателя для регулировки мощности и обеспечения экономичности.
Карпьютеры управляются посредством сенсорного ЖК экрана с диагональю от 7, до 15 дюймов. Выдвижная или присоединяемая клавиатура является опционным устройством управления.
Бортовые компьютеры этого типа обладают слабой степень интеграции в электрическую схему автомобиля, продаются в качестве опции или отдельно. При выходе компьютера из строя основная функциональность автомобиля не страдает.
Устоявшейся стандартизации бортовых компьютеров на сегодняшний день не существует. Поэтому конструктивное исполнение системных блоков универсальных компьютеров может быть любым (стандартизирован монтажный размер автомобильных ЖК мониторов - 1/2DIN, 1DIN, 2DIN). В большинстве случаев универсальный компьютер по устройству совпадает с обычным ПК, то есть содержит все основные узлы. Отличие лишь в том, что в бортовых компьютерах в качестве системного накопителя используются электромеханические винчестеры формата 2,5 дюйма, твердотельные накопители SSD или (в ранних моделях карпьютеров) микросхемы электронной флеш-памяти. Компьютер, изъятый из посадочного места в автомобиле и подключенный к блоку питания 12В может использоваться, как обычный ПК.

Маршрутный компьютер

Если серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000 году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью многих легковых автомобилей массовых серий.
В «классическом» виде маршрутный компьютер предназначен для вычисления и отображения параметров движения автомобиля и не связан с системой спутниковой навигации GPS. В современных автомобилях маршрутный компьютер может иметь интеграцию со спутниковым навигатором. Такие компьютеры оснащены не символьным, а графическим дисплеем, на котором могут отображаться не только маршрутные параметры, но и карта местности, по которой движется автомобиль (при этом сам набор отображаемых параметров движения может быть значительно расширен).
Маршрутный компьютер вычисляет и отображает следующие параметры - средняя скорость движения за единицу времени, средняя скорость движения за всю поездку, средний расход топлива, время в пути, расстояние до конечного пункта, пройденный путь за поездку, расчетное время прибытия на конечный пункт, время стоянки, расчет стоимости поездки (стоимости израсходованного топлива), другие параметры (вроде вычисления эксплуатационного расхода топлива во время движения в разных режимах - при ускорении, торможении, движении накатом).
Для отображения информации маршрутный компьютер оснащается символьным ЖК или OLED индикатором, встроенным в панель приборов или центральную консоль. Маршрутные компьютеры во внешнем исполнении, предназначенные для самостоятельной или опционной установки на автомобиль, обладают меньшей функциональностью, чем встроенные системы серийных автомобилей. Интегрированный маршрутный компьютер обычно совмещается с сервисным и управляющим компьютерами.

Сервисный компьютер

Сервисный или диагностический компьютер - клиентская часть общей системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного компьютера). Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок. Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы - на наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока, замыканий.
При обслуживании автомобиля в сервисном центре параметры, сохраненные в памяти диагностического компьютера, считываются серверной частью системы диагностики. На основе полученных данных составляется заключение о необходимости ремонта или дополнительного обслуживания агрегатов автомобиля.

Управляющий компьютер

Управляющий компьютер - главный блок общей системы электронного управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной функциональностью.
Среди основных функций управляющего компьютера можно выделить: систему управления форсунками, систему управления опережением зажигания, антиблокировочную тормозную систему, блок управления АКП, блок управления скоростными параметрами (круиз-контроль), система климат-контроля (управления климатическими параметрами салона автомобиля) и другие.
К основным функциям управляющего компьютера также относят определение мгновенных параметров работы двигателя - температуры охлаждающей жидкости, давления масла, частоты вращения коленчатого вала, расхода воздуха. Управляющий компьютер регулирует напряжение в бортовой сети автомобиля, ток заряда аккумуляторной батареи. Наконец, управляющий компьютер выполняет функции аварийного сигнализатора при перегреве двигателя, превышении напряжения в бортовой электросети, при превышении установленного или рекомендованного предела скорости движения, при начале движения с незастегнутыми ремнями безопасности и так далее.

Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеров

В развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции - объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.
Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Однако выходе из строя центрального компьютера водитель лишается сразу системы спутниковой навигации, средств связи, диагностики, аварийной сигнализации, а при глубокой интеграции всех систем и возможности продолжать движение в принципе.
Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины - двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее.
Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом.
Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности.
Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины.
В настоящее время без развитой системы компьютерного управления агрегатами автомобиля невозможно создание автомобилей с гибридной силовой установкой. Сегодня это наиболее «компьютеризированный» тип легковых автомобилей, выпускаемых серийно.

как установить бортовой компьютер на автомобиль самостоятельно

Любой современный автомобиль оснащается штатным бортовым компьютером – устройством, позволяющим получить основную информацию о функционировании всех узлов и механизмов транспортного средства. Кроме того, бортовой компьютер позволяет управлять дополнительными опциями авто, такими как мультимедийный центр, кондиционер или же подогрев стекол и сидений.

Некоторые модели автомобилей (как правило, базовые версии авто), или же устаревшие автомобили, в своем оснащении не имеют бортового компьютера. В статье пойдет речь о том, как самостоятельно установить это высокотехнологичное многофункциональное устройство на транспортное средство.

Бортовые компьютеры различаются по предназначению, отчего напрямую зависят и характеристики этих устройств. При выборе БК необходимо учитывать цели использования, и лишь после выбора «области» применения устройства, можно переходить к изучению характеристик моделей.

Характеристики

БК делятся на универсальные и узконаправленные. Устройства первого типа, определяют географические координаты, могут воспроизводить мультимедийные файлы и имеют возможность подключения к интернету. Что касается узконаправленные бортовых компьютеров, то их областью применения является диагностика транспортного средства, управление электронными системами авто, а также построение маршрута движения транспортного средства.

Что касается характеристик, то они полностью зависят от разновидности устройства. Так, универсальные БК, малопригодны для проведения диагностики транспортного средства, ну а узконаправленные, к примеру, предназначенные для построения маршрута движения авто, не подходят для загрузки и воспроизведения мультимедийного контента.

Важно! В зависимости от разновидности бортового компьютера, те или иные характеристики устройства, играют важную роль. Например, разрешение и диагональ экрана важны для мультимедиа файлов, или же просмотра карт при составлении маршрута. Ну а наличие огромного числа опций для управления электронными системами автомобиля, подойдут для узконаправленных бортовых компьютеров.

Особенности моделей

Как упоминалось ранее, модели бортовых компьютеров различаются, в зависимости от области их применения. Так, узконаправленные подразделяют на:

  • Маршрутные компьютеры

Бортовые компьютеры данного типа, позволяют проложить маршрут движения транспортного средства. К особенностям устройства можно отнести возможность автоматически определять координаты, и полноценный функционал навигатора. Из дополнительных показателей, можно отметить информацию о скорости передвижения, расходе топлива и погоде «за бортом».

  • Управляющие компьютеры

Рассчитаны на управление электронными системами. Позволяют вручную регулировать работу, начиная от  топливных заслонок силового агрегата, и заканчивая системой «климат-контроль».

  • Диагностирующие компьютеры

Устройство также носит название сервисного компьютера. Оно предназначено для поиска неисправностей транспортного средства. Важно отметить, что диагностический бортовой компьютер, встречается довольно редко. Функциями этого устройства, могут оснащаться универсальные бортовые компьютеры. Что касается функций сервисного БК, то к ним относят: Контроль состояния устройств электрообеспечения транспортного средства. Позволяет выявить такие проблемы как замыкания, перенапряжение, неисправность датчиков и осветительных приборов авто, утечки электрического тока. Мониторинг износа тормозных колодок и дисков. Мониторинг уровня масла и охлаждающей жидкости. Диагностика работоспособности всех систем транспортного средства. Реализована возможность сохранить полученные данные.

Важно! Кроме вышеперечисленного, устройство способно хранить сведения о возникновении тех или иных неполадок. После, на основе информации, формируется особый отчет, в котором предоставлены сведения о работоспособности систем транспортного средства, также в отчете даны рекомендации по системам, требующим ремонта.

Нюансы выбора борткомпьютера

При выборе БК, учитывают ряд факторов:

  • Марка блока управления.

В зависимости от модели БУ, нужно выбирать и соответствующий бортовой компьютер (БК, совмещает работу с БУ).

  • Тип силового агрегата.

В зависимости от того, какой двигатель установлен на автомобиле, зависит и выбор БК. Так, карбюраторные моторы, практически не имеют подходящих БК, для дизельного движка, уже можно найти некоторые БК, а для инжекторных версий моторов, предоставлен самый обширный выбор бортовых компьютеров. Стоит отметить, что производители авто с инжекторным двигателем, подготавливают место для установки и подключения БК, правда, само устройство в комплект не входит.

  • Область применения бортового компьютера.

Еще перед покупкой, надо определиться, в каких целях будет использоваться устройство. Если аппарат будет показывать температуру «за бортом», расход топлива и показатели экономии, и пробег, то можно приобрести дешевую модель. Если же, потребуется серьезная диагностическая электронная единица, то тут уже придется потратиться на приобретение более дорогой модели.

  • Рабочая температура БК.

При покупке, важно помнить о том, что бортовой компьютер будет вынужден функционировать как в мороз, так и в жару. Поэтому, важно выбрать устройство, устойчивое к длительному воздействию чрезмерно высоких и низких температур.

Самостоятельная установка БК

После приобретения подходящего устройства, нужно подключить приобретенное оборудование. Для функционирования БК, понадобится:

  • Источник постоянного напряжения +12В (как правило, эту функцию выполняет автомобильный аккумулятор).
  • Электропитание, поступающее на БК, в момент поворота ключа в замке зажигания. Благодаря этому, БК будет включаться одновременно с запуском мотора транспортного средства.
  • Напряжение при включении габаритных огней. Благодаря ему, БК автоматически настроит яркость экрана, и снизит ее при включении габаритов. Это же, позволит уменьшить расход запаса аккумулятора.
  • Масса.
  • Сигнал от датчика уровня топлива. Многие современные БК, не могут обойтись без него. Это связано с тем, что компьютеру нужны показатели датчика для автоматического расчета уровня расхода горючего.
  • Диагностические линии (K-line). Канал отвечает за предоставление информации обо всех системах авто.

На некоторых старых моделях, диагностическая колодка с наличием сигналов, не устанавливается. Для того чтобы получить напряжение +12 Вольт, потребуется подать питание на БК с замка зажигания, а габаритные огни подключить к прикуривателю. Массу можно взять с корпуса, либо с прикуривателя.

ВАЖНО! Перед проведением работ по подключению БК, нужно отключить питание АКБ.

Для подключения БК к топливному датчику, нужно внимательно изучить электрическую схему транспортного средства. Благодаря этому, можно отыскать нужный кабель для подключения. После, остается определиться с местом соединения, и подсоединить туда провод от БК. K-line, обыкновенно, располагается на диагностической колодке. Разъемы «Евро 2», оснащаются им в гнезде «М», а в «Евро 3», в гнезде «7».

Как правило, в стандартную комплектацию БК, включен датчик температуры. Его необходимо установить снаружи транспортного средства. Наиболее частым местом закрепления устройства, является левая часть бампера. Таким образом, на устройство не будет оказываться никакого лишнего теплового воздействия. Ну а провод от датчика, проводят в отверстия между моторным отсеком транспортного средства и салоном.

Что касается времени установки бортового компьютера на автомобиль, то оно занимает не больше 1–2 часов, но при этом, позволяет существенно сэкономить денежные средства (так, средняя стоимость установки бортового компьютера, равна 50 долларам США).

Как перепрошить бортовой компьютер?

Перепрошивка программного обеспечения бортового компьютера, позволит получить более точные показания с датчиков, а также исправить ряд ошибок, связанных с работой предустановленной системы. Образно говоря, перепрошивка БК, ничуть не сложнее переустановки операционной системы «Виндовс». Что касается конкретных моделей БК, то каждая имеет свою версию прошивки, но алгоритм замены ПО, на более совершенное индивидуален:

  • На ПК или ноутбук устанавливается программа для перепрошивки (например, BootLoader.exe).
  • Далее, следует подключить БК к персональному компьютеру.
  • Дальнейшим шагом, станет подключение питания.
  • В утилите для перепрошивки, нужно задать значение порта, к которому подсоединен кабель для передачи данных СОМ1.
  • При верно выполненном предыдущем шаге, появится кнопка «загрузить файл», и после ее активации, откроется окно, в котором необходимо выбрать файл прошивки формата «hex».
  • Далее остается нажать кнопку «Старт ISP», и через клавишу включения/выключения, перезагрузить бортовой компьютер. Индикатор загрузки будет доступен на дисплее ПК.
  • После завершения загрузки обновленного ПО, на экране высветится сообщение «загрузка окончена», а также системой будет предложено запустить контроллер. После подтверждения операции, необходимо проверить функционирование новой прошивки БК.

Нюансы настройки БК

После подключения БК, его нужно настроить. Для настройки БК, нужно выполнить следующий ряд действий:

  • Включить зажигание ТС и завести мотор.
  • Активировать режим установок.
  • Выбрать тип электронного блока.
  • Выбрать режим расхода топлива.
  • Выбрать показатели, которые будут отображаться на экране устройства, и отрегулировать яркость подсветки.
  • Завершающим, важным этапом настройки, станет определение условий включения вентилятора для охлаждения мотора. Чтобы задать условие включение «кулера», нужно указать температуру двигателя, при которой мотору требуется охлаждение.

Итоги

В подведение итогов, стоит сказать о том, что бортовой компьютер, полезное, и во многих случаях, существенно облегчающее жизнь автомобилиста, устройство. Тем не менее, время от времени, важно самостоятельно проверять уровень масла, и степень износа тех или иных деталей автомобиля, так как часто, электроника может давать сбои.

В видео подробно представлен алгоритм и нюансы самостоятельного монтажа БК в транспортное средство.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Бортовой компьютер - виды, основные функции и возможности "мозгов" для авто

Еще каких-то 40 лет назад люди, управляющие автомобилями, не могли и представить, что ждет в будущем автомобилестроение в целом. Если раньше человек делал такие вещи, как диагностику неисправностей самостоятельно, то сейчас это за него может сделать специальная электроника. Сегодня речь пойдет о бортовых компьютерах. Что такое бортовой компьютер? Разновидности, основные функции и возможности.

Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?

Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.

Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:

 

  • Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
  • Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.

Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.

Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора. 

Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.

Разновидности БК

  • Маршрутный БК

Является первым бортовым компьютером автомобиля, который стал серийно выпускаться в 2000-х годах. Конечно, они появились еще гораздо раньше, примерно, в 70-х на раллийных автомобилях для простейших вычислений данных, из которых складываются все параметры движения автомобиля. А вот на серийные автомобили они стали устанавливаться только в 21 веке. Кроме того, современные маршрутные компьютеры стали оборудоваться системой спутниковой навигации, которая не только предоставляет информацию о передвижении, но и выводит информацию о месте нахождения, а то и сам рельеф местности.

Основными задачами маршрутных компьютеров принято считать:

 

  • Время, за которое был пройден какой-либо отрезок пути.
  • Средняя скорость движения.
  • Километраж.
  • Средний расход топлива.
  • Общее время поездки.
  • Стоимость расходов по заправке.
  • Расчетное время прибытия к пункту назначения.

И это далеко не все параметры устройства. Такие компьютеры, как правило, имеют символьно-буквенное отображение данных. Современные компьютеры могут включать в себя также не большой сервисный сканер или даже управляющий модуль.

  • Сервисный компьютер

По-другому, его называют диагностическим, потому как в его основные функции входит поиск неисправностей автомобиля. Отдельно диагностический компьютер встречается очень и очень редко, потому, как он уже постепенно становится лишь функцией общей системы БК. А в полный перечень функций такой системы входят:

Общий контроль за электрической частью автомобиля. Это могут быть обнаруженные замыкания, утечки тока, перенапряжения, проблемы в осветительных приборах и каких-либо датчиках.

  • Наблюдение за износом тормозных колодок и прочих элементах, подвергающихся износу.
  • Контроль за уровнем каких-либо жидкостей. Это может быть масло в двигателе, ОЖ, тормозная жидкость, масло в коробке передач, редукторах и прочих системах, нуждающихся в постоянной смазке.
  • Полная диагностика всех систем автомобиля, с сохранением данных, полученных в результате проверки.

В памяти устройства хранятся все данные о наличии тех или иных ошибках. На их основании формируется специальный отчет о состоянии различных систем автомобиля и необходимости проведения соответствующего ремонта.

  • Управляющий компьютер

Разновидность ЭБУ, или как его еще называют, главный блок управления. Впервые компьютер компании IBM был установлен на автомобили марки BMW еще в далеком 1981 году. Такой компьютер имеет собственные независимые датчики и исполнительные механизмы, но чаще всего, его применяют в тесном взаимодействии с контроллером автомобиля. Такой компьютер может влиять на работу следующих систем и устройств:

 

  • АБС
  • Блок, предназначенный для управления автоматической коробкой передач
  • Управление электромагнитными клапанами (форсунками)
  • Система, отвечающая за положение угла опережения зажигания
  • Системы, отвечающие за климатические условия
  •  Круиз-контроль

И это далеко не весь перечень функций. Помимо них, компьютер может контролировать, отображать и другие, не менее важные параметры. К ним относятся:

  • Вождение автомобиля с непристегнутым ремнем
  • Количество потребляемого воздуха
  • Величина давления масла
  • Частота вращения коленчатого вала
  • Температура ОЖ
  • Регулировка электросистем, например, изменение напряжения бортовой сети и зарядного тока аккумуляторной батареи
  • Сигнализация, указывающая на перегрев мотора
  • Превышение скоростного режима

Тенденции развития бортовых компьютеров

В настоящее время, производители цифровых систем стремятся работать в двух направлениях – это объединить все функции компьютера в одну, единственную систему. Другое направление – это создание отдельных компьютеров, которые будут отвечать за конкретные задачи.

Конечно, объединение всех систем позволяет упростить процессы монтажа таких устройств и общей диагностики автомобиля, позволяя выводить наиболее точную информацию о контролируемых параметрах. С другой стороны, применение отдельных компьютеров позволит установить такое устройство даже на те автомобили, которые совершенно не предусматривают монтажа таких систем, однако при этом, количество функций будет ограничено.

Тем не менее, второе тип компьютеров сейчас распространяется намного стремительнее, в отличие от первого и постоянно совершенствуется. 

Бортовой компьютер своими руками? — легко! — Toyota Soarer, 2.5 л., 1995 года на DRIVE2

Давно была идея сделать бортовой/маршрутный компьютер в авто.
Есть готовые очень неплохие мультитрониксы — но с ними проблема, они не поддерживают наши старые тоетки по OBD (точнее авто не поддерживает OBD диагностику).

Решено сделать свое универсальное устройство, которое будет уметь все и все.
В качестве "мозга" — AVК контроллер Atmel AtMEGA640/1280/2560 серии.
Тем более, что плата готовая и подходящая по всем параметрам и возможному функционалу — давно валяется в загашнике, запасы от старого проекта :)

Функционально состоит из 2х частей — слева БП от 220В, справа собственно сам процессор.
Т.к. в авто уже есть 12В — то соответственно БП на 220 — нам не нужен. Сделано для универсальности.
На данной плате все сделано по максимуму именно для универсального применения — можно реализовать от примитивной елочной "мигалки", до системы "умный дом" — на сколько хватит фантазии.

Ну а касательно нашей задачи, функционал будет примерно следующий:
— вывод информации со всех датчиков, как штатных так и допольнительных, а это —
--- температура ОЖ ДВС
--- температура масла двигателя
--- температура ОЖ доп датчик (верхний патрубок радиатора)
--- температура масла в АКПП, в поддоне
--- температура воздуха во впуске
--- давление во впускном коллекторе (наддув)
--- время открытия форсунок / % загрузки
--- положение дросселя (% открытия)
--- напряжение в сети
— ведение логов и возможность записи информации на компьютер (ноутбук) по RS232

Функции маршрутного компьютера:
— скорость/пробег — суммарный/за поездку
— расход средний/за поездку
— снятие ограничителя скорости (для сток мозга)
— текущая передача АКПП (если кому интересно)

Любые доп. функции — кому на сколько хватит фантазии.
Можно как снимать данные с любых датчиков — например, поставить акселерометр (ADXL*) — и измерять ускорение. Либо управлять любыми внешними исполнительными устройствами.

На текущий момент стадия проектирования функционала, для наглядности пара "скринов" — экранчик пока такой, что под рукой было. Со временем может переделаю на графический — посимпатичнее будет внешний вид.


WAT — температура воды радиатор/ДВС
OIL -температура масла в двигателе/АКПП
IAT- температура воздуха во впуске INJ — время открытия форсунок
BST — давление во впуске (наддув) DRS — % открытия дросселя
FULLRUN — суммарный пробег/расход топлива
AVG — средняя скорость движения, средний расход топлива
CUR — текущая поездка, пробег/расход
SPD — текущая скорость движения, (можно еще добавить сюда же мгновенный расход топлива)


Вариант представления данных в виде "прогресс бара". На скрине буст и % открытия дросселя.

Все данные даны для примера. Пока на неподключенном к авто устройстве.

Может у кого еще какие мысли и предложения будут — каменты приветствуются.

Продолжение следует … (по мере сил и свободного времени).


Смотрите также