Всем привет!
Сегодня расскажу вам о том, как должна проводиться покупка авто в Белоруссии.
Сейчас, несмотря на изменившуюся ситуацию на авторынке, автомобили из Беларуси продолжают пользоваться спросом у россиян.
Однако тут есть несколько особенностей, определяющих наличие смысла в приобретении того или иного варианта, которые могут быть как привлекательными, так и невыгодными. Также есть важные нюансы, касающиеся автомобильной документации.
Обо всем этом я расскажу вам в данной статье, т. к. без этой информации покупателю могут сбыть, то что потом доставит много проблем в РФ.
Ситуация ценового баланса между белорусским и российским авторынком менялась не единожды. Этому способствовали как экономические, так и политические процессы.
В Белоруссии (РБ), на рубеже 2005 – 2010 годов, правительственный курс какое-то время был ориентирован на баланс между европейскими и традиционными стандартами. В связи с этим в стране приняли немало законов, основанных на европейских принципах. В результате, в РБ появилось множество нерастаможенных иномарок, на которых по республике дозволялось ездить даже на номерах ЕС.
Потом был взят курс на полную, в том числе законодательную, интеграцию в Таможенный Союз (ТС). А в июле 2010 г., в связи с некоторыми изменениями нормативных актов о перемещении товаров внутри ТС, сложились очень прибыльные условия для покупки автомашин в РБ и вывоза их в Россию.
На тот момент в республике было много неплохих проходных авто, которые по окончательной стоимости оказывались значительно дешевле российских вариантов. Тут сказывались особенности белорусского налогообложения ввозимых иномарок (НДС) и возможность их беспошлинного ввоза в РФ. На пике этого ажиотажа из страны вывозилось более 300 авто в день.
В последующие года этот поток резко поубавился, т. к. из Беларуси массовая продажа в Россию просто вымыла выгодные варианты проходных авто, ведь сама республика имеет небольшой автопарк со своими скромными 9-ю млн населения.
А в июле 2011 г. таможенный контроль был вынесен на внешние границы ТС и льготные белорусские таможенные законы были заменены на общие, что подорвало канал поступления иномарок из ЕС по выгодной цене, т. к. ранее НДС на авто в Беларуси бралось не с общей суммы, а лишь с прибыли от сделки.
А с 1 января 2014 г. все экспортируемые в Таможенный союз машины обязали соответствовать экостандарту «Евро-5», что еще более сузило поток бюджетных БУ иномарок.
Потом был обвал валютного рынка и на какое-то время ситуация поменялась в обратную сторону – уже белорусы скупали в России автомобили, которые из-за девальвации рубля стало выгодно покупать.
В настоящий момент ситуация со всем этим стабилизировалась, никакого ажиотажа на авторынке не наблюдается, продажа идет уже в обе стороны в примерно равных пропорциях.
Несмотря на то, что при покупке авто в Беларуси уже нет прямой финансовой выгоды, их все же там покупают. Это касается машин как с пробегом, так и новых, продающихся в автосалоне. Чем же привлекают россиян подобные сделки?
Оказывается, все довольно просто:
Еще в Беларуси отмечена много меньшая склонность продавцов к смотке пробега, что в РФ считается чуть ли не обязательной процедурой предпродажной подготовки. Дело порой доходит до курьезов, когда покупатель из России отказывается брать белорусский вариант в пользу машины с меньшим пробегом у себя дома.
В результате некоторые белорусские продавцы, специально сматывают пробег под российского покупателя, и если покупает белорус, то ему говорят, что пробег смотан в психологических целях.
В одной из прошлых статей я рассказывал про особенности продажи автомобиля в Беларуси – там расписаны особенности проведения сделки ее гражданином внутри страны, что дает представление об отличиях местной купли-продажи от российской.
Поэтому тут я не буду сильно повторяться, а акцентирую внимание на том, чего нет в той публикации. Но все же давайте на скорую руку освежим в памяти правила и особенности купли-продажи в РБ.
Статья в тему: Продажа авто в Беларуси: где и как это делать + необходимые бланки и список популярных моделей
Транспортное средство перед продажей обязательно снимается хозяином с регистрационного учета в отделениях РЭП (регистрационно-эксплуатационное подразделение) ГАИ и продается на «транзитах», на которых можно ездить течение 3-х месяцев, но сам срок продажи (без права передвижения) не ограничен. То есть, если ваша машина вывозится из РБ автовозом, то не принципиально работают «транзиты» или уже нет.
В Беларуси сделку можно провести двумя путями:
Эти документы в обязательном порядке нужно заверять в РЭП по соответствующему заявлению. Причем, по схеме ДКП требуется присутствие обоих сдельщиков, а по схеме справки-счет достаточно одного покупателя.
При каких-либо затруднениях в РЭП могут оказать бесплатную и платную помощь в оформлении, за плату можно также оформить документацию (включая справку-счет) в конторках, расположенных близ ГАИ и на авторынках.
Вот ссылки на бланки документации для сделки:
В Беларуси действуют два крупных авторынка: «Ждановичи» и «Малиновка», на которых можно за день-два подобрать требуемый вариант. Однако россиянам лучше всего найти один или несколько подходящих предложений дистанционно, при помощи белорусских автомобильных интернет-порталов.
Два крупнейших из них это:
Для полноценного мониторинга поступающих предложений их будет вполне достаточно. Однако для тех, кто любит более основательный подход я даю дополнительный список автосайтов Байнета:
Если вы интересуетесь региональными авторынками, то соответствующие запросы по областям можно задать в белорусском Яндексе, что даст вам более расширенный поиск. Еще можете иметь в виду специализированный еженедельник «АВТОбизнес», где печатается много объявлений из областей.
Статья в тему: Топ 7 популярных сайтов для купли-продажи авто в Беларуси
Кстати, на ведущих российских автопорталах, наподобие Auto.ru, также нередко можно встретить объявления от белорусских продавцов. Да и на национальных ресурсах многие объявления ориентированы на россиян (с указанием проходимости для РФ).
Для ввоза в Россию машин зарубежного автопрома они должны соответствовать европейскому экологическому стандарту актуальной версии. На сегодняшний день (с января 2014 г.) действует экостандарт Евро-5, и его сертификат фигурирует в списке обязательной документации для пересечения российско-белорусской границы.
Однако тут я сделаю уточнение, на случай если по каким-либо причинам данный сертификат получить не удастся. Дело в том, что согласно положениям ЕАЭС, требование экологической сертификации предъявляется к ввозимым транспортным средствам (ТС) из-за рубежа. А через границы стран-участниц ЕАЭС (РФ, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения), можно свободно перемещать любой транспорт, хоть дедушкину «Победу».
Но здесь до сих пор еще наблюдается косность исполнительной таможенной власти: на некоторых таможнях при отсутствии сертификата Евро-5 могут возникнуть проблемы. Сейчас они постепенно сходят на нет, но ранее по этому поводу постоянно возникали разрешаемые в ту или иную пользу судебные тяжбы. Поэтому лучше, чтобы данный сертификат был.
Сертификат экологического стандарта выдается таможенной службой или специализированными центрами сертификации ТС. На сегодня такие сертификаты выдаются и в Беларуси, но следует учесть, что там эти документы могут быть недействительны, т. к. в 2013 г. многие учреждения-сертификаторы потеряли свои аттестаты из-за вскрывшихся нарушений, но продолжали выдавать документы, на что уже не имели права.
Такие сертификаты потом будут аннулированы в РФ, что в 2014 г. происходило в массовом порядке. Но вам подобное мошенничество принесет мало вреда, если сам автомобиль будет соответствовать классу Евро-5. Большинство таможен сейчас пропускают такие машины даже без наличия сертификата.
Кстати, по новым правилам, в РБ запрещен ввоз физлицами китайских автомашин.
Поэтому, если на машину нет экологического сертификата, но она соответствует экоклассу Евро-5, то вам беспокоиться не о чем – документ вы получите без труда позже.
Но если экокласс машины не соответствует требуемому, тогда нужно провести соответствующую доработку двигательного агрегата, которая производится аккредитованными СТО, и получить соответствующий документ это подтверждающий. По закону для доводки двигателей до нужных экостандартов подходят машины не старше 2004 г. выпуска.
Но, как я уже вам говорил, во всей строгости это касается только пересечения внешних границ, а внутри Союза вы имеете полное право завезти непроходное авто куда вам нужно, хотя, повторюсь, не факт, что власти посмотрят на это благосклонно – возможно придется столкнуться с бюрократизмом.
К сожалению, соответствие экологическому классу белорусских машин имеет особенную критичность, т. к. прямо влияет на возможность регистрации ТС на территории РФ.
Дело в том, что в Беларуси не существует паспорта транспортного средства (ПТС) в его российском варианте. Техпаспортом там называют «пластик» – то, что в России именуется СТС (свидетельство о регистрации) и он выполняет функции обоих документов.
При покупке автомобиля в РБ, ПТС выдается на российской таможне, но для этого машина должна иметь приемлемый экологический класс. То есть, получается, что купить и завезти (например, автовозом) непроходное авто из Беларуси можно, но ездить на нем без реконструкции по дорогам общего пользования будет нельзя.
Приведу приблизительную схему действий при покупке автомобиля в РБ, но замечу, что многое из этого я детально описал в статье о правильной покупке авто.
В Беларуси вы можете легко купить как подержанную, так и новую машину, даже в рассрочку (отделения Сбербанка широко представлены в этой стране).
Главное для вас найти подходящий вариант, у которого нет описанных выше несоответствий и тогда сделка пройдет быстро и без особой нервотрепки.
В завершение хочу уточнить, что имеющаяся в РБ возможность продажи авто «на номерах» по упрощенной схеме подходит только для не
Многие автомобилисты полагают, что растаможить авто и Белоруссии проще, недели ввозить транспортное средство из всякого европейского государства. Основанием для таких предположений является близкая территориальная расположенность стран, а также Таможенным союз меж ними, что действует с 2010. Но проблему того, нужно ли растаможивать авто из Белоруссии, решается не так просто, как кажется. По сути, немного упрощено таможенное регулирование, но не более.
Разрешая вопрос насчет того, надо ли растаможивать авто из Белоруссии, необходимо учитывать дату ввоза ТС в республику.
На итоговую цену влияют следующие моменты:
Решать проблему касательно того, как растаможить машину из Белоруссии, надо заранее. Это потому, что ТС обязано отвечать всем европейским стандартам. Законность процесса подтверждается по базе данных, и если в ней нет ТС, то процесс существенно затягивается.
По законам России ездить на машине можно только с паспортом. Дабы его заполучить в таможенный отдел следует предоставить такую документацию:
Далее осуществляет процедура уплаты:
Все прекрасно знают, что машины из Белоруссии можно купить без растаможки. Для этого надо, дабы транспорт попадал под установленные параметры.
От оплаты госпошлины владелец освобождается в таких ситуациях:
Если же вы покупаете машину на евро номерах, то все налоговые сборы выплачиваются полностью.
Таможенный союз между Республикой Беларусь, Казахстаном и Российской Федерацией значительно упростил процедуру ввоза автомобилей с территории одного из государств, входящего в таможенный союз, на территорию другого. Это объясняется единой таможенной границей, а также беспрепятственным перемещением товаров на территории стран союза. С развитием дружественных отношений продолжается также и упрощение таможенного контроля и регулирования. Беспошлинно с первых чисел января 2013 года растаможка авто из Белоруссии может осуществляться, если оно принадлежит к товарам из таможенного союза. Также если паспорт авто был получен позднее первого января 2010 года, выплата разницы между таможенными сборами России и Беларуси отменяется.
Обязательной является белорусская растаможка и соответствие условиям стандарта "Евро-5". Следует заметить, что необходимо с внимательностью отнестись к выбору авто, а также к подготовке документов на него, так как если легальность ввоза автомобиля в Республику Беларусь не будет подтверждена в базе данных, придется делать письменный запрос. В связи с этим растаможка авто из Белоруссии может занять длительное время. Российское законодательств допускает транспортное средство к участию в дорожном движении только при наличии паспорта автомобиля. Этот документ оформляется покупателем в таможенном органе по месту проживания.
1) технический паспорт, полученный при покупке авто;
2) сертификат о соответствии стандарту "Евро-5";
3) паспорт автовладельца;
4) счет-справка на имя покупателя о купле-продаже;
5) ИНН автовладельца для уплаты утилизационного сбора;
6) документ, содержащий данные транспортного средства.
Отметим также, что оформление и растаможка в России, даже если вы будете добираться на этом автомобиле, происходит не на таможенной границе, а на таможенном посту, действующем по месту проживания автовладельца. Стоимость растаможки будет зависеть от года выпуска, стоимости авто и мощности его двигателя.
С появлением таможенного союза и введением утилизационного сбора для россиян усложнились условия покупки подержанных автомобилей из Европы. Однако возможность пригнать авто из Беларуси есть, она остается финансово привлекательной по следующим причинам:
Наблюдается и обратная тенденция: жители республики обращают внимание на выгодные цены в московских автосалонах. Находятся желающие пригнать авто из России в Беларусь и в обратном направлении.
Пригнать машину из Беларуси в Россию можно на платформе автовоза или своим ходом. Экономически выгоднее второй вариант. Делясь впечатлениями, опытные перегонщики отмечают отличное качество дорог в республике, вежливое обращение сотрудников дорожной инспекции, высокий уровень сервиса (шиномонтаж, заправки). Совершая покупку, следует знать, что в Россию нельзя ввозить автомобили старше 2005 года. Важен факт растаможки авто по белорусским законам:
Для беспроблемного пересечения границы требуется договор купли-продажи или справка-счет, свидетельство о снятии с учета в ГАИ и транзитные номера. Паспорт транспортного средства выдается уже в российских городах.
Профессиональным перевозчикам отлично известны все нюансы процедуры, они могут быстро осуществить перегон машин из Беларуси в Россию. Задача владельца — найти таких исполнителей, освободив себя от утомительной процедуры сбора документов и длительного путешествия, на которое может не быть времени.
Сервисы по поиску профессиональных перегонщиков сильно облегчили данный вопрос в аспекте времени, финансов, качества услуги. Используя наш сервис, вы можете с экономией до 50% пригнать авто из Беларуси в Россию, заказать квартирный переезд, пассажирские грузоперевозки и др.
Использовать сервис несложно: несколько минут занимает размещение запроса. Затем нужно просто принять наиболее выгодное предложение по цене и условиям. Используйте возможность дешево пригнать авто в Беларусь или из республики!