8 (495) 988-61-60

Без выходных
Пн-Вск с 9-00 до 21-00

Автомобильные антенны для радио внешние какие лучше


Немного об антеннах автомобильных радиостанций CB-диапазона… — DRIVE2

Как-то купил себе радиостанцию в машину, выбор пал на MegaJet MJ-300. Довольно-таки отличная радиостанция с самыми основными функциями, которые нужны при езде с радиостанцией. Но радиостанция без антенны никому не нужна. Тут и встал вопрос о выборе антенны…

На Митинском рынке, как и везде, где торгуют радиотоварами, выбор антенн огромен — от красивых коротких до практичных длинных… Пообщавшись с продавцами, я понял, что они примерно все схожи по своим параметрам, а разница только в длине и цене. И я выбрал себе не очень длинную антенну, дабы не привлекать к себе внимание спецслужб, да и как-то не эстетично бы смотрелась антенна на крыше "восьмерки" имея длину около 3-х метров…

У моего друга тоже такая же рация, но другая антенна (намного длиннее). Сравнив качество связи его рации и то, что имею я, в голову начали лезть мысли о том, что я где-то был не прав изначально, положившись на продавцов. Немного пошуршав мозгами, я пришел к выводу, что моя антенна немного не подходит для использования на данной частоте, несмотря на то, что специально была настроена на 27 MHz.

Одним из основных параметров, показывающих, насколько грамотно установлена и согласована с рацией антенна, является КСВ (коэффициент стоячей волны, он же SWR). Мягко говоря, этот коэффициент показывает, какая доля мощности отданного рацией сигнала ушла в эфир. Это проверяется на специальном приборе, который собственно на Митинке можно найти и приобрести, но смысла в его приобретении нет, поэтому на 3-м этаже этого же торгового центра расположился дедушка-связист, который все настроит и, при желании, может провести познавательную лекцию по связи, которую я частично прослушал… Вернемся к результатам показаний… Отличным считается результат, если КСВ равен 1.2, допустимым — 1.4-1.5, при КСВ>3 присутствует риск испортить рацию.

Следующий параметр — это длина антенны. Тут мнения многих продавцов расходятся… Оно и понятно, ибо каждый хочет "впарить" свой товар, а техническая часть вопроса их не интересует, т.к. они просто продавцы, а не ученые (хотя создается впечатление, что они довольно-таки умны).
В этом вопросе пришлось вспоминать курс высшей школы (к сожалению после приобретении антенны), т.к. при поверхностном изучении вопроса о длине антенны в интернете типа "какую длину антенны выбрать для автомобильной радиостанции" мнения так же расходятся.
Традиционная присказка гласит, что антенны много не бывает. Из присказки можно сделать вывод, что длинная антенна не всегда хорошо, ибо учеными была выведена формула эффективной длины антенны, при которой у нее наблюдается максимальная эффективность приема и передачи.

Собственно формула:
L=¼λ, где
λ — длина волны.

Длина волны рассчитывается по формуле:
λ=c/f, где
c — скорость света,
f — частота волны.

Несложно посчитать эффективную длину антенны.
Длина волны получается:
11,10342437037037037037037037037 (м)

Эффективная длина антенны:
2,7758560925925925925925925925926 (м)

Это точный результат, но такую точность никто не обеспечит, поэтому, округлив, получаем эффективную длину антенны равной 2,78 (м) (напоминаю, что это расчет для частоты 27 MHz)

Исходя из этого уже можно делать выбор понравившейся антенны из того изобилия, которое предлагается рядовому покупателю. Тут уже решает каждый сам: эстетический вид антенны, местность по которой передвигается автомобиль, ибо есть вероятность сбить антенну веткой, если ездить по лесу или т.п.
Хотелось бы еще обратить внимание, на тот факт, что в основании антенны находится согласующее устройство позволяющее проводить настройку антенны на заданную частоту и согласовывать различные виды штырей. На мой взгляд, можно иметь короткую антенну, но с грамотно настроенным согласующим устройством, то можно добиться от нее максимального результата…

Кстати, сюда бы я включил еще один параметр, который скорее всего, уже учли производители антенн при производстве оных — это диаметр трубки (штыря). Думаю, это будет полезно тем, кто изготавливает антенну самостоятельно… Но пост не об этом.

Про тип кабеля говорить не буду, т.к. не изучал, да и поставляется он вместе с антенной. Единственная рекомендация — не изменять длину кабеля, этим самым можно испортить настройки антенны… Затухание сигнала в нем минимальное, и на связь влияния оказывать не будет. Если он слишком длинный — лучше его смотать и где-нибудь спрятать в машине.

Следует упомянуть о выборе места установки антенны. Тут вариаций много, но законы физики не обмануть, и диаграмма направленности будет меняться в зависимости от места установки антенны.
Для обеспечения круговой диаграммы направленности антенны наиболее предпочтительным местом для установки автомобильной антенны является геометрический центр машины, расположенного на максимальной высоте от земли (у меня например это где-то около центра крыши). Это все описано в инструкции к радиостанции, поэтому, так же не буду на этом останавливаться.

Думаю, на этом свой пост закончу, т.к. основные параметры для выбора антенны я описал, далее дело вкуса и желаний, которые, прежде всего, будут определяющими при покупке…

Спасибо тем, кто дочитал до конца. Если где-то не прав, то прошу поправить…

Антенна для рации - как выбрать?

14.04.2018

Антенна для рации - как выбрать?

Как правильно выбрать автомобильную антенну для рации? Помните о том, что от Вашего выбора будет напрямую зависеть дальность и качество радиосвязи. Антенны для рации бывают различной конструкции и отличаются друг от друга техническими характеристиками. В данной памятке рассмотрены основные параметры, по которым достаточно просто выбрать автомобильную антенну.

  • Первый и самый важный пункт - это длина автомобильной антенны. Не вдаваясь в глубокие подробности физики радиоволн, скажем, что наиболее эффективным излучателем являются антенны размером в 1/2, 1/4, 5/8 и т.д. от длины излучаемой волны. Но даже четверть длины волны с частотой 27 МГц приблизительно равна 2,75 метра, поэтому идеальная антенна получится слишком громоздкой для установки на автомобиль. Выходом из этой ситуации является применение удлиняющей катушки. В любом случае, чем длиннее будет штырь антенны для рации - тем эффективнее она будет работать.
  • Отдельно стоит обозначить пункт о видах штыря. Собственно, бывает металлический штырь (часто именуемый "удочкой") и короткая, но толстая спиральная антенна (называемая на сленге "волшебной палочкой"). Штырь спиральной антенны представляет собой не что иное, как катушку в защитной оболочке. Эффективность такой антенны всегда будет ниже полноценного штыря. Поэтому, если вам нужна качественная связь на более-менее приличное расстояние (7-10 км), предпочтение следует отдать именно классической штыревой антенне. Установка "волшебной палочки" целесообразна если требуется связь на небольшие расстояния (до 2-3 км) и к качеству связи вы не предъявляете высоких требований.
  • Выбор типа крепления. Антенны для рации бывают врезные и на магнитном основании. В пользу первых говорят надежность крепления (антенну не сорвет встречным ветром или веткой), меньшее количество наводок и помех (достигается хорошим контактом антенны и массы автомобиля), как следствие - лучшее качество и большая дальность связи. В пользу магнитных - удобство установки, возможность оперативно снять и снова установить автомобильную антенну.
    Следует подумать, какие именно цели и задачи вы ставите. Если вы не лихач и не лезете на внедорожнике в непроходимые дебри, а периодически ездите по трассе и время от времени узнаете обстановку на дорогах - вполне можно обойтись автомобильной антенной на магните. При более экстремальных условиях эксплуатации автомобиля, лучше установить врезную. Кстати, как зачастую кажется новичкам, для этого совсем не обязательно сверлить отверстие в кузове автомобиля. Существуют различные виды креплений под врезное основание: на водосток, на рейлинг, на крышку багажника или на стойку зеркала. Главное при установке – обеспечить надежный, полноценный контакт между креплением и кузовом автомобиля. Важно понимать, что кузов – это тоже ЧАСТЬ вашей антенны и просто обеспечить электрический контакт проводком недостаточно.
  • Выбор места установки автомобильной антенны. Тоже достаточно острый вопрос, вызывающий немало споров. Можно сказать одно: чем выше, тем лучше. Идеально – по центру крыши. Важно, чтобы антенна располагалась как можно выше и рядом не было мешающих и экранирующих сигнал предметов, вроде кондиционера, решетки или спойлера (даже если они пластиковые). Остальным можно пренебречь.
  • Настройка автомобильной антенны. Ваша антенна может быть сколько угодно качественной и замечательной, но очень важно и правильно настроить её, добившись оптимального показания КСВ. Говоря простым языком, КСВ показывает, насколько эффективно излучается подводимый к антенне сигнал. При КСВ, равном 1 весь сигнал, подводимый к антенне, излучается в эфир, однако, на практике данное значение недостижимо. Нормальным считается КСВ в диапазоне 1-1,5, удовлетворительным - 1,5-2, плохим - 3 и более. При слишком большом значении КСВ ваша рация не столько излучает сигнал в эфир, сколько "загоняет" в себя обратно. Как следствие, она может перегреться и сгореть. Работать при КСВ более 3 не рекомендуется, не говоря уже о том, что при большом значении КСВ вы теряете бОльшую часть потенциала вашей рации и антенны. Поэтому, антенну нужно настраивать верно и время от времени эту настройку проверять. Заметим, что при переносе антенны на ДРУГУЮ машину КСВ придется настроить заново. Или хотя бы его проверить.

Таковы основные несложные, но важные правила выбора и эксплуатации автомобильной антенны. Хорошего вам приема и 73!

Optim CB-92
Врезная антенна спирального типа. Возможна установка на кронштейн.
Optim CB-82 MAG
Невысокая антенна спирального типа на магнитном основании 120 мм. Ориентировочная дальность связи 3-4 километра.
Optim ML-145
Антенна на магнитном основании 145 мм высотой 1.5 метра. Ориентировочная дальность связи 5-7 километра.

 

 

Автомобильные антенны можно приобрести в нашем магазине в Челябинске, а также купить с доставкой в города России и Казахстана. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:
Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Перечень городов, в которые производится доставка антенн для авто, постоянно пополняется.

Также мы осуществляем доставку автомобильных антенн транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань - компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск - компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск - компанией ЖелДорЭкспедиция.

В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск - компанией КИТ.

Доставка автомобильных антенн возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Астана, Актобе, Аксу, Атырау, Аксай, Алматы, Балхаш, Байконур, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Караганда, Кировград, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Семей, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Каскара, Казанское, Боровский, Петропавлоск, Ромашево, Голышманово, Павлодар, Тарманы, Талдыкорган, Жезказган, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск, Экибастуз.

Узнать подробнее о доставке...

Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!


Автомобильные антенны гражданского диапазона

Мне очень часто задают вопросы, какую антенну я бы посоветовал для автомобиля. В этой обзорной статье я постараюсь осветить свое виденье этого вопроса. Антенн на рынке много. Очень много, и запутаться в их многообразии довольно просто, а еще сложнее ответить на вопрос, какая же антенна действительно нужна для тех или иных задач.

В общем виде, автомобильные антенны разделяются по типу крепления на кузов автомобиля. Как было уже неоднократно сказано на различных авторитетных ресурсах, покупая автомобильную антенну вы покупаете только половину будущей антенны, второй половиной является кузов вашего автомобиля и от того, как вы установите антенну на кузов, будет зависеть качество приема и передачи. Не последнюю роль играет и сама антенна, но об этом чуть ниже.

Забегая вперед хочу сказать, что от размеров антенны (применительно к автомобильным), напрямую зависит эффективность связи. Иными словами, чем больше и длиннее антенна, тем эффективнее она работает, чем меньше и короче, тем хуже будет связь, как на прием, так и на передачу. Максимальной эффективностью обладает, так называемая четверть. Антенна без удлиняющих катушек, длиной 2,75м. Она имеет единичное усиление. Остальные автомобильные антенны работают хуже, чем четверть и уменьшение размеров пропорционально ухудшает их характеристики.

Классификация

Автомобильные антенны можно разделить на врезные и устанавливаемые на магните. Антенны врезанные в кузов автомобиля имеет максимальную эффективность.

Главные правила установки врезных антенн:

  1. Антенна должна быть установлена на честную массу, несущий кузов. Устанавливать антенны на навесные элементы (фальшивую массу), двери, капот, багажник не целесообразно. Эффективность такой установки сводится к эффективности магнитной антенны и мы теряем, примерно 30% эффективности на передачу. Прокидывать массу разными проводочками до несущего кузова бессмысленно. Это будет не радиотехническая земля, а громоотвод. После такой операции багажник или дверь хорошей землей не станут. На радиочастоте такой проводок будет являться LC цепочкой с плавающими параметрами, которая будет непредсказуемо влиять на настройку антенны. Надо сказать, что иногда такой фокус срабатывает, но чаще всего нет.
  2. Высота и место установки антенны играют важную роль. Чем выше установлена антенна, тем эффективнее она работает. Установка «в крыло» или, еще хуже, в бампер сократят дальность приема-передачи процентов на 40. Лучше всего ставить антенну в центр крыши. Есть мнение, что установка на кронштейн, в угол крыши, никак не проигрывает установке в центр. Это не совсем так. В городе из-за переотражений эффект направленности выражен не будет, а вот на трассе или открытой местности, при работе на большие расстояния, направленность такой системы будет очень заметна. Причем, чем эффективнее антенна, тем заметнее будет эффект. Антенна будет эффективнее работать в сторону большей площади железной крыши.
  3. Если антенна врезается в крышу, место установки обязательно усиливается дополнительной стальной пластиной.

Еще один вариант крепления антенн, это кронштейн под рейлинг или на водосток. Такая установка чуть хуже врезки в центр крыши, но по большому счету не сильно ей проигрывает. Минусом такой установки является искаженная диаграмма направленности, вытянутая в сторону большей площади крыши. Место установки кронштейна должно иметь хороший контакт с массой кузова.

Антенны на магнитном основании

Это то, с чего начинают все, или почти все кто хочет познакомиться с гражданским диапазоном (смотри статью эволюция си-бишника — автомобилиста). В среднем, магнитка проигрывает врезной антенне, примерно 30% по эффективности. Связано это с особенностью системы ее запитки. У антенны на магните есть ряд недостатков. Кроме пониженной эффективности, такая антенна царапает крышу машины, места соприкосновения кабеля и кузова. Способна слететь от порывы ветра на скорости более 150км/ч и натворить дел, помяв кузов и побив стекла в автомобиле (на моей памяти такого не было, но народная молва твердит). Длину кабеля магнитки произвольным образом менять нельзя, антенна перестанет работать. В общем, рекомендовать магнитку для хорошей связи нельзя. Однако ниша у этих антенн есть. Их можно использовать для создания «бомж-комплекта» из такой антенны и рации питаемой через прикуриватель. Полезно для радиофикации автомобиля, на котором не установлено никакое оборудование связи.

Как я уже писал выше, чем длиннее антенна, тем эффективнее она работает. Любая автомобильная антенна стремится стать четвертью (2,7м). Понятное дело, что не каждый согласится воткнуть себе в крышу удочку длинной 2,7 метров, поэтому все промышленно производимые антенны укорочены физически и удлинены электрически до размеров четверти, катушкой в основании. У некоторых для этого используется автотрансформаторная система согласования (две катушки, одна в основании антенны, вторая в основании штыря), у некоторых просто катушка, последние для использования не рекомендуются в силу незащищенности от статики и отсутствия защиты от соприкосновения с линией электропередач, контактной линии троллейбуса и пр. Некоторые антенны имеют катушку в центре штыря, что лучше чем катушка в основании, а отдельный класс антенн, для уменьшения размеров вообще сделаны в виде спирали (Т3-27).

Что касается конкретных моделей антенн, которые можно рекомендовать для установки на автомобиль, описываю только то, с чем реально приходилось иметь дело. Так что это список далеко не полный, и будет со временем дополняться.

Антенны фирмы Lemm

Lemm AT-3001 Turbo Star – Врезная антенна класса 2м. Самая эффективная из всех Lemm выпускаемых промышленно. Дорогая, тяжелая. Найти в продаже очень сложно, стоит дорого. За цену этой антенны можно купить 3 Lemm AT-2001 Turbo.

Lemm AT-2001 Turbo – Врезная антенна класса 2м. Вторая по эффективности, и самая популярная их этой серии антенна. Тяжелая, надежная и неприхотливая. Может быть рекомендована для использования. Сейчас появилось большое количество подделок AT-2001й, поэтому для покупки может быть рекомендована Optim CB-2001 Turbo.

Lemm AT-73 – Антенна класса 2м. По эффективности работает не сильно хуже AT-2001 Turbo, но значительно легче и предназначена для работы на магнитном основании. Впрочем, легко переделывается для установки под врезку (удалить виток из горячей катушки). Имеет клона Optim CB-73. Рекомендуется к использованию.

Lemm AT-1000 Eagle – Врезная антенна класса 1,5м. Младший брат AT-2001 Turbo. Чуть менее эффективная. Не подделывается. Если 2 метра, для Вас, это перебор, то эта антенна, то что Вам нужно. Хорошая антенна, но привередливо относится к хорошей массе, не всегда можно настроить с первого раза.

Lemm АТ-72 – Врезная антенна класса 1,5м. Не имеет автотрансформаторной системы согласования, в связи с чем, применение ее на высоких грузовиках может быть опасно. Задев такой антенной за троллейбусную линию, вы спалите не только саму антенну, но и радиостанцию. В остальном нормальная антенна для своих задач. Имеет довольно широкую полосу пропускания и не так требовательна к хорошей земле, эффективность ниже чем у AT-73.

Lemm AT-1002 MiniTurbo – Врезная антенна класса, 1м. Младший брат AT-1000 Eagle. Катушка сделана надежнее, однако эффективность этой антенны процентов на 15-20 ниже чем у AT-1000 Eagle.

Остальные антенны этой фирмы рассматривать не стоит, в силу их низкой эффективности и низкой конструкционной прочности.

Антенны фирмы Sirio

Sirio 5000 Performer (5000 Turbo) – Врезная антенна класса 2м. Отличный вариант от фирмы Sirio. Имеет сопоставимую с AT-2001 Turbo эффективность. Более мягкий штырь. В остальном, тоже может быть рекомендована к приобретению и использованию. Версия Turbo имеет хитрый узел быстрого складывания, впрочем спереть такую антенну проще.

Sirio Performer P-1000 – Врезная антенна класса 2м. Менее навороченная, чем 5000 Performer, но, тем не менее, тоже эффективная антенна. Ее можно сопоставить с AT-73 от Lemm. Тоже может быть рекомендована для приобретения и использования.

Sirio Turbo-3000 – Врезная антенна класса 1,5м. Вполне приличный вариант, если двухметровая антенна вам не по ряду причин не подходит, по сути аналогична AT-1000 Eagle.

Sirio ML-145 – Антенна на магнитном основании, длиной 1,5м. Клон Alan ML-145. Несколько самобытный, но это не мешает ему активно продаваться везде где только можно, в связи с чем на рынке есть куча подделок этой антенны. Настраиваются подделки заметно хуже оригинала. Оригинал подойдет для организации «бомж-комплекта».

Sirio T3-27 – Спиральная антенна на магнитном основании. В народе именуется фаллоимитатором и палочкой Гарри Поттера. Имеет длину 70см и активно впаривается ушлыми продавцами, как супер-пупер антенна. На деле способна работать километров на 5, и не больше, поскольку конструкция представляет собой не антенну, а эквивалент нагрузки настроенный на определенную частоту. Не смотря на низкую эффективность, у такой антенны есть и плюсы. Очень узкая полоса пропускания не дает помехам «забивать» приемник станции, что положительно сказывается на качестве приема близких корреспондентов. Дальних вы просто не услышите. Для серьезного применения не рекомендуется, но тоже может быть использована при формировании «бомж-комплекта» для общения в колонне. В силу большой популярности, активно подделывается всеми кому не лень. Подробнее здесь.

Антенны фирмы Alan

Alan 9+ — Врезная антенна класса 1,5м. Очень любима дальнобойщиками за свою дешевизну. Настраивается плохо. Не имеет автотрансформаторной системы согласования. По эффективности не представляет ничего особенного. Конструктивно схожа с Sirio Super 9. Не рекомендуется к приобретению.

Alan ML-145 – Легендарная МЛка. Именно с нее скопировали свои антенны ML-145 фирмы Sirio, Optim, Euro CB и еще бог знает кто. Если и выбирать из магниток, то только ML-145 от фирмы Alan. Это наиболее надежная, легко настраиваемая и эффективная антенна из всего спектра ML-145. Отлично подойдет для организации «бомж-комплекта».

Антенны фирмы Optim

Optim CB-2001 – Врезная антенна класса 2м. Полный клон Lemm AT-2001 Turbo. Улучшен изолятор на котором намотана катушка согласования. Конструкция выполнена надежнее оригинала. Рекомендуется к приобретению и использованию.

Optim CB-27 Mag – Клон Alan ML-145. Несколько лучше, чем Sirio ML-145. Легче настраивается и работает стабильнее. Может быть рекомендована к приобретению для создания «бомж-комплекта».

Optim CB-51 – интересная антенна для экспериментов, но не для использования на автомобиле. Представляет собой гибрид из Sirio T3-27 и штыря воткнутого в верхушку антенны. Очень узкая полоса, и сложная настройка, убегающая при первой возможности. Эффективность, не сильно выше T3-27. Антенна к приобретению не рекомендуется.

Это незавершенная статья. Она будет дописываться, и дополняться по мере поступления нового материала.

Всем удачи, 55, 73!

Антенны на магните или как сделать БОМЖ-комплект

Рынок автомобильных антенн чрезвычайно широк. Придя в магазин за автомобильной антенной Вы будете поражены разнообразием этих самых антенн. Во всем этом многообразии ориентироваться довольно сложно. Основные ходовые модели я описывал в одной из своих статей, рассмотрел вопрос кротких антенн гражданского диапазона. Осталось выделить в отдельный класс автомобильные антенны на магните и подробно рассказать о них.

Антенны на магните

Вообще, антенны на магните гражданского диапазона, это исключительно маркетинговое решение! Производители антенн, зная психологию потребителя привязанного нежной любовью к своему железному коню придумали подобные антенны для тех, кто не хочет стационарно ставить оборудование связи, дырявить крышу (смотри 1 и 2 ступеньку эволюции си-бишника), ну или для таксистов которым настоящая связь нафиг не сдалась (базу слышно и хорошо). В результате, в силу не грамотности потребителей, этот тип антенн пользуется бешеной популярностью, а производители и продавцы успешно набивают кошельки.

Принцип работы

Принцип работы такой антенны довольно прост, не затейлив и основан на компромиссе. Как мы знаем, коаксиальный кабель, имеющий определенную длину равную половине длине волны умноженный на коэффициент укорочения кабеля, на нужной частоте может быть повторителем импеданса. Иными словами, сопротивление 50 Ом на входе кабеля, останутся 50 Омами на выходе кабеля. Поскольку подвести реальную массу для магнитной антенны невозможно, а она должны быть, чтобы антенна хоть как-то работала, применяют этот нехитрый прием, который в совокупности с емкостной связью подошвы антенны с кузовом автомобиля способен имитировать реальную массу в точке установки антенны.

Недостатки

Поскольку реальная масса у такой антенны отсутствует и подводится она «виртуально», такая система согласования порождает довольно большие потери равные примерно 3dB, что эквивалентно снижению эффективности, как на прием, так и на передачу, вдвое! Это если не считать потери в системе согласования укороченного штыря. В реальности, все еще хуже.

Магнитки очень капризные  и требовательные к себе особы. Параметры этих антенн не стабильны и сильно зависят от того как установлена антенна на автомобиле, как проложен кабель и хорошая ли масса на радиочастоте обеспечена в месте подключения радиостанции.

Кроме того, антенна на магните царапает лакокрасочное покрытие в месте установки. Песок, неизбежно попадающий под магнит при движении, вполне способен послужить отличным абразивом и ободрать Вам краску на крыше или багажнике. На отечественных машинах кабель магнитки способен протирать в местах соприкосновения краску до металла (краска тонкая), сам был свидетелем такого результата на УАЗе Патриоте.

Поговаривают, что магнитки с маленькой площадью магнитного основания, типа T3-27, способны слетать на скорости выше 120 км/ч и представлять опасность для кузова автомобиля и стекол. Сам не видел такого, но оснований не верить этому нет.

Длину кабеля магнитки нельзя изменять произвольным образом. Она должна быть равна примерно 3,7-4м (зависит от типа кабеля). У этого типа антенн, это часть системы согласования. Удлинив или укоротив произвольным образом, кабель такой антенны вы превратите ее в шампур для шашлыка, поскольку свои свойства как антенна, она потеряет.

Кабель во всей этой системе — узкое место в плане помехозащищенности. Все, поголовно, антенны на магните собирают мусор с бортовой сети автомобиля. Будь то ксенон, генератор, бензонасос или какой-то еще источник шума, вы их гарантированно услышите  и они своими помехами «убьют» Вам прием дальних корреспондентов практически гарантированно.

Но не все так плохо! У магнитки есть и плюсы. Их гораздо меньше, чем минусов, но тем не  менее.

Достоинства

Самый главный плюс такой антенны, это ее мобильность. Снял – убрал — перенес на другую машину. Магнитка идеально подходит для создания так называемого БОМЖ-комплекта. Или комплекта Без Определенного Места Жительства кочующего из машины домой или в другую магшину. Такой комплект состоит из простой, дешевой радиостанции (MJ-100, MJ-150, MJ-300, TTI 551) с припаянным на провод питания разъемом для подключения в прикуриватель и антенны на магните. Это рабочий комплект таксиста или человека очень далекого от связи.

БОМЖ-комплект можно собрать для себя, для того чтобы радиофицировать другую машину в колонне. Если Вы собрались ехать на дальняк в колонне из нескольких машин, то такой дешевый и доступный вариант радиофикации имеет место быть. Здесь сгодятся даже короткие антенны типа T3-27 или Sirio Mini Snake. Для чуть более серьезного БОМЖ-комплекта лучше использовать что-то более эффективное, вроде антенн из семейства ML-145. Для этих целей сгодиться любая антенна из этого семейства.

Выводы

В заключение хочется еще раз повторить и предостеречь тех кто собирается использовать магнитные антенны на постоянной основе. Перечитайте еще раз недостатки этих антенн и крепко задумайтесь, что Вам нужно? БОМЖ-комплект или хорошую связь?

Если Вам нужна хорошая связь, магнитка — это не для Вас! Законы физики обмануть нельзя, равно как и купить поющую канарейку за копейку! Увы, это так.

Всем удачи, 55, 73!

Короткие антенны гражданского диапазона. Быть или не быть?

Очень много споров возникает вокруг коротких автомобильных антенн гражданского диапазона. Пожалуй, ни один тип автомобильных антенн не удостаивается такого внимания на форумах как короткие. Это, конечно понятно, не каждый автолюбитель согласится поставить на крышу своей машины длинную удочку, цеплять ветки, потолок в парковках и так далее. Однако сразу напрашивается вопрос, а зачем людям, которые ставят короткие антенны связь? У этих антенн есть своя, довольно узкая ниша, где их использование оправдано и целесообразно. Давайте разберемся.

Начать, наверное, нужно с вопроса, который каждый автолюбитель си-бишник должен себе задать: «А зачем мне связь?». У каждого будет свой ответ, но 99% ответов на этот вопрос будет приблизительно такой: «Для прослушивания дальнобоев и общения в 15 канале».

Как правило, попадая в среду си-бишников автомобилистов и загоревшись идеей радиосвязи среди себе подобных, человек, не прислушиваясь к советам окружающих, идет на рынок и по совету ушлых продавцов покупает себе «комплект для 15 канала». Радиостанцию, не суть важно какую (обычно какой-нибудь неликвид вроде древних мегаджетов), и, как правило, короткую антенну. Поскольку продавцы сами не знают, что продают и очень хорошо умеют «ездить по ушам», впаривать товар, короткая антенна рекламируется как «компактная, отличная, очень эффективная, не хуже длинных» (стоят они, кстати, одинаково, а зачастую и дороже длинных). На неподготовленные уши начинающего си-бишника навешивается тонны лапши, а мозги заполняются отборным бредом, в результате которого он довольный, покупкой отправляется к своему автомобилю и про себя думает, что, какие же дураки, кто ездит с длинными антеннами. Впереди его ждет разочарование, но это будет несколько позже.

Коротких антенн довольно много, среди них: самая знаменитая Sirio T3-27, менее распространены Sirio Triflex, Sirio Mini Snake, Sirio Cellular 33S, Sirio Mini Mag, еще меньше, President MISSOURI, President GEORGIA и куча их клонов.

Как известно из практики, лучший усилитель, это антенна. Именно антенна, а не радиостанция, на 80% определяет качество связи. Чем лучше антенна, тем лучше связь и наоборот. В первом приближении, можно сказать, что чем длиннее антенна, тем лучше она работает. Для гражданского диапазона, где длина волны составляет примерно 11 метров, максимальный разумный размер автомобильной антенны составляет 2,7 метра, это так называемая четверть. Да-да, такие автомобильные антенны тоже есть, это самая эффективная и мощная из всех антенн, что можно стационарно установить на автомобиль. Все остальные антенны, класса 2м, 1,5м, 1м, и так далее, являются укороченными вариантами четверти. Это те же самые четверти, укороченные физически, но удлиненные электрически катушкой в основании, катушкой в центре штыря или сама антенна представляет собой катушку, как, например, Sirio T3-27. При уменьшении размеров антенны падает ее эффективность, это происходит из-за потерь в элементах согласования, потерях на нагрев и прочих потерях растущих при уменьшении размеров излучателя. Потери растут по экспоненте. Излучатель меньшей длины не является резонансным и его необходимо согласовывать при помощи дополнительных элементов, в которых теряется часть энергии передатчика, порой до 80%.

Короче говоря, короткие антенны конкурировать с длинными, по определению, не могут. Они, безусловно, настраиваются на определенную частоту, имеют при этом довольно узкую полосу, это, кстати, одно из достоинств, оно же является недостатком, но при всем при этом, их эффективность на передачу и прием крайне низка.

Плюсы коротких антенн:

  1. Размер и внешний вид, вес. С этим не поспоришь.
  2. Узкая полоса. Антенна работает как преселектор на прием и не перегружает приемник радиостанции мусором из эфира.

Минусы коротких антенн:

  1. Крайне низкая эффективность на прием и передачу.
  2. Подводимая мощность ограничена конструктивом, обычно, не больше 20-50 ватт.
  3. Узкая полоса ограничивает диапазон применения антенны.

Для чего же применяются короткие антенны?

Короткие антенны имеют свою нишу применения. Они предназначены для ВРЕМЕННОЙ радиофикации автомобиля, на котором не установлено никакое связное оборудование, для целей поддержания связи в автоколонне, например для создания «бомж-комплектов».

Для серьезной связи на расстояние более 4-5 км эти антенны не годятся. Единичные случаи связи с такими антеннами на дальнее расстояние, больше 10-15км, это скорее исключение, чем правило и возможны только в режиме автомобиль – база, а не автомобиль – автомобиль.  Кто-то может возразить, что, мол, для связи с дальнобойщиками этого вполне достаточно, но это не так. В наших реалиях, когда у каждого, чуть ли не первого дальнобоя вместо антенны воткнут в рацию ржавый гвоздь или просто провод, ну или антенна установлена на пластиковый козырек над кабиной, или еще каким-нибудь способом не совместимым с хорошей связью. Обеспечение своего автомобиля нормальным оборудованием, задача первой важности. Для тех, кто уже успел покататься по просторам нашей родины с радиостанцией, наверняка замечали, что дальнобойщики друг друга слышат очень плохо. Как правило, зовут кого-то в эфире они, только находясь в прямой видимости и, например, встав в пробку, каждый новый подъезжающий кричит в рацию: «Ребят, а далеко толкаемся?», «Ребят, а далеко колеечка?». Им, конечно же, отвечают, но подъезжают новые и спрашивают тоже самое. Как Вы думаете почему? Они не слышат ответов тех кто уже встал в пробку!

Простой пример из жизни. Допустим, вы едите по трассе и захотели узнать дорожную обстановку. Вы кричите в эфир: «Ребята подскажите дорожку до города Н», но все молчат. Тут на встречу попадается фура и Вы, обращаясь в водителю, спрашиваете у него обстановку. Скорость фуры 90км/ч, Ваша скорость 90км/ч. По отношению Друг к другу, Вы будете вначале сближаться, а затем удаляться на скорости 180км/ч. За 30 секунд вы разъедитесь на расстояние 1,5 км. Учитывая плачевное состояние антенн у дальнобойщика и наличие короткой антенны у Вас, вы перестанете слышать друг друга примерно через 10-20 секунд. Сюда еще нужно приплюсовать влияние рельефа, который тоже не способствует передаче радиоволн. Иными словами, если дальнобойщик Вас услышит, пока он возьмет в руки гарнитуру, пока будет говорить, вы просто не примите его сообщение целиком. Ну и кому нужна такая связь?

Поэтому, для того, чтобы хорошо слышать и хорошо передавать, нужно иметь хорошую антенну. К сожалению, короткие антенны к хорошим отнести нельзя, поскольку они пригодны только для тех задач, для которых их рассчитывал производитель, как нельзя игрушечным молотком забивать гвозди.

Многие покупают комплект оборудования не для постоянного использования, а для редких поездок на «дальняк» во время отпуска. И тут мы тоже видим подобную картину. А вот теперь задумайтесь, случись, что в дороге, нужно позвать на помощь, а у Вас только короткая антенна. Далеко Вы крикните? Нет. Далеко ли услышите? Нет. Вот уж где действительно, нет места для споров.

Всем удачи, 55, 73!


Смотрите также